Генерал Борисенко Анатолий Иванович биография

Центр военно-политических исследований

Вы здесь

Борисенко Анатолий Иванович

Дата рождения:

Генерал-майор запаса. С 1997 по 2009 гг. – заместитель командующего войсками СибВО по воспитательной работе – начальник управления воспитательной работы.
Родился 7 ноября 1949 года в городе Каган Бухарской области Республики Узбекистан в семье военнослужащего.

Окончил с золотыми медалями Свердловское суворовское военное училище и Казанское высшее танковое командное Краснознаменное училище, а затем и Военную академию бронетанковых войск. В течение пяти лет проходил службу в Группе советских войск в Германии на должностях командира танкового взвода, роты, начальника штаба отдельного танкового батальона.

В 1980 году после окончания академии был распределен в Забайкальский военный округ, где служил начальником штаба танкового полка, командиром полка (станция Шерловая гора), заместителем командира дивизии.

С 1997 по сентябрь 2009 года — заместитель командующего войсками СибВО по воспитательной работе — начальник управления воспитательной работы округа.

21 сентября 2009 года был награжден медалью «За заслуги перед Забайкальским краем». Тогда же уволен в запас. Проживает в Москве.

Генерал Борисенко Анатолий Иванович биография

Аргументы генерала Борисенко

Интервью подготовил Тарас РУДЫК, «Красная звезда».

По итогам прошлого года в соединениях и частях Сибирского военного округа число правонарушений и преступлений в сравнении с 2005 годом сократилось на 33,7%. Так, количество случаев неуставных взаимоотношений снижено почти на 30%, уклонения от военной службы – на 14%, хищений государственного и военного имущества и материальных средств – на 66%.
Статистика, согласитесь, впечатляет. О том, как удалось достичь таких результатов, «Красной звезде» рассказал заместитель командующего войсками СибВО по воспитательной работе — начальник управления воспитательной работы округа генерал-майор Анатолий БОРИСЕНКО.

Генерал-майор Борисенко Анатолий Иванович родился 7 ноября 1949 г. в городе Каган Бухарской области Республики Узбекистан в семье военнослужащего.
Окончил с золотыми медалями Свердловское суворовское военное училище и Казанское высшее танковое командное Краснознаменное училище, а затем и Военную академию бронетанковых войск. В течение пяти лет проходил службу в Группе советских войск в Германии на должностях командира танкового взвода, роты, начальника штаба отдельного танкового батальона. В 1980 г. после окончания академии был распределен в Забайкальский военный округ, где служил начальником штаба танкового полка, командиром полка, заместителем командира дивизии.
С 1997 г. — заместитель командующего войсками СибВО по воспитательной работе — начальник управления воспитательной работы округа.

— Анатолий Иванович, за счет чего удалось более чем на треть уменьшить число правонарушений и преступлений в масштабах столь большой армейской структуры, как военный округ, чьи воинские части дислоцированы на территориях 16 субъектов страны? И можно ли в связи с этим сегодня говорить, что в СибВО накоплен уникальный опыт организации и проведения воспитательной работы, который полезно перенять другим?
— Результаты, которых мы добились по многим направлениям, с одной стороны, безусловно, воодушевляют, а с другой — вовсе не успокаивают, поскольку воспитательная работа – процесс непрерывный. Если все же давать оценку данной статистике, то она – итог не каких-то разовых или эпизодических усилий, а кропотливой плановой работы, которая ведется в нашем округе уже не один год. Теперь я действительно могу с уверенностью сказать, что в СибВО сложилась и успешно функционирует весьма эффективная система воспитательной работы, укрепления правопорядка и воинской дисциплины.
Прежде всего у нас нет столь размытого понятия, как воспитательная работа в общем и в целом. Воспитательное воздействие видим целенаправленным, конкретным, адресным и как итог — результативным. Поэтому ставку делаем на работу с различными категориями военнослужащих, будь то солдаты по призыву или по контракту, молодые офицеры или прапорщики.
Предыдущий опыт научил тому, что многие негативные явления, например такие, как пресловутая «дедовщина», можно предотвратить. Каким образом? Не создавать для них предпосылки. Не рубить зло, как это принято говорить, на корню, а не позволять, чтобы его корешки проросли. В округе начиная с 2003 года решением командующего войсками генерала армии Макарова Николая Егоровича ни одного молодого солдата по призыву, не направляют в линейные части. Все без исключения начинают службу в учебных частях и соединениях либо в учебных батальонах, которые мы создаем в частях сокращенного состава. Получив подготовку по одной из воинских специальностей они только через полгода идут служить в войска. Словом, в первые дни службы парни не попадают в линейные полки и бригады, где «дедовщина» еще не изжита.
В то же время мы не так уж и много изобрели чего-то нового, неординарного. Ведь ключевые направления воспитательной работы четко определены в соответствующих приказах, директивах, наставлениях и учебных пособиях, и требуется лишь неукоснительно их выполнять. Главное – убедить (а если это не получается, то в приказном порядке заставить) всех должностных лиц работать в соответствии с их служебными обязанностями. Методы воспитания, конечно, необходимо развивать и совершенствовать, но не стоит кардинально перестраивать всю систему воспитательной работы, так как таким образом можно в горячке наломать дров. Ведь эта система формировалась в Вооруженных Силах десятилетиями, и она проверена не только мирными буднями, но и, что особенно важно, кровопролитными войнами. Как и 20 или 50 лет назад, объектом воспитания, психологического анализа и психологической коррекции выступал человек – военнослужащий или служащий.
Начиная с 2003 года наше управление во взаимодействии с военной прокуратурой округа, военными судами проводит недели воспитательно-правовых мероприятий в частях, неблагополучных по состоянию правопорядка и воинской дисциплины. С этой целью в гарнизонах постоянно работают мобильные воспитательные группы в количестве 15-20 офицеров. Обычно в состав такой группы входят не только подполковники и полковники из нашего управления, но и должностные лица из других управлений и служб округа и военной прокуратуры. Каждый из этих офицеров на период командировки получает задачу на работу в конкретном подразделении. Например, представитель управления вооружения курирует ремонтную роту полка, офицер управления инженерных войск – инженерно-саперную.
Однако не подумайте, что группа выезжает в тот или иной военный гарнизон лишь исключительно в связи с произошедшим там чрезвычайным происшествием. Своими регулярными выездами в части Сибири и Забайкалья мы упреждаем такие ЧП.
— Какие конкретно задачи решают мобильные группы?
— Работу мобильная группа строит в соответствии с планом, утвержденным командующим войсками округа. В этом плане десятки наиболее злободневных вопросов, которые определены как командованием округа, так и офицерами нашего управления. В их числе — методика обучения и воспитания в ходе плановых занятий с личным составом, индивидуальная воспитательная работа, медико-психологическое сопровождение боевой подготовки, контроль за работой войсковых психологов, работа с военнослужащими, имеющими дефицит массы тела, многие другие вопросы.
До обеда в частях проходит плановая боевая учеба с личным составом, и члены мобильной группы участвуют в этих занятиях – контролируют их подготовку, проведение и оказывают методическую помощь руководителям. После обеда — инструкторско-методические занятия с определенной категорией должностных лиц. Например, сегодня — с командирами взводов, завтра – с ротными и их заместителями по воспитательной работе, а послезавтра – с комбатами и их заместителями. На четвертый день — с офицерами управления части.
— Не так давно министр обороны России с обеспокоенностью говорил, что в Вооруженных Силах наблюдается рост преступлений, совершаемых офицерами из корыстных побуждений. Насколько это злободневно для войск и учреждений СибВО?
— За прошедший год офицерская преступность в Сибирском военном округе сокращена на четверть. Этому во многом способствовала не только та предупредительная и профилактическая работа военной прокуратуры и командования округа, но и результаты расследования и решения судов по некоторым уголовным делам, получившим общественный резонанс. Мы ведь ничего негативного не скрываем, а порой сами искренне заинтересованы, чтобы о проворовавшемся офицере или прапорщике рассказали на телевидении, написали о нем с пристрастием в газетах. Пусть те, у кого руки чешутся на военное или государственное имущество, после телерепортажа задумаются: а стоит ли что-либо прикарманивать, чтобы потом угодить в тюрьму?
Нам удалось сократить не только офицерскую преступность. В округе на 30 процентов уменьшилось количество преступлений, совершенных солдатами и сержантами по призыву, и на 20 процентов – служащими Российской армии. Зато в три раза увеличилось число правонарушений среди военнослужащих (теперь, разумеется, уже бывших), проходивших службу по контракту – с 54 случаев до 161. Сейчас именно в этом направлении наиболее активно работаем совместно с военной прокуратурой. К сожалению, здесь спрогнозировать ситуацию оказалось труднее, так как, выполняя Федеральную целевую программу по отбору граждан на контрактную службу, очень непросто выявить недобросовестных, склонных к противоправным действиям. Все большее значение имеет качество отбора военнослужащих запаса как в военкоматах, так и в частях. Кстати, недавно под руководством командующего войсками округа проведено первое окружное совещание сержантов, на котором эти вопросы были в центре внимания.
— Иные командиры недооценивают роль психологов в воспитательном процессе…
— Только не в Сибирском военном округе. Кроме того, что у нас почти в каждом батальоне и дивизионе, в полку и бригаде постоянной готовности, дивизии и объединении есть штатный психолог, это поле деятельности еще и заместителей командиров подразделений по воспитательной работе. Они организуют и проводят психологическую работу, и это позволяет выявлять лиц с неудовлетворительной нервно-психической устойчивостью, осуществлять медико-психологическое сопровождение прохождения службы данных военнослужащих.
В начале каждого периода обучения с военными психологами проводим плановые сборы, так как большое количество офицеров, занимающих эти должности, окончили не военно-учебные заведения, а гражданские вузы, хотя и по специализации «психология». К сожалению, питомцев Военного университета с этой специализацией мы уже несколько лет подряд принимаем в недостаточном количестве.
Считаю, давно пора расширить штат психологической службы округа. Ее у нас возглавляет подполковник Владимир Вакуленко. Он работает много и на совесть, но что это за служба, в которой всего два человека – офицер и служащий Российской армии?
В целом же работу наших военных психологов можно оценить хорошо, хотя бы потому, что в округе удалось сократить число суицидальных происшествий. Если в 2005-м в соединениях и частях произошло 16 суицидов, то в прошлом году – 7. Конечно, лучше бы на эту тему вообще не вести речь, но проблема остается. Непросто выявить людей, склонных к самоубийству, трудно понять мотивацию человека, решившего уйти из жизни. Чаще всего это происходит из-за различного рода семейных неурядиц. Вот почему психолог должен вникать не только в моральный микроклимат в казарме и офицерском холостяцком общежитии, но и в атмосферу, царящую в семьях военнослужащих и гражданского персонала частей.
— Во всех ли ротах и батареях сегодня есть заместители командиров по воспитательной работе?
— Я повторюсь: важно уметь прогнозировать ситуации. Еще в 2000—2002 гг. мы начали готовить заместителей командиров рот (батарей) по воспитательной работе на 34-х курсах младших офицеров Сухопутных войск. Отбирали для обучения людей, имеющих наиболее высокий уровень общеобразовательной подготовки, а также тех, кто окончил гражданские высшие учебные заведения. Конечно, профессиональную подготовку в военном училище не заменить курсами, но тем не менее во многих ротах и батареях, где раньше не было «замполитов», появились люди, которые целенаправленно занимаются воспитанием личного состава. Сегодня более 92% подразделений СибВО укомплектованы заместителями командиров по воспитательной работе. При этом мы очень надеемся на те дипломированные кадры, которые вскоре будут поступать в наши соединения и части из Новосибирского высшего военного командного училища, где возобновлена подготовка соответствующих специалистов.
— Каковы особенности воспитательной работы в частях, укомплектованных на контрактной основе?
— В округе издан ряд учебно-методических пособий по работе с военнослужащими по контракту. Причем часть методичек предназначена для солдат, сержантов и старшин, а другие — для офицеров.
Однако, как бы ни были хороши теоретические составляющие, регламентирующие службу контрактников, если этим людям не создать хорошие условия для жизни, то мы будем постоянно сталкиваться с массой проблем, главная из которых — преждевременная ротация кадров. К сожалению, при разработке Федеральной целевой программы не все было учтено. В нашем округе построены прекрасные военные городки, благоустроенные общежития. В этих общежитиях – сушилки, душевые кабины, кухни, в каждой комнате проживают по два-три человека. В комнатах досуга – современная теле-, аудио- и видеоаппаратура. Но оказалось, всего этого недостаточно, чтобы человек нормально себя чувствовал, особенно в отдаленных гарнизонах. При разработке ФЦП упущен вопрос организации досуга контрактников и членов их семей — государством не были выделены финансовые средства на строительство солдатских клубов, спортивных сооружений. В отдаленных забайкальских и сибирских гарнизонах, где дислоцируются контрактные полки и бригады, необходимо построить культурно-развлекательные и спортивные центры. И нужно еще подумать, каким образом привлечь в эти глухие и дикие места дипломированных специалистов. Тех, кто будет руководить детскими театральными студиями и кружками, тренировать ребят в борцовских и тренажерных залах, в бассейнах и на теннисных кортах. Это крайне необходимо, чтобы в нашей российской глубинке появились такие культурные и спортивные островки цивилизации. Необходимо не только для армии, но и для страны, общества.
Но и это не самое важное. Большинство военнослужащих по контракту – семейные люди. Человек будет нормально служить, и на душе у него будет спокойно, если он знает, что дома его ждет семья: жена, дети. Тогда в свободное время он не пойдет в пивнушку прожигать денежное довольствие, а будет заниматься воспитанием детей. Вот меня спрашивают некоторые должностные лица: что все-таки делать, чтобы контрактник не запил? А нужно всего лишь, чтобы к этому солдату или сержанту приехали в Кяхту из Иркутской области или Красноярского края жена и двое детей. Женатых контрактников нужно обязательно обеспечить жильем. Эту первоочередную проблему мы решили в большинстве частей, переводимых на новый способ комплектования. Например, в одном из самых отдаленных гарнизонов округа – Борзинском, где очень тяжелые климатические условия, капитально отремонтированы несколько заброшенных пятиэтажных домов. Сотни контрактников получили и получат ключи от благоустроенных квартир.
Еще одна важная задача — перестроить психологию офицеров, начиная с командира взвода и заканчивая командиром полка, в их взаимоотношениях с бывшими воинами запаса. Стиль и методы работы, которые применялись по отношению к солдатам и сержантам срочной службы, совершенно неприемлемы к этому контингенту военнослужащих. Здесь одними приказами, а порой и окриками здоровые взаимоотношения не обеспечишь. То, что могли стерпеть 18-летние юноши, вызывает противление у взрослых мужчин, требующих к себе в первую очередь уважительного отношения.
И, наконец, четвертая проблема – соблюдение регламента служебного времени. Ведь, по сути, контракт – это тот же трудовой договор, который люди заключают, работая на «гражданке». И если служебное время контрактника ограничено, то после 19.00 никто в части не имеет права задерживать этого человека без веских на то оснований – ни командир взвода, ни командир полка.
— 15 февраля в соединениях и частях Вооруженных Сил завершилось формирование родительских комитетов. Чувствуется ли их влияние в воинских коллективах?
— Это еще одно эффективное звено в системе воспитательной работы. Нужно понимать, что даже самую благую идею можно запросто убить формализмом при ее реализации. Мы подошли неформально к созданию таких комитетов. В них вошли матери и отцы солдат, проживавших перед призывом на незначительном удалении от мест дислокации полков, бригад и дивизий. Ведь что такое матери добираться из Краснодара в Борзю, где служит сын? Это не одна тысяча километров.
Мы оперативно реагируем на информацию, которая поступает к нам от родителей. Я уверен, что родительские комитеты будут трудиться плодотворно. Например, мне по душе настрой на работу комитета под председательством Натальи Анатольевны Деграфт. Он был создан в учебном танковом полку окружного учебного центра в день принятия молодыми воинами военной присяги. Важно, что родители поняли главное: они в одной связке, в одной команде с офицерами и вместе с ними будут решать общую и очень непростую задачу – воспитывать солдат, своих сыновей, защитников одного на всех Отечества.
— Анатолий Иванович, какими качествами в сегодняшних условиях должен, на ваш взгляд, обладать офицер-воспитатель, чтобы подчиненные действительно тянулись к нему, как к отцу родному, со всеми заботами и проблемами?
— Офицер-воспитатель обязан быть профессионалом во всех сферах военной службы. В первую очередь надо хорошо знать боевую подготовку, разбираться в вопросах боевой и мобилизационной готовности, тылового и технического обеспечения.
Наряду с вопросами укрепления воинской дисциплины и уставного порядка заместитель командира роты или полка по воспитательной работе обязан, во-первых, контролировать всестороннее обеспечение военнослужащих всеми видами довольствия. Это и есть забота о людях не на словах, а на деле. Во-вторых, он должен быть в курсе организации и проведения занятий по боевой подготовке. А для этого необходимо совершенствовать личную полевую выучку.
Я часто бываю в Новосибирском высшем военном командном училище, где с недавнего времени возобновлена подготовка будущих офицеров-воспитателей для войскового звена, и в беседе с курсантами всегда нацеливаю их именно на такую комплексную работу.
В Сибирском военном округе немало хороших офицеров-воспитателей. В их числе – заместитель начальника окружного учебного центра по воспитательной работе полковник Владимир Попов, заместители командиров частей по воспитательной работе подполковник Андрей Тюхтеев, майор Андрей Стрельцов, подполковник Летыч… Эти и многие другие люди – кузнецы сибирского духа солдат и офицеров. Того самого духа, память о котором не меркнет со времен Великой Отечественной.

Борисенко Анатолий Иванович

Родился 7 ноября 1949 года в городе Каган Бухарской области Республики Узбекистан в семье военнослужащего.

Окончил с золотыми медалями Свердловское суворовское военное училище и Казанское высшее танковое командное Краснознаменное училище, а затем и Военную академию бронетанковых войск. В течение пяти лет проходил службу в Группе советских войск в Германии на должностях командира танкового взвода, роты, начальника штаба отдельного танкового батальона.

В 1980 году после окончания академии был распределен в Забайкальский военный округ, где служил начальником штаба танкового полка, командиром полка (станция Шерловая гора), заместителем командира дивизии.

С 1997 по сентябрь 2009 года — заместитель командующего войсками СибВО по воспитательной работе — начальник управления воспитательной работы округа.

21 сентября 2009 года был награжден медалью «За заслуги перед Забайкальским краем». Тогда же уволен в запас. Проживает в Москве.


источники:

http://old.redstar.ru/2007/03/28_03/2_01.html

http://zab.ru/dosie/519