Где Родился Глинка Композитор биография

Михаил Глинка

Биография

Михаил Глинка – русский композитор, основоположник русской национальной оперы, автор всемирно известных опер «Жизнь за Царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила».

Глинка Михаил Иванович родился в родовом имении своей семьи в Смоленской области 20 мая (1 июня) 1804 года. Его отец был потомком обрусевшего польского шляхтича. Родители будущего композитора приходились друг другу дальними родственниками. Мать Михаила Евгения Андреевна Глинка-Земелька была троюродной сестрой его отца — Ивана Николаевича Глинки.

Михаил Глинка в последние годы

Мальчик рос болезненным и слабым ребенком. Воспитанием Михаил первые десять лет его жизни занималась мать отца Фёкла Александровна. Бабушка была бескомпромиссной и строгой женщиной, культивировала в ребенке мнительность и нервозность. Обучался внук Фёклы Александровны на дому. Первый интерес к музыке проявился у мальчика в раннем детстве, когда он пытался имитировать колокольный звон с помощью медной домашней утвари.

После смерти бабушки воспитанием Михаила занялась его мать. Она устроила сына в петербургский пансион, в котором учились только избранные дворянские дети. Там Михаил познакомился со Львом Пушкиным и его старшим братом. Александр Сергеевич навещал родственника и знал его близких друзей, одним из которых был Михаил Глинка.

Михаил Глинка в молодости

В пансионе будущий композитор начал брать уроки музыки. Его любимым учителем был пианист Карл Майер. Глинка вспоминал, что именно этот преподаватель повлиял на формирование его музыкального вкуса. В 1822 году Михаил окончил обучение в пансионе. В день выпуска он вместе с преподавателем Майером публично исполнил концерт Гуммеля для фортепиано. Выступление имело успех.

Начало карьеры

Первые сочинения Глинки относятся к периоду выпуска из пансиона. В 1822 году Михаил Иванович стал автором нескольких романсов. Один из них «Не пой, красавица, при мне» был написан на стихи Александра Пушкина. Знакомство музыканта с поэтом произошло во время учебы, но через несколько лет после выпуска Глинки из пансиона молодые люди стали друзьями на почве общих интересов.

Михаил Иванович с детства отличался слабым здоровьем. В 1923 году он отправился на Кавказ, чтобы пройти лечение минеральными водами. Там он любовался пейзажами, изучал местные легенды и народное творчество, занимался здоровьем. После возвращения с Кавказа Михаил Иванович почти год не покидал свое родовое имение, создавая музыкальные композиции.

Михаил Глинка на Кавказе

В 1924 году он уехал в столицу, где устроился на службу в Министерство путей и сообщения. Не прослужив и пяти лет, Глинка вышел в отставку. Причиной ухода со службы стал недостаток свободного времени для занятий музыкой. Жизнь в Петербурге подарила Михаилу Ивановичу знакомства с выдающимися творческими людьми его времени. Окружение разжигало у композитора потребность в творчестве.

В 1830 году состояние здоровья Глинки ухудшилось, музыкант был вынужден сменить Петербургскую сырость на более теплый климат. Композитор отправился на лечение в Европу. Оздоровительную поездку в Италию Глинка совместил с профессиональным обучением. В Милане композитор познакомился с Доницетти и Беллини, изучал оперу и бельканто. Через четыре года своего пребывания в Италии Глинка уехал в Германию. Там он брал уроки у Зигфрида Дена. Прервать обучение Михаилу Ивановичу пришлось из-за неожиданной кончины отца. Композитор спешно вернулся в Россию.

Расцвет карьеры

Музыка занимала все мысли Глинки. В 1834 году композитор начал работать над своей первой оперой «Иван Сусанин», которая позднее была переименована в «Жизнь за царя». Первое название сочинению вернули в советское время. Действие оперы происходит в 1612 году, но на выбор сюжета повлияла война 1812 года, случившаяся во времена детства автора. Когда она началась, Глинке было всего восемь лет, но ее влияние на сознание музыканта сохранилось на несколько десятилетий.

В 1842 году композитор окончил работу над своей второй оперой. Произведение «Руслан и Людмила» было представлено в тот же день, что и «Иван Сусанин», но с разницей в шесть лет.

Михаил Глинка

Глинка писал свою вторую оперу долго. Ему потребовалось около шести лет, чтобы окончить эту работу. Разочарованию композитора не было предела, когда произведение не возымело должного успеха. Волна критики раздавила музыканта. Также в 1842 году у композитора наметился кризис в личной жизни, что повлияло на эмоциональное и физическое здоровье Глинки.

Неудовлетворенность жизнью подтолкнула Михаила Ивановича предпринять новое долгосрочное путешествие в Европу. Композитор посетил несколько городов Испании и Франции. Постепенно он вернул себе творческое вдохновение. Результатом его поездки стали новые произведения: «Арагонская хота» и «Воспоминание о Кастилии». Жизнь в Европе помогла Глинке восстановить уверенность в себе. Композитор снова отправился в Россию.

Некоторое время Глинка провел в родовом имении, потом жил в Петербурге, но светская жизнь утомляла музыканта. В 1848 году он оказался в Варшаве. Там музыкант прожил два года. Этот период жизни композитора ознаменован созданием симфонической фантазии «Камаринская».

Последние пять лет жизни Михаил Иванович провел в разъездах. В 1852 году композитор отправился в Испанию. Состояние здоровья музыканта было слабым, и, когда Глинка добрался до Франции, он решил остаться там. Париж ему благоволил. Ощутив подъем жизненных сил, композитор начал работу над симфонией «Тарас Бульба». Прожив около двух лет в Париже, музыкант со всеми своими творческими начинаниями отправился на родину. Причиной для такого решения послужило начало Крымской войны. Симфония «Тарас Бульба» так и не была окончена.

Вернувшись в Россию в 1854 году, музыкант написал мемуары, которые были изданы спустя 16 лет под названием «Записки». В 1855 году Михаил Иванович сочинил романс «В минуту жизни трудную» на стихи Михаила Лермонтова. Через год композитор отправился в Берлин.

Личная жизнь

Биография Глинки — это история любви человека к музыке, но была у композитора и более обыденная личная жизнь. Во время своих путешествий по Европе Михаил стал героем нескольких амурных приключений. Вернувшись в Россию, композитор решил жениться. По примеру отца он выбрал в спутницы жизни свою дальнюю родственницу. Женой композитора стала Мария (Марья) Петровна Иванова.

Михаил Глинка с женой

У супругов была четырнадцатилетняя разница в возрасте, но композитора это не остановило. Брак оказался несчастливым. Михаил Иванович быстро понял, что ошибся с выбором. Брачные узы связывали музыканта с нелюбимой супругой, а сердце было отдано другой женщине. Новой любовью композитора стала Екатерина Керн. Девушка была дочерью музы Пушкина, которой Александр Сергеевич посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье».

Знаменитая Анна Керн

Отношения Глинки с возлюбленной длились почти 10 лет. Большую часть этого времени музыкант официально был женат. Его законная супруга Мария Иванова, не прожив и года в законном браке, начала искать амурные приключения на стороне. Глинка знал о ее похождениях. Супруга упрекала музыканта в расточительстве, скандалила и изменяла. Композитор был очень подавлен.

Михаил Глинка и Екатерина Керн

Через шесть лет брака с Глинкой Мария Иванова тайно обвенчалась с корнетом Николаем Васильчиковым. Когда это обстоятельство открылось, Глинка получил надежду на развод. Все это время композитор состоял в отношениях с Екатериной Керн. В 1844 году музыкант понял, что накал любовных страстей угас. Еще через два года он получил развод, но на Екатерине так и не женился.

Глинка и Пушкин

Михаил Иванович и Александр Сергеевич были современниками. Пушкин был старше Глинки всего на пять лет. После того, как Михаил Иванович перешагнул рубеж в двадцать лет, у них с Александром Сергеевичем появилось много общих интересов. Дружба молодых людей продолжалась до трагической гибели поэта.

Картина «Пушкин и Жуковский у Глинки». Художник Виктор Артамонов

Глинка задумал оперу «Руслан и Людмила» для того, чтобы иметь возможность поработать с Пушкиным. Смерть поэта сильно замедлила процесс создания оперы. В итоге ее постановка почти провалилась. Глинку называют “Пушкиным от музыки”, ведь он внес такой же посильный вклад в становление русской национальной оперной школы, как его друг в развитие русской литературы.

Смерть

В Германии Глинка занимался изучением творчества Иоганна Себастьяна Баха и его современников. Не прожив в Берлине и года, композитор скончался. Смерть настигла его в феврале 1857 года.

Памятник на могиле Михаила Глинки

Композитора скромно похоронили на небольшом лютеранском кладбище. Через несколько месяцев младшая сестра Глинки Людмила приехала в Берлин, чтобы устроить перевозку праха брата на родину. Гроб с телом композитора из Берлина в Санкт-Петербург перевозили в картонной коробке с надписью «ФАРФОР».

Перезахоронили Глинку в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище. Аутентичная надгробная плита с первой могилы композитора до сих пор находится в Берлине на территории русского православного кладбища. В 1947 году там также был установлен памятник Глинке.

Михаил Глинка — биография, новости, личная жизнь

Михаил Глинка

Михаил Иванович Глинка. Родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасское Смоленской губернии — умер 3 (15) февраля 1857 года в Берлине. Великий русский композитор. Автор опер, романсов, песен.

Михаил Глинка родился 20 мая (1 июня по новому стилю) 1804 года в селе Новоспасское Смоленской губернии — имении своего отца.

Отец — Иван Николаевич Глинка (1777-1834), отставной капитан.

Мать — Евгения Андреевна Глинка-Земелька (1783-1851).

Прадед — Викторин Владислав Глинка (польск. Wiktoryn Władysław Glinka), польский шляхтич из рода Глинки герба Тшаска. После потери Речью Посполитой Смоленска в 1654 году он принял российское подданство и перешёл в православие. Царская власть сохранила за смоленской шляхтой земельные владения и дворянские привилегии, включая прежние гербы.

Родители Глинки были троюродными братом и сестрой. Они обвенчались тайно, вопреки воле семьи. Братья его матери Евгении Андреевны даже гнались за ней, когда она бежала из дома — но отец велел своим людям разрушить мост через Десну. Пока братья матери скакали в объезд, они обвенчаться.

Первый ребенок в семье Ивана Николаевича и Евгении Андреевны умер от крупа. После рождения Михаила его по сути силой забрала к себе на воспитание мать отца — Фёкла Александровна. Она не любила мать Михаила и полностью отстранила ее от воспитания мальчика.

До шести лет Михаил полностью пребывал под опекой бабушки. На улицу его почти не выпускали. О внешнем мире, по его воспоминаниям, он получал представление только по звукам, доносившимся сквозь наглухо закупоренное окно. Однажды на кухне упал медный таз, и звук так поразил мальчика, что он, схватив таз, стал бить по нему палочкой, подражая звонарю. Самовластная хозяйка в своем имении, бабушка распорядилась снять с колокольни маленькие колокола и принести в дом. Эти колокола стали главной и чуть ли не единственной Мишиной забавой.

Он рос нервным, мнительным и болезненным ребёнком-недотрогой: «Не мальчик, а мимоза!», — говорил его отец. После смерти Фёклы Александровны Михаил снова перешёл в полное распоряжение матери, приложившей все усилия, чтобы стереть следы прежнего воспитания.

Михаил Глинка в детстве с мамой и сестрой

В 1812 году Михаилу Глинке шел девятый год, когда началась война с Наполеоном. Их Новоспасское было недалеко от Смоленска. Родители решили уехать в глубь страны, в Орловскую губернию, к родственникам. Вернувшись после изгнания Наполеона в свое Новоспасское, Глинки узнали, что и их крестьяне во главе с приходским священником, когда-то учившим Михаила грамоте, воевали с Наполеоном. Их рассказы глубоко врезались в детскую память Михаила.

С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Первой учительницей Глинки была приглашённая из Санкт-Петербурга гувернантка Варвара Фёдоровна Кламмер.

В 1817 году родители привезли Михаила в Санкт-Петербург и поместили в Благородный пансион при Главном педагогическом институте (в 1819 году переименован в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете), где его гувернёром был поэт, декабрист В. К. Кюхельбекер, чья родная сестра Юстина (1784-1871) вышла замуж за Г. А. Глинку (1776-1818) — двоюродного брата отца композитора.

В Санкт-Петербурге Глинка брал частные уроки у видных музыкальных педагогов, в том числе у Карла Цейнера и Джона Филда. В 1822 году успешно (вторым учеником) окончил курс обучения в Благородном пансионе при Императорском Санкт-Петербургском университете. В пансионе Глинка познакомился с А. С. Пушкиным, который приходил туда к своему младшему брату Льву, однокласснику Михаила. Их встречи возобновились летом 1828 года и продолжались вплоть до смерти поэта.

Михаил Глинка в юности

Личная жизнь Михаила Глинки:

Первой страстной любовью Михаила Глинки была знаменитая светская дама Анна Петровна Керн — та самая, которой Пушкин посвятил строки «Я помню чудное мгновенье. ». Впервые он увидел ее весной 1827 года в Юсуповском саду, где она прогуливалась вместе с Пушкиным рука об руку. Пушкин и представил ее Глинке. В Анну Петровну Глинка влюбился безоглядно, он пал к её ногам и знать не хотел о том, о чем судачил весь Петербург (репутация у мадам Керн была самая прескверная).

Анна Петровна Керн — первая любовь Михаила Глинки

Жена — Мария Петровна Иванова, не имела ни состояния, ни образования, являлась родственницей друзей семьи. Она покорила его с первого же случайного знакомства. «Сердце у нее самое доброе и непорочное. Несмотря на молодость и живость характера, Мария Петровна очень рассудительна, бережлива и чрезвычайно умеренна в желаниях», — писал Глинка своей матери.

Его родные и знакомые отговаривали Михаила от этого брака. Однако он венчался с Марией Петровной в 1835 году.

Брак оказался несчастливым. Он ошибся в своей жене, в т.ч. относительно умеренности ее желаний. Сразу после свадьбы Мария Петровна потребовала переменить квартиру и завела у себя светские приемы по четвергам. Затем ей понадобилась карета с четверкой лошадей. Глинка был близок к разорению — спас император Николай I, который позвал его и попросил заняться его певчими. Глинку определили в капельмейстеры придворной певческой капеллы с хорошим жалованьем и богатой казенной квартирой.

По вечерам жена требовала ездить с ней по визитам и балам, а если Глинка отказывался — ругалась, по его словам, как извозчик.

Кроме того, Михаил Глинка узнал, что жена ему изменяет с корнетом Васильчиковым, племянником министра двора. Он разъехался с женой и подал в отставку.

Михаил Глинка и жена Мария

Будучи несчастным в браке, Глинка увлекся Екатериной Ермолаевной Керн — дочерью его первой возлюбленной Анны Петровны Керн. Екатерина стала его настоящей музой. В свои 35 лет он безоглядно влюбился в девушку, которой исполнился 21 год. Екатерина ответила ему взаимностью.

Весной 1840 года композитор написал романс «Я помню чудное мгновенье. » на стихи Пушкина, посвятив его дочери той, кому поэт адресовал эти стихи.

Мать Екатерины одобряла их отношения — она хотела устроить счастье дочери. В какой-то момент Глинка предложил Екатерине бежать с ним за границу. Но накануне отъезда Глинка получил гневное письмо от своей матери, до которой дошли слухи об их намерениях. Несмотря на то, что ему было под 40, он подчинился родительнице. В итоге Глинка уехал в Смоленск, а Екатерина — в Малороссию.

Известно, что на тот момент Екатерина Керн была беременна от Глинки, но избавилась от ребенка.

Екатерина Ермолаевна Керн — возлюбленная Михаила Глинки

Вскоре Глинка узнал, что его жена Марья Петровна тайно обвенчалась с Васильчиковым, да еще и в Великий пост. Это было тяжким преступлением. Он предпринял решительные шаги — отправился в консисторию с прошением о разводе. Но даже с такими доказательствами дело оказалось очень хлопотным. Михаил Иванович обратился было с прошением к царю, но тот не забыл, что Глинка дезертировал из капельмейстеров, и рассматривать дело отказался.

Лишь 1847 году, после 6 лет процесса, Синод разрешил развод. Однако на Екатерине Керн Михаил Глинка так и не женился — к тому моменту он был очень болен.

Добавим, что Екатерина Ермолаевна Керн в 1854 году вышла замуж за юриста Шокальского. Через два года родила сына. Когда муж умер, не оставив почти ничего, она пошла работать учительницей, чтобы заработать сыну на достойное образование. И в результате ее сын Юлий Шокальский стал известным ученым — картографом, океанографом, вышел в академики.

Музыкальное творчество Михаила Глинки

По окончании пансиона Глинка усиленно занимался: изучал западноевропейскую музыкальную классику, участвовал в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководил оркестром дяди. В это же время Глинка пробует себя в качестве композитора, сочиняя вариации для арфы или фортепиано на тему из оперы австрийского композитора Йозефа Вайгля «Швейцарское семейство». С этого момента Глинка всё больше внимания уделяет композиции и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых разных жанрах.

В этот период им были написаны хорошо известные сегодня романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина, «Ночь осенняя, ночь любезная» на слова А. Я. Римского-Корсакова и другие.

Но сам он долгое время остаётся неудовлетворённым своей работой. Глинка настойчиво ищет пути выхода за рамки форм и жанров бытовой музыки. В 1823 году он работает над струнным септетом, адажио и рондо для оркестра и над двумя оркестровыми увертюрами.

В эти же годы расширяется круг знакомств Глинки. Он познакомился с В. А. Жуковским, А. С. Грибоедовым, Адамом Мицкевичем, А. А. Дельвигом, В. Ф. Одоевским, ставшим впоследствии его другом.

Летом 1823 года, вместе с мужем своей двоюродной сестры полковником А. И. Киприяновым, Глинка совершил поездку на Кавказ, побывал в Пятигорске и Кисловодске. Знакомство с музыкой народов Кавказа оставило значительный след в творческом сознании композитора и отразилось в его позднейших произведениях на восточную тематику.

На основе азербайджанской народной песни «Галанын дибиндэ» композитор создал «Персидский хор» для своей оперы «Руслан и Людмила».

С 1824 по 1828 год работал помощником секретаря Главного управления путей сообщения.

В 1829 году М. И. Глинка и Н. И. Павлищев издали «Лирический альбом», где среди сочинений разных авторов были и пьесы Глинки.

В конце апреля 1830 года отправился в Италию, задержавшись по пути в Дрездене и совершив большое путешествие по Германии, растянувшееся на все летние месяцы. Приехав в Италию в начале осени, Глинка поселился в Милане, бывшим в то время крупным центром музыкальной культуры. В Италии он познакомился с композиторами В. Беллини и Г. Доницетти, изучал вокальный стиль бельканто и сам много сочинял в «итальянском духе». В его произведениях, значительную часть которых составляли пьесы на темы популярных опер, уже не было ничего ученического, все композиции выполнены мастерски.

Особое внимание Глинка уделял инструментальным ансамблям, написав два оригинальных сочинения: Секстет для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса и Патетическое трио для фортепиано, кларнета и фагота. В этих произведениях особенно отчётливо проявились черты композиторского почерка Глинки.

В июле 1833 года Глинка отправился в Берлин, остановившись по пути на некоторое время в Вене. В Берлине под руководством немецкого теоретика Зигфрида Дена Глинка изучал полифонию и инструментовку. Получив в 1834 году известие о смерти отца, Глинка решил незамедлительно вернуться в Россию.

Он вернулся с обширными планами создания русской национальной оперы. После долгих поисков сюжета для оперы Глинка, по совету В. А. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине.

В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться принятия её к постановке на сцене Петербургского Большого театра. Этому с большим упорством препятствовал директор императорских театров А. М. Гедеонов, который отдал её на суд «директору музыки» капельмейстеру Катерино Кавосу. Кавос же дал произведению Глинки самый лестный отзыв. Опера была принята.

Премьера «Жизни за царя» состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года. Успех был огромным, опера была с восторгом принята обществом.

13 декабря у А. В. Всеволжского было устроено чествование М. И. Глинки, на котором Михаил Виельгорский, Пётр Вяземский, Василий Жуковский и Александр Пушкин сочинили приветственный «Канон в честь М. И. Глинки». Музыка принадлежала Владимиру Одоевскому.

Вскоре после постановки «Жизни за царя» Глинка был назначен капельмейстером Придворной певческой капеллы, которой он руководил в течение двух лет. Весну и лето 1838 года Глинка провёл на Украине, где отбирал певчих для капеллы. Среди новичков оказался и Семён Гулак-Артемовский, ставший впоследствии не только известным певцом, но и композитором.

В 1837 году Михаил Глинка, ещё не имея готового либретто, начал работать над новой оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Идея оперы возникла у композитора ещё при жизни поэта. Он надеялся составить план по его указаниям, однако гибель Пушкина вынудила Глинку обращаться к второстепенным поэтам и любителям из числа друзей и знакомых.

Первое представление «Руслана и Людмилы» состоялось 27 ноября (9 декабря) 1842 года, ровно через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина». Новая опера Глинки провалилась. Царская семья покинула ложу посреди представления. Публика аплодировала вяло. На следующий день Булгарин в «Северной пчеле» назвал оперу прескучной, острил, что на неё можно посылать офицеров, вместо гауптвахты.

Тяжело переживая критику своей новой оперы, Михаил Иванович в середине 1844 года предпринял новое длительное заграничное путешествие. На этот раз он поехал во Францию, а затем в Испанию. В Париже Глинка познакомился с французским композитором Гектором Берлиозом, который позже стал почитателем его таланта. Весной 1845 года Берлиоз исполнил на своем концерте произведения Глинки: лезгинку из «Руслана и Людмилы» и арию Антониды из «Ивана Сусанина». Успех этих произведений навёл Глинку на мысль дать в Париже благотворительный концерт из своих сочинений.

10 апреля 1845 года большой концерт русского композитора с успехом прошёл в концертном зале Герца на улице Победы в Париже.

Михаил Глинка — Вальс-фантазия

13 мая 1845 года Глинка отправился в Испанию, где изучал традиционную культуру, нравы, язык испанского народа, записывал испанские фольклорные мелодии. Творческим результатом этой поездки явились две симфонические увертюры, написанные на испанские народные темы. Осенью 1845 года Глинка закончил увертюру «Арагонская хота», а в 1848 году, уже по возвращении в Россию, — «Воспоминание о летней ночи в Мадриде».

Летом 1847 года Глинка отправился в обратный путь, в своё родовое село Новоспасское, затем снова отправился в Санкт-Петербург, но передумав, решил перезимовать в Смоленске. Однако приглашения на балы и вечера, почти ежедневно преследовавшие композитора, довели его до отчаяния и до решения вновь покинуть Россию. В заграничном паспорте Глинке было отказано, поэтому, в 1848 году он остановился в Варшаве, где написал симфоническую фантазию «Камаринская» на темы двух русских песен: свадебной лирической «Из-за гор, гор высоких» и бойкой плясовой. В этом произведении Глинка утвердил новый тип симфонической музыки и заложил основы её дальнейшего развития, умело создав необычайно смелое сочетание различных ритмов, характеров и настроений.

В 1852 году Глинка вновь отправился в путешествие. Он планировал добраться до Испании, но утомившись от переездов в дилижансах и по железной дороге, остановился в Париже, где прожил чуть более двух лет. В Париже Глинка начал работу над симфонией «Тарас Бульба», которая так и не была закончена. Начало Крымской войны, в которой Франция выступила против России, стало событием, окончательно решившим вопрос об отъезде Глинки на родину. По пути в Россию Глинка две недели провёл в Берлине.

В мае 1854 года Глинка приехал в Россию. Он провёл лето в Царском Селе на даче, а в августе снова перебрался в Санкт-Петербург. В том же 1854 году начал писать мемуары, названные им «Записки» (опубликованы в 1870 году).

В 1856 году Глинка уехал в Берлин, где занялся изучением творчества Дж. П. Палестрины и И. С. Баха. В том же году Глинка написал музыку на церковнославянские богослужебные тексты: Ектению и «Да исправится молитва моя» (для трёх голосов).

9 января 1857 года в Берлине в Королевском дворце был исполнен его терцет из эпилога «Жизни за царя». Ни в одном из серьёзных залов Европы произведений русских композиторов до этого ещё не звучало — Глинка стал первым.

Смерть Михаила Глинки

Возвращаясь в гостиницу после триумфа в Королевском дворце, разгоряченный Михаил Иванович простудился. Неделю он задыхался, метался в жару, а потом, казалось, пошел на поправку. Сидя в подушках, написал письма родным, сочинил даже одну фугу. Но как-то ночью проснулся от боли и гнетущей тоски и понял, что умирает.

Глинка скончался от простуды, обострившей хроническую болезнь печени, 15 февраля 1857 года в Берлине. Похоронили великого русского композитора в Берлине на лютеранском кладбище, на плите написали: «Михаил фон Глинка. Императорский русский капельмейстер». Спустя некоторое время сестра Людмила добилась перезахоронения, и останки перевезли в Петербург, он был перезахоронен на Тихвинском кладбище. На могиле Глинки установлен памятник, созданный по эскизу И. И. Горностаева.

В Берлине на русском православном кладбище находится памятник, включающий надгробную плиту с первоначального места захоронения Глинки на лютеранском Троицком кладбище, а также сооружённый в 1947 году Военной комендатурой советского сектора Берлина памятник в виде колонны с бюстом композитора.

Известный русский музыкальный критик Владимир Васильевич Стасов говорил, что для русской музыки Глинка имеет такое же значение, как Пушкин — для русского языка: «оба создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке».

Первый памятник Глинке был поставлен в 1885-1887 годах в смоленском саду Блонье на средства, собранные по подписке. Дореволюционный памятник Глинке сохранился также в Киеве.

С 1884 по 1917 год русским композиторам вручалась Глинкинская премия, учреждённая музыкальным издателем и меценатом М. П. Беляевым.

С 1966 по 1991 год ежегодно присуждались Государственные премии РСФСР имени М. И. Глинки.

К 150-летию со дня рождения композитора его имя присвоено Государственной академической капелле.

В конце мая 1982 года в родной усадьбе композитора Новоспасское открыт Дом-музей М. И. Глинки.

Имя Глинки присвоено Новосибирской государственной консерватории и Челябинскому театру оперы и балета.

Именем Глинки названа улица в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.

Именем Михаила Глинки назван второй по значимости вокальный конкурс России — Международный конкурс вокалистов имени М. И. Глинки, который был организован в 1960 году. С 1968 по 2009 год председателем жюри являлась певица и педагог, народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и Государственных премий России, академик, профессор Ирина Константиновна Архипова. В разные годы лауреатами конкурса имени Глинки становились такие артисты, как Владимир Атлантов, Сергей Лейферкус, Юрий Мазурок, Евгений Нестеренко, Елена Образцова, Мария Гулегина, Ольга Бородина, Дмитрий Хворостовский, Владимир Чернов, Анна Нетребко, Аскар Абдразаков, Ильдар Абдразаков, Ольга Трифонова, Елена Манистина, Михаил Казаков, Альбина Шагимуратова, Владимир Васильев, Ариунбаатар Ганбаатар и другие певцы.

Михаил Глинка — Попутная песня (исполняет Дмитрий Хворостовский)

Оперы Михаила Глинки:

1836 — «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»);
1837-1842 — «Руслан и Людмила»

Симфонические произведения Михаила Глинки:

1834 — Симфония на две русские темы (окончена и оркестрована Виссарионом Шебалиным);
1842 — Музыка к трагедии Нестора Кукольника «Князь Холмский»;
1845 — Испанская увертюра № 1 «Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты»;
1848 — «Камаринская», фантазия на две русские темы;
1851 — Испанская увертюра № 2 «Воспоминание о летней ночи в Мадриде»;
1856 — «Вальс-фантазия» (1839 — для фортепиано, 1856 — расширенная редакция для симфонического оркестра)

Камерно-инструментальные сочинения Михаила Глинки:

1828 — Соната для альта и фортепиано (неоконченная; доработана Вадимом Борисовским в 1932);
1830 — Блестящий дивертисмент на темы из оперы Винченцо Беллини «Сомнамбула» для фортепианного квинтета и контрабаса;
1831 — Блестящее рондо на тему из оперы Винченцо Беллини «Капулетти и Монтекки»;
1832 — Большой секстет Es-dur для фортепиано и струнного квинтета;
1832 — «Патетическое трио» d-moll для кларнета, фагота и фортепиано

Романсы и песни Михаила Глинки:

1832 — «Венецианская ночь»;
1832 — Патриотическая песня (была официальным гимном РСФСР и Российской Федерации с 1990 по 2000 год);
1834 — «Я здесь, Инезилья»;
1836 — «Ночной смотр»;
1838 — «Сомнение»;
1838 — «Ночной зефир»;
1839 — «В крови горит огонь желанья»;
1839 — Свадебная песня «Дивный терем стоит»;
1840 — Вокальный цикл «Прощание с Петербургом», состоящий и 12-ти романсов на стихи Нестора Кукольника;
1840 — «Попутная песня» (из цикла «Прощание с Петербургом»);
1840 — «Жаворонок» (из цикла «Прощание с Петербургом»);
1840 — «Признание»;
1848 — «Слышу ли голос твой»;
1848 — «Заздравный кубок»;
1848 — «Песнь Маргариты» из трагедии Гете «Фауст»;
1849 — «Мери»;
1849 — «Адель»;
1850 — «Финский залив»;
1855 — «Молитва» («В минуту жизни трудную»);
1856 — «Не говори, что сердцу больно»;
1856 — «Я помню чудное мгновенье» (на стихотворение Пушкина)

Образ Михаила Глинки в кино:

1946 — «Глинка» — в роли Михаила Глинки актер Борис Чирков;

Борис Чирков в роли Михаила Глинки

1952 — «Композитор Глинка» — в роли Михаила Глинки актер Борис Смирнов

последнее обновление информации: 18.05.2020

Михаил Иванович Глинка

Фото Все

Видео Все

Гении и злодеи. Михаил Глинка. 2009

Биография великого композитора Глинки

Mikhail GLINKA memoirs — Михаил ГЛИНКА «Записки»

Михаил Глинка — биография

Многие поклонники классической музыки благоговеют перед именем Михаила Ивановича Глинки. Этот знаменитый русский композитор является основоположником русской национальной оперы. Он стал автором опер, получивших мировую известность, написал «Руслана и Людмилу», «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), много романсов, других музыкальных произведений.

Детство

Михаил Глинка родился в селе Новоспасское (Смоленская губерния) 1 июня 1804 года. Это село было родовым имением его семьи. Отец будущего композитора, Иван Николаевич, происходил из рода обрусевших польских шляхтичей. Когда пришло время для создания семьи, он женился на своей дальней родственнице, приходившейся ему троюродной сестрой.

Мама мальчика, Евгения Андреевна, первые десять лет не занималась воспитанием своего сына. Он был очень слабеньким и болезненным, и бабушка со стороны отца, Фекла Александровна, строгая, бескомпромиссная женщина, взяла бразды правления в свои руки. Со свойственной ей решительностью она отстранила мать, сама занялась воспитанием малыша.

Михаил Глинка в детстве

Эта женщина с крутым характером не слишком хорошо обращалась со своими крепостными, но во внуке она просто души не чаяла. Мише разрешалось все, просто удивительно, что в таких условиях из него не вырос избалованный эгоист. Зато он стал очень нервным и мнительным, настоящей «мимозой», как он сам себя называл. До 10 лет мальчик обучался в домашних условиях.

Интерес к музыке у Миши проявился уже в раннем детстве. Ему очень нравился колокольный звон, и малыш пытался его имитировать, используя медную домашнюю утварь.

Когда Фекла Александровна скончалась, за воспитание сына взялась его мать. У Евгении Андреевны были другие взгляды на воспитание и обучение, она старалась воплощать их в жизнь.

Внимательная мать, давно заметившая интерес сына к музыке, пригласила на работу гувернантку из Петербурга Варвару Федоровну Кламмер. Именно эта женщина обучала способного мальчика игре на скрипке и фортепиано. После Евгения Андреевна устроила сына в лучший петербургский пансион, где учились избранные дворянские дети. Здесь Михаил познакомился и подружился со Львом Пушкиным, младшим братом будущего поэта. Близкие отношения со Львом и общие интересы дали возможность будущему композитору завязать дружеские отношения и с самим великим поэтом.

В пансионе Михаил стал учиться музыке. Он был в восторге от уроков, которые давал пианист Карл Майер. Этот человек стал любимым преподавателем Глинки. Он оказал большое влияние на формирование музыкального вкуса подростка. Когда Михаилу исполнилось 18 лет, его обучение в пансионе подошло к концу. В день выпуска из учебного заведения Глинка и его преподаватель Майер порадовали публику исполнением концерта Гуммеля для фортепиано. Их выступление вызвало долгие аплодисменты.

Начало карьеры

Свои первые музыкальные произведения Глинка стал сочинять еще в пансионе. В 1822 году он написал несколько романсов. Для одного из них — «Не пой, красавица, при мне», юный композитор использовал стихотворение Александра Пушкина. В то время он уже был лично знаком с поэтом, но тогда их знакомство еще не успело перерасти в крепкую дружбу.

Дети, рожденные в родственных браках, редко имеют хорошее здоровье. Михаил Иванович – прямое подтверждение этому высказыванию. Его здоровье всегда оставляло желать лучшего. Через год после выпуска из пансиона он отправился на Кавказ, чтобы лечиться минеральными водами. Здесь он не только проходил курс лечения и любовался горными пейзажами. Молодой человек занимался изучением местных легенд и народного творчества. Он возвратился с Кавказа в Новоспасское с новыми, волшебными впечатлениями о своем чудесном путешествии.

В течение года музыкант безвыездно живет в своем имении. Он занят созданием музыкальных композиций, навеянных путешествием на Кавказ. Через год, когда работа была закончена, молодой человек отправляется в северную столицу, устраивается на службу в Министерство путей сообщения. Он занимает должность помощника секретаря, а в свободное время создает новые музыкальные композиции. Но этого свободного времени так мало, что через пять лет Михаил Иванович принял решение оставить службу и заниматься только музыкой.

Жизнь в столице дала возможность композитору вращаться в среде выдающихся творческих людей. Но сырой петербургский климат пагубно сказывался на его здоровье.

В 1830 году ему опять потребовалось длительное лечение на водах. На этот раз музыкант отправился в Европу. В Италии Михаил Иванович успешно совмещает лечение с профессиональным совершенствованием. Он знакомится с Беллини и Доницетти, изучает оперу и бельканто. После четырех лет пребывания в Италии композитор перебирается в Германию. Он уехал туда с определенной целью – брать уроки у Зигфрида Дена. Но пройти полный курс обучения не удалось, у музыканта скончался отец, молодой человек был вынужден вернуться на родину.

Могут быть знакомы

Расцвет музыкальной карьеры

Все мысли композитора занимала музыка. После учебы в Италии он начинает работу над первой оперой, получившей название «Иван Сусанин». Через некоторое время композитор переименовал свой музыкальный труд, опера стала называться «Жизнь за царя». В советское время, когда любое упоминание о царских особах было нежелательным, опере вернули первоначальное название.

Слушайте Глинка: Жизнь за царя (Иван Сусанин) — Евгений Нестеренко на Яндекс.Музыке Действие оперы разворачивается в 1612 году. Такой сюжет композитор выбрал неслучайно, большое влияние на него оказала война 1812 года. Мальчику в то время было только 8 лет, но он прекрасно запомнил подъем патриотизма, царивший в русском обществе. Свою вторую оперу он написал по произведению Пушкина, назвав ее «Руслан и Людмила». Обе оперы великого композитора были представлены в один и тот же день, с разницей в 6 лет.

Он потратил на свою вторую работу шесть долгих лет и был страшно разочарован тем, что она не имела успеха. Нелестные отзывы критиков просто раздавили Глинку.

Профессиональная неудача в сочетании с кризисом в личной жизни стала причиной для мрачного настроения и ухудшения здоровья.

Однако Михаил Иванович давно уже понял, как нужно правильно справляться с неприятностями. Ему всегда помогали путешествия, во время которых он наполнялся творческим вдохновением и жизненными силами. Он вновь отправился в Европу, посетил несколько городов во Франции и в Испании. Итогом его путешествия стали новые работы – «Воспоминания о Кастилии», «Арагонская хота». Путешествие по европейским странам дало возможность Глинке восстановить здоровье и уверенность в своих силах.

Михаил Глинка

Он вернулся в Россию, некоторое время жил в своем имении, затем отправился в Петербург. Михаила Ивановича нельзя было назвать светским человеком в полном смысле этого слова. Шумное общество быстро утомляло его. В 1848 году он отправился в новое путешествие, на родину своих предков. В Варшаве Глинка провел два года. Именно здесь музыкант создал симфоническую фантазию «Камаринская».

Композитор любил путешествовать, последние пять лет своей жизни он провел в разъездах. На этот раз Михаил Иванович начал свой вояж с Испании. Затем он отправился в Париж. Музыкант решил подольше пробыть во Франции, поскольку состояние его здоровья было неутешительным. В течение двух лет он жил в Париже, работая над симфонией «Тарас Бульба». После начала Крымской войны, где Франция выступала против России, композитор решил вернуться на родину. Его симфония «Тарас Бульба» осталась незавершенной.

В 1854 году Михаил Иванович возвратился в Россию. Лето он провел на даче в Царском Селе. Некоторое время музыкант занимался написанием мемуаров, успел сочинить романс на стихи Лермонтова «В минуту жизни трудную». Его мемуары были опубликованы в 1870 году под названием «Записки», когда самого музыканта уже давно не было в живых. В 1855 году Глинка отправился в Германию.

Дружба с Пушкиным

Великий музыкант и знаменитый поэт были современниками, разница в возрасте у них составляла только пять лет. Когда композитор окончил пансион, оказалось, что их связывает много общего. Молодых людей объединяла крепкая дружбы, продолжавшаяся до самой гибели поэта.

На картине Пушкин и Жуковский у Глинки

Свою оперу «Руслан и Людмила» Глинка задумал неслучайно, он очень хотел работать с Пушкиным. Однако гибель поэта замедлила создание оперы, по этой же причине ее постановка была неудачной, почти провальной. Часто Глинку называют «Пушкиным в музыке», поскольку этот человек внес в становление русской оперы такой же огромный вклад, как и его друг в литературу.

Личная жизнь

У Михаила Ивановича во время его заграничных путешествий было несколько мимолетных романов. Однако женился он в России, по примеру своего отца выбрал в супруги дальнюю родственницу, Марию Петровну Иванову. Муж был старше жены на 14 лет, но эта разница в возрасте никого не смущала. Совсем скоро оказалось, что Михаил Иванович ошибся в выборе супруги, приняв влюбленность за глубокое чувство.

Михаил Глинка с женой

Мария Иванова оказалась очень легкомысленной особой, она быстро стала искать любовные приключения на стороне. Ее характер тоже оставлял желать лучшего, она громко упрекала супруга в неправильном расходовании денег, скандалила из-за любого пустяка. Композитор знал об ее изменах, но попытки образумить супругу ни к чему не приводили. Отношения с женой становились все хуже, и это очень удручало музыканта. Развестись венчанным супругам было почти невозможно, но через некоторое время неверная жена сама дала замечательный повод для расставания.

После шести лет брака, будучи замужней женщиной, Мария Иванова тайком обвенчалась с корнетом Васильчиковым.

Подобное пренебрежение церковными правилами и устоями давало надежду на развод с неадекватной супругой. Процесс был долгим и хлопотным, но через два года супругов все-таки развели. Однако из-за таких тяжелых обстоятельств Михаил Иванович был счастлив.

Он любил Екатерину Керн, и эта женщина отвечала ему взаимностью. Она была дочерью знаменитой пушкинской Музы и долго ждала, когда ее возлюбленный станет свободным человеком. Однако надежды Екатерины не сбылись, пока они дожидались развода, любовь Глинки пошла на убыль. Намучившись с женой, он не позвал преданную ему женщину под венец. Своей возлюбленной он посвятил романс «Я помню чудное мгновенье».

Михаил Глинка и Екатерина Керн

В конце жизни Михаил Иванович испытывал глубокие сожаления о том, что он так и не стал отцом. Екатерина была беременной от него, но Глинка настоял, чтобы она сделала аборт. Мужчина не хотел, чтобы его ребенок был незаконнорожденным. Неизвестно, исполнила ли Екатерина желание Михаила Ивановича. Получив от него крупную сумму на услуги доктора, женщина уехала в Полтавскую губернию и находилась там целый год. У нее было достаточно времени, чтобы выносить и родить ребенка от любимого человека.

Причина смерти

Свое последнее путешествие в Германию музыкант задумал с целью изучения творчества Баха и других немецких композиторов. Но у него было слишком мало времени для этого, в начале 1857 года композитор умер от банальной простуды. Сама болезнь была неопасной, но она обострила заболевание печени, от которого музыкант страдал всю жизнь.

Могила Михаила Глинки

Русского композитора похоронили в Германии. Но через несколько месяцев его младшая сестра перевезла прах своего великого брата на родину. Чтобы не смущать окружающих, гроб с телом музыканта поставили в картонную коробку, на которой была надпись «Фарфор». Прах знаменитого композитора покоится на Тихвинском кладбище.

Оперы

  • «Жизнь за царя»
  • «Руслан и Людмила»

Романсы

  • «Венецианская ночь»
  • «Я здесь, Инезилья»
  • «Ночной смотр»
  • «Сомнение»
  • «Ночной зефир»
  • «В крови горит огонь желанья»
  • «Дивный терем стоит»
  • «Прощание с Петербургом»
  • «Признание»
  • «Слышу ли голос твой»
  • «Заздравный кубок»
  • «Песнь Маргариты»
  • «Мери»
  • «Адель»
  • «Финский залив»
  • «Молитва»
  • «Не говори, что сердцу больно»
  • «Я помню чудное мгновенье»

Слушать композиции

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .


источники:

http://stuki-druki.com/authors/glinka-mihail.php

http://biographe.ru/znamenitosti/mihail-glinka/