Гауди биография И Творчество Кратко

Антонио Гауди

Биография

Антонио Гауди — знаменитый испанский архитектор, которому удалось перевернуть представление современников об архитектуре ХХ века. Обтекаемые, причудливые формы проектируемых им домов навсегда изменили облик Барселоны и провозгласили о рождении каталонского модерна, напоминающего человечеству о неразрывной связи с природой.

Детство и юность

Родился будущий строитель архитектуры модерна летом 1852 года в каталонской провинции, городке Риудомс, где у медника Франсеска и его супруги Антонии был загородный дом. Но место появления Гауди на свет — белое пятно биографии. По другой версии, он родился в городе Реус.

Полное имя новорожденного испанца, удивившего мир фантастической формы строениями, — Антони Пласид Гильем Гауди-и-Корнет.

Новорожденный стал пятым и младшим отпрыском семьи Гауди. И, как оказалось, единственным, дожившим до преклонных лет. Двое братьев умерли детьми, третий скончался подростком. Сестра покинула этот мир вскоре после рождения дочери.

В 1868-м Гауди переехали в Барселону, где Антонио окончил подготовительные курсы и стал студентом архитектурной школы. Во время учебы он подрабатывал чертежником у известных городских мастеров.

Личная жизнь

В конце 1870-х Антонио с отцом и племянницей переехал в Барселону. Семь лет спустя умер Гауди-старший, а через 6 лет не стало и девочки. В 60 Гауди остался один. С детства страдавший от ревматических болей, он находил отраду в двух вещах — работе и пеших прогулках.

На немногочисленных уцелевших фото видно, что в молодости Антонио был франтом и богачом. Но личная жизнь не сложилась. Известно имя единственной женщины, которой он оказывал знаки внимания — учительница Жозефа Моро. Однако она так и не стала его женой. Детей, которым бы Гауди смог передать знания и состояние, у него не было.

В преклонном возрасте архитектор замкнулся в себе, полюбил одиночество, стал верующим. Многие считали его грубым и высокомерным, но друзья уверяли, что Антонио иной. Если в молодости он любил дорогие костюмы, был завсегдатаем театра и гурманом, то в старости стал аскетом, которого на улице принимали за нищего.

Архитектура

Дебютной работой молодого архитектора стали газовые фонари, которые выпускнику школы доверил спроектировать городской совет. Они и сегодня украшают Барселону.

В 1870-е Антонио Гауди трудился над незначительными проектами — разрабатывал элементы храмов и планировал магазинные павильоны. Будучи клиентом модной перчаточной лавки «Комелья», спроектировал витрину. Работа пришлась по душе владельцу, и он поручил молодому дарованию придумать стенд для своих товаров, которые отправлял на Всемирную выставку во французской столице.

Стенд попался на глаза текстильному промышленнику Эусеби Гуэлю, который пожелал познакомиться с талантливым автором.

В те годы в Европе наблюдался бум неоготического стиля, которым восхищался и молодой Гауди. Но полет его фантазии не ограничился рамками классической готики и повлек к модерну. А реализовать творческие замыслы помог Гуэль, впоследствии ставший другом Гауди. Его деньги и талант мастера создали первые шедевры — дом Висенс, винные погреба, сад и дворец промышленника на улице Рамбле. Эусеби вывел Антонио в свет, познакомив с другими потенциальными заказчиками.

Кривые поверхности, причудливые формы и невероятные цветовые решения становятся почерком мэтра, по которому его дома-шедевры узнают с первого взгляда. К Гауди приходит слава, а вместе с ней и масштабные проекты. Теперь заказы гениальному архитектору делают не только богачи, но и городские власти.

В первое десятилетие 1900-х Гауди создал символы Барселоны: дома Кальвет и Мила, дом Бальо. Эти здания и сегодня остаются главной гордостью города. Но центральным проектом всей жизни мастера называют храм Святого Семейства, возведение которого началось в 1884-м.

Антонио взялся за работу, когда храм был в полуготовности: коллега Франсиско дель Вильяр бросил его из-за ссоры с заказчиком. Гауди перепроектировал здание и успел воплотить в жизнь многое из задуманного, но храм так и не был достроен.

Гениальность мужчины подтолкнула современников к идее канонизировать Гауди, сделав святым, покровительствующим всем архитекторам.

Смерть

Слишком скромное одеяние и нищенский вид стали косвенной причиной смерти великого архитектора. Рассеянного мэтра на улице сбил трамвай. Но извозчика, изъявившего желание везти в больницу раненого и потерявшего сознание бедняка, не нашлось.

Спустя несколько часов Гауди все же доставили в лечебницу для нищих. На второй день умирающего 73-летнего архитектора узнал капеллан храма Саграда-Фамилия, но было поздно.

Антонио Гауди похоронили в крипте недостроенного храма Святого Семейства.

Антонио Гауди

Сегодня невозможно представить Испанию без творений Антонио Гауди. Его фантастические здания в стиле модерн стали символом Барселоны. Каждое из них кажется живым существом со своим собственным характером. Гауди свое вдохновение черпал в природе родной Каталонии. Не боялся он и смелых экспериментов. Гениальное наследие Гауди принадлежит не только его родине, но и всему миру.

Ранние годы

Будущий великий архитектор родился 25.06.1852 г. пятым по счету ребенком в семье кузнеца-медника в пригороде Барселоны. Мальчик рос слабым и болезненным. После перенесенной пневмонии у Антонио развился ревматический артрит. В детстве он с трудом мог ходить. Однако ему удалось пережить всех своих братьев и сестру.

Антонио Гауди (на заднем плане) с отцом, старшим братом и племянницей

Истоки творчества

Из-за болезни мальчик был лишен детских радостей от игр со сверстниками. Но ему нравились прогулки у моря. Антонио мог часами наблюдать за волнами, разглядывать прибрежные скалы или деревья. Любил он смотреть и за работой отца в мастерской. Позднее эти детские впечатления отразятся в его творчестве.

Реус ‒ город, где родился Гауди

В школе мальчик больше всего любил геометрию, а вот монотонная зубрежка ему давалась с трудом. Антонио неплохо рисовал, и его рисунки печатал школьный журнал «Арлекин», так же ему доверяли изготовление декораций для детского спектакля.

Учеба и первые заказы

После окончания школы, осенью 1868 г. юный Гауди перебрался в Барселону, чтобы выучиться на архитектора. После 5-летних подготовительных курсов ему удалось поступить в Высшую школу архитектуры. Чтобы мечта сына осуществилась, отцу будущего великого зодчего пришлось продать свои земли и кузницу.

Во время учебы Гауди трудился чертежником, параллельно изучая столярные работы, изготовление стекла, ковку металла. В 26 лет Антонио получил диплом архитектора.

Начало карьеры

После завершения обучения Гауди открыл архитектурное бюро. Первыми его заказами были проекты текстильной фабрики и рабочего поселка, церквей и монастырей, фонарей для города, внутреннее обустройство аптеки.

Фонарь по проекту Гауди в Барселоне

Несмотря на то, что в молодые годы Антонио был довольно привлекателен и одевался по последней моде, всю жизнь он провел в одиночестве. Он так и не создал семьи, отдав себя полностью работе.

Антонио Гауди

Между тем Барселона нуждалась в серьезных преобразованиях. Город начинал расти и перестраиваться. В это время появились богатые промышленники, которые были готовы вкладывать свои капиталы в новый облик города.

Храм Саграда Фамилия

Большой удачей для молодого, но талантливого архитектора оказалось знакомство с Жоаном Мортарелем.

Последний в 1883 г. порекомендовал 31-летнего Гауди в качестве главного архитектора собора Саграда Фамилия после того, как предшественник ушел со своего поста.

Храм Саграда Фамилиа (Святого семейства) в Барселоне

Изначальный проект в виде креста Антонио дополнил тремя фасадами с колокольнями. Восточный фасад посвящен Рождеству Спасителя, западный ‒ Страстям Христа, а южный ‒ Божьей Славе.

Фасад Рождества

При строительстве собора Гауди использовал наклонные опоры и арки-параболы. Он спланировал огромный свод и возвышающуюся над ним башню. На вершине должен находиться подсвечиваемый прожекторами крест ‒ символ жертвы Спасителя.

Внутреннее убранство собора

Архитектор хотел сделать храм апофеозом средневековой готики. Его вдохновляли древние соборы Испании, их символика и стиль. В оформлении фасадов Гауди использовал образы современников в качестве христианских персонажей, а также изображения животных и растений Каталонии.

Башенки в виде деревьев

Работа над собором целиком поглотила Антонио Гауди. После 1914 г. он отказался от других заказов. За свою жизнь мастер успел доделать фасад Рождества, оставив образец для потомков. Храм строится до сих пор на деньги горожан.

Деталь фасада Рождества

Сейчас Саграда Фамилия является одним из самых узнаваемых зданий мира и главной достопримечательностью Барселоны. В 2010 г. храм был освящен папой Римским, и в нем стали проводить богослужения.

Дом Висенса

Стал первым частным строением по проекту Гауди. Дом был построен в квартале Грасиа в качестве летней резиденции для кирпичного фабриканта Мануэля Висенса-и-Монтанера. Проект здания был создан еще в 1878 г., в самом начале карьеры архитектора.

Дом Висенса

Дом построен из кирпича в мавританском стиле, его фасад богато украшен восточным орнаментом из изразцовой плитки. К дому примыкал сад с искусственным водопадом и ротондой, которые не сохранились до наших дней.

Здание занимает 3 этажа, внутреннее убранство так же было сделано в восточном стиле. Гауди сам до мелочей продумывал, как будет выглядеть дом изнутри и снаружи.

Интерьер дома Висенса

Дом имеет простую планировку, но благодаря изобилию декоративных элементов в отделке (башенки, выступы, эркеры, балкончики) кажется сложным строением. В 2017 г. в доме открыли музей.

Детали фасада

Дворец Гуэля

Эусеби Гуэль был богатым промышленником, меценатом, политическим деятелем. Но прежде всего он известен своим знакомством с Антонио Гауди. Долгое время их связывали крепкие дружеские отношения. Благодаря поддержке Гуэля, Гауди смог воплотить многие свои проекты в жизнь.

Эусеби Гуэль

Дворец Гуэля был одним из первых крупных заказов молодого архитектора. Строительство началось в 1886 г. и заняло 5 лет. Дворец Гуэля расположен в самом центре Барселоны.

Дворец Гуэля

Здание напоминает палаццо Дожей в Венеции. Стены облицованы серым мрамором, что придает фасаду строгий и торжественный вид. Обращают на себя внимание две большие арки с металлическими воротами с инициалами хозяина.

Арки во Дворце Гуэля

Между ними находится кованая скульптура ‒ флаг Каталонии с фениксом. Через ворота экипажи могли попасть в конюшни, расположенные в подвале. На уровне второго этажа возвышается галерея, исполненная в стиле итальянского Возрождения.

Крытая галерея в венецианском стиле

Интерьер внутренних помещений с элементами восточного стиля, неоготики и арт-нуво поражал своей роскошью и изысканностью отделки.

Столовая

Центром дома является зал, возвышающийся до верхнего этажа. Сверху его замыкает огромный купол с отверстиями для солнечного света, напоминающий звездное небо.

Звездный купол

Дымоходы на крышах, облицованные керамикой или природным камнем, напоминают причудливые сказочные грибы.

Башенки-дымоходы на крыше

Позади дома находится внутренний двор ‒ атриум. С этой стороны фасад оформлен скромнее, чем с внешней. К задней стене примыкает небольшая закрытая терраса и балкон.

Задний фасад Дворца Гуэля

Дворец был главной резиденцией семьи промышленника. Здесь проводились концерты, приемы, выставки, а так же хранились коллекции произведений искусства. Семье Гуэля дом принадлежал до 1936 г. Он был отобран революционными властями и отдан под размещение полиции. В 1945 г. отошел в собственность муниципалитета Барселоны, сейчас в нем открыт музей.

Парк Гуэля

Находится в верхней части Барселоны на холме Кармель, создан в 1900 ‒ 1914 годах. Изначально на этом месте, выкупленном Эусеби Гуэлем, планировалась постройка сада и особняков для богатых людей. Однако удаленность от центра города не позволила плану осуществиться ‒ обеспеченные горожане не хотели жить на окраине. Всего было построено 3 жилых дома. Один купил адвокат Триас-и-Доменик, во втором жил сам архитектор Гауди, третий был выкуплен владельцем Эусеби Гуэлем и стал его резиденцией.

Вид на парк сверху

При создании парка Гауди проявил себя как талантливый ландшафтный дизайнер. Парк состоит из зеленых насаждений, архитектурных строений и жилых зон. Строения авторства Гауди следуют природным формам. Он создал комплексную систему дорог, используя местный ландшафт.

Прогулочные дорожки

У входа в парк посетителей встречают сказочные домики, где размещается администрация.

Вид на домики

Далее следует изогнутая лестница с фонтанами. Один из них выполнен в виде саламандры ‒ символа Барселоны.

Фонтан-саламандра

На средней площадке находится мозаичный медальон с флагом Каталонии. Поднявшись наверх посетитель попадает в зал 100 колонн, напоминающий греческий.

Зал 100 колонн

Визитная карточка парка ‒ извивающаяся в виде морской змеи длинная скамья, украшенная мозаикой из цветных черепков. В оформлении Гауди использовал битую посуду, которую ему привозили со всего города. Скамья имеет анатомическую форму, благодаря чему на ней удобно сидеть. Для этого Гауди заставил рабочего сесть на макет скамьи из глины и измерил отпечатавшиеся изгибы его тела.

Извивающаяся скамья

Так как изначально местность была пустынной, в парке было высажено множество растений и деревьев. Прогулочные дорожки проходят среди причудливых галерей в виде птичьих гнезд и пещер, в которых можно отдохнуть на скамейках и укрыться от солнца. Все архитектурные объекты приближены к природным и составляют единой целое с парковым комплексом.

Галерея

Впоследствии наследники Гуэля передали парк мэрии города. В бывшем особняке Гауди теперь открыт его дом-музей.

Зрелые годы и гибель Гауди

За свою жизнь Антонио Гауди создал множество шедевров архитектуры, украсивших Каталонию. К сожалению, часть из них не дошла до нас, а те, что сохранились, находятся теперь под эгидой ЮНЕСКО.

Вторую половину жизни великий архитектор полностью посвятил строительству собора Саграда Фамилия. Он стал очень религиозен. Бывший щеголь и гурман начал одеваться бедно и небрежно, перестал следить за собой. Гауди был вегетарианцем и питался очень скудно. Часто на улице его принимали за бродягу.

Антонио Гауди в старости

Смерть Гауди

7 июня 1926 г. произошел несчастный случай ‒ Антонио Гауди сбил трамвай. Поначалу мастера приняли за бродягу и отвезли в больницу для бедных. У Гауди были переломы ребер и черепно-мозговая травма. По истечении двух дней архитектора нашел его друг ‒ капеллан храма Саграда Фамилия, и его перевели в отдельную палату. 10 июня Гауди умер и был похоронен в крипте недостроенного храма.

Могила Антонио Гауди

Канонизация

С 1992 года в Испании идет кампания за канонизацию Гауди. Его называют архитектором от Бога. Считается, что при строительстве собора Саграда Фамилия, высшие силы непосредственно давали идеи и вдохновляли мастера. В 2003 г. Ватикан начал официальную процедуру канонизации Гауди. Однако этому процессу мешает недостаточное количество чудес. Возможно зодчего объявят блаженным, но пока этот вопрос Ватиканом не решен.

В любом случае память о великом Антонио Гауди живет в виде его изумительных строений, преобразивших не только Испанию, но и мировую архитектуру.

Творчество Антонио Гауди.

В настоящее время мало кто не слышал об архитекторе Антонио Гауди и Саграда Фамилиа, его самой известной работе. Каталонцы боготворят Гауди, ведь именно благодаря ему Барселона приобрела свой неповторимый стиль.

Биография Антонио Гауди раскрывает массу интересных моментов о его жизни, несмотря на то, что всю жизнь гений был достаточно замкнутым человеком, практически не имея друзей. Архитектура была основным смыслом его жизни, стихией, в которой он никому не давал поблажек, часто бывая жестким и жестоким с работниками. Антонио Гауди-и-Корнет родился 25 июня 1852 года в Реусе (Каталония), либо в деревне рядом с этим городком, став пятым ребенком в семье. Именно тот факт, что все его детство прошло возле моря, и объясняет причудливые формы строений гения, напоминающие песочные замки. Еще в детстве Антонио перенес воспаление легких и ревматизм. Из-за заболеваний у него практически не было друзей, поэтому мальчик часто бывал наедине с природой, уже тогда мечтая стать архитектором. Впоследствии это и повлияло на создание в его творениях форм, близких к природным.

фонарь для Королевской площади

С 1868 года Гауди переезжает в Барселону, где проходит архитектурные курсы. Один из преподавателей назвал его то ли гением, то ли сумасшедшим за его нестандартные проекты. Гауди никогда не пользовался чертежами и вычислительными машинами, в своем творчестве он руководствовался лишь интуицией, производя в уме все расчеты. Нельзя сказать, что архитектор находился в поисках собственного стиля, он просто так видел мир, создавая шедевры архитектуры. Здесь можно указать тот факт, что предки Антонио, вплоть до прадедов, были котельщиками, самые сложные изделия выполняли «на глазок», без чертежей. Это, видимо, было их семейной особенностью. В 1878 году он, наконец, был замечен и получил свой первый заказ – проектирование уличного фонаря Барселоны. Уже в следующем году проект был полностью реализован.

Дом Висенс («Каса Висенс», 1878 г.) был спроектирован для дипломанта и фабриканта стройматериалов Мануэля Винсенса еще в начале архитектурной карьеры Гауди. Дом имеет простой прямоугольный план, выстроен из камня и кирпича, но архитектор снабдил здание богатой отделкой керамикой и таким количеством пристроек, башенок и балконов, что дом стал похож на сказочный дворец. Вдохновение мастер подчерпнул в старинной арабской архитектуре. Гауди сам разработал оконные решетки и ограду сада, а так же выполнил эскизы интерьера столовой и курительной комнаты. В этом проекте впервые использован опыт создания параболической арки. Эту виллу можно увидеть на улице Каролинес, к сожалению теперь уже лишенную сада.

Граф Эусебио Гуэлем-и-Басигалупи

Его карьера началась с очень скромных заказов, помимо уличного фонаря для Королевской площади, он занимался оформлением магазинных витрин, проектировал уличные туалеты. Но благодаря этому он был замечен богатым промышленником графом Эусебио Гуэлем-и-Басигалупи, который стал его покровителем и постоянным заказчиком вплоть до смерти графа в 1918 году. Граф Гуэль предоставил Гауди полную свободу, позволив тем самым самовыражаться. Все то, что построил Антонио для Гуэля, стало коллекцией шедевров, которыми так гордится Барселона.

Ворота усадьбы Гуэль

Первой работой Гауди для графа Гуэль было строительство графского поместья в округе Гарраф (1884-1887). Уцелевшими остались только ворота с кованым драконом, появление могучего чудовища на воротах было очень символично, так как он входит в состав эмблемы Каталонии, а так же его изгибы повторяют очертания созвездия Дракона. В этом и был весь Гауди, все его постройки и скульптуры пронизаны символизмом. Рядом с воротами находятся входные павильоны, в которых раньше располагались конюшня, манеж и дом привратника, а теперь Центр исследований творчества Гауди. Башенки с куполами на этих павильонах напоминают книгу «Тысяча и одна ночь».

Самой же неповторимой работой Гауди для графа стало здание барселонской резиденции Гуэлей – (1886-1891). Это здание является ярким отображением собственного стиля Гауди. Уникальное сочетание материалов и многоцветие создает фантастические образы. Кровля этого здания уставлена декоративными дымоходами и вентиляционными трубами не мысленных видов, не один из которых не повторяется. Не забывал Гауди и о практичности своих зданий, благодаря огромным аркам экипажам было легко въезжать в конюшни, расположенные под домом. Внутри дома был просторный главный зал, который венчался куполом с отверстиями, так что даже днем, подняв голову, казалось, что смотришь на звездное небо. Все в этом здании разработано Гауди, балконные перила, мебель, лепнина на потолках, колонны (сорока разных форм).

Здание колледжа Сестер ордена Святой Терезы

Главной мечтой архитектора было строительство церквей, он был глубоко верующим человеком. К нему обратилась католическая церковь с просьбой завершить здание колледжа Сестер ордена Святой Терезы, которое было брошено другим архитектором. Средства ордена были очень скудны, так как орден дал обет бедности. Но Гауди смог придать этому зданию утонченный, изысканный стиль, украсив его не роскошно, а скромно: гербами ордена, башенками с крестами и арками.

Епископский дворец в Асторге

Еще одним заказом церкви стал епископский дворец в Асторге (1887-1893), который закончить ему так и не удалось, так как академия изящных искусств в Мадриде, разрешение которой требовалось для осуществления этого проекта, затравило архитектора поправками, и он бросил работу, так как отстаивал каждый штрих на своих чертежах. Дворец был закончен другим архитектором, но сохранил от Гауди общий облик, напоминающий о средневековых замках своими башенками и контрфорсами.

Однако, безусловно, самой известной работой мастера остается Саграда Фамилиа (Собор Святого Семейства), выполненный в нетипичном стиле для храмовой архитектуры. Возведению собора архитектор Антонио Гауди посвятил много сил и времени, начав его в 1883 году, однако, здание так и не было завершено из-за смерти Антонио Гауди. После того, как гения не стало, проект Саграда Фамилиа так и остался незавершенным, так как Антонио не любил чертить, после него не осталось авторских чертежей. Формы и символика собора настолько сложны, а метод работы Гауди настолько уникален, что все последующие попытки продолжения возведения выглядели слишком неуверенно.

Скамейки в Парке Гуэль

Помимо Саграда Фамилиа, в Барселоне находится 13 основных построек Антонио Гауди, придающих городу неповторимый оттенок и позволяющих создать представление о стиле гениального творца. К ним относятся Дом Мила (жилой дом, стены которого расписаны с внутренней стороны, а на плоской неровной крыше находятся каминные трубы, облицованные кусочками стекла и керамики), Дом Батльо (волнистая, чешуйчатая крыша которого напоминает гигантского змея), Ворота Миралес (округлая стена, покрытая черепицей из черепашьего панциря), Парк Гуэль (являющий собой урбанистический стиль в природе, здесь нет ни одной прямой линии, этот парк стал жемчужиной Барселоны), церковь загородной усадьбы Гуэль, дом Бельесгвард (вилла в виде готического замка с витражами сложной звездчатой формы) и конечно много других, так как, войдя «в моду» у богатых граждан не выходил из нее до конца своей жизни.

Архитектор Антонио Гауди погиб, попав под трамвай 7 июня 1926 года. Распространена информация, что в этот день в Барселоне был запущен первый трамвай и якобы именно им и был задавлен архитектор, но это всего на всего легенда. Гауди был неухоженным стариком и был принят за бездомного. Он умер через три дня 10 июня, в приюте для бездомных, но его совершенно случайно опознала пожилая женщина. И благодаря ей великого зодчего не похоронили в общей могиле, а похоронили с почестями в здании всей его жизни Храме Святого семейства, где можно увидеть его могилу и посмертную маску.

По решению ЮНЕСКО парк Гуэль, дворец Гуэль и дом Мила были объявлены достоянием человечества.


источники:

http://spainmag.ru/neobyknovennyj-gaudi/

http://archi-story.ru/antonio_gaudi/