Ермошина Лидия Михайловна биография Личная

Кто такая Лидия Ермошина: юрист и глава ЦИК Беларуси в течение 25 лет

Немалую часть биографии занял и Калининград, куда еще в советское время уехала поступать в институт юная Лидия Горковенко. Именно такой была девичья фамилия. Ермошиной будущая глава ЦИК стала, выйдя замуж. После развода был второй муж — и опять развод.

В Калининграде Ермошина задержалась надолго. Получив диплом юриста в Калининградском госуниверситете (нынче это Балтийский федеральный университет имени Канта), Ермошина работала юрисконсультом в различных организациях этого города. В 1987 пошла в прокуратуру, но в 1988 вернулась в родной Бобруйск на пост главы юридической службы горисполкома.

Ермошина, пожив в разных городах, все-таки больше себя считает бобруйчанкой. Во всяком случае, так она сказала в 2014 году в интервью газете «Бабруйскае жыццё». Также Лидия Михайловна призналась, что ей даже ближе Калининград, чем Минск, потому что в балтийском городе она училась в юности.

Экс-глава ЦИК тогда не исключала, что на пенсии поедет жить обратно в Бобруйск. И на тот момент там проживала ее мама. Возможно, живет она там и сейчас. А вот единственного сына уже нет. Алексей тоже стал юристом. Работал в прокуратуре, а потом адвокатом. Он умер в 2017 году в возрасте 40 лет.

В целом же о личной жизни Ермошиной и ее карьере до ЦИК известно не так много. В историю она войдет именно как председатель Центризбиркома. В комиссию Лидия Михайловна пришла еще в начале 1990-х годов, но была просто ее членом, который приезжает во время избирательных кампаний. С 1996 года Ермошина возглавила ЦИК, и это стало основным местом работы. То есть в общей сложности провела на посту 25 лет.

В массовой культуре она запомнилась фразой о борще. Когда под конец 2010 года после президентских выборов на пресс-конференции зашла речь о волнениях в Минске, Ермошина так сказала о пришедших туда женщинах: «Сидели бы дома, варили бы борщ, а не ходили по площадям. »

Еще одна интересная фраза о семейных отношениях: «У меня рушилась семья, а я пекла пироги. Поклялась, что мой сын вырастет с точно такой же уверенностью. » (интервью КП в Беларуси в августе 2016 года).

Другой тезис Ермошиной, если коротко: женщинам политика неинтересна. Их интересуют конкретные вещи: как выйти замуж, пошить платье и т.д.

«Женщина по своей натуре аполитична. Кстати, приличный человек всегда аполитичен» (из того же интервью КП).

Лидия Ермошина

Биография

Лидия Ермошина с 1996 года по 2021 год возглавляла Центральную избирательную комиссию (ЦИК) Республики Беларусь. На этом посту она сопровождала четыре президентские кампании. Коллеги Лидии Михайловны говорили, что она советский образец Железной Леди Маргарет Тэтчер — прямолинейная, решительная и хладнокровная.

Детство и юность

Девичья фамилия Лидии Ермошиной — Горковенко. Она родилась 29 января 1953 года в Слуцке, городе Минской области, еще во времена процветания Советского Союза.

Лидия Ермошина в молодости / «Тут.By»

Председатель ЦИК воспитывалась в семье военнослужащего. Именно из-за этого в молодости у нее развилась аллергия на людей с погонами. Ермошина вспоминала, что жить в семье человека, который дослужился до полковника, а во времена Второй мировой войны командовал батареей, очень тяжело. Ведь даже домашними он распоряжался словно солдатами.

Поэтому Лидия и дистанцировалась от родителей. Будучи с детства волевой, она желала жить по собственным правилам и самостоятельно распоряжаться судьбой. В 1975 году чиновница окончила юридический факультет Калининградского государственного университета (сейчас Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта) и вышла замуж. Начался «взрослый» этап ее биографии.

Карьера

Сразу после университета Лидия начала применять на практике полученные знания. До 1987 года она работала юрисконсультом при торговых и промышленных предприятиях Калининграда и Бобруйска, что в Беларуси. Затем год провела в подчинении прокурора Октябрьского района Калининграда, а до 1996-го трудилась на юридической службе Бобруйского горисполкома.

Назначение на пост председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов Республики Беларусь стало для Ермошиной неожиданностью. В октябре 1996 года с этого поста сняли Виктора Гончара, поскольку он открыто выступал против действующего главы государства Александра Лукашенко. Временно исполнять обязанности попросили Лидию. Готовился очередной референдум.

С поставленными перед ЦИК задачами по голосованию Ермошина справилась на отлично и в декабре 1996 года была утверждена на должность. Хотя своим «потолком» считала пост управляющего делами Бобруйского горисполкома. Она даже стояла в резерве и ждала, пока начальница уйдет на пенсию.

«Я считала, что не достойна столь высокой должности [председателя ЦИК], полагала, это временное замещение. Боялась слово сказать перед телекамерой, сложно было приказать. Была настолько скромным и деликатным человеком, что не могла в течение нескольких лет уволить водителя, который хамил и не устраивал меня», — вспоминает женщина.

Со временем характер председателя ЦИК закалился, в поведении появились официоз и даже строгость. Причиной тому — сложные выборы 2001 года, результаты которых не признали США и страны Евросоюза, последующие президентские кампании, победителем которых неизменно становился Александр Лукашенко.

Перемена в Ермошиной особенно чувствуется по ее интервью и появлениям на телевидении. Теперь она не дает себя в обиду.

Например, в декабре 2010 года чиновница покинула ток-шоу «Выбор», которое транслировалось в прямом эфире телеканала ОНТ. По ее мнению, ведущий Сергей Дорофеев не проявил достаточно такта, комментируя акции протеста в Минске.

«Нация содрогнулась, журналист в эти моменты должен сопереживать», — объяснилась Лидия Михайловна с журналом Sexus.

Александр Лукашенко встал на сторону председателя ЦИК. После этого Дорофеева отправили в принудительный отпуск, а программу «Выбор» закрыли.

Согласно законам Беларуси женщины уходят на пенсию в 57 лет, но Лидия Ермошина по распоряжению Александра Лукашенко осталась возглавлять ЦИК и после вступления в этот возраст.

Проведение президентских выборов в 2020 году сопровождалось акциями протеста, а также рядом введенных санкций со стороны стран ЕС. Ермошина и ряд других чиновников были признаны персонами нон грата в ряде государств на 5-летний срок, а власти Литвы и Латвии объявили о таком статусе бессрочно. Причиной тому стали обвинения в фальсификациях, а также подавление мирных акций.

Впоследствии имя Лидии Михайловны такие страны, как Швейцария, Канада и Великобритания, внесли в санкционные списки. Глава ЦИК также подверглась критике из-за недопущения регистрации кандидатов на пост главы республики Валерия Цепкало и Виктора Бабарико.

Личная жизнь

Свою личную жизнь Лидия Ермошина не скрывает, с пониманием относится к интересу журналистов и граждан Беларуси. В интервью «Комсомольской правде» она рассказала, что дважды состояла в браке. С мужьями сохранились мирные отношения, но назвать их друзьями у чиновницы не получается:

«Это чужие люди, говорить с ними не о чем».

Инициатором разводов выступала Ермошина. Она остро ощущала разность интересов и социального положения.

«Когда женщина достигает определенных высот в политике или бизнесе, ей рано или поздно становится не о чем разговаривать с мужем, который как был 10 лет назад, например, рабочим, так им и остался. Я это почувствовала на себе, поэтому знаю, о чем говорю», — однажды отметила председатель ЦИК.

Без ничего мужей Лидия Михайловна, впрочем, не оставляла. В эфире программы «Выход есть» на телеканале «Беларусь-1» она рассказала, что обоих обеспечила квартирами.

Разводы председатель ЦИК расценивала как праздник. В 1996 году, расставшись с Дмитрием Ермошиным, она устроила вечеринку. Кстати, именно от этого мужа у чиновницы в 1977 году родился сын Алексей.

Лидия Ермошина и сын Алексей / Тут.By

Будучи женщиной практичной и амбициозной, она не стремилась иметь детей, но Алексея полюбила пламенно и искренне. Собственной семьи у него не было, и все заботы о мужчине на себя брала Лидия Ермошина. В интервью она рассказывала, что регулярно ездит к сыну мыть полы и готовит для него ужин.

В июне 2017 года произошло событие, заставившее Лидию Михайловну сменить яркие костюмы на траурно-черные: Алексея не стало. Как утверждают приближенные к семье источники, умер сын председателя ЦИК по естественным причинам: он имел серьезные проблемы с лишним весом и не чурался алкоголя. Подкосило Алексея Ермошина и известие о гибели в мае 2017 года двоюродного брата, с которым он был очень близок.

«Мы [с сестрой] считаем наших детей живыми. Они от нас не ушли. Я даже не воспринимаю это как-то иначе. Для меня это временная разлука. Мой сын Алексей — светлый человек», — отметила Лидия Ермошина в интервью «Комсомольской правде».

Причину смерти она никогда не комментировала.

Лидия Ермошина сейчас

В декабре 2021 года Лидия Михайловна оставила пост главы ЦИК, уйдя в отставку в возрасте 68 лет. Президент Республики Беларусь назначил на эту должность уже экс-министра образования Игоря Карпенко. К слову, этого кандидата предложили Игорь Петришенко (заместитель премьер-министра) и Владимир Андрейченко.

Зачем власть поменяла Ермошину на Карпенко. В чем сила и слабость нового руководителя ЦИК

Замена неизменной до сих пор главы ЦИК Лидии Ермошиной на Игоря Карпенко свидетельствует о проблемах как во власти, так и в возможном референдуме.

Игорь Карпенко, фото: nn.by

В принципе, здесь нет ничего неожиданного. Ермошина давно просилась «на покой». Она и раньше говорила, что президентская кампания 2020-го — для нее, наверное, последняя, и ей время на пенсию. Трудовой контракт ее истекает в 2022 году, а 29 января 2022 года ей будет 69 лет.

Карпенко же всего лишь 57, и он может работать дальше.

Конечно, многие скажут, что эта рокировка еще раз свидетельствует, что у Лукашенко «короткая скамья запасных», и в системе не очень много преданных ему людей, которые бы согласились на такое нервное назначение. Кроме того, будут разговоры о том, что Лукашенко лишился «очень токсичного актива». Именно с именем Ермошиной связывают все референдумы и выборы с 1996 года. И, напомним, абсолютно все они были не признаны международным сообществом как транспарентные, прозрачные, свободные и справедливые.

Однако смена Ермошиной на Карпенко в этом ничего не изменит, потому что никто не может сделать бывшее не бывшим. Единственное, что Лидия Ермошина теперь может уехать доживать свой век в любимый Калининград, где у нее подруги. Если, конечно, они еще остались подругами после 2020 -го, и когда ее туда отпустят. Потому что Лукашенко очень не любит отпускать от себя людей, которые много расскажут о нем и о его действиях при случае.

Что же касается назначения Карпенко, то, вероятно, власти осмыслили проблему, с которой вряд ли справилась бы Лидия Ермошина, если бы она сохраняла свой пост. Дело здесь, опять же, в том, что народ «проснулся» в 2020-м, и что общество уже не будет таким тихеньким, как раньше.

Эта проблема — в формировании комиссий по референдуму. Не секрет, что значительную часть членов этих комиссий составляют учителя. И тем более не секрет, что после 2020 — го, особенно после того, как на этих учителей-членов комиссий обрушилась общественная обструкция, набрать новых «послушных» членов комиссий будет очень сложно. К тому же, не исключена вероятность, что среди этих учителей будут люди, которые «проснулись». Потому что одно дело было — просто подписать избирательные протоколы президентской кампании (и даже с этим возникли сложности), а другое дело-собственными глазами увидеть, к чему такое подписание привело. А привело оно к тому, что едва ли не в каждом классе есть ребенок, родители которого так или иначе пострадали за эти месяцы.

Учителя не живут в вакууме, они вынуждены отвечать на вопросы хотя бы своих учеников. И это для них — тяжелое бремя.

Поэтому одна из основных задач перед референдумом — это формирование «послушных» комиссий. Это та самая проблема, которую и должен решить экс-министр образования, а ныне председатель ЦИК Карпенко. Его назначили на эту должность, потому что он, по крайней мере, должен знать свой бывший «коллектив» в масштабах страны. Он должен привлечь в комиссии тех самых учителей, и обеспечить «правильное голосование» на участках, которые находятся, в основном, конечно же, в школах.

С одной стороны, шаг абсолютно логичен. С другой — приведет ли он к запланированному результату?

С этим, безусловно, есть сомнения. Потому что министр Карпенко вряд ли является авторитетом для своих экс-подчиненных. Это при нем учебные программы менялись в зависимости от успешности Коли Лукашенко: начиная от математики и знаменитых «червей на половину учебника», и заканчивая переносом времени начала уроков от того, что Коле Лукашенко было трудно вставать.

Это при Карпенко случилась трагедия в Столбцах, когда ученик напал с ножом на учительницу и одноклассников.

Это Карпенко не соглашался на то, чтобы школы уходили на карантин в период пандемии, и даже сопротивлялся переносу школьных каникул. Кстати, он упорно продолжает гнуть эту линию, хотя у нас заканчивается уже четвертая волна covid. Не говоря уже о том, что Министерство образования до сих пор не смогло разработать десять раз обещанную платформу дистанционного обучения.

Поэтому задача Карпенко по созданию комиссий выглядит невыполнимой. К тому же Карпенко, в отличие от Ермошиной — не юрист. Он всю жизнь провел на «идеологической работе», начиная от руководителя отдела воспитательной работы в различных университетах, и, собственно, заканчивая должностью министра образования. И ему трудно будет находить те юридические зацепки и выверты, за которые журналисты (признаемся честно) все же любили Лидию Ермошину. Сейчас, наверное, избирательные кампании будут проходить с «ленинской целесообразностью», и без придания им хотя бы какой-то юридической окраски.

Если такие компании, конечно, вообще будут — мы же еще не знаем, что написано в проекте Конституции, который нам все не могут показать…

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Присоединяйтесь к нам в Viber, Instagram, ВКонтакте или Telegram, подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе важнейших событий дня или обсудить тему, которая вас взволновала.