Эрик Бердон биография Солист Энималс
У всех налито? Нет? Ничего, я подожду. Готово? Что ж, давайте поднимем бокалы за музыканта, подарившего миру эту замечательную песню, которую знают все — независимо от возраста, цвета кожи, вероисповедания, сексуальной ориентации и партийной принадлежности: «Дом восходящего солнца». Или, выражаясь научно, «The House Of The Rising Sun».
Вот сколько ни пытались различные артисты исполнять «Дом. «, а ни у кого не получилось так пронзительно, так искренне, с таким мрачным магнетизмом, как у Эрика Бердона. Человека, за которого мы и поднимаем сегодня тост. Потому что ему в эти дни исполняется шестьдесят. А юбилей такого масштаба — это, сами понимаете, повод.
Эрик Бердон (Eric Burdon) родился 11 мая 1941 года в местечке Уолкер возле Ньюкасла. В популярную музыку пришел, как и тысячи его ровесников — под влиянием американских исполнителей: этажом ниже жил моряк, который привозил из «загранки» пластинки популярных блюзовых артистов. А юный Эрик слушал их и тоже хотел быть таким. Потом он стал искать точку приложения своих вокальных способностей и обнаружил ее в лице органиста Алана Прайса (Alan Price), басиста Чеса Чендлера (Chas Chandler) и ударника Джона Стила (John Steel). Трио было известно как ALAN PRICE COMBO. Бердон присоединился к ним в 1962 г., еще некоторое время спустя коллектив дополнил гитарист Hilton Valentine — и новоиспеченный квинтет обрушил на слушателей взрывную дозу рок-н-ролла и ритм-энд-блюза a-la ROLLING STONES. Как и «роллинги», пятерка ньюкаслских музыкантов была неряшлива, вызывающе шумна и агрессивна на сцене — чем и заслужила прозвище «звери», то есть, Animals, которое и использовала в качестве названия. Группа выступала в различных клубах родного Ньюкасла и за пределами оного, причем однажды — в 1963 году — каким-то ветром музыкантов занесло даже в Гамбург, в тот самый «Стар-клуб», где несколько ранее выступали и BEATLES. Квинтет записал демо-диск, разошедшийся среди местных фанов полутысячным тиражом. А один экземпляр пластинки, которую менеджер группы отвез в Лондон, возбудил интерес известного продюсера Мики Моста (Mickie Most), и тот устроил новичкам контракт с Columbia.
Бодрая маршеобразная песенка с «фирменным» крикливым вокалом Бердона «Baby Let Мe Take You Home», «снятая» с дебютного (1962 г.) альбома некого Боба Дилана (Bob Dylan), стала первым синглом квинтета. Насчет «некого Дилана» — не описка: весной 1964 года, когда диск ANIMALS поступил в продажу, имя величайшего исполнителя и композитора поп — музыкальной эры еще было для англичан пустым звуком. Поскольку дебютный альбом Дилана прошел практически незамеченным даже в США и — поначалу — нераскупленным, остается только гадать, где ANIMALS могли взять экземпляр этой пластинки.
«Baby Let Мe Take You Home» не добрала в чартах всего одной позиции, чтобы попасть в британскую «двадцатку». Кстати, в США песни сингла поменяли местами: «Baby. » стала обратной стороной, а обратная сторона, «Gonna Send You Back To Walker» — заглавной. Такое, как правило, происходит в тех случаях, когда вещи по своему хитовому потенциалу одинаково сильны. Ну а вторым синглом и явилась на свет Божий неповторимая четырех-с-лишним-минутная интерпретация «The House Of The Rising Sun» — американской мелодии, авторство которой затерялось, если не в глубине веков, то уж многих-многих десятилетий — точно.
Об этой композиции именно в исполнении ANIMALS давно уже сказано и написано все, что может быть сказано и написано, и лишний раз сотрясать воздух не хочется. «Дом. » — он и есть «Дом. «, слушайте, кайфуйте, завидуйте тем, кто воспитывался на такой музыке, а не на дешевках типа каких-нибудь «скутеров». Если бы на туманном Альбионе существовало почетное звание «Заслуженный артист Великобритании», то Эрик Бердон запросто отхватил бы его только за одну эту композицию. (Присутствовавшие на прошлогоднем концерте ANIMALS в Минске КЗ «Минск», несомненно, помнят, что творилось в зале, когда музыканты заиграли эту песню. Жаль, солировал не Бердон, а практически неизвестный Tony Liddle).
Заметим только, что четыре с половиной минуты для синглового формата в те времена, когда длительность хита зачастую не превышала и двух минут, было делом неслыханным. На BBC музыкантам даже было заявлено: «Подростки предпочтут прослушать две короткие песни, чем одну длинную». Но ANIMALS настояли на своем — и не просчитались. «The House. «, потребовавший для записи всего 20 (!) минут студийного времени, поднялся до 1 места по обе стороны Атлантики, и вместе с ним до суперзвездного статуса взлетел и ньюкаслский квинтет.
Первая глава в история ANIMALS, а значит и нашего юбиляра, закончилась в 1965 г., когда группу покинул Алан Прайс. К этому времени квинтет успел выдать еще несколько хитов, как негритянского происхождения, так и собственного сочинения, и записать два хитовых альбома — «THE ANIMALS» (1964) и «ANIMALS’ Tracks» (1965). Заменой Прайсу стал Dave Rowberry (это его мы видели на концерте в Минске). В таком составе группа просуществовала еще год-полтора, поменяла ударника, а потом тихо распалась. Музыкальное наследие квинтета того периода — 40 песен 1964 — 65 гг. — вышло на двух компакт-дисках «The Complete ANIMALS», которые временами мелькают и в наших магазинах.
Эрик Бердон набрал новых музыкантов и назвал группу NEW ANIMALS — от первого состава в ней не оказалась никого, кроме него самого. Музыка того периода необычна. Некоторые композиции даже трудно назвать песнями — скорее, это декламация, своеобразный «музыкальный монтаж» на фоне аккомпанемента. Его интерпретация роллинговской «Paint It Black» из альбома «Winds Of Change» (1967), мрачный 6-минутный спектакль, разыгранный у микрофона — самый потрясающий из каверов, который когда-либо доводилось слышать автору этих строк. Записав несколько дисков, музыкант распускает квинтет, объявив, что альбом «Love Is» (1968) был его последней пластинкой. К тому времени он живет в Америке, где его популярность в тот период была выше, чем на родине. Бердон действительно исчезает на пару лет, ходят слухи о его проблемах с наркотиками, о разводе.
В 1970 г. он появляется как солист негритянской джаз-фанк-соул-группы WAR и записывает с ней два удачных альбома, затем покидает ее. К середине 70-х выходит еще несколько его альбомов, в один из которых Бердон включает и новые обработки старых хитов ANIMALS, но публика относится к новым записям равнодушно.
В то время, как Эрика потихоньку забывали, его бывшие коллеги по первой группе, как говорится, «цвели и пахли». Клавишник Алан Прайс снискал признание сначала как лидер ALAN PRICE SET, потом как участник дуэта FAME AND PRICE TOGETHER, в 1973 г. снялся в картине «O, Lucky Man!», для которой сочинил и музыку, а в 1976 г. победил в категории «актерский дебют» за фильм «Alfie Darling». Басист Чес Чендлер открыл миру талант Jimi Hendrix’a, а чуть позднее — группу SLADE и принял на себя менеджерские обязанности как первого, так и вторых. Ударник Джон Стил стал его ассистентом. Хилтон Валентайн выпустил сольный альбом.
Но в 1976 г. вся пятерка, забыв прежние разногласия, объединилась и записала в домашней студии Чендлера диск «Before We Were So Rudely Interrupted» (вышел в 1977 г.). Не то чтобы меломаны, затаив дыхание, ждали новой пластинки старых кумиров, но почетное 70-е место в хит-парадах США диск занял. Потом пути «зверей» вновь разошлись.
B 1980-м Бердон организовал в Германии группу FIRE DEPАRTMENT, но записанный коллективом диск «Last Drive» вышел только в этой стране. Потом снялся в полубиографическом фильме «Comeback» в роли стареющей рок-звезды, являясь автором и звуковой дорожки ленты. В 1983 г. ANIMALS вновь собрались и записали великолепный альбом «Ark», а также концертную пластинку «Rip It To Shreds». Это была последняя встреча группы в оригинальном составе, поскольку в июле 96-го Чендлер скончался от сердечного приступа.
Затем Бердон выпустил первую часть автобиографии «Я был зверем, но сейчас я в порядке» (ко второй вернулся лишь в конце 90-х). Почти одновременно с этим вышла и его биография пера Джеффа Кента «Последний поэт: история Эрика Бердона». Через несколько лет, по сообщениям, вроде бы снялся в The Doors Оливера Стоуна (Oliver Stone). Почему «вроде бы»? Да потому, что вашему покорному слуге, несмотря на все старания так и не удалось разглядеть знакомый по снимкам 60-х гг. лик в легендарной картине. Может, так сильно изменился? Но. в это же время музыкант организовывает с одним из «дорзовцев», гитаристом Робби Кригером (Robbie Krieger), группу, с которой некоторое время гастролирует по США с песнями из репертуара как ANIMALS, так и DOORS. Следующим его проектом была совместная группа с еще одним известным «шестидесятником», клавишником Брайеном Огером (Brian Auger). Результатом стало мировое турне и двойной «живой» компакт «Access All Areas». Очередная группа Бердона, выступавшая вплоть до конца 90-х, получила название ERIC BURDON’S I-BAND. Короче, его рок-н-ролльная жизнь бьет ключом — и все по голове. В смысле, по ушам. Как он спел в одной из своих песен, «если я не играю этот рок-н-ролл, я не живу».
Устроители различных фестивалей и концертов памяти «такого-то» любят приглашать музыканта на свои мероприятия в качестве почетного гостя. В результате почти 40-летней карьеры на данный момент в активе Бердона имеется более 100 кино- и видеолент, запечатлевших его выступления с ANIMALS и без оных. Что же касается его старых коллег, по инициативе Хилтона Валентайна группа была реорганизована, но под названием ANIMALS II и с новым басистом и солистом (это они приезжали в Минск). Контактов Бердон и его старые друзья практически не поддерживают, по чьей инициативе — сказать трудно.
Человеческая память, как правило, инертна и легче запоминает то, что лежит на поверхности. Status Quo записали десятки хороших песен, люди же помнят их лишь по «In The Army Now», десятилетняя карьера EAGLES сводится почему-то к одной «Hotel California», от Криса де Бурга осталась только «Lady In Red». И таких примеров множество. Так случилось и с Эриком Бердоном и его «House of the Rising Sun». Что ж, видно есть в музыке какая-то планка, преодолев которую, прыгнуть выше уже невозможно. Но дай-то Бог каждому исполнителю хотя бы разок постоять на пороге «Дома восходящего солнца».
Эрик Бердон: новая страница в музыкальной истории
Это имя — Эрик Бердон — известно каждому меломану. Музыкант оставил немалый след в истории, став частью «Британского прорыва». История его творчества – это череда взлетов и падений вперемешку с алкоголем и наркотиками.
Ранние годы жизни
Родился Эрик Бердон в Ньюкасле (Великобритания), когда он жестко бомбился германскими войсками в 1941 году. По происхождению будущий певец – пролетарий, невзирая на то, что его отец был инженером-электриком.
Он рос среди простых рабочих и ходил в школу, которая располагалась между верфью и скотобойней. Это дало начало его музыкальным предпочтениям и близости взглядов к философии блюза.
Пятнадцатилетним парнем он поступает в колледж искусств, где осваивает специальность «художник-декоратор». Здесь он еще больше увлекается блюзом и джазом. Будучи белым, он всей душой понимает настроения темнокожих музыкантов, которые раскрывали в своем творчестве проблемы изгоев и неудачников, не выбирая для этого красивых слов.
Пластинку своего кумира Джимми Уэдерспуна он заслушал до дыр. Мог ли тогда мечтать юный студент, что его идол когда-нибудь захочет записать с ним общий альбом?
Именно под влиянием этого исполнителя на свет появится Эрик Бердон – певец: однажды молодой студент отважится выйти на сцену в задымленном клубе, полном людей.
Появление The Animals
Когда Эрик Бердон пришел вокалистом в ансамбль Алана Прайса, никто и подозревать не мог, что это станет началом музыкального прорыва на мировую сцену. Юноша сразу же предложил переименовать коллектив более звучно — The Animals. Эти «Звери» быстро выросли из формата команды для забегаловок и начали выступать в лучших клубах в центре Ньюкасла.
Весной 1963 года они отправляются в турне по Великобритании вместе с Чаком Берри. Между выступлениями музыканты активно работают над записью собственного материала и выпускают в свет судьбоносную для них композицию The House of the Rising Sun. До этого песню исполняли разные певцы и группы, но популярной она стала только благодаря The Animals. Эта песня сделала коллектив известным на весь мир. Она заняла первые строчки популярных британских и американских чартов.
Но судьба распорядилась так, что вскоре группа распалась, просуществовав всего пару лет. В будущем Эрик Бердон еще неоднократно совершит попытки возродить коллектив под разными названиями.
Покорение Америки
Eric Burdon & the New Animals — это новый коллектив музыканта, который позволил британской команде покорить американский материк. В 1967 году появляется на свет эта группа, возглавляет которую Эрик Бердон. Дискография коллектива представляет собой немало хороших альбомов, лучшим среди которых считается The Wind of Change.
Именно с ним Эрик едет в Сан-Франциско (США), чтобы стать частью новой субкультуры – хиппи. Здесь рождается хит San Francisco Nights.
С развитием нового модного музыкального стиля — психоделического — среди музыкантов активно распространяются наркотики, многие из которых в те годы были еще не запрещены. Бердон не остался в стороне: вместе с хиппи он начал пробовать разные психотропные препараты.
На музыкальном фестивале в Монтери коллектив выступает на одной сцене с Джимми Хендриксом. Они настолько подружились, что начали вместе гастролировать.
Несмотря на весь успех, «Новые звери» тоже просуществовали недолго. После распада группы музыкант на год прекращает выступления.
С War против войны
Не будучи темнокожим, музыкант всегда был близок духом к творчеству негритянских музыкантов. Он говорил, что в его жилах течет черная кровь.
Вот почему Эрик с радостью начинает сотрудничать с афроамериканским секстетом The Night Shift. Ему только не понравилось название малоизвестного коллектива. Поэтому он переименовывает его в War и потом постепенно ведет к мировой славе.
Всю силу своего таланта вложил в новый проект Эрик Бердон. Фото коллектива стали появляться на обложках музыкальных изданий, а композиции звучали почти на всех радиостанциях.
В начале семидесятых группа активно гастролирует по Америке и Европе. На одном из концертов из-за наркотиков Эрику становится плохо, и он больше не может продолжать турне. Но коллектив отлично справляется и без него. Этот факт стал причиной ухода Бердона из группы.
Попытки покорить сцену
После этого Эрик Бердон еще неоднократно попытается вернуться на большую сцену, но достичь былой популярности у него уже не получится. Новые проекты не находят отклика на студиях грамзаписи. Поэтому музыкант пытается возродить свою первую группу в оригинальном составе.
На некоторое время ему удается напомнить о себе, перезаписав бессмертный хит «The House of…», но этого оказалось недостаточно. Популярность у «новой» группы была весьма избирательной: в Америке и Британии она собирала небольшие аудитории фанатов, в то время как в Германии можно было делать концерты на стадионах.
На протяжении 80-90-х годов прошлого века Бердон неоднократно пытается вернуться на большую сцену, но это ему так и не удается. Музыкант постепенно переходит в разряд легенд.
Эрик Бердон: семья
Активная концертная деятельность, наркотики и выпивка, толпы фанаток никак не способствовали укреплению семейной жизни. Эрик женился дважды. Первой его женой в 1967 году стала Энджи Кинг, но брак продлился чуть больше года.
Второй раз Эрик женился в 1972 году, а уже в 1974-м его возлюбленная Роуз родила дочь. Но и этот брак продлился недолго.
Талантливые музыканты должны чем-то платить за свою славу. Для Эрика этой ценой стала семья, но и популярность к нему пришла немалая. Сегодня его имя навечно вписано в учебники по истории мировой музыки. Невзирая на внушительный возраст, музыкант продолжает свою деятельность, активно путешествуя по миру.
Eric Burdon — Интервью с неблагодарным мертвецом
Поинтересуйтесь у кого угодно, и получите в ответ: Эрик Бердон — это The Animals, а The Animals — это песня House Of The Rising Sun, и все вместе — легенда и светоч, а про остальное и говорить не стоит, ибо оно в звонких контурах легенды не просматривается. Меломаны постарше да поопытнее будут перебирать в узловатых пальцах сольную карьеру Бердона, дела джазовые и блюзовые, встречи с удивительными людьми («Он играл с самим N!») Но все равно: главное — это Animals, конечно. Ну, Дом еще. И название для статьи круглое и со слезой, как сыр — «Дом, который построил Эрик». То есть, песня про Дом восходящего солнца — каламбур и красивое название. Спорим, половина статей про Бердона в уважаемых рокерских журналах именно так и называется? А ведь Бердон, между прочим, построил еще немало удивительных домов, с башнями, подвалами и стеклянными лифтами. Самый недавний — My Secret Life — еще даже плющом не поросший и котами не обжитый. И повод дал интервью, естественно.
Правда, у меня был свой повод, достаточно мстительный. Несколько лет назад к нам в Минск приезжала странная группа под названием Animals II. Правда, на афише было написано просто Animals, это понятно. Там играло, кажется, два человека из оригинального состава группы (в изменчивые 60- е, разумеется, составов было много, но все были чертовски оригинальны!), эффектный Хилтон Валентайн, плюс колоритный молодой солист и еще какой-то яркий блюзовый народ. Для аккредитации на этот парк юрского периода нужно было написать красивую статью о группе. Юное сердце плеснуло вербальным адреналином — цветастая, как обложка «Сержанта», и кучерявая, как прическа Хендрикса, статья лучилась позитивом, но организаторы устроили мне телефонный скандал и даже не хотели аккредитовывать.
«Какие тупые журналисты, просто слов нет! — орала телефонная трубка — Вообще ничего не знают, в музыке не разбираются, сил нет никаких! Что за бред вы пишете—’Бердон записывает альбомы, много гастролирует, но к нынешнему составу группы никакого отношения не имеет»! Эрик Бердон, если у вас не хватило мозгов посмотреть где-нибудь информацию, четыре года назад умер в наркотической клинике в Сан-Франциско! А вы что написали!?»
Мне стало ужасно стыдно — я долго извинялась, признала бездну ошибок, и даже как-то таки выбила аккредитацию на концерт. Концерт, кстати, был ничего себе — классный, мощный, ритм-н-блюзовый. Но все равно осадочек остался. И тут — интервью с Бердоном! Я, конечно, подозревала, что он жив и здоров, но все равно отметила про себя, что это — еще и возможность наябедничать. Но не сразу, конечно. Надо вначале присмотреться.
. Присматриваться к Бердону долго не пришлось— в телефоне он оказался дядькой крепким, деликатно подтрунивающим над чем попало и знаюшим себе цену. С медленным скрипучим голосом и демонстративно мудрыми интонациями. А еще он иногда ругался как настоящий панк. Наверное, для того, чтобы разрушить этот мученический ореол старенькой рок-легенды, которая обязана трогательно воспоминать, шамкать кислотными мозгами и трясти звездной пылью. Никакой пыли — этот «да какой из меня динозавр?», только что записавший альбом душевнейшего черного блюза, всеми способами доказывает, что он — живее всех.
Вы совсем недавно находились в турне, как я понимаю? Или «промо-тур» это не совсем концертная штука?
Да, на самом деле это не совсем традиционное рок-н- ролльное турне. Это даже хорошо, потому что я не устал ни капельки. Можно сказать, я просто путешествовал по Германии для промоушена книги «Моя тайная жизнь», которая только что опубликована на немецком языке. Состав был минимальный: я путешествовал всего лишь с одним музыкантом. Читал аудитории отрывки из книги. И пел песни — немного, полдюжины песен максимум. А в основном отвечал на вопросы, жал всем руки и книжки подписывал.
На ваши шоу больше приходит людей вашего поколения, фанатов Animals, или — молодая поросль?
А по-разному. Когда я делаю обычную рок-н-рольную музыку, на концерты много молодежи приходит. А когда дело касается книги, там приходят люди уже за 40-50 лет, потому что всякая внутренняя жизнь им больше интересна.
Ваш альбом «Тайная жизнь» весь проникнут какими-то аллюзиями и воспоминаниями. Вы хотели записать что-то ностальгичное?
Мне уже кто-то говорил, что я стал ностальгичным. Гм-гм-гм. Сложный вопрос. А каково определение ностальгии вообще? И чем она отличается от обычной здоровой ретроспекции? Я не совсем уверен. Для меня ностальгия всегда означала коннотацию вещей из прошлого, которые сейчас уже нельзя использовать никаким образом. Обращение к тому, что утратило свою пользу и не может ничего тебе дать. Но. ведь история
— это другое. История для меня — это то, что необходимо исследовать, и то, во что можно заглядывать. Потому что из истории можно многому научиться. В мире нет ничего такого, что бы уже не происходило когда- нибудь. Ничего нового.
При написании книги, не было ли у вас противоречий? Ведь прошлое меняется в зависимости от угла зрения. Человек становится более мудрым, меняется и вдруг обнаруживает, что видит свое прошлое совершенно не таким, каким оно казалось в момент его актуализации. Поэтому любой человек, пишущий подобную книгу, постоянно стоит перед проблемой выбора.
Нет. Я был достаточно безумен. И сейчас вроде как такой же. Самым трудным были технические вещи — то, что мне надо было совмещать писательство с работой. Приходилось писать, когда я был в турах, в автобусах. На клочках бумаги, на салфетках Дома переписывал. А потом давал редактору, и уже он это тоже переписывал. А потом он мне все возвращал и заставлял опять переделывать. Вообще, редактор мне здорово помог. Он учил меня тому, какие вещи нужно в себе развивать, как мыслить при написании — а сам процесс был очень увлекательным, это было как написание детектива. Захватывающее исследование. Пугающее даже. Прикинь, писать книгу о самом себе — это как внезапно обнаружить труп посреди комнаты! То есть тебе необходимо: не испугаться трупа, во-первых; потом выяснить, кто подложил этот труп в комнату. И так далее: чей вообще труп, имя-фамилия трупа, как долго он здесь пролежал, давно ли он умер, каким образом его замочили и за что, кто убийца и так далее. Это, наверное, патологически выглядит, но лично у меня такой взгляд на то, как надо писать книги.
Да, и еще — а потом надо вдохнуть в это жизнь, то есть вот в этот самый труп. Что интереснее всего.
Источники вашего вдохновения — личная история? Судя по альбому, это так и есть.
Скорей, личное, но пропущенное через что-то общее. Это о людях. О человечестве вообще. Как люди делают друг другу плохие вещи и хорошие. Лучшее, что ты можешь сделать как музыкант, это чтобы люди переживали твое шоу как что-то личное, как какой-то серьезный опыт, и если на следующий день они помнят, что на концерте было сказано, и что за музыка была спета, значит, я сделал свою работу хорошо. Если они помнят этот концерта через неделю, то я сделал просто великую работу Если они помнят тебя несколько месяцев или вообще годы, и снова приходят на твой концерт, чтобы испытать те же ощущения, то это и есть успех.
Ваша карьера действительно огромна. Когда читаешь статьи о вашей жизни, критики обычно делят ее на периоды — к примеру, период Animals, период War, период Eric Burdon Band, соло-альбомов и так далее. Делите ли вы свою карьеру на подобные периоды и вообще, как вы сами смотрите на свою жизнь?
Это постоянно происходящая и поэтому вечно незаконченная работа. Иногда я чувствую, что ничего не знаю об этом. Постоянно все переоцениваю. Если буду оценивать свою жизнь на данный момент, то наверняка выяснится, что сейчас у меня гораздо больше комфорта. Концерты — это очень легкая и приятная штука, когда ты в хорошем настроении. Турне — это еще веселее, ведь получается, что я путешествую по миру, и мне еще платят за это! А разницу во временах осознаю только через мелкие предметы. К примеру, раньше никуда не выходил без книги, постоянно надо было читать что-нибудь. Сейчас никуда не отправляюсь без DVD, чтобы в пути было что посмотреть. Сейчас больше пишу и больше планирую каждую деталь своей жизни, потому что очень боюсь тратить время зря. Раньше я так не смотрел на жизнь. Так что если периоды и есть — то это не связано с группами, в которых играл, а связано с меняющимися взглядами на время и себя самого. Я сейчас очень сконцентрирован: это как быть военным, постоянно начеку.
Иногда кажется, что в наше время все «классические» рок-музыканты идут, как правило, одним из трех путей. Либо они играют то же что и всегда (Who, Rolling Stones), либо постоянно меняются вне зависимости от моды (Jethro Tull), либо экспериментируют со всеми новыми стилями (как Джефф Бек, к примеру). Какой из этих способов более близок вам?
Я не имею права отвечать на этот вопрос. Ответить на него может любой человек, который достаточно внимательно послушал мой последний диск. Как он решит, так оно на самом деле и есть. Даже если мнения разные—все они правильные. А я не могу оценивать свое творчество объективно и делать заявления о том, двигаюсь ли вперед или стою на месте. Так что вопрос остается без ответа. Можешь вставить сюда свою собственную рецензию на альбом.
А какую музыку вы слушаете?
Я слушаю world beat. В основном эту музыку и все. Она мне больше всего нравится на этот момент. Это даже можно частично отнести к предыдущему вопросу, потому что именно этот стиль я стараюсь как-то развивать, работая со своей группой.
Так, а молодые всякие группы.
Принципиально? Мол, ничего нового уже создать нельзя.
Нет! Я уверен, что много талантливых ребят делают толковые вещи. Не скажу, что новые. Но это все потому, что я вообще не верю в новое. Мне кажется, ничего нового нет и быть не может. Но хорошую музыку много кто делает. Просто я ее не слушаю, и все. Мне хватает другой хорошей музыки.
Ничего нового быть не может — в музыке или вообще?
Вообще, конечно. Это очень серьезная позиция. Ну, ты посмотри — написать ничего нового точно нельзя. Да все сюжеты мировой литературы на самом деле собраны и записаны еще Шекспиром! К примеру, если взять его пьесу и переделать на современный лад — это же будет сверхактуально, это будет модным и ужасно новым! В общем, каким-то похожим образом современная культура и развивается, а что делать. И с музыкой то же самое. Поэтому классика никогда не исчезнет, да и источники вдохновения для всех одинаковые. Все повторяется, и все начинается заново. И эти вечные и уникальные истории — везде. В каждом звуке — история. Каждый человек — целая история, и каждая мелочь — это целая песня. По- моему, это очень мило. Каждый из нас—звезда. И каждый носит внутри себя целую книгу. Напишет он ее или нет — это другой вопрос. К сожалению, многие не успевают или не догадываются это сделать — они слишком заняты вещами, не имеющими к ним никакого отношения. Они порабощены работой, телевидением и так далее.
В своих интервью и воспоминаниях вы очень много говорите о Джими Хендриксе, о своей дружбе с ним и о том, как он на вас повлиял. А были ли еще у вас герои, люди, которые на вас повлияли или просто вас впечатлили?
О, много было людей. Очень много. Возможно, нет смысла тебе о них говорить — ты все равно их не знаешь. Ну, из известных — Нейл Янг, к примеру. Если говорить о совсем недавних влияниях—тебе же это было интересно, про молодые группы — то это музыканты из группы Calexico. Знаешь такую?
Знаю, но не слушала еще.
Плохо. Ты обязана. Прямо сейчас должна пойти и разыскать диск, много дисков этой группы. Это великая группа, (диктует название группы и альбомов по буквам — Т.З.). Обещаешь найти и послушать?
(Озадаченно.) Хорошо.
Замечательно. Я думаю, что они — лучшие из молодого поколения музыкантов. Их очень любят в Европе, и почти не знают в Штатах. Поскольку они еще молоды, о них, наверное, знают не все, вот как ты. Но это плохо, что не знают. Так что займись этим. Они играют смесь рок-н-ролла, кантри-вестерна, джаза, электроники и еще черт знает чего. У них в составе группы два трубача. Очень эмоциональная музыка, очень классная.
Музыка как она есть сейчас и музыка тогда, в 60-е, когда вы начинали: самое главное различие, по вашему мнению.
В 60-е почти все музыкальные отношения строились на доверии. Все друг другу доверяли, и, в принципе, никто не обламывался. Правда,у нас был девиз «Никогда не доверяй никому старше тридцати», но это мелочи. Сейчас все не так, но до сих пор я верю в то, что в музыке ничего нельзя сделать без доверия. А так мало что изменилось. То, что мы делали тогда, так или иначе повлияло на все, что происходит сейчас. Мы верили, что можем изменить мир. Ну, и мы его изменили, собственно говоря. Иначе мы с тобой не разговаривали бы сейчас об этом по телефону, находясь в разных точках планеты. Если бы у нас не было общего бэкграунда, мы, люди из разных стран и культур, не могли бы разговаривать про рок-музыку.
(Чувствую себя готовой задать долгожданный провокационный вопрос.) И все таки интересно: что вы думаете по поводу группы Animals II? Я не знаю, как у них сейчас дела, но вроде как они еще пару лет назад успешно гастролировали по Европе, а еще раньше давали множество концертов в России и Беларуси — с Джоном Стилом, Хилтоном Валентайном и остальными «приглашенными» участниками, не имеющими отношения к группе. Вам разве безразлично, что они поют ваши песни и зарабатывают на этом и на ностальгии поклонников?
Могу только сказать, что с нетерпением жду того дня, когда смогу приехать в Россию и kick some ass, как говорят у нас в Америке. Иными словами, показать тем, кто ходил на концерты той группы, что такое НАСТОЯЩИЙ рок-н-ролл Живой и не нафталиновый. От которого крышу рвет. И пусть они сами решают, кто из нас более настоящий.
Да, с этим связана одна милая история (рассказываю уже упомянутую историю с аккредитацией на концерт, которую мне не желали давать, мотивируя это нераскрытой темой трагической смерти Эрика Бердона от некачественного героина). Как вы относитесь к подобным слухам и историям?
(Невозмутимо.) Недавно я заказал себе эксклюзивную футболку Специально для выхода в свет. На ней написано, прости за нецензурщину: Fuck me, I thought he was dead. (что-то типа: «. Твою мать, я думал, что он умер!»). Потом пришлось целую партию таких фугболок сделать. Насколько я помню, ни один из элементов одежды с моим изображением так круто не продавался, ха-ха. И во вторых, как уже говорил, не могу дождаться момента, когда наконец-то доберусь до вас. Чтобы вы увидели, как замечательно зажигают на сцене некоторые мертвецы. Потому что мои корни все равно— Animals, мой вокал до сих пор — такой же мощный, как в те времена, даже круче, но в отличие от ТОЙ группы, моя музыка не стоит на месте, а являет собой что- то новое и динамичное, с актуальными элементами. Думаю, слушать Эрика Бердона в 2004 году намного интереснее, чем слушать какие-то трибьюты 60- м Я вовсе не собираюсь ничего плохого делать с людьми, которые притворяются. мной. И которые распространяют слухи о моей смерти. Пусть себе играют где хотят и что хотят. Все, чего я хочу — это дождаться того момента, когда смогу развеять впечатления о них настоящим концертом настоящего Бердона.
Вообще вы не расстраивайтесь. У нас такая примета есть: если человека вдруг случайно объявили мертвым, это значит, что он будет жить долго-предолго.
Ха-ха-ха! Круто! Значит, я могу приехать вместе с Мелом Гибсоном!
Тут сотрудники редакции дружно кричат: «Передай ему, пусть живет вечно!»
Спасибо, передай им, что я так и сделаю. Очень весело с вами разговаривать. У тебя есть еще вопросы?
(Смущенно.) Тут редактор журнала Джаз-Квадрат просил. У нас одно издательство, понимаете. В общем, он списочек вопросов мне дал. Вы не против?
Ну нет.
Гм. Хорошо. Первый вопрос: какую роль в творчестве группы Animals сыграл Georgio Gomelski, и что вы думаете об этом человеке, которого называют «легендой британского рок-н- ролла»?
Жора Гомельский? Он должен мне столько, что ему в жизни не расплатиться! Он обязан мне всей своей судьбой! Я записывал с ним альбомы, и не получил за это ни копейки! Ничего от него не получил. Это прямо РАСПУТИН какой-то! (злобным рычащим голосом). Кошмарный тип.
Здорово!
Здорово? Давай еще вопросы.
Проект War — это ваше сознательное стремление к поиску новых форм и направлений в музыке, либо результат случайного знакомства с продюсером Джерри Гольстейном?
Скажем так: я был обречен играть в «черной» группе, потому что мне было жизненно необходимо исследовать корни негритянской музыки для того, чтобы делать что-то свое. Я встретил ребят из War, когда они играли в маленьких клубах, в Лос Анджелесе, и подумал, что группа очень талантлива. Поэтому мы играли и выступали вместе на протяжении двух лет и записали два прекрасных альбома. Это было прекрасное время, но оно больше никогда не повторится. Благодаря Джерри Гольстейну. Потому что название War теперь принадлежит ему.
А сейчас вы общаетесь с бывшими участниками War?
Ну. да. От случая к случаю, не слишком часто. Одного из бывших коллег я встретил буквально неделю назад.
Так, дальше. Знаете ли вы что-либо о нынешней жизни и творчестве Оскара Ли — того гармошечника, которого признавали гениальным?
С этим парнем я встречался буквально на днях.
И что? Чем он занимается?
Он бизнесмен. Весьма успешный. Он связался со мной по бизнес-вопросу. Спросил, не против ли я того, чтобы мой голос использовался в какой-то новой модели автоответчика. На этом можно заработать, сказал он. Денег мне предложил. Я ответил ему: «Иди и трахни сам себя». Вот, в общем- то, и все о гениальном гармошечнике Оскаре Ли.
(Со смехом.) Я так понимаю, музицировать вместе вы уже вряд ли будете!
Я бы этого и не очень хотел. Не люблю reunions, я против воссоединений. Не люблю возвращаться или смотреть в прошлое. Хочу идти вперед, быстро вперед, а не назад. Поэтому так люблю кататься на мотоцикле.
Один критик назвал вас «величайшим негрофилом рок-н-ролла», вы с ним согласны?
«Негрофил?» «Негрофил», «негрофил». (задумчиво). Какое странное слово. В смысле, что мне нравится черная музыка? Гм. Подожди, а что за вопрос был, повтори. Согласен ли? Да не знаю (заинтересованно, в духе «а вот кому бы морду набить» — Т.З.) А кто, кто это написал, что это за критик так написал?
Да не знаю я! Это не мои вопросы, а редактора Джаз-Квадрата!
А, вот в чем дело. Ну, скажи ему, что я так не думаю. Некоторые говорят, что я пою «черным» голосом. Это все ерунда, потому что пою голосом своим собственным.
Вы работали во множестве разных стилей. Нашли ли вы среди них наиболее близкий вам лично?
Нашел ли я себя? Ну да, во всем, что играл, находил себя. Хотя это зависит не от стиля, в котором играю, а от реакции аудитории на то, что я делаю.
Что выдумаете по поводу ситуации в нынешнем музыкальном бизнесе? Легко ли сейчас музыканту оставаться креативным и делать то, что ему нравится, не обращая внимания на требования продюсеров и рынка?
Ну да, это проблема, когда ты делаешь то, что тебе нравится, идешь с записью к продюсеру, а он начинает пробовать тебя контролировать. Причем при помощи денег. Просто надо забить на деньги и заниматься своим делом. Все равно деньги имеют привычку быстро исчезать. А талант, если это настоящий талант, все равно кто-нибудь заметит, разве не так?
Этот вопрос уже от меня лично. Странно, что многие считают вас всего л и ш ь частью Animals и челове- ком-который-написал-ту- самую-песню? Это вас не раздражает?
Да нет. Не раздражает. До тех пор, пока я говорю все, что мне хочется, при помощи своей музыки, люди тоже вправе говорить и думать обо мне все, что им угодно. Вообще мне кажется, что мнение обо мне в разных странах зависит от того, чем я им там запомнился, В Германии, к примеру, все говорят со мной в основном о проекте War (мы же там очень много выступали), а в Штатах все говорят только про Animals. А в Англии вообще не знают, о чем со мной разговаривать и кто я такой, потому что там я не работал уже лет 20-25. А в России вообще никогда не занимался музыкой: поэтому даже не представляю, как здесь можно меня воспринимать и за кого меня чаще всего принимают. Как я говорил уже, дождитесь моего приезда и только тогда делайте вьводы. Вообще это ужасно весело восстать из мертвых! (Смеется)
И последний вопрос: Вы многого достигли, это понятно. Чем из достигнутого вы гордитесь больше всего?
Тем, что я все еще жив, разумеется. И тем, что мой голос с годами становится все сильнее, становится более зрелым.
Ну, тогда никаких больше вопросов! Приятно было с вами поговорить и спасибо вам за все.
Вам тоже спасибо, надеюсь, скоро увидимся. Всего хорошего, tovarisch!
Беседовала Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ