Илья Эренбург
Биография
Илья Эренбург — советский поэт и писатель, публицист и переводчик, общественный деятель, творчество которого рождалось в непростую для страны эпоху. Он видел революцию, Первую и Вторую мировые войны, пребывал в эмиграции, но остался верен родной стране.
Детство и юность
Эренбург родился 14 января 1891 года в семье инженера и домохозяйки. Мать мальчика была очень набожной и регулярно молилась. Выходные она проводила в компании единомышленников и не была счастлива в браке. Отец Эренбурга был стихийным человеком, поклонником инженерии и имел кардинально противоположные взгляды.
Детство Ильи прошло на родине, в Киеве, а в 1895-м вместе с семьей он переехал в Москву. Отца назначили директором Хамовнического пивоваренного завода. Сына отдали учиться в Первую московскую гимназию. Здесь случились встреча с Львом Толстым, дружба с Николаем Бухариным и участие в подпольной революционной организации. Последнее повлекло за собой арест, но родителям удалось внести залог перед судом. Правда, Илья на него так и не явился, поэтому в 1908-м прибегнул к эмиграции.
Личная жизнь
В 1910-м был заключен брак Эренбурга с переводчицей Екатериной Шмидт. Спустя год жена родила ему дочь Ирину. Она выросла, стала переводчиком с французского и вышла замуж. Супруг Ирины погиб, и, чтобы отвлечь женщину, Эренбург привез с фронта девочку Фаину, которая стала жить в их семье. Несмотря на то, что брак писателя и переводчицы распался в 1913-м, Эренбург всегда поддерживал отношения с дочкой.
Второй супругой публициста в 1919-м стала сестра режиссера Григория Козинцева Любовь. Она была художницей и сделала литератора счастливым в личной жизни. Дети в браке не появились.
Творчество
Сбежав в Париж, Эренбург познакомился с представителями искусства и культуры, Владимиром Лениным, у которого бывал в гостях. Постепенно Илья отходил от политики и начал писать стихи. В 1911-м опубликовали его дебютный сборник «Я живу», а спустя 3 года еще один — «Будни». Он пытался стать издателем, основав журнал «Гелиос», а затем «Вечера». Авторству Ильи Эренбурга принадлежит и книга «Девочки, раздевайтесь сами». Публикуясь в СМИ, писатель выступал против большевиков.
В Первую мировую войну автор работал военным корреспондентом. Он лично видел все происходящее на франко-немецком фронте. В 1917-м Эренбург вернулся в Россию, где устроился на работу в отдел социального обеспечения и стал сотрудником театрального управления и секции дошкольного воспитания. Писателю было непросто разобраться в политических событиях, поэтому в 1921-м он уехал во Францию, а затем в Бельгию. Еще 3 года Эренбург провел в Берлине.
В эмиграции писатель выпустил романы «Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников», «Рвач», «Любовь Жанны Ней». Очерки об увиденном на фронте публицист включил в книгу «Лик войны». Он также стал автором новелл и статей об искусстве. По словам литературного деятеля, его биография как писателя стартовала в 1958-м вместе с выходом в свет произведения о Хулио Хуренито. Это сочинение — симбиоз мысли о современной эпохе и поэзии. В нем автор описывает Европу и Россию в период сражений и революции.
В 1923-м Илья Эренбург стал корреспондентом издательства «Известия». Его талант публициста высоко ценился как инструмент советской пропаганды за рубежом. В начале 1930-х писатель вернулся в Россию и путешествовал по родным землям, побывав в Сибири и на Урале. В этот период создавались памфлет «Хлеб наш насущный» и книга «Мой Париж», сочетавшая текст и фото. Следующими произведениями стали сборник рассказов «Вне перемирия», стихотворный сборник «Верность», роман «Что человеку надо».
В 1941-м писатель уехал в Париж и много работал для отечественной прессы, был корреспондентом «Красной звезды», писал для печатных СМИ и Советского информационного бюро. В 1942-м литератор вошел в антифашистский комитет и занимался освещением деятельности холокоста.
В послевоенные годы автор пополнил библиографию произведениями «Буря» и «Девятый вал». За «Бурю» писатель получил Сталинскую премию первой степени. В 1954-м опубликовали повесть «Оттепель», а в 1960-м в издательство отправились мемуары «Люди, годы, жизни». Все 7 книг, составившие последнее произведение, были изданы в 1990-м.
Смерть
Илья Эренбург скончался 31 августа 1967 года. Причиной смерти стал инфаркт миокарда в результате продолжительной болезни. Писателя похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище. Его наследие составляют фото, литературные произведения, кроме того, о нем вышел документальный фильм «Собачья жизнь», снятый в 2005-м.
Илья Григорьевич Эренбург
Фото Все
Илья Эренбург — биография
Илья Эренбург – русский и советский писатель, публицист, военный корреспондент и переводчик. Около двадцати лет провел в эмиграции, вернулся на родину лишь в начале Второй мировой войны.
Илья Григорьевич Эренбург – один из крупных деятелей литературы прошлого столетия. Писатель жил и творил в непростые для государства времена: ему довелось застать две революции, и две мировые войны. Этого несомненно талантливого человека часто подвергают критике и называют одним из главных сталинских пропагандистов, и это отчасти справедливо.
В годы Великой Отечественной войны Эренбург выступал с самыми радикальными лозунгами против фашизма, приводившими гражданское общество в состояние крайнего накала. В 1945 году Управлению пропаганды и агитации даже пришлось выступить со статьей «Товарищ Эренбург упрощает», целью которой было недопущение излишней жестокости советских солдат по отношению к пленным немцам и мирным жителям Германии.
Детство и юность
Советский литератор родился 14 января 1891 года в Киеве. Родители мальчика были зажиточными евреями: отец, купец второй гильдии, был востребованным инженером, а мать занималась домашним хозяйством и воспитывала четверых детей. Илья был младшим ребенком и единственным мальчиком в семье.
Отец будущего писателя был активным человеком со стихийным характером, а мать вела набожный образ жизни и не разделяла взглядов своего супруга. Судя по всему, женщина в браке счастлива не была.
Илья Эренбург в молодости
Ранняя биография Ильи прошла в родной Украине, а в самом конце 19-го века его семья перебралась в Москву. Отец устроился на пивоваренную фабрику в Хамовники, а мать продолжала воспитывать детей. Мальчик стал учеником Первой московской гимназии, где познакомился с Николаем Бухариным и Львом Толстым. Здесь же юноша присоединился к подпольной революционной ячейке, за что вскоре был схвачен и отправлен за решетку. Длительного ареста удалось избежать, так как родители добились его освобождения под залог. В 1908 году молодой бунтарь покинул Россию, проигнорировав судебное заседание по своему делу.
Творчество
В Париже беглец разыскал наиболее активных соотечественников, оказавшихся за рубежом: представителей культуры, искусства и политических деятелей, в том числе Владимира Ульянова. Политика для Ильи со временем отошла на второй план – он стал больше времени уделять литературному творчеству.
В 1911 году увидел свет первый сборник Эренбурга – «Я живу», за которым последовала вторая книга под названием «Будни». Русский эмигрант пробовал свои силы на издательском поприще, начав выпускать журналы «Гелиос» и «Вечера». В тот же период из-под его пера вышла фривольная книжица «Девочки, раздевайтесь сами». Его произведения на общественно-политические темы содержали критику большевистского движения.
Во время Первой мировой войны Илья работал военкором, поэтому события тех лет знал не понаслышке. В 1917-м мужчина вернулся на родину и устроился в секцию дошкольного воспитания управления театрами. Проработав в России три года, поэт вновь уехал за границу, не сумев найти для себя объяснения происходящим политическим событиям. Сначала Эренбург поселился во Франции, потом уехал в Бельгию, а оттуда – в Берлин.
Во время пребывания в Европе автор издал несколько романов: «Рвач», «Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников», «Любовь Жанны Ней». Также продолжил фиксировать то, с чем столкнулся в годы Первой мировой: очерки о событиях тех лет он включил в сборник «Лик войны». По словам самого писателя, самым знаковым произведением в его творческой биографии стало сочинение о Хулио Хуренито, вышедшее с предисловием Николая Бухарина.
Илья Эренбург в творческом процессе
В начале 1920-х Илья Григорьевич занимал должность корреспондента в издательстве газеты «Известия». Его публицистические статьи с яркими лозунгами стали мощным инструментом советской пропаганды в Европе. Через несколько лет литератор вновь вернулся на родину, где начал черпать вдохновение, совершая путешествия по русской глубинке. В результате поездок по Уралу и Сибири родилась книга «Хлеб наш насущный», параллельно писатель создавал произведение «Мой Париж» о своих впечатлениях о загранице. Далее в печать вышли сборники «Верность» и «Вне перемирия», за ними последовал роман автора под названием «Что человеку надо».
В начале Второй мировой Эренбург уехал во Францию, где продолжил сотрудничать с советскими СМИ. Став зарубежным корреспондентом газеты «Красная звезда», писатель создавал контент для Советского информбюро и ряда большевистских изданий. Вскоре публицист стал членом антифашистского комитета, где выполнял миссию по освещению проблемы холокоста.
По окончанию войны автор выпустил еще два произведения, ставшие одними из самых значимых в его творческой биографии: «Девятый вал» и «Буря». Последнее сочинение принесло Эренбургу всесоюзную славу и высшую государственную награду в области литературы – Сталинскую премию. В середине 1950-х Илья Григорьевич представил книгу «Оттепель», а чуть позже читатели познакомились с его мемуарами, собранными в произведении «Люди, годы, жизни». Полное собрание воспоминаний, насчитывающее семь томов, было издано перед самым распадом Советского Союза.
Илья Эренбург — биография, новости, личная жизнь
Илья Эренбург
Илья Григорьевич Эренбург. Родился 14 (26) января 1891 года в Киеве — умер 31 августа 1967 года в Москве. Русский советский поэт, писатель, публицист, журналист, переводчик с французского и испанского языков, общественный деятель, фотограф.
Илья Эренбург родился 14 (26 по новому стилю) января 1891 года в Киеве в еврейской семье.
Отец — Герш Гершанович (Герш Германович, Григорий Григорьевич) Эренбург (1852-1921), служил инженером, был купцом второй гильдии (впоследствии первой гильдии).
Мать — Хана Берковна (Анна Борисовна) Эренбург (урождённая Аринштейн) (1857-1918), домохозяйка.
Был четвёртым ребёнком в семье.
Старшие сёстры — Мария (1881-1940), Евгения (1883-1965), Изабелла (1886-1965).
Двоюродный брат — Илья Лазаревич Эренбург (1887-1920), художник и журналист, участник Гражданской войны.
Двоюродная сестра — Наталья Лазаревна Эренбург (в замужестве Эренбург-Маннати) (1884-1979), коллекционер, художник и педагог.
Двоюродные брат и сестра (по матери) — врач-гинеколог Роза Григорьевна Лурье и врач-дерматовенеролог Александр Григорьевич Лурье (1868-1954), профессор и заведующий кафедрой дерматовенерологии Киевского института усовершенствования врачей (1919-1949).
Двоюродный брат — Георгий Борисович Эренбург (1902-1967), востоковед-синолог.
Его родители поженились в Киеве 9 июня 1877 года, потом жили в Харькове, где родились три дочери, и вернулись в Киев только перед рождением сына. Семья жила в квартире деда со стороны отца — купца второй гильдии Григория (Гершона) Ильича Эренбурга — в доме Натальи Искры по адресу улица Институтская № 22.
В 1895 году семья переехала в Москву, где отец получил место директора Акционерного общества Хамовнического пиво-медоваренного завода. Жили на Остоженке, в доме Варваринского Общества в Савеловском переулке, квартира 81.
С 1901 года вместе с Николаем Бухариным учился в 1-й Московской гимназии, где уже с третьего класса учился плохо и в четвёртом был оставлен на второй год. Оставил гимназию будучи учеником пятого класса в 1906 году.
После событий 1905 года принимал участие в работе революционной организации социал-демократов, но в саму РСДРП не вступал. В 1907 году был избран в редколлегию печатного органа Социал-демократического союза учащихся средних учебных заведений Москвы.
В январе 1908 года был арестован, полгода провёл в тюрьмах и освобождён до суда, но в декабре эмигрировал во Францию, жил там более 8 лет. Постепенно отошёл от политической деятельности.
В Париже занимался литературной деятельностью, вращался в кругу художников-модернистов. Первое стихотворение «Я шёл к тебе» было напечатано в журнале «Северные зори» 8 января 1910 года, выпустил сборники «Стихи» (1910), «Я живу» (1911), «Одуванчики» (1912), «Будни» (1913), «Стихи о канунах» (1916), книгу переводов Ф. Вийона (1913), несколько номеров журналов «Гелиос» и «Вечера» (1914). В 1914-1917 годах был корреспондентом русских газет «Утро России» и «Биржевые ведомости» на Западном фронте.
Илья Эренбург в молодости
Летом 1917 года вернулся в Россию. Осенью 1918 года переехал в Киев, где квартировал у своего двоюродного брата — врача-дерматовенеролога местной Еврейской больницы Александра Григорьевича Лурье на улице Владимирской, 40.
С декабря 1919 года по сентябрь 1920 года вместе с женой жил в Коктебеле у Максимилиана Волошина, затем из Феодосии баржей переправился в Тифлис, где выхлопотал для себя, жены и братьев Мандельштам советские паспорта, с которыми в октябре 1920 года они вместе в качестве дипкурьеров отправились поездом из Владикавказа в Москву.
В конце октября 1920 года Эренбург был арестован ВЧК и освобождён благодаря вмешательству Н. И. Бухарина.
Отрицательно восприняв победу большевиков (о чем свидетельствуют его сборник стихов «Молитва о России» 1918 года и публицистика в газете «Киевская жизнь»), в марте 1921 года Эренбург снова уехал за границу.
Будучи выслан из Франции, некоторое время провёл в Бельгии и в ноябре прибыл в Берлин.
В 1921-1924 годах жил в Берлине, где выпустил около двух десятков книг, сотрудничал в «Новой русской книге», вместе с Л. М. Лисицким издавал конструктивистский журнал «Вещь».
В 1922 году опубликовал философско-сатирический роман «Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников», в котором дана интересная мозаичная картина жизни Европы и России времён Первой мировой войны и революции, но главное — приведён свод удивительных по своей точности пророчеств.
Илья Эренбург был пропагандистом авангардного искусства. Был близок к левым кругам французского общества, активно сотрудничал с советской печатью — с 1923 года работал корреспондентом «Известий». Его имя и талант публициста широко использовались советской пропагандой для создания привлекательного образа Советского Союза за границей. Много ездил по Европе (Германия — 1927, 1928, 1930, 1931; Турция, Греция — 1926; Испания — 1926; Польша — 1928; Чехословакия — 1927, 1928, 1931, 1934; Швеция, Норвегия — 1929; Дания — 1929, 1933; Англия — 1930; Швейцария — 1931; Румыния, Югославия, Италия — 1934).
Летом и осенью 1932 года совершил поездку по СССР, был на строительстве магистрали Москва-Донбасс, в Кузнецке, Свердловске, Новосибирске, Томске, результатом чего стал роман «День второй» (1934), осуждённый критиками.
В 1934 году выступил на Первом съезде советский писателей, 16-18 июля 1934 года с целью разыскать находящегося в ссылке Осипа Мандельштама посетил Воронеж.
С 1931 года тон его публицистических и художественных произведений становится всё более просоветским, с верой в «светлое будущее нового человека». В 1933 году в издательстве «Изогиз» вышел фотоальбом Эренбурга «Мой Париж» в выполненном Элем Лисицким картонаже и суперобложке.
Илье Эренбургу принадлежат знаменитые слова: «Увидеть Париж и умереть».
После прихода Гитлера к власти становится крупнейшим мастером антинацистской пропаганды. Во время гражданской войны в Испании 1936-1939 годов Эренбург был военным корреспондентом «Известий». Выступал как эссеист, прозаик (сборник рассказов «Вне перемирия», 1937; роман «Что человеку надо», 1937), поэт (сборник стихов «Верность», 1941).
24 декабря 1937 года приехал на две недели из Испании в Москву, 29 декабря выступил на писательском съезде в Тбилиси. В следующий приезд из Испании у него был отобран заграничный паспорт, который был восстановлен в апреле 1938 года после двух обращений Эренбурга к Сталину, и в начале мая он вернулся в Барселону. После поражения республиканцев вернулся в Париж.
После немецкой оккупации Франции укрылся в Советском посольстве.
В 1940 году вернулся в СССР, где написал и опубликовал роман «Падение Парижа» (1941) о политических, нравственных и исторических причинах разгрома Франции Германией во Второй мировой войне.
С первого дня Великой Отечественной войны начал активно противостоять врагу на пропагандистском фронте. Сам он вспоминал о 22 июня 1941: «за мною приехали повезли в «Труд», в «Красную звезду», на радио. Я написал первую военную статью. Позвонили из ПУРа, просили зайти в понедельник в восемь часов утра, спросили: «У вас есть воинское звание?» я ответил, что звания нет, но есть призвание: поеду, куда пошлют, буду делать, что прикажут».
В годы Великой Отечественной войны был корреспондентом газеты «Красная звезда», писал для других газет и для Совинформбюро. Прославился пропагандистскими антинемецкими статьями и произведениями, которых написал за время войны около 1500. Значительная часть этих статей, постоянно печатавшихся в газетах «Правда», «Известия», «Красная звезда», собраны в трёхтомнике публицистики «Война» (1942-1944).
В 1942 году вошёл в Еврейский антифашистский комитет и вёл активную деятельность по сбору и обнародованию материалов о Холокосте, которые совместно с писателем Василием Гроссманом были собраны в «Чёрную книгу».
Илье Эренбургу и Константину Симонову принадлежит авторство лозунга «Убей немца!» (впервые прозвучавшего в стихотворении К. М. Симонова «Убей его!»), который широко использовался в плакатах и — в качестве заголовка — листовках с цитатами из статьи Эренбурга «Убей!» (опубликована 24 июля 1942 года).
Илья Эренбург и Константин Симонов
Для поддержания действенности лозунга в советских газетах того времени были созданы специальные рубрики (одно из типичных названий «Убил ли ты сегодня немца?»), в которых публиковались письма-отчёты советских бойцов о количестве убитых ими немцев и способах их уничтожения.
Адольф Гитлер лично распорядился поймать и повесить Эренбурга, объявив его в январе 1945 года злейшим врагом Германии. Нацистская пропаганда дала Эренбургу прозвище «Домашний еврей Сталина».
Илья Эренбург. Убей!
«Вот отрывки из трех писем, найденных на убитых немцах:
Управляющий Рейнгардт пишет лейтенанту Отто фон Шираку:
«Французов от нас забрали на завод Я выбрал шесть русских из Минского округа. Они гораздо выносливей французов. Только один из них умер, остальные продолжали работать в поле и на ферме. Содержание их ничего не стоит и мы не должны страдать от того, что эти звери, дети которых может быть убивают наших солдат, едят немецкий хлеб. Вчера я подверг лёгкой экзекуции двух русских бестий, которые тайком пожрали снятое молоко, предназначавшееся для свиных маток. «
Матеас Димлих пишет своему брату ефрейтору Генриху Цимлиху:
«В Лейдене имеется лагерь для русских, там можно их видеть. Оружия они не боятся, но мы с ними разговариваем хорошей плетью. «
Некто Отто Эссман пишет лейтенанту Гельмуту Вейганду:
«У нас здесь есть пленные русские. Эти типы пожирают дождевых червей на площадке аэродрома, они кидаются на помойное ведро. Я видел, как они ели сорную траву. И подумать, что это — люди. «
Рабовладельцы, они хотят превратить наш народ в рабов. Они вывозят русских к себе, иэдеваются, доводят их голодом до безумия, до того, что умирая, люди едят траву, червей, а поганый немец с тухлой сигарой в зубах философствует: «Разве это люди. «
Мы знаем все. Мы помним все. Мы поняли: немцы не люди. Отныне слово «немец» для нас самое страшное проклятье. Отныне слово «немец» разряжает ружье. Не будем говорить. Не будем возмущаться. Будем убивать. Если ты не убил за день хотя бы одного немца, твой день пропал. Если ты думаешь, что за тебя немца убьет твой сосед, ты не понял угрозы. Если ты не убьешь немца, немец убьет тебя. Он возьмет твоих и будет мучить их в своей окаянной Германии. Если ты не можешь убить немца пулей, убей немца штыком. Если на твоем участке затишье, если ты ждешь боя, убей немца до боя. Если ты оставишь немца жить, немец повесит русского человека и опозорит русскую женщину. Если ты убил одного немца, убей другого — нет для нас ничего веселее немецких трупов. Не считай дней. Не считай верст. Считай одно: убитых тобою немцев. Убей немца! — это просит старуха-мать. Убей немца! — это молит тебя дитя. Убей немца! — это кричит родная земля. Не промахнись. Не пропусти. Убей!»
В дни, когда Красная Армия перешла государственную границу Германии, в советских верхах действия на территории Германии трактовались как выполнение освободительной миссии Красной Армии — освободительницы Европы и собственно немецкого народа от нацизма. И потому после статьи Эренбурга «Хватит!», опубликованной в «Красной звезде» 11 апреля 1945 года, появилась ответная статья заведующего Управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Г. Ф. Александрова «Товарищ Эренбург упрощает» (газета «Правда»).
После войны выпустил дилогию — романы «Буря» (1946-1947) и «Девятый вал» (1950).
В 1948 году Голливуд выпускает в прокат фильм «The Iron Curtain», о побеге шифровальщика ГРУ И. С. Гузенко и советском шпионаже. 21 февраля того же года Эренбург в газете «Культура и жизнь» публикует статью «Кинопровокаторы», написанную по заданию министра кинематографии И. Г. Большакова.
Был одним из лидеров Движения борцов за мир.
Положение Эренбурга среди советских писателей было своеобразным: с одной стороны, он получал материальные блага, часто ездил за границу, с другой — был под контролем спецслужб и часто даже получал выговоры. Таким же двойственным было отношение властей к Эренбургу в эпоху Н. С. Хрущёва и Л. И. Брежнева.
После смерти Сталина написал повесть «Оттепель» (1954), которая была напечатана в майском номере журнала «Знамя» и дала название целой эпохе советской истории.
В 1958 году вышли «Французские тетради» — эссе о французской литературе, живописи и переводы из Ж. Дю Белле. Автор мемуаров «Люди, годы, жизнь», пользовавшихся в 1960-е — 1970-е годы большой популярностью в среде советской интеллигенции. Эренбург познакомил молодое поколение со множеством «забытых» имен, способствовал публикациям как забытых (М. И. Цветаева, О. Э. Мандельштам, И. Э. Бабель), так и молодых авторов (Б. А. Слуцкий, С. П. Гудзенко).
Пропагандировал новое западное искусство (П. Сезанн, О. Ренуар, Э. Мане, П. Пикассо).
В марте 1966 года подписал письмо тринадцати деятелей советской науки, литературы и искусства в президиум ЦК КПСС против реабилитации И.В. Сталина.
Скончался 31 августа 1967 года после длительной болезни от обширного инфаркта миокарда.
Проститься с писателем пришло около 15 000 человек. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7).
Илья Эренбург
Личная жизнь Ильи Эренбурга:
Дважды был женат.
Первая жена — Катерина (Екатерина) Оттовна Шмидт (1889-1977, во втором браке Сорокина), переводчица. Состояли в браке в 1910-1913 годах.
У пары родилась дочь Ирина Ильинична Эренбург (1911-1997), переводчик французской литературы, она была замужем за писателем Борисом Матвеевичем Лапиным (1905-1941). После трагической гибели мужа удочерила и вырастила девочку Фаню, которую Илья Эренбург привез с фронта. На глазах у Фани в Виннице немцы расстреляли родителей и сестер, ее старшие братья служили в польской армии. Фаню успел спрятать какой-то старик, но так как это было связано с большим риском, он велел ей: «Беги, ищи партизан». Эту девочку Эренбург привёз в Москву именно в надежде отвлечь Ирину от горя. И она удочерила Фаню.
Дочь Ильи Эренбурга Ирина и Фаня
Вторая жена — Любовь Михайловна Козинцева (1899-1970), художница, сестра кинорежиссёра Григория Михайловича Козинцева, ученица Александры Экстер, Роберта Фалька, Александра Родченко, она приходилась Эренбургу двоюродной племянницей. Поженились в августе 1919 года.
Любовь Козинцева — вторая жена Ильи Эренбурга
Фильмография Ильи Эренбурга:
1945 — Югославия (документальный) — сценарист
1965 — Мартирос Сарьян (документальный) — сценарист
1976 — Илья Эренбург (документальный)
Библиография Ильи Эренбурга:
1910 — Стихи
1911 — Я живу
1912 — Одуванчики
1913 — Будни: Стихи
1914 — Детское
1916 — Повесть о жизни некоей Наденьки и о вещих знамениях явленных ей
1916 — Стихи о канунах
1917 — О жилете Семена Дрозда: Молитва
1918 — Молитва о России
1919 — Огонь
1919 — В звёздах
1920 — Лик войны
1921 — Кануны
1921 — Раздумия
1921 — Неправдоподобные истории
1922 — Зарубежные раздумья
1922 — О себе
1922 — Портреты русских поэтов
1922 — Опустошающая любовь
1922 — Золотое сердце: Мистерия; Ветер: Трагедия
1922 — Необычайные похождения Хулио Хуренито
1922 — А все-таки она вертится
1922 — Шесть повестей о легких концах
1922 — Жизнь и гибель Николая Курбова
1923 — Тринадцать трубок
1923 — Звериное тепло
1923 — Трест «Д. Е.» История гибели Европы
1924 — Любовь Жанны Ней
1924 — Трубка
1925 — Бубновый валет и компания
1925 — Рвач
1926 — Лето 1925 года
1926 — Условные страдания завсегдатая кафе
1926 — Три рассказа о трубках
1926 — Чёрная переправа
1926 — Рассказы
1927 — В Проточном переулке
1927 — Материализация фантастики
1927-1929 — Собрание сочинений в 10-ти томах
1928 — Белый уголь или Слёзы Вертера
1928 — Бурная жизнь Лазика Ройтшванеца
1928 — Рассказы
1928 — Трубка коммунара
1928 — Заговор равных
1929 — 10 Л.С. Хроника нашего времени
1930 — Виза времени
1931 — Фабрика снов
1931 — Англия
1931 — Единый фронт
1931 — Мы и они (совместно с О. Савичем)
1932 — Испания
1933 — День второй
1933 — Хлеб наш насущный
1933 — Мой Париж
1933 — Москва слезам не верит
1934 — Затянувшаяся развязка
1934 — Гражданская война в Австрии
1935 — Не переводя дыхания
1935 — Хроника наших дней
1936 — Четыре трубки
1936 — Границы ночи
1936 — Книга для взрослых
1937 — Вне перемирия
1937 — Что человеку надо
1938 — Испанский закал
1941 — Верность: (Испания. Париж): Стихи
1941 — Плененный Париж
1941 — Гангстеры
1941 — Бешеные волки
1941 — Людоеды. Путь к Германии (в 2-х книгах)
1942 — Падение Парижа
1942 — Ожесточение
1942 — Огонь по врагу
1942 — Кавказ
1942 — Солнцеворот
1942 — Заправилы фашистской Германии: Адольф Гитлер
1942 — За жизнь!
1942 — Василиск
1942–1944 — Война (в 3-х томах)
1943 — Свобода
1943 — Немец
1943 — Ленинграду
1943 — «Новый порядок» в Курске
1943 — Стихи о войне
1946 — Дерево: Стихи: 1938–1945
1946 — Дорогами Европы
1947 — Буря
1947 — В Америке
1948 — Лев на площади
1950 — Девятый вал
1952–1954 — Собрание сочинений в 5-ти томах
1952 — За мир!
1954 — Оттепель
1956 — Совесть народов
1958 — Французские тетради
1959 — Стихи: 1938-1958
1960 — Индия, Греция, Япония
1960 — Перечитывая Чехова
1961–1967 — Люди, годы, жизнь — (книги 1–6)
1962–1967 — Собрание сочинений в 9-ти томах
1969 — Тень деревьев
1974 — Летопись мужества. Публицистические статьи военных лет
1990–2000 — Собрание сочинений в 8-ми томах (К 100-летию со дня рождения)
1996 — В смертный час. Статьи 1918–1919
2004 — Дай оглянуться. Письма 1908–1930
2004 — На цоколе истории. Письма 1931–1967
2006 — Я слышу всё