Елена Дьяконова Жена Дали биография

Гала Дали

Фото Все

Видео Все

В ЧЕМ СЕКРЕТ ОТНОШЕНИЙ САЛЬВАДОРА ДАЛИ И ГАЛА?

«Гала Дали: создание собственного мифа». Лекция Алисы Кудашевой

Женщины гениев: Гала Дали

Гала Дали — биография

Гала Дали – известна, как жена поэта Поля Элюара, любовница художника-сюрреалиста Макса Эрнста, муза и жена художника Сальвадора Дали, изображавшего ее на нескольких своих полотнах, как Градиву.

Галу не любили женщины, хотя это не волновало ее вообще, ей не нужны были подруги, зато мужчины преклонялись перед ней, как перед божеством. Она тоже их любила, зачастую даже не одного, а нескольких сразу. Ее любовь особенная, щедрая, дающая вдохновение и необычайный прилив энергии. По прошествии многих лет можно с уверенностью сказать, что художник Сальвадор Дали мог бы не состояться, если бы не Гала. Они были больше, чем супругами, чем художником и его моделью. По мнению французского поэта Андре Бретона, Сальвадор и Гала были двумя полушариями одного мозга, она стала его матерью, любовницей и другом, той самой великой женщиной, которая стоит за каждым великим мужчиной, блистательной, элегантной и безумно порочной.

Детство

Гала Дали по национальности русская, и настоящее ее имя звучит как Елена Дьяконова. Родилась будущая муза великого художника в городе Казань Российской империи 26 августа (7 сентября) 1894 года. В разных источниках указано разное отчество женщины, то Ивановна, то Дмитриевна, да и с фамилией не все так просто. Иногда она записана, как Делувинова-Дьяконова, иногда, как Гомберг-Дьяконова. Все объясняется просто.

Гала Дали в юности

Настоящего отца Елены звали Дмитрий Гомберг, он был известным московским адвокатом. На момент знакомства с матерью Галы – Антониной Деулиной, еще учился в вузе. Антонина уже успела побывать замужем за чиновником Иваном Дьяконовым, взять его фамилию, но в 1888-м развестись с ним. Поэтому правильней всего называть Галу Еленой Дмитриевной Дьяконовой или Гомберг-Дьяконовой. Дмитрий и Антонина жили гражданским браком, результатом которого стало рождение четверых детей – Вадима в 1892 году, Елены в 1894-м, Николая в 1896-м и Лиды в 1902-м.

Елена посещала женскую гимназию М.Брюхоненко, ее одноклассницами были сестры Цветаевы – Марина (известная поэтесса) и Анастасия.

Крутой поворот в биографии Елены случился в 1912 году, когда она заболела туберкулезом. Родители отправили дочь лечиться в швейцарский санаторий Клавадель. Там и состоялось ее судьбоносное знакомство с сыном богатого торговца недвижимостью Полем Элюаром. Молодые люди влюбились друг в друга без памяти, она вдохновляла его на написание стихов, практически в каждом сборнике его поэзий была ода музе по имени Гала. Именно Поль придумал девушке это имя, что в переводе звучит, как «праздник».

Гала Дали и Макс Эрнст

Она не блистала красотой, обычное лицо с темными, маленькими, близко посаженными глазками, тонкие губы, всегда ярко накрашенные. Но была в ней какая-то особая притягательность, сводившая с ума многих мужчин. К ее ногам пали художник Макс Эрнст, поэты Андре Бретон и Луи Арагон. Бретон всегда говорил, что девушка обладала какой-то разрушительной силой, в особенности по отношению к своим мужчинам-«друзьям». Многие из них так и не смогли добиться от Галы благосклонности.

Больше всего творческий потенциал девушки удалось раскрыть Сальвадору Дали. Они первый раз встретились в августе 1929 года, и это знакомство вскоре переросло в бурный роман. Дали всегда говорил, что львиная доля его популярности принадлежит Гале, что именно она вдохновила его на написание своих самых известных полотен. Портреты, написанные Дали, в которых Гала позирует как натурщица, самые чувственные изображения с присутствием женщины в западном искусстве.

Гала отличалась невероятным легкомыслием, но Сальвадор этого не замечал, он буквально боготворил свою Музу. Он часто изображал ее Пресвятой Девой Марией, к примеру, в своем полотне 1949 года «Мадонна Порт-Льигата». Кроме этого Гала Дали позировала супругу при создании картин «Имперский монумент женщине-ребенку» в 1929-м, «Галатея со сферами» в 1952-м, «Распятие, или Гиперкубическое тело» в 1954-м.

Могут быть знакомы

Личная жизнь

Больше всего Гала прославилась перипетиями своей личной жизни. В 1917 году она вышла замуж за свою первую любовь – поэта Поля Элюара. Через год в этом браке родилась ее единственная дочь Сесиль. Материнство не доставляла Гале особого счастья, она больше опекала мужа, чем заботилась о родной дочери. Малышка так и недополучила материнской любви, а Гала практически никогда не вспоминала дочь. В 1936-м доктора диагностировали у нее миому матки, женщине сделали операцию, и она больше не могла иметь детей, хотя многие мужчины хотели бы иметь с ней общего ребенка.

Гала Дали с Полем Элюара и дочкой

В 1924 году в личной жизни Галы произошли изменения. Она познакомилась с художником-сюрреалистом Максом Эрнстом, и вскоре стала его любовницей. Вначале влюбленные скрывали свои отношения, а потом Макс стал третьим членом их семьи, началась «любовь втроем». Так продолжалось вплоть до 1927 года.

Гала Дали с Максом Эрнстом и Полем Элюаром

Но самой большой любовью в жизни Галы стал художник Сальвадор Дали. Она была старше его на десять лет, но это абсолютно не мешало их счастью. Они поженились в 1934 году, обвенчались только в 1958-м. Интересно то, что все эти годы Гала поддерживала отношения и со своим мужем Полем Элюаром. Современники так и не смогли понять, кто из них более странный – художник, или его сумасбродная модель.

Гала и Сальвадор Дали

В 1968-м Гала получила в дар от Дали замок Пуболь в Каталонии. В настоящее время в нем действует музей.

Гала Дали и Джефф Фенхольт

Всю свою жизнь Гала любила мужчин. Ненасытность в плане секса толкала ее в объятия практически всех мужчин, попадавших в поле зрения. Почти все друзья мужа побывали в качестве ее любовников, в основном романы были краткосрочными. К концу 70-х у нее появился новый любовник – рок-певец Джефф Фенхольт. Он известен тем, что первый исполнил роль Сына Божьего в музыкальной постановке «Иисус Христос- суперзвезда».

Смерть

Гала Дали умерла 10 июня 1982 года, ей шел 87-й год. За несколько месяцев до своей смерти она серьезно заболела гриппом, давшим осложнения. В последнее время Гала стала страдать старческим слабоумием – деменцией.

Мадонна порт-Льигата. Полотно с изображением Галы Дали написанное Сальвадором Дали

Похоронили музу Сальвадора Дали в ее замке Пуболь. Рядом с ее могилой установили еще одну надгробную плиту, предполагалось, что там после своей смерти будет покоиться великий художник. Но экстравагантный Сальвадор решил по-другому, он завещал, чтобы люди ходили по его могиле, поэтому, когда скончался, был замурован в полу собственного музея в Фигерасе.

Ссылки

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and tap on selected text.

Елена Ивановна Дьяконова: кем на самом деле была Гала Дали

За спиной каждого великого мужчины стоит выдающаяся женщина. Это выражение является аксиомой, постулатом, передающим непреложную истину. Однако далеко не каждый великий мужчина признает женские заслуги и стремится разделить со своей музой «лавры победителя».

Разумеется, так поступают далеко не все. Великий испанский художник, всемирно признанный гений Сальвадор Дали никогда не забывал упомянуть о той женщине, которая вдохновляла и направляла его искусство. Многие биографы великого испанца полагают, что он делал это даже чересчур часто. Разумеется, речь идет о Гале, великой музе непревзойденного гения.

Что значила эта женщина для великого испанца?

Насколько важна была Гала? Дали посвятил ей свою автобиографию, а это говорит о многом. Книгу, которая называется «Дневник гения», «неистовый испанец» начал такими словами: «Я посвящаю эту книгу моему гению, моей победоносной богине Гала Градива. Моя Елена Троянская, моя Святая Елена. Моя яркая женщина, которая, кажется на поверхности моря Гала Галатам (galateia)».

Кто же может лучше самого художника выразить те чувства, которые переполняли его душу? Гала была для него всем. Эта женщина являлась его «великим праздником» («гала градива»), она была его Солнцем, безбрежным морем и тем воздухом, которым он дышал.

Однако каждому творческому человеку присущ нарциссизм, и Дали не был исключением. Он называет свою музу Галой Галатам, то есть сравнивает ее с Галатеей, а себя, соответственно, с Пигмалионом, создавшим совершенство.

Но так ли это было? Большинство биографов «неистового испанца» убеждено в том, что Пигмалионом в этой паре был вовсе не Дали, а его возлюбленная муза, его Гала. Именно она «слепила из того что было» великого и непревзойденного гения, что, впрочем, нисколько не принижает ее роли в жизни и успехах Сальвадора.

Кто эта женщина?

Елена Дьяконова, а именно так звали музу художника, родилась 18 августа 1894 года в Казани. Соответственно, в ее жилах вполне могла течь горячая татарская кровь, а не прохладная славянская. Да и внешность Галы была не совсем типичной, русские красавицы выглядят иначе. Но биографы знаменитого художника не интересуются этим вопросом, они просто называют Галу русской. Впрочем, она действительно родилась и выросла в Российской империи.

Отец Галы умер, когда она была ребенком. Ее мать не особо долго горевала, она вскорости вновь вышла замуж. Отчим увез семью в Москву. Какими были отношения Галы с приемным отцом, остается только догадываться. Однако девушка изменила свое отчество «Ивановна» на «Дмитриевна». Иваном звали ее родного отца, а Дмитрием – приемного. Вероятно, Гала его очень любила, раз поступила таким образом. В Москве девушка посещала занятия в Женском колледже, где сдружилась с Мариной Цветаевой, будущей поэтессой.

1912 год был трудным для семьи Галы. Семнадцатилетняя девушка заболела, врачи диагностировали туберкулез. Гале требовалось лечение, и родные увезли ее в Швейцарию, в санаторий Clavadel. Там она познакомилась с молодым, никому еще не известным французским поэтом, которого звали Эжен Грендель. Годами позже весь мир будет знать его под именем Поль Элюар и восхищаться его необычайно душевной, тонкой, ироничной и очень искренней лирикой, зачитываться стихами о любви, которые поэт написал для Галы. Впрочем, тогда ее еще звали Еленой. Замуж за Эжена она вышла в 1917 году. С этого момента и начался ее долгий путь музы.

Как сложилась ее жизнь в браке с Полем Элюаром?

Через год после свадьбы у Галы и Поля родилась дочь. Однако специфика их отношений не подразумевала тихую семейную жизнь, наполненную заботой о малышке и простыми радостями. Супруги проводили вечера в литературных салонах и галереях, в кафе, где собирались художники, поэты и музыканты. Они много ездили, знакомясь с интересными и талантливыми людьми.

В 1921 году супруги оказались в Кельне. В Германию они приехали для того, чтобы повидать Макса Эрнста, художника. Результатом этого визита стал «любовный треугольник», впрочем, ни о какой ревности речи не было. Мужчины вполне спокойно «делили» между собой Галу.

Эта странная семья просуществовала не очень-то долго. В 1929 году Поль и его супруга приехали в Испанию, в городок Кадакес. Поль Элюар очень хотел познакомиться с молодым двадцатипятилетним художником. Живописца звали Сальвадор Дали.

Какой была первая встреча Сальвадора и его музы?

«Неистовый испанец» в своей автобиографии подробно и весьма красочно описывает бурю чувств, охватившую его в тот момент, когда Гала переступила порог его скромного захламленного жилища.

Но он пишет исключительно о себе, о своих порывах и о том, насколько прекрасна была женщина, посетившая его дом. Что чувствовала Гала? Она описала их встречу весьма лаконично, буквально в паре слов выразив все значение этого момента жизни. Гала сказала: «Я сразу же поняла, что он – гений».

Разумеется, домой Поль Элюар уехал в одиночестве. Правда, Дали подарил ему его портрет, написанный второпях. Как объяснял этот поступок сам художник, он чувствовал, что должен был что-то дать поэту, ведь он украл одну из его муз.

Это достаточно странное высказывание. О том, что в жизни Элюара были в тот момент женщины, за исключением его жены, ничего не известно. Однако вряд ли Сальвадор оговорился. Ведь эта фраза произносилась им неоднократно, да и в книге он написал именно так.

Что же случилось в тот далекий вечер на самом деле? Действительно ли Гала встретила гения, вызвавшего ее бесконечное восхищение и заставившее ее сердце остановиться? Может быть, она просто увидела возможность достойно, на своих условиях прекратить супружеские отношения, которые уже разваливались? Поль Элюар ведь совершенно не расстроился, не впал в депрессию и, судя по его стихам, даже не скучал по жене. Да и писать он меньше не стал после ее исчезновения из его жизни.

Как развивались отношения Сальвадора и Галы?

Первое время они жили вместе, не оформляя своих отношений. Гала все еще являлась «мадам Элюар». Поэт вовсе не препятствовал оформлению развода, просто им обоим было не до бюрократических проволочек. Наконец-то в 1932 году Гала и Поль нашли время и оформили развод. Разумеется, в том же году Гала официально стала супругой Сальвадора Дали.

Эти люди были неотделимы друг от друга. Невзирая на то что об их паре ходило невероятно большое количество нелицеприятных слухов, они явно были искренни в своих отношениях и счастливы. Чтобы в этом убедиться, достаточно просто взглянуть на совместные снимки.

Каким был этот брак?

О странностях во взаимоотношениях супругов писали все биографы Дали. Однако откуда им было знать, что именно происходило за закрытыми дверями их спальни? Они описывали только то, что склонный к эпатажу и экстравагантности Сальвадор им «подал на тарелочке».

Без сомнения, это был неравный и необычный брак. Десятилетие разницы в возрасте не может не отразиться на отношениях. Гала нередко называла Сальвадора «мой ребенок», произнося эту фразу с нежностью, иронично и одновременно с долей серьезности. Сальвадор же, обожествляющий образ своей матери, которой он лишился будучи подростком, ничуть не возражал против подобного обращения.

Гала практически не виделась со своим настоящим ребенком, ее дочь растила бабушка, мать Поля Элюара. Впрочем, музу «неистового испанца» это ничуть не смущало, смыслом ее жизни был Сальвадор, ничему другому в ней места просто не было.

Упоминая о подробностях семейной жизни, биографы нередко пишут о том, что Дали находился во власти многочисленных фобий. Он боялся сцены, женщин, физических контактов. Некоторые предполагают даже наличие импотенции. Многие исследователи его творчества и жизни считают, что прикоснуться к художнику могла только Гала, физический контакт, к примеру, рукопожатие, приводил его в бешенство или в истерию.

Однако все эти нюансы и любопытные детали были «выращены» самим Дали. Он не зря считается гением эпатажа. Этот человек исключительно тонко подмечал желания и потребности публики и тут же «давал народу зрелищ». Фактически он занимался самопиаром, продвигал себя и свои работы, делал так, что его имя постоянно было на слуху, о нем говорили всюду. К тому же о том, что такое реклама и как она работает, Дали знал отлично. Он разрабатывал логотипы, занимался оформлением плакатов и многим другим.

Принято считать, что вся его бешеная страсть выливалась в искусство, в произведения. Также считается, что Гала, женщина чувственная, не могла обходиться без сексуальной жизни и имела множество любовников, в основном моряков. Но и тут имеется противоречие.

Во-первых, когда она успевала? Ей нужно было позировать ее гению, прибирать за ним, обстирывать, гладить, покупать ему вещи, готовить еду, приносить Сальвадору кофе и вино, выполнять обязанности его делового представителя, то есть агента. И при всем этом еще необходимо было заботиться о собственной внешности. Гала была старше Сальвадора, а солнечный климат Испании не способствует сохранению молодости без прилагаемых усилий.

Во-вторых, никто и никогда не видел Галу в обществе других мужчин. О ее романах известно лишь со слов Дали, которые породили множество сплетен, разросшихся до неприличия и надолго обеспечивших интерес публики и работодателей-заказчиков к Сальвадору.

Их брак был партнерством. Они были необходимы друг другу в равной степени. Они идеально дополняли один другого и вряд ли можно говорить о том, что Гала стала «злым гением» для Дали.

Была ли Гала жадной?

«Рай с милым в шалаше», безусловно, привлекательный вариант для романтического свидания. Но кто сможет провести в нищете всю свою жизнь? Обвинить Галу в жадности, в том, что она заставляла Дали растрачивать талант на воплощение коммерческих проектов, которые очень хорошо оплачивались, может только тот, кто способен голодать годами, складывая в углу никому не требующиеся картины и отдавая полученные на случайной подработке копейки за краски.

Стереотип восприятия Галы как «злобного монстра», околдовавшего художника и заставившего его отвернуться от искусства, сложился благодаря злобным нападкам на нее со стороны поэта Андре Бретона, приятеля Поля Элюара. За что он так ненавидел Галу, неизвестно. Может быть, она ему просто отказала в чем-либо?

Галу обвиняют в том, что из-за нее Дали разорвал свои взаимоотношения с сюрреалистами. Но где сейчас те сюрреалисты? Кто помнит их имена? А слава Дали осталась незыблемой. Для всех людей сегодня сюрреализм – это Сальвадор Дали, а не кто-то еще.

Гала представляла мужа как агент. Она управляла его делами, находила для него выгодные заказы, продавала его работы. И она великолепно справлялась с этими обязанностями. Супруги не просто не бедствовали, они могли позволить себе немало «дорогих чудачеств».

Но Гала ли была «мозгом» в этом тандеме? Дали не был «идиотом» в широком смысле этого слова. Не являлся он и бессребреником. Сальвадор любил эпатаж и роскошь, он хотел пить хорошее вино и курить дорогие сигары, носить красивую одежду и являться образцом стиля. Он был «звездой», об этом говорят все его поступки и высказывания.

Была ли Гала «злым гением»? Может быть, она являлась той женщиной, которая помогала Сальвадору воплотить в реальность его собственные желания?

К тому же нельзя забывать и о том, что большую часть произведений художник подписывал так: «Гала-Сальвадор Дали». Многие годы считалось, что он либо выражал признательность жене, либо обозначал ее как модель. Однако не так давно появилась в среде искусствоведов и исследователей наследия Дали интересная теория, согласно которой этот вариант подписи означает соавторство Галы, ее непосредственное участие в создании картины.

Это наводит на мысли о том, что людям слишком мало известно об этой женщине, чтобы «вешать ярлыки» на нее. Бесспорно одно – не будь на свете Галы, Сальвадора Дали тоже бы не было.

Гала Дали

Биография

На создание шедевров Сальвадора Дали вдохновляла Градива, не героиня барельефа в Ватикане, а вполне реальная, но подобная божеству женщина. В мире искусства её знали как Гала Дали. Прежде чем выйти замуж за ключевого представителя сюрреализма, она крутила роман с авангардистом Максом Эрнстом и строила семейное счастье с поэтом Полем Элюаром.

Детство и юность

Настоящее имя музы Сальвадора Дали — Елена Дьяконова. Она родилась 26 августа (7 сентября) 1894 года в Казани, тогда еще в Российской империи.

В открытых источниках Галу Дали называют по-разному: Ивановной или Дмитриевной, Делувиновой-Дьяконовой или Гомберг-Дьяконовой. А ведь разночтение не имеет под собой оснований.

Биологический отец Градивы — адвокат Дмитрий Ильич Гомберг, мать — Антонина Петровна Деулина. В молодости она вышла замуж за чиновника Ивана Дьяконова, взяла его фамилию, а в 1888 году разорвала семейные отношения. Поэтому корректным именем Галы Дали будет Елена Дмитриевна Дьяконова либо с двойной фамилией — Гомберг-Дьяконова.

Она воспитывалась с братьями Вадимом (1892 г. р.) и Николаем (1896 г. р.), сестрой Лидой (1902 г. р.). Получила достойное образование в женской гимназии М. Г. Брюхоненко, училась с поэтессой Мариной Цветаевой и её сестрой Анастасией.

Личная жизнь

Гала Дали стала женой Поля Элюара в 1917-м, а год спустя у них родилась дочь Сесиль. Модель страшилась мысли о материнстве, поэтому не смогла воспитать малышку достойно, часто игнорировала её потребности. В 1936 году Дали перенесла гистерэктомию из-за миомы матки. Это стало своего рода «лекарством» от желания мужчин иметь от неё детей.

В 1924 году в историю любви Дали и Элюара вмешался Макс Эрнст. Их связывала ménage à trois, то есть «любовь втроем»: партнеры не только жили вместе, но и делили постель. Такие отношения продлились до 1927-го.

Сальвадор Дали на 10 лет моложе своей Градивы. Они стали супругами в 1934-м, а в 1958-м состоялось венчание. Примечательно, что до этого времени муза и не думала порывать отношения с Полем Элюаром.

В 1968 году Сальвадор Дали подарил супруге замок Пуболь, что расположен в одноименной деревне Каталонии. Сейчас там находится музей.

До последних дней Гала Дали была ненасытной в сексуальном плане, заводила краткосрочные отношения с друзьями мужа. В конце 1970-х годов она встречалась с рок-певцом Джеффом Фенхольтом, первым исполнителем роли Сына Божьего в мюзикле «Иисус Христос — суперзвезда».

Гала Дали прославилась благодаря бурной личной жизни. В 1912 году она, дочь зажиточных родителей, уехала в Швейцарию лечиться от туберкулёза и познакомилась с поэтом Полем Элюаром. Между 18-летними людьми вспыхнули чувства: ни один сборник Элюара не обходился без од к обожаемой музе.

Яркая уроженка Российской империи восхищала и других последователей сюрреализма — художника Макса Эрнста, поэтов Луи Арагона и Андре Бретона. Последний, кстати, считал, что Гала Дали оказывала разрушительное влияние на мужчин, с которыми «дружила», возможно, потому что не каждый мог добиться ее благосклонности.

Embed from Getty Images Гала Дали и Сальвадор Дали

Сильнее всего потенциал модели раскрыл Сальвадор Дали. Их знакомство состоялось в августе 1929 года и быстро развилось в роман. Своей Градиве художник приписывал львиную долю заслуг: «В основном из-за твоей крови, Гала, я рисую свои картины». Портреты Сальвадора Дали с супругой в качестве натурщицы являются, пожалуй, самыми чувственными изображениями женщины в искусстве Запада.

Дали была легкомысленна, но художник видел в ней лучшее, божественное. Часто она позировала в образе Пресвятой Девы Марии, например, для полотна «Мадонна Порт-Льигата» (1949). В числе других произведений с Галой Дали в «главной роли» — «Имперский монумент женщине-ребенку» (1929), «Галатея со сферами» (1952), «Распятие, или Гиперкубическое тело» (1954) и пр.

Смерть

Биография Галы Дали завершилась 10 июня 1982-го, на 87-м году жизни. За несколько месяцев до кончины она перенесла тяжелый грипп, возможно, он спровоцировал действительную причину смерти. Также у женщины стали проявляться признаки деменции, то есть старческого слабоумия.

Embed from Getty Images Сальвадор Дали и Гала Дали в последние годы

Останки Галы Дали покоятся в замке Пуболь. На фотографиях видно, что рядом с её надгробной плитой расположена еще одна. Под ней должны были захоронить Сальвадора Дали, но тело художника замуровали в полу его музея в Фигерасе: сюрреалист хотел, чтобы по его могиле ходили люди.