Джорджоне биография Кратко Самое Главное

Джорджоне: жизнь и творчество художника

Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, более известный как Джорджоне (1476/1477—1510) — итальянский художник, представитель венецианской школы живописи; один из величайших мастеров Высокого Возрождения.

Содержание

Биография Джорджоне

Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко-Венето недалеко от Венеции. Он был учеником Джованни Беллини и усвоил себе глубину, и блеск его тёплого колорита, даже превзошёл его в этих качествах и первый из всех итальянских живописцев стал отводить в религиозных, мифологических и исторических картинах важное место поэтически-придуманному, красивому, не чуждому натуральности пейзажу.

Главным местом его деятельности была Венеция. Он писал здесь надпрестольные образа, исполнял многочисленные портретные заказы и, по обычаю того времени, украшал своей живописью сундуки, ларцы и фасады домов.

Творчество Джорджоне

Основной период творческой деятельности Джорджоне приходится на первое десятилетие XVI века. Джорджоне, первоначально сформировавшийся как художник под влиянием Винченцо Катены и Джованни Беллини, сумел в течение нескольких лет выработать собственную зрелую манеру, в основе которой лежало тонкое чувство взаимодействия цвета и света.

Во многом от Джорджоне берет начало эта принципиальная сторона европейского живописания, развивавшаяся впоследствии многими поколениями художников.

Техника масляной живописи, к которой обратился Джорджоне, позволяла ему в полной мере передавать плавные цветовые переходы, насыщенные пятна цвета, сгущающиеся тени и мягкие очертания фигур и предметов.

Вазари отмечал в полотнах Джорджоне отголоски влияния творчества Леонардо да Винчи, посетившего Венецию в начале XVI века.

Несмотря на кратковременность жизни Джорджоне у него было много учеников, к которым принадлежат, между прочим, Себастьяно дель Пьомбо, Джованни да Удине, Фр. Торбидо (прозванный иль Моро) и сам Тициан.

Еще значительнее число художников, подражавших его направлению, каковы, например, Лоренцо Лотто, Пальма Старший, Джованни Кариани, Рокко Марконе, Парис Бордоне, Джирол. Пеннаки, Порденоне, Коллеоне, Дзанки и др., картины которых нередко слывут теперь за его работы.

Джорджоне

Биография

Джорджо Барбарелли да Кастельфранко известен как Джорджоне — мастер эпохи Высокого Возрождения и одна из самых загадочных фигур мирового искусства. Художник не подписывал свои работы, и авторская принадлежность полотен и реконструкция каталога до сих пор вызывают горячие споры среди искусствоведов. Творческая активность Джорджоне продлилась чуть более 10 лет, но ознаменовала перелом в венецианской живописи. Немногочисленные картины мастера — жемчужины величайших музеев мира.

Детство и юность

Биография загадочного художника, отдаленная веками, содержит мало достоверных фактов, и зачастую они легко подменяются домыслами. Итальянские искусствоведы, говоря о Джорджоне, называли того скорее мифом, нежели человеком.

Автопортрет Джорджоне / Web Gallery of Art

Даже о фактах, связанных с рождением будущего мастера живописи, нельзя говорить однозначно. Первые попытки его жизнеописания восходят к 16-му веку, и согласно, им Джорджо родился неподалеку от Венеции, в городке Кастельфранко-Венето, в 1477 или 1478 годах.

Ни один источник не рассказывает о юных годах художниках и о времени, когда тот решился покинуть родной город. Известно, что в Венецию живописец приехал молодым и уже в 1493 году поступил на обучение к известному мастеру Джованни Беллини.

Здесь он обретает внимание к цвету и деталям, сосредоточившись на искусстве пейзажа. Историки полагают, что, закончив учиться, Джорджоне вернулся в Кастельфранко-Венето, где в сотрудничестве с местными художниками занимался оформлением фасадов и интерьеров, работая в технике фрески.

Искусствоведы 16–17 веков перечисляют много фресок Джорджоне, но к настоящему времени сохранилась только одна работа — фрагмент фасада Фондако деи Тедески, который хранится в галерее Франкетти в Венеции. Фреска выполнена совместно с Тицианом, который также был учеником Джованни Беллини. Творчество обоих художников крепко связано.

Живопись

Одной из первых самостоятельных работ, вышедших из-под кисти Джорджоне, считают картину “Христос, несущий крест”, датируемую 1497 годом. Следующий труд художника также связан с религиозными мотивами: в 1504-м он начал писать картину для алтаря собора Сан Либерале родного города. “Мадонна Кастельфранко” изображает Деву Марию с младенцем в окружении святых Георгия и Франциска.

Картина Джорджоне «Юдифь» / Web Gallery of Art

Жемчужиной наследия Джорджоне считается шедевр, хранящийся в Эрмитаже, — “Юдифь” (1504). Утонченная и гармоничная работа демонстрирует совершенство, которого достигли мастера Высокого Возрождения, недаром долгое время авторство произведения приписывали Рафаэлю. Образ Юдифи олицетворяет силу, которая таится в хрупкости женской красоты, и пронизан светом и умиротворенностью, которым вторит пейзажный фон. Молчаливая одухотворенность, богатство сокрытых жизненных сил характерны для образов, вышедших из-под кисти итальянца.

Картина “Три философа” первоначально была задумана как иллюстрация библейского сюжета, однако в процессе трансформировалась в жанровое полотно. Здесь изображены трое мудрецов, представляющих разные типажи. Они отличаются возрастом, культурой и мировоззрением. Однако лиричный, полный глубины и объема пейзаж объединяет героев в единое целое, оставляя надежду, что эти люди услышат и обогатят друг друга.

Картина Джорджоне «Гроза» / Gallerie dell’Accademia

Природа как действующее лицо еще ярче предстает на полотне “Гроза”, датируемом 1505-1508 годами. Настроенческий пейзаж стал особым жанром в творчестве Джорджоне, о чем говорит и “Сельский концерт” (1510), где образы музыкантов органично вписаны в пасторальный фон. Эти картины носят откровенно светский характер, что знаменует тенденцию, которую задавала венецианская живопись в тот период. Она сосредоточена на человеке и окружающем его пространстве, насыщена цветом и гармоничными тонами.

Однако Джорджоне не перестает осмыслять религиозные и мифологические сюжеты, благодаря чему появляется одна из последних картин — “Спящая Венера, хранящаяся в Дрезденской галерее. Она вновь говорит о гармоничном единстве человека и природы, достигаемом ясностью объема, выразительностью контуров и мягкостью светотени. В каждом мазке читается любование красотой человека и окружающего мира, при этом многодетальность не нарушает гармонии, сливаясь в целостное творение.

Картина Джорджоне «Спящая Венера» / Галерея старых мастеров

Портреты художника полны проницательности и точности. “Старуха” (1508), “Портрет юноши” (1508) посвящены простым, незнатным людям, чьи черты привлекли Джорджоне глубиной и характером. Автопортрет живописца также демонстрирует лицо незаурядное, привлекающее скорее харизмой, нежели правильностью линий. Но все же в первую очередь итальянец — певец красоты, о чем говорят изображения Лауры и Антонио Броккардо.

К концу 1510-х Джорджоне стал законодателем мод в венецианской школе живописи, на его новаторские работы ориентировались молодые художники, а картины итальянца пользовались спросом в частных коллекциях.

Личная жизнь

Глядя на полотна Джорджоне, легко представить его как человека, обладающего высокой чувственностью и романтическим очарованием. Известно, что мужчина был высок ростом и за это получил свое прозвище, которое можно перевести как Большой Джорджо.

Вместе с тем толкование имени неразрывно связывают с величием духа и мастерства художника. О личной жизни живописца ничего не известно: тот не оставил после себя писем или записок. Однако его картины полны мечтательного томления, грации и лирики, что косвенно свидетельствует о том, что молодой гений знал толк в любви.

Джорджоне входил в круг юных патрициев, стремящихся превратить мир в “сад веселья”. Он был всесторонне одарен, умел музицировать на лютне и имел дар импровизации.

Смерть

Творческий путь Джорджоне оборвался на взлете: в 1510 году мужчины не стало. Причиной смерти художника стала эпидемия чумы, которая свирепствовала в то время в Италии. Предание гласит, что тот заразился болезнью от возлюбленной, которую отказался оставить, несмотря на смертельную опасность.

Изначально считалось, что он умер в Венеции, но исследования 2011 года называют другое место — остров Лаззарето Нуово, куда зараженные люди отправлялись в карантин. Такую же функцию выполнял и остров Повелья в Венецианской лагуне — именно там, по другой версии, похоронен великий мастер Возрождения.

Несмотря на то, что Джорджоне прожил чуть больше 30 лет, он ознаменовал значительный прогресс в живописи, оказав влияние на последующих представителей венецианской школы — Тициана, Себастьяна дель Пьомбо, Лоренцо Лотто и других. Наличие множества подражателей и продолжателей породило проблему авторства работ Джорджоне, которое подчас доподлинно установить невозможно.

Джорджоне — кратко

Джорджоне. Короткая жизнь великого гения

Каждый человек оставляет свой след в жизни. Художникам в этом смысле повезло гораздо более остальных, ведь созданные ими шедевры, в отличие от их творцов, живут в веках. Так случилось и с Джорджо Барабелли да Кастельфранко, ставшим одним из основателей искусства Высокого Возрождения и более известного широкому кругу почитателей и ценителей искусства под именем Джорджоне.

Тайна происхождения и обучение

Будущий гений кисти появился на свет в 1476 году в маленьком городке под названием Кастельфранко. Городок и дал часть имени художнику. Однако в историю он вошел именно как Джорджоне. В переводе это имя означало «большой Джорджо», ставшее нарицательным благодаря крупному телосложению художника.

Сведений о ранних годах жизни Джорджоне практически не сохранилось. Не совсем понятна и история его семьи. Ходит мнение, что Джорджоне был низкого происхождения, поэтому не очень ясно как он сумел получить хорошее и достойное образование. Но вместе с тем существуют домыслы о его причастности к знатному семейству Барабелли, внебрачным сыном главы которого он являлся. Этот вопрос так и не нашел ответа по сей день.

Так или иначе, но в возрасте 16 лет Джорджоне оказался в городе Венеция, давно манившим многих деятелей искусств и ставшим своеобразной Меккой для творческих личностей того времени.

Здесь он превратился в ученика известного итальянского художника Джованни Беллини, а вскоре начал работать в его мастерской. Именно под присмотром и влиянием признанного мастера художеств Джорджоне не только постигал, но и оттачивал методы и приемы стиля, ставшего впоследствии его визитной карточкой.

Первая картина Джорджоне, получившая широкую известность, была написана в 1497 году и называлась «Христос, несущий крест». В 1500 году состоялась встреча художника с великим да Винчи. Спустя 4 года Джорджоне создал единственную работу для церкви. Ею стала «Мадонна Кастельфранко». Она разместилась в часовне Святого Георгия в соборе Венеции. Это полотно, в отличие от остальных признано картиной, написанной лично мастером.

До сих пор не утихают споры, писал ли свои картины Джорджоне сам, или делал это вместе с учениками, многие из которых пытались ему подражать, что лишь внесло еще большую путаницу в процесс установления принадлежности его шедевров именно его же кисти.

Отличительной чертой творчества Джорджоне стало бережное и аккуратное отношение к изображению именно пейзажа. В его полотнах он является не обычным фоном для основного сюжета, а превратился в весьма важную часть картины, практически сливающуюся с центральными фигурами людей. Мастер уделял много внимания прописыванию различных деталей, которые Джорджоне не считал мелочами.

Картины художника получались красочными, светлыми и яркими. Однако такая палитра не стала раздражающим глаза элементом, а гармонично вписывается в каждый шедевр Джорджоне.

Наравне со всем художниками того времени, мастер активно использовал в своих картинах геометрические образы и мотивы. Их можно увидеть и в композиции, и в написании перспективы, и в различных архитектурных нюансах.

Все перечисленные особенности работы Джорджоне нашли свое воплощение в таких полотнах, как «Лаура», «Буря», «Три философа», «Портрет молодого человека», «Гроза», «Спящая Венера» и несравненная «Юдифь», прославившая имя своего создателя.

Кстати, в отличие от «Мадонны Кастельфранко», практически все созданные Джорджоне полотна были малы по размеру и предназначались для любования ими в условиях домашнего уюта.

Уже к середине первого десятилетия 16 века Джорджоне являлся признанным на официальном уровне ведущим венецианским живописцем. Это подтверждается тем фактом, что на протяжении периода с 1507 по 1508 год венецианский городской Сенат привлекал Джорджоне с целью расписывания фресок, разместившихся на Немецком подворье. Эта работа была завершена всего за пару лет до смерти художника.

Известность Джорджоне привела к тому, что у него не только стали заказывать картины богатые венецианские горожане, но и появилось множество учеников и последователей, в число которых входил и знаменитый Тициан.

Такая короткая жизнь

К сожалению, Джорджоне довелось жить во времена буйства различных эпидемий и инфекционных заболеваний, ставших характерными чертами Средневековья.

Жизнь несравненного мастера кисти унесла разразившаяся в 1510 году эпидемия чумы. Прожив всего 33 года, Джорджоне оставил настолько яркий след не только в истории искусства, но и в истории человечества, что его имя навсегда вписано в золотой фонд людских достижений, а полотна мастера украшают композиции музеев в разных уголках планеты.


источники:

http://24smi.org/celebrity/104184-dzhordzhone.html

http://www.istmira.com/drugoe-srednie-veka/18559-dzhordzhone-kratko.html