Джон Стюарт Милль биография Кратко

Джон Милль: биография, личная жизнь, достижения

Джон Стюарт Милль (20 мая 1806 г. — 8 мая 1873 г.), обычно цитируемый как Дж. С. Милль, был британским философом, политическим экономистом и государственным служащим. Один из самых влиятельных мыслителей в истории классического либерализма, он внес большой вклад в социальную теорию, политическую теорию и политэкономию. Названный «самым влиятельным англоязычным философом девятнадцатого века», Джон Милль разработал политическую концепцию, которая оправдывала свободу личности в противовес неограниченному государственному и общественному контролю. Его мысли популярны и актуальны до сих пор.

Джон Стюарт Милль: философия свободы и рационализма

Милль был сторонником утилитаризма — этической теории, разработанной его предшественником Джереми Бентамом. Он принимал участие в исследовании научной методологии, хотя его знания по этой теме основывались на трудах других мыслителей, в частности, Уильяма Уэвелла, Джона Гершеля и Огюста Конта, а также на исследованиях, проведенных Александром Бэйном. Милль вступил в письменную дискуссию с Уэвеллом.

Член Либеральной партии, он был также вторым членом парламента, который призвал к введению избирательного права для женщин после Генри Ханта в 1832 году.

Биография Джона Стюарта Милля, кратко

Наш герой родился на 13-й Родни-стрит в Пентонвилле, Мидлсекс, и был старшим сыном шотландского философа, историка и экономиста Джеймса Милля и Гарриет Барроу. Джон Милль получил образование от своего отца по совету и при помощи Джереми Бентама и Фрэнсиса Плейса. Ему дали чрезвычайно строгое воспитание, и он был преднамеренно ограничен в общении с ровесниками, кроме братьев и сестер. Его отец, последователь Бентама и сторонник ассоциативности, хотел воспитать гениального интеллектуала, который будет заниматься продвижением утилитаризма после того, как он и Бентам умрут.

Джон Милль был очень развитым ребенком. Он описывает свое образование в своей автобиографии. В возрасте трех лет его учили греческому языку. К восьми годам он прочитал «Басни» Эзопа, «Анабасис» Ксенофонта и всего Геродота, а также был знаком с творчеством Лукиана, Диогена Лаэртского, Изократа и шестью диалогами Платона. Он также читал историю на английском языке и изучал арифметику, физику и астрономию.

Юное дарование

В возрасте восьми лет Милль начал изучать латынь, произведения Евклида и алгебру, был назначен школьным учителем для младших детей в семье. Его основным интересом по-прежнему оставалась история, но он изучил всех латинских и греческих авторов и к десяти годам мог легко читать Платона и Демосфена. Его отец также думал, что для юного Джона Милля было важно изучить поэзию и научиться писать стихи. Одна из самых ранних поэтических композиций нашего героя была продолжением «Иллиады». В свободное время он также любил читать о естественных науках. Интересовали его и популярные романы, такие как «Дон Кихот» и «Робинзон Крузо».

Интерес к политике и экономике

Работа его отца, «История Британской Индии», была опубликована в 1818 году. Сразу после этого, примерно в возрасте двенадцати лет, юный вундеркинд начал тщательно изучать схоластическую логику, одновременно читая логические трактаты Аристотеля на языке оригинала. В следующем году он познакомился с политической экономией и изучал Адама Смита и Дэвида Рикардо вместе со своим отцом, в конечном итоге сформировав свое классическое экономическое представление о факторах производства. Познания сына в экономике помогли его отцу в написании «Элемента политической экономии» в 1821 году, учебника для пропаганды идей рикардианской экономики. Тем не менее, книга не пользовалась популярностью. Рикардо, который был близким другом отца нашего героя, обычно приглашал молодого Милля в свой дом на прогулку, чтобы поговорить о политической экономии.

В возрасте четырнадцати лет Милль провел год во Франции с семьей сэра Самуэля Бентама, брата Джереми Бентама. Пейзаж, который он видел, привил ему пожизненную любовь к горам. Живой и дружелюбный образ жизни французов также произвел на него глубокое впечатление. В Монпелье он посещал зимние курсы по химии, зоологии, логике, а также по высшей математике. В Париже он провел несколько дней в доме известного экономиста Жана-Батиста Сая, друга отца Милля. Там он встретил многих лидеров либеральной партии, а также других известных парижан, в том числе Анри Сен-Симона.

Личностный кризис

В двадцать лет Джон Милль впал в депрессию и даже задумывался о самоубийстве. Согласно вступительным абзацам главы V его автобиографии он спрашивал себя, действительно ли создание справедливого общества является целью его жизни, действительно ли это сделает его счастливым? Его сердце ответило нет, и не удивительно, что он потерял вкус к жизни из-за стремления к этой цели. В конце концов, поэзия Уильяма Вордсворта показала ему, что красота порождает сострадание к другим и стимулирует радость. С новой радостью он продолжал стремиться к справедливому обществу, но с большим удовольствием для себя. Он считал этот эпизод одним из самых важных сдвигов в своем мышлении.

Дружба и влияние

Милль состоял в дружеских отношениях с Огюстом Контом, основателем позитивизма и социологии. Социология Конта была, скорее, ранней философией науки.

Будучи нонконформистом, который отказался подписаться на тридцать девять статей англиканской церкви, Милль не имел права учиться в Оксфордском или Кембриджском университете. Вместо этого он последовал за своим отцом, устроившись работать в Ост-Индской компании, и поступил в Университетский колледж в Лондоне, чтобы прослушать курс лекций Джона Остина, первого профессора юриспруденции. Он был избран иностранным почетным членом Американской академии искусств и наук в 1856 году.

Карьера чиновника

Карьера Милля в качестве колониального администратора в Британской Ост-Индской компании продолжалась с 17 лет, с 1823 по 1858 год, когда компания была упразднена в пользу прямого правления британской короны над Индией. В 1836 году он был назначен в Политический департамент, где отвечал за переписку, касающуюся отношений Компании с княжескими государствами Индии, а в 1856 году, наконец, был назначен на должность Ревизора индийской корреспонденции.

Основные труды и идеи

Существует множество книг, которые написал Джон Милль — «О свободе», «Несколько слов о невмешательстве» и т. д. В этих и других работах наш герой защищал британский империализм, утверждая, что существует фундаментальное различие между цивилизованными и варварскими народами. Милль считал, что такие страны как Индия и Китай когда-то были прогрессивными, но теперь они стали застойными и варварскими, что легитимизировало британское правление как доброжелательный деспотизм «при условии, что целью будет улучшение [варваров]». Когда корона получила контроль над колониями в Индии, ему было поручено улучшить законы правления над этими землями. Таким образом, он стал автором Меморандума об улучшениях в управлении Индией. Ему было предложено место в Совете Индии, органе, созданном для консультирования нового государственного секретаря по этой колонии, но он отказался, сославшись на свое несогласие с новой системой правления.

Личная жизнь

В 1851 году Милль женился на Гарриет Тейлор, спустя 21 год дружеских отношений. Тейлор была замужем, когда они встретились, и их отношения были близки, но по всей видимости, были целомудренными, дружескими и платоническими до тех пор, пока не умер ее муж. Блестящая сама по себе, Тейлор оказала значительное влияние на работу и идеи Милля как во время их дружбы, так и во время брака. Отношения с Гарриет Тейлор вдохновили мыслителя на борьбу за права женщин. Он ссылается на ее влияние в своей последней редакции «О свободе», которая была опубликована вскоре после ее смерти. Тейлор умерла в 1858 году после тяжелой застойной болезни легких, прожив в браке с Миллем счастливые 7 лет.

Поздние годы и смерть

С 1865 по 1868 годы Милль служил лордом-ректором университета Сент-Эндрюс. В тот же период, 1865-1868, он был членом парламента от Вестминстера. В парламенте он представлял Либеральную партию. Во время своего пребывания в качестве депутата Милль выступал за автономию Ирландии. В 1866 году он стал вторым человеком в истории парламента, который призвал предоставить женщинам право голоса, энергично отстаивая эту позицию в последующие годы. Он также стал активным сторонником таких социальных реформ как создание профсоюзов и фермерских кооперативов. В «Соображениях по поводу представительного правительства» Милль призвал к различным реформам парламента и самого процесса голосования. В апреле 1868 года он одобрил сохранение смертной казни за такие преступления как убийство при отягчающих обстоятельствах.

Экономикой Джон Стюарт Милль увлекался с юных лет. В своих взглядах на религию он был агностиком.

Наш герой умер в 1873 году в Авиньоне, Франция, где его тело и было захоронено рядом с телом его жены. О чем только ни писал Джон Стюарт Милль — о свободе, о нравственности, о политике и экономике. Но тему смерти он всегда обходил.

Джон Стюарт Милль

Биографический очерк британского философа

Родился Джон Милль в семье известного английского экономиста. Несмотря на достаточно высокое положение в обществе, Джеймс Милль вынужден был много работать, чтобы обеспечивать многочисленное семейство – у него было целых девять детей. В Англии того времени это не было редкостью.

Джон Милль рос исключительно одарённым ребёнком. Читать и писать он научился к трём годам, а с восьми лет играл роль учителя для своих младших братьев и сестёр. К четырнадцати годам он фактически получил полноценное университетское образование; по собственным словам, он опередил сверстников на четверть века. При всём этом своё образование он получил самостоятельно, не посещая ни школу, ни университет. Правда, в качестве домашних учителей к нему приглашались видные учёные и мыслители, в том числе Иеремия Бентам – один из величайших философов и экономистов Англии, а также Фрэнсис Плейс. Все эти люди были хорошими знакомыми его отца. Отец, к слову, и сам принимал участие в обучении Джона Милля. Ещё одним другом отца был Давид Рикардо – шотландский экономист португальско-еврейского происхождения.

От всех этих людей Джон Милль перенял не только знания, но и приверженность либеральной идеологии. Иеремия Бентам также является основателем упомянутого выше утилитаризма. Джеймс Милль и Бентам хотели, чтобы Джон развивал утилитарное учение после того, как они умрут.

При всём своём обширном и разностороннем образовании Джон Милль не имел друзей, у него не было обычных детских развлечений. В подростковом возрасте он испытал сильное душевное потрясение – вплоть до того, что чуть не покончил жизнь самоубийством. Джон очень грустил по поводу того, что у него не было настоящего детства.

В 1820 году Джон Милль уехал во Францию, где некоторое время жил у брата Бентама. Во Франции он познакомился с местными порядками, оценил принесённый революцией либерализм, пообщался с французскими экономистами. Светский образ жизни позволил ему отвлечься от постоянных изнурительных занятий и немного «прийти в себя».

Вскоре после возвращения в Англию Джон Милль занял место скромного чиновника в Ост-Индской компании, в которой его отец успел занять видное положение. Вместе с другими молодыми интеллектуалами Милль организовал кружок почитателей идей Бентама, который начал даже издавать собственный журнал. В этом кружке теория Бентама и получила название «утилитаризма». Кружок был не только философским, но и политическим. Его участники были представителями радикальной интеллигенции, которые боролись за расширение народных прав. В частности, они отстаивали всеобщее избирательное право. Особенностью кружка было то, что они подходили к общественным вопросам с рациональной очки зрения; на их взгляды, помимо Джеймса Милля, Бентама и Рикардо, повлияли и успехи французской революции.

Однако впоследствии Милль разочаровывается в классическом учении Бентама (хотя полностью он от него никогда не отказывался). На это повлияли и обстоятельства личной жизни. Милль заметил, что он всё больше превращается в «рассуждающую машину», что в нём недостаёт живых человеческих чувств. Он начал переосмыслять свою жизнь и прежние идеалы. Милль полюбил музыку и поэзию, вместо английской и французской философии увлёкся немецкой, в нём пробудилось сострадание к людям. Кроме того, Милль познакомился с женщиной, в которую впервые в жизни влюбился. Через некоторое время эта женщина, Гарриет Тэйлор, стала его женой.

Милль впоследствии переписывался с видными философами и экономистами всего мира. Среди них был и Огюст Конт – родоначальник позитивизма.

Популярные работы Милля

Одной из наиболее известных работ Милля стала книга «О свободе». Несмотря на то, что мыслитель в целом придерживался либеральных позиций и интересовался социализмом, в этой книге, как и в некоторых других сочинениях, он отстаивал британский империализм. Милль считал, что существует большая разница между «цивилизованными» и «варварскими» народами. Он писал, что Индия и Китай когда-то были цивилизованными и культурными странами, но впоследствии деградировали; следовательно, британское владычество над этими странами сможет приобщить их к современной цивилизации.

Впрочем, в этой книге он рассуждает и о взаимоотношениях государства и общества. Милль выступает в данном случае как поборник демократии и либерализма – не только политического, но и экономического. Любое государственное принуждение он считал вредным и опасным для общества.

«Утилитаризм» — книга, в которой Милль излагает основы данного мировоззрения. Под утилитаризмом понималась этическая теория, в которой основой оценки поступков людей является их полезность. Польза же, по мнению утилитаристов, состоит в достижении блага. Развивая эту идею, Милль отметил, что желание достичь личного блага не должно вступать в противоречие с общественным долгом. Действительно, кроме личного блага существует ещё и общественное, и каждый член общества должен внести свой вклад в создании общественного блага. Кроме того, Милль развивал идею, которая сегодня выражается словами «твоя свобода кончается там, где начинается свобода другого».

В отношении религии Милль был агностиком и скептиком. Он симпатизировал Чарльзу Брэдлоу – депутату английского парламента, против которого было заведено дело по поводу его атеизма. Считается, что именно по этой причине Милль в конце концов потерпел поражение на очередных выборах в парламент.

В книге «Принципы политической экономии» Милль отстаивал либеральные экономические отношения, а также считал, что к тому времени либеральная экономическая теория была уже разработана и оставалось только её реализовать на практике. Эта книга стала классическим английским учебником по экономике.

Милль был одним из первых общественных деятелей, активно пропагандировавших ограничение рождаемости. С подобными речами он выступал перед женщинами-рабочими. Однако в те времена пропаганда ограничения рождаемости считалась делом непристойным, почти преступлением; дошло до того, что Милль за эти выступления на несколько дней попал под арест.

Будучи активным сторонником расширения прав женщин, Милль издал книгу с суровым названием «Подчинение женщины», которая впоследствии была переведена на несколько языков, в том числе русский. В этой книге Милль утверждал, что женщины на протяжении веков находились на положении рабов, но эту ситуацию необходимо менять. В частности, Милль ратовал за доступ женщин к высшему образованию.

Милль критиковал пороки капиталистического строя, в том числе культ денег, имущественное неравенство, низкое социальное и материальное положение рабочих. Резко обличал он и институт рабства, имевший место в США. Милль надеялся, что в будущем капиталистические компании исчезнут, и на их месте появятся «рабочие ассоциации». Также он считал, что государство должно изменить свою роль в обществе, поскольку его истинное предназначение – социальная политика, защита интересов общества и особенно поддержка наименее защищённых слоёв общества.

Будучи депутатом британского парламента, Милль призывал государство оказать материальную помощь ирландским фермерам. Также он призывал не отменять смертную казнь за тяжкие преступления и назвал её отмену «государственным женоподобием».

В книге «Система логики силлогической и индуктивной» Милль коснулся не только вопросов собственно логики, но и более широких мировоззренческих проблем. В частности, он рассуждал о том, насколько ограничено рациональное познание в плане изучения действительности, насколько состоятелен научный метод в освоении реального мира, в теоретической и практической деятельности; касался он и общественно-политических тем. В последнем томе этого сочинения он демонстрирует определённое расхождение с Огюстом Контом, позитивистская теория которого поначалу вызвала у него интерес. Сочинение, однако, осталось идейно незавершённым. Тем не менее, оно получило широкую известность.

Биография Джона Стюарта Милля

Джон Стюарт Милль был известным британским философом, снискавшим себе славу своим вкладом в дело борьбы за права женщин.

Детство и взрослая жизнь

Джон Стюарт Милль родился 20 мая 1806 г. в Лондоне, в районе Пентонвилль. Его отец, Джеймс Милль, был выдающимся историком, философом и экономистом. Мать мальчика звали Гэрриет Бёрроу. Следуя наставлениям социальных реформаторов, Иеремии Бентама и Френсиса Плейса, отец все свои силы направляет на воспитание сына. Джона намеренно ограждают от всяческого общения со своими сверстниками. Всё дело в том, что отец, ярый последователь Иеремии Бентама, стремился вырастить гения, который продолжит дело утилитаризма после Бентама и его самого. Милль-младший действительно был очень умным мальчиком. Ещё в возрасте трёх лет ему дают уроки греческого языка, и к восьми он уже читает басни Эзопа, «Анабасис» Ксенофонта и труды Геродота. Он также знакомиться с трудами Лукиана, Диогена Лаэртского, Изократа и шестью диалогами Платона. Джону преподают арифметику и читают расширенный курс истории. В восьмилетнем возрасте Милль-младший изучает латынь, эвклидову геометрию и алгебру, и уже вполне способен самостоятельно обучать своих младших братьев и сестёр. Взявшись за работы известных греческих и латинских авторов, Джон свободно читает труды Платона и Демосфена в оригинале.

Отец полагал, что сыну будет полезно изучать поэзию и самостоятельно писать стихи. Самой ранней пробой пера Джона стало продолжение «Иллиады». В свободное от учёбы время мальчик зачитывается популярными в то время романами «Дон Кихот» и «Робинзон Крузо». В двенадцать лет он изучает схоластическую логику, руководствуясь оригинальными трудами Аристотеля. Ещё через год Джон знакомится с политической экономией. Вместе с отцом, он изучает работы Адама Смита и Дэвида Рикардо, дорабатывая их классический взгляд на факторы производства. Благодаря ежедневным занятиям с сыном, Джеймс Милль в 1821 г. заканчивает работу над «Элементами политической экономии». Когда мальчику исполняется четырнадцать, его на целый год отправляют во Францию, в семью Самуэля Бентама, брата Иеремии Бентама. Красивые горные пейзажи и живая натура французов пришлись Джону по душе. Однако об учёбе он не забывает, и всю зиму посвящает урокам химии, зоологии и логики в Монпелье. В Париже он останавливается в доме Жана-Баптиста Сея, друга своего отца. Во время своего пребывания там, Милль знакомится со многими ведущими представителями либеральной партии и выдающимися личностями, в том числе и с Генри Сен-Саймоном.

Однако столь усиленные, чрезмерные занятия нанесли значительный ущерб душевному здоровью мальчика. В 20 лет он переживает серьёзный нервный срыв. Но, во многом благодаря увлечению «Мемуарами Жана-Франсуа Мармонтеля» и поэзей Уильяма Вордсвота, депрессия вскоре отступает. В начале 1820-х г.г. мальчик встречает Августина Конта, основателя позитивизма и социологии, с которым долгое время будет вести переписку. Позитивная философия Конта способствует полному отвержению бентамизма Миллем, а позже – и отрицанию англиканских религиозных принципов. Следствием этого является отказ Джона от поступления в Оксфорд или Кембридж. Вместо этого, Милль-младший работает с отцом в Ост-Индийской компании, на которую будет трудиться до 1858 г. В 1865-1868 г.г. он будет почётным ректором Сент-Эндрюсского университета. В это же время он является членом Парламента по округам Сити и Вестминстер, активно выступая за ослабления гнёта на Ирландию. В 1866 г. Милль возглавляет в Парламенте борьбу за права женщин. Однако его заслуги как политического деятеля этим не ограничиваются: он также усердно трудится над социальными реформами, выступая за создание профсоюзов и сельскохозяйственных кооперативов.

Научные труды

Трактат Милля «О свободе» касается природы и предела власти, которую общество может оправданно иметь над индивидуумом. Одним из самых значимых достижений Милля было предложение теории принципов причинения вреда, которая утверждает, что человек имеет право действовать сообразно своим желаниям, до тех пор, пока это не причиняет вреда окружающим. Он также утверждает, что свободный дискурс является необходимым условием интеллектуального и социального прогресса. Согласно Миллю, высказывать ложные мнения позволительно в двух случаях. В первом случае, человек охотнее откажется от своего ложного мнения в том случае, если будет вовлечён в процесс обмена идеями. Во втором же, если человека заставлять пересматривать и заново подтверждать свои убеждения в процессе дебатов, это поможет избежать превращения ложных мнений в убеждение.

Важным вопросом Милль считал положение женщин в обществе, а потому много усилий прилагал для расширения их прав. Его деятельность смело можно назвать одним из самых ранних примеров феминизма. В своей статье «Порабощение женщин» он рассуждает о роли женщине в браке и о необходимых в ней изменениях. По Миллю, утверждению женщины как полноценного члена общества мешают три фактора: социальная и половая конституция, образование и замужество. Эта статья является одной из первых феминистических работ, написанных автором мужского пола. По мнению Милля, угнетение женщин является пережитком прошлого и в значительной мере задерживает прогресс человечества.

В своём труде «Утилитаризм» Милль формулирует свой знаменитый «принцип величайшего счастья», согласно которому, в пределах разумности, человек всегда должен действовать так, чтобы принести как можно большее счастье как можно большему кругу людей. Главным вкладом Милля в теорию утилитаризма являются доводы в пользу разделения удовольствий по качественным признакам. Взгляды его отличаются от идей Бентама в том, что последний считал все формы счастья одинаковыми, в то время как Милль утверждал, что интеллектуальные и моральные удовольствия стоят выше физических форм радостей. Согласно Миллю, счастье обладает большей ценностью, чем удовлетворение. Подтверждением разницы между счастьем высшим и низшим он называет то, что люди, испытавшие обе его формы, склоняются к предпочтению одной формы другой.

Личная жизнь

В 1851 г., после дружбы, длившейся 21 год, Милль женится на Гэрриет Тейлор. Именно она оказывает решающее влияние на большинство работ мужа. Однако в 1858 г., спустя семь лет после свадьбы, Гэрриет Тейлор умирает от тяжёлой закупорки лёгких.

Смерть

Скончался Милль в 1873 г., во французском городе Авиньон. Похоронили его рядом с женой.