Ох, уж этот джаз
Джаз (англ. Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение.
Джаз — потрясающая музыка, живая, непрестанно развивающаяcя, вобравшая ритмический гений Африки, сокровища тысячелетнего искусства игры на барабанах, ритуальных, обрядовых песнопений. Добавьте хоровое и сольное пение баптистских, протестантских церквей — противоположные вещи слились воедино, подарив миру удивительное искусство! История джаза необычна, динамична, наполнена удивительными событиями, которые повлияли на мировой музыкальный процесс.
Что такое джаз?
- полиритмия, основанная на синкопированных ритмах,
- бит — регулярная пульсация,
- свинг — отклонение от бита, комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры,
- импровизационность,
- красочный гармонический и тембровый ряд.
Это направление музыки возникло в начале двадцатого века в результате синтеза африканской и европейской культур как искусство, основанное на импровизации в сочетании с заранее продуманной, но не обязательно записанной формой композиции. Импровизировать могут одновременно несколько исполнителей, даже если в ансамбле явно слышен солирующий голос. Законченный художественный образ произведения зависит от взаимодействия членов ансамбля между собой и с аудиторией.
Дальнейшее развитие нового музыкального направления происходило за счёт освоения композиторами новых ритмических, гармонических моделей.
Кроме особой выразительной роли ритма были унаследованы другие черты африканской музыки — трактовка всех инструментов как ударных, ритмических; преобладание разговорных интонаций в пении, подражание разговорной речи при игре на гитаре, фортепиано, ударных инструментах.
История возникновения джаза
Истоки джаза лежат в традициях африканской музыки. Ее основоположниками можно считать народы африканского континента. Привезённые в Новый свет из Африки рабы не были выходцами из одного рода, часто не понимали друг друга. Необходимость взаимодействия и общения привела к объединению, созданию единой культуры, в том числе и музыкальной. Для нее характерны сложные ритмы, танцы с притоптыванием, прихлопыванием. Они вместе с блюзовыми мотивами дали новое музыкальное направление.
Процессы смешивания африканской музыкальной культуры и европейской, которая претерпела серьёзные изменения, происходили начиная с восемнадцатого века, и в девятнадцатом привели к возникновению нового музыкального направления. Поэтому всемирная история джаза неотделима от истории американского джаза.
История развития джаза
История зарождения джаза берет свое начало в Новом Орлеане, на американском юге. Для этого этапа характерна коллективная импровизация нескольких вариантов одной и той же мелодии трубачом (главный голос), кларнетистом и тромбонистом на фоне маршевого аккомпанемента медного баса и ударных. Знаковый день — 26 февраля 1917 года — тогда в нью-йоркской студии фирмы «Victor» пятеро белых музыкантов из Нового Орлеана записали первую грампластинку. До выхода этой пластинки джаз оставался маргинальным явлением, музыкальным фольклором, а после — за несколько недель ошеломил, потряс всю Америку. Запись принадлежала легендарному «Original Dixieland Jazz Band». Так американский джаз начал свое гордое шествие по свету.
В 20-е годы были найдены основные черты будущих стилей: равномерная пульсация контрабаса и ударных, способствовавшая свингу, виртуозное солирование, манера вокальной импровизации без слов при помощи отдельных слогов («скэт»). Значительное место занял блюз. Позднее оба этапа — новоорлеанский, чикагский — объединяются термином «диксиленд».
В американском джазе 20-х годов возникла стройная система, получившая название «свинг». Для свинга характерно появление нового типа оркестра — биг-бэнда. С увеличением оркестра пришлось отказаться от коллективной импровизации, перейти к исполнению аранжировок, записанных на ноты. Аранжировка стала одним из первых проявлений композиторского начала.
Биг-бэнд состоит из трех групп инструментов — секций, каждая может звучать как один многоголосный инструмент: секции саксофонов (позднее с кларнетами), «медной» секции (трубы и тромбоны), ритмической секции (фортепьяно, гитара, контрабас, ударные).
Появилась сольная импровизация, основанная на «квадрате» («хорусе»). «Квадрат» — это одна вариация, равная по продолжительности (числу тактов) теме, исполняемая на фоне того же, что и основная тема, аккордового сопровождения, к которому импровизатор подстраивает новые мелодические обороты.
В 30-е годы стал популярен американский блюз, получила распространение песенная форма из 32 тактов. В свинге начал широко применяется «рифф» — двух-четырёх тактовая ритмически гибкая реплика. Ее исполняет оркестр, пока импровизирует солист.
Среди первых биг-бэндов — оркестры под руководством знаменитых джазовых музыкантов — Флетчера Хендерсона, Каунта Бэйси, Бенни Гудмена, Глена Миллера, Дюка Эллингтона. Последний уже в 40-е годы обратился к крупным циклическим формам, основанным на негритянском, латиноамериканском фольклоре.
Американский джаз 30-х годов коммерциализировался. Поэтому в среде любителей и знатоков истории происхождения джаза возникло движение за возрождение более ранних, подлинных стилей. Решающую роль сыграли небольшие негритянские ансамбли 40-х годов, отбросившие все рассчитанное на внешний эффект: эстрадность, танцевальность, песенность. Тема проигрывалась в унисон и почти не звучала в оригинальном виде, аккомпанемент уже не требовал танцевальной регулярности.
Этот стиль, открывающий современную эпоху, получил название «боп» или «бибоп». Эксперименты талантливых американских музыкантов и исполнителей джаза— Чарли Паркера, Диззи Гиллеспи, Телониуса Монка и других — фактически положили начало развитию самостоятельного вида искусства, лишь внешне связанного с эстрадно-танцевальным жанром.
С конца 40-х до середины 60-х годов развитие происходило в двух направлениях. Первое включало стили «cool» — «прохладный», и «west coast» — “западное побережье”. Для них характерно широкое использование опыта классической и современной серьезной музыки — развитые концертные формы, полифония. Второе направление включало стили «хардбоп» — «горячий», «энергичный» и близкий ему “soul-jazz» (в переводе с английского «soul» — «душа»), сочетавшие принципы старого бибопа с традициями негритянского фольклора, темпераментные ритмы и интонации спиричуэлов.
Оба этих направления имеют много общего в стремлении освободиться от деления импровизации на отдельные квадраты, а также свинговать вальсовые и более сложные размеры.
Были предприняты попытки создания произведений крупной формы — симфоджаз. Например «Рапсодия в блюзовых тонах» Дж. Гершвина, ряд сочинений И.Ф. Стравинского. С середины 50-х гг. эксперименты по соединению принципов джаза и современной музыки вновь получили распространение, уже под названием «третье течение», также и у русских исполнителей («Концерт для оркестра» А.Я. Эшпая, произведения М.М. Кажлаева, 2-й концерт для фортепьяно с оркестром Р.К. Щедрина, 1-я симфония А.Г. Шнитке). Вообще, история появления джаза богата на эксперименты, тесно переплетается с развитием классической музыки, ее новаторских направлений.
С начала 60-х гг. начинаются активные эксперименты со спонтанной импровизацией, не ограниченной даже конкретной музыкальной темой — Freejazz. Однако еще большее значение получает ладовый принцип: каждый раз заново выбирается ряд звуков — лад, а не четко различимые квадраты. В поисках таких ладов музыканты обращается к культурам Азии, Африки, Европы и др. В 70-е гг. приходят электроинструменты и ритмы молодежной рок-музыки, основанной на более мелком, чем ранее, дроблении такта. Этот стиль получает сначала название «fusion», т.е. «сплав».
Говоря кратко, история джаза — это повествование о поиске, единении, смелых экспериментах, горячей любви к музыке.
История советского джаза
Российским музыкантам и любителям музыки безусловно любопытна история возникновения джаза в советском союзе.
В довоенный период джаз в нашей стране развивался внутри эстрадных оркестров. В 1929 году Леонид Утесов организовал эстрадный оркестр и назвал свой коллектив «Tea-джаз». Стиль «диксиленд» и «свинг» практиковался в оркестрах А.В. Варламова, Н.Г. Минха, А.Н. Цфасмана и других. С середины 50-х гг. начинают развиваться небольшие любительских коллективы («Восьмерка ЦДРИ», «Ленинградский диксиленд»). В них получили путевку в жизнь многие видные исполнители.
В 70-е годы начинается подготовка кадров на эстрадных отделениях музыкальных училищ, издаются учебные пособия, ноты, пластинки.
С 1973 года пианист Л.А. Чижик стал выступать с «вечерами джазовой импровизации». Регулярно выступают ансамбли под руководством И. Брил, «Арсенал», «Аллегро», «Каданс» (Москва), квинтет Д.С. Голощекина (Ленинград), коллективы В. Ганелина и В. Чекасина (Вильнюс), Р. Раубишко (Рига), Л. Винцкевича (Курск), Л. Саарсалу (Таллин), А. Любченко (Днепропетровск), М. Юлдыбаева (Уфа), оркестр О.Л. Лундстрема, коллективов К.А. Орбеляна, А.А. Кролла («Современник»).
Джаз в современном мире
Сегодняшний мир музыки разнообразен, динамично развивается, зарождаются новые стили. Для того, чтобы свободно в нем ориентироваться, понимать происходящие процессы, необходимо знание хотя бы краткой истории джаза! Сегодня мы наблюдаем смешение всё большего числа всемирных культур, постоянно приближающего нас к тому, что в сущности уже становится «всемирной музыкой» (world music). Сегодняшний джаз вбирает в себя звуки и традиции практически из любого уголка земного шара. В том числе переосмысливается и африканская культура, с которой все начиналось. Европейский экспериментализм с классическим подтекстом продолжает влиять на музыку молодых пионеров, таких, как Кен Вандермарк, авангардист-саксофонист, известный по работе с такими известными современниками, как саксофонисты Мэтс Густафссон, Эван Паркер и Питер Броцманн. К другим молодым музыкантам более традиционной ориентации, которые продолжают поиски своего собственного тождества, относятся пианисты Джекки Террассон, Бенни Грин и Брэйд Мелдоа, саксофонисты Джошуа Редман и Дэвид Санчес и барабанщики Джефф Уоттс и Билли Стюарт. Старая традиция звучания продолжается и активно поддерживается такими художниками, как трубач Уинтон Марсалис, который работает с целой командой помощников, играет в собственных маленьких группах и возглавляет Оркестр Центра Линкольна. Под его покровительством выросли в больших мастеров пианисты Маркус Робертс и Эрик Рид, саксофонист Уэс «Warmdaddy» Эндерсон, трубач Маркус Принтуп и вибрафонист Стефан Харрис.
Басист Дейв Холланд также является прекрасным открывателем молодых талантов. Среди многих его открытий саксофонисты Стив Коулмен, Стив Уилсон, вибрафонист Стив Нельсон и барабанщик Билли Килсон.
К числу других великих наставников молодых талантов относятся легендарный пианист Чик Кориа, и ныне покойные барабанщик Элвин Джонс и певица Бетти Картер. Потенциальные возможности дальнейшего развития этой музыки в настоящее время велики и разнообразны. Например, саксофонист Крис Поттер под собственным именем выпускает мэйнстримовый релиз и одновременно участвует в записи с другим великим авнгардистом барабанщиком Полом Мотианом.
Нам еще предстоит насладится сотнями прекрасных концертов и смелых экспериментов, стать свидетелями зарождения новых направлений и стилей — эта повесть еще не дописана до конца!
Предлагаем обучение в нашей музыкальной школе:
- уроки игры на пианино — разнообразные произведения от классики до современной поп-музыки, наглядность. Доступно каждому!
- гитара для детей и подростков — внимательные педагоги и увлекательные занятия!
Джаз биография Кратко Самое Важное
Что такое джаз, история джаза
Что такое джаз? Это волнующие ритмы, приятная живая музыка, которая непрерывно развивается и движется. С этим направлением, пожалуй, не сравнится ни одно другое, и перепутать его с каким-либо иным жанром невозможно даже новичку. Изобретательность, а также страсть, которой наполнены джазовые композиции, не имеет границ. И вот в чём парадокс — услышать и узнать эту неординарную музыку, способную выразить всю гамму человеческих чувств: от безграничной радости до неудержимого гнева, можно легко, а вот описать словами не так просто. Многоликая и многообразная, она непрерывно усовершенствуется, а потому понятия и характеристики, применяемые сегодня, через год или два уже устаревают.
Историю джаза и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Джаз – что это такое
Джаз – это направление в музыке, которое возникло в США в самом начале XX века. В нем тесно переплетаются ритмы, обрядовые песнопения и рабочие песни афроамериканцев, а также гармоническая составляющая, присущая музыке белых переселенцев. Другими словами, это импровизационный жанр, появившийся в результате смешивания западноевропейской и западноафриканской музыки.
В чем особенности джазовой музыки?
Первая и самая важная особенность – это импровизация. Музыканты должны уметь импровизировать как в оркестре, так и соло. Еще одна не менее значимая черта – полиритмия. Ритмическая свобода, пожалуй, это главнейший признак джазовой музыки. Именно такая независимость вызывает у музыкантов ощущение невесомости и непрерывного движения вперед. Вспомните любую джазовую композицию? Кажется, что исполнители непринуждённо наигрывают какую-то чудесную и приятную на слух мелодию, никаких строгих рамок, как в классической музыке, только удивительная легкость и расслабленность. Конечно, в джазовых произведениях, как и в классических, есть свои правила, однако, благодаря синкопированному мелодизму и особому ритму, который называется свинг (от англ. качание) и возникает такое необычайное ощущение свободы. Что еще важно для этого направления? Конечно же бит, то есть регулярная пульсация.
Популярные джазовые композиции
«What’d I Say». Эта замечательная композиция американского исполнителя Рэя Чарльза , записанная в 1959 году, покорила миллионы людей. Песня появилась случайно во время концертного выступления, как импровизация, которой нужно было заполнить неожиданно образовавшуюся паузу, а в результате стала родоначальницей нового стиля джазовой музыки получившей название соул.
«Hello, Dolly!» Песня создана в 1963 году композитором Джерри Херманом для мюзикла с одноимённым названием, а мировую известность получила после её исполнения знаменитым джазменом Луи Армстронгом . Композиция была удостоена премии «Грэмми» и признана джазовым стандартом.
«New York, New York». Данная композиция является визитной карточкой выдающегося американского певца Фрэнка Синатры . Песня, написанная композитором Джоном Кандером и поэтом Фредом Эббом, впервые была исполнена Лайзой Миннелли в 1977 году в одноимённом фильме. Через два года композиция с небольшими изменениями была записана Фрэнком Синатрой и стала по-настоящему культовый.
«Chattanooga Choo Choo». Песня, сочинённая поэтом Маком Гордоном и композитором Гарри Уорреном, впервые была записана джаз-оркестром Гленна Миллера в мае 1941 года. Прозвучавшая в том же году в фильме «Серенада Солнечной долины», она сразу заняла высшую строчку хит-парадов США, а вскоре пластинка с композицией стала первым «золотым диском» в истории грамзаписи, так как её продажи значительно превысили миллион экземпляров.
«Caravan». Одна из самых известных композиций, написанная Дюком Эллингтоном в творческом тандеме с Хуаном Тизолом в 1936 году, признана джазовым стандартом. Популярность пьесы среди музыкантов настолько велика, что в нынешнее время сложно перечислить все кавер-версии и аранжировки, сделанные неравнодушными к ней джазменами.
История джаза
Хорошо известно, что зарождение джаза, как музыкального течения, произошло в Соединённых Штатах в конце XIX века, однако необходимо отметить, что его истоки следует искать далеко от Америки — на африканском континенте. А началось всё с открытия Колумбом нового материка, на который в начале XVII века британцы стали завозить чернокожих невольников. Привезённые рабы, будучи выходцами из разных племенных сообществ, поначалу не понимали друг друга. Чтобы выжить в совершенно новых условиях им приходилось не только находить пути общения, но и создавать единую культуру, в том числе и музыкальную, которая основывалась на ритмах и мотивах родной Африки. Измождённые тяжкой работой и терпящие жестокое обращение белых господ, невольники в часы отдыха изначально утешали себя этническими ритуальными песнями, с характерными для них сложными ритмами. Поскольку у афроамериканцев не было музыкальных инструментов, их пение всегда сопровождалось своеобразными танцевальными прихлопываниями и притопываниями. Со временем подневольные переселенцы стали приспосабливаться к новым условиями. В их жизни появились другие напевы, которые формировались под влиянием культуры белых хозяев, например, такие, как спиричуэлс: наполненные импровизацией, весьма эмоциональные духовные песнопения или филд-холлер: песни-переклички, напеваемые рабами во время работ на плантациях.
После гражданской войны 1861 – 1865 годов в США отменили рабство, но такие перемены не облегчили жизнь темнокожего населения страны. Афроамериканцам в поисках заработка приходилось слоняться из города в город. По дорогам страны стали колесить минстрел-шоу с чернокожими музыкантами, которые веселили случайно собравшуюся публику песнями и танцами, например, такими как кейкуок, впоследствии явившимся предшественником регтайма, одного из важнейших источников джаза. Примерно в то же время как отражение горестной жизни темнокожих граждан Америки зародился блюз – песни одиночества и отчаяния, явившиеся ещё одной первостепенной составляющей джазовой музыки. Так длительное взаимодействие африканской музыкальной культуры, которая отличалась импровизационностью, пластикой и ритмичностью, а также американской народной музыки белых переселенцев с присущей ей гармонией и мелодичностью, привело к возникновению в самом конце XIX столетия совершенно нового музыкального направления, в дальнейшем получившего название джаз.
Колыбелью джазовой музыки принято считать Новый Орлеан. Именно в этом южноамериканском городе в самом начале двадцатого столетия диковинный околоэтнический стиль стал значительно преобразовываться. Основоположниками новоорлеанского джаза, который впоследствии получил название «традиционный», а также «диксиленд», были Джелли Ролл Мортон, Бадди Болден и Кид Ори. Благодаря творчеству этих музыкантов «синкопированная музыка» стала стремительно набирать популярность и активно распространяться по стране.
Небольшие ансамбли темнокожих музыкантов — первые джаз-бэнды, поначалу выступавшие в ресторанах Нового Орлеана, в поисках лучшего заработка начали гастролировать по разным городам. Так 1917 год ознаменовался началом нового этапа развития джаза, но уже в Чикаго. Там стали деятельно создаваться джазовые оркестры, которые исполняли композиции, отличающиеся не только усложнёнными аранжировками, но и особыми исполнительскими приёмами. Яркими представителями «чикагского джаза» являются Джо Кинг Оливер, Кэррол Диккерсон и несравненный Луи Армстронг .
Процесс развития и видоизменения джазовой музыки с каждым годом проходил всё интенсивнее. Например, в Нью-Йорке джазовый скрипач Пол Уайтмен в 1920 году сформировал большой оркестр и к джазовой музыке подошёл по-особенному. Он явился зачинателем нового стиля, который сам же назвал « симфоджазом ». Именно Уайтмен заказал Джорджу Гершвину знаменитую « Рапсодию в стиле блюз » — произведение совершившее революцию в музыкальном мире.
Следующий этап развития джаза связан с появлением больших джаз-оркестров — биг-бэндов, которые могли исполнять различные танцевальные мелодии. Они практиковали совершенно новый стиль, в котором явно чувствовались отклонения от ритмического рисунка, а яркая сольная импровизация накладывалась на замысловатый аккомпанемент. Такая разновидность оркестровой джазовой музыки получила название «свинг». Наибольшей популярностью в середине двадцатых, а также в тридцатых годах пользовались джаз — оркестры под управлением Дюка Эллингтона , Флетчера Хендерсона, Глена Миллера, Бенни Гудмена , Каунта Бэйси.
Конечно же, такой отход свинга от черт, присущих раннему джазу, от национальных мелодий, вызвал недовольство у некоторых знатоков джазовой музыки. Именно поэтому биг-бэндам и исполнителям свинга начинает противопоставляться игра небольших ансамблей, в которые входили только чернокожие музыканты. Таким образом, в 1940-е возникает новый стиль бибоп, ярко выделяющийся среди других направлений джазовой музыки. Ему были присущи невероятно быстрые мелодии, долгая импровизация, сложнейшие ритмические рисунки. Среди исполнителей этого стиля выделяются фигуры Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи.
Начиная с 1950 г. джаз начал развиваться по двум разным направлениям. С одной стороны, приверженцы классического джаза решили вернуться к традиционной музыке и, отодвинув в сторону бибоп, создали кул-джаз, который отличался эмоциональной сдержанностью. С другой стороны, вторая линия продолжила развивать бибоп. На этой основе возник хард-боп, возвращающий традиционные фольклорные интонации, четкий ритмический рисунок и импровизацию. Этот стиль развивался совместно с такими направлениями, как соул-джаз и модальный джаз. Они сильнее всего приблизили музыку к блюзу.
В 1960-е проводятся различные эксперименты и поиск новых форм. В результате появляется джаз-рок и джаз-поп, совмещающие два разных направления, а также фри-джаз, в котором исполнители вовсе отказываются от регуляции ритмического рисунка и тона. Среди музыкантов этого времени прославились Орнетт Коулман, Уэйн Шортер, Пат Метэни.
В последующие годы джаз продолжал своё интенсивное развитие. Возникли новые стили, среди которых смуз-джаз, эйсид-джаз, джаз-фанк, ню-джаз, дарк-джаз. В результате на сегодняшний день в джазе насчитывается более сорока самых разнообразных стилевых ответвлений.
Джаз в России
Первое знакомство с джазовой музыкой в Советской России произошло 1 октября 1922 года, когда театральный деятель Валентин Парнах, вернувшись из Парижа, организовал первое выступление, сформированного им ««Первого в РСФСР эксцентрического джаз-банда». Этот коллектив просуществовал не долго, но на смену ему пришли большие оркестры Александра Цфасмана и Леопольда Теплицкого. Исполняемые ими концертные программы в основном состояли из модных танцев, таких как фокстрот и чарльстон, а также джазовых переложений произведений композиторов-классиков и эстрадных композиций современных зарубежных авторов.
Поскольку популярность таких коллективов в СССР быстро набирала обороты, то в следующие годы были созданы ещё несколько больших джазовых оркестров, среди которых «ТЕА-джаз» Леонида Утёсова, «Ленинградская джаз-капелла» Георгия Ландсберга и Бориса Крупышева. Немного позднее сформированы оркестры Якова Скоморовского, Александра Варламова, а в 1938 году Государственный джаз-оркестр СССР под руководством Матвея Блантера и Виктора Кнушевицкого.
Тем не менее, в конце сороковых годов, в эпоху борьбы с космополитизмом, джазовая музыка, подверглась гонениям: джазовые оркестры были переименованы в эстрадно — симфонические, а настоящие джазмены ушли «в подполье». С наступлением «хрущевской «оттепели» гонения на музыкантов были ослаблены, и лишь Московский фестиваль молодежи и студентов дал старт возрождению настоящей джазовой музыки в СССР, которая затем с успехом вышла на международную арену в лице таких выдающихся музыкантов, как Игорь Бриль, Леонид Чижик, Виктор Фридман, Алексей Козлов, Николай Левиновский, Геннадий Гольштейн, Давид Голощекин.
Интересные факты
- Первая запись с джазовой музыкой была сделана в Нью-Йорке в 1917 году однако не афроамериканскими, а белыми музыкантами. Пластинка «Original Dixieland Jazz Band» с композициями новоорлеанского джаза стремительно набрала большую популярность.
- Происхождение термина джаз до сих пор не установлено, но вариантов очень много. По одной из версий он происходит от французского слова, которое переводится как болтовня, по другой — от английского слова, обозначающего преследование. На одном из африканских наречий похожим словом называли звучание барабанов, однако существуют предположения, что чернокожие невольники применяли его, как одобрительный выкрик.
- Джаз был настолько популярен в двадцатых годах прошлого столетия, что историки часто называют этот период эпохой джаза, а её королём Пола Уайтмена.
- Типичными джазовыми инструментами являются барабаны, гитара, пианино, саксофон, труба, кларнет, тромбон и контрабас.
- Организация Объединенных Наций назвала 30 апреля официальным Международным днем джаза.
- День рождения отечественного джаза принято отмечать 1 октября. Именно в этот день в 1922 году состоялось дебютное выступление впервые созданного в нашей стране джазового коллектива под руководством В. Парнаха.
- В Советском Союзе восьмилетний период, начавшийся в 1948 году, вошёл в отечественную историю под названием «эпоха разгибания саксофонов». В результате постановления ВКПб от 10 февраля, саксофон и джаз как враждебные элементы попали в опалу. Весьма расхожей стала фраза: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст!»
Даже сегодня джаз непрерывно и динамично развивается, появляется множество направлений и стилей. Эта музыка продолжает вбирать в себя звуки и мелодии со всех уголков нашей планеты, насыщая ее все новыми и новыми красками, ритмами и мелодиями.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Краткая история джаза
Джаз — вид музыкального искусства, который возник как результат синтеза африканской и европейской культур с участием афроамериканского фольклора. Из африканской музыки позаимствован ритм и импровизация, из европейской – гармония.
Общие сведения об истоках формирования
История возникновения джаза берет начало в 1910 году в США. Он очень быстро получил распространение по всему миру. В течение двадцатого века это направление в музыке претерпевало ряд изменений. Если говорить об истории возникновения джаза кратко, необходимо отметить, что в процессе формирования было пройдено несколько этапов развития. В 30-40-е годы ХХ столетия большое влияние на него оказали свинговое и би-боп-движение. После 1950 года джаз стали рассматривать в качестве музыкального жанра, включавшего в себя все стили, которые он прошел в результате развития.
В настоящее время джаз занял место в сфере высокого искусства. Он считается достаточно престижным, оказывая влияние на развитие мировой музыкальной культуры.
История появления джаза
Данное направление возникло в США в результате слияния нескольких музыкальных культур. История зарождения джаза начинается в Северной Америке, большую часть которой заселяли английские и французские протестанты. Религиозные мессионеры стремились обратить негров в свою веру, заботясь о спасении их душ.
Результатом синтеза культур является возникновение спиричуэлса и блюза.
Африканскую музыку характеризует импровизационность, полиритмия, полиметрия и линеарность. Огромная роль здесь отводится ритмическому началу. Значение мелодии и гармонии не столь существенное. Это объясняется тем, что музыка у африканцев имеет прикладное значение. Она сопровождает трудовую деятельность, обряды. Африканская музыка не самостоятельна и связана с движением, танцем, декламацией. Интонирование ее достаточно свободное, так как зависит от эмоционального состояния исполнителей.
Из европейской музыки, более рациональной, джаз обогатился ладовой мажорно-минорной системой, мелодическими построениями, гармонией.
Процесс объединения культур начался с восемнадцатого столетия и в двадцатом веке привел к появлению джаза.
Период новоорлеанской школы
В истории джаза первым считается инструментальный стиль, который возник в Новом Орлеане (штат Луизиана). Впервые эта музыка появилась в исполнении уличных духовых оркестров, очень популярных в то время. Большое значение в истории возникновения джаза в этом портовом городе имел Сторивилл — район города, специально выделенный для увеселительных заведений. Именно здесь, у креольских музыкантов, имевших негритянско-французское происхождение, зарождался джаз. Они знали легкую классическую музыку, были образованны, владели европейской техникой игры, играли на европейских инструментах, читали ноты. Их высокий исполнительский уровень и воспитание на европейских традициях обогатили ранний джаз элементами, не подвергшимися африканским влияниям.
Фортепиано также было распространенным инструментом заведений Сторивилла. Здесь звучала в основном импровизация, а инструмент использовался в большей степени как ударный.
Пример раннего новоорлеанского стиля – оркестр Бадди Болдена (корнет), который существовал в 1895-1907 годах. Музыка этого оркестра была основана на коллективной импровизации полифонической структуры. Поначалу ритм ранних новоорлеанских джазовых композиций был маршеобразным, так как происхождение бэндов шло от военных оркестров. Со временем из стандартного состава духовых оркестров были убраны второстепенные инструменты. Такие ансамбли часто устраивали соревнования. В них принимали участие и «белые» составы, которые отличались техничной игрой, но были менее эмоциональны.
В Новом Орлеане существовало большое количество оркестров, которые играли марши, блюзы, рэгтаймы и т.д.
Наряду с негритянскими оркестрами появлялись и оркестры, состоящие из белых музыкантов. Поначалу они исполняли такую же музыку, но назывались «диксилендами». Позже эти составы использовали больше элементов европейской техники, у них меняется манера звукоизвлечения.
Пароходные оркестры
В истории происхождения джаза определенную роль сыграли новоорлеанские оркестры, работавшие на пароходах, которые курсировали по реке Миссисипи. Для пассажиров, которые совершали поездки на прогулочных пароходах, одним из самых привлекательных развлечений стало выступление таких оркестров. В их исполнении звучала развлекательная танцевальная музыка. Для исполнителей обязательным требованием было знание музыкальной грамоты и умение читать ноты с листа. Поэтому эти составы обладали достаточно высоким профессиональным уровнем. В таком оркестре начинала свою карьеру джазовой пианистки Лил Хардин, которая впоследствии стала женой Луи Армстронга.
На станциях, где пароходы совершали остановки, оркестрами устраивались концерты для местного населения.
Некоторые из оркестров оставались в городах, находившихся по течению рек Миссисипи и Миссури или вдали от них. Одним из таких городов стал Чикаго, где чернокожие чувствовали себя комфортнее, чем в Южной Америке.
Биг-бэнд
В начале 20-х годов ХХ века в истории музыки джаз сложилась форма биг-бэнда, которая оставалась актуальной до конца 40-х годов. Исполнители таких оркестров играли выученные партии. Оркестровка предполагала яркое звучание насыщенных джазовых гармоний, которые исполнялись медными и деревянными духовыми инструментами. Самыми знаменитыми джаз-оркестрами стали оркестры Дюка Эллингтона, Гленна Миллера, Бенни Гудмена, Каунта Бэйси, Джимми Лансфорда. Ими были записаны подлинные хиты свинговых мелодий, которые стали источником увлечения свингом в широких кругах слушателей. На «сражениях оркестров», которые проводились в то время, солисты-импровизаторы биг-бэндов доводили присутствующую публику до истерики.
После 50-х годов, когда популярность биг-бэндов снизилась, еще несколько десятилетий знаменитые оркестры продолжали гастролировать и записывать пластинки. Исполняемая ими музыка менялась, испытывая влияние новых направлений. На сегодняшний день биг-бэнд – это стандарт джазового образования.
Чикагский джаз
В 1917 году Соединенные Штаты вступают в Первую мировую войну. В связи с этим Новый Орлеан объявлен городом, имеющим стратегическое значение. В нем закрыли все развлекательные заведения, где работало большое количество музыкантов. Оставшись безработными, они массово мигрировали на Север, в Чикаго. В этот период там находятся все лучшие музыканты как из Нового Орлеана, так и из других городов. Одним из самых ярких исполнителей был Джо Оливер, который прославился еще в Новом Орлеане. В чикагский период в состав его бэнда входили знаменитые музыканты: Луи Армстронг (второй корнет), Джонни Доддс (кларнет), его брат «Бэбби» Доддс (ударные), чикагская молодая и образованная пианистка Лил Хардин. Этот оркестр исполнял импровизационный полнофактурный новоорлеанский джаз.
Анализируя историю развития джаза, необходимо отметить, что в чикагский период стилистически меняется звучание оркестров. Происходит замена некоторого инструментария. Выступления, которые становятся стационарными, могут позволить использование фортепиано. Пианисты стали обязательными участниками бэндов. Вместо духового баса используется контрабас, вместо банджо – гитара, вместо корнета – труба. Происходят изменения и в группе ударных. Теперь ударник играет на ударной установке, где его возможности становятся более широкими.
В это же время в оркестрах начинает использоваться саксофон.
История джаза в Чикаго пополняется новыми именами молодых исполнителей, музыкально образованных, умеющих читать с листа и делать аранжировку. Эти музыканты (преимущественно белые), не знали настоящего новоорлеанского звучания джаза, но познавали его в исполнении чернокожих исполнителей, мигрировавших в Чикаго. Музыкальная молодежь подражала им, но поскольку это не всегда получалось, возникал новый стиль.
В данный период наивысшего расцвета достигло мастерство Луи Армстронга, обозначившего образец чикагского джаза и закрепившего роль солиста высочайшего класса.
В Чикаго перерождается блюз, выдвигая новых исполнителей.
Происходит слияние джаза с эстрадой, поэтому на первом плане начинают выступать вокалистки. Они создают свои оркестровые составы для джазового сопровождения.
Чикагский период характерен созданием нового стиля, в котром джазовые инструменталисты поют. Луи Армстронг – один из представителей этого стиля.
Свинг
В истории создания джаза используют термин «свинг» ( в переводе с английского — «качание») в двух значениях. Во-первых, свинг является выразительным средством в этой музыке. Отличается неустойчивой ритмической пульсацией, создающей иллюзию ускорения темпа. В связи с этим возникает впечатление, что музыка обладает большой внутренней энергетикой. Исполнители и слушатели объединены общим психофизическим состоянием. Этот эффект достигается в процессе использования ритмических, фразировочных, артикуляционных и тембровых приемов. Каждый джазовый музыкант стремится выработать свой оригинальный способ «освинговывания» музыки. Это же относится и к ансамблям, и к оркестрам.
Во-вторых, это один из стилей оркестрового джаза, который появился в конце 20-х годов двадцатого века.
Характерной чертой свингового стиля является сольная импровизация на фоне аккомпанемента, отличающегося достаточной сложностью. В этом стиле могли работать музыканты с хорошей техникой, обладающие знаниями гармонии и владеющие приемами музыкального развития. Для такого музицирования предусматривались большие составы оркестров или биг-бэнды, которые стали популярны в 30-е годы. Стандартный состав оркестра традиционно включал 10-20 музыкантов. Из них — от 3 до 5 труб, столько же тромбонов, саксофоновая группа, куда входил и кларнет, а также ритм-секция, которая состояла из фортепиано, струнного баса, гитары и ударных инструментов.
Бибоп
В середине 40-х годов ХХ века складывается новый джазовый стиль, появление которого ознаменовало начало истории джаз-модерна. Этот стиль возник как противопоставление свингу. Он обладал очень быстрым темпом, который ввели Диззи Гиллеспи и Чарли Паркер. Это было сделано с определенной целью – ограничить круг исполнителей только профессионалами.
Музыкантами использовались совершенно новые ритмические рисунки и мелодические обороты. Гармонический язык усложнился. Ритмическая основа от большого барабана (в свинге) перешла к тарелкам. В музыке совершенно исчезла какая-либо танцевальность.
В истории стилей джаза бибоп первым ушел из сферы популярной музыки в сторону экспериментального творчества, в сферу искусства в «чистом» виде. Это произошло в связи с интересом представителей этого стиля к академизму.
Боперы отличались эпатажностью во внешнем виде и манере поведения, тем самым подчеркивая свою индивидуальность.
Музыку бибоп исполняли ансамбли малых составов. На первом плане – солист с его индивидуальным стилем, виртуозной техникой, творческим мышлением, владеющий мастерством свободной импровизации.
В сравнении со свингом это направление было более высокохудожественным, интеллектуальным, но менее массовым. Оно имело антикоммерческую направленность. Тем не менее бибоп стал стремительно распространяться, у него появилась своя широкая аудитория слушателей.
Территория джаза
В истории джаза необходимо отметить постоянный интерес музыкантов и слушателей всего мира, независимо от того, в какой стране они живут. Это объясняется тем, что джазовые исполнители, такие как Диззи Гиллеспи, Дейв Брубек, Дюк Эллингтон и многие другие, строили свои композиции на синтезе различных музыкальных культур. Данный факт говорит о том, что джаз – это музыка, понятная во всем мире.
На сегодняшний день история джаза имеет свое продолжение, так как потенциал в развитии этой музыки достаточно велик.
Джазовая музыка в СССР и России
В связи с тем, что джаз в СССР считался проявлением буржуазной культуры, он был подвержен критике и запрещен властями.
Но 1 октября 1922 года ознаменовалось концертом первого в СССР профессионального джазового оркестра. Этим оркестром исполнялись модные танцы чарльстон и фокстрот.
В историю русского джаза вошли имена талантливых музыкантов: пианиста и композитора, а также руководителя первого джазового оркестра Александра Цфасмана, певца Леонида Утесова и трубача Я. Скоморовского.
После 50-х годов начали свою активную творческую деятельность множество больших и малых джазовых составов, среди которых — джазовый оркестр Олега Лундстрема, который сохранился до наших дней.
В настоящее время в Москве каждый год проходит фестиваль джаза, в котором участвуют всемирно известные джаз-бэнды и сольные исполнители.