Доровский Владимир Александрович Мосинжпроект биография

«МИПнутые» на хищениях, и при чем здесь Рогозин?

Автор: Ирина Коваленко , 10 декабря 2021 10:21

Молчать нельзя говорить: почему в «Роскосмосе» старательно делают вид, что никаких проблем вокруг мегастройки НКЦ не существует?

Как сообщает корреспондент The Moscow Post, недавно на стройплощадке Национального космического центра (НКЦ) приступили к возведению пятого этажа башни. Всего же по плану в ней должно быть 47 этажей и уже понятно, что закончить их возведение к 2023 году, как и планировалось изначально, вряд ли получится. И виной тому уголовные проблемы подрядчика ООО «МИП-Строй №1», непонятно каким образом появившийся фиктивный директор самого НКЦ и массовые увольнения.

Но глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, как кажется, пытается сделать вид, что ничего «криминального» не происходит, и на пару со столичным мэром Сергеем Собяниным торжественно посещает стройку, но вот многочисленные скандалы, связанные с ним, упорно не комментирует.

Не ответил «Роскосмос» и на официальный запрос The Moscow Post об уголовном деле, связанном с подрядчиком объекта ООО «МИП-Строй №1». Согласно статье 40 Закона о СМИ для ответа на запросы редакций официальных средств массовой информации установлен семидневный срок предоставления информации. Но этого сделано не было. Очередное нарушения закона?

Ведь говоря об НКЦ, нарушения встречаются и тут, и там. Собственно, раскроем суть нашего запроса в госкорпорацию — нас интересовала судьба уголовного дела под номером 12001450055001660. По данным наших информаторов, в его рамках прошел обыск в центральном офисе ООО «МИП-Строй №1» на Ленинградском проспекте в бизнес-центре «Авион». Как сообщают источники, были опечатаны 1 и 2 этажи, произведено изъятие документов и решался вопрос о заключении руководителя организации Константина Маслакова-Григорьева под домашний арест.

Вот только в «Роскосмосе» как-либо комментировать эту информацию не стали. Молчание — знак согласия? Впрочем, от прокуратуры мы получили ответ, что подробности уголовного дела не разглашаются. Стало быть, оно все-таки существует. И в таком случае игнорирование ситуации со стороны «Роскосмоса» может воспринять не иначе как попытку замолчать ситуацию.

В распоряжении The Moscow Post при этом есть ответ на официальный запрос нашего читателя. Он, правда, больше напоминает отписку — мол, приняли к ведению.

И в это охотно верится, если вспомнить, что наши источники ранее сообщали, что дело было приостановлено в Следственном отделе ОМВД «Выхино-Жулебино». Впрочем, затем по их данным, оно все же было передано в Главное следственное управление ГУ МВД по Москве. Маховик запустился?

Правда, ни мэр Москвы Сергей Собянин, ни руководитель ГК «Роскосмос» Дмитрий Рогозин, которые должны быть в курсе происходящего, насколько нам известно, не организовали необходимые проверки по данному факту. Интересно, как долго еще может продлиться это кажущееся игнорирование проблемы.

Закупки припрятали

Тем временем, команда Маслакова-Григорьева по сей день может успешно осваивать бюджетные миллионы, выделяемые для строительства Национального космического центра. По слухам, в ООО «МИП-Строй №1» может быть поставлен на поток распределение заказов аффилированным фирмам за «благодарность» в размере 15 % от стоимости контрактов.

The Moscow Post уже не раз привлекал внимание к теме. И после публикаций журналистских расследований «МИП-Строй №1» вдруг стал проводить закупки без обязательного раскрытия данных о цене, а в размещенных документах не отображать информацию о фирмах-участниках и победителях конкурсов.

Один из примеров — проведённая 22 сентября этого года закупочная процедура на право заключения договора на поставку программного обеспечения для защиты информации. Это имущество было приобретено на десятки миллионов рублей у подконтрольной со слов информаторов фирмы, имеющей признаки фиктивности, а фактически без надобности по работе.

Далее — проведенная днем позже закупочная процедура (редукцион) N 176-0821 РЭФ-МИП 1 на право заключения договора на оказание консультационных услуг, по подготовке процессуальных документов.

Кто работает?

При этом численность юридического управления «МИП-Строй №1» — 50 сотрудников, а численность управлений безопасности и контроля 65 человек. Чем же тогда занимается этот вероятно раздутый штат? Это может свидетельствовать о заключении фиктивного договора и хищения денежных средств компании.

До сих пор актуальна проблема с увольнениями работников ООО «МИП-Строй №1». Как ранее подробно писал The Moscow Post, якобы сотрудники отдела экономического контроля Данил Рогачев, Андрей Болдырев и Алексей Собакай могут использовать специфические методы, чтобы вынуждать увольняться высококвалифицированных специалистов.

Басманная межрайонная прокуратура города Москвы обнаружила почти полсотни нарушений при массовых увольнениях сотрудников «МИП-Строй № 1», писали «Известия». Однако 11 ноября прошлого года государственная инспекция труда в городе Москве сочла, что срок давности по выявленным нарушениям истек, поэтому требования по невыплаченной зарплате предложила разрешить в судебном порядке, отказавшись возбуждать дело об административном правонарушении в отношении бывшего гендиректора (на тот момент им был Константин Смолин).

Работники обжаловали это решение трудовой инспекции в вышестоящей инстанции, попросили направить материалы на повторную проверку и применить предусмотренные законодательством меры ответственности к руководству «Мосинжпроекта» и «МИП-Строй № 1» за нарушения.

Банкротных дел «мастера»

Что ж, неудивительно в таком случае, что ООО «МИП-Строй №1» оказался в плачевном финансовом состоянии. В ноябре 2020-го «Водоканалсеть» обратилась в Арбитражный суд Москвы с заявлением о признании основного застройщика НКЦ — «МИП-Строй №1» — банкротом, сообщало «Строительство.ру». На 24 ноября 2020-го года задолженность по исполнительному производству составила 408 млн. рублей, счета компании были заблокированы. Впрочем, компания «МИП-Строй №1» не признает долгов перед ООО «Водоканалсеть» и считает исковые претензии со стороны последней частью спора хозяйствующих субъектов.

«Водоканалсеть» еще в сентябре 2019-го обратилась в Арбитражный суд Москвы с иском к «МИП-Строй № 1» о взыскании 436 млн рублей. К делу в качестве третьего лица привлекли материнскую компанию «МИП-Строй № 1» — «Мосинжпроект». Дело в том, что в 2016 году «МИП-Строй № 1» как подрядчик и «Водоканалсеть» как субподрядчик заключили договор на сумму 909 млн рублей. По нему субподрядчик обязался выполнить строительно-монтажные работы по устройству наружных сетей водопровода и теплосети, а подрядчик принять их и заплатить. Однако «МИП-Строй № 1» не отдал нужную сумму.

И тут отдельно удивляет следующий момент: почему в «Мосинжпроекте» на ситуацию с ООО «МИП-Строй № 1» смотрят, похоже, сквозь пальцы? Вероятно, потому что первая компания считается близкой к вице-премьеру Марату Хуснуллину, который и мог привести «за ручку» на объект господина Григорьева-Маслакова.

Влияние Хуснуллина на «Мосинжпроект» могло распространиться в 2016 году. Тогда во главе организации стоял Марс Газизуллин, бывший замминистра строительства Республики Татарстан, который переехал в Москву вслед за своим земляком Хуснуллиным. А ведь «Мосинжпроект» — холдинг, на 100% принадлежащий Правительству Москвы. Помимо участия в НКЦ, компания выступает оператором строительства метрополитена, транспортно-пересадочных узлов в столице, генпроектировщиком и техническим заказчиком крупнейших дорожных объектов.

Газизуллин, к слову, по сейчас день играет важную роль в «Мосинжпроекте»: в 2020 он стал председателем совета директоров предприятия. Надо полагать, и господин Хуснуллин там по-прежнему не чужой человек?

«Эффективный» руководитель

А стало быть, и Маслакова-Григорьева действительно может отлично знать. Тот встал «у руля» дочернего предприятия «Мосинжпроекта», ООО «МИП-Строй №1», в 2020 году. И уже при нем «МИП-Строй №1» обвинили в срыве возведения Научного центра им. Хруничева: подрядчики не получили около 500 млн. рублей. Но проблемы с подрядчиками, оказывается, были еще в 2019 году, однако в бытность Хуснуллина вице-мэром они не афишировались. Топ-менеджер, получает, взял удар «на себя»?

Быть может, его кандидатура была подобрана неспроста. Известно, что ранее Маслаков-Григорьев был судим Кировским районным судом Астрахани по фактам хищения бюджетных миллионов, сообщали «Известия». С такого, как говорится, взятки гладки?

По неподтвержденной информации, еще в сентябре 2020 г. Маслаков-Григорьев при участии работников складской службы Павла Круглова и Александра Грисенко якобы мог провернуть крупное хищение. И причинил ощутимый ущерб ООО «МИП-Строй №1», а также государству в лице акционера АО «Мосинжпроект». Куда-то тогда якобы просто исчезли 300 тонн металлических труб с центрального склада в Зеленограде на склад у станции метро «Лермонтовский проспект».

Собственно, по данному факту, по данным наших источников, и было возбуждено то самое уголовное дело Следственным отделом ОМВД «Выхино-Жулебино» было возбуждено уголовное дело. Но скоро расследование «погасло», а уголовное дело притормозили.

Директор-курьер

Но не «МИП-Строем», как говорится, единым. Проблемы есть и в самом «Национальном космическом центре», который, согласно «Руспрофайлу», сейчас терпит убытки в размере 739 тысяч рублей.

Дела в компании пошли не важно прямо в год ее учреждения, 2019. Тогда в декабре на пару дней директором внезапно вместо почетного строителя России Андрея Антипова стал курьер-регистратор Берик Мухтубаев. Этот факт не афишировали ни в «Роскосмосе», ни в правительстве Москвы. Правда, управлять космической отраслью мошенники смогли только четыре дня, а потом всё вернулось на свои места. Но за этот короткий период через подложные документы они успели снять со счета НКЦ 2 млн рублей и потратить их на… шампанское.

В конце 2019 года гендиректором организации неожиданно для всех стал 35-летний Берик Мухтубаев, уроженец села Шаповалово Оренбургской области. Как позже выяснилось, на эту должность он попал обманным путем. «Неустановленные лица» обратились в одну из нотариальных контор в центре Москвы с заявлением о смене гендиректора ООО «НКЦ». В представленном им пакете документов было решение общего собрания учредителей центра. Так 2 декабря 2019 года Берик Мухтубаев официально стал гендиректором Национального космического центра.

Затем мошенники направились в офис банка «Открытие», чтобы получить доступ к счету центра. Мухтубаев заявил сотрудникам финансового учреждения, что потерял ключи от системы «Клиент-банк» и как гендиректор НКЦ хотел бы получить новые. Всё необходимое ему выдали на основании документов из налоговой. Злоумышленники тут же перевели 2 млн рублей со счета организации в частную фирму, а оттуда — в другую компанию, оплатив крупную партию шампанского. При продаже игристого они планировали получить украденные миллионы обратно.

По информации «Коммерсанта», в мае этого года Тверской суд приговорил к условному сроку Берика Мухтубаева за мошенничество. В суде тот заявил, что увидел объявление о найме на работу, он встретился с посредником, который попросил его передать ему паспорт, ИНН, СНИЛС и прочие документы. Ну а дальше и приключилась уже известная нам история с игристым.

Но если Мухтубаев действовал не один, кто же срежессировал всю эту историю с фиктивным директором? Вопрос остается открытым — установить сообщников фиктивного гендиректора не удалось. Что, если это кто-то из «Роскосмоса»?

«Неизвестные» проектировщики

Но, повторимся, в самой госкорпорации все скандалы вокруг НКЦ упорно игнорируют. И это особенно удивительно, ведь проект создания центра является очень масштабным. В частности, по плану общая площадь застройки составит более 250 тыс. кв. м. Здесь же предполагается разместить Центр управления полетами и ситуационный центр госкорпорации, а также отраслевые институты и предприятия, входящие в нее. Также в состав НКЦ войдут образовательный комплекс, молодежные конструкторские бюро, центр поддержки бизнеса, выставочный центр и т. п.

Разработкой проекта занимается UNK Project. Согласно официальному сайту компании, она была основана в 2000 году Юлием Борисовым, Юлией Тряскиной и Николаем Миловидовым. Проекты UNK неоднократно удостаивались престижных профессиональных премий, в числе которых — CRE Awards, Urban Awards, Best Building Awards и других. В портфолио бюро ряд знаковых проектов: проект реконструкции бассейна «Лужники», жилые кварталы в инновационном парке «Сколково», фасадные решения торгового комплекса «Метрополис-2», жилой квартал «Голландский квартал», а также офисы компаний Mail.ru, Walt Disney Studios, Google, Microsoft, Samsung, и Crate&Barrel и других ритейлеров.

Вот только удивительно, что о столь именитой компаний информации в сети — кот наплакал. Все это создает впечатление, будто бы информацию о ней кто-то зачищает. Либо же все названные выши достижения существуют лишь на бумаге.

В пользу этого говорит и тот факт, что, согласно «Руспрофайлу», ООО «ЮНК» при выручке в 3,4 млн рублей имеет прибыль всего в 103 тысячи. Как-то не солидно для именитого архитектурного бюро? Да и никаких госконтрактов за ним не значится.

Просто удивительно, что эта фирма разработала проект эдакого роскосмовского аналога Москва-Сити, который, на секундочку, Рогозин презентовал самому президенту. Речь идет о солидной сумме в 25 млрд рублей.

Более того, московские власти планируют построить для нового кластера дополнительные мосты через Москву-реку — на другом берегу будут две станции метро. Кроме того, транспортную доступность в целом придется организовать по-новому — предварительно только на это город выделит 8,5 млрд рублей.

Неужели никого не волнует, кто будет ворочать такими суммами? Пока что все выглядит так, что куда не ткни — сплошь уголовные скандалы и таинственность. Бюджетные миллиарды потихоньку тают, а срок сдачи мегапроекта оттягивается.

И, кажется, понятно, с кого в этой ситуации должен быть спрос — в первую очередь с «Роскосмоса» и его непосредственного руководителя Дмитрия Рогозина. И это, по крайней мере, могло бы объяснить кажущуюся игру в «молчанку», которую устроили в госкорпорации. Все «ниточки» ведь, в конечном счете, ведут именно к ней.

Пока готовилась публикация в Редакцию The Moscow Post пришло письмо-претензия от самой ООО «МИП-Строй №1». Сей документ сам в прошлом осужденный директор этой компании г-н Маслаков-Григорьев подписывать не стал. Правильно. Зачем лишний раз светить свою фамилию, уже попавшую в хронику судебных новостей. За него это сделал его зам. М.В. Васильев. Недовольство компании вызвали прежние публикации The Moscow Post об этой истории, такие как «В космическом центре «утечка» коррупции», «Человек в футляре Хуснуллина» и «Полиграф Рогозина дал сбой». Так вот, этот г-н Васильев утверждает, что «Авторами публикаций заявлены утверждения о недобросовестном противоправном характере производственно-хозяйственной деятельности, связанной с хищением денежных средств, следствием которой явилось ухудшение финансовой стабильности Общества.

Избранный Авторами публикаций стиль изложения и содержания статьи, указывает на явно ангажированный характер изложения и умышленную фальсификацию фактов».

Так же г-н Васильев пишет, что «Указанные публикации и приведенные факты не подтверждены документами, основываются на предположениях и информации неподтвержденного источника, не соответствуют действительности, а также свидетельствуют о непрофессиональном и необъективном подходе авторов статей».

И требует ни много ни мало удалить эти статьи.

Уважаемые г-да Васильев и Маслаков-Григорьев! Кроме тех документов, которые мы уже публиковали все доказательства и подтверждения мы готовы представить в правоохранительные органы. И обязательно это сделаем.

Для начала еще раз воспроизведем судебное решение об г-не Григорьеве

А то, что финансовая стабильность ООО «МИП-Строй №1» ухудшилась, так это полагаем надо спрашивать с вас. Она, по нашему мнению, ухудшилась еще задолго до первых наших публикаций. И по нашему оценочному мнению именно благодаря гендиректору Маслакову-Григорьеву.

Редакция подтверждает, что она на 100% ангажирована, только не такими людьми как вы, а государством под названием Россия. Именно это государство, многие герои наших публикаций коими становились и вы, пытались «раздербанить» его имущество. Их судьба известна всем. Сотрудники Следственного Комитета своей работой это подтверждают. И по-нашему, исключительно оценочному мнению в вашей организации ООО «МИП-Строй №1» действительно могут иметь место противоправные действия. И этим действиям должны дать соответствующую оценку компетентные органы.

Редакция The Moscow Post просит считать эту публикацию официальным обращением в Генеральную прокуратуру и Следственный комитет РФ.

Рекорды Гиннеса Юрия Кравцова. Хуснуллин, Собянин и Бочкарёв — слагаемые успеха «Мосинжпроекта»

Под занавес уходящего 2020 года многие чиновники и бизнесмены бросились давать интервью с отчётом о проделанной работе, словно от этого зависит их годовой KPI. Не стал исключением и генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов, который в лучших традициях т.н. «маркетинговых» публикаций на страницах «РБК. Недвижимость» отчитался об успехах и достижениях компании, умудрившись ни разу не затронуть ни одной из злободневных проблем, связанных с её деятельностью.

А неудобных вопросов к квазимонополисту в области строительства метро в Москве, которым «Мосинжпроект» стал за последние 10 лет, накопилось немало. И к качеству этого самого строительства (стоит вспомнить катастрофу на перегоне между станциями «Парк Победы» — «Славянский бульвар» в 2014 году с 24 жертвами), и к фактически неконтролируемой стоимости услуг компании с учётом её «особого» статуса.

Кстати, этот особый статус наблюдатели связывают с бывшим строительным замом Собянина в мэрии, а ныне вице-премьером Маратом Хуснуллиным. Именно после зачистки лужковской команды на Тверской, 13 «Мосинжпроект», возглавляемый ставленниками Хуснуллина, начал беспроблемно выигрывать тендеры на строительство метро. Фактически компания стала оператором бюджета в 1 трлн рублей — во столько оценивается объём затрат на строительство столичной подземки к 2020 году.

Фактически «Мосинжпроект» стал оператором бюджета в 1 трлн рублей — во столько оценивается объём затрат на строительство столичной подземки к 2020 году.

Так же, как глава «Мосинжпроекта» не дал ответа об эффективности расходования таких огромных средств, хотя и успел похвастаться строительным «Оскаром» за построенный компанией Дворец гимнастики Ирины Винер-Усмановой, он не стал углубляться в детали работы с подрядчиками и субподрядчиками. Хотя именно отработанный за 10 лет до деталей подрядный механизм позволял и позволяет «Мосинжпроекту» чувствовать себя «царём и повелителем» московских метрокотлованов. Наёмный подрядчик, получающий от «Мосинжпроекта», как генподрядчика, небольшой аванс, ведёт работы в основном за счёт собственных средств, но затем «Мосинжпроект» под надуманными предлогами отказывается принимать работы, что ведёт к практически неизбежному банкротству подрядчика. Нет контрагента — нет проблемы, а деньги при этом остаются в целости и сохранности в распоряжении ресурсодателя. К сожалению, об этой нехитрой схеме по кратному повышению эффективности деятельности, которую детально описало в расследовании издание Readovka, в своём отчётном докладе Юрий Кравцов не сказал ни слова.

Топ-менеджер в духе чиновничьей куртуазности излился в благодарностях мэру Сергею Собянину и главе стройкомплекса Москвы Андрею Бочкарёву за те невероятные достижения, которыми так гордится компания. Их квинтэссенцией, судя по интервью, стало попадание «Мосинжпроекта» в Книгу рекордов Гиннеса за самое большое количество тоннелепроходческих комплексов, занятых на одном проекте строительства метро.

Правда, Кравцов забыл упомянуть об ещё одном слагаемом успеха «Мосинжпроекта» — вице-премьере Марате Хуснуллине, который, хотя уже год как ходит на работу в Белый дом, тем не менее, продолжает контролировать, как пишут медиа, стройкомплекс Москвы. Косвенным подтверждением этому может служить тот факт, что самого Кравцова, ставшего у руля «Мосинжпроекта» только в мае 2020 года и считающегося креатурой «собянинцев», в компании «укрепили» «хуснуллинцем» Альбертом Суниевым, назначенным 1-м заместителем гендира компании.

Кроме контрактов по линии метрополитена, которые позволяют менеджменту «Мосинжпроекта» даже в условиях кризиса есть бутерброды с чёрной икрой, запивая их дорогим шампанским, Кравцов рассказал о «знаковых проектах компании» — строительстве небоскреба 1Tower в «Москва-Сити» и Национального космического центра «Роскосмоса», где тоже, следует полагать, не обошлось без денег российских налогоплательщиков. Не забыл Кравцов и о цифровой трансформации, инжиниринге, системе ISO и прочих модных корпоративных «кейсах», об экспансии на российский и международный рынки, а также обмолвился об участии в строительстве объектов железнодорожной сети.

В конце года надеемся на переезд в новый головной офис холдинга «Мосинжпроект» в Мневниках, который строится в составе ТПУ на базе станции БКЛ.

Этот пассаж тем более симптоматичен, так как в последнее время «Мосинжпроект» всё чаще всплывает в сообщениях о возможном строительстве моста на Сахалин, который обещает, если он будет всё-таки сооружён, озолотить подрядчиков. А шансы компании «прислониться» к мегапроекту весьма велики, учитывая тот факт, что инфраструктурные стройки в правительстве России курирует как раз теневой покровитель «Мосинжпроекта» Марат Хуснуллин. Не случайно же vgudok.com включил вице-премьера в рейтинг «Персона года-2020» не только как «покорителя Москвы», но и как чиновника с колоссальными амбициями всероссийского масштаба. Теперь главное, чтобы с трудом достигнутый компромисс между «собянинцами» и «хуснуллинцами» в «Мосинжпроекте» не дал трещину — в противном случае всемогущему строительному вице-премьеру придётся назначать новую любимую подрядную «жену».

О том, каких результатов удалось достичь «Мосинжпроекту» в 2020 году благодаря неусыпной заботе «патронов» компании, триумвирату «Хуснуллин — Собянин — Бочкарёв», — в подборке цитат из интервью генерального директора компании Юрия Кравцова «РБК. Недвижимости».

О влиянии пандемии коронавируса на работу компании

«Трудно было весной, когда из-за закрытых государственных границ сильно осложнилась работа с подрядчиками из ближнего зарубежья. Люди не могли въехать в страну, возникли сложности с наполнением рабочих бригад. Сейчас на объектах метрополитена сохраняется мобилизационная численность людей для выполнения поставленных задач».

О строительстве метро в 2020 году

«В марте открылись шесть новых станций метро: «Юго-Восточная», «Окская», «Стахановская», «Нижегородская», «Авиамоторная» и «Лефортово» на Некрасовской и Большой кольцевой линиях».

«Кроме того, «Мосинжпроект», как один из операторов важнейшей программы по развитию транспортно-пересадочных узлов Москвы, создал и продолжает развивать на базе станции «Нижегородская» крупнейший не только в Москве, но и в Европе одноименный ТПУ. Здесь уже создана зона пересадки между разными видами транспорта и полноценное функциональное общественное пространство с большой площадью озеленения».

«Также в состав ТПУ «Нижегородская» входит Объединённое здание эксплуатационного персонала (ОЗЭП), сейчас на объекте ведутся архитектурно-отделочные работы и монтаж инженерного оборудования. Здание будет совмещать в себе две функции: распределение потоков пассажиров метрополитена, МЦК и пригородных электричек Курского направления МЖД, а также размещение персонала эксплуатирующих служб метрополитена и персонала остановочного пункта «Нижегородская» Курского направления МЖД».

Продолжим строительство 1Tower — самого высокого жилого небоскреба не только в России, но и в Европе.

«В августе был сдан в эксплуатацию второй этап электродепо «Руднево» для обслуживания Некрасовской линии метро — теперь здесь можно проводить диагностику работающих на линии поездов».

«Продолжается строительство Троицкой линии метро — работы идут на пяти станциях первой очереди строительства, уже закончена проходка пяти тоннелей из восьми».

«Развернуто строительство трёх станций Люблинско-Дмитровской линии до «Физтеха», начата проходка на трёх оставшихся участках, один тоннель между «Улицей 800-летия Москвы» и «Лианозово» и два — от «Лианозово» до «Физтеха».

«Также активно строятся станции «Пыхтино» и «Внуково» на продлении Калининско-Солнцевской линии. На «Пыхтино» ведётся устройство монолитных конструкций станции, на «Внуково» близятся к завершению устройство ограждающих конструкций котлована и вынос инженерных коммуникаций из пятна застройки. На завершающем этапе — возведение опор метромоста между этими станциями. Началась подготовка к проектированию двух новых радиальных линий: Рублево-Архангельской и Бирюлёвской».

«Кроме того, в ближайшее время планируем завершить строительство станции «Электрозаводская» на Большой кольцевой линии метро, а также подземную пересадку между станциями «Петровский парк» БКЛ и «Динамо» Замоскворецкой линии».

О производственных планах на 2021 год и на ближайшую перспективу

«В 2021 году планируем подойти к готовности БКЛ — завершить проходку всех тоннелей линии, произвести устройство верхнего строения пути, обкатку тоннелей и пусконаладку систем безопасности и жизнеобеспечения. К вводу подготовим 11 станций Большого кольца метро, вводиться они будут поэтапно».

«Что касается знаковых проектов компании — в следующем году «Мосинжпроект» планирует закончить основные строительные работы низкоэтажной части Национального космического центра, а также достроить фундамент высокоэтажной части и выйти на непрерывный цикл её возведения, чтобы уже к концу года закончить основной конструктив 248-метровой башни НКЦ».

«Продолжим строительство и главного девелоперского проекта компании с символическим названием 1Tower — самого высокого жилого небоскреба не только в России, но и в Европе. В башне высотой 444 м планируется 1,6 тыс. квартир, создана она будет по современным технологиям «Умный дом». Также в ней разместятся офисный комплекс площадью около 60 тыс. кв. м и сопутствующая инфраструктура».

«В конце года надеемся на переезд в новый головной офис холдинга «Мосинжпроект» в Мневниках, который строится в составе транспортно-пересадочного узла на базе станции БКЛ».

Я ставлю перед собой задачу вывести в приоритет инжиниринг.

«А если говорить о горизонте планирования в течение ближайших нескольких лет, то холдинг выйдет на возведение Рублёво-Архангельской и Бирюлёвской линий метро и завершит строительство Троицкой линии. Также будут достроены Юго-Восточная хорда и Южная рокада».

О внедрении новых технологий

«К примеру, используются современные тоннелепроходческие комплексы. ТПМК в автоматическом режиме разрабатывает и выносит грунт, монтирует кольца обделки тоннеля. Кроме того, применяются новые технологии по креплению котлованов, появляются новые буровые установки, фрезы по раскрытию грунта, тельферы, грейферы и другое современное строительное оборудование. В советское время метро строили шахтёрским методом, а сегодня есть возможность пользоваться самыми современными технологиями, обмениваться опытом с зарубежными коллегами и получать хороший результат».

«Я ставлю перед собой задачу вывести в приоритет инжиниринг. Для этого в «Мосинжпроекте» создаётся центр компетенций в области BIM-технологий. Задачей подразделения станут внедрение цифровых технологий в процесс разработки проектно-сметной документации и сопровождение информационной модели на всех этапах строительства. Это позволит повысить точность принимаемых проектных решений, даст возможность сквозного планирования проектов, позволит сократить сроки пусконаладочных работ и снизить проектные риски».

«В 2021 году «Мосинжпроект» планирует начать работу над тремя пилотными BIM-проектами: депо «Красный Строитель», проект организации строительства (ПОС) с применением BIM-технологий на станции метро «Южный Порт» и один дорожный объект, с выбором которого мы определяемся».

О рекорде Гиннесса

«В марте на строительстве московского метро одновременно работали 23 тоннелепроходческих механизированных комплекса (ТПМК). Работу машин снимали 48 свидетелей. Затем все видео- и фотодоказательства отправили в офис Guinness World Records в Лондоне, после этого судья Джоан Брент вынесла решение об установлении нового мирового рекорда — самом большом количестве тоннелепроходческих комплексов, занятых на одном проекте строительства метро».

Больше лёгкого чтива для тяжёлых будней ищите в нашем разделе LIGHT и в Telegram-канале @Vgudok

Марат и его команда: как люди Хуснуллина подмяли под себя Москву

Под новую программу сноса пятиэтажек в Москве может попасть порядка восьми тысяч жилых домов. Переселение жильцов сносимых хрущёвок — это около 1,6 миллиона человек — только по предварительным оценкам, обойдётся в 3,5 триллиона рублей. Судя по первым тендерам, на реновации хорошо заработают компании и люди, приближённые к вице-мэру Москвы Марату Хуснуллину. После того как экс-министр строительства Татарстана перебрался в столицу, ключевые посты в московском стройкомплексе стали занимать люди, которые либо работали с ним в Правительстве Татарстана, либо занимались строительным бизнесом в республике. Они реализуют самые масштабные и амбициозные проекты столичной мэрии — от строительства дорог до стадионов и жилых домов. Лайф разбирался, что контролируют и на чём зарабатывают в Москве люди из «команды Хуснуллина».

Подфартило на полмиллиарда

Московский фонд реновации жилой застройки, созданный в августе 2017-го для реализации программы переселения, с декабря прошлого года по март 2018-го объявил уже 81 тендер по проектированию жилых домов под программу реновации. Их общая сумма превышает 5,7 миллиардов рублей.

Недавно стали известны итоги 20 конкурсов по проектам домов в Северном (САО), Северо-Восточном (СВАО), Восточном (ВАО) и Северо-Западном (СЗАО) административных округах столицы. Согласно данным на портале госзакупок, единственным допущенным участником по контракту на 322 миллиона рублей оказалась фирма «Регионжилстрой», совладельцами которой значатся Олег и Юлия Косован — дети экс-замминистра обороны и экс-главы Департамента городского строительства города Москвы Александра Косована.

Подряд на проектировку ещё девяти домов на более чем 490 миллионов рублей получила структура ГК «ПИК» — «МФС-ПИК». А ещё 10 объектов в САО и СВАО будет проектировать инжиниринговая строительная компания «Москапстрой»: фирма победила в девяти конкурсах, а ещё по одному стала единственным допущенным участником. В общей сложности только по этим контрактам «Москапстрой» получит более 450 миллионов рублей.

«Москапстрой», который тесно связывают с вице-мэром Москвы Маратом Хуснуллиным, будет одним из крупных игроков проекта реновации.

Успеху «Москапстроя» предшествовала смена акционеров. Летом 2017-го 98% акций компании выкупил «Мосинжпроект», принадлежащий городу. Именно в руководство проектной организации сейчас входят бывшие подчинённые Хуснуллина ещё по его работе в Правительстве Татарстана или приближённые к нему бизнесмены.

Так, в октябре 2017-го в «Мосинжпроекте» сменился гендиректор: на место Марины Мамонтовой, у которой было 30% акций компании, пришёл бизнесмен из Татарстана Марат Хафизов.

До этого Хафизов занимал пост гендиректора КП БСА «Лужники», который он получил в 2013-м. В Татарстане с 2011 по 2012 он был миноритарным акционером «Камстальконструкции» — производителя строительных металлоконструкций. Кроме того, в Набережных Челнах Хафизов владел долями в компаниях, торгующих электрооборудованием.

От коллекторов до станции метро

Без «Мосинжпроекта» в столице теперь не обходится ни одна крупная стройка. По данным базы СПАРК, только в 2017 году он «взял» госконтрактов почти на 323 миллиарда рублей.

Так было не всегда. При бывшем мэре Москвы Юрии Лужкове «Мосинжпроект» был ГУПом, который лишь проектировал подземные сооружения.

Волшебное превращение «Мосинжпроекта» в строительного гиганта началось после его акционирования в 2010 году (100% принадлежит Москве. — Прим. ред.) и назначения на пост вице-мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства экс-министра строительства Татарстана Марата Хуснуллина.

Одновременно с усилением веса Хуснуллина в мэрии рос и поток чиновников и бизнесменов из Татарстана в столицу.

Так в Москве оказались Рафик Загрутдинов и Владимир Швецов. Первый в Минстрое Татарстана работал замом Хуснуллина, а второй руководил республиканским Минтрансом. В 2011-м Загрутдинов и Швецов получили должности заместителей главы столичного департамента строительства, а затем вошли в совет директоров «Мосинжпроекта».

Сейчас Загрутдинов возглавляет совет директоров «Москапстроя», который и получил многомиллионные контракты на проектирование домов по программе реновации.

В 2011-м в «Мосинжпроект» пришёл и ещё один земляк Хуснуллина — Константин Матвеев. Сначала он получил должность замдиректора по строительству, а спустя несколько лет — в 2013-м — возглавил компанию.

В родном Татарстане Матвеев хорошо известен. Он руководил ООО «Нефтегазинжиниринг», построившим комплекс нефтеперерабатывающих предприятий «Танеко». Курировал стройку века сам Хуснуллин.

Свой пост Матвеев покинул в 2016 году, но до сих пор остаётся в совете директоров «Мосинжпроекта». Его сменил ещё один подчинённый Хуснуллина — Марс Газизуллин, который до этого работал в республиканском Минстрое.

Миллиарды для своих

В 2012-м столичные власти приняли решение ускорить темпы строительства московской подземки. Для этого была принята программа по развитию метрополитена до 2020 года на более чем один триллион рублей.

Совпадение или нет, но после прихода менеджеров из Татарстана «Мосинжпроект», который до этого никогда не строил метро, выиграл конкурс на строительств новых станций на 573 миллиарда рублей, получив право выбирать cубподрядчиков.

«Мосинжпроект» — госпредприятие, поэтому его руководители не могут напрямую зарабатывать на контрактах. Однако всегда есть компании, которые хотят получить «жирные» госконтракты, или приближённые бизнесмены, с которыми можно успешно попилить многомиллиардные бюджетные потоки.

Руководители организации уже попадались на вымогательстве откатов за получение выгодных контрактов. Так, столичные силовики задержали начальника управления строительства «Мосинжпроекта» Андрея Архангельского при получении части взятки в пять миллионов рублей. По версии следствия, он получил деньги от одного из субподрядчиков строительства станции метро «Котельники».

Это только один случай. Сколько их на самом деле — не знает никто. Около «Мосинжпроекта» всегда крутятся несколько десятков крупных субподрядчиков.

Что касается приближённых бизнесменов, то, согласно базе СПАРК, «Мосинжпроект» заключал в 2016–2018 годах многомиллионные контракты с фирмами из Казани.

Так, ООО «Э-лайн» бизнесмена Марата Сафаева получило контракт на 85 миллионов на строительно-монтажные работы на участке Третьего пересадочного контура столичного метро. Известно, что Сафаев ранее работал с Хуснуллиным в стройкомплексе Казани.

Столичная компания «Стройэкорерус», возглавляемая бизнесменом Ренатом Хабибулиным, получила контракты на 2,5 миллиарда. Так, в 2016 году «Мосинжпроект» дал фирме заказ на 110 миллионов на строительство столичной подземки, а до этого — на строительство «Большой спортивной арены «Лужники».

На строительстве электродепо «Саларьево» в Москве заработал почти 500 миллионов ещё один знакомый Марата Хуснуллина по совместной службе в Татарстане — Борис Тихомиров, директор АО «Казанский гипронииавиапром».

Еще один бывший коллега Хуснуллина по совместной работе в стройкомплексе Татарстана — Марат Камалов, директор фирмы «Электрооптима». В 2016–2017 годах он заключил с «Мосинжпроектом» контракты на установку электроподстанции на станциях метро «Окружная», «Марьина Роща», «Селигерская» на сумму более 160 миллионов рублей.

К слову, положительные заключения на проекты подземки тоже выдавал ещё один человек Хуснуллина. С 2011 по 2015-й главой «Мосгорэкспертизы» был Валерий Леонов, который до переезда в столицу работал в Министерстве строительства Татарстана.

В 2015 году, после длительного перерыва, прошёл первый концерт в театре «Геликон-опера» в усадьбе на Большой Никитской улице. Это был закрытый концерт, который артисты давали специально для строителей, участвовавших в реконструкции театра.

Реставрация старинной усадьбы продолжалась почти восемь лет. Работы постоянно замораживались, пока в 2014-м генподряд на завершение всех работ не получил «Мосинжпроект». Компания за год завершила все работы и сдала долгострой. Стоимость контракта составила два миллиарда рублей.

Вокруг этого проекта уже были странности. Весной 2017 года в Москве при загадочных обстоятельствах погиб Борис Кульчицкий — топ-менеджер строительного холдинга «Космос», занимавшегося реконструкцией «Геликон-оперы», Дмитровского и Ленинградского шоссе, Алабяно-Балтийского тоннеля. Кто-то забил предпринимателя до смерти в его квартире.

Несколько лет назад «Космос» попал в долги, а его крупные контракты на реконструкцию «Геликон-оперы» и строительство части Алабяно-Балтийского тоннеля отошли «Мосинжпроекту».

В 2014 году «Мосинжпроект» получил ещё два крупных проекта. Первый — реконструкция Большой спортивной арены «Лужники» к ЧМ-2018. Чтобы довести стадион до ума, планировались потратить 19 миллиардов рублей. Однако почти сразу стало понятно, что в эту сумму строители не уложатся. В результате смету, как писали СМИ, увеличили ещё на 2,5 миллиарда рублей. Сам Хуснуллин позже объяснил это ослаблением курса рубля.

Второй — строительство парка «Зарядье» на месте снесённой гостиницы «Россия» в самом центре Москвы. Стоимость проекта оценивалась в 14 миллиардов рублей.

В 2013-м в «Мосинжпроект» пришел ещё один выходец из Татарстана — Марс Газизуллин, который до этого работал в республиканском Минстрое и, в частности, отвечал за строительство стадиона «Казань-арена». Именно он летом 2016-го сменил Константина Матвеева на посту гендиректора компании.

Примечательно, что в 2016-м «Мосинжпроект» получил «жирный» контракт на реконструкцию территории бывшего завода ЗИЛ. Заявку на конкурс с начальной стоимостью контракта 7,1 миллиарда помимо «Мосинжпроекта» подала и её «дочка» — ООО «МИП-Строй №1». Причём обе компании предложили выполнить работы за полностью совпадающую цену — 6,9 миллиарда рублей.

Хрущёвский заказ

Программа по сносу пятиэтажек первого периода индустриального домостроения была запущена ещё при Лужкове. Она предполагала снос 1722 наиболее старых домов общей площадью 6,3 миллиона кв. м. Изначально завершить программу планировали ещё в 2009 году, но воз и ныне там. Строителям ещё предстоит снести 71 дом.

Одним из крупных игроков на строительном рынке стало принадлежащая «Мосинжпроекту» АО «Управление экспериментальной застройки микрорайонов» (УЭЗ). По времени это совпало с приходом в компанию Альберта Суниева — ещё одного выходца из Татарстана. Он владеет в Казани крупной компанией, торгующей автомобилями Mercedes — «МБ-Ирбис». Компания в том числе обслуживает автомобили администрации Казани и автобазы Правительства Марий Эл. Суниев хорошо знает Хуснуллина ещё по работе в Казани.

Если в 2013 году сумма полученных УЭЗ госконтарктов оценивалась в 44 миллиона рублей, то в 2016-м — уже 17 миллиардов. Поучаствовал УЭЗ и в программе по сносу пятиэтажек в Москве. В частности, именно этой компании достались крупные госконтракты на снос трёх жилых домов с последующим строительством новых на проспекте Вернадского почти на три миллиарда рублей.

Ещё два контракта касались сноса домов на Большой Марьинской улице и в Большом Тишинском переулке. Общая сумма контрактов превысила один миллиард рублей.

Примечательно, что все конкурсы организовывало казённое предприятие УГС, которым руководит ещё один выходец из Татарстана — Дамир Газизов. В те времена, когда Хуснуллин был министром строительства в республике, Газизов возглавлял Управление реконструкции администрации Казани.

Это предприятие получает от столичной мэрии бюджетные средства, а затем распределяет их по закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Ещё одна приближённая к Хуснуллину компания — ГУП «Мосэкострой» — курирует в столице строительство очистных сооружений. Показатели предприятия год от года становятся только лучше. Если в 2011 выручка ГУПа составляла 46 миллионов рублей, то в 2015-м уже 923 миллиона. Возглавляет предприятие выходец из Татарии Ленар Губайдуллин. С Хуснуллиным он знаком по строительной компании «Татстрой». До 2001 года нынешний вице-мэр Москвы входил в совет директоров этой компании. После назначения на пост министра строительства Татарстана из совета директоров он вышел, но, судя по всему, продолжил отстаивать интересы компании, помогая получать ей крупные госконтракты в регионе.

Примечательно, что среди владельцев «Татстроя» значилось ООО «Мост», которым до 2010 года, вплоть до переезда в столицу, владела жена вице-мэра Москвы Лилия Хуслуллина. Сейчас она значится владелицей IT-компании «Айтика» в Казани, но господрядов, судя по данным «СПАРК-Интерфакс», она не получала.

Имя вице-мэра Марата Хуснуллина ранее упоминалось и в скандале вокруг строительства жилого комплекса «Тимирязев парк» около парка «Дубки». По данным международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International, в 2015 году этот участок был выделен под строительство детского сада, однако затем его предназначение было изменено. Участок отошёл к компании ЖК «На Ивановской», которая получила разрешение строить на нём элитный жилой комплекс.

Эксперты Transparency International посчитали, что Хуснуллин был связан с этой фирмой. Соучредителем ЖК «На Ивановской» (доля 15%) числится компания «Центроград», принадлежавшая 24-летнему Максату Шеммедову. Его сестра Кристина замужем за Ильдусом Миннихановым. В 2011 году он получил статус советника Хуснуллина. Примечательно, что Минниханов и Хуснуллин были связаны по нескольким компаниям ещё в Татарстане.

В ноябре 2015 года компания продала свои 15% в строительстве «Тимирязев парка». По мнению Transparency International, эта доля оценивалась в 240 миллионов рублей. Возможно, что это и была премия за получение нужного решения Хуснуллина по проекту строительства жилого комплекса «Тимирязев парк» вместо детсада.

Хуснуллинские всех теснят

Все ключевые направления в строительном комплексе столицы сегодня курирует команда чиновников и бизнесменов из Татарстана, приближённых к вице-мэру Москвы Марату Хуснуллину. Местные бизнесмены говорят, что они сталкиваются с мощным давлением этой команды.

— То, что команда вице-мэра получает все лакомые куски в Москве, ни для кого не новость. При этом если вы посмотрите, то почти все фирмы и ГУПы, где сидят знакомые Хуснуллина, принадлежат городу. Они получают миллиардные заказы и потом уже деньги распределяются по субподрядчикам. Там тоже людей со стороны нет, — говорит один из столичных девелоперов.

Многие участники рынка признаются на условиях анонимности, что аппетиты «хуснуллинских» распространяются не только на городские заказы.

— Когда власти и бизнес действуют в одной связке — они могут забрать любой участок и любой объект. И такие случаи были. Девелопер не может, к примеру, получить разрешение на строительство или ещё какую нужную бумажку. Ему советуют — продай участок тому-то, и ничего с этим не сделаешь. Даже если цена вдвое ниже рыночной, — отмечает один из них.

В том, что соратники Хуснулина, работавшие с ним ещё в Татарстане, сейчас занимают важные посты в столичном стройкомплексе, формального нарушения закона о противодействии коррупции нет, заявил Лайфу председатель Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов.

Кабанов пояснил, что конфликт интересов может иметь место, если, например, Хуснуллин, связан имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями с подчинёнными.

— Для выяснения всех обстоятельств нужно подключать Управление по вопросам противодействия коррупции Администрации Президента, — считает председатель НАК. — Все эти контракты Правительства Москвы с фирмами, которыми руководят земляки Хуснуллина, необходимо внимательно проанализировать, чтобы выяснить, есть ли в действиях вице-мэра нарушение законодательства.