Доронина Татьяна биография Википедия Живая

Татьяна Доронина

Имя: Татьяна Доронина ( Tatyana Doronina )

День рождения: 12 сентября 1933 (88 лет)

Кто родился в этот день: узнать

Место рождения: Ленинград

Карьера: актриса

Фото: Татьяна Доронина

Биография Татьяны Дорониной

Детство и семья

Василий Доронин был замечательным слесарем, мастером на все руки, прошел Первую мировую и Гражданскую войны, умел ездить на мотоцикле. Анна Ивановна была на 10 лет младше мужа, на тот момент вела домашнее хозяйство. До рождения старшей дочери супруги ожидали двойняшек, мальчика и девочку, но на восьмом месяце беременности произошел выкидыш. «Люблю их, как можно любить тех, кто тебе совсем родной, но кого ты не узнала», – позже напишет актриса в своих мемуарах.

Довоенное детство Татьяны было, по ее словам, страной, «…в которой не было мороза, голода, болезней, потерь и взрослых открытий, не было карточек, очередей за хлебом, а было – только елка со шпилем, милые лица родных».

Одним из самых ярких событий для маленькой Танечки стало посещение театра, где шла постановка «Ночи перед Рождеством». На всю жизнь запомнила девочка летающего Вакулу, пляшущих чертенят. Эмоции от увиденного так переполняли Таню, что она не в силах была даже рассказать домашним о своих впечатлениях, а лишь показывала, как все было на сцене. В тот момент она поняла, что больше всего на свете хочет стать артисткой.

Тем временем ее память сохраняла синие лампочки в парадных, занавешенные по вечерам одеялами окна – шла финская война. По ее окончании отца направили организовать санаторий под Выборгом, где он работал поваром.

Жена с дочерьми приехали к нему лишь через полгода. Таню поразил вид санатория, похожего на старинный замок, расположившийся на берегу большого озера. Через десять дней после приезда они услышали по радио страшную весть: началась война с Германией. Спешно собравшись, Анна Ивановна с Галей и Таней вернулись в Ленинград. Через некоторое время туда же приехал Василий Иванович, выхлопотавший для семьи эвакуацию в родной город Данилов, где жили родственники. В один день отправился поезд в Ярославскую область и ушел на Ленинградский фронт рядовой Доронин.

Пять дней шел эшелон, пока не остановился на станции близ Данилова. Все это время Таня очень боялась, что мама отстанет от поезда, когда выходила за кипятком, поэтому они с сестрой стояли в тамбуре в каждую остановку. Мама ругалась, возвращаясь, переживала, что дочки могут простудиться и заболеть. В Данилове их никто не встречал, поскольку родные не знали, на каком поезде они приедут. Сами добрались к дому бабушки Лизаветы, маминой мамы, там и поселились. Анна Ивановна устроилась шить солдатские шинели на комбинат, получила рабочую карточку. По возможности старалась подрабатывать на уборке овощей, чтобы девочки не ощущали остроту военного голода.

Отец приехал к ним после госпиталя, куда попал с тяжелым ранением в ногу. Огромное счастье от того, что он живой, Татьяна Доронина запомнила навсегда. Что такое боль от потери отца, она ощутила почти 40 лет спустя, в 1982 году.

В Данилове девочка стала ходить в школу имени Ленина. Точные науки давались ей с трудом, но вот литература была ее стихией. Класс замирал, когда Таня начинала читать стихи. Их она знала наизусть много, ее стали приглашать на художественные чтения в даниловский педагогический техникум. Она читала Константина Симонова и Александра Твардовского, Маргариту Алигер и Александра Пушкина… Помимо того, Таня посещала Дом пионеров и два кружка – танцевальный и театральный, которые вела эвакуированная москвичка.

В дни войны чудо настоящей литературы начинало раскрываться…откровением. Я не считаю, что война – школа, пусть последующие поколения никогда не узнают потерю близких, разруху, лишения и страх, но то, что все названное может быть реальностью для них…нужно «вложить» в их сознание, в их сердца.

Когда война кончилась, семья Дорониных вернулась в Ленинград, в свою комнату в коммуналке. Папа повел Танечку в школу на Бородинской улице. Он гордо предъявил директору ее блестящую характеристику из даниловской школы и табель с одними пятерками. Но… в пятый класс ее не приняли, оставив на второй год в четвертом. Все дело было в отсутствии отметки за иностранный язык, который в ленинградских школах начинали изучать с четвертого класса. Девочка начала штудировать французский, для чего даже записалась в кружок при Дворце пионеров.

Кроме того, она посещала ботанический, певческий кружки и кружок художественного слова, руководителем которого был драматический артист Иван Музалев. Там она продолжала оттачивать магию чтения стихов, а на досуге, во время домашних хлопот, напевала любимые песни: Клавдию Шульженко, оперные арии, военные песни.

Юность: Ленинград – Москва

В первом туре вступительных испытаний Доронина читала отрывок из «Мертвых душ» Николая Гоголя и «Демона» Михаила Лермонтова. Она прошла все три тура и вместе с другой девушкой, Мариной Поповой, отправилась в Москву, чтобы стать студенткой заветного учебного учреждения. Экзамены Татьяна успешно сдала, но скрыла при этом, что у нее нет среднего образования. Когда это выяснилось, принятую студентку попросили получить все же аттестат, а затем приезжать.

В течение двух лет Татьяна штудировала и общеобразовательные предметы, и усиленно готовилась стать актрисой, в свободное время училась играть на гитаре и сидела с маленьким племянником Арсюшей. Художественные чтения продолжались, с отрывком из «Молодой гвардии» Александра Фадеева она победила на городском конкурсе. И все чаще «входила в образ» серьезной барышни. Доходило до курьезов. Однажды перед зеркалом девушка изобразила «значительность», с которой и встретила вернувшихся домой родителей. Они пошептались между собой, потом ушли и вернулись… с дамским велосипедом для нее.

Творческая карьера и личная жизнь

Гордая и независимая Доронина без слов ушла, а наутро уехала на станцию. Вернувшись в Волгоград, после мучительных сомнений она сделала аборт. Женщина-хирург сказала, что у нее больше не будет детей, а могла быть двойня – мальчик и девочка.

Помимо того для Татьяны Васильевны главным делом жизни всегда был театр. У Андрея Гончарова она блистала на сцене в ролях Дульсинеи («Человек из Ламанча»), Соньки («Аристократы»), Ксантиппы («Беседы с Сократом»), Мэгги («Кошка на раскаленной крыше») и других.

В этот период на экраны вышла мелодрама Олега Бондарева «Мачеха», в которой Доронина щемяще-пронзительно воплотила образ главной героини, Шуры Олеванцевой. Этот глубокий и самобытный характер русской женщины не оставил равнодушными ни зрителей, ни критиков, которые называли эту роль лучшей в фильмографии актрисы. Картина заслужила признание и зарубежных поклонников кино, получив награду Тегеранского кинофестиваля.

Тем временем семейная жизнь с Борисом Химичевым трещала по швам. О том, что она выходит замуж за другого, Доронина сообщила мужу в своей гримерке после спектакля. И рассказала историю знакомства с сотрудником Главного управления нефтяной промышленности Робертом Тохненко. В какой-то момент Татьяна Васильевна решила купить дачу в садоводческом товариществе «Актер», председателем которого оказался Тохненко.

Пятый супруг Дорониной, по словам знакомых, практически боготворил ее, дарил дорогие подарки и старался ограждать от неприятностей свою вспыльчивую жену. Надежды Роберта на то, что Татьяна остепенится и посвятит себя семье, не оправдались. Главным смыслом жизни Дорониной всегда оставался театр.

МХАТ – и жизнь, и слезы, и любовь

Она такой и была на протяжении тридцати лет – сильной, отстаивающей право на острую социальность постановок и глубокое новаторство. Доронинский МХАТ – это новое, актуальное видение произведений Максима Горького, Александра Островского, Федора Достоевского.

Именно Доронина взяла на себя смелость поставить в своем театре спектакль о расстреле парламента в 1993 году по пьесе Василия Белова «Семейные праздники». Выдающейся можно назвать и постановку спектакля «Прощание с Матерой» по повести Валентина Распутина. Драма о советских школьниках конца сороковых годов по пьесе Виктора Розова «Ее друзья» с 1997 года была сыграна более четырехсот раз.

Театр – не бизнес. Театр – не доходное место. Он не может существовать ради удовлетворения низменных обывательских потребностей. Наш долг – пробуждать в душах зрителей веру в христианские заповеди, открывать глаза на красоту божьего мира.

Татьяна Доронина сейчас

По словам актеров МХАТа, новый худрук повел себя непрофессионально: спектакли с участием Дорониной отменили, ее портреты демонстративно срывались со стен, актеров, которых на роли назначала бывшая «хозяйка», с них сняли.

Позже в интервью Бояков заявил, что Доронина «человек, готовый присягнуть русской культуре противостоять страшному либерально-западническому цунами но ее театр не владеет современными технологиями, не владеет современным языком», посетовав, что из-за этого молодежь предпочитает ходить не на классические спектакли, а на «эстетику Гоголь-центра и других пошлейших спектаклей», как соизволил выразиться новый худрук МХАТа.

Татьяна Васильевна Доронина

Фото Все

Видео Все

Татьяна Доронина: «Меня зовут „Хозяйка“. 12.09.2018

«Раскрывая тайны звезд»: Татьяна Доронина

«Татьяна Доронина. Не люблю кино». Документальный фильм

Татьяна Доронина — биография

Эта актриса всегда была объектом зависти, подражания и восхищения. И еще ее любили, причем все, от мала до велика, и мужчины и женщины. У актрисы Татьяны Дорониной удивительная судьба, она сумела достичь невиданных высот в творчестве, и при этом остаться обычным человеком, с тонкой и отзывчивой душой.

Фильмография Татьяны Дорониной состоит из небольшого количества картин, но именно благодаря им, актриса приобрела всеобщую любовь. Оглушительную славу принес актрисе фильм «Три тополя на Плющихе».

Детство и юность

Родилась Татьяна Доронина 12.09.1933 года в Ленинграде. До этого семья Дорониных проживала в маленьком городке Данилове под Ярославлем, но перед рождением дочери они решили осесть в Ленинграде. Родители девочки были простыми людьми, никак не связанными с искусством. Дедушка по линии отца Василия Ивановича был старовером, дедушка по материнской линии занимал должность старосты при деревенской церквушке.

Фото: Татьяна Доронина в детстве

У Дорониных была одна маленькая комната в коммунальной квартире. Жизнь была небогатая, но счастливая. В семье все друг друга уважали и очень любили. Родители никогда не ссорились между собой, обращались только на «вы», и баловали своих красавиц дочерей.

Тане исполнилось 8 лет, когда началась война. Отца призвали на фронт, а мама с дочками уехала обратно в Данилов. В деревне не так остро чувствовался голод, да и все родственники были рядом, могли помочь в трудную минуту.

Отец прошел три войны и сумел остаться живым. Мама Тани всегда ждала мужа, верила, что он вернется. Наверное, эта вера и помогла мужчине выжить, и после многочисленных ранений все же вернуться домой.

После войны Доронины снова переехали в Ленинград. Таня начала посещать школьные занятия и увлеклась самодеятельностью. Девочка была отзывчивая и общительная, школьные предметы давались ей легко.

Для театрального кружка нужны были наряды, но так как семья жила небогато, то ткани на пошив естественно не было. Мама придумала создавать нарядные платья из марли, и Танюшка выглядела в них ничуть не хуже, чем другие.

С самого детства девочка знала, что хочет стать актрисой, поэтому даже не стала дожидаться получения школьного аттестата, и уехала в столицу поступать в театральный вуз. Комиссия была сражена наповал талантом девушки, и приняла ее во МХАТ. Но когда узнали, что у этой абитуриентки даже нет аттестата о среднем образовании, то отправили ее домой продолжать обучение в средней школе.

По окончании школы девушка опять уехала в столицу и сдала документы во все театральные институты, какие знала. Ее зачислили везде, но она сама решила, что будет учиться во МХАТе. Татьяна попала в мастерскую к П.В.Масальскому, которую закончила в 1956-м. На одном курсе с Дорониной учились Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков, Олег Басилашвили.

Театр

Первым театром в творческой биографии Татьяны Дорониной стал Сталинградский областной драмтеатр им.Горького, куда ее распределили вместе с О.Басилашвили. Они проработали там всего несколько месяцев, и перешли в ленинградский «Ленком». Сцене этого театра Доронина отдала три года, пока в 1959-м приняла приглашение режиссера Г.Товстоногова и оказалась в Большом драматическом театре. Он в то время искал исполнительницу главной роли в постановке «Варвары» и понял, что лучше чем Доронина никто не сыграет Надю Монахову. Премьера спектакля прошла очень удачно, и Доронину сделали ведущей актрисой БДТ.

Фото: Татьяна Доронина в театре

За семь лет работы на подмостках БДТ, Татьяна сыграла свои самые лучшие роли, которые поклонники не забыли до сих пор. Она была задействована в постановках «Горе от ума», «Поднятой целине» и «Моей старшей сестре». Роли Софьи, Лушки и Володиной стали одними из любимых ее ролей.

В 1966 году Татьяна Доронина сменила место жительства, и поселилась в Москве. Товстоногов не хотел отпускать из театра одну из самых востребованных актрис, просил остаться, но она была непреклонна. Очень скоро она вошла в труппу МХАТа и на целых восемь лет стала его ведущей актрисой.

В 1972-м актриса ушла в театр им.Маяковского, где под руководством А.А.Гончарова трудилась одиннадцать лет.

В 1983-м Олег Ефремов позвал Доронину обратно во МХАТ, и актриса ответила согласием. В 1987 году театр переживал сложные времена, труппа раскололась, и Дорониной пришлось возглавить театр. Они сумели выстоять в то непростое время.

В период с 1981-го по 1987-й Татьяна Доронина сотрудничает с московским театром «Сфера», где была задействована во многих постановках. Самыми яркими из них можно назвать «Россия, моя Россия» и «Живи и помни».

Театральная карьера Татьяны Дорониной сложилась очень успешно. У нее нет незаметных ролей, она востребована и любима. Актриса играла умных, сильных и порой даже коварных женщин. И все они были настоящими, правдивыми и очень яркими.

Могут быть знакомы

Фильмы

В кинематографе у актрисы Дорониной работ совсем не много, ее можно было увидеть всего в двадцати фильмах. Но, несмотря на это, именно благодаря кино актриса получила всеобщую славу и восхищение зрителей.

Дебютом в кино стала картина «Первый эшелон», снятая в 50-х годах прошлого века. Режиссер М.Калатозов предложил молодой актрисе эпизодическую роль, на которую она согласилась. Главные роли в этом фильме были отданы актерам – Всеволоду Санаеву, О.Ефремову, Изольды Извицкой, Нины Дорошиной.

После этой картины Доронину долго не звали в кино. Только спустя 16 лет, в 1966-м, она получила роль в картине «Старшая сестра», режиссера Г.Натансона. Картина прошла с оглушительным успехом, ведь актерский состав был очень сильным. В основных ролях снялись Наталья Тенякова, Михаил Жаров, Виталий Соломин, Л.Куравлев. Даже второстепенных персонажей играли известные актеры – Е.Евстигнеев, О.Басилашвили, Инна Чурикова, П.Массальский.

После выхода этого фильма журнал «Советский экран» назвал Доронину лучшей актрисой года. Песню в фильме поет сама Татьяна Доронина.

В 1968 году на экраны вышел фильм «Три тополя на Плющихе», который и сделал Доронину известной на весь Союз. Тот же «Советский экран» на протяжении двух лет присваивает Татьяне звание актриса года. Партнером Дорониной по фильму стал О.Ефремов. «Три тополя» стали достоянием золотого фонда кинематографии СССР.

Поклонники актрисы не давали ей прохода, ее караулили, дарили охапки цветов, гонялись за автографами, и ждали новых работ. Доронина не обманула ожидания, и в 1968-м вышла еще одна мелодрама с ее участием – «Еще раз про любовь». Сценарий фильма написал Эдвард Радзинский, вторую главную роль исполнил Александр Лазарев.

После этого фильма Доронина стала настоящей звездой советского кино, а Лазарев получил много хороших предложений от режиссеров. Картина побила все рекорды прокатов. Это было невероятно, но ее посмотрели 40 миллионов жителей страны Советов.

Казалось бы, большего триумфа ждать уже не приходится, но в карьере актрисы Дорониной была еще одна работа, которая, по мнению критиков, стала самой выдающейся ее ролью. Татьяна сыграла Шуру Олеванцеву в картине «Мачеха», и преодолела предыдущий успех. Эта мелодрама стала настоящим лидером проката и собрала 59 миллионов просмотров. Картина была удостоена международной премии Тегеранского кинофестиваля.

Последней работой актрисы в прошлом веке стала картина «Валентин и Валентина», которая вышла в 80-х годах. Снял ее тот же режиссер Натансон, дав Дорониной стать доброй, но эгоистичной матерью, которая своей любовью ломает жизнь родной дочери. Роль дочери досталась молодой актрисе Марине Зудиной, которая только недавно начала сниматься в кино.

Поклонники актрисы преклоняются перед ее мастерством, тонкой игрой и, конечно же, песнями. Ее голос нельзя спутать ни с каким другим. Во всех картинах Доронина поет сама, и без ее душевного исполнения картина бы многое потеряла.

Не отказывалась Татьяна Доронина и от съемок в документальном кино. Она прожила долгую жизнь в кинематографе, со многими легендарными актерами была близко знакома, поэтому часто выступала в таких проектах рассказчиком. Так, в 2008-м вышел документальный фильм об Иннокентии Смоктуновском, в 2015-м сняли документальное кино о картине «Мачеха».

Заслуги актрисы Татьяны Дорониной были оценены правительственными наградами. Но самой неожиданной, а потому очень приятной наградой, стало присвоение ее имени одному из астероидов, который открыли ученые Крымской обсерватории.

Личная жизнь

В личной жизни Татьяны Дорониной было пять браков. Первым мужем стал актер Олег Басилашвили, они расписались в 1955 году. Свадьба была комсомольская, без фаты и обручального колечка. Семья просуществовала всего восемь лет.

Фото: Татьяна Доронина — личная жизнь

Потом Доронина вышла замуж за театрального критика Анатолия Юфита. Это была любовь с первого взгляда, мужчина словно летал на крыльях, несмотря на то, что он был старше ее на восемь лет. Они очень красиво смотрелись вместе, но их отношениям суждено было продлиться всего 3 года. В 1966-м супруги расстались

В том же 1966-м Татьяна влюбилась в драматурга Эдварда Радзинского. Влюбленные поженились и прожили вместе пять лет, после чего расстались. Супругам удалось сохранить нормальные отношения и спокойно общаться после развода.

После перехода в театр им.Маяковского, актриса встретила своего четвертого мужа. Ее избранником стал актер Борис Химичев. Они расписались в 1973-м, сыграли скромную свадьбу, обменялись кольцами и даже устроили себе медовый месяц. Молодожены уехали на Рижское взморье. В то время наступил пик карьеры актрисы Дорониной, поэтому она все силы отдает театру. Она репетировала, выступала, гастролировала. О детях думать было некогда, и постепенно супруги отдалились друг от друга. В 1982-м они развелись.

Пятый раз актриса вышла замуж за Роберта Тохненко, он работал в нефтепроме. Их брак длился три года, муж очень хотел детей, но Доронина предпочла карьеру. Семья распалась в 1985-м. С тех пор актриса одна.

Сегодняшний день

Татьяна Доронина по прежнему бессменный директор и худрук МХАТа. В 2016-м актриса сыграла главную роль в постановке «Васса Железнова», посвященной открытию 119-го театрального сезона. Доронина почти не дает интервью и неохотно делится подробностями личной жизни.

Избранная фильмография

  • 1955 — Первый эшелон
  • 1967 — Три тополя на Плющихе
  • 1970 — Чудный характер
  • 1975 — На ясный огонь
  • 1981 — Капель
  • 1985 — Валентин и Валентина

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Татьяна Доронина

Биография

Народная артистка СССР Татьяна Доронина, чье имя на протяжении нескольких десятилетий неизменно сопровождают эпитеты легендарная, великая, непревзойденная, олицетворяет эпоху. Девушки Советского Союза подражали ей, мужчины боготворили, а поклонники терпеливо поджидали у входа в театр с охапками роз. Она же старалась не привлекать к себе внимания, быть незаметнее, насколько это возможно.

Детство и юность

Татьяна родилась 12 сентября 1933 года в Ленинграде в семье Василия Ивановича и Анны Ивановны, русских по национальности. Родители Татьяны Васильевны, рабочие люди из Ярославской области со старообрядческими корнями, к искусству отношения не имели. В Ленинград супруги перебрались незадолго до рождения дочери.

Семья Дорониных ютилась в коммуналке, жила бедно. Отец и мать никогда не ругались, обращались друг к другу исключительно на «вы». Татьяна Васильевна восхищалась тем, что ее мать, очень красивая женщина, ждала отца с трех войн. Сама Таня посылала отцу на фронт трогательные стихи: уже в детстве она полюбила поэзию и легко рифмовала строчки.

Отец вернулся инвалидом после Второй мировой войны, но это не помешало им с матерью прожить вместе 60 лет. Родители дали двум дочерям высшее образование. В Ленинграде Татьяна пошла в школу, здесь же записалась в кружок самодеятельности. Платья для спектаклей мать шила из марли. Уже в юности будущая актриса проявляла интерес к серьезной классической литературе. Позднее артистка вспоминала, что в старших классах часто на уроках садилась за последнюю парту, где с упоением читала Александра Куприна или Ивана Тургенева.

Артистичная девушка отправилась покорять Москву, не окончив школу. С первой попытки поступила во МХАТ им. М. Горького, сразив комиссию талантом. Но для зачисления в вуз у Дорониной не оказалось школьного аттестата. Татьяна вернулась домой доучиваться, а после выпускного снова приехала в столицу.

Поступала в Щукинское и Щепкинское училища, ГИТИС и МХАТ. Прошла во все, но осознанно выбрала Школу-студию МХАТ. Доронина училась вместе с Олегом Басилашвили и Евгением Евстигнеевым.

Театр

После окончания театрального института Татьяна Доронина служила в ленинградском «Ленкоме». В 1959 году режиссер Георгий Товстоногов, подыскивая актрису на роль Нади Монаховой для спектакля «Варвары», переманил Доронину и Басилашвили в Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова. Актриса блестяще сыграла роль и вскоре стала примой этого заведения.

Звездные роли Татьяны Васильевны на сцене БДТ театралы помнят до сих пор: Софья в «Горе от ума», Лушка в «Поднятой целине», Володина в «Моей старшей сестре».

7 лет Татьяна Доронина служила в БДТ, но в 1966 году переехала в Москву. Худрук ленинградского театра не раз уговаривал ее вернуться, но актриса триумфально вышла на сцену МХАТа. Затем был театр им. В. Маяковского.

В 1983 году Доронина откликнулась на приглашение Олега Ефремова и вернулась во МХАТ. Спустя 4 года после раскола Татьяна Васильевна возглавила театр, проведя труппу через непростой период.

В 1981–1987 годах Татьяна Доронина выходила на сцену столичного театра «Сфера», где появилась в постановках «Россия, моя Россия» и «Живи и помни» по повести Валентина Распутина.

Ее героини — сильные, умные, иногда коварные женщины. Но каждую из них актриса сыграла ярко, правдиво, «с нервом».

Авторству Татьяны Дорониной принадлежит автобиографический труд «Дневник актрисы», первое издание которого вышло в 1998 году. Популярность книги позволила выпустить ее повторно в 2005-м. В произведении исполнительница описала события, произошедшие с ней в молодости. Татьяна Васильевна с ностальгией вспоминала творческую юность и тех людей, с которыми начинала путь на театральной сцене и в большом кино.

Татьяна Доронина известна как непревзойденный чтец русской поэзии. В ее репертуаре — стихи Сергея Есенина, Марины Цветаевой, Дмитрия Кедрина и других.

В 1987 году она возглавила МХАТ им. Максима Горького и на протяжение десятилетий оставалась его бессменным руководителем. В сентябре 2016 года 119-й сезон открылся спектаклем «Васса Железнова», в котором главную роль сыграла Татьяна Доронина. В этом году народная артистка СССР отметила 60-летие творческой биографии.

В 2018-м Татьяна Доронина праздновала 85-летний юбилей. Народную артистку поздравили коллеги, поклонники, президент Владимир Путин отправил поздравительную телеграмму. В честь торжества актриса, которую в родном МХАТе им. М. Горького называют «хозяйкой», дала интервью журналистам Первого канала и «России-24».

К юбилейной дате Татьяна Васильевна с коллегами по театральному коллективу подготовила к выпуску спектакль по пьесе Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты», возобновила постановку по произведению Александра Твардовского «Василий Теркин».

В 2018 году Татьяна Доронина завершила свою карьеру в качестве художественного руководителя МХАТа им. Максима Горького. Такое решение было принято из-за проблем со здоровьем, связанных с возрастом актрисы. Одно время исполнительница совсем не появлялась на сцене: были отменены показы спектакля «Васса» с ее участием. Появились даже слухи о смерти великой артистки, но вскоре ситуация прояснилась.

Татьяна Васильевна ушла в тень из-за разногласий с новым руководством театра. Она общалась только с личным помощником Натальей Цветковой. Сложившейся в творческом коллективе ситуации был посвящен выпуск телешоу Андрея Малахова «Прямой эфир».

Должность Татьяны Васильевны занял Эдуард Бояков. В свою очередь Доронина получила пост президента МХАТа, предложенный министерством культуры. В распоряжении звезды сцены одно время оставались ее рабочий кабинет, гримерная комната и автомобиль с водителем, но в августе 2020 года ее вещи были вынесены.

Татьяна Ярошевская, исполнительный директор театра, объяснила этот поступок тем, что Татьяна Доронина избегает контактов с новым руководством. Позднее друг и коллега великой актрисы Роман Виктюк назвал смещение ее с занимаемого поста «актом бандитизма».

Фильмы

Кинематографическая биография Татьяны Дорониной гораздо скромнее театральной. Фильмография актрисы не дотягивает и до двух десятков картин, но художественные фильмы принесли ей всесоюзную славу.

Дебютную кинороль Татьяна Доронина исполнила в середине 1950-х — появилась в эпизоде мелодрамы Михаила Калатозова «Первый эшелон». Ключевых персонажей сыграли Всеволод Санаев, Олег Ефремов, Изольда Извицкая и Нина Дорошина.

В 1966-м, после длительного перерыва, Татьяна Васильевна появилась на телеэкранах в мелодраме Георгия Натансона «Старшая сестра». Лента имела небывалый успех, что и неудивительно, ведь режиссер собрал на площадке звездный состав — Наталью Тенякову, Михаила Жарова, Виталия Соломина, Леонида Куравлева. Роли второго плана достались Евгению Евстигнееву, Олегу Басилашвили, Инне Чуриковой и Павлу Массальскому.

За работу в картине Доронину признали актрисой 1967 года по опросу «Советского экрана». В мелодраме ее героиня исполняет песню «И я была девушкой юной…» на стихи Роберта Бернса. Любопытно, что одна из сцен фильма с монологом Татьяны Васильевны о театре спустя десятилетия стала «вирусной», а сегодня текст ее речи используют в заданиях для ЕГЭ по русскому языку.

Татьяна Доронина — монолог о театре (сцена из фильма «Старшая сестра»)

В следующем году зрители снова увидели актрису в картине «Три тополя на Плющихе». Первоначально сценарий не впечатлил Доронину, сюжет показался ей банальным и простоватым. Но Татьяна Лиознова, режиссер киноленты, сумела убедить исполнительницу приехать на пробы, после чего артистка изменила свое мнение о будущем фильме.

2 года подряд журнал «Советский экран» признавал Татьяну Васильевну лучшей актрисой, ее фото неоднократно украшали обложку издания. Мелодрама, где в главных ролях снялись Татьяна Доронина и Олег Ефремов, вошла в золотой фонд советского кинематографа.

Зрители боготворили артистку, нетерпеливо ожидая нового появления на экранах. В 60-х состоялась премьера мелодрамы «Еще раз про любовь» с участием Татьяны Дорониной. Актриса предстала на экране в образе главной героини — стюардессы. Мелодрама Георгия Натансона была снята по сценарию Эдварда Радзинского. И снова звездный дуэт, в этот раз с Александром Лазаревым.

После выхода картины на экраны весной 1968 года Татьяна Доронина окончательно закрепилась в звездном статусе, а карьера Лазарева пошла вверх. Мелодрама стала лидером советского кинопроката. За год картину увидели 40 млн зрителей.

Вскоре на экраны вышла музыкальная мелодрама «Чудный характер», в котором Татьяна Доронина сыграла молодую певицу из сибирского города. Вокальные способности артистка реализовала и в следующем фильме — «На ясный огонь», созданном по мотивам литературного произведения Михаила Зощенко «Возмездие». В актерский ансамбль вошли Лев Дуров, Евгений Евстигнеев, Ролан Быков, Елена Санаева.

Кинокритики сходятся во мнении, что лучшая главная роль артистки — Шура Олеванцева в мелодраме «Мачеха». Фильм побил рекорд проката «Еще раз про любовь»: ленту посмотрели 59 млн человек, она вошла в двадцатку лидеров проката в Советском Союзе. Мелодрама завоевала международное признание, получив награду в Тегеране.

Успехом пользовалась и телеповесть «Ольга Сергеевна», появившаяся на экранах в 1975 году. Героиня Дорониной посвятила жизнь изучению океанологии, но так и не сумела обрести личное счастье.

Последний раз Татьяна Доронина снялась в кино в середине 1980-х. И снова триумф. Пронзительная мелодрама «Валентин и Валентина» Георгия Натансона — попадание в десятку. Актриса сыграла сердобольную, но эгоистичную мать, которой трудно позволить младшей дочери строить жизнь самостоятельно. Дочь Валентину сыграла Марина Зудина, это вторая роль молодой артистки.

Поклонники звезды советского кино любят ее за мастерство, душевную игру и песни. Фирменный вокал артистки ни с чем не спутать. Режиссеры неоднократно использовали в фильмах музыкальный дар Татьяны Васильевны. Без песни «Нежность» невозможно представить культовую мелодраму «Три тополя на Плющихе». В картине «Еще раз про любовь» Доронина спела композицию «Солнечный зайчик», а в драме «Мачеха» — песню «Ой, закрыл туман небо синее…».

Татьяна Доронина появлялась на телеэкранах и в документальных лентах. Артистка знала многих советских актеров, которых сегодня называют легендами кинематографа. Режиссеры-документалисты приглашали Доронину как рассказчика. В этом качестве зрители увидели звезду в фильмах-биографиях о Борисе Ливанове, Георгии Товстоногове, Леониде Харитонове. В 2008 году вышла документальная картина «Иннокентий Смоктуновский против князя Мышкина», а в 2015-м Татьяна Доронина снялась в ленте «Мачеха» в цикле «Тайны советского кино».

Личная жизнь

Доронина недолюбливает журналистов, не бывает в социальных сетях, в том числе и в «Инстаграме». Но в 2017 году сделала исключение и появилась в документальной ленте «Татьяна Доронина. Легенда вопреки». В интервью звезда рассказала о личной жизни и мужьях, о том, как потеряла любовь первого супруга Олега Басилашвили, поделилась болью о нерожденных детях.

Первый муж Олег Басилашвили

Татьяна Доронина 5 раз побывала замужем. С первым супругом Олегом Басилашвили познакомилась в студенческие годы. В 1955 году пара сыграла комсомольскую свадьбу, проигнорировав условности в виде белого платья и обручальных колец. Несмотря на то, что Татьяну пригласили в труппу столичного МХАТа, девушка отправилась за мужем в далекий Волгоград, куда его распределили после института.

Позднее был Ленинград. Жили молодые в съемной комнате, расположенной над гаражами. Позднее переселились в собственную квартиру, выделенную БДТ. Брак длился 8 лет, но распался.

Брак с Анатолем Юфитом

Вскоре после развода с Басилашвили в личной жизни актрисы появился новый человек. Второй супруг Дорониной — театральный критик Анатолий Юфит. Он был старше актрисы на 8 лет. Увидев Татьяну на сцене, влюбился с первого взгляда. Отношения статной (рост актрисы 1,73 м, а вес — 65 кг) красавицы и солидного мужчины в очках дали трещину, как только Доронина увлеклась драматургом Эдвардом Радзинским.

Эдвард Радзинский

Брак с Радзинским закончился спустя 5 лет, но Татьяна и Эдвард расстались друзьями, сохранив теплые отношения после развода. До сих пор актриса называет драматурга «самым близким и родным» человеком. Экс-супруги периодически созваниваются, обсуждая вопросы различного характера — от творческих проектов до состояния здоровья.

Борис Химичев

В театре имени Владимира Маяковского Татьяна Доронина познакомилась с четвертым мужем, актером Борисом Химичевым. В 1973 году артисты узаконили отношения. Свадьба была скромной, но с кольцами. Медовый месяц супруги провели на Рижском взморье. Как вспоминал Химичев, для Дорониной театр был всей жизнью. Детей она не хотела, пропадала на репетициях и гастролях. Постепенно отношения угасли.

Последний супруг Роберт Тохненко

Пятым супругом актрисы стал работник главка нефтепрома Роберт Тохненко. Доронина познакомилась с ним случайно, в садоводческом обществе. Актриса присматривала дачу, а Роберт возглавлял товарищество. Они прожили вместе 3 года. Муж обожал супругу, но актриса этого не замечала. Единственной страстью оставался театр. По этой причине Татьяна Доронина не решилась родить ребенка, о котором просил муж.

С Робертом Тохненко актриса рассталась в 1985 году. Замуж больше не вышла.

Татьяна Доронина сейчас

Сейчас актриса ведет закрытый образ жизни, редко появляясь на публике. Конечно, в СМИ любая информация о Дорониной становится сродни сенсации. Так, в начале 2022 года, после смерти Леонида Куравлева, в прессе появилась информация, что Татьяна Васильевна также находится в доме престарелых. Впрочем, вскоре поступило опровержение — на самом деле знаменитость в тот период проходила лечение в пансионате.

А уже в феврале новостные порталы сообщили, что Доронина заразилась коронавирусной инфекцией. На этот раз инфоповод оказался правдивым, хотя публикация в СМИ прошла, когда актриса уже пошла на поправку и у нее был отрицательный ПЦР-тест. Врачи отмечали хорошую динамику на КТ, но не спешили выписывать артистку, опасаясь за дальнейшее состояние ее здоровья.


источники:

http://biographe.ru/znamenitosti/tatyana-doronina/

http://24smi.org/celebrity/1759-tatiana-doronina.html