ОАО «Российские железные дороги». Ежеквартальный отчёт за 4 квартал 2017 года — часть 6
начальник Северной
железной дороги – филиала
ОАО «РЖД»
старший вице-президент,
член Правления
председатель совета
директоров
Ассоциация ХК «Локомотив»
заместитель генерального
директора – главный
инженер, член Правления
член совета директоров
Доли участия в уставном капитале эмитента/обыкновенных акций не имеет
Доли участия лица в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) дочерних и зависимых обществ
эмитента
Лицо указанных долей не имеет
Сведения о характере любых родственных связей с иными лицами, входящими в состав органов
управления эмитента и/или органов контроля за финансово-хозяйственной деятельностью эмитента:
Указанных родственных связей нет
Сведения о привлечении такого лица к административной ответственности за правонарушения в области
финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг или уголовной ответственности (наличии судимости)
за преступления в сфере экономики или за преступления против государственной власти:
Лицо к указанным видам ответственности не привлекалось
Сведения о занятии таким лицом должностей в органах управления коммерческих организаций в период,
когда в отношении указанных организаций было возбуждено дело о банкротстве и/или введена одна из
процедур банкротства, предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности
(банкротстве):
Лицо указанных должностей не занимало
ФИО: Харыбина Елена Ивановна
Год рождения: 1965
Образование: Российский государственный открытый технический университет путей сообщения
Министерства путей сообщения, специальность — бухгалтерский учет и аудит.
Все должности, занимаемые данным лицом в эмитенте и других организациях за последние 5 лет и в
настоящее время в хронологическом порядке, в том числе по совместительству
Вся генеральская рать РЖД. Знакомимся со штабом «нереформ» Олега Белозёрова
В конце минувшего года действующая со дня основания ОАО «РЖД» в 2003 году вертикаль управления во главе с президентом общества претерпела изменения. Привычная схема «президент – вице-президенты» по инициативе главы монополии Олега Белозёрова была изменена: президент стал генеральным директором, вице-президенты – замгендиректорами.
Изменения призваны были подчеркнуть в хорошем смысле наёмный статус руководства РЖД по отношению к государству, правительству, исключающий демонстрацию автономности и самостоятельности. То, в чём упрекали предыдущего главу РЖД Владимира Якунина.
Впрочем, сами изменения, по сути, вряд ли можно назвать радикальными. Как и кадровую политику Олега Белозёрова. По пришествии в РЖД в августе 2015 года, новый глава корпорации обещал, что масштабных перестановок не будет: «Революций не планирую. Всё, что можно сделать поступательно, эволюционным путём, будем делать». Подобный подход вряд ли продиктован природной осторожностью. Белозёров не привёл в РЖД свою команду, а кадровая революция в отсутствие «революционеров» невозможна.
Без перестановок и отставок, разумеется, не обошлось. Со своими должностями распростились представители старой якунинской гвардии: первый вице-президент Вадим Морозов, ответственный за хозяйственно-производственную деятельность РЖД, и вице-президенты Олег Атьков и Валерий Решетников, отвечающие, соответственно, за работу с общественными организациями и стратегическое развитие и реализацию реформы РЖД. Ушёл и вице-президент по безопасности Александр Бобрешов, которого считали доверенным лицом Якунина. Галину Крафт на должности главного бухгалтера сменила Елена Харыбина.
Олег Атьков (слева), Валерий Решетников
В управленческой верхушке РЖД (с известной долей условности) можно выделить несколько основных групп: «технари», «лоббисты», «технократы» и «смотрящие».
«Технари-железнодорожники» группируются вокруг представителя старой команды – первого заместителя гендиректора Анатолия Краснощёка. Из трёх «первых» он, безусловно, «первейший». При Белозёрове аппаратный вес Анатолия Анисимовича существенно вырос. Помимо вопросов организации перевозок, которыми он ведал в якунинскую эру, ему достался функционал отставного Вадима Морозова: то есть фактически целиком производственный блок.
Олег Валинский
В сферу влияния Краснощёка входят его бывшие сослуживцы по Октябрьской железной дороге: заместитель гендиректора – начальник Дирекции тяги Олег Валинский и заместитель гендиректора – начальник Центральной дирекции инфраструктуры Геннадий Верховых. В последнее время пошли в гору дела сразу нескольких протеже Анатолия Анисимовича: заместителя гендиректора – начальника Центральной дирекции управления движением Павла Иванова, молодого и амбициозного директора Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) и по совместительству коммерческого директора РЖД Алексея Шило, бывшего главы столичного метро, а ныне директора РЖД по пассажирским перевозкам Дмитрия Пегова и подчинённого ему Павла Бурцева – руководителя бизнес-блока «Пассажирские перевозки».
Несколько особняком стоит фигура Сергея Кобзева, заместителя генерального директора – главного инженера ОАО «РЖД», опытного 53-летнего специалиста, работавшего ещё в центральном аппарате МПС при Геннадии Фадееве.
Сергей Кобзев
Явно в противовес влиянию блока Анатолия Краснощёка, О. Белозёров повысил статус руководителя финансово-экономического блока Вадима Михайлова. Михайлов пришёл в РЖД при Якунине из московского офиса «Эрнст энд Янг», аудитора и консультанта корпорации, но именно при новом руководстве из старших вице-президентов он перешёл на ступень первого.
Под его опёку после ухода вице-президента Салмана Бабаева перешёл коммерческий блок, которым г-н Михайлов управляет весьма уверенно. Всё чаще Михайлов делает заявления, касающиеся стратегического развития монополии. Именно он защищал интересы монополии во время тарифной компании на 2018 год, выступая её представителем на переговорах с ФОИВами и членами Совета потребителей РЖД. И стоит отметить, что его авторитет и влияние заметно выросли после утверждения тарифов в практически неизменном виде от предлагаемого монополией.
Вадим Михайлов
Своим «технократизмом» Михайлов близок к гендиректору компании Олегу Белозёрову. Вместе с тем положение Михайлова нельзя оценить однозначно. Вадим Валерьевич, находясь на ключевой позиции, остаётся чужаком в корпоративной среде, отношение к нему со стороны железнодорожников-технарей, можно сказать, саркастическое. Да и ему, тонкому ценителю антиквариата и искусств, не о чем поговорить с коллегами, прошедшими всю карьерную лестницу от обходчика до ж/д генерала. К тому же, г-н Михайлов является ключевой фигурой на переговорах с правительством и крупнейшими клиентами монополии по дотационной и доходной части бюджета компании.
К этой же «технократической» группе можно отнести заместителя гендиректора – начальника Департамента безопасности движения Шевкета Шайдуллина, заместителя гендиректора по капстроительству Олега Тони, заместителя гендиректора по социальным вопросам Дмитрия Шаханова, а также начальника Правового департамента Вадима Бынкова.
«Смотрящие» призваны контролировать деятельность других подразделений компании с позиции интересов Олега Белозёрова. Прежде всего, это Анатолий Чабунин, заместитель генерального директора – директор по внутреннему контролю и аудиту, которому вдобавок переподчинён блок конкурсных процедур, что значительно повышает его уровень влияния в компании. Тем более, что именно вопрос закупок и наведения порядка в этой сфере является наиболее болезненным вопросом как для компании в целом, так и лично для Олега Белозёрова, перед которым при назначении была поставлена задача оптимизировать расходы корпорации.
Искоренение потенциально-коррупционных схем закупок и заказов, о чём неоднократно писали СМИ и даже аудиторы компании, способно сэкономить десятки и сотни миллиардов рублей. Утечки в СМИ, которые периодически происходят, свидетельствуют о том, что внутри корпорации идёт ожесточённая внутренняя борьба за контроль над расходованием финансовых ресурсов, и ключевую роль здесь играет главный контролёр Чабунин.
Заместитель гендиректора Андрей Старков курирует вопросы корпоративного управления и распоряжением имущества, возглавляет советы директоров ключевых дочерних обществ РЖД. Другой зам, кадровый сотрудник спецслужб Николай Федосеев, отвечает за корпоративную безопасность. Директор по экономике и финансам Ольга Гнедкова, хотя и относится к якунинской команде, очевидно, пользуется доверием Белозёрова.
И, наконец, группа «лоббистов». Их задача – обеспечить благоприятную среду для деятельности компании, доказывая различным представителям федеральных и региональных органов власти и обществу значимость РЖД. Результатом являются принятые решения по малым региональным и мега-проектам, бюджетным ассигнованиям и законодательным и регулятивным решениям, выгодных для компании. К ним относится «третий» первый заместитель генерального директора Александр Мишарин. «Калиф на час», в течение которого, благодаря загадочной информационной диверсии в 2013 году, Александр Сергеевич оказался на месте самого Якунина.
Александр Мишарин
В ведении Мишарина находятся вопросы развития скоростного и высокоскоростного движения. Собственно, а кто, как не Мишарин, должен отвечать за данное направление: именно Александр Сергеевич в 2009 году, в бытность губернатором Свердловской области, выдвинул идею строительства ВСМ «Москва – Казань – Екатеринбург». Несмотря на обширную критику и даже скептические высказывания на этот счёт Владимира Путина, а также провал запуска ВСМ к ЧМ-2018, тема высокоскоростного сообщения не закрыта. И очень даже живо обсуждается в различных вариантах. Значит, лоббистские усилия монополии не пропадают даром. А в том, что они будут только усиливаться, сомнений нет – слишком высока ставка. Например, стоимость строительства ВСМ «Москва – Казань» превышает 1 трлн рублей. К тому же служебный интерес здесь подчас неотделим от личного. Так, по данным «Ведомостей», близкие Мишарину люди руководят институтом Мосгипротранс, который получил заказ на 22 млрд рублей в рамках проекта магистрали «Москва – Казань – Екатеринбург».
О многообразной деятельности Петра Кацыва vgudok.com подробно рассказывал. Несмотря на скандальный шлейф. Кацыв не выпал из руководящей обоймы РЖД, получив пост заместителя генерального директора – начальника Центра по развитию Московского транспортного узла. Слишком большое значение имеет вхожесть Петра Дмитриевича в коридоры власти столицы и Подмосковья. И слишком большие деньги на кону. В инвестиционной программе РЖД текущего года на развитие железнодорожной инфраструктуры Московского узла предусмотрено почти 11 млрд рублей. Это, конечно, не триллионы ВСМ (в большей степени гипотетические), зато это реальные деньги и конкретная перспектива на несколько лет вперёд.
Пётр Кацыв
Лоббистской деятельностью (в том числе и за рубежом) по своим должностным обязанностям занимаются статс-секретарь – заместитель гендиректора Анатолий Мещеряков и ещё один зам Белозёрова глава «железнодорожного МИДа» Вячеслав Павловский. В актив лоббистам корпорации по итогам минувшего года можно занести несколько громких аппаратных побед в сфере GR. Это и выступление главы государства на Железнодорожном съезде, и прошедшие без сучка и задоринки дни РЖД в Госдуме, что неудивительно, учитывая, что Комитет по транспорту Госдумы контролируется ж/д монополистом. В отличие от комитета предыдущего созыва Думы, в котором верховодили ж/д операторы. Главным антагонистом железнодорожного гиганта в 2017 году выступила ФАС. Впрочем, регулятор в кулуарных боях проиграл вчистую и под занавес года согласился практически на все предложения РЖД по тарифам на 2018 год и долгосрочную перспективу.
Отдельно скажем о личных советниках генерального директора Олега Белозёрова. Среди них по-прежнему хватает представителей «старой гвардии», таких как Геннадий Фадеев, Вадим Морозов и Валентин Гапанович. Есть советники на общественных началах, такие как экс вице-президент РЖД Сергей Мальцев, о котором мы уже подробно рассказывали. Хотя это, скорее всего, дань политесу, и влияние коммерсанта Мальцева внутри руководства РЖД близится к нулю.
Среди советников генерального есть незаменимые тяжеловесы, которые участвуют в принятии практически всех важных решений, входящих в сферу их деятельности. К таким относится Тамара Ивановна Стебунова (бывшая замглавы ФСТ), которая в РЖД отвечает за методологическое обоснование тарифной политики монополии и Прейскуранта 10-01. Она привела в корпорацию целую команду специалистов во главе с Владимиром Варгуниным, для которого в монополии был создан целый департамент — методологии тарифообразования. Тамара Ивановна вместе со своим замом составляют аргументрованные ответы на претензии, которые возникают к РЖД со стороны ФАС. И работы у советников, судя по большому числу конфликтов между монополией и регулятором, хватает.
Есть люди, которые топ-менеджменту и самому генеральному директору дают советы несколько другого толка. И контролируют такие тонкие материи, как PR, к примеру, в том числе личный. Здесь стоит вспомнить Светлану Крыштановскую, которая пришла вслед за Олегом Белозёровым из Минтранса. Кое-кто называет советницу конфидентом главы РЖД.
Несмотря на постепенность кадровых перемен в монополии, они демонстрируют один очевидный тренд в управленческой политике РЖД – контроль за активами и финансовыми потоками всё более обособляется в отдельное направление и приобретает ключевое значение, отодвигая на второй план собственно производственную деятельность.
Захар Максимов
В публикации использованы материалы Института исследования проблем железнодорожного транспорта
Анастасия Долгалева: «Ошибки и несогласованность действий участников инвестиционного процесса могут обойтись ОАО «РЖД» очень дорого»
В июне Центру внутреннего контроля «Желдорконтроль» исполнилось 20 лет. За это время подразделение прошло серьёзный путь от зарождения идеи до реально функционирующей системы контроля, в которой заняты свыше 600 человек. О целях и задачах этого подразделения «Гудок» попросил рассказать руководителя Центра Анастасию Долгалёву.
В 1991 году концепция централизации ревизорского аппарата и образования независимого контрольного подразделения была впервые реализована на Октябрьской железной дороге. Здесь на базе финансовой службы был открыт первый на сети центр по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью дороги. А в 1995 году опыт его работы лёг в основу коллективного решения участников сетевого семинара по совершенствованию структуры и организации контрольно-ревизионной деятельности на железнодорожном транспорте – централизовать ревизорский аппарат на уровне финансовых служб дорог с созданием соответствующих центров. Следующим шагом был приказ министра путей сообщения в июне 1998 года об открытии государственного учреждения – Центра контроля и оказания аудиторских услуг МПС России. С созданием ОАО «РЖД» он был переименован в Центр «Желдорконтроль».
– За последние годы в результате реформирования отрасль претерпела существенные изменения. Как они повлияли на деятельность Центра, какие коррективы были внесены в работу?
У нас сформировался коллектив высокопрофессиональных специалистов. Приведу несколько цифр. В Центре «Желдорконтроль» 71 сотрудник имеет аттестат профессионального бухгалтера, 32 – аттестат аудитора, 66 работников прошли обучение в Высшей транспортной бизнес-школе РУТ (МИИТ) по программам МВА, 11 человек имеют учёную степень. Немало сотрудников обучались в Корпоративном университете РЖД.
Центр с его кадровым потенциалом, накопленным опытом контрольной работы стал отправной точкой, базой для формирования ещё двух структур – Центра внутреннего аудита «Желдораудит» и Центра по организации противодействия коррупции, без которых уже невозможно представить действующую систему корпоративного управления холдинга. Центр «Желдорконтроль» имеет структурные подразделения на всей сети – от Дальнего Востока до Калининграда.
– Расскажите об основных направлениях деятельности Центра.
Во всём этом сложном механизме внутренний контроль за получением доходов от перевозочных видов деятельности является гарантом финансовой стабильности холдинга. По всей цепочке, начиная с работы станций до рассмотрения актуальности действующей нормативной базы, мы проводим контроль и анализ порядка и полноты взыскания причитающихся ОАО «РЖД» платежей. Устранение выявленных нарушений даёт положительный экономический эффект в будущем. Например, внесение изменений в нормативную базу по результатам проведённых Центром проверок в части расчёта провозного тарифа в обход высокоскоростных участков дало возможность рассчитывать провозные платежи по фактически возможному маршруту следования грузовых поездов – кратчайшему тарифному расстоянию. Это исключило недополучение причитающихся ОАО «РЖД» платежей.
Контроль выполнения инвестиционных проектов и планов капитального ремонта – другое важнейшее направление деятельности Центра, требующее большого спектра навыков и компетенций не только бухгалтеров, экономистов, финансистов, но и строителей.
Инвестиционная деятельность на железнодорожном транспорте – один из самых сложных бизнес-процессов. В процессе инвестирования задействована вся вертикаль корпоративного управления. Ошибки и несогласованность действий участников инвестиционного процесса на всех этапах – от планирования проекта, его утверждения, реализации и до ввода объектов в эксплуатацию – могут обойтись компании очень дорого.
Вопросы эффективного использования ограниченных ресурсов, соблюдения плановой и финансовой дисциплины в ходе инвестиционной деятельности, выполнения стоимостных показателей, своевременности и ритмичности ввода объектов, предотвращения возможных растрат и хищений при освоении средств требуют повышенного и постоянного внимания. Независимый внутренний контроль инвестиционных средств, направленных на строительство объектов, становится основой для улучшения финансовых показателей, повышения качества управленческих решений, получения целого ряда преимуществ.
В последнее время в деятельности Центра появилось новое направление. Речь идёт о закупочной деятельности компании, которая стала одной из значимых областей внимания внутреннего контроля. Поскольку сфера закупок – зона значительных финансовых, репутационных, коррупционных и иных рисков, она требует организации эффективного контроля. И если текущий контроль в этой сфере, включая мониторинг исполнения планов закупок, осуществляют подразделения центра организации закупочной деятельности, то последующий контроль над исполнением заключённых контрактов выполняет уже Центр «Желдорконтроль». Новые задачи потребовали внесения изменений в существующую структуру Центра, что и было сделано: в прошлом году в головной организации и региональных управлениях созданы подразделения по контролю закупочной деятельности.
Ещё один аспект нашей деятельности – построение рациональной и эффективной системы управления дочерними и зависимыми обществами (ДЗО). Важная роль в этой системе отводится ревизионным комиссиям, члены которых должны обладать комплексными компетенциями в сфере методологии контроля, бухгалтерии, финансов, экономического анализа, юриспруденции. Ещё в 2005 году на совещании у главы ОАО «РЖД» было принято решение об участии в контроле ДЗО работников Центра через избрание их в состав ревизионной комиссии либо в качестве привлечённых специалистов. Сегодня проверочные мероприятия в ОАО «РЖД» проводятся при соблюдении требований законодательства, внутрикорпоративной нормативной базы, регламентирующей деятельность ревизионных комиссий ДЗО.
Так называемый риск-ориентированный подход, внедряемый в Центре, предполагает сокращение проверок при сохранении заданной результативности. Например, в течение прошлого года количество запланированных проверок было снижено на 10%. Мы настроены и дальше следовать этому принципу. Но сокращение контрольной нагрузки на проверяемые объекты предполагает увеличение объёма выборки проверяемых документов. Из этого следует необходимость максимального использования современных инструментов, таких как информационные системы, в том числе и при автоматизации внутреннего контроля. На сегодняшний день завершена опытная эксплуатация и внедряется автоматизированная информационная система проведения контроля и оценки рисков АС АВАКОР.
– Внутренний контроль – надёжный заслон на пути коррупции, неэффективности использования финансовых, материальных и других ресурсов компании. Каковы главные тенденции последних лет?
– При всей важности работы по выявлению нарушений или определению рисков мы делаем акцент не только на устранение нарушений и недостатков, но и на максимальное исключение условий для их повторяемости. В этой связи нельзя не отметить мощный импульс, который за последние два года мы придали мониторингу выполнения мероприятий, разработанных подразделениями компании по результатам проверок, выведя его на качественно новый уровень. Эта работа представляет собой непрерывный процесс, в ходе которого оценивается эффективность и своевременность мер, принимаемых руководителями предприятий и структурных подразделений по устранению выявленных нарушений. Так, по поручению генерального директора ОАО «РЖД» Олега Белозёрова с I квартала информация о фактах неисполнения планов мероприятий направляется Центром «Желдорконтроль» в Департамент экономики и учитывается при индивидуальной трудовой оценке руководителей подразделений для квартального премирования.
– Как Центр планирует свою работу?
– Планирование – один из основополагающих элементов деятельности Центра. Его сотрудники анализируют выявленные в предшествующие периоды нарушения и риски, результаты внутренних и внешних проверок, изменения структуры холдинга «РЖД» и другие риск-факторы. Формирование плана проверок при риск-ориентированном подходе к планированию производится в зависимости от оценки существующего уровня риска объектов контроля. В первую очередь включаются в план проверок подразделения компании с высоким уровнем риска. При составлении плана проверок учитываются решения совета директоров и правления ОАО «РЖД», поручения руководства компании. Такая практика планирования полностью себя оправдывает, позволяя оперативно реагировать на внутренние и внешние изменения. План проверок утверждается заместителем генерального директора – директором по внутреннему контролю и аудиту.