Доклад На Тему биография Шмелева

ШМЕЛЕВ ИВАН СЕРГЕЕВИЧ

Иван Сергеевич Шмелев

Иван Сергеевич Шмелёв (1873 — 1950), русский писатель.

Родился 3 октября 1873 года в Москве в глубоко православной, патриархальной купеческой семье. Отец писателя — Сергей Иванович (+ 1880) строил ледяные горы, иллюминации, гонял по Москве-реке плоты, содержал бани, купальни, портомойни.

Детство, проведенное в Замоскворечье, в патриархальной семье, среди купеческого и мещанского люда, стало главным истоком творчества Шмелева:

Окончив гимназию, Шмелев поступил в 1894 года на юридический факультет Московского университета, посещал лекции К.Тимирязева, В.Ключевского, А.Веселовского. После окончания Университета, с 1898 по 1907 год служил помощником присяжного поверенного в Москве, чиновником по особым поручениям во Владимире-на-Клязьме. В 1907 году Иван Шмелев ушел со службы, полностью посвятив себя литературному творчеству.

Семья Шмелевых

В октябре 1895 года женился на Ольге Охтерлони (1875—1936) — дочери генерала Александра Охтерлони, героя обороны Севастополя. Несмотря на патриархальное купеческое воспитание, с обычаями и культурой, основанной на православных традициях, перед свадьбой Иван пишет своей невесте: «Мне, Оля, надо еще больше молиться. Ведь ты знаешь, какой я безбожник». Именно благодаря влиянию на Ивана Шмелева набожной супруги Ольги будущий писатель на осознанном уровне вернулся к своим корням – православной вере, за что всю жизнь был благодарен жене. 6 января 1896 года в их семье родился единственный и горячо любимый сын Сергей (+ 1821).

До эмиграции

Путешествие на Валаам

В августе 1895 года студент юридического факультета Московского университета Шмелёв выбрал по желанию своей невесты Ольги местом для их свадебного путешествия древний Валаамский монастырь. Воспоминания о поездке:

Благословение в свадебное путешествие Шмелев получил у старца Варнавы Гефсиманского в Троице-Сергиевой Лавре. Преподобный Варнава, провидя писательский талант, благословил его еще и так: «…превознесешься своим талантом».

Первая книга писателя «На скалах Валаама. За гранью мира. Путевые очерки» была задержана по распоряжению обер-прокурора Синода К.Победоносцева. Последовавшая затем продажа неразошедшегося тиража, обезображенного цензурой, букинисту за гроши надолго отвратила молодого автора от литературы. Спустя 40 лет Шмелев создал новую редакцию этого повествования под названием «Старый Валаам» (Париж, 1935).

Известность. Революция. Отъезд.

До отставки в 1907 году Шмелев написал ряд рассказов, посвященных социальным темам («Вахмистр», «По спешному делу», «Распад», 1906; «Иван Кузьмич», «Гражданин Уклейкин», 1907). Для героев Шмелева революция — очистительная сила, под ее влиянием они осознают новую правду. Печатался в «Русской мысли», «Детском чтении». Получив в 1907 году отставку, поселился в Москве, участвовал в «средах» Н.Телешова, в 1910 вошел в Товарищество «Знание» и, несмотря на начавшееся расслоение писателей демократической ориентации оставался типичным «знаньевцем».

Всероссийскую славу принесла Шмелеву, написанная в излюбленной им форме сказа повесть «Человек из ресторана» (1910). Критики сравнивали появление ее с дебютом Ф.Достоевского, но, продолжая традицию «бедных людей», повесть при всем ее социально-обличительном звучании несла в себе и новый пафос утешения, которое оскорбленная душа официанта Скороходова обрела в вере. По легенде, эта повесть спасла Шмелева от смерти: в двадцатом году его, как офицера запаса царской армии ждал расстрел, но комиссар признал в нем автора повести об официанте и отпустил. Произведение было экранизировано в СССР в 1927 году (режиссер — Я. Протазанов, в ролях: М. Чехов, В. Малиновская, И. Коваль-Самборский).

На события Первой мировой войны Шмелев, живший в это время в калужском имении, откликнулся сборником рассказов «Суровые дни»; неприятие войны как самоистребления озверевших людей получило также выражение в повести «Это было».

И.С. Шмелев горячо приветствовал Февральскую революцию, выступал на митингах, в качестве корреспондента «Русских ведомостей» встречал в Сибири освобожденных политкаторжан, сотрудничал в газете «Власть народа». Однако размышления о начавшемся переустройстве общества привели Шмелева к мысли, что оно не будет понято темной, косной массой народа.

Октябрьскую революцию не принял, но вначале не терял оптимизма. 17.11.1917 Шмелев записал:

В 1918 Шмелев приехал в Крым в гости к С.Н. Сергееву-Ценскому. Затем в Алуште писатель купил на горе небольшую дачку, с видом на море; как он говорил, «глинобитный домик в 2 комнаты». В этом черноморском раю прошли годы, ставшие одними из самых трагичных в жизни Шмелевых. Здесь было так плохо, что «и море — не море, и солнце — не солнце».

Сергей Иванович Шмелев — сын писателя.

В январе 1921 года, после его трехмесячного пребывания в арестантских подвалах, сын писателя Сергей Шмелев вместе с сорока тысячами других участников «Белого движения» был расстрелян. Несмотря на объявленную им амнистию, без суда и следствия… Иван Сергеевич долго об этом не знал, искал сына, ходил по кабинетам чиновников, посылал запросы, в письмах молил о помощи Луначарского:

Уже узнав о расстреле, Иван Сергеевич просил найти и выдать тело сына: «Я хочу знать, где останки моего сына, чтобы предать их земле. Это мое право. Помогите».

Горе круто изменило жизнь писателя. Поняв, что больше ничего нельзя узнать о смерти сына, Шмелевы ищут возможности выехать из Крыма в Москву.

Приехав в Москву, Шмелевы стали хлопотать о выезде из страны:

По приглашению Бунина в 1922 году Шмелевы выехали сначала в Берлин, затем в Париж.

После всего пережитого Шмелев похудел и постарел до неузнаваемости. Из прямого, всегда живого и бодрого человека превратился — в согнутого, седого старика. Его голос стал глухим и тихим. От созерцания на лице появились глубокие морщины, грустные серые глаза потухли и глубоко запали.

В эмиграции

«Солнце мертвых»

Лето 1923 провели у И.Бунина в Грассе, где Шмелев дописывал эпопею «Солнце мертвых», самую, по словам А. Амфитеатрова, «страшную книгу, написанную на русском языке», — о большевистском терроре и голоде в Крыму. Шмелев не рассказывал о своем личном горе, но Т.Манн, Г.Гауптман, Р.Киплинг, Р.Роллан почувствовали общечеловеческое звучание книги. Это «кошмарный, окутанный в поэтический блеск документ эпохи», «читайте, если у вас хватит смелости», — писал Т.Манн. Книга впервые опубликована в 1923 году в Париже и впоследствии переведена на 13 языков. Но, пожалуй, наиболее проникновенно высказал своё мнение о «Солнце мертвых» прозаик Иван Лукаш:

После выхода этого романа вернуться в Россию было уже нельзя. «Доживаем дни свои в стране роскошной, чужой. Все – чужое. Души-то родной нет, а вежливости много…»,- писал Шмелев о своей жизни в Париже в письме к Куприну.

Чувством утраты родины и светом воспоминаний пронизаны сборники рассказов и очерков «Про одну старуху. Новые рассказы о России», «Степное чудо, сказки», «Свет разума. Новые рассказы о России», «Въезд в Париж. Рассказы о России зарубежной», «Родное. Про нашу Россию. Воспоминания, рассказы», «Няня из Москвы».

Произведения Шмелева появлялись в газетах «Возрождение», «Руль», «Сегодня», «Последние новости», «За свободу», в журналах «Русская мысль», «Окно», «Иллюстрированная Россия», наиболее значительные — в «Современных записках» («Про одну старуху», «На пеньках»; романы «История любовная»; «Солдаты»). В 1927 ив 1928 два сборника, включавшие, главным образом, дореволюционные сочинения Шмелева, были изданы в СССР.

«Лето Господне» и «Богомолье»

С болью узнавал Иван Сергеевич о разрушениях московских святынь, о переименовании московских улиц и площадей. Но тем ярче и бережней он стремился сохранить в своих произведениях то, что помнил и любил больше всего на свете.

Писатель обрел и своего читателя — верующего русского изгнанника, и своего критика. Наиболее глубокое и тонкое прочтение Шмелева дал И.Ильин:

Ольга Александровна и Иван Сергеевич Шмелевы

Характеристика Ильина относится прежде всего к произведению «Лето Господне» (первые главы — 1927, ч. 1. 1933, полное изд. 1948). В соответствии с церковным календарем Шмелев воссоздал в ней неизменный круг бытия «святой Руси»: повседневную жизнь большого купеческого дома и работников, почитающих этот дом как свой собственный, религиозные и семейные праздники, крестные ходы, Масленицу и Великий пост, паломничество к Святой Троице… Жажда праведности составляет, по Шмелеву, коренную черту всего русского обихода.

Укрепленный в своей вере чудом исцеления в 1934 году от тяжелой язвенной болезни по молитвам преподобного Серафима Саровского, Шмелев отдает все свои силы и талант тому, чтобы «оповестить» людей об истинности веры православной.

Несмотря на все тяготы, эмигрантская жизнь Шмелевых в Париже по-прежнему напоминала жизнь старой России с годовым циклом православных праздников, с многими постами, обрядами, со всей красотой и гармонией уклада русской жизни.

Параллельно Шмелев работал над книгой «Богомолье» (1935, 1948) — о духовном притяжении главной русской святыни, обители Живоначальной Троицы в Сергиевом Посаде. Шмелев показывает особую Русь: очерченный православием круг повседневной жизни русского человека охранителен для души, все бытие России «взято духом» (И.Ильин). Язык книги — московский говор, многоцветный, образный, богатый метафорами, с церковной и народно-поэтической символикой.

«Пути небесные»

В «Путях Небесных», в последнем своем незаконченном романе писатель излагает в художественной форме святоотеческое учение, описывая практику каждодневной борьбы с искушениями, а также молитвы и покаяния. Иван Шмелев планировал создать ряд книг «Путей Небесных». В них он хотел описать историю и жизнь Оптиной пустыни, поскольку по его замыслу один из героев собирался стать насельником этой обители.

Критикам произведение казалось падением творческого дарования Шмелева, его упрекали в сентиментальности, лубочности, религиозном мистицизме. В нем Шмелев отказывается от формы сказового повествования, от красочной метафорической речи, от всякой символики, не связанной с главной его темой — искуплением греха путем самопожертвования.

Отношение к Европе и политические взгляды

«Европеизмом» тяготился религиозно настроенный Шмелев, внутренне устремленный к «невидимой» и «народной» России.

Не принимал Шмелев Европу еще и оттого, что в 1920 — 1930-е гг. во Франции и других странах заметно усилился дух «левизны»; увлечение «социализмом», охватившее значительную часть западной интеллигенции, вело к политическому признанию Советской России и нередко — примирению с тем, что в ней происходило. В программной статье «Душа Родины» [2] Шмелев поддержал чуждого ему «демократа» Милюкова, осудившего Лигу прав человека за признание большевизма.

Шмелев подвизался и в журнале «Русский колокол» Ивана Ильина, в одном из немногих изданий в русской эмиграции, имеющих патриотический и православный уклон. Он особенно был захвачен в конце 1920-х гг. программой русского духовного Возрождения, которую пытался развернуть в своих выступлениях в журнале И.А.Ильин, и склонен был видеть в нем национального духовного лидера.

В годы войны Шмелев, один из немногих русских эмигрантов, остался в оккупированном Париже, опубликовал несколько статей в пронемецком “Парижском вестнике”, чем навлек на себя обвинения в коллаборационизме.

Последняя воля

Памятник-бюст И.С. Шмелеву

24 июня 1950 г. Шмелев переехал в обитель Покрова Пресвятой Богородицы в Бюси-ан-От в 140 километрах от Парижа. В тот же день сердечный приступ оборвал его жизнь. Монахиня матушка Феодосия, присутствовавшая при кончине Ивана Сергеевича, писала: «…человек приехал умереть у ног Царицы Небесной под ее покровом».

Иван Сергеевич Шмелев писал: «Да, я сам хочу умереть в Москве и быть похороненным на Донском кладбище, имейте в виду. На Донском! В моей округе. То есть если я умру, а Вы будете живы, и моих никого не будет в живых, продайте мои штаны, мои книжки, а вывезите меня в Москву».

Мечта православного писателя, коренного москвича Ивана Шмелева осуществилась: 30 мая 2000 года его прах обрел покой в родной Москве, на кладбище Донского монастыря рядом с могилой отца. Перед погребением останков Ивана Шмелева и его жены Ольги Александровны Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отслужил панихиду.

В апреле 2000 года внучатый племянник Шмелева Ив Жантийом-Кутырин передал Российскому фонду культуры архив Ивана Сергеевича Шмелева.

Памятник-бюст православного писателя Шмелева торжественно был открыт 29 мая 2000 года в старом столичном районе Замоскворечья, где прошло его детство.

Произведения

  • На скалах Валаама, 1897
  • По спешному делу, 1906
  • Вахмистр, 1906
  • Распад, 1906
  • Иван Кузьмич, 1907
  • Под горами, 1907
  • Гражданин Уклейкин, 1907
  • В норе, 1909
  • Под небом, 1910
  • Патока, 1911
  • Человек из ресторана, 1911
  • Виноград, 1913
  • Карусель, 1916
  • Суровые дни, 1917
  • Лик скрытый, 1917
  • Неупиваемая чаша, 1918
  • Степное чудо, 1919
  • Это было, 1919
  • Солнце мертвых, 1923
  • Как мы летали, 1923
  • Каменный век, 1924
  • На пеньках, 1925
  • Про одну старуху, 1925
  • Въезд в Париж, 1925
  • Солдаты, 1925
  • Свет разума, 1926
  • История любовная, 1927
  • Наполеон, 1928
  • Богомолье, 1931
  • Рассказы(Забавное приключение, Москвой, Мартын и Кинга, Царский золотой, Небывалый обед, Русская песня), 1933
  • Лето Господне, 1933-1948
  • Родное, 1935
  • Старый Валаам, 1935
  • Няня из Москвы, 1936
  • Иностранец, 1938
  • Мой Марс, 1938
  • Рождество в Москве, Рассказ делового человека, 1942—1945
  • Пути небесные, 1948

Литература

  • Дунаев М.М.Вера в горниле сомнений
  • Ильин И.А. О тьме и просветлении
  • Михайлов О.Н.Об Иване Шмелеве (1873-1950)
  • Осьмина Е.А. Радости и скорби Ивана Шмелева
  • Солженицын А.И.Иван Шмелёв и его “Солнце мёртвых”. Из “Литературной коллекции”
  • Солнцева Н. М. Иван Шмелёв: Жизнь и творчество
  • Воспоминания об И.С. Шмелеве
    • Георгий Гребенщиков. Как много в этом звуке
    • Александр Зернин. У Шмелева в Женеве
    • М. Дьяченко. У Шмелева в севре
    • Марк Вишняк. И. С. Шмелев
    • Юрий Григорков. А. И. Куприн (Мои воспоминания)

Использованные материалы

  • http://www.pravoslavie.ru/news/05_29/glav.htm
  • Крест Ивана Шмелева
    • http://www.c-cafe.ru/days/bio/34/025_34.php
  • Встреча. Константин Бальмонт и Иван Шмелев
    • http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6117.php
  • http://aleho.narod.ru/book/shmelev.htm
  • Марина Удальцова. Покрый нас от всякого зла честным твоим омофором!
    • http://www.golos-sovesti.ru/?topic_id=1&mode=print&gzt_id=93

[1] BAR. Ms Coll Zeeler. Corr. Box 3. Владимир Феофилович Зеелер (1874–1954) — общественный деятель, журналист, критик; юрист. В 1919–1920 гг. — министр внутренних дел в правительстве Деникина. Генеральный секретарь парижского Союза русских писателей и журналистов. С 1947 г. — член редколлегии газ. «Русская мысль».

[2] Русская газета в Париже. 1924. № 6. 11 февраля. С.2-3.

[3] Ильин И.А.Собр. соч. // Иван Ильин, Иван Шмелев. Переписка двух Иванов (1927–1934). М., 2000. С.65-66.

Биография Шмелева

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 1476.

Шмелев Иван Сергеевич (1873-1950) – русский писатель, публицист. Все его творчество было пронизано добротой к простому русскому человеку, ностальгией по неспешной красоте дореволюционной России. Биография Шмелева Ивана Сергеевича была весьма трагической, и справиться со всеми испытаниями ему всегда помогала искренняя любовь к Богу и литературе.

Детство и юность

21 сентября (3 октября) 1873 года в зажиточном семействе замоскворецких купцов родился наследник, которого окрестили Иваном. Отец мальчика владел банями и плотничьей артелью, и его семья ни в чем не испытывала нужды. Дети воспитывались в разумной строгости, послушании, почитании религиозных традиций.

В юном возрасте образованием Вани занималась его мать, которая читала ему произведения русских классиков: Гоголя, Толстого, Тургенева. Но наиболее сильное впечатление на мальчика произвело творчество А. С. Пушкина, которое в дальнейшем сформировало его литературный стиль.

В 10 лет юный Шмелев поступил в гимназию, однако жесткая дисциплина отбивала у него малейшее желание учиться. Впрочем, он очень любил читать, и все свободное время проводил за книгами. Уже в юном возрасте он стал развивать в себе писательские способности.

Творческий путь

1895 году Шмелев, будучи студентом юридического факультета Московского университета, написал свой первый рассказ «У мельницы». В нем повествовалось о преодолении трудностей и формировании личности человека.

В 1897 году была опубликован сборник очерков «На скалах Валаама», написанных под сильным впечатлением от пребывания на знаменитом острове. Однако излишне жесткая цензура и отсутствие читательского интереса надолго заставили замолчать незадачливого автора.

Новый виток творческой деятельности у Ивана Сергеевича произошел в 1905 году, под влиянием революционных событий в стране. Наиболее значимым произведением того периода стала повесть «Гражданин Уклейкин».

Широкую известность Шмелев приобрел после публикации в 1911 году повести «Человек из ресторана».

Эмиграция

Иван Сергеевич категорически не принял ни Октябрьскую революцию 1917 года, ни Гражданскую войну. Особенно сильным ударом в краткой биографии Шмелева стал расстрел его единственного сына, 25-летнего офицера царской армии. Его смерть повергла писателя в глубочайшую депрессию, которая впоследствии была выплеснута на страницы эпопеи «Солнце мертвых».

Шмелев не смог более находиться в стране, погубившей его ребенка, и в 1922 году эмигрировал в Берлин, а после – в Париж. Заграницей Иван Сергеевич погрузился в воспоминания о дореволюционной России, которые нашли свое отражение в лучших произведениях автора: «Родное», «Лето Господне», «Богомолье».

Последним произведением Шмелева стал трехтомный роман «Пути небесные», которые он так и не успел дописать.

Иван Сергеевич дважды номинировался на Нобелевскую премию по литературе – в 1931 и 1932 годах.

Личная жизнь

Женился Иван Сергеевич еще в студенческие годы, и всю жизнь любил только свою супругу. Семейная идиллия укрепилась с рождением долгожданного сына Сергея.

Однако расстрел сына и ранний уход из жизни супруги сильно подкосили как физические, так и душевные силы писателя.

Смерть

Скончался русский писатель от сердечного приступа 24 июня 1950 года. Спустя полвека прах четы Шмелевых был перевезен на родину и перезахоронен рядом с могилами родственников.

Иван Сергеевич Шмелев

Фото Все

Видео Все

Пути небесные Ивана Шмелева

Русские без России. Деникин. Ильин. Шмелев. Долгий путь домой

Творчество Шмелева и современность (Культура)

Иван Шмелев — биография

Книги Ивана Шмелева захватывают внимание с первой строчки. Создается впечатление, что писатель даже не думает о читателе, он просто вводит его в самый эпицентр событий, в стремительно развивающийся сюжет. Шмелев был исконно русским человеком, он понимал душу русского человека, знал все потаенные уголки его души, умел разбередить его сердце. Писатель прожил трудную жизнь – рано остался без отца, натерпелся от царской цензуры, потерял сына, вынужден был отправиться в эмиграцию, однако это не сломило его дух.

Детство

Родился Иван Шмелев 21 сентября (3 октября по новому стилю) 1873 год в Москве. Его дед по отцовской линии – провинциальный крестьянин, в свое время переехал в Москву, наделал кучу долгов и скончался. Отец писателя – Сергей Шмелев сумел раздать долги отца и организовал плотницкую артель. Потом купил несколько бань. Женился на купеческой дочери Евлампии Савиной, которая родила ему шестерых детей. Первенца назвали Иваном, в честь деда.

Иван Шмелев в юности

Мама отличалась холодным и строгим характером, Иван ее даже побаивался. Она в свое время окончила институт благородных девиц, получила хорошее образование. Именно мама занималась обучением сына, приучила его читать русскую классику. Но отца мальчик любил сильнее, и старался провести с ним как можно больше времени. Любил Ваня общаться и с мастерами, нанятыми отцом, особенно с Михаилом Горкиным. Мужчина был истинно верующим пожилым человеком, физически работать уже не мог, поэтому Сергей Шмелев попросил его заниматься с маленьким сыном. Именно он сформировал интерес будущего писателя к религии.

Ване только исполнилось семь лет, когда в их дверь постучала беда. Отец сильно травмировался после падения с лошади, и больше не встал. Маме пришлось обеспечивать шестерых детей.

Небольшой доход давали бани, сдача в аренду третьего этажа и подвала их дома. Счастливое детство мальчика закончилось в одиннадцать лет, когда не стало денег оплачивать частный пансион, расположенный недалеко от их дома. Он продолжил учебу в Московской гимназии, и эти годы считал самым тяжелым воспоминанием тех лет. Ему не понравились преподаватели, сухие и холодные люди – именно так он отзывался о них всю жизнь.

Шмелев часто конфликтовал с учителями, не успевал по многим предметам, поэтому спустя два года ему пришлось искать другое место учебы. В 1894 году он вышел из стен шестой Московской гимназии, имея на руках отличный аттестат. Иван мог бы получить золотую медаль, однако не «дотянул» до нее полбалла. Шмелев стал студентом факультета юриспруденции Московского университета и начал писать свои первые произведения. Буквально через год на страницах журнала состоялся дебют его творческой биографии – издание напечатало его зарисовку «У мельницы».

Литература

Успех вдохновил молодого автора, и через 2 года он отдает в печать сборник небольших рассказов под названием «На скалах Валаама». В поисках материала писатель специально ездил в прославленный монастырь. И тут Шмелеву впервые пришлось столкнуться с царской цензурой, которая не пропустила его детище в печать. От Шмелева требовалось внести коррективы в свои очерки, избавиться от критических отрывков. Автор учел замечания, предъявленные цензорами, но в таком виде его произведения не понравились читателям. Шмелев разочаровался в себе, он уже не уверен в своих способностях, и бросает писать. Вынужденная пауза длилась девять лет.

Иван Шмелев в творческом процессе

За это время он успел получить образование, год отслужить в армии, жениться и стать отцом. Вместе с семьей Иван поселяется во Владимире, устраивается на работу во Владимирскую казенную палату МВД на должность чиновника по особым поручениям. В 1905-м он снова начинает писать, отправляет Максиму Горькому несколько своих произведений с просьбой дать им свою оценку. Героем повестей и рассказов Ивана Шмелева становится «маленький человек», с его проблемами и переживаниями.

В 1909-м Шмелев возвращается в Москву, вступает в литературный кружок под названием «Среда». Там же он знакомится с Александром Куприным, Иваном Буниным, Федором Шаляпиным. Бунин и Шмелев становятся соучредителями «Книгоиздательства писателей в Москве».

В 1911-м Шмелев публикует повесть «Человек из ресторана». В 1927 году режиссер Яков Протазанов экранизировал это произведение о падении нравов. К своему сорокалетию Шмелев уже приобрел некоторую популярность, его повести и очерки охотно печатают многие издания. В своих произведениях он описывает нелегкую жизнь обычных людей. Когда наступил февраль 1917-го, Шмелев восторженно встретил эти события. Но вслед за этим пришло полное разочарование, он увидел, что новая власть сеет разруху и неразбериху. Писатель полностью раздавлен.

Иван Шмелев с женой и сыном

Шмелев видел, что рушится государственность, мораль, нарастает хаос и жестокость. Он забирает жену и сына, офицера царской армии, прошедшего Первую мировую войну, и отправляется с ними в Крым. Они купили дом с участком, Шмелев продолжает работать. В это время из-под его пера выходит повесть «Как это было», потом рассказ под названием «Чужая кровь». Однако вскоре Шмелевы снова оказываются в центре трагических событий. Войска Красной армии оккупируют Крым, сына писателя арестовывают и вскоре казнят. Сергею Шмелеву на тот момент было всего 25 лет.

Писатель тяжело переживал смерть сына. После этого он еще два года прожил в Крыму, а потом эмигрировал. Вначале поселился в Берлине, потом уехал в Париж, где и прожил до самой смерти.

Через некоторое время Шмелев представил свое новое произведение – роман «Солнце мертвых», отображающий бесчеловечную российскую революцию. Писатель Томас Манн сказал об этом романе: «Прочтите, если у вас хватит смелости». По мнению Александра Солженицына, роман стал настоящим свидетельством против большевизма, передающим боль и отчаяние людей.

Шмелев видел, как разрушается сформированная веками русская культура и духовные ценности. Он не мог оставаться равнодушным и выражал свое отношение к происходящему в рассказах-памфлетах. К 30-м годам писатель затосковал по старинному укладу, сменил свою критику на ностальгию и написал рассказы «Русская песня», «Обед для бедных». В них описаны русские православные обычаи, традиции, быт, праздники.

Этот этап жизни писателя завершился написанием романа «Лето Господне» и повести «Богомолье». Он писал их одновременно, и оба эти произведения пришлись по душе российским эмигрантам.

Искренне и тепло он вспоминает о детстве, а заодно и об утраченной навсегда дореволюционной России. Роман «Лето Господне» увидел свет в 1933-м, «Богомолье» напечатали спустя два года. Они вышли в Белграде, а вот соотечественники писателя смогли познакомиться с его произведениями только в конце 80-х годов. До этого его книги были запрещены в СССР.

С годами тоска по родине все больше усиливалась, и это очень заметно из произведений прозаика в последнем периоде его творчества. Он снова вспоминает свою поездку в Валаамский монастырь в 1896 году, и пишет очерк под названием «Старый Валаам». В 1936-м Шмелев стал автором романа «Няня из Москвы», о пожилой женщине, которой пришлось отправиться в эмиграцию.

Писатель был ярым противником большевизма, поэтому, когда Гитлер развязал войну с СССР, посчитал это божьим провидением. В переписке с философом Иваном Ильиным он называет вторжение Германии не иначе, как подвиг Рыцаря, который поднял меч на Дьявола. Шмелев очень надеялся, что коммунистическая власть будет свергнута, и в стране начнется духовно-нравственное возрождение.

В 1948-м прозаик приступил к написанию романа «Пути небесные». Он не успел дописать это произведение, смерть внесла свои коррективы, но по тому, что уже написано, можно понять смысл – реальный мир создается божьим промыслом.

В СССР Ивана Шмелева записали в ярые антисоветчики, его произведения начали появляться в печати только в годы перестройки. В алуштинском доме писателя, где он жил с семьей до отъезда за границу, в 1993-м открылся музей. Вскоре после этого Шмелев получил признание в России.