Догадин Павел Михайлович Краткая биография

Астраханское информбюро

Всё о прекрасном городе на Волге

  • Главная
  • /
  • История Астрахани
  • /
  • Публикации
  • /
  • Догадин Павел Михайлович

Догадин Павел Михайлович

Догадин Павел Михайлович

Коллекционер , основатель художественного музея в Астрахани.

Родился в семье астраханских купцов, получил хорошее образование и инженерную специальность. В начале 1910-х годов его очень увлекла идея создать в родном городе картинную галерею. Для этих целей он даже послал в Москву денежный задаток, чтобы известный коллекционер А.Г.Голиков приобрел ему несколько картин. В течение пяти лет, Догадину удалось расширить свои собрания до 130 произведений искусства. Мысли о передаче своих коллекций в собственность города стали посещать Догадина в 1916 году, однако, ему казалось, что коллекция все-таки не полностью сформирована, и он медлил. События революционного октября 1917 года заставили его принять окончательное решение. Переживая за дальнейшую судьбу своих собраний, Догадин отписал городу коллекции вместе с особняком и библиотекой.

Астраханская государственная картинная галерея им. П. М. Догадина включает в себя произведения известных русских художников XVIII—XX вв. Уникальной является коллекция живописи конца XIX-нач. XX вв. Особое место в коллекции занимает русский авангард. Галерея обладает большим собранием западно-европейской гравюры XVII-XIX вв. Собрание Астраханской государственной картинной галереи им. Б. М. Кустодиева одно из интереснейших собраний Поволжья очень полно и разнообразно представляет основные этапы развития русского и современного искусства. Здесь можно увидеть великолепные работы, выполненные Куинджи, Саврасовым, Шишкиным, Поленовым, Левитаном. Творчество художников на рубеже 19-20 столетий представлено в музее работами Серова, Головина, Нестерова, Врубеля, Борисова-Мусатова, Коровина , Сомова. Важное место в коллекции галереи занимает творчество уроженца Астрахани Б. М. Кустодиева.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Павел Михайлович Догадин — основатель музея

Павел Михайлович Догадин (1876-1919)

Коллекция Павла Догадина – основа собрания Астраханской картинной галереи, а его личность стала неотъемлемой частью истории города.

Начало пути

Самая ранняя из сохранившихся фотографий Павла Догадина датируется 1894 годом, когда юный сын купца 2-й гильдии, члена Городской Гласной думы Михаила Догадина окончил Астраханское реальное училище.

В аттестате Догадина всего две четвёрки: по арифметике и французскому языку. По рисованию – «отлично», а ниже подпись учителя Павла Власова. Его имя в Астрахани хорошо известно. Окончив Императорскую Академию художеств, он был приглашён в Астрахань для преподавания. Здесь Власов, наряду с педагогической работой, сумел сплотить местных художников, создал Художественный кружок. Юный интеллектуал Догадин ощутил на себе влияние этого деятельного человека, знатока живописи. И хотя Павел Михайлович выбрал для себя путь инженера-механика, поступив в Московское Императорское техническое училище, в нём прочно укоренилась любовь к искусству. В Москве, с её оживлённой культурной жизнью, регулярными художественными выставками, она не могла угаснуть, а только развивалась.

По окончании Московского Императорского технического училища (ныне – МГТУ имени Н.Э. Баумана) в 1901 году Догадин поступил инженером-механиком на Коломенский машиностроительный завод. Об этом периоде его жизни практически ничего не известно. Ясность могли бы внести архивные документы завода, но в годы Великой Отечественной войны архив за интересующий период безвозвратно исчез.

В 1908 году Догадин вернулся в Астрахань. Это было связано с трагическими событиями в жизни его семьи: в 1907 году скончался отец, а через девять месяцев умерла мать Павла Михайловича. В 32 года Догадин на правах старшего сына стал полноправным распорядителем всех дел в торговом доме «Догадин и сыновья». В Астрахани Догадины владели магазином железных и скобяных товаров, гостиницей и кирпичным заводом. Потребовалось время, чтобы инженер-механик по образованию освоился на новом поприще. Лишь спустя три года после возвращения в родной город Догадин начал коллекционировать предметы искусства, что стало главным увлечением и смыслом его жизни и увековечило его имя в истории Астрахани.

Первые приобретения

1911 год – начало собирательства Павла Догадина. Тогда астраханец обзавёлся автографом Льва Толстого, затем – Петра I, Екатерины II, Михаила Глинки, Петра Чайковского, других выдающихся деятелей русской истории и культуры. В том же году в распоряжении коллекционера оказался «Каталог художественных произведений Городской галереи П. и С. Третьяковых», изданный Карлом Фишером в 1899 году. Он послужил одним из ориентиров для составления коллекции изобразительного искусства.

Первые приобретения предметов графики и живописи были сделаны им в 1912 году у известного московского коллекционера Александра Голикова. Его магазин на Тверской носил изящное название «Венеция». В архиве нашего музея сохранилось письмо Голикова Павлу Михайловичу. Для галереи эти строки можно считать историческими: «Сегодня, 6.11.1912 года, мною получены от Вас 50 руб. в виде задатка за купленные Вами у меня картины: №361. И. Калмыков «Волга. Облака». 40 руб. №436. И. Шишкин «Валаам». 65 руб. №461. И. Левитан «Этюд к цветущему лугу». 80 руб.»

Голиков не единственный, с кем Догадин вел деловую переписку. Видные художники, коллекционеры, владельцы крупных салонов и галерей в Москве и Петрограде – таков был круг общения Догадина-собирателя. В него входили владелец постоянной художественной выставки на Тверском бульваре Павел Сауров, художник-реставратор Иван Крайтор, уполномоченный по выставкам «Союза русских художников» Вячеслав Бычков, организатор выставок и секретарь объединения «Мир искусства» Константин Кандауров, художник-мозаичист Владимир Фролов. Тесно общался Догадин и со своим московским другом Владимиром Гиляровским.

Расширение коллекции

Последовательно складывающееся собрание картин и рисунков отражало развитие русского искусства в современную Догадину эпоху – вторую половину XIX – начало XX веков. Предпочтение собиратель отдавал как к признанным мастерам реалистического искусства – И. Шишкину, И. Репину, В. Поленову, В. Сурикову, И. Левитану, так и провозвестникам нового стиля: В. Серову, К. Коровину, Б. Кустодиеву, М. Сарьяну. Не обходил вниманием Павел Михайлович и работы астраханских художников. Приобретения характеризовали Догадина как человека, понимающего искусство, следящего за его развитием, обладавшего собственным тонким вкусом. Об этом красноречиво говорят слова художника Михаила Нестерова, с которым Павел Михайлович вёл личную переписку: «Приведённый Вами перечень имён художников, представленных в Вашем собрании, нам близок и любезен. Последние Ваши приобретения Рылова и этюд Сурикова тоже можно только приветствовать, как и прекрасное намерение Ваше – со временем принести своё собрание в дар родному городу. Желаю от души и Вам со временем испытать те прекрасные чувства, которые некогда переживал в ином масштабе незабываемый Павел Михайлович Третьяков».

Догадин обратился к коллекционированию в зрелом возрасте, ему было 35 лет. Всего за 6 лет Догадину удалось собрать внушительную коллекцию – более ста предметов живописи и графики, выполненных известнейшими русскими художниками.

Судьбоносное для Догадина и Астрахани событие случилось 15 декабря 1918 года: «В октябре прошлого года я принёс всё своё собрание картин, рисунков и автографов в дар Астраханскому Губернскому совету профессиональных союзов, и так положил начало художественной галерее в Астрахани. Таким образом, осуществилась, наконец, моя заветная мечта. Меня назначили заведующим и хранителем галереи, помещающейся в моём доме. 15 декабря прошлого года галерея открылась для публики», – писал Догадин в феврале 1919 года петроградскому художнику Владимиру Фролову. Благодаря Догадину в городе появился художественный музей. Он расположился в его собственном доме на Набережной реки Кутум. Дом сохранился до наших дней по адресу ул. Красная Набережная, 39. Его фасад украшает мемориальная доска, сообщающая об историческом значении здания.

Судьба музея и основателя

Передача коллекции городу и открытие музея не были для Павла Догадина конечной целью собирательской деятельности. Став пожизненным заведующим и хранителем, Догадин продолжил дело пополнения коллекции галереи. Волею судьбы на этой должности Догадин пробыл чуть более года. Эпидемия брюшного тифа наряду с тяготами Гражданской войны не пощадили основателя картинной галереи. На момент смерти ему было всего 43 года.Средства на похороны пришлось испросить из городской казны: личные сбережения заведующий музеем истратил на пополнение его собрания.

Благородное дело, начатое Догадиным, живо по сей день. Фонд музея, начавшийся с частной коллекции астраханца, ныне насчитывает более 22 тысяч предметов хранения. Имя основателя не было забыто. Музей носит его имя. Прочно укоренилось среди астраханцев второе название галереи – «Догадинка», в картинной галерее издаётся одноимённая газета, проводится научно-практическая конференция «Догадинские чтения». Словом, делается всё возможное, чтобы имя Павла Догадина – бескорыстного, искреннего любителя искусства, гражданина и патриота своей малой родины – сохранилось в памяти современников и потомков.

Автор текста: Максим Такташев, старший научный сотрудник

«Победная» афиша 2022: астраханские торжества к 9 мая

10 идей, как провести Майские праздники с Пушкинской картой!

Куда пойти в Астрахани с 1 по 10 мая. Праздничная афиша 2022

Уличные проекты в Астрахани. Программа 2022

От стрелки до лебединки: несколько колоритных названий из Астрахани

Павел Догадин: судьба и коллекция «астраханского Третьякова»

Об основателе картинной галереи

В Астраханской «Догадинке» завершился лекционный цикл «О коллекциях по пятницам» , посвящённый значимым аспектам в истории Астраханской картинной галереи. В рамках проекта «Коллекция образов» и в течение двух месяцев астраханцы смогли узнать множество интересных фактов о четырех коллекциях, ставших основой собрания музея и судьбах коллекционеров: братьев Сапожниковых, Ивана Репина, Александра Перова и Павла Догадина.

Астраханская государственная Картинная галерея им. П.М. Догадина

Отдельно хотелось бы остановиться на лекции, посвящённой Павлу Догадину. Она максимально широко открыла нам личность человека, именем которого названа Астраханская картинная галерея и благодаря которому она была открыта. Несмотря на огромный вклад Павла Догадина в культуру нашего региона, сведений об этом человеке не так много.

Старший научный сотрудник «Догадинки» Валерий Харламов рассказал собравшимся об интересных фактах из биографии основателя картинной галереи в Астрахани, о его основных приобретениях, о соратниках и друзьях, помогавших сформировать богатую художественную коллекцию.

Валерий Харламов — старший научный сотрудник Астраханской картинной галереи

С ердце музея

Перед началом лекции в соседнем зале Валерий Харламов проводит экскурсию на английском языке для студентов факультета иностранных языков. Пока «Лучший гид-переводчик России-2016» рассказывает учащимся о главных картинах 19-го и начала 20-го веков в собрании «Догадинки», Каминный зал картинной галереи постепенно заполняется слушателями лекции, желающими узнать, благодаря кому эти великолепные произведения попали в Астрахань.

Почти мгновенно Валерий перевоплощается из экскурсовода в лектора, занимая место за кафедрой, и начинает свой рассказ.

Коллекция Павла Михайловича Догадина — это сердце Астраханской Картинной галереи, а его имя вписано золотыми буквами не только в название музея, но и во всю историю культуры города Астрахани. Это масштабная личность, однако сведений о нём очень мало.

А страханская династия

Павел Догадин был сыном купца второй гильдии, члена Городской гласной думы, присяжного заседателя Михаила Догадина, главы Торгового дома «М.П. Догадин и сыновья». Купеческая династия Догадиных была известна в Астрахани с 18-го века.

Павел Михайлович Догадин родился в 1876 году. В 1894-м он закончил Астраханское реальное училище всего с двумя «четвёрками» — по арифметике и французскому языку. По остальным предметам он получил «отлично» — в том числе и по рисованию, которое в училище вёл преподаватель Санкт-Петербургской академии художеств Павел Власов, умевший привить своим ученикам любовь к искусству.

Не без воли родителей 18-летний Павел Догадин решает заняться точными науками. С 1895 по 1901 годы он учится на механическом факультете Московского технического училища. По окончанию учёбы его направляют работать на Коломенский машиностроительный завод. К сожалению, никаких сведений об этом периоде жизни Павла Михайловича нет, поскольку архивы завода не сохранились.

В озвращение в Астрахань и первые приобретения

В 1907 году Догадин был вынужден вернуться в родной город: скончался его отец, а всего через 9 месяцев и мать. В 32 года Павел на правах старшего сына становится полноправным распорядителем всех дел в Торговом доме.

Начало собирательской деятельности Павла Догадина датируется 1911 годом, когда коллекционер приобретает автограф Льва Толстого. Затем в коллекции появляются автографы Глинки, Чайковского и других известных музыкантов, писателей и выдающихся личностей. Долгое время Догадин мечтает заполучить автограф Чехова, и какое-то время спустя эта мечта сбылась благодаря Владимиру Гиляровскому, с которым Павла Михайловича связывали близкие дружеские отношения.

Первые произведения живописи и графики для своего собрания Павел Михайлович приобрел у известного коллекционера Александра Голикова. Это были: этюд к «Цветущему лугу» И. И. Левитана, купленный за 80 рублей, рисунок И. И. Шишкина «Валаам» стоимостью в 65 рублей и картина «Волга. Облака» И. Л. Калмыкова, приобретённая за 40 рублей.

В 1914 году умирает дядя Павла Догадина, и он наследует дом, где впоследствии будет открыта Картинная галерея (современная улица Красная Набережная, 39), а также пять работ французских художников. Две картины сейчас выставляются в Отделе зарубежного искусства Картинной галереи, а три другие работы утрачены.

Д ружба с Владимиром Гиляровским

Долгое время Павел Догадин тесно общался с Владимиром Гиляровским, который был страстным любителем живописи и завсегдатаем всех вернисажей. Вероятно, на одном из них и состоялось знакомство астраханского коллекционера с этим выдающимся человеком. По обращениям в переписке видно, насколько тёплыми были их отношения. В частности, «дядя Гиляй» обращался к Павлу Михайловичу не иначе как «Глубокоуважаемый Павел Михайлович» и «Милый друг!».

Гиляровский подсказывал астраханскому коллекционеру, у кого можно приобрести работы того или иного художника. Но главным итогом их сотрудничества можно считать приобретение Догадиным четырёх работ Александра Герасимова. В молодости Герасимов увлекался импрессионизмом и писал яркие и нежные натюрморты и пейзажи. В зрелые годы он работал в русле социалистического реализма, был лауреатом четырёх сталинских премий.

Кстати, в 1940-х годах Александр Герасимов лично посещал Астраханскую картинную галерею, видел в собрании свои картины и оставил в книге отзывов музея такую запись:

«Собрание картин города Астрахани представляет собой явление большого государственного значения. Оно даёт полную картину развития русской живописи за девятнадцатый и текущий двадцатый век. Здесь имеются произведения, которые могли бы быть в лучших музеях Москвы и Ленинграда. Это собрание составляет гордость города Астрахань. Сохранность картин, общий порядок в галерее говорят о большой любви к этому делу со стороны лиц, являющихся хранителями этого ценного собрания произведений искусства».

В 1915 году Павел Догадин приобрёл рекордные 28 произведений искусства для своей коллекции. Самым дорогим приобретением Догадина стала картина Исаака Левитана «В парке». Её собиратель купил за 6000 рублей.

В библиотеке Астраханской картинной галереи сохранились три увесистые тетради. В них были вырезки из периодической печати, из газет «Русь», «Утро России» и других, которые повествуют о вернисажах, выставках и прочих событиях в культурной жизни Москвы и Петербурга. Названия некоторых работ в этих статьях подчёркнуты рукой Павла Догадина и подписаны «у П.Д.» .

В 1918 году Догадин отписал городу свою богатую коллекцию — а именно, 134 произведения живописи и графики, коллекцию автографов, библиотеку и особняк.

В 1919 году в письме известному художнику-мозаичисту Владимиру Фролову, зятю Леонтия Бенуа, Павел Догадин писал:

«Как вы увидите из приложенной вырезки из «Известий совета рабочих крестьянских депутатов», я в октябре прошлого года принёс всё собрание картин, рисунков и автографов в дар Астраханскому губернскому совету профессиональных союзов и так положил начало художественной галерее в Астрахани. То осуществилась наконец моя заветная мечта. Меня назначили заведующим или хранителем галереи, помещающейся в моём доме».

На этой должности Павел Догадин провёл чуть более года. В декабре 1919 года из-за бушующей в городе эпидемии брюшного тифа Павел Михайлович Догадин уходит из жизни. Все свои сбережения меценат потратил на создание художественного музея, поэтому хоронили его за казённый счёт.

Благородное дело «астраханского Третьякова» продолжилось и после его смерти. В 1921 году Астраханская картинная галерея, уже значительно расширившая своё собрание, переехала в новый дом, в особняк бывшего городского главы Плотникова, где располагается и по сей день.

В советские годы имя Догадина ушло из названия галереи: в 1958 году, в год юбилея города и в год 80-летия Бориса Михайловича Кустодиева, Картинной галерее присвоили имя этого прославленного астраханского художника. Но в 2008 году «Догадинка» справедливо вернула своё прежнее название, став Астраханской государственной картинной галереей имени П.М. Догадина.

Видеозапись этой и других лекций в рамках проекта «О коллекциях по пятницам» смотрите на официальном Youtube-канале «Догадинки» .


источники:

http://dogadinka.ru/dogadin/

http://astrakult.ru/pavel-dogadin-sudba-i-kollektsiya-astrahanskogo-tretyakova/