Дмитрий Григорьевич Левицкий биография Кратко

Краткая биография Левицкого

Левицкий Дмитрий Григорьевич (около 1735—1822), художник.

Родился в Киеве в семье священника. Отец, известный гравёр, выполнял заказы для типографии Киево-Печерской лавры. Вероятно, первые художественные навыки Левицкий приобрёл под руководством отца.

В 1758 г. он уехал из Киева, учился и работал в Москве и Петербурге.

В 1762 г. в качестве помощника А. П. Антропова выполнял заказы Императорского двора.

С 1762 г. выступал уже как самостоятельный мастер-живописец. К этому периоду относятся несколько заказных работ, выполненных Левицким для вновь построенных московских церквей. Ни одно из этих произведений не дошло до нашего времени.

В 1769 г. написан портрет архитектора и директора Академии художеств А. Ф. Кокоринова, за который автор был удостоен звания академика. Затем художник исполняет портреты Н. А. Сеземова (1770 г.), Г. И. Козлова, (1796 г.) графа А. Н. Строганова (80-е гг.) и др.

К высшим достижениям живописи XVIII в. принадлежит серия из семи портретов «Смолянки» (изображения воспитанниц Смольного института, 1772—1776 гг.).

Одновременно с первыми портретами смолянок Левицкий пишет портреты П. А. Демидова (1773 г.) и Д. Дидро (1773—1774 гг.). К этому же времени относится и самый ранний из трёх портретов Н. А. Львова (наиболее известный написан в 1789 г.).

Своеобразны и значительны женские портреты Левицкого. Среди них два портрета М. А. Львовой, урождённой Давыдовой (1778 и 1781 гг.), портреты княжны П. Н. Репниной (1781 г.), Урсулы Мнишек, Анны Давиа-Бернуцци (оба 1782 г.) и др.

Тогда же созданы портреты М. Ф. Полторацкого (1780 г.), А. В. Храповицкого (1781 г.), А. Д. Ланского (1782 г.) и др.

В 1783 г. по заказу канцлера А. А. Безбородко художник исполнил большой парадный портрет императрицы Екатерины II.

В конце 80-х гг. и позднее Левицкий пишет портреты А. И. Воронцова, П. Ф. Воронцовой и их дочерей, а также портреты великих княжон — дочерей Павла I (тогда наследника престола).

Портреты девочек Воронцовых принадлежат к лучшему, что было сделано Левицким в последний период творчества. К 90-м гг. относятся портрет мужа и жены Митрофановых и портрет Н. И. Новикова (известен лишь по копиям, оригинал не сохранился).

К началу XIX в. болезнь глаз вынудила Левицкого оставить занятия живописью.

Левицкий Дмитрий Григорьевич — краткая биография

ФИО: Левицкий Дмитрий Григорьевич
Дата рождения: ≈1735 г.
Место рождения: Киев, Украина
Знак зодиака: Неизвестно
Деятельность: Художник, живописец
Дата смерти: 4 (16) апреля 1822 г.(≈87 лет)

Детство и юность

Дмитрий Григорьевич Левицкий родился в городе Киев в 1735 году. Точная дата рождения художника неизвестна. Его отец, Григорий Кириллович Левицкий, был известным художником и мастером по гравировке портретов, выполнял работы для типографии Киево-Печерской лавры. Изначально у Григория была фамилия Нос, но он принял решение поменять смешную, незвучную фамилию, чем очень помог своему сыну, которому нужна была яркая фамилия. Через три года после рождения сына Григорий стал священником. Про мать Дмитрия Левицкого ничего не известно.

Дмитрий учился живописи у своего отца и художника Антропова Алексея Петровича. Но искусствоведы отмечают, что он ни в коем случае не подражал своим учителям, в картинах Левицкого сложно найти отголоски стиля Антропова. Первый художественный опыт Дмитрий приобрёл, когда помогал отцу в росписи Андреевского собора.

Главные события жизни

  1. В 1752-1755 годах участвовал с отцом в росписи Андреевского собора под руководством Алексея Антропова. Этот опыт, безусловно, оказал сильное влияние на Дмитрия. Он перенял от своего учителя не только мастерство, но и такие важные черты как честность, трудолюбие и бескорыстие.
  2. В 1758 году переехал из Киева в Петербург и поступил в Императорскую Академию художеств. Параллельно с учёбой уже расписывал различные храмы и писал портреты под заказ.
  3. В 1762 году был направлен в Москву, исполнять государственный заказ, где он с другими художниками должен был расписать триумфальные ворота, воздвигнутые в честь коронации Екатерины II.
  4. В это же время совместно с Василием Васильевским писал иконы для Храма великомученицы Екатерины на Всполье. Молодым художникам задерживали оплату работы, но они отстояли свои права и, пока им полностью не оплатили долг, не отдавали иконы храму.
  5. В 1768 году, выполнив государственные заказы, вернулся в Петербург, а его работы начали выставлять в Академии художеств.
  6. В 1770 году ему присвоено звание академика за портрет ректора Александра Кокорина. В лице строителя Академии художеств и его первого директора видны спокойствие, благородство и человеческое достоинство. Левицкий мастерски передаёт в портрете то глубокое уважение, с которым он относится к этому человеку.
  7. С 1771 по 1778 год руководил портретным классом в Академии художеств.
  8. В 1773-1776 пишет серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц, заказанную Иваном Бецковым. Дмитрий изображал лучших учениц института в театральных костюмах, на сцене театра либо на фоне декораций, исполняющими концертные номера. В лице каждой девушки проглядывается индивидуальный характер, все они получились очень разные, но их объединяют обаяние и прелесть молодости, которые Левицкий передал безупречно. Эту серию назвали «Смолянки», и по приказу Екатерины II выставили в Большом дворце в Петергофе. В начале XX века после революции их переместили в Русский музей, где они хранятся и сейчас.
  9. В 1783 году выполнил заказ канцлера Александра Безбородко написать парадный портрет Екатерины II. Императрица изображена в храме богини Правосудия, сжигающей на алтаре маковые цветы. Этим художник хотел показать, как она, пренебрегая своим личным покоем, заботится о покое общем. Портрет обрёл популярность среди творческих людей, и многие художники повторяли картину, скульптор Шубин создал по нему скульптуру, а поэт Богданович даже посвятил в честь шедевра стихи.
  10. Написал целую серию портретов семьи Артемия Ивановича Воронцова для его нового дома в Петербурге. Картины с изображением девочек Воронцова считаются лучшим, из того, что он создал в последние годы своего творчества.
  11. В 1780-х создал большую портретную галерею деятелей русской культуры. Левицкий всех изображал на нейтральном фоне, обращая внимание только на лицах, старался передать характер человека лишь по позе и выражению лица. Лучшей и самой известной картиной из этой серии стал портрет французского философа Дени Дидро.
  12. В 1786 году Левицкий стал членом совета Академии художеств. Как преподаватель он позволял ученикам работать с живыми натурщицами, чтобы начинающие художники учились максимально естественно изображать людей. Он не ограничивал их ни в чём: ни позой натурщицы, ни её костюмом, ни действием, живописцам можно было рисовать на их усмотрение, лишь бы портрет получился натуральным.
  13. В 1789 году уходит из Академии художеств, рассорившись с руководством. Левицкого обвиняли в «политической неблагонадёжности» из-за дружбы с поэтами Василием Капнистым и Николаем Новиковым. В своих стихотворениях последние резко критиковали политику императрицы.
  14. В 1790-х становится членом масонской ложи «Умирающий сфинкс».
  15. В последние годы творческой карьеры не получал государственные заказы, но до последнего не переставал писать, создавая портреты друзей и частных лиц.
  16. В 1807 году его вновь позвали преподавать в Академию художеств.
  17. В начале XIX века у Левицкого сильно ухудшилось зрение, и ему пришлось оставить живопись. Последнюю картину он написал в 1812 году. В последние годы он испытывает серьёзные материальные трудности и ещё больше погружается в религию.
  18. Дмитрий Левицкий умер 16 апреля 1822 года в Петербурге, похоронен на Смоленском кладбище.

Личная жизнь

У Дмитрия Левицкого была жена, Анастасия Яковлевна, и в их браке родилась дочь Агафья. Художник не упустил возможность сделать прекрасный портрет дочери, нарисовав её в ярком национальном свадебном костюме в 1785 году. Сейчас картина хранится в Третьяковской галерее. Почти всю совместную жизнь супруги прожили в доме на Васильевском острове. Жена Дмитрия пережила его на 10 лет, прожив 88 лет. Она похоронена на Смоленском кладбище.

Портрет дочери Агафьи

Итоги жизни

Дмитрий Григорьевич Левицкий был одним из самых популярных портретистов в екатерининскую эпоху. Его творчество способствовало утверждению портрета как самостоятельного полноценного жанра искусства. Все портреты художника отличаются индивидуальностью образа изображаемого, он всегда очень чётко показывал характеры и особенности личности. За портретами к Левицкому обращались как известные личности из области искусства, так и государственные деятели.

Самые известные серии портретов были посвящены Екатерине II, семье Воронцовых и воспитанницам Смоленского института. Несмотря на то, что в последние годы жизни художник больше не смог творить, память о нём осталась в его картинах, которые сейчас украшают музеи России. Большая часть коллекции портретов Левицкого хранится в Петербурге в Русском музее.

Биография художника Левицкого

Дмитрий Григорьевич Левицкий – русский живописец, крупный мастер парадного портрета, работы которого представляют не только высокую художественную ценность, но и важную историческую.

Происхождение, талант и учителя предопределяют будущее

Д.Г. Левицкий родился в Киеве в мае 1735 года (более точных сведений нет) в украинской семье потомственных священнослужителей. Отец Дмитрия, художник и священник, поменял родовую фамилию Нос, принадлежавшую известной ветви запорожских казаков, на благозвучную Левицкий. Отец закончил Киевскую духовную академию, где преподавали архитектуру и живопись. Впоследствии он, талантливый портретист и гравёр, стал первым учителем сына, который проявлял большие способности к изобразительному искусству. В 1750-х годах отец уже привлекал сына-подростка к совместной росписи Андреевского собора в Киеве, нового великолепного храма по проекту Растрелли.

Было решено продолжить обучение именно по художественной части, искусство влекло имевшего явное дарование Дмитрия.

Встреча с учителем Антроповым

В 1758 году Дмитрий Левицкий, уже имеющий некоторый опыт, едет из Киева в Петербург как ученик-художник при Синоде (объединении наиболее влиятельных церковнослужителей для решения организационных вопросов в христианских сообществах). В этот же период надзирателем за учениками, живописцами и иконописцами, назначается Алексей Петрович Антропов, именитый уже художник, который одним из первых в России начал писать светские парадные портреты. Эта работа Антропова подразумевала обучение юных художников живописи. Так в его доме среди прочих учеников с Украины оказался Дмитрий Левицкий (в начале 1750-х ассистировавший Антропову при росписи храма в Киеве). Примечательно, что молодой живописец, постигая художественное искусство, стремился не подражать технике учителя, а искать свои методы.

Антропов отрицательно относился к поточному обучению в Академии художеств, которая была создана совсем недавно (в 1757 году), и запрещал Левицкому туда поступать. Дмитрий ограничился частными уроками у разных мастеров. С учёбой успешно совмещал выполнение портретов на заказ. Под началом Алексея Антропова привлекался к росписи православных храмов, к примеру, новой Христорождественской церкви на Песках по проекту архитектора Егорова.

В Москву по распоряжению правительства

В России с времён Петра I была традиция в честь побед русского оружия и других событий, имеющих государственное значение, проводить праздничные шествия. Для этого возводились триумфальные арки – ворота для торжественного прохождения процессии. В 1762 году Москва готовилась к коронации Екатерины II. Для росписи триумфальных ворот в честь этого события были привлечены лучшие живописцы. В их числе был Дмитрий Левицкий.

Затем поступил следующий государственный заказ – иконы для Московского Храма великомученицы Екатерины на Всполье, который по распоряжению императрицы подлежал реставрации. Этот заказ был совместным с художником Васильевским. После своевременного изготовления иконостасов и образов живописцы отказались сдавать заказ без предварительной оплаты. Добившись её от министерства, они передали иконы по назначению. Царствующая императрица Екатерина II присутствовала на освящении храма.

Снова в Петербурге, Академия художеств

Вернувшись в 1768 году в Петербург, Дмитрий много работает, выставляется. Это был период, когда академия прогрессивно развивалась (Екатерина значительно увеличила её бюджет). В 1769 году Дмитрий Григорьевич пишет портрет А.Ф. Кокоринова, одного из архитекторов нового здания Академии художеств на Университетской набережной. За эту работу в 1770 году живописец удостоен звания академика. В следующем году он возглавил портретный класс, которым руководил до 1788 года. С 1786 года – член Совета Академии художеств, что позволяло ему оказывать большее влияние на ведение учебного процесса.

Как преподаватель Дмитрий Григорьевич предоставляет своим ученикам лучшие условия для художественного развития: живая натура вместо манекенов, творческая работа студентов при работе с композицией, позой изображаемого, подбором света на собственное усмотрение молодых художников.

Особенности дарования

Дмитрий ещё во время учёбы зарекомендовал себя как первоклассный портретист, способный определить для героя картины наиболее выразительную позу, уловить характерные черты лица, запечатлеть эффектные жесты, красноречивые детали. Благодаря особенному дарованию Левицкий преумножил традиции живописи, которые сложились к XVIII веку в России, раздвинув границы классицизма и придав героям своих произведений естественность и живую непринуждённость. Статусные атрибуты, не скрывая природного обаяния и характера портретируемого, в работах кисти Левицкого органично дополняют образы.

Виртуозное владение техникой живописи позволило художнику добиться также удивительной материальности предметов, изображённых на полотнах. Они выглядят необыкновенно осязаемо: шёлковые складки, атласные переливы, искрящиеся меха…

Придворный живописец

Закономерно, что превосходная техника художника, нестандартные приёмы живописи в совокупности с ровным, добродушным, без подобострастия и интриганства, но с хитрецой, характером дали исключительный результат. Они позволили Левицкому достичь при дворе Екатерины II, где ему позировали многие представители привилегированной аристократии, высшей точки художественной иерархии: ему было позволено писать саму императрицу.

Наиболее известные картины

Созданные Левицким портреты, галерея которых очень обширна, объединены общей традицией, присущей эпохе. Это парадные портреты, которые не только передают визуальное сходство изображения с личностью, но и возвеличивают героя картины.

Художнику позировали знатные и прославленные современники, деятели русской культуры, члены их семей, портреты которых являются важным художественным и историческим наследием живописца:

  • Екатерина II (всего около 22 портретов);
  • Суворов А.В. (1786);
  • Демидов П.А. (1773);
  • Дени Дидро (1773);
  • Воронцов А.И (1780-е);
  • Львов Н.А. (1789);
  • Долгоруков И.М. (1882).

и многие другие. Портретную серию девушек-воспитанниц Смольного института благородных девиц (1773-1776) искусствоведы также относят к вершине художественного искусства Левицкого и русского портрета XVIII века в целом.

Портрет дочери Агаши (1785) выполнен в крестьянском духе – для того периода характерен интерес с русским национальным образам. Эта работа в творчестве художника стоит особняком.

1790-е годы. Уход из Академии

В конце 1789 года живописец в знак протеста покинул Академию художеств: в последние годы ему сократили жалование. Конфликт с руководством Академии базировался ещё и на некой «политической неблагонадёжности». Причиной нападок и обвинений стало тесное общение с поэтами Новиковым и Капнистом, которые в своих произведениях допускали критику политики императрицы.

Последний государственный заказ мастера (1790-е) – портретная серия детей наследника русского престола Павла Петровича и Марии Фёдоровны.

Масонство

В 1797 году Левицкий был посвящён в три масонские степени (ученик, подмастерье и мастер). Поручителем художника в его «карьере» в тайном обществе стал близкий друг Николай Новиков, активный просветитель того времени (открывал библиотеки, книжные магазины, типографии). По приглашению Новикова Левицкий вступил в масонскую ложу «Умирающий сфинкс», которую учредил А. Лабзин. Модным тогда таинственным и мистическим масонством были увлечены многие известные личности, а из художников кроме Дмитрия Григорьевича масонами были Боровиковский, Рокотов.

Живописцев вообще с удовольствием принимали в масоны – «вольные каменщики» имели пристрастие к портретам. У Левицкого также есть несколько работ, запечатлевших крупных масонов.

Но со временем победила прагматичность: прекратив всяческие отношения с масонами, Левицкий сторонился их и избегал всего мистического.

Семья

Дмитрий Григорьевич был счастливо женат. С супругой Анастасией Яковлевной (1744-1832) прожил всю жизнь. В семье родился один ребёнок – дочь Агафья, известный портрет которой принадлежит Русскому музею.

Гостеприимный дом художника на Васильевском острове всегда был полон гостей, самых известных и образованных людей того времени: писателей и поэтов, музыкантов и художников.

Последние годы

В 1807 году Левицкого уговорили вернуться в Академию художеств, но к руководству портретным классом уже не допустили, хотя живописец стремился к этому всеми силами. Всегда становились препятствием какие-то неблагоприятные обстоятельства и личные счёты влиятельных недоброжелателей. Стремление же художника всю жизнь одно: официальное признание, востребованность, возможность преподавать – делиться своими знаниями и умениями.

В 1810-х художник ещё работает – пишет портреты петербургских дворян, офицеров и членов их семей.

Шли годы, Левицкий старел, почти ослеп. Петербург, подаривший ему профессиональный триумф и известность на самом высоком уровне, стал последним пристанищем украинского таланта. В 1822 году, 16 апреля, в своём доме на Васильевском острове Дмитрий Григорьевич Левицкий умер.

На сегодня его могила затеряна – безжалостное время стёрло место захоронения на 300-летнем Смоленском кладбище в Петербурге.

Василий Перов – художник – глас народа

Биография художника Крамского И.Н.

Биография художника Александра Максовича Шилова