Дирижер К М Джулини биография

Дирижер К М Джулини биография

Это была долгая и славная жизнь. Полная триумфов, выражения признательности благодарных слушателей, но также и непрерывного изучения партитур, предельной духовной сосредоточенности. Карло Мария Джулини прожил более девяноста лет.

Формирование Джулини-музыканта, можно сказать без преучеличения, «обнимает» всю Италию: прекрасный полуостров, как известно, длинен и узок. Он родился в Барлетте, небольшом городе южной области Пулья (каблук «сапога») 9 мая 1914 года. Но с раннего возраста его жизнь была связана с «крайним» итальянским севером: в возрасте пяти лет будущий дирижер начал учиться игре на скрипке в Больцано. Ныне это Италия, тогда была Австро-Венгрия. Потом переехал в Рим, где продолжал занятия в Академии Санта-Чечилия, учился игре на альте. В восемнадцать лет стал артистом оркестра Аугустеума – великолепного римского концертного зала. В качестве оркестранта Аугустеума имел возможность – и счастье – играть с такими дирижерами, как Вильгельм Фуртвенглер, Эрих Клайбер, Виктор Де Сабата, Антонио Гуарньери, Отто Клемперер, Бруно Вальтер. Играл даже под управлением Игоря Стравинского и Рихарда Штрауса. Одновременно учился дирижированию у Бернардо Молинари. Получил диплом в трудное время, в разгар второй мировой войны, в 1941 году. Его дебют был отложен: он смог встать за пульт только три года спустя, в 1944-ом. Ему поручили ни много ни мало, как первый концерт в освобожденном Риме.

Джулини говорил: «Занятия дирижированием требуют неспешности, осторожности, одиночества и тишины». Судьба сполна вознаградила его за серьезность отношения к своему искусству, за отсутствие тщеславия. В 1950 году Джулини переехал в Милан: с северной столицей будет связана вся его последующая жизнь. Год спустя Де Сабата пригласил его на Итальянское радио и телевидение и в Миланскую консерваторию. Благодаря тому же Де Сабате перед молодым дирижером открылись двери театра «Ла Скала». Когда в сентябре 1953 года Де Сабата настиг сердечный кризис, Джулини наследовал ему в качестве музыкального руководителя. Ему было доверено открытие сезона (оперой Каталани «Валли»). На посту музыкального руководителя миланского храма оперы Джулини останется до 1955 года.

Джулини одинаково знаменит как оперный, так и симфонический дирижер, но его деятельность в первом качестве охватывает сравнительно небольшой отрезок времени. В 1968 году он оставит оперу и будет возвращаться к ней только время от времени в студии звукозаписи и в Лос-Анджелесе в 1982 году, когда он будет дирижировать вердиевским «Фальстафом». Хотя его оперная продукция невелика, он остается одним из протагонистов музыкальной интерпретации двадцатого века: достаточно вспомнить «Короткую жизнь» Де Фальи и «Итальянку в Алжире». Слышавшему Джулини ясно, откуда взялись точность и прозрачность интерпретаций Клаудио Аббадо.

Джулини дирижировал многими операми Верди, уделял большое внимание русской музыке, любил авторов восемнадцатого века. Именно он дирижировал «Севильским цирюльником», исполненным в 1954 году на миланском телевидении. Его волшебной палочке повиновалась Мария Каллас (в знаменитой «Травиате» в постановке Лукино Висконти). Великий режиссер и великий дирижер встречались еще на постановках «Дона Карлоса» в «Ковент-Гандене» и «Свадьбы Фигаро» в Риме. Среди опер, которыми дирижировал Джулини, — «Коронация Поппеи» Монтеверди, «Альцеста» Глюка, «Вольный стрелок» Вебера, «Адриенна Лекуврер» Чилеа, «Свадебка» Стравинского, «Замок герцога Синяя Борода» Бартока. Его интересы были невероятно широки, его симфонический репертуар поистине неохватен, его творческая жизнь длинна и насыщенна.

В театре «Ла Скала» Джулини дирижировал до 1997 года – тринадцатью операми, одним балетом и пятьюдесятью концертами. С 1968 года его привлекала преимущественно симфоническая музыка. Все оркестры Европы и Америки хотели играть с ним. Его американский дебют состоялся в 1955 году с Чикагским симфоническим оркестром. С 1976 по 1984 годы Джулини был постоянным дирижером Лос-Анджелесского филармонического оркестр. В Европе он был главным дирижером Венского симфонического оркестра с 1973 по 1976 годы, а, кроме того, играл со всеми другими знаменитыми коллективами.

Кто видел Джулини за пультом, говорит, что его жест был элементарным, чуть ли не грубым. Маэстро не принадлежал к эксгибиционистам, гораздо в большей степени любящим себя в музыке, чем музыку в себе. Он говорил: «Музыка на бумаге мертва. Наша задача – не что иное, как пытаться оживить эту безупречную математику знаков». Джулини считал себя преданным слугой автора музыки: «Интерпретировать – это акт глубокой скромности по отношению к композитору».

Многочисленные триумфы никогда не кружили ему голову. В последние годы карьеры парижская публика стоя аплодировала Джулини в течение четверти часа за вердиевский Реквием, на что Маэстро заметил только: «Я очень рад, что могу дать немного любви посредством музыки».

Карло Мария Джулини умер в Брешии 14 июня 2005 года. Незадолго до его смерти Саймон Рэттл сказал: «Как я могу дирижировать Брамсом после того, как им дирижировал Джулини»?

Джулини, Карло Мария

09 мая 1914 — 14 июня 2005

Мария Джулини итальянский симфонический и оперный дирижёр

Карло Мария Джулини (итал. Carlo Maria Giulini; 9 мая 1914, Барлетта, 14 июня 2005, Брешиа) итальянский симфонический и оперный дирижёр. Наибольшее признание получил как интерпретатор немецко-австрийской симфонической музыки XVIIIXIX веков, опер Д. Верди и В. А. Моцарта и духовной музыки.

Биография

Карло Мария Джулини родился в состоятельной семье в Барлетте, на юге Италии, но после окончания Первой мировой войны семья переехала на север, в Больцано, только что возвращённый Италии распавшейся Австро-Венгерской империей: в городе господствовала австрийская культура и обиходным языком был немецкий, впоследствии именно этим обстоятельством музыковеды объясняли, почему итальянец Джулини стал одним из лучших интерпретаторов немецко-австрийской симфонической музыки: Моцарта, Бетховена, Брамса, Шуберта, Брукнера и Малера.

В детстве Джулини играл на скрипке, в Академии Санта-Чечилия в Риме (с 1930 года) учился у Реми Принчипе игре на альте, у Алессандро Бустини композиции, а позже у Бернардино Молинари дирижированию; окончил Академию в 1941 году. C 1934 года играл на альте в оркестре Аугустео, которым в то время дирижировали, в качестве гастролёров, Вильгельм Фуртвенглер, Отто Клемперер, Бруно Вальтер, Виллем Менгельберг.

Начало карьеры

В 1944 году Джулини дебютировал с оркестром Аугустео в качестве дирижёра — на торжественном концерте, посвященном освобождению города союзниками. Два года спустя он возглавил оркестр Римского радио, репертуар которого пополнил редко исполняемыми сочинениями А. Скарлатти, Ф. Малипьеро и других итальянских композиторов. В 1950 году он основал симфонический оркестр Миланского радио; в том же году дебютировал в опере, продирижировав «Травиатой» Д. Верди в Бергамо; здесь началось его сотрудничество с Марией Каллас.

Со своим миланским оркестром Джулини исполнял как симфонический, так и оперный репертуар, в том числе забытые оперы «Горации и Куриации» Д. Чимарозы и «Лунный мир» Й. Гайдна; в 1951 году осуществил первую запись оперы Д. Верди «Двое Фоскари». На молодого дирижёра обратил внимание Артуро Тосканини, и в 1952 году по его рекомендации Джулини дебютировал в театре «Ла Скала» с оперой М. де Фальи «Жизнь коротка».

В «Ла Скала»

В первый свой сезон Джулини осуществил постановки опер «Итальянка в Алжире» Дж. Россини, «Адриана Лекурвер» Ф. Чилеа и новой редакции «Коронация Поппеи» К. Монтеверди. В 1953 году по рекомендации Артуро Тосканини и Виктора де Сабаты Джулини сменил последнего на посту главного дирижёра «Ла Скала». В течение трёх сезонов он поставил целый ряд опер, классических («Альцеста» К. В. Глюка, «Вольный стрелок» К. М. Вебера, «Любовный напиток» Г. Доницетти) и современных (в том числе «Замок Герцога Синяя Борода» Б. Бартока и «Свадебка» И. Стравинского); в его постанове «Золушки» Дж. Россини дебютировал в качестве оперного режиссёра Франко Дзеффирелли. К 1955 году относится легендарная постановка «Травиаты» в режиссуре Лукино Висконти, с Марией Каллас в главной партии.

Ещё в 1952 году на Джулини обратил внимание — с подачи Сабаты — знаменитый продюсер фирм «Коламбия» и EMI Вальтер Легге. В те времена итальянские оркестры по всем статьям значительно уступали большинству европейских и тем более американским; оркестр «Ла Скала», с которым в начале 50-х работали многие выдающиеся дирижеры, не был исключением, — о первой своей встрече с никому за пределами Италии не известным дирижёром, на репетиции в театре, Легге вспоминал: «Этот человек, высокий, непосредственный, ещё молодой, извлекал из оркестра звук намного лучше обычного и лучше владел вниманием музыкантов». Легге нашёл в его лице замену Герберту фон Караяну в качестве основного дирижёра оркестра «Филармония». Первой записью Джулини под руководством Легге стал «Реквием» Л. Керубини, за ним последовали живые записи спектаклей «Ла Скала».

Сокращение репетиционного процесса и атмосфера в театре, несовпадение его вкусов со вкусами публики, не принимавшей режиссуру Висконти, побудили Джулини в 1956 году покинуть «Ла Скала»; как оказалось, навсегда.

Карло Мария Джулини

Итальянский дирижер Карло Мария Джулини прожил долгую жизнь, за десятилетия своей творческой деятельности он дирижировал разными оркестрами. В особенности прославился Джулини как интерпретатор духовной музыки, опер Джузеппе Верди и Вольфганга Амадея Моцарта, а также симфонической музыки XVIII—XIX столетий – немецкой и австрийской.

Будущий дирижер появился на свет в зажиточном семействе в городе Барлетта, расположенном в южной части Италии. Когда мальчику было пять лет, семейство перебралось в Больцано – это север современной Италии, но тогда эта территория только что вернулась в состав страны после распада Австро-Венгрии, и там преобладала австро-немецкая культура, в повседневности говорили по-немецки, и Джулини в детские годы испытал сильное влияние этой культуры.

В детские годы Джулини осваивал скрипку, позднее отправился в столицу и поступил в Академию Санта-Чечилия, где обучался в качестве альтиста, а с восемнадцатилетнего возраста стал артистом оркестра римского концертного зала Аугустео. С этим оркестром сотрудничали многие выдающиеся дирижеры – Бруно Вальтер, Вильгельм Фуртвенглер, Отто Клемперер – работа под их руководством стала бесценным опытом для молодого музыканта, который параллельно игре в оркестре обучался под руководством Бернардино Молинари искусству дирижирования. Образование по этой специальности он завершил в 1941 году – шла Вторая мировая война, и дебют в таких условиях был невозможен. Он состоялся по прошествии трех лет, и концерт, на котором Джулини впервые встал за дирижерский пульт, был поистине историческим: это был первый концерт, состоявшийся в итальянской столице после освобождения ее союзниками.

Через два года после дебюта Джулини стал руководителем оркестра Римского радио. Под его управлением звучали произведения, которые исполнялись достаточно редко. С одной стороны, это были малоизвестные произведения композиторов прошлого (например, Алессандро Скарлатти), с другой – творения современников (в частности, Джан Франческо Малипьеро).

Оперный дебют дирижера состоялся в 1950 году – под его управлением в Бергамо была поставлена «Травиата» Джузеппе Верди. Тогда же дирижер перебрался в Милан – и вся последующая его творческая деятельность была связана с этим городом. Оркестр, основанный им в Милане, представлял публике и симфонические произведения, и оперы. И вновь речь шла о произведениях, которые редко можно было увидеть на сцене: «Горации и Куриации» Доменико Чимарозы, «Лунный мир» Йозефа Гайдна. В 1951 году под руководством Джулини была сделана запись «Двое Фоскари» – до него эту вердиевскую оперу не записывал никто.

Успешная деятельность Джулини привлекла внимание Тосканини, чья рекомендация открыла перед ним двери «Ла Скала». Карьера дирижера в прославленном миланском театре началась в 1952 году с постановки оперы «Жизнь коротка» испанского композитора Мануэля де Фальи. В том же сезоне он дирижировал «Коронацией Поппеи» Клаудио Монтеверди, «Адрианой Лекуврёр» Франческо Чилеа, «Итальянкой в Алжире» Джоаккино Россини. В 1953 году он занял в театре пост главного дирижера. В репертуаре Джулини классика соседствовала с современностью – например, под его руководством шла «Свадебка» Игоря Федоровича Стравинского. Его постановка «Золушки» Джоаккино Россини примечательна тем, что она стала режиссерским дебютом Франко Дзеффирелли.

Деятельность Джулини не ограничивалась «Ла Скала». Например, на фестивале «Флорентийский музыкальный май» он в разные годы поставил ряд редко исполняемых опер: «Эврианту» Карла фон Вебера, «Абенсераги» Луиджи Керубини и «Дона Себастьяна, короля Португальского» Гаэтано Доницетти.

В 1950-х годах началось сотрудничество Джулини со звукозаписывающей компанией EMI. Первой записью, осуществленной им для этой фирмы, стал Реквием Луиджи Керубини. Сотрудничество продолжалось и после ухода дирижера из «Ла Скала» в 1956 году, и эти записи прославили имя Джулини за пределами родной страны. На протяжении 1960-х годов он поставил в Лондоне в сотрудничестве с Дзеффирелли «Ифигению в Тавриде» Кристофа Виллибальда Глюка, «Лунный мир» Йозефа Гайдна, а также «Дона Карлоса», «Трубадура», «Травиату» и «Фальстафа» Джузеппе Верди.

После 1968 года Джулини выступал с различными симфоническими оркестрами: Венским, Лос-Анджелесским, Берлинским, Чикагским, Парижским. Под его управлением звучала оркестровая музыка, а также кантатно-ораториальные сочинения Иоганна Себастьяна Баха, Габриеля Форе, Вольфганга Амадея Моцарта и других композиторов. К оперному жанру дирижер вернулся в 1982 году – в Лос-Анджелесе он поставил «Фальстафа».

В 1990-х годах Джулини продолжал выступать, но уже не так часто, как прежде. Причиной тому было ухудшение здоровья, и в 1998 году он завершил сценическую деятельность. Семь лет спустя Джулини ушел из жизни.


источники:

http://www.peoplelife.ru/93007

http://musicseasons.org/karlo-mariya-dzhulini/