Дирижер Геннадий Рождественский Краткая биография

Геннадий Рождественский

Биография

Дирижер, пианист и композитор Геннадий Рождественский больше 50 лет руководил отечественными и зарубежными коллективами, а также вел активную музыкально-просветительскую и педагогическую деятельность. Маэстро прожил яркую творческую жизнь, несмотря на сложные периоды в биографии.

Детство и юность

Геннадий Николаевич Рождественский появился на свет 4 мая 1931 года. Его отец – знаменитый дирижер Николай Аносов, а мама Наталья Рождественская – солистка Всесоюзного радио. Родители с ранних лет приобщали мальчика к искусству, разучивая с ним ноты.

Геннадий Рождественский

Ярчайшими впечатлениями детства стало объявление о начале войны, эвакуация, а после – возвращение и откапывание пианино, на котором он учился. Хозяйка квартиры, где жила семья до войны, зарыла инструмент в землю, чтобы он не достался немцам. Как оказалось, пианино отлично сохранилось.

После великой Победы Геннадий учился в музыкальной школе имени Гнесиных, у самой Елены Гнесиной. После поступил в Московскую консерваторию к профессору Льву Оборину. В то же время отец помогал Геннадию совершенствовать навыки в дирижерском мастерстве. Николай Петрович научил сына управлять оркестром одними только глазами.

Геннадий Рождественский в молодости

К дирижированию Рождественского привёл случай в музыкальной школе. Идя по коридору, он услышал, как в классе разучивают секстет Чайковского. Зайдя туда, юноша увидел, что у учеников возникли трудности. Он начал дирижировать и вдруг осознал, что помогает. Ощущение этой помощи поглотило будущего маэстро, в тот момент он осознал, что профессия дирижера будет делом жизни.

Музыка

Ещё во времена обучения в консерватории Рождественский возглавлял студенческий оркестр, с которым много выступал на больших сценах. В возрасте 20 лет Геннадий стажировался в Большом театре, где после жесткого отбора он занял пост балетного дирижера. Дебютом стала «Спящая красавица» Чайковского, за 5 лет работы в Большом театре оркестр исполнил 40 опер и балетов. Параллельно Рождественский возглавлял Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения.

Дирижер Геннадий Рождественский

Геннадий Николаевич стал первым дирижером из СССР, который работал в Европе. В 70-х годах его выпустили с гастролями в Стокгольм, после чего маэстро получил приглашение возглавить Королевский филармонический оркестр Швеции.

Изначально Министерство культуры перечеркнуло мечты дирижера, но вскоре после предложения с официальным визитом в Швецию отправился председатель Совмина СССР. На приеме премьер-министр Швеции попросил отпустить Рождественского. По возвращении в Москву было отдано распоряжение выпустить дирижера. Такого никто не ожидал, больше того – случай стал прецедентом.

Геннадий Рождественский во главе оркестра

В 1974 году главный дирижер Большого симфонического оркестра Геннадий Николаевич ушел с должности. Причиной стало крайне негативное отношение к музыкантам еврейской национальности. Когда началась волна эмиграции евреев в Израиль, 3 музыканта из оркестра вернулись на родину. Тогда председатель Гостелерадио Сергей Лапин вызвал Рождественского в кабинет и склонял к тому, чтобы заменить евреев в коллективе на русских музыкантов.

У Лапина даже имелась цифра – 42 человека, которых нужно было уволить за нарушение дисциплины или погрешности в исполнении. Дирижер достойно держался во время аудиенции, а через 2 дня получил анонимку. Её автор говорил, что оркестр Рождественского – не музыкальная команда, а сионистский центр, где он «потакает жидам» и «пренебрегает русскими музыкантами».

Председатель Гостелерадио Сергей Лапин

Дабы не быть участником этих неприятных событий, Рождественский подал заявление на увольнение, которое через 2 недели было подписано Лапиным. Вскоре новое руководство «очистило» оркестр от лиц неугодной национальности.

Намечающиеся перспективы были не радужные, но случайная встреча с режиссером Борисом Покровским стала для маэстро знаменательной. Оказалось, что режиссер в то время занимался подготовкой постановки оперы Шостаковича «Нос». Покровский не отказал дирижеру в присутствии на репетиции, больше того – предложил совместный проект на сцене Театра камерной оперы. Постановка имела успех и резонанс в обществе.

Опера Дмитрий Шостаковича «Нос». Дирижер Геннадий Рождественский

После Рождественский на несколько лет стал оперным дирижером Большого театра, работал приглашенным режиссером в симфоническом оркестре BBC. Также Геннадий возглавлял Венский симфонический оркестр, а позже создал оркестр Минкультуры СССР, руководя им до 1992 года.

За это время зрителям посчастливилось посмотреть уникальные концертные программы, сделаны коллекции записей выдающихся композиторов. Дирижер объехал с выступлениями весь мир, у него был удивительный репертуар из 2000 сочинений. Рождественский стал авторитетным дирижером мира. Под взмахи палочки Геннадия выступали знаменитые коллективы, а наградам, званиям и премиям нет счета.

Дирижер Геннадий Рождественский

Он исполнял только особенную музыку, не боялся осуждения и критики. Рождественский всегда выбирал у композиторов такие произведения, которые не играет никто другой: он доставал сокровища из музыкальных недр.

Именно по этой причине Геннадия Николаевича часто называли музыкальным археологом, ведь он не боялся приобщать зрителей к композиторам XX века: исполнил больше 150 произведений в первый раз. По мнению маэстро, призвание театров — воспитывать публику репертуаром, а не следовать её запросам.

Рождественский выпустил диски с записями симфоний композиторов. За многолетнюю службу маэстро не изменял художественным убеждениям своего сердца — этот критерий считался для Геннадия главным. Статистика творческой жизни дирижера зашкаливает, подобных достижений нет ни у кого. Геннадий — разносторонний человек, поэтому, помимо дирижерской деятельности, он успевал писать книги.

Личная жизнь

Первой женой Геннадия стала Нина Тимофеева, но брак с артисткой балета распался. Тем не менее, любовная история дирижера сложилась спокойно и счастливо с другой женщиной. Рождественский в 1969 году женился на Виктории Постниковой – популярной пианистке. Для женщины это второй брак, первым её мужем был Владимир Спиваков, Виктория ушла от него к Рождественскому.

Геннадий Рождественский и Нина Тимофеева

Дирижер принял и усыновил сына жены, Александра, от первого брака, который впоследствии стал скрипачом. Известное семейство раньше часто радовало зрителей совместными концертами. А сама Виктория не раз говорила о том, что выступление под руководством мужа проходит приятно и легко.

Геннадий Рождественский и Виктория Постникова

Геннадий Рождественский старше супруги на 13 лет, общие дети у них так и не появились. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что личная жизнь дирижера сложилась наилучшим образом, фото счастливой пары есть в Интернете. Семья жила в мире и любви, даже несмотря на пожилой возраст, Виктория и Геннадий с нежностью относились друг к другу. Супруги редко давали интервью относительно взаимоотношений, поэтому подробности их семейной жизни неизвестны.

Смерть

Геннадий Рождественский скончался 16 июня 2018 года. Причиной смерти стала продолжительная болезнь. Отпевание и кремация прошли 19 июня, а урну с прахом захоронили на Введенском кладбище, в могиле матери Рождественского.

Геннадий Рождественский

фотографии >>

биография

Рождественский Геннадий Николаевич

Родился в Москве 4 мая 1931 в семье дирижера Николая Аносова (1900-1962) и певицы, солистки Всесоюзного радио, Натальи Рождественской (1900-1997).

Дирижер, педагог, пианист, композитор и музыкально-общественный деятель.

Заслуженный артист РСФСР (15.09.1959).
Народный артист РСФСР (1966).
Народный артист СССР (1976).
Герой Социалистического Труда (18.10.1990).

Окончив Центральную музыкальную школу при консерватории, как пианист, по классу Л. Н. Оборина, поступил в 1950 году к нему же в консерваторию и параллельно занимался в классе дирижирования под руководством отца.

В 1951 году стажировался в Большом театре, в том же году дебютировал с исполнением сочинений Чайковского в Ленинграде; в консерваторские годы руководил студенческим оркестром, выступал с ним на молодежных фестивалях.

Дальнейшая артистическая жизнь Рождественского на протяжении многих лет была связана с Большим театром, где он работал в 1951-1960 и 1978-1983 годах; в 1965-1970 был главным дирижером, а с сентября 2000 по июнь 2001 — генеральным художественным директором Большого театра.

Его репертуар в театре охватывал около сорока опер и балетов. Дирижировал балетами «Бахчисарайский фонтан», «Лебединое озеро», «Золушка», «Сказ о каменном цветке», участвовал в постановке балета Р. Щедрина «Конек-Горбунок» (1960), балетов «Спартак» Хачатуряна (1968), «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина (1967), «Щелкунчик» Чайковского (1966) и других; впервые на русской сцене поставил оперы «Человеческий голос» Пуленка (1965), «Сон в летнюю ночь» Бриттена (1965), участвовал в постановках ряда оперных спектаклей, среди них «Катерина Измайлова» Шостаковича (1980) и «Обручение в монастыре» Прокофьева (1982) и подготовил мировую премьеру оперы «Игрок» Прокофьева в первой авторской редакции.

Одновременно работал музыкальным руководителем и дирижером Московского Камерного музыкального театра (1974-1985), где вместе с режиссером Борисом Покровским возродил к новой жизни оперы «Нос» Д. Д. Шостаковича и «Похождение повесы» И. Ф. Стравинского.

К середине 70-х годов стал одним из самых авторитетных дирижеров Европы. Был приглашенным главным дирижером оркестров Би-Би-Си (1978-1981), Стокгольмской филармонии (1974-1977 и 1992-1995), Венского симфонического (1980-1982).

Кроме того, в разные годы работал с Берлинским филармоническим оркестром, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), Исландским симфоническим (с 2011), симфоническими оркестрами Лондона, Чикаго, Кливленда и Токио (был почетным дирижером оркестра «Иомиури»).

В 1961-1974 годах был главным дирижером и художественным руководителем БСО Центрального телевидения и Всесоюзного радио.

С 2011 года — главный приглашённый дирижёр Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии.

Крупнейший интерпретатор музыки ХХ века, Рождественский познакомил отечественную публику со многими неизвестными ей сочинениями А. Шёнберга, П. Хиндемита, Б. Бартока, Б. Мартину, О. Мессиана, Д. Мийо, А. Онеггера; по существу, он вернул России наследие Стравинского. Под его управлением прозвучали премьеры многих произведений Р. Щедрина, С. Слонимского, А. Эшпая, Б. Тищенко, Г. Канчели, А. Шнитке, С. Губайдулиной, Э. Денисова. Значителен и вклад дирижера в освоение наследия С. Прокофьева и Д. Шостаковича. Геннадий Рождественский стал первым исполнителем в России и за рубежом многих произведений Альфреда Шнитке.

В целом, выступая со многими ведущими оркестрами мира, он исполнил более 300 произведений впервые в России и более 150 – впервые в мире. Рождественскому посвятили свои произведения Р. Щедрин, А. Шнитке, С. Губайдулина и многие другие композиторы.

В общей сложности Рождественским с разными оркестрами записаны свыше 700 пластинок и компакт-дисков. Дирижер записал на пластинки циклы всех симфоний С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Малера, А. Глазунова, А. Брукнера, многие произведения А. Шнитке. Записи дирижера удостоены наград: Гран-при фирмы Lе Chant Du Mondе, диплом Академии Шарля Кро в Париже (за записи всех симфоний Прокофьева, 1969).

С 1974 г. преподавал на кафедре оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории, с 1976 г. – профессор, с 2001 г. – заведующий кафедрой.
Воспитал целую плеяду талантливых дирижеров, среди которых народные артисты России Валерий Полянский и Владимир Понькин.

Маэстро написаны и выпущены книги «Дирижерская аппликатура», «Мысли о музыке» и «Треугольники»; в книге «Преамбулы» собраны тексты-пояснения, с которыми он выступал в своих концертах, начиная с 1974 года. В 2010 году вышла в свет его новая книга – «Мозаика».

Автор нескольких сочинений, среди которых монументальная оратория «Заповедное слово русскому народу» для чтеца, солистов, хора и оркестра на слова А. Ремизова.

Супруга – Виктория Валентиновна Постникова (р. 1944), пианистка, народная артистка России; сын – Александр Геннадиевич Рождественский, скрипач.

Рождественский Геннадий Николаевич

Российский дирижер. Пианист и композитор. Педагог. Музыкально-общественный деятель. Герой Социалистического Труда. Народный и Заслуженный артист России. Лауреат различных Государственных премии России. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Геннадий Рождественский родился 4 мая 1931 года в городе Москва. Мальчик вырос в семье дирижера, профессора Московской консерватории Николая Павловича Аносова и солистки Всесоюзного радио Натальи Петровны Рождественской. С 1945 по 1947 год учился в Московской средней специальной музыкальной школе-колледже имени Гнесиных по классу фортепиано у самой Елены Гнесиной.

В 1949 году окончил Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени Петра Ильича Чайковского как пианист. После этого Геннадий Николаевич поступил в Московскую консерваторию, где обучался по классу фортепиано у Льва Оборина. Параллельно, учился по классу дирижирования под руководством отца. В 1954 году окончил консерваторию, а через три года и аспирантуру при ней.

За период обучения в консерватории Рождественский руководил студенческим оркестром. В это же время началась его гастрольная деятельность. В 1951 году оркестр под его управлением участвовал в III Фестивале молодежи и студентов в городе Берлин. В 1953 году стал победителем конкурса в рамках IV Фестиваля молодежи и студентов в Бухаресте.

До 1960 года Рождественский выступал дирижером Государственного академического Большого театра, где руководил музыкальным сопровождением балетов «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева, «Лебединое озеро» Петра Чайковского, «Сказ о каменном цветке» Сергея Прокофьева.

С 1965 по 1970 годы, занимая пост главного дирижера Большого театра, Рождественский участвовал в постановках балетов «Щелкунчик» Петра Чайковского, «Кармен-сюита» на музыку Жоржа Бизе и Родиона Щедрина, «Спартак» Арама Хачатуряна, а также впервые на отечественной сцене Геннадий Николаевич поставил знаменитые оперы «Человеческий голос» композитора Франсиса Пуленка и »Сон в летнюю ночь» Бенджамина Бриттена.

Рождественский до 1974 года являлся главным дирижером и художественным руководителем Большого симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио. С 1974 года н а протяжении одиннадцати лет занимал должность музыкального руководителя Московский государственный академический Камерный музыкальный театр имени Бориса Покровского.

Свою работу в родной стране Рождественский успешно совмещал с дирижерской деятельностью в зарубежных странах. Разрешение на это получил лично от председателя Совета министров Алексея Косыгина. С 1974 по 1977 год работал дирижером шведского Королевского филармонического оркестра Стокгольма. С 1978 по 1981 год выступал главным дирижером симфонического оркестра британской вещательной корпорации «Би-би-си». С 1980 по 1982 год усердно руководил австрийским Венским симфоническим оркестром.

Параллельно с этим, до 1982 года дирижировал в Государственном академическом Большом Театре, принимал участие в постановках оперных спектаклей «Катерина Измайлова» Дмитрия Шостаковича и «Обручение в монастыре» Сергея Прокофьева. С 1983 по 1991 год Геннадий Николаевич Рождественский возглавлял Государственный симфонический оркестр Министерства культуры Советского Союза, объединенный по его инициативе с Государственным камерным хором под руководством Валерия Полянского в Симфоническую капеллу.

Указом Президента Советского Союза Михаила Сергеевича Горбачева от 18 октября 1990 года за выдающийся вклад в развитие советского музыкального искусства и плодотворную педагогическую деятельность Рождественскому Геннадию Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С 1991 года на протяжении четырех лет работал главным дирижером Королевского филармонического оркестра Стокгольма. В сезоне 2000-2001 годов являлся художественным руководителем Государственного академического Большого Театра.

Геннадий Николаевич в разные годы сотрудничал с Берлинским филармоническим оркестром, Королевским оркестром Консертгебау, симфоническими оркестрами Лондона, Чикаго, Токио, Исландским симфоническим оркестром и многими другими коллективами. Вместе с ними Рождественский записал более семисот пластинок и музыкальных дисков.

Российский дирижер внес заметный вклад в освоение творческого наследия композиторов: Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского и Дмитрия Шостаковича, стал первым в России и за рубежом исполнителем многих произведений Альфреда Шнитке. Кроме этого, познакомил отечественную публику со многими ранее неизвестными ей сочинениями Белы Бартока, Бенджамина Бриттена, Мориса Равеля, Леоша Яначека, Арнольда Шенберга.

Рождественский создал несколько музыкальных сочинений, среди которых наиболее известна оратория «Заповедное слово русскому народу», написанная на слова Алексея Ремизова. Ее премьера состоялась в 2001 году в Большом зале Московской консерватории.

С 2012 года работал в качестве музыкального руководителя Московского государственного академического Камерного музыкального театра имени Покровского. На этой сцене 15 апреля 2016 года при участии Рождественского в качестве дирижера-постановщика состоялась премьера оперы композитора Николая Римского-Корсакова «Сервилия».

Кроме самих выступлений с концертами, Рождественский успевал преподавать на кафедре оперно-симфонического дирижирования Московской государственной консерватории имени Петра Чайковского, где сначала являлся профессором, а затем стал заведующим кафедрой.

В июне 2017 года Рождественский открыл цикл «Истории с оркестром» с Государственным академическим оркестром России имени Евгения Федоровича Светланова. Геннадий Рождественский выступал автором ряда сочинений по искусству дирижирования: «Дирижерская аппликатура», эссе о музыке «Мысли о музыке», «Преамбулы», аналитических работ об оркестровке, а также книг «Треугольники» и «Мозаика».

Геннадий Николаевич Рождественский скончался 16 июня 2018 года в Москве после продолжительной болезни. Отпевание и кремация прошли 19 июня. Урна с прахом музыканта захоронена на двадцатом участке Введенского кладбища в могиле его матери.

Семья Геннадия Рождественского

Отец — Николай Павлович Аносов (1900-1962), дирижер, педагог, историк и теоретик дирижирования, композитор, пианист, музыкальный критик и переводчик иностранной литературы о музыке. Заслуженный деятель искусств России.
Мать — Наталья Петровна Рождественская (1900-1997), оперная певица. Народная артистка России.

Жена — Виктория Валентиновна Постникова (род. 1944), пианистка. Народная артистка России.

Награды и Признание Геннадия Рождественского

Почетные звания:

Заслуженный артист России (15 сентября 1959 года) — за заслуги в области советского искусства

Народный артист России (24 мая 1966 года) — за заслуги в области советского искусства

Народный артист СССР (25 мая 1976 года)

Государственные награды Российской Федерации и СССР:

Герой Социалистического Труда (18 октября 1990 года) — за выдающийся вклад в развитие советского музыкального искусства и плодотворную педагогическую деятельность

Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (13 февраля 2017 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры, многолетнюю плодотворную деятельность

Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (22 апреля 2011 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественного музыкального искусства, многолетнюю педагогическую и творческую деятельность

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (31 января 2007 года) — за большой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры, многолетнюю творческую и педагогическую деятельность

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (26 апреля 2001 года) — за большие заслуги в развитии отечественного музыкального искусства

Орден Ленина (18 октября 1990 года) — за выдающийся вклад в развитие советского музыкального искусства и плодотворную педагогическую деятельность

Орден Трудового Красного Знамени (27 октября 1967 года) — за заслуги в развитии советского искусства, активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся и многолетнюю плодотворную работу в учреждениях культуры

Орден Трудового Красного Знамени (4 мая 1981 года) — за заслуги в области советского музыкального искусства и в связи с пятидесятилетием со дня рождения

Премии:

Ленинская премия в области литературы, искусства и архитектуры 1970 года (в области театрального искусства, 9 апреля 1970 года) — за балетный спектакль «Спартак» в Государственном академическом Большом театре Союза ССР

Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1995 года (в области музыкального и хореографического искусства, 27 мая 1996 года) — за создание и исполнение на юбилейном музыкальном фестивале «Альфред Шнитке фестиваль» (1994 год, г. Москва) Третьей и Четвертой симфоний, Концерта для альта с оркестром, Концерта № 2 для виолончели с оркестром, Кончерто гроссо № 5, трех духовных хоров («Богородице Дево радуйся», «Иисусе Христе», «Отче наш»), кантаты «История доктора Иоганна Фауста»

Иностранные награды:

Орден «Кирилл и Мефодий» (НРБ, 1972)
Офицер ордена Почетного легиона (Франция, 2003)
Орден Восходящего солнца 3 класса (Япония, 2002)
Почетный командор Превосходнейшего ордена Британской империи (2014)

Прочее:

Почетный член Шведской королевской музыкальной академии (1975)
Почетный академик Английской Королевской академии музыки (1984)
Гран-при фирмы «Chant du Mondе» за многочисленные записи
Диплом Академии Шарля Кро в Париже (1969) — за исполнение всех симфоний Прокофьева
Золотая медаль Г. Рождественского (Ярославский симфонический оркестр, 2011)
Приз «Золотой диск» фирмы «Мелодия»