Пророк Даниил
Биография
Библейского пророка Даниила относят к четверке великих наряду с ветхозаветными святыми — Исайей, Иеремией и Иезекиилем, которые оставили после себя священные книги, свидетельствующие об их близости к Богу. Даниил почитается представителями трех мировых религий: наряду с христианами всех конфессий дань уважения праведнику отдают мусульмане и иудеи. Святой прожил жизнь в вавилонском плену, умерев в глубокой старости и оставив после себя книгу пророчеств, предвозвещающую торжество божественной правды.
Детство и юность
Детские годы Даниила пришлись на то время, когда Иерусалим был покорен вавилонянами. Царь Навуходоносор в 607 году до н. э. разрушил храм Соломона, а часть иерусалимских жителей вместе с правителем Иоакимом увел в плен. Не избежал этой участи и происходивший из знатного рода юноша Даниил.
Пророк Даниил. Художник Микеланджело / Сикстинская капелла
Вавилонский царь не рассчитывал держать пленников в подчинении за счет военной мощи, которой, к слову, не обладал. Навуходоносор решил поставить достойнейших представителей пленных народов на служение собственному государству. В число избранных попал и будущий пророк, призванный вместе с другими потомками знати служить при царских чертогах. В то время ему было от 14 до 17 лет. Три года молодые люди проходили обучение при дворе, занимались языками и науками.
Даниил сразу проявил волю и твердый характер, отказавшись вкушать пищу с придворного стола, поскольку та окроплялась идоложертвенной кровью. Вместе с ним уклонились от роскошных яств иерусалимские товарищи — Анания, Азария и Мисаил. Для иудеев, считавших себя служителями истинного Бога, полагалось недопустимым делить стол с язычниками.
Пророк Даниил во рву. Мозаика в Осиос Лука / Byzantine Art in Greece
Царь пошел навстречу юношам, пожелавшим питаться исключительно растительной пищей, однако предупредил, что в случае истощения принудит тех есть вместе с другими. Однако по прошествии времени оказалось, что парни-вегетарианцы не уступают сверстникам в бодрости и физическом здоровье.
Умственное развитие также оказалось на высоте. Изучая математику, историю, географию и литературу, юные придворные оказались даже способнее ровесников-вавилонян. Им дали местные имена, и Даниил стал зваться Валтасаром — “хранителем скрытых сокровищ Ваала”. Товарищей оставили при дворе. Скоро юноша приобрел особое положение, потому что отличился необычайной мудростью при толковании сна, долго тревожившего Навуходоносора.
Пророк Даниил отказывается от еды / Bible Revival
С тех пор изъяснение смысла сновидений на годы стало обязанностью придворного. Его товарищи также служили царю Вавилона верой и правдой до тех пор, пока тот однажды не заставил их поклониться золотому истукану.
Не желая поступаться заветами отцов, трое юношей за ослушание отправились на сожжение в огненную печь, однако и там продолжали читать молитвы и воздавать славу истинному Богу. С небес им на помощь был послан ангел, сохранивший отроков невредимыми. Навуходоносор, увидев, что ни один волос наказанных не был опален, посчитал нужным возвысить Ананию, Азарию и Мисаила как людей, которым благоволят высшие силы. Сказание о подвиге молодых иудеев содержится в Книге пророка Даниила.
Религия и пророчества
Даниил, заслуживший репутацию провидца за искусное понимание видений, был приближен к трону на долгие годы. Высокое положение оставалось неизменным при сменяющих друг друга правителях. Пятеро преемников Навуходоносора внимательно прислушивались к советам иудейского праведника.
Пророк Даниил истолковывает сон Навуходоносора / lds.org
Вавилонский правитель Валтасар во время пира увидел на стене таинственную надпись, которую смог расшифровать только пророк. Несмотря на то, что он упрекал царя в использовании священных сосудов, прославлении идолов и предрекал тому скорое падение, Валтасар прославил Даниила и нарек мудреца третьим человеком в государстве.
Вскоре, в 539 году, Вавилон захватил мидийский царь Дарий. При нем иудей занимал важный государственный пост, что вызвало зависть вавилонских вельмож. Те оклеветали пророка, и тот был брошен в ров со львами. Ожидалось, что голодные звери растерзают мужчину, но тот остался невредимым, и государь вновь приблизил старца к себе.
Пророк Даниил в логове львов. Художник Питер Рубенс / National Gallery of Art
Следующий правитель Кир также обращался к Даниилу за советами, благодаря чему в 536 году вышел указ, по которому евреи освобождались из вавилонского плена. Впечатленный мудростью пророка, Кир приказал даже воздвигнуть в Иерусалиме новый храм иудейскому Богу.
На протяжении жизни святой изрекал пророчества, вошедшие в канонический текст Библии. Книга пророка Даниила состоит из 14 глав и полна мессианских настроений. В ней предсказывается время пришествия Сына Божьего в мир и говорится о его искупительных страданиях. Здесь же мессия назван еще и Сыном человеческим, что говорит о дуалистической природе Христа. Предсказания книги касаются как конкретных исторических событий, так и последних времен, которые перекликаются по содержанию с Апокалипсисом Иоанна Богослова.
Картина «Ответ Даниила царю». Художник Брайтон Ривьер / Bridgeman Art Library
В исторической части книги описываются современные пророку события. В частности рассказ о Сусанне, которую Даниил спас от лжесвидетельства двух старейшин, мстивших девушке за то, что та отказалась вступить с ними в связь. Пророческая часть излагает соображения старца по поводу будущих времен, где описываются грядущие войны, исчисляются сроки событий, изложенные в видении о 70 седминах.
Изречения Даниила цитирует в Евангелии от Матфея сам Христос, рассказывая ученикам о будущем разрушении Иерусалима, когда в нем не останется камня на камне, а в священных местах будет царить “мерзость запустения”. В конечном итоге пророк возвещает падение всех земных царств и наступление Божьего суда, после которого настанет воскресение мертвых и вечное небесное царствие.
Личная жизнь
Вряд ли возможно всерьез говорить о личной жизни праведника, жившего 28 веков назад. По крайней мере, Писание умалчивает о ней, раскрывая информацию лишь о его духовных подвигах, чудесах и предсказаниях. Можно предположить, что святой всецело посвятил себя служению Богу и потому не имел жены и детей. Известно, что Даниил чтил закон предков даже в мелочах, не позволяя себе вкушать пищи, оскверненной язычниками. Потому хранение телесной чистоты и целомудрия видится как одна из составляющих пророческого пути.
Смерть
Пророк Даниил прожил долгую жизнь, в которой случались взлеты и падения, он пережил славу и почитание, которые сменялись клеветой и опалой. О причине смерти Священное писание умалчивает, но можно предположить, что святой умер от старости, дожив до 90 лет, а по другим данным — и того более. Он так и не увидел родную землю, до конца дней оставшись вавилонским пленником.
Похоронили старца в Сузах — древнем восточном городе, который располагается на территории современного Ирана. Здесь находится древний мавзолей, внесенный в список национального наследия государства.
Гробница пророка Даниила в Сузах / Robert Wielgorski, Википедия
Однако не один город спорит за то, чтобы представить паломникам и туристам возможность увидеть могилу пророка. В узбекском Самарканде над 18-метровым склепом установлен мавзолей Ходжа Дониёр.
Полагают, что там покоятся останки Даниила (в мусульманской традиции Даниеля или Данияра), привезенные сюда в 15-м веке завоевателем Тамерланом. В исламе принято чтить библейского пророка, и от его могилы верующие привыкли ожидать чудес. Одно из них случилось в 2000 году, когда полувековое фисташковое дерево, росшее у склепа и давно засохшее, вдруг неожиданно пустило новые побеги.
Память
На иконах Даниил, как правило, держит в руках свиток с начертанными словами пророчеств. Изображают святого чаще всего в молодом возрасте. Первые сохранившиеся изображения датируются 3-м веком н. э. На византийских фресках и мозаиках можно увидеть пророка в окружении трех отроков или брошенным в логово львов.
Православная икона пророка Даниила / Азбука веры
Старинные иконы ветхозаветного праведника хранятся в Свято-Даниловом монастыре Москвы и Рождественской церкви Великого Новгорода. В честь Даниила строятся православные храмы в разных городах, в Новосибирске церковь была возведена при императоре Александре III в 1898 году.
Житию святого и толкованию его писаний посвящены десятки книг и исследований. О нем пишут теологи-библеисты и историки на протяжении многих лет. В 2013 году американский режиссер Анна Целински сняла полуторачасовой художественный фильм “Книга Даниила”, посвященный биографии пророка. Историческая драма бережно трактует библейский сюжет и ставит акцент на нравственном выборе героя между служением царю и верностью Богу.
Пророк Даниял (Даниил)
Вглубь веков
Однажды ночью царь Бухтанасар он проснулся в страхе от увиденного сна. Он собрал всех толкователей и велел объяснить свое видение. Никто не смог сделать это, и Бухтанасар стал искать толкователя своих сновидений. В это время Даниял (мир ему) находился вместе с друзьями в темнице, куда их бросил Бухтанасар.
Услышав о том, что никто не может истолковать сон царя, Даниял (мир ему) передал через охранника, что он сможет сделать это, и Бухтанасар велел привести его. Даниял (мир ему) по прибытии не поклонился ему. Когда царь спросил его о причине, пророк ответил, что Творец повелел поклоняться только Ему. «Если я ослушаюсь Его, то потеряю знание и мудрость, данные мне Всевышним». Бухтанасар очень удивился, но не стал настаивать. «Такое уважение к знаниям, следуя повелению, — хорошая черта», — заметил он и спросил, сможет ли он истолковать сон. Отвечая на вопрос, Даниял (мир ему) растолковал сон царя до того, как он его рассказал.
Я не стану описывать его сон и то, как именно он был истолкован. Сновидение было растолковано как предвещающее доброе, чем Бухтанасар остался доволен. После этого Даниял (мир ему) и его друзья оказались в числе его приближенных людей. Но это
не понравилось огнепоклонникам, и они, задумав коварство, пожаловались Бухтанасару, что бывшие пленники не поклоняются идолам и не едят пищу, приготовленную для идолов.
Бухтанасар велел призвать Данияла (мир ему) с друзьями к себе и спросил, так ли это. Они ответили, что это правда и что они поклоняются только Аллаху. Услышав это, Бухтанасар разгневался, приказал вырыть большую яму, бросить в нее Данияла (мир ему) и пятерых его друзей и пустить туда семь могучих львов. Разбранив их, царь ушел к себе во дворец и через некоторое время, передохнув, вернулся посмотреть на растерзанные голодными львами тела.
Бухтанасар и его свита были поражены, увидев спокойно сидящих Данияла (мир ему) с друзьями и львов, которые мирно лежали рядом с юношами, положив головы на лапы. Увидев с ними и седьмого человека, которого раньше не было там, они удивились и спросили, откуда он взялся. А это был ангел, посланный к ним с повелением. Он ударил по лицу Бухтанасара, отчего лицо его изменилось и он превратился в зверя. В образе зверя с сердцем человека он пробыл среди зверей семь лет, затем Аллах вернул его к царствованию.
Увидев эту Божественную силу, Бухтанасар снова помирился с Даниялом (мир ему) и сделал его своим самым приближенным советником, вроде визиря. Это и был тот хороший конец, который предрек ему Даниял (мир ему), толкуя его сон. Среди людей Писания были даже такие, которые утверждали, что перед смертью Бухтанасар уверовал в Аллаха.
Но огнепоклонники не могли смириться с таким возвышением Данияла и решили рассорить с ним Бухтанасара. Они сообщили царю, что его визирь ночью выходит по малой нужде. В их стране это не было принято, терпеть нужду до утра считалось достойным поступком. Воспользовавшись этим, царь и огнепоклонники договорились тайком убить пророка. Они приготовили много угощений, организовали большое застолье, пригласив Данияла (мир ему), ели, пили, и все остались там же ночевать.
Бухтанасар строго наказал стражнику у ворот убить любого, кто выйдет ночью, даже если это будет он сам. Стражник покорно послушался его. Ночью Бухтанасару стало невмоготу терпеть малую нужду, и он вышел за ворота первым. Стражник накинулся на него как орел, чтобы исполнить его наказ убить вышедшего за ворота. Бухтанасар испугался и дал знать, что это он, царь. «Бухтанасар приказал убить и себя», — ответил стражник и, взмахнув секирой, убил его. Так рассказывают про смерть Бухтанасара, есть и другие версии. Истину мы оставим на Всевышнего, я же написал, как рассказывается в одной из книг.
Краткое сказание о смерти Данияла (мир ему)
Войска Абу Мусы аль-Аш‘ари ─ взяли город Сус, убили его правителя по имени Сабур и захватили дворец. Обыскивая дворец, они наткнулись на запертую комнату и, сорвав замки, проникли внутрь. Там был обнаружен каменный саркофаг, а в нем покойник удивительно высокого роста, завернутый в расшитый золотой нитью саван. Как сказано в «‘Ара’исе», когда стали измерять, один только нос его оказался длиной больше пяди. Когда у жителей Суса спросили о покойном, они ответили следующее: «Этот человек когда-то жил в Ираке, и когда иракцы его именем просили о дожде, дождь начинался». О его благодати знали и в Сусе. Во времена сильной засухи жители Суса попросили иракцев прислать его на время к ним, чтобы попросить дождя, но те отказали им. Тогда они предложили пятьдесят человек в заложники, и только после этого иракцы согласились отправить его в Сус. Когда этот человек прибыл в Сус, его именем стали молить о дожде, и в тот же час пошел обильный дождь и распространилась благодать. Но потом жители Суса отказались отпустить его в Ирак, чтобы благодать осталась на их земле, и так до самой смерти тот человек оставался в этой стране. А после смерти его тело сохранили, как сокровище.
На вопрос аль-Аш‘ари ─ жители Суса вежливо рассказали эту историю, но больше им ничего не было известно, никто не знал даже его имени.
Абу Муса ─ написал письмо халифу ‘Умару ─, в котором говорилось о взятии Суса и о найденном здесь неизвестном. Получив это послание, ‘Умар ибн Хаттаб ─ срочно созвал авторитетных сподвижников, прочитал им письмо и спросил, есть ли кто-нибудь, кто знает что-либо об этом безымянном человеке.
Тут встал ‘Али ─ и сказал, что это Даниял (мир ему), пророк, но не посланник Аллаха. Он поведал ‘Умару ─ его историю от рождения до смерти. Затем ‘Умар ─ велел написать Абу Мусе ─ письмо с поручением совершить заупокойную молитву и похоронить его так, чтобы люди Суса не смогли добраться до него. Получив послание, Абу Муса совершил над ним намаз-джаназа.
Ему сменили саван и приготовились к погребению. С помощью жителей Суса отвели реку в сторону, на дне ее вырыли могилу, куда и опустили тело Данияла (мир ему), затем вернули реку в свое русло. Так его могила оказалась на дне реки. Место, где, как полагают, похоронен пророк Даниял (мир ему), находится в Средней Азии, в Самарканде, где рядом течет небольшая речка. Люди ходят туда на зийарат.
Из книги «История пророков. Том I» досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави
Даниил Пророк В Исламе биография
Однажды ночью царь Бухтанасар он проснулся в страхе от увиденного сна. Он собрал всех толкователей и велел объяснить свое видение. Никто не смог сделать это, и Бухтанасар стал искать толкователя своих сновидений. В это время Даниял (мир ему) находился вместе с друзьями в темнице, куда их бросил Бухтанасар.
Услышав о том, что никто не может истолковать сон царя, Даниял (мир ему) передал через охранника, что он сможет сделать это, и Бухтанасар велел привести его. Даниял (мир ему) по прибытии не поклонился ему. Когда царь спросил его о причине, пророк ответил, что Творец повелел поклоняться только Ему. «Если я ослушаюсь Его, то потеряю знание и мудрость, данные мне Всевышним». Бухтанасар очень удивился, но не стал настаивать. «Такое уважение к знаниям, следуя повелению, — хорошая черта», — заметил он и спросил, сможет ли он истолковать сон. Отвечая на вопрос, Даниял (мир ему) растолковал сон царя до того, как он его рассказал.
Я не стану описывать его сон и то, как именно он был истолкован. Сновидение было растолковано как предвещающее доброе, чем Бухтанасар остался доволен. После этого Даниял (мир ему) и его друзья оказались в числе его приближенных людей. Но это
не понравилось огнепоклонникам, и они, задумав коварство, пожаловались Бухтанасару, что бывшие пленники не поклоняются идолам и не едят пищу, приготовленную для идолов.
Бухтанасар велел призвать Данияла (мир ему) с друзьями к себе и спросил, так ли это. Они ответили, что это правда и что они поклоняются только Аллаху. Услышав это, Бухтанасар разгневался, приказал вырыть большую яму, бросить в нее Данияла (мир ему) и пятерых его друзей и пустить туда семь могучих львов. Разбранив их, царь ушел к себе во дворец и через некоторое время, передохнув, вернулся посмотреть на растерзанные голодными львами тела.
Бухтанасар и его свита были поражены, увидев спокойно сидящих Данияла (мир ему) с друзьями и львов, которые мирно лежали рядом с юношами, положив головы на лапы. Увидев с ними и седьмого человека, которого раньше не было там, они удивились и спросили, откуда он взялся. А это был ангел, посланный к ним с повелением. Он ударил по лицу Бухтанасара, отчего лицо его изменилось и он превратился в зверя. В образе зверя с сердцем человека он пробыл среди зверей семь лет, затем Аллах вернул его к царствованию.
Увидев эту Божественную силу, Бухтанасар снова помирился с Даниялом (мир ему) и сделал его своим самым приближенным советником, вроде визиря. Это и был тот хороший конец, который предрек ему Даниял (мир ему), толкуя его сон. Среди людей Писания были даже такие, которые утверждали, что перед смертью Бухтанасар уверовал в Аллаха.
Но огнепоклонники не могли смириться с таким возвышением Данияла и решили рассорить с ним Бухтанасара. Они сообщили царю, что его визирь ночью выходит по малой нужде. В их стране это не было принято, терпеть нужду до утра считалось достойным поступком. Воспользовавшись этим, царь и огнепоклонники договорились тайком убить пророка. Они приготовили много угощений, организовали большое застолье, пригласив Данияла (мир ему), ели, пили, и все остались там же ночевать.
Бухтанасар строго наказал стражнику у ворот убить любого, кто выйдет ночью, даже если это будет он сам. Стражник покорно послушался его. Ночью Бухтанасару стало невмоготу терпеть малую нужду, и он вышел за ворота первым. Стражник накинулся на него как орел, чтобы исполнить его наказ убить вышедшего за ворота. Бухтанасар испугался и дал знать, что это он, царь. «Бухтанасар приказал убить и себя», — ответил стражник и, взмахнув секирой, убил его. Так рассказывают про смерть Бухтанасара, есть и другие версии. Истину мы оставим на Всевышнего, я же написал, как рассказывается в одной из книг.
Краткое сказание о смерти Данияла (мир ему)
Войска Абу Мусы аль-Аш‘ари ─ взяли город Сус, убили его правителя по имени Сабур и захватили дворец. Обыскивая дворец, они наткнулись на запертую комнату и, сорвав замки, проникли внутрь. Там был обнаружен каменный саркофаг, а в нем покойник удивительно высокого роста, завернутый в расшитый золотой нитью саван. Как сказано в «‘Ара’исе», когда стали измерять, один только нос его оказался длиной больше пяди. Когда у жителей Суса спросили о покойном, они ответили следующее: «Этот человек когда-то жил в Ираке, и когда иракцы его именем просили о дожде, дождь начинался». О его благодати знали и в Сусе. Во времена сильной засухи жители Суса попросили иракцев прислать его на время к ним, чтобы попросить дождя, но те отказали им. Тогда они предложили пятьдесят человек в заложники, и только после этого иракцы согласились отправить его в Сус. Когда этот человек прибыл в Сус, его именем стали молить о дожде, и в тот же час пошел обильный дождь и распространилась благодать. Но потом жители Суса отказались отпустить его в Ирак, чтобы благодать осталась на их земле, и так до самой смерти тот человек оставался в этой стране. А после смерти его тело сохранили, как сокровище.
На вопрос аль-Аш‘ари ─ жители Суса вежливо рассказали эту историю, но больше им ничего не было известно, никто не знал даже его имени.
Абу Муса ─ написал письмо халифу ‘Умару ─, в котором говорилось о взятии Суса и о найденном здесь неизвестном. Получив это послание, ‘Умар ибн Хаттаб ─ срочно созвал авторитетных сподвижников, прочитал им письмо и спросил, есть ли кто-нибудь, кто знает что-либо об этом безымянном человеке.
Тут встал ‘Али ─ и сказал, что это Даниял (мир ему), пророк, но не посланник Аллаха. Он поведал ‘Умару ─ его историю от рождения до смерти. Затем ‘Умар ─ велел написать Абу Мусе ─ письмо с поручением совершить заупокойную молитву и похоронить его так, чтобы люди Суса не смогли добраться до него. Получив послание, Абу Муса совершил над ним намаз-джаназа.
Ему сменили саван и приготовились к погребению. С помощью жителей Суса отвели реку в сторону, на дне ее вырыли могилу, куда и опустили тело Данияла (мир ему), затем вернули реку в свое русло. Так его могила оказалась на дне реки. Место, где, как полагают, похоронен пророк Даниял (мир ему), находится в Средней Азии, в Самарканде, где рядом течет небольшая речка. Люди ходят туда на зийарат. (Из книги «История пророков. Том I» досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави).
История о захоронении пророка Данияла сподвижниками
Во времена правления халифа Умара ибн аль-Хаттаба произошла удивительная история, связанная с пророком Даниялом (Даниилом). В 16-18 г.г. по хиджре войска под руководством Абу Мусы аль-Ашари вели активные боевые действия в персидском Хузистане. Одним из последних городов, открытых мусульманами, были древние Сузы (арабск. Суса, перс. Шуш), в котором скончался пророк Даниял.
Непосредственно осадой Суз руководил виднейший сподвижник, которого звали Абу Сабра. В своей книге «Тарих ар-русуль ва аль-мулюк» (“История посланников и царей”) имам ат-Табари пишет: “Во время завоевания Суз Абу Сабре сказали: «В этом городе находится тело Данияла!» Тогда он ответил: «А нам-то до этого какое дело?!»
Далее ат-Табари приводит длинный рассказ о смерти Данияла, после чего пишет: “Завоевав Сузы, Абу Сабра отправился дальше в Джундисабура (Гундишапура), а в город прибыл Абу Муса аль-Ашари”.
Другой выдающийся мусульманский историк Ахмад аль-Балазури в своем труде «Футух аль-Булдан» (“Книга о завоевании стран”) поведал, что произошло дальше: “Когда мусульмане овладели Сузами, Абу Муса увидел дом, который был занавешен. Он спросил, что это за дом, и ему ответили, что в нем находится мертвое тело пророка Данияла”.
Ибн аль-Факих аль-Хамадани в своей «Китаб аль-Булдан» (“Книга стран”) приводит более подробный рассказ об обнаружении мусульманами тела пророка Данияла: “Он (т.е. Абу-Муса аль-Ашари) взял в плен людей и захватил казну. Когда стали составлять учет, то насчитали около трехсот сундуков. Один из сундуков был покрыт скатертью и смазан жиром. Было приказано открыть его, однако казначеи стали плакать и клясться, что в нем нет ни золота, ни серебра. Желание Абу Мусы открыть сундук лишь усилилось, и он приказал сломать его. Когда казначеи увидели это, они воскликнули: «Мы тебе скажем правду о том, что находится в нем!» Абу Муса сказал: «Говорите!» Они ответили: «В нем тело Даниила». Он спросил: «Откуда вы знаете?» Казначеи ответили: «Наш город страдал от засухи семь лет подряд, так что мы находились на грани гибели. Это тело было у нас, а христиане попросили посредством него о ниспослании дождя. Их просьба была выполнена, и они собрали урожай. Тогда мы пошли к ним, и попросили у них одолжить нам тело, но они отказали. Тогда мы дали им в залог пятьдесят наших людей с условием, что мы попросим посредством него в этом году дождя, после чего вернем его обратно. Они дали его нам, и мы получили то, что просили. Когда мы собрали урожай, нам стало жалко отдавать его. Поэтому мы спрятали тело и теперь во время засухи просим посредством него ниспослать нам дождь». Выслушав их, Абу Муса приказал открыть сундук, в котором оказалось ложе, а на нем – мертвый человек, руки которого лежали на правом колене”.
Ибн Кясир в книге “аль-Бидая ва ан-Нихая” («Начало и конец») привел сообщение, что в «облике этого человека ничего не изменилось, за исключением нескольких волос на затылке, ибо плоть пророков нетленна, и дикие звери не пожирают ее…Когда Абу Муса увидел тело, и ему сказали, что это Даниял, то он склонился над ним, обнял и поцеловал его. Затем он отправил Умару ибн аль-Хаттабу донесение, в котором сообщил о находке. В этом донесении он также написал, что рядом с телом были обнаружены около десяти тысяч дирхемов, ларец с записями и перстень”.
Ибн аль-Асир в “аль-Кямиль фи ат-Тарих” дополнительно сообщает, что в этом донесении содержалась “просьба разрешить захоронить тело”.
Далее Ибн Кясир пишет: “В ответном письме Умар приказал омыть тело водой с добавлением листьев дикой ююбы, завернуть тело в саван, захоронить его и скрыть могилу, чтобы о ее местонахождении никто не знал. Умар также приказал передать деньги в казну мусульман и отправить ему ларец с записями, позволив Абу Мусе взять перстень себе…Абд-ар-Рахман ибн Абу аз-Зинад передал, что его отец сказал: “Я видел на руке Абу Бурды ибн Абу Мусы аль-Ашари перстень, на камне которого было изображение двух львов, лижущих находившегося между ними человека. Абу Бурда сказал: “Этот перстень принадлежал тому человеку, которого жители того города называли Даниялом, а Абу Муса взял его себе в день его погребения”.
Получив послание халифа, Абу Муса поспешил исполнить приказ Умара скрыто захоронить тело пророка Данияла. Ибн Кясир в “аль-Бидая ва ан-Нихая” пишет, что он велел «вырыть днем в разных местах тринадцать могил. Тело же захоронили ночью и сровняли все могилы с землёй, чтобы люди ничего о нём не узнали и не раскопали его могилу».
Более того, все мусульманские историки пишут о том, что для погребения тела Абу Муса приказал ночью перекрыть реку, вырыть на ее дне могилу, захоронить в ней тело, а затем разобрать перекрытие. Наиболее подробно об этом поведал Ибн Кясир: “Абу Муса приказал четырем пленникам (из числа персов) перекрыть реку, вырыть посреди нее могилу и похоронить в ней тело. Затем было разобрано перекрытие, и вода скрыла могилу. После этого к нему привели этих четырех пленников, и он отрубил им головы. Таким образом, никто не знал о месте захоронения, кроме Абу Мусы аль-Ашари, да будет доволен им Аллах”.
Опасаясь многобожия со стороны людей, Абу Муса аль-Ашари так никому и не раскрыл местонахождение могилы пророка Данияла, и где она находится известно только Аллаху. (minbar.kz)
Источники: имам ат-Табари «Тарих ар-русуль ва аль-мулюк» (“История посланников и царей”), Ахмад аль-Балазури «Футух аль-Булдан» (“Книга о завоевании стран”), Ибн аль-Факих аль-Хамадани «Китаб аль-Булдан» (“Книга стран”), Ибн Кясир “аль-Бидая ва ан-Нихая” («Начало и конец»), Ибн аль-Асир “аль-Кямиль фи ат-Тарих”.