Citaty Su Краткая биография

Краткая биография Пушкина

Пушкин Александр Сергеевич (1799 – 1837 гг.), великий русский поэт, прозаик, драматург, публицист, критик.

Родился 26 мая (6 июня) 1799 г. в Москве, в Немецкой слободе. Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению.

В 1811 г. Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей.

После окончания лицея в июне 1817 г. в чине коллежского секретаря Пушкин был определен на службу в Коллегию иностранных дел, где не работал и дня, всецело отдавшись творчеству. К этому периоду относятся стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «На Аракчеева».

Еще до окончания лицея, в 1817 г., начал писать поэму «Руслан и Людмила», которую закончил в марте 1820 г.

В мае он был сослан на юг России за то, что «наводнил Россию возмутительными стихами».

В июле 1823 г Пушкина перевели под начало графа Воронцова, и он переехал в Одессу.

В Михайловском, куда он был выслан в 1824 г, Пушкин сформировался как художник-реалист: продолжил писать «Евгения Онегина», начал «Бориса Годунова», написал стихи «Давыдову», «На Воронцова», «На Александра I» и др.

17 декабря 1825 г узнает о восстании декабристов и аресте многих своих друзей. Опасаясь обыска, он уничтожил автобиографические записки, которые, по его словам, «могли замешать многих и, может быть, умножить число жертв».

В 1828 г самовольно уехал на Кавказ. Впечатления от этой поездки переданы в его очерках «Путешествие в Арзрум», стихотворениях «Кавказ», «Обвал», «На холмах Грузии».

В 1830 г эпидемия холеры вынудила его на несколько месяцев задержаться в Болдино. Этот период творчества поэта известен как «Болдинская осень». В Болдине написаны такие произведения, как «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Сказка о попе и о работнике его Балде», стихотворения «Элегия», «Бесы», «Прощение» и множество других, закончен «Евгений Онегин».

Летом 1831 г. вновь поступил на государственную службу в Иностранную коллегию с правом доступа в государственный архив. Начал писать «Историю Пугачева», историческое исследование «История Петра I».

Вечные темы
Цитаты про обман в любви

Последние годы жизни Пушкина прошли в тяжелой обстановке все обострявшихся отношений с царем и вражды к поэту влиятельных кругов придворной и чиновничьей аристократии. Но, хотя в таких условиях творческая работа не могла быть интенсивной, именно в последние годы написаны «Пиковая дама», «Египетские ночи», «Капитанская дочка», поэма «Медный всадник», сказки.

В конце 1835 г. Пушкин получил разрешение на издание своего журнала, названного им «Современник».

Зимой 1836 г. завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход клевету о взаимоотношениях его жены Натальи Николаевны с Ж. Дантесом. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 27 января (8 февраля) 1837 г. на Черной речке.

Поэт был смертельно ранен и 29 января (10 февраля) скончался.

Опасаясь демонстраций, царь приказал тайно вывезти тело Пушкина из Петербурга.

Кто отравил Моцарта.

Краткая биография Моцарта

Моцарт Вольфганг Амадей (1756— 1791), австрийский композитор.

Родился 27 января 1756 г. в Зальцбурге. Первым учителем музыки стал для мальчика его отец Леопольд Моцарт. С самого раннего детства Вольфганг Амадей был «чудо-ребёнком»: уже в четырёхлетнем возрасте пробовал написать концерт для клавесина, а с шести лет блестяще выступал с концертами по странам Европы. Моцарт обладал необыкновенной музыкальной памятью: ему достаточно было только раз услышать любое музыкальное произведение, для того чтобы совершенно точно записать его.

Слава пришла к Моцарту очень рано. В 1765 г. были опубликованы и исполнены в концертах его первые симфонии. Всего композитором написано 49 симфоний. В 1769 г. он получил место концертмейстера при дворе архиепископа в Зальцбурге. Уже в 1770 г. Моцарт стал членом Филармонической академии в Болонье (Италия), а Папа Римский Климент XIV возвёл его в рыцари Золотой шпоры. В том же году в Милане была поставлена первая опера Моцарта «Митридат, царь понтийский». В 1772 г. там же поставлена вторая опера — «Луций Сулла», а в 1775 г. в Мюнхене — опера «Мнимая садовница». В 1777 г. архиепископ разрешил композитору отправиться в большое путешествие по Франции и Германии, где Моцарт концертировал с неизменным успехом.

В 1779 г. он получил должность органиста при архиепископе Зальцбургском, но в 1781 г. отказался от неё и переехал в Вену. Здесь Моцарт закончил оперы «Идоменей» (1781 г.) и «Похищение из сераля» (1782 г.). В 1786—1787 гг. написаны две, пожалуй, самые известные оперы композитора — «Свадьба Фигаро», поставленная в Вене, и «Дон Жуан», который был впервые поставлен в Праге.

В 1790 г. снова в Вене поставлена опера «Так поступают все». А в 1791 г. написаны сразу две оперы — «Милосердие Тита» и «Волшебная флейта». Последним произведением Моцарта стал знаменитый «Реквием», который композитор не успел завершить.

Закончил сочинение Ф. К. Зюсмайер, ученик Моцарта и А. Сальери. Творческое наследие Моцарта, несмотря на его короткую жизнь, огромно: по тематическому каталогу Л. фон Кёхеля (почитателя творчества Моцарта и составителя наиболее полного и общепринятого указателя его сочинений), композитор создал 626 произведений, среди которых 55 концертов, 22 клавирные сонаты, 32 струнных квартета.

Умер 5 декабря 1791 г. в Вене.

Умер Моцарт 5 декабря 1791 года примерно через час после полуночи, на тридцать шестом году жизни. Причина смерти Моцарта до сих пор является предметом споров. Большинство исследователей считает, что Моцарт действительно умер, как это и было указано в медицинском заключении[11], от ревматической (просовидной) лихорадки, возможно, осложнённой острой сердечной или почечной недостаточностью. Знаменитая легенда об отравлении Моцарта композитором Сальери и сейчас поддерживается несколькими музыковедами, но сколько-нибудь убедительные доказательства этой версии отсутствуют[12][13]. В мае 1997 года суд, заседавший в миланском Дворце правосудия, рассмотрев дело Антонио Сальери по обвинению в убийстве Моцарта, вынес ему оправдательный приговор[14].

ru.wikipedia.org›Моцарт, Вольфганг Амадей

Задача данной статьи — выяснить истинную причину ухода из жизни гениального композитора ВОЛЬФГАНГА АМАДЕЯ МОЦАРТА по его коду ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Смотреть предварительно «Логикология — о судьбе человека». http://www.proza.ru/2012/03/16/1446

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

13 28 51 52 69 88 91 106 118 147 168 172 173 187 191 192 205 206 211 217 227
М О Ц А Р Т В О Л Ь Ф Г А Н Г А М А Д Е Й
227 214 199 176 175 158 139 136 121 109 80 59 55 54 40 36 35 22 21 16 10

3 18 30 59 80 84 85 99 103 104 117 118 123 129 139 152 167 190 191 208 227
В О Л Ь Ф Г А Н Г А М А Д Е Й М О Ц А Р Т
227 224 209 197 168 147 143 142 128 124 123 110 109 104 98 88 75 60 37 36 19

Из письма А. С. Пушкина (1799—1837) к своему другу поэту Петру Вяземскому (около 7 ноября 1825 г.): «Поздравляю тебя, моя радость, с романтическою трагедиею, в ней же первая персона Борис Годунов! Трагедия моя кончена; я перечёл её вслух, один, и бил в ладоши, и кричал, ай да Пушкин! ай да сукин сын!»
Служит для шутливого выражения радости от удачно выполненной работы, блестяще реализованного замысла и т. д.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003.

Но по другим источникам, в частности, из манускрипта почётного каюра, то бишь курьера трёх приполярных академий Вэлвымтилына Клюкэнэвыта это изречение выглядело по-иному.
Когда Александр Сергеевич узнал о суде над Сальери, обвинённом в отравлении самого Вольфганга Амадея Моцарта, он быстренько расчертил таблицу кода ПОЛНОГО ИМЕНИ и, узрев контрольные слова 103 = ОТРАВЛЕНИЕ и 139 = ОТРАВЛЕННЫЙ, сходу написал трагедию «Моцарт и Сальери».
Вот тогда-то и прозвучала эта знаменитая фраза, но в другой интерпретации: Ай да Сальери! ай да сукин сын!

На самом деле всё обстоит несколько сложнее:

если составить таблицу из дешифровки, проходящей по обеим таблицам кода ПОЛНОГО ИМЕНИ, то мы увидим 13 совпадающих столбцов:

227 = (с) ЕРДЦА (сме) РТ (ь) + (заболе) В (ание) + (б) ОЛ (езн) Ь (ин) Ф (екционная) + ЯДА ДЕЙ (ствие).

227 = (заболе) В (ание) + (б) ОЛ (езн) Ь (ин) Ф (екционная) + ЯДА ДЕЙ (ствие) + (с) ЕРДЦА (сме) РТ (ь).

Острая ревматическая лихорадка (ревматизм) – системное воспалительное заболевание соединительной ткани, развивающееся у людей с генетической предрасположенностью после инфицирования В-гемолитическим стрептококком группы А. Структурные компоненты данной бактерии схожи с некоторыми тканями человеческого организма. В результате этого иммунная система, борясь с инфекцией, уничтожает и клетки организма хозяина, что приводит к поражению различных органов – сердца, суставов, кожи и центральной нервной системы.

Ревматическая лихорадка. Причины, симптомы, признаки.
polismed.com›articles-revmaticheskaja…prichiny…
Поражение сердца при ревматической лихорадке является одной из самых распространённых причин инвалидности среди людей трудоспособного возраста. В начале 20 века более 40% людей, заболевших ревматической лихорадкой, умирали.

Посмотрим, что нам скажет «ПАМЯТЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОЛЯ»:

111-ПАМЯТЬ + 201-ИНФОРМАЦИОННОГО + 75-ПОЛЯ = 386.

386 = 227-(код ПОЛНОГО ИМЕНИ) + 159-ПОГИБАЮЩИЙ ОТ (болезни).

227 = 159-ПОГИБАЮЩИЙ ОТ + 68-БОЛЕЗНИ.

159 — 68 = 91 = УМИРАНИЕ.

Код ДНЯ СМЕРТИ: 88-ПЯТОЕ + 74-ДЕКАБРЯ = 162 = ПОРАЖЕНИЕ СЕРДЦ(а).

symptomd.ru›icd10/i01_revmaticheskaya…s…serdca
Поражение сердца при ревматизме отмечается у 70-85% пациентов. .

386-(ПАМЯТЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОЛЯ) = 162-ПОРАЖЕНИЕ СЕРДЦ(а) + 224-НЕИЗЛЕЧИМАЯ БОЛЕЗНЬ.

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ: 123-ТРИДЦАТЬ + 96-ПЯТЬ = 219 = НАСТУПЛЕНИЕ СМЕРТИ.

386-(ПАМЯТЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОЛЯ) = 219-ТРИДЦАТЬ ПЯТЬ + 167-НАСТУПЛЕНИЕ СМ(ерти); ОСТАНОВКА СЕРДЦА.

Смотрим столбец в нижней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:

190 = ТРИДЦАТЬ ПЯТ(ь) = НАСТУПЛЕНИЕ СМЕР(ти)
____________________________________________________
60 = БОЛЕЕТ = (наступлени)Е СМЕР(ти)

Урок нравственности ко Дню Победы для 9–11-х классов «О выборе» (по повести В.Быкова «Сотников»)

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг. , В.Быков «Сотников» , В.Быков

Цель: формирование у обучающихся активной гражданской позиции, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию.

Задачи:

  • образовательная — осуществлять идейный анализ художественного произведения, способствовать формированию понятия «нравственный выбор».
  • воспитательная — способствовать воспитанию патриота, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
  • развивающая — формировать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.

Формируемые универсальные учебные действия

  • Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, установление причинно-следственных связей, аргументирование.
  • Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль деятельности на учебном занятии.
  • Личностные УУД: содействие развитию у oбучающихся критического мышления, поиску и определению учащимися собственных личностных смыслов и ценностных отношений.
  • Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулирование и аргументация собственного мнения.

I. Мотивация к учебной деятельности

— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы обратимся к очень важной теме, которая касается каждого человека.

II. Формулирование темы урока, постановка цели

Посмотрите на работы турецкого художника Гюрбюза Эксиоглу и сформулируйте тему урока.

*(Gurbuz Dogan Eksioglu (Гюрбюз Доган) родился в 1954 году, в провинции Турции (Mesudiye).Он изучал графику в государственном колледже изящных искусств в Стамбуле, (переименованный сегодня в Мраморный университет — факультет изобразительных искусств ), где по-прежнему преподаёт как доцент. С 1977 года он начал заниматься созданием карикатур и комиксов. Он участвовал во многих национальных и международных выставках, а также было девять персональных выставок в том числе одна в Нью-Йорке. Работы Эксиоглу регулярно публикуют в крупных изданиях, среди них The New Yorker и Forbes. Публика с большим интересом воспринимает его творчество. Философские картины Эксиоглу выставляют в разных странах мира, в Нью-Йорке прошло девять его персональных выставок).

Что объединяет эти картины? (Объединены темой выбора)

Выбор между какими поступками? (оказать помощь или бросить на верную гибель).

Таким образом, тема урока — выбор между…. (добром и злом).

Словарная работа

В «Большом толковом словаре русского языка» под редакцией С.А.Кузнецова одно из толкований слова «нравственный» объясняется следующим образом: «отличающийся высокой нравственностью; соответствующий нормам нравственности, требованиям морали».

В «Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений» к слову «выбор» приводятся следующие синонимы: избрание, отбор, подбор, сортировка.

Если объединить эти слова, то нравственный выбор — это основанный на моральных ценностях выбор человеком модели своего поведения. Нравственный выбор — это, в первую очередь, выбор между добром и злом: верностью и предательством, любовью и ненавистью, милосердием или равнодушием, совестью или бесчестием, законом или беззаконием… Его совершает каждый человек на протяжении все жизни, возможно, не один раз.

III. Изучение нового материала

1. Василь Быков (кратко о писателе)

Чингиз Айтматова в своё время сказал о белорусском писателе такие слова: «Судьба сберегла нам Василя Быкова, чтобы он жил и писал от имени целого поколения, от имени тех, что юнцами познали войну. «

Быков Василий (Василь) Владимирович (1924-2003), белорусский писатель. Родился 19 июня 1924 г. в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. Детство писателя было безрадостным: «Голодная жизнь, когда надо идти в школу, а нечего поесть и надеть…». Окончив семилетку, Василь поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища, которое вскоре пришлось оставить: в 1940 г. были отменены стипендии. Война застала Быкова на Украине.

Писатель ушёл на войну, когда ему было 17 лет. Он всё видел своими глазами, а потом писал о войне всю жизнь.

Василь Быков говорил, что «характер человека проявляется только в экстремальной ситуации». Все его герои попадают в такие ситуации и ведут себя по-разному. Про саму войну в произведениях говорится мало. Писатель больше показывает, как люди начинают себя вести, когда речь идёт о жизни и смерти.

В составе действующей армии он отступал до Воронежа. Затем, после Саратовского пехотного училища, в звании младшего лейтенанта вернулся на фронт и воевал до Победы — на Украине, в Румынии, Венгрии, Австрии. Дважды был ранен. Окончательно демобилизовался в 1955 г.; жил в городе Гродно (Белоруссия).

В 1949 г. в «Гродненской правде» были напечатаны первые рассказы Быкова. Сам писатель свою литературную биографию ведёт с рассказов «Смерть человека» и «Обозник», написанных в 1951 г. на Курилах. Главной темой его прозы стала Великая Отечественная война — эпоха «колоссальных усилий народа».

Василь Быков отказывается от напыщенности и помпезности в изображении войны, от лакировки действительности. Он предлагает читателю неприкрашенную «окопную правду», рисует военные будни, увиденные глазами младшего офицера (так называемая «лейтенантская проза»). Анатомия мужества, с одной стороны, и предательства — с другой, исследуется в повестях «Сотников» (1970 г.; экранизирована режиссёром Л. Шепитько под названием «Восхождение», 1977 г.), «Обелиск», «Дожить до рассвета» (обе 1973 г.), «Волчья стая» (1975 г.), «Его батальон» (1976 г.) и др. В произведениях 80-90-х гг. (повести «Знак беды», 1982 г., «Карьер», 1986 г., «В тумане», 1987 г., «Облава», 1990 г., «Стужа», 1993 г., «Полюби меня, солдатик…», 1996 г.

Умер 22 июня 2003 г. в Минске.

2. История создания повести «Сотников» и сюжет

Василь Быков написал повесть «Сотников» в 1969 году. Идею для сюжета он взял из своей собственной жизни. Во время войны он встретил сослуживца, который в какой-то момент согласился сотрудничать со сторонниками немецкой армии. Эта встреча натолкнула автора на рассуждения о готовности человека предать принципы ради спасения собственной жизни.

Изначально произведение называлось «Ликвидация»

Перескажите сюжет книги по буктрейлеру

Основные события происходят во время вылазки двух бойцов за провизией для партизанского отряда. 26-летний учитель болен простудой, но вызывается пойти в селение вместе с Рыбаком — крепким и здоровым парнем. Мужчины идут на риск, кругом нацисты, но другого выхода нет — нужно помочь отряду.

В дороге напарников заметили оккупанты, завязался бой, и партизаны вынуждены были отступать, чтобы спрятаться в деревне. Там они забрались в дом с ребятишками, и пришедшая хозяйка сдалась на уговоры и оставила бойцов у себя с риском для жизни.

Из-за болезни Сотникова полицаи все же нашли беглецов и повели на допрос. Учитель выдержал все пытки, а Рыбак испугался и согласился сотрудничать с врагами. В финале несговорчивого пленника казнят. Рыбаку стыдно за свой выбор, он все еще надеется сбежать от фрицев к своим, но читатель понимает, что ему не удастся это сделать. У предателя больше нет родины.

Главные герои и их характеристика

Сотников — бывший учитель, 26 лет. В начале войны командовал батареей, но попал в плен. После побега присоединился к одному из партизанских отрядов. Сотников является примером человека с железными жизненными ориентирами, которые не могут измениться под действием каких-либо обстоятельств. Обладает слабым здоровьем, которое, по сути, и является причиной многих событий, происходящих в повести. Для Быкова этот герой -моральный ориентир, пример нравственной стойкости, выбравший «чистую» смерть, а не «грязную» жизнь. Все описание Сотникова строится именно на силе его характера, которая противопоставляется физической силе Рыбака.

Рыбак — напарник Сотникова, полная его противоположность. Хороший солдат, сила которого основана на отличном здоровье и выносливости. В начале войны был старшиной отряда, ушел в партизаны после ранения. В первой части произведения именно Рыбак вызывает симпатию. Он отправляется в опасный поход, чтобы помочь своему отряду, при этом практически тащит за собой больного Сотникова. Он представляется человеком ответственным, сильным, надежным. Но в ходе развития действий он превращается в предателя, помогающего убить своего друга. Однако Рыбака нельзя назвать исключительно плохим человеком. Он — лишь жертва обстоятельств, сложившихся во многом не из-за него. Несмотря на это, персонаж, конечно же, сам несет ответственность за нравственный выбор, который он делает. Ничто не может оправдать его в полной мере. Хотя и трудно обвинить человека в желании жить, однако жизнь ли — служение врагам, уничтожающим все, что тебе дорого? Конечно нет. И сам Рыбак это понимает, но в тот момент, когда стало уже слишком поздно, чтобы поменять решение.

В повести «Сотников» Василь Быков затрагивает множество важным тем, которые особенно характерны для произведений с военной тематикой: смелость, героизм, самопожертвование, верность, любовь к родине, предательство, но основой всего произведения является проблема нравственного выбора. Каждому из героев приходится принимать свое трудное решение. Сотников и Рыбак могут выбрать, кем стать: мертвым героем или живым предателем.

3. Чтение и анализ отрывка из повести Василя Быкова «Сотников»

Рыбак, оставшись с Сотниковым, не очень уверенно подвел его к последнему под аркой чурбану и остановился. Как раз над ними свешивалась новенькая, как и остальные, пеньковая удавка с узковато затянутой петлей, тихонько раскручивающейся вверху. «Одна на двоих», — почему-то подумалось Сотникову, хотя было очевидно, что эта петля для него. Надо было влезать на чурбан. Он недолго помедлил в нерешительности, пока в сознании не блеснуло отчаянное, как ругательство: «Эх, была не была!» Бросив уныло застывшему Рыбаку: «Держи!», он здоровым коленом стал на торец, свежезаслеженный грязным отпечатком чьей-то подошвы. Рыбак тем временем обеими руками обхватил подставку. Для равновесия Сотников слегка оперся локтем о его спину, напрягся и, сжав зубы, кое-как взобрался наверх.

Минуту он тихо стоял, узко составив ступни на круглом нешироком срезе. Затылок его уже ощутил шершавое, леденящее душу прикосновение петли. Внизу застыла широкая в полушубке спина Рыбака, заскорузлые его руки плотно облапили сосновую кору чурбана. «Выкрутился, сволочь!» — недобро, вроде бы с завистью подумал про него Сотников и тут же усомнился: надо ли так? Теперь, в последние мгновения жизни, он неожиданно утратил прежнюю свою уверенность в праве требовать от других наравне с собой. Рыбак был неплохим партизаном, наверно, считался опытным старшиной в армии, но как человек и гражданин, безусловно, недобрал чего-то. Впрочем, он решил выжить любой ценой — в этом все дело. (…)

Но вот рядом затопал кто-то из полицаев, потянулся к его веревке; бесцеремонные руки в сизых обшлагах поймали над ним петлю и, обдирая его болезненные, намороженные уши, надвинули ее на голову до подбородка. «Ну вот и все», — отметил Сотников и опустил взгляд вниз, на людей. Природа сама по себе, она всегда без усилия добром и миром ложилась на душу, но теперь ему захотелось видеть людей. Печальным взглядом он тихонько повел по их неровному настороженному ряду, в котором преобладали женщины и только изредка попадались немолодые мужчины, подростки, девчата — обычный местечковый люд в тулупчиках, ватниках, армейских обносках, платках, самотканых свитках. Среди их безликого множества его внимание остановилось на тонковатой фигурке мальчика лет двенадцати в низко надвинутой на лоб старой армейской буденовке. Тесно запахнувшись в какую-то одежду, мальчонка глубоко в рукава вбирал свои озябшие руки и, видно было отсюда, дрожал от стужи или, может, от страха, с детской завороженностью на бледном, болезненном личике следя за происходящим под виселицей. Отсюда трудно было судить, как он относится к ним, но Сотникову вдруг захотелось, чтобы он плохо о них не думал. И действительно, вскоре перехватив его взгляд, Сотников уловил в нем столько безутешного горя и столько сочувствия к ним, что не удержался и одними глазами улыбнулся мальцу — ничего, браток. (…)

Со стороны начальства раздалась команда, видно, это уже относилось к нему: чурбан под ногами на миг ослабел, пошатнулся. Едва не свалившись с него, Сотников глянул вниз — с искривленного, обросшего щетиной лица смотрели вверх растерянные глаза его партизанского друга, и Сотников едва расслышал:

— Пошел к черту! — коротко бросил Сотников.

Вот и все кончено. Напоследок он отыскал взглядом застывший стебелек мальчишки в буденовке. Тот стоял, как и прежде, на полшага впереди других, с широко раскрытыми на бледном лице глазами. Полный боли и страха его взгляд следовал за кем-то под виселицей и вел так, все ближе и ближе к нему. Сотников не знал, кто там шел, но по лицу мальчишки понял все до конца.

Подставка его опять пошатнулась в неожиданно ослабевших руках Рыбака, который неловко скорчился внизу, боясь и, наверное, не решаясь на последнее и самое страшное теперь для него дело. Но вот сзади матерно выругался Будила, и Сотников, вдруг потеряв опору, задохнувшись, тяжело провалился в черную, удушливую бездну.

Просмотр отрывка из фильма «Восхождение» (по мотивам повести В.Быкова «Сотников») — сцена казни партизан (с 1.26 и до конца фильма) https://www.youtube.com/watch?v=VteY61FDhc8

Обсуждение

— Какой нравственный выбор делают Сотников и Рыбак? (Сотников остается верен своим убеждениям, поэтому его казнят; Рыбак спасает свою жизнь ценой предательства)

— Почему Сотников, глядя на приготовленную ему петлю, думает: «Одна на двоих»?

(Рыбак собственноручно казнит товарища. Он избежал физической смерти, он обрек себя на муки совести. Рыбак, как Иуда, пытается повеситься в уборной, среди вони человеческих отходов, даже готов броситься головой вниз, но не решается. Унизительное рабское существование становится для него пожизненным наказанием.)

— Можно ли его назвать Рыбака закоренелым негодяем? (нет, его мучит совесть, он оказался слабым морально человеком).

  • Закрепление нового.

Прочитайте афоризмы. Какой из них передает главную идею произведения?

  • Дело не в дорогах, что мы выбираем, а в том, что внутри нас заставляет выбирать эти дороги. (О.Генри)
  • Жизнь — это череда выборов. (Нострадамус)
  • Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. (К.Г.Паустовский)
  • Лучше смерть со славой, чем постыдный в жизни путь. (Ш.Руставели)

IV. Рефлексия

Устное рассуждение на тему: Что такое нравственный выбор? Ситуации, в которых человеку приходится совершать нравственный выбор (примеры и ваши предполагаемые действия).

Список литературы

  1. Большой толковый словарь русского языка [Текст]: А-Я / РАН. Ин-т лингв. исслед.; Сост., гл. ред. канд. филол. наук С.А.Кузнецов. — Санкт-Петербург: Норинт, 1998. — 1534 с.
  2. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений/ Н. Абрамов. — Москва: Русские словари, 1999. — (Электронная версия, «ГРАМОТА.РУ», 2002).


источники:

http://proza.ru/2014/02/08/1659

http://urok.1sept.ru/articles/687225