Михаил Павлович Чехов (1865-1936)
Чехов Михаил Павлович (1865 — 1936г) — младший брат, родился в Таганроге 6 октября 1865 года. После переезда Чеховых в Москву он поступил в Московский университет на юридический факультет. Затем служил инспектором, после чего стал начальником отдела казенной палаты Ярославля.
Творческая атмосфера чеховской семьи также отразилась и на Михаиле Павловиче. У него появился интерес к литературной деятельности. В Москве он начал помещать в детские журналы небольшие очерки и рассказы, под которыми можно было найти его псевдоним «М. Богемский». В общем М. П. Чехов относился к разносторонне развитым одаренным людям: хорошо рисовал и отлично играл на фортепиано.
С начала 1900-х г. Активно писал рассказы, повести, пьесы, стихи, театральные рецензии. Ему также посильны были переводы и занятие редакторской деятельностью. Именно с этого времени он полностью себя посвятил литературе. М. П. Чехов стал автором мемуаров, в том числе «О Чехове», который считают его энциклопедией.
К его работам относят исследование «О договорах Игоря, Олега и Святослава с греками», такие драматические произведения как «Голубой бант», «За 20 минут до звонка», «Хоть ложись, да умирай». В 1903 году Михаил стал редактором – издателем журнала «Европейская Библиотека».
После тяжелой болезни 14 ноября 1936 года М. П. Чехов умер в Ялте.
Чехов Михаил Павлович Краткая биография
Михаил Павлович Чехов (6 октября 1865, Таганрог — 14 ноября 1936, Ялта) — писатель, младший брат Антона Павловича Чехова.
Ранние годы и служба
Родился в 1865 году в Таганроге. Окончил первый класс Таганрогской мужской гимназии. В 11 лет определился в московскую гимназию. Переписывал произведения брата, ходил по редакциям юмористических журналов и газет. Окончил курс на Юридическом факультете Московского университета (1885—1890). Курсовая «О договорах Олега, Игоря и Святослава с греками» (1889).
Служил податным инспектором в Ефремове и Алексине (1890—1892), Серпухове (1892—1894), Угличе (1894—1898). В 1891 году напечатал в «Вестнике иностранной литературы» свой перевод повести Уйды «Дождливый июнь». Первой книгой Михаила Чехова стал словарь для сельских хозяев «Закром», вышедший в 1894 году (второе издание под названием «Полная чаша» появилось в 1907 году). В Угличе Михаил Павлович был режиссёром, сценаристом, актёром и декоратором самодеятельной театральной труппы. В 1896 году познакомился с Ольгой Германовной Владыкиной, служившей гувернанткой у местного фабриканта; вскоре они поженились; дочь Евгения (1898) — певица, сын Сергей (1901) — художник.
В 1898 году назначен начальником отделения Ярославской казённой палаты.[1] Часто посещал театр, его статьи и театральные рецензии печатались в местной прессе, затем и в столичном журнале «Театр и искусство». Служба ему не нравилась, а он не нравился сослуживцам и в 1901 году ему предложили подать в отставку или перевестись в другой город.
Переехал в Петербург, назначен заведующим книжной торговлей на железных дорогах. В начале 1900-х годов напечатал ряд рассказов в газете «Новое время», однако ему не нравилась политика её редакции и с 1903 года он стал издавать собственный журнал «Европейская библиотека», но денег хватило только на несколько номеров. Его статьи, рассказы, юмористические произведения и очерки по общим вопросам печатались в «Свете и тенях», «Новостях дня», «Будильнике», «Русском сатирическом листке» и др. за подписями М. Б-ский, М. Ч., Максим Холява, Капитан Кук. Написал несколько драматических произведений («Голубой бант», «Хоть ложись, да умирай», «За 20 минут до звонка» и др.). В 1904 году был издан сборник «Очерки и рассказы» и вышла отдельным изданием повесть «Синий чулок», в 1905 году — повесть «Сироты». В 1910 году появился сборник рассказов «Свирель». Второе издание «Очерков и рассказов» по представлению почётного академика А. Ф. Кони получило Пушкинскую премию Академии наук (почётный отзыв).
С 1907 по 1917 год издаёт и редактирует, будучи и почти единственным автором, детский журнал «Золотое детство», выходивший два раза в месяц; значительное место в журнале занимают рассказы о природе и о животных. С 1914 года редакция журнала располагалась в «доме Бенуа», в котором М. П. Чехов проживал в эти годы. Под маркой «Золотого детства» в 1913 году в составе сборника «Английские сказки» вышел анонимный перевод «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэррола; с большой долей вероятности переводчиком был сам Чехов.
Деятельно сотрудничал в «Детском чтении», «Детском отдыхе», «Друге детей», под псевдонимом М. Богемский. В 1920-х годах вышло в свет несколько книжек его рассказов для детей (под псевдонимами К. Треплев и С. Вершинин).
В 1920-е напечатал более десяти томов своих переводов с французского и английского языков (сочинения д’Эсма, Кервуда, Кеннеди).
«Брат своего брата»
Первый биограф своего знаменитого брата. В 1905 году на годовщину его смерти в «Ежемесячном журнале для всех» были опубликованы воспоминания о нём, новые их части публиковались в 1906 (там же), 1907 («Новое слово»). В 1911—1916 годах вместе с сестрой Марией Павловной работал над изданием шеститомного собрания писем А. П. Чехова, написал к нему биографические очерки. В 1923 году вышла его книга «Антон Чехов и его сюжеты». В 1924 году была напечатана книга «Антон Чехов, театр, актёры и „Татьяна Репина“». Принимал участие в работе музея Чехова в Москве. В 1930 году опубликованы воспоминания «Антон Чехов на каникулах». Принял участие в подготовке к публикации в 1930 году тома неизданных писем брата.
В 1926 году заболел грудной жабой и окончательно переехал в Ялту, где работал до самой смерти вместе с сестрой в доме-музее А. П. Чехова: вёл отчетность, работал научным сотрудником, а потом консультантом, описал личную библиотеку брата. Написал пьесу «Дуэль» по повести А. П. Чехова и киносценарий «Дело Петрашевского». В 1929 году был принят в члены Всероссийского союза писателей. В 1929 году пишет книгу «Вокруг Чехова», изданную в 1933 году — её называли «чеховской энциклопедией». В 1932 году ему была назначена персональная пенсия. В 1935 году была напечатана статья Михаила Павловича «Предки Антона Чехова со стороны матери». Последним его трудом был мемориальный каталог музея с подробной историей каждого экспоната (издан в 1937).
Умер в Ялте 14 ноября 1936 года после тяжёлой болезни.
Михаил Чехов — краткая биография и творческий путь
История России полно сложных и даже трагических эпизодов. К сожалению, далеко не всегда общий курс государственного развития совпадает с тем, как хотят жить известные деятели культуры и искусства. Пример этому – многочисленные эмигранты, покинувшие СССР в начале XX века потому, что они были неугодны новому политическому режиму. Михаил Чехов – это российский театральный деятель и педагог, внесший большой вклад в отечественную культуру. Как и многие его влиятельные современники, он был вынужден навсегда покинуть свою родину после образования СССР.
Биография Михаила Чехова
Михаил Чехов родился в 1891 году в Петербурге, тогда еще – столицы Российской империи. Уже в то время в стране назревали революционные настроения, но о построении социализма никакой речи еще не шло, так как монархия отчаянно пыталась сохранить власть и устоявшийся общественный строй.
Михаил Чехов в родстве с Антоном Павловичем Чеховым. Он является сыном старшего брата знаменитого писателя.
Михаил уже с малых лет проявлял большие артистические способности и увлекался актерским мастерством. Во время обучения общим предметам он также работал над своим сценическим талантом, что отметили в его аттестате.
После завершения обучения Михаил поступил на работу в театр. Первые его работы не были одобрены критиками, а внутренняя «кухня» театра с кознями и интригами разочаровала Чехова. Однако когда он начал работать в МХТ и углубился в изучение системы Станиславского, его мнение о театре сильно изменилось.
Во время государственного переворота 1917 года карьера Михаила Чехова активно развивается. Он решает создать свою собственную театральную школу, базирующуюся на его представлении об искусстве, актерском мастерстве и его философии. Главная цель Чехова была в создании классического театра, и, нужно сказать, что он в ней преуспел. В 1923 году он возглавлял первую студию МХТ, а через некоторое время организовал вторую.
Однако в 1928 году в биографии Михаила Чехова произошел крутой поворот. Он отправился в Германию на гастроли, но, не принимая то, как сильно изменилась его родина, решил не вернуться.
Михаил Александрович продолжил жить в Европе и работать в театральной сфере, хотя случались и кризисы. Потом он переехал в США, где основал свою актерскую школу, получившую большую популярность. Михаил Чехов успевал снимать еще и в кино и даже получил номинацию на Оскар за второстепенную роль в фильме А. Хичкока.
В последние годы жизни Чехов занимался преподаванием, передавая свои знания о классическом театре и актерском мастерстве новому поколению. Он умер в 1955 году в Калифорнии, так больше никогда и не вернувшись в СССР.
Создание “системы Чехова”
До Михаила Чехова классическим театром считалась система Станиславского. Однако ученик Константина Станиславского на основе его школы смог сделать новую, несколько отличающуюся систему. В ней несколько иначе рассматривается связь актера с обстоятельствами, в которые помещает его роль.
Система Чехова – это не противопоставление системе Станиславского. Это схожее учение со своими акцентами и различиями, у которого нет конфронтации с тем, как видел театр Станиславский.
Основные положения Чеховской системы:
актер – не просто инструмент в руках сценариста и режиссера, он должен использовать воображение и наполнить им свою роль;
несмотря на зависимое положение, актер должен думать и доносить до зрителя свое понимание образа;
нужно не просто находиться в образе (как диктует Станиславский), а полностью перевоплощаться в роль, дополняя ее и дорабатывая;
каждый персонаж имеет свою индивидуальность, и актер должен постичь ее и донести до зрителя, оставив свою собственную индивидуальность за пределами образа;
для того, чтобы продумать и предугадать поведение персонажа, нужно обращаться к своему воображению.
Несмотря на что, что учение Чехова менее распространено, чем школа Станиславского, оно все же признает классическим. Каждый театральный актер волен выбирать, какой подход ему ближе и поможет достичь совершенства в своем мастерстве.
Отличие от «системы Станиславского»
Подходы Чехова и Станиславского определяют основной задачей актера создание художественного образа. Однако в технике Михаила Чехова образ рассматривается не как конечная цель, а как материал, с которым должен работать актер.
Если Станиславский настаивает на том, чтобы актер полностью погрузился в роль и находил сходство между тем, что ему предстоит играть, и тем, кто он есть, то у Чехова несколько иначе. В Чеховской системе актеру предлагается найти различия между собой и ролью для того, чтобы усовершенствовать образ.
Cтаниславский утверждает, что в театре нужно постепенно погружаться в образ, осваивая его маленькими шажками, чтобы полностью охватить. Чехов же спорит: нужно работать над образом и добавлять к нему того, что не хватает, а не просто погружаться, бессознательная игра – это не то, что нужно театру.
Творческое наследие
Школа Михаила Чехова – это признанная альтернатива классической социальной школы. Сейчас она используется и в России, но все же в первую очередь наследие Чеховской системы применялось актерами в США. Дело в том, что последние несколько десятков лет своей жизни Михаил Александрович работал в Соединенных Штатах и обучал новое поколение именно американских актеров – вернуться в образовавшийся СССР он не мог, так как не принимал нового политического строя. А заниматься творчеством и жить в принципе в советском пространстве, не принимая его идей, было невозможно.
Свой театральный талант по системе Чехова развивали такие голливудские звезды, как:
Особенно большую роль школа Михаила Чехова сыграла в судьбе одной из главных голливудских персон XX века – Мэрилин Монро. Когда Норма Мортенсон (настоящее имя будущего секс-символа Голливуда) только начинала свою карьеру, многие авторитетные деятели кинематографа не признавали в ней таланта. Они считали, что их девушки не получится профессиональной актрисы.
Однако именно система актерского мастерства согласно школе Чехова помогла раскрыться актерскому таланту Нормы. Будущая звезда лично брала у него уроки, и в будущем немало преуспела, прославившись на весь мир не только как модель, но и как актриса.
Судьба Михаила Александровича Чехова не была легкой. Когда он только пришел в театр, он был удивлен тем, какие интриги плетутся внутри и как мало для некоторых актеров значит искусство как таковое (многие из них работали ради собственной славы и заработка, не ориентируясь на высшие цели). Но он смог получить авторитет за собственный талант и предложить новый подход к актерскому мастерству.
И пусть при жизни соотечественники Чехова не имели возможности оценить его вклад в искусство по достоинству, так как он вынужден был покинуть СССР, сейчас актеры и прочие театральные деятели в России активно применяют его учение, находя его альтернативным для классической школы Станиславского.