Чехов биография Урок 6 Класс

Сценарий проведения урока-презентации «Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество»

Презентация к уроку

Цели урока:

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством Антона Павловича Чехова;
  • повысить интерес к творчеству Антона Павловича Чехова;
  • развить познавательные способности учащихся;
  • развить творческие способности учащихся;
  • воспитать информационную культуру учащихся.

Оборудование: мультимедийная презентация «Жизнь и творчество Антона Павловича Чехова»; компьютер, медиапроектор, экран; выставка книг с произведениями Чехова; реквизит выступающих в инсценировках рассказов Чехова.

Предварительная работа: учащиеся самостоятельно знакомятся с биографией А.П. Чехова, творческие группы учащихся готовят инсценировки рассказов А.П. Чехова; проходит подготовка ведущих урока.

Ведущий 1

Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге (слайд 3) в семье купца третьей гильдии. Отец и дед его были крепостными села Ольховатка Воронежской губернии.
Дед Чехова, Егор Михайлович, ценой напряженного труда скопил три с половиной тысячи рублей и к 1841 году выкупил всю семью из крепостного состояния.

Отец, Павел Егорович (слайд 4), будучи уже свободным человеком, выбился в люди и завел в Таганроге собственное торговое дело, небольшой магазин по торговле «колониальными товарами» (слайд 5). Но больше всего он увлекался церковным пением, даже руководил церковным хором, играл на скрипке, неплохо писал красками. Павел Егорович Чехов унаследовал от своего отца деспотичный характер и, хотя в письмах семейству проявлял заботу и сострадание, в жизни часто прибегал к рукоприкладству и брани. Он заставлял своих детей с утра до ночи работать в лавке, а также петь в хоре на многочасовых церковных службах.

Мать писателя, Евгения Яковлевна Чехова — тихая женщина, стоически терпевшая деспотизм мужа и годы нужды. Она не любила читать и писать, всю жизнь жила интересами семьи, переживая, в первую очередь, за своих детей. Она пережила четырёх из семи своих детей — самой первой умерла дочь Евгения в возрасте двух лет. Антон Чехов говорил, что «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».

Ведущий 2

Антон Павлович Чехов был третьим ребёнком в семье (слайд 6). Раннее детство Антона протекало в бесконечных церковных праздниках, именинах. В будние дни, после школы братья втроем бегали рыбачить или ловить щеглов и чижей.

Сначала Чехов учился в греческой школе в Таганроге. Содержащий школу грек заставлял зазубривать уроки, бил учеников линейкой, ставил в угол на колени на крупную соль.

В 8 лет, после двух лет учёбы, Чехов поступает в таганрогскую гимназию (слайд 7,8). Мужская классическая гимназия была старейшим учебным заведением на юге России и давала солидное по тем временам образование и воспитание. Окончившие восемь классов гимназии молодые люди могли без экзаменов поступить в любой российский университет или поехать учиться за границу.

Гимназия сформировала у Чехова отвращение к лицемерию и фальши. Здесь формировалось его видение мира (слайд 9), любовь к книгам, знаниям и театру. Здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте», которым его наградил учитель Закона Божьего Фёдор Покровский. Здесь начинались его первые литературные и сценические опыты.

Чехов-гимназист издавал юмористические журналы, придумывал подписи к рисункам, писал юмористические рассказы, сценки (слайд 10). Первая драма «Безотцовщина» была написана 18-летним Чеховым в период учёбы в гимназии (слайд 11). Гимназический период Чехова был важным периодом созревания и формирования его личности, развития её духовных основ.

Ведущий 1

Ещё в 1874 году дела у отца Павла Егоровича пошли совсем плохо, и он стал падать в долговую яму. Через два года он вынужден был тайно уехать из Таганрога, 25 апреля 1876 года он приехал в Москву, где его уже ждало всё семейство Чеховых, за исключением Антона, оставшегося доучиваться в гимназии. Жил он в то время с людьми, которым достался семейный дом, занимался репетиторством с сыном нового хозяина, «оплачивая» этим проживание.

В 1879 году Антон Чехов окончил гимназию в Таганроге (слайд 12) и в этом же году переехал к родителям в Москву. В Москве он поступил на медицинский факультет Московского университета (слайд 13), где учился у известных профессоров: Н. Склифосовского, Г. Захарьина и других. В 1884 году он окончил курс университета (слайд 14) и начал работать уездным врачом в Воскресенске (ныне город Истра), в Чикинской больнице (слайд 15), заведующим которой был известный доктор П. А. Архангельский. Затем он работал в Звенигороде, где некоторое время заведовал больницей.

Чехов уже студентом (с 1880 г.) начал помещать рассказы, фельетоны, юморески в изданиях «малой прессы», преимущественно юмористических (слайд 16): московских журналах «Будильник», «Зритель» и др. и в петербургских юмористических еженедельниках «Осколки», «Стрекоза». Он публикует свои юморески под самыми разными смешными псевдонимами: Балдастов, Брат моего брата, Человек без селезенки, Антонсон, Антоша Чехонте (слайд 17).

Ведущий 2

Итогом раннего периода творчества стали сборника малой прозы (слайд 18) — «Сказки Мельпомены» (1884), «Пестрые рассказы» (1886), «Невинные речи» и «В сумерках» (оба — 1887, за последний сборник в 1888 автору присуждена академическая Пушкинская премия). В лице Чехова русская литература приобрела новое, вдумчивое и тонко-художественное дарование.

Оканчивая университет (слайд 19), он уже был автором таких великолепных произведений, как «Хамелеон» (слайд 20), «Толстый и тонкий» (слайд 21), «Смерть чиновника» (слайд 22),»Хирургия» (слайд 23), «Жалобная книга» (слайд 24), чуть позже написан рассказ «Лошадиная фамилия» (слайд 25) , которые впоследствии будут считаться программными в его творчестве. Все они выросли из небольших историй, анекдотов, забавных сценок и по своей сути превратились в сатирическое обличение современной Чехову действительности. Внешний комизм и стихия нехитрой веселости, рассчитанной на развлечение массового читателя, сочетаются с гоголевско-щедринской традицией сатирического обличения (слайд 26).

Учащиеся показывают инсценировки отрывков из рассказов А.П. Чехова «Лошадиная фамилия», «Хамелеон» и «Злоумышленник».

Ведущий 1

В 1886 Чехов получил предложение о сотрудничестве от издателя газеты «Новое время» А.С. Суворина (слайд 27,28). Здесь он впервые начинает публиковать сочинения под собственным именем. Тогда же произошел перелом в художественном творчестве. Начиная с повестей «Степь» (1886), «Скучная история» (1889) и пьесы «Иванов» (1887-1889), поставленной в петербургском театре Ф.А. Корша, перед читателем предстал уже «зрелый», «серьезный» Чехов, в сочинениях которого слышнее драматические перебои жизненного пульса, тоска о гармонии и устремленность к вопросам человеческого духа (слайд 29,30).

По настоянию издателя А. С. Суворина (слайд 31) Чехов объединяет несколько своих произведений о детях в сборник «Детвора» (1889). Сюда вошли рассказы «Детвора», «Кухарка женится», «Беглец», «Событие», «Дома» (слайд 32), «Ванька» (слайд 33), «Мальчики» (слайд 34). Сборник получил высокую оценку учителей. По их мнению, книга Чехова вызывает самые хорошие чувства и ее следует «горячо рекомендовать для детей всех возрастов». Рассказы Чехова о детях, лишенных детства, оказали большое влияние на развитие общественного сознания конца XIX века. Созданные в духе прогрессивных традиций критического реализма, они с предельной остротой ставили вопрос о несправедливости социального неравенства, об ответственности общества перед самым молодым его поколением.

Ведущий 2

Известно, что Чехов любил животных и постоянно возился с ними (слайд 35). Он был глубоко убежден в большом воспитательном эффекте тесного общения детей с различными животными, и особенно домашними. Поэтому свои произведения о животных «Каштанка» (слайд 36) и «Белолобый» (слайд 37) он адресовал именно детям. В письме к брату Чехов писал о впечатлении детей А. С. Суворина от «Каштанки»: «Детишки не отрывают от меня глаз и ждут, что я скажу что-нибудь необыкновенно умное. А по их мнению, я гениален, так как написал повесть о Каштанке».

Ведущий 1

В 1890 году (с апреля по декабрь) писатель совершил поездку на остров Сахалин, который в то время был местом, где отбывали каторгу (слайд 38). Для Чехова это был гражданский поступок, своеобразное «хождение в народ». На Сахалине он проводил перепись населения, им составлено около 10000 карточек (слайд 39). Переписывая ссыльных Сахалина, писатель внёс вклад не только в историю острова, но и в русскую литературу. Чехов общался с людьми, узнавал истории их жизней, причины ссылки и набирал богатый материал для своих заметок.

История этой переписи запечатлена в его книге «Остров Сахалин» (слайд 40). Путевые заметки из этой серии наглядно отображают жизнь обитателей острова и труд переписчика, которым стал на время А. П. Чехов. «Что в России страшно, то здесь обыкновенно, — пишет он, — Сахалин — это место невыносимых страданий. Мы сгноили в тюрьмах миллионы людей, сгноили зря, без рассуждения, варварски; мы гоняли людей по холоду в кандалах десятки тысяч верст. размножали преступников и все это сваливали на тюремных красноносых смотрителей. Виноваты не смотрители, а все мы». С тех пор творчество писателя, как он сам говорил, было все «просахалинено». Отразились сахалинские впечатления и в рассказах «В ссылке», «Палата № 6» (оба 1892).

Поездка значительно ухудшила состояние здоровья Чехова, обострился туберкулезный процесс.

Ведущий 2

С 1890 по 1892 год, по возвращении в Москву из поездки по Сахалину, Чехов поселился в небольшом двухэтажном флигеле на Малой Дмитровке (слайд 41). Здесь он работал над книгой «Остров Сахалин», рассказами «Попрыгунья», «Дуэль», «Палата № 6» (слайд 42) , а также встречался с писателями В. Г. Короленко, Д. В. Григоровичем, В. А. Гиляровским, П. Д. Боборыкиным, Д. С. Мережковским, В. И. Немировичем-Данченко, известными актёрами А. П. Ленским и А. И. Южиным, художником И. И. Левитаном. Флигель сохранился до нашего времени и отмечен памятной доской с барельефом А. П. Чехова.

Ведущий 1

В 1892 году Чехов приобрел имение Мелихово под Москвой (слайд 43), где сейчас работает один из главных чеховских музеев (слайд 44). Здесь он не только писал, но и лечил местных крестьян, построил несколько школ для крестьянских детей (слайд 45), открыл медицинский пункт, выезжал в губернии, охваченные голодом, участвовал во всеобщей переписи населения (слайд 46).

В мелиховский период было написано 42 произведения (слайд 47). С 1892 по 1898 гг. созданы «Палата № 6», «Человек в футляре» (слайд 48), «Бабье царство», «Случай из практики» (слайд 49), « Ионыч», «Крыжовник» (слайд 50), написан большой «деревенский цикл» — «Мужики», « На подводе», «Новая дача», «По делам службы», повесть «Три года» (слайд 51), пьесы «Чайка» (премьера в Петербургском Александринском театре в 1896 провалилась, вторая постановка, во МХАТе в 1898, прошла с большим успехом) (слайд 52, 53), «Дядя Ваня» (слайд 54). В эти годы Чехов адресует своим корреспондентам свыше полутора тысяч писем, которые в своей целостности впоследствии были оценены как шедевр русской эпистолярной культуры.

Ведущий 2

В 1898 году Чехов переехал в Ялту (слайд 55), где приобрел участок земли и построил дом, в котором у него бывали Л. Н. Толстой, М. Горький, И. А. Бунин, А. И. Куприн, художник И. И. Левитан (слайд 56, 57, 58).

В конце 1880-х годов Чехов много писал для театра: были созданы пьесы «Иванов», «Леший», «Свадьба», водевили «Медведь», «Юбилей» (слайд 59).

Непонятая актерами и зрителями, в 1896 году потерпела провал его пьеса «Чайка», но уже через два года, в 1898 году, в постановке молодого Московского художественного театра эта пьеса имела триумфальный успех и стала символом нового театра.

Там же были поставлены пьесы «Дядя Ваня» (1898), «Три сестры» (1901) и «Вишневый сад» (1904), которые с тех пор не сходят со сцен театров всего мира (слайд 60,61).

Ведущий 1

В 1900 году Чехов избран академиком по разряду изящной словесности, однако в 1902 году от звания академика он отказался (совместно с В. Г. Короленко) в связи с тем, что избрание в Академию М. Горького было объявлено царем недействительным.

В 1901 году Чехов женится на актрисе Московского художественного театра О. Л. Книппер (слайд 62).

Ведущий 1

В 1904 году в связи с резким ухудшением здоровья Чехов едет для лечения в Германию на курорт Баденвейлер (слайд 63, 64).

15 июля во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. Приехавшему на вызов доктору он сказал твердо: «Я умираю». Затем попросил принести шампанского, не торопясь осушил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскоре скончался (слайд 65).

Ведущий 2

А.П. Чехов похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (слайд 66).

В истории мировой культуры Антон Павлович Чехов остался как мастер короткого рассказа и нового типа пьесы — трагикомедии. Его умение найти точную художественную деталь, талант отражения тончайших душевных переживаний героев снискали ему известность во многих странах мира (слайд 67).

Викторина по биографии и творчеству А.П. Чехова (слайд 68)

  1. В каком году и где родился А.П. Чехов? (слайд 69)
  2. Какие учебные заведения закончил А.П. Чехов? (слайд 70)
  3. Кем работал А.П. Чехов по окончании Московского университета? (слайд 71)
  4. В каких журналах и еженедельниках печатался начинающий писатель? (слайд 72)
  5. Какими псевдонимами подписывался А.П. Чехов под своими произведениями? (слайд 73)
  6. Какие ранние юмористические рассказы А.П. Чехова вы знаете? (слайд 74)
  7. С какой газетой начал сотрудничать А.П. Чехов в 1886 году? (слайд 75)
  8. Как назывался сборник рассказов А.П. Чехова о детях? (слайд 76)
  9. Какие рассказы А.П. Чехова о детях и для детей вы знаете? (слайд 77)
  10. Какие сборники рассказов, ставшие итогом раннего творчества писателя, вы знаете? (слайд 78)
  11. С какой цель А.П. Чехов совершил поездку на о. Сахалин? (слайд 79)
  12. Какая книга стала итогом поездки А.П. Чехова на о. Сахалин? (слайд 80)
  13. В какой период творчества А.П. Чеховым написано 42 произведения? (слайд 81)
  14. Какие рассказы позднего периода творчества Чехова вы знаете? (слайд 82)
  15. Какие пьесы А.П. Чехова вы знаете? (слайд 83)
  16. Назовите известные вам чеховские места (слайд 84).
  17. Где похоронен А.П. Чехов? (слайд 85)

Биографический материал к уроку литературы в 5 — 6 классах. А. П. Чехов.
статья по литературе (6 класс)

Биографический материал к уроку литературы в 5 — 6 классах. А. П. Чехов.

Скачать:

Вложение Размер
anton_pavlovich_chehov1.doc 58 КБ

Предварительный просмотр:

Антон Павлович Чехов — биография

Антон Павлович Чехов — писатель, родился 29 января 1860 года.

Антон Чехов родился в г. Таганроге .

. Начальной грамоте он учился в школе вместе с детьми ремесленников, матросов, портовых грузчиков..

В 1868 году Антоша поступил в приготовительный класс Таганрогской гимназии. В свободное от уроков время он должен был помогать отцу, «приучаться к торговле».

«Чехов рос живым, остроумным мальчиком. Он много читал, увлекался театром и сам разыгрывал перед братьями и знакомыми целые сцены. Особую радость ему доставляли забавные рассказы, которые он читал прямо-таки мастерски.

В 1876 году Чеховы разорились, продали лавку и переехали в Москву . Антон Павлович остался в Таганроге заканчивать гимназию. Отец не мог помогать юному Антоше, так как служил конторщиком, и Чехову пришлось самому зарабатывать на жизнь уроками. Так прошли три года. После окончания гимназии Антон Павлович приехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета.

С первых дней переезда в Москву Антону Павловичу и двум его братьям Николаю и Михаилу пришлось зарабатывать, чтобы содержать семью. Молодой Антон Чехов начал писать маленькие рассказы в юмористические журналы». Белокопытов В., Шевченко Н. Их именами названы улицы Казани. — Казань: Татарское книжное издательство, 1977, с.337

Антон Чехов — почетный академик Петербургской АН (1900-02). Начинал как автор фельетонов

и коротких юмористических рассказов (псевдоним — Антоша Чехонте и др.). Основные темы творчества — идейные искания интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, душевная «смиренность» перед пошлостью жизни других («Скучная история», 1889; «Дуэль», 1891; «Дом с мезонином», 1896; «Ионыч», 1898; «Дама с собачкой», 1899). В рассказах «Бабье царство» (1894), «Мужики» (1897), «В овраге» (1900) показал дикость и жестокость деревенской жизни. Большой силы социального и художественного обобщения Чехов достиг в рассказах «Палата №6» (1892), «Человек в футляре» (1898). В пьесах «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1904), поставленных на сцене Московского Художественного Театра, создал особую, тревожную эмоциональную атмосферу предчувствия грядущего. Главный герой Антона Чехова — рядовой человек со своими каждодневными делами и заботами. Тонкий психолог, мастер подтекста, своеобразно сочетавший юмор и лиризм.

Семья. Учеба. Антоша Чехова

Антон Чехов родился в многодетной семье купца третьей гильдии , владельца бакалейной лавки; учился в классической гимназии, одновременно помогая отцу в торговле. К гимназическим годам относятся первые литературные опыты Чехова — водевили

, сцены, очерки, анекдоты и т. п.; некоторые из них он посылает в редакции столичных юмористических журналов.

После поступления на медицинский факультет Московского университета (1879) литературный труд становится для Чехова основным источником заработка: с этого времени его «юмористические мелочи» регулярно публикуются на страницах массовых иллюстрированных журналов под разнообразными псевдонимами (Антоша Чехонте, Человек без селезенки и др.).

Вхождение Антона Чехова в «большую» литературу

После окончания университета (1884) Чехов, работая уездным врачом , продолжает «многописание»: основным жанром в его творчестве этого периода является традиционный для массовой периодики короткий рассказ — сценка, этюд, набросок, — основой сюжета которого служит забавное или нелепое происшествие, любопытный или смешной случай из жизни. Рассеянные по периодике, написанные в рамках определенного объема и к установленному сроку, призведения этого времени составили сборники «Пестрые рассказы» (1886) и «Невинные речи» (1887).

Художественные открытия Чехова

Новый этап в творческой биографии Чехова — «вхождение в литературу» — связан с началом его регулярного сотрудничества в газете А. С. Суворина «Новое время» (с 1886), где произведения Чехова впервые появились под его настоящим именем, и выходом сборника «В сумерках» (1887), выделенного критикой из общего потока массовой беллетристики (признавалась несомненная талантливость писателя, его способность немногими штрихами рисовать картины природы и человеческие типы, создавать поэтическое настроение). В том же 1887 пьесой «Иванов» (поставлена на сцене театра Корша) Антон Чехов подвел итог своим ранним драматургическим поискам, начатым еще в гимназические годы, и одновременно заложил основу поэтики нового драматического искусства.

Внимание критики, читательские симпатии и, главное, поддержка со стороны ведущих литераторов (Д. В. Григоровича, А. Н. Плещеева, В. Г. Короленко) были расценены Чеховым как приглашение к профессиональной литературной деятельности, что потребовало от него пересмотра собственного отношения к литературным занятиям как способу заработка или веселой забаве. В повести «Степь», опубликованной в 1888 в журнале «Северный вестник», обозначились главные художественные открытия Чехова: отсутствие традиционного для русской литературы героя, выражающего авторскую мировоззренческую позицию; воссоздание окружающего мира, преломленного эмоциональным человеческим восприятием; передача душевного состояния персонажей через «случайные» реплики и жесты.

Поездка на Сахалин

В 1890 Антон Чехов прерывает успешно начатую литературную работу и отправляется в длительное путешествие через Сибирь на остров Сахалин для «изучения быта каторжников и ссыльных». Творческим итогом путешествия становится книга «Остров Сахалин» (1895), написанная в жанре «путевых записок»; в ее основу легли не только личные впечатления от многочисленных встреч, но и собранные им на острове статистические данные.

Литературная репутация Антона Чехова

В первой половине 1890-х гг. Чехов становится одним из самых читаемых писателей России — его произведения регулярно появляются в журналах «Северный вестник» и «Русская мысль» (с 1892), газетах «Новое время» (до 1893) и «Русские ведомости»; выходят отдельные издания и сборники («Рассказы», 1888; «Хмурые люди», 1890; Повести и рассказы», 1894), которые постоянно переиздаются, вызывая широкий резонанс в литературных кругах. Не отрицая растущий талант Чехова, критика оказывается по большей части неспособной принять особенности его «объективной» (как он сам характеризовал ее) художественной манеры, обвиняет писателя в равнодушии к социальным проблемам, в отсутствии прямых авторских оценок и мировоззрения в целом, в том, что он пишет «с холодной кровью», в излишнем «фотографизме» и т. д.; в высказываниях героев усматривает позицию писателя: так, слова старого профессора об отсутствии у него «общей идеи» (повесть «Скучная история», 1889) воспринимались как авторское признание и проецировались на все творчество Чехова. Исключение составила повесть «Палата N 6» (1892), за которой было признано бесспорное общественное значение. В целом же за Антоном Чеховым закрепилась репутация писателя, чуждающегося социальных проблем, — бытописателя и мастера тонкого психологического анализа.

В многочисленных рассказах этого времени Антон Чехов обращается к исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей: пессимизма («Огни», 1888), социального дарвинизма («Дуэль», 1891), радикального народничества («Рассказ неизвестного человека», 1893); решает волновавшие общество вопросы семейных отношений («Три года», «Супруга», «Ариадна», все 1895), аномальных явлений психики («Черный монах», 1894) и др. Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, но внутренний конфликт его духовного мира: герои Чехова — «хмурые», скучные, живущие «в сумерках» люди, оказываются жизненно несостоятельными в силу собственной неспособности к творческой реализации, неумения преодолевать душевное отчуждение от других людей; их несчастья не имеют фатальной предопределенности и не обусловлены исторически — они страдают по причине собственных житейских ошибок, дурных поступков, нравственной и умственной апатии.

Новаторство драматургии Чехова

Одновременно Антон Чехов продолжает работу в драматическом жанре, пишет небольшие пьесы, «шутки», водевили («Свадьба», 1890), комедию «Леший» (1890). В середине 1890-х гг. Чехов вернулся к своим драматургическим поискам, пытаясь перенести в пьесы основные принципы «объективной» прозы: сюжетная острота сменялась внешне спокойным течением событий, а все драматические коллизии перемещались в сферу духовных переживаний героев. В фабуле ослаблялись элементы занимательности, что восполнялось психологической насыщенностью действия, напряженность которого поддерживалась «случайными» репликами, приобретавшими символическую окрашенность, а также внесловесными средствами (паузами, жестами персонажей, «посторонними» звуками, мелочами обстановки), в совокупности создававшими чрезвычайно значимый для восприятия чеховской драматургии психологический подтекст.

Однако к адекватному воспроизведению новой драмы российские театры оказались не готовы: представление пьесы «Чайка» на сцене Александринского театра(1896) закончилось провалом (исключая проникновенную игру В. Ф. Комиссаржевской ), и только постановка Московского Художественного театра (1898) открыла публике искусство Чехова-драматурга. Постановки последующих чеховских пьес («Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901, «Вишневый сад», 1904) осуществлялись только на сцене этого театра.

Последний период творчества Антона Чехова

В конце 1890-х — начале 1900-х гг. Антон Чехов — признанный и популярный мастер: журналы ищут его участия, появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни, споры вокруг них перерастают в общественно-политические дискуссии — о будущем русской деревни, о роли интеллигенции в обществе и т. д. В его творчестве возникают новые темы. Верный принципам «художественной объективности», Антон Чехов создает мрачные картины оторванного от культуры крестьянского быта («Моя жизнь», 1896; «Мужики», 1897; «В овраге», 1900). Тема нравственной деградации и духовной опустошенности русской интеллигенции, ее неспособности к социальному и личному жизнеустройству поднимается в рассказе «Дом с мезонином» (1896), «маленькой трилогии» «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» (1898). В то же время многие герои его последних произведений все сильнее испытывают «тоску по идеалу», переживают стремление к новой, лучшей жизни («По делам службы», 1898; «Архиерей», 1902; «Невеста», 1903). Чуждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному утопизму, Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно.

Антон Чехов умер 15 июля 1904 года.

Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 века. Его драматические произведения, переведенные на множество языков , стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара.

Творчество Антона Чехова:

Беззащитное существо
Вишневый сад
Налим
Дом с мезонином
Пересолил
Смерть чиновника
Счастливчик
Хамелеон
Шуточка
Не в духе
Дама с собачкой

Урок литературы в 6 классе на тему «А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора «

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Тема. А П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как

источник юмора. Теория литературы. Юмор

Цель урока: Показать талант А.П.Чехова как юмориста и сатирика.

Ознакомление с биографией А.П.Чехова. Введение понятия «юмор».

Развитие культуры речи, читательских умений; обучение отбирать материал текста для работы над темой; развитие нав ыков сравнительного анализа; развитие монологической речи.

Воспитание интереса к предмету, воспитание нравственных качеств.

Оборудование: художественный текст «Толстый и тонкий», учебник литературы

(автор Коровин Н.Я.), конспект урока, презентация «Жизнь и творчество

А.П.Чехова», дидактические карточки.

Методические приемы: рассказ учителя, сообщения учащихся, выразительное

чтение, объяс нение теоретических вопросов, беседа по вопросам, работа с

учебником, самостоятельная работа, «Закончи предложение».

Тип урока: изучение нового материала

Каждый день по капле выдавливай из себя раба

II . Изучение нового материала

Откройте тетради и запишите тему урока. Давайте попытаемся сформулировать цели сегодняшнего урока (Ответы учащихся: изучим биографию писателя, его рассказ «Толстый и тонкий», попытаемся определить тему и идею этого произведения, будем учиться анализировать литературное произведение, характеризовать героев рассказа , развивать монологическую речь ).

2.Изучение кратких биографических данных о писателе.

Антон Павлович Чехов — русский писатель, прозаик, драматург. Классик мировой литературы. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности. Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков. В своих текстах Чехов поднимал самые разные темы, но вот о самом себе писать не любил. Как сказал он однажды: «у меня болезнь — автобиографофобия».

При подготовке к уроку вы прочитали статьи учебника о писателе. Из них вы узнали о личных качествах Чехова как человека из воспоминаний его современников. Я кратко расскажу о жизни писателя в датах.

Задание: работа в парах. Вы слушаете мой рассказ и на каждый слайд, посовещавшись, записываете каждый в своей тетради предложение-результат моего сообщения. По итогам вашей работы будет краткое изложение прослушанного о Чехове.

Кнут и пряник чеховского дома

( Приложение 1 , слайд № 2). Антон Чехов родился 17 января 1860 года в большой семье в Таганроге. Его отец, Павел Егорович, сначала гонял продавать быков из Воронежской губернии в Москву, а в 1858 году стал купцом третьей гильдии. ( Приложение 1 , слайд № 3). В браке с Евгенией Яковлевной Морозовой у них родилось шестеро детей, сам Антон был третьим. ( Приложение 1 , слайд № 4). ( Антон Чехов родился 17 января 1860 года в большой семье в Таганроге. В семье Чеховых было шестеро детей).
( Приложение 1 , слайд № 5). Обстановка в доме Чеховых была строгой: детям не позволяли бездельничать. Ежедневно в пять часов утра братья пели в церковном хоре, а после школы помогали отцу в бакалейной лавке «Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары». Все дети должны были изучать ремесло: Антон, например, познавал профессию портного. Как говорил сам Чехов: «В детстве у меня не было детства». Хотя семье жилось тяжело, все дети Чеховых были исключительно одарёнными. Нрав отца был тяжелым, но он любил искусство, старался дать детям хорошее образование. Он отдал их всех в гимназию, нанял для них учителя музыки, старшие сыновья уже в подростковые годы свободно говорили по-французски. Лаской и нежностью смягчала жизнь детей мать. Позже Антон Павлович скажет: «Талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери». ( Все дети Чеховых были одарёнными )

( Приложение 1 , слайд № 6). Дети Чеховых стали:

Александр Павлович (1855-1913) — брат, прозаик, публицист, мемуарист.

Мария Павловна (1863-1957) — сестра, педагог, художница-пейзажист, создательница Дома-музея А. П. Чехова в Ялте.

Михаил Павлович (1865-1936) — брат, писатель, юморист, биограф Антона Павловича.

Николай Павлович (1858-1889) — брат, художник.

Иван Павлович (1861-1922) — брат, учитель (известный московский педагог) (Они стали писателями, педагогами, художниками)

( Приложение 1 , слайд № 7). Таганрогская мужская классическая гимназия была старейшим учебным заведением на юге России и давала солидное по тем временам образование и воспитание. Окончившие восемь классов гимназии молодые люди могли без экзаменов поступить в любой российский университет или поехать учиться за границу. Учиться в гимназии будущий писатель начал в 1868 году. Гимназия сформировала у Чехова отвращение к лицемерию и фальши. Здесь формировалась его любовь к книгам, знаниям и театру. Здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте», которым его наградил учитель Закона Божьего Фёдор Покровский. Здесь начинались его первые литературные и сценические опыты. В гимназии он проучился 11 лет.

В 13 лет Чехов впервые побывал в театре, где шла оперетта французского композитора Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена». Именно тогда Чехов полюбил сцену и литературу. «Театр мне давал когда-то много хорошего… Прежде для меня не было большего наслаждения как сидеть в театре…» ( Из письма Антона Чехова, 1898 год). ( Учеба Чехова в Таганрогской гимназии)

В 1876 году Чехов-старший разорился, и вся семья уехала в Москву. (Приложение 1, слайд № 8). Шестнадцатилетний Антон, завершавший обучение в гимназии, остался один в Таганроге и занимался репетиторством, чтобы заработать себе на жизнь. (Шестнадцатилетний Антон зарабатывает себе на жизнь репетиторством)

Доктор стал литератором

В 1879 году Чехов окончил гимназию и уехал из Таганрога к родителям в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. Одновременно с учебой Чехов пробует свои силы в литературе, становится автором юмористических рассказов в многочисленных сатирических изданиях. Там он начал заботиться о семье, обеспечивал близких на скромный доход от литературных публикаций. ( Приложение 1 , слайд № 9). Дебют Чехова в печати состоялся в декабре 1880 года: в журнале «Стрекоза» были опубликованы рассказ «Письмо к ученому соседу» и юмореска «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.». С этого времени начинается непрерывная литературная деятельность Антона Павловича Чехова. (Учеба в Московском университете и первые публикации)

( Приложение 1 , слайд № 10). В 1884 году он окончил курс университета и начал работать уездным врачом в Воскресенске (ныне город Истра). (Работа уездным врачом)

( Приложение 1 , слайд № 11). Желание путешествовать побудило Чехова отправиться на Сахалин в 1890 году. Дорога на остров лежала через Сибирь, где писатель запасся материалом для своих будущих литературных проектов. Учитывая состояние здоровья, поездка далась ему нелегко. Из путешествия Чехов привез сборник очерков «По Сибири» и книгу «Остров Сахалин». ( Путешествие Чехова на Сахалин)

( Приложение 1 , слайд № 12). В 1890 году, по возвращении в Москву из поездки по Сахалину, Чехов поселился в небольшом двухэтажном флигеле на Малой Дмитровке. Флигель сохранился до нашего времени и отмечен памятной доской с барельефом А. П. Чехова. ( Возвращение в Москву)

( Приложение 1 , слайд № 13). В 1892 году писатель осуществил свою давнюю мечту и купил усадьбу в Мелихово. Туда он перевез родителей и сестру Марию, которая стала верной хранительницей брата. После приобретения имения жизнь Чехова преобразилась. У него снова появилась возможность заниматься медицинской практикой, ведь кроме литературы у Антона Павловича была еще одна страсть – хирургия. За годы «мелиховского сидения» было написано 42 произведения. (Усадьба в Мелихово)

Позднее Чехов много путешествовал по Европе. Летом 1899 года Чехов продал имение и окончательно перебрался в Крым. ( Приложение 1 , слайд № 14). В конце 1898 писатель купил в Ялте участок земли. На участке был разбит сад и построен дом по проекту архитектора Л. Н. Шаповалова. Последние годы Чехов, у которого обострился туберкулёз, для поправления здоровья постоянно живёт в своём доме под Ялтой, лишь изредка приезжая в Москву, где его жена (c 1901 года), ( Приложение 1 , слайд № 15). артистка Ольга Леонардовна Книппер, служит в труппе Московского художественного театра примой. (Жизнь в Крыму)

( Приложение 1 , слайд № 16). За 25 лет творчества Чехов создал около 900 различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес), многие из которых стали классикой мировой литературы. (Чеховские места: от Крыма до Сахалина)

Летом 1904 года Чехов выехал на курорт в Германию. Из-за резкого обострения болезни, с которой ему не удалось справиться, писатель скончался 15 июля 1904 года в Баденвайлере, Германия. ( Приложение 1 , слайд № 17). Погребён Чехов был в Москве на Новодевичьем кладбище за Успенской церковью . ( Писатель скончался 2 июля 1904 года)

3. Теперь послушаем ваш рассказ о А.Чехове (выступление 1 учащегося).

4. Интересные факты о писателе.

В биографии Антона Павловича Чехова интересных фактов из жизни известно очень много. Медики считали его талантливым врачом и диагностом. Коллеги по литературному цеху восхищались иным его талантом – писателя и драматурга. А родные и друзья называли его не иначе, как «человеком будущего». Кем же он был на самом деле?

Антон Павлович Чехов очень любил подписывать свои рассказы интересными псевдонимами, которых насчитывалось около 50. Самым популярным среди них был Антоша Чехонте. ( Приложение 1 , слайд № 18).

В семье Чехова считалось, что фамилия их рода происходит от предка чеха.

У Чехова было две любимых собаки породы такса, которым он дал необычные имена – Бром Исаевич и Хина Марковна.

Первые рассказы Чехова были напечатаны в журнале «Осколки», главный редактор которого, Николай Лейкин, был очень требовательным. Лейкин считал, что это должны быть сто слов: описание, диалоги, характеры, сюжетная линия – всё должно быть мастерски выписано! Так появилась знаменитая «краткость», которая навсегда стала любимой сестрой таланта Чехова.

В мелиховский период Чехов работал земским врачом, построил несколько школ, пожарный пункт для крестьян, колокольню. Писатель позаботился о прокладке шоссейной дороги на Лопасню и о появлении на железнодорожной станции почтового отделения. Кроме того, Чехов засеял прореженные лесные участки вязами, дубами, лиственницами и высадил более тысячи вишневых деревьев. В этот период Антон Павлович на свои средства также открыл в Таганроге общественную библиотеку.

Чехов был очень ответственным человеком, причем, во всём. Организация творческого процесса – не исключение. За работу он садился в определенное время, при этом не позволял себе выглядеть неопрятно – всегда в костюме и знаменитой бабочке

Кровоизлияние в мозг стало непосредственной причиной смерти писателя и драматурга Антона Чехова. С таким заявлением выступили исследователи Куодрэмского института биологических наук в английском городе Норидж. Об этом сообщает газета The Times.
Так, ученые изучили химический состав проб, который был взят с подписанной драматургом открытки и его писем, а также с нательной рубашки с пятном крови. Она была на писателе в момент смерти. Результаты исследования показали, что вместе с протеинами, которые свидетельствуют о наличии микробактерий туберкулеза, в пробах обнаружили белковое вещество. Оно способствовало образованию тромба, который и привел к закупорке сосудов и кровоизлиянию в мозг. ( Пишет The Times . МК, Лента.Ру от 06.01.2018).

III . «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация

Дома вы познакомились с одним из шедевров Чехова. Это рассказ «Толстый и тонкий».

1. Работа с текстом произведения .

— Что вы можете сказать о рассказе? (Ничего не понятно, много незнакомых слов; рассказ похож на сценку; у жены и сына смешные фамилия и имя; тонкий повторяет одно и то же; толстый и тонкий противопоставлены друг другу).
3.Словарная работа
Николаевской железной дороги: Николаевская железная дорога — до 1917 года так называлась дорога Москва — Санкт-Петербург, сейчас она именуется Октябрьской.

Пообедал на вокзале — в то время на вокзалах были хорошие, дорогие рестораны.

Губы. лоснúлись — губы блестели так, что даже отсвечивали.
Хéрес — сорт крепкого виноградного вина.
Флердорáнж — здесь: вид дорогого одеколона с запахом цветов.

Навью́чен — здесь: нагруженный так, как вьючное животное.
Пахло. ветчиной и кофейной гущей: ветчина в то время считалась едой простонародья, запах кофейной гущи говорил о низком сорте сваренного кофе.
Троекратно облобызáлись — три раза поцеловались; в старину глагол облобызаться употреблялся в высоком стиле; в современном русском языке (в том числе в языке времени А. П. Чехова) это словосочетание носило иронический оттенок.
Такой же душóнок и щёголь: душонок — душа компании, красавчик; щёголь — человек, любящий наряжаться, нарядно одетый.

Жена. урождённая. : так говорили о девичьей фамилии женщины (в основном о дворянках); герой хочет подчеркнуть, что его жена — из дворянской семьи.
Лютерáнка — женщина, исповедующая лютеранство. Лютерáнство — протестантское вероисповедание, возникшее на основе учения Лютера и направленное против католичества и папы римского. В России, христианской по преимуществу стране, лютеран было мало, и герой хочет подчеркнуть особенность жены.
Ученик третьего класса: в царское время в гимназию поступали в девять-десять лет, всего классов было семь. Значит, Нафанаилу двенадцать-тринадцать лет.
Герострáт — грек из г. Эфес в Малой Азии. В 356 году до Рождества Христова сжег одно из семи чудес света — храм Артемиды Эфесской — только для того, чтобы обессмертить свое имя. В переносном смысле Герострат означает честолюбца, добивающегося славы любой ценой.
Казённую книжку — здесь: книжку, принадлежавшую гимназии.

Эфиáльт — вождь демократической группировки в Афинах середины V века до Рождества Христова. В 462 году провел реформу, ограничившую функции ареопага — оплота аристократии. Упоминание имен Герострата и Эфиальта говорит нам о том, что в царское время в гимназиях большое внимание уделялось изучению древней истории.
Служишь где? Дослужился? — В царской России существовал специальный законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Он был издан Петром I и назывался «Табель о рангах». «Табель о рангах» устанавливала 14 рангов (классных чинов, 1-й — высший) для военных, штатских и придворных. Все чиновники имели определенный чин и постепенно двигались вверх, получая новые чины. По отношению к чиновникам не использовали глагол работать, а употребляли глагол служить или словосочетание ходить на службу. Вопрос героя имеет такой смысл: «Работаешь ли ты чиновником? До какого чина ты уже дослужился?» После 1917 года «Табель о рангах» был упразднен. Но в царской России чиновники очень хорошо разбирались во всех тонкостях «Табели. » и относились к чину, который имеет человек, с большим вниманием.
Коллéжский асéссор — гражданский чин 8-го класса, а также лицо, имеющее этот чин.
Станислáва имею — орден Станислава.
Жáлованье — фиксированное денежное вознаграждение за службу, работу, которое не зависит от объема и качества проделанной работы.

Портсигáр — карманная плоская коробка для папирос.

Привáтно. делаю — делаю неофициально, частным образом.
Департáмент — отдел министерства, высшего государственного учреждения.
Столоначáльник — должностное лицо, возглавлявшее так называемый стол, низшую структурную часть государственных центральных и местных учреждений. Столоначальники обычно были чиновниками 7-го класса. Порфирий говорит о том, что он, имея чин 8-го класса, занимает сейчас должность столоначальника, которую занимают обычно чиновники рангом выше, и в этом состоит предмет его гордости.
Стáтский: имеется в виду чин статского советника, относящийся к 5-му классу. Лица, имевшие этот чин, занимали должности вице-директора департамента, вице-губернатора (заместителя губернатора) и другие.
До тайного дослужился: герой имеет в виду, что он уже получил чин тайного советника — гражданский чин 3-го класса. Лица, его имевшие, занимали высшие государственные должности: товарищ министра (то есть помощник министра), сенатор, посланник и другие.
Две звезды имею — имею два ордена.

Вытянулся во фрунт — встал по стойке смирно.
Застегнул все пуговки своего мундира: в царской России гимназисты носили особые мундиры, и перед начальством положено было появляться одетым по всей форме, с застегнутыми пуговицами.
Ваше превосходúтельство — титулование некоторых высших чинов в царской России, принятое в официальной речи.

Приятно-с, вельможи-с, хи-хи-с — частицу -c в XIX веке добавляли к словам тогда, когда хотели показать свое подчиненное положение; употребление этой частицы вносит в речь оттенок угодливости и самоуничижения.
Чинопочитáние — почитание старших по чину, по служебному положению. Чинопочитание в описанные времена было обычным явлением в чиновничьей среде, но у Порфирия оно приобретает гротескные черты.
Милостивое внимание: этот оборот показывает стремление тонкого унизить себя перед человеком, занимающим высокий гражданский чин.

Благоговéние — глубочайшее почтение; здесь это слово употреблено в ироническом ключе.
Шаркнул ногой — сделал шаркающее движение ногой, которое составляло часть ритуала поклона младшего по чину перед старшим.

4.Анализ рассказа «Толстый и тонкий» (подключаем работу с учебником)

1.Как вы думаете, почему в тексте нет указания на то, когда происходит действие?

2.Кто первый бросается к другу? (Толстый).

3.Как Тонкий называет Толстого? («Миша! Друг детства!»)

4.Как вы оцените состояние обоих (они приятно ошеломлены).

5.С чего начинается разговор двух друзей? (монолог Тонкого).

6.Что вспоминает Тонкий? (Как дразнил толстого. «Геростра том, а меня Эфиальтом»). За что? (Ябедничать любил).

7.Как задает вопросы Толстый? (Восторженно глядя на друга).

8.Что мы узнаем о материальном положении Тонкого? (Пло хое жалование, жена дает уроки музыки, он изготавливает деревянны е портсигары).

9.А как обстоят дела у Толстого? Какие детали портрета говорят о его высоком уровне на социальной лестнице? (Стал тайным советником, получил две звезды).

10.Какие изменения происходят с Тонким? Как он теперь выглядит? Как заговорил? (Проследите по тексту). ( После этого с тонким, с его семьёй, даже с его вещами произошли удивительные превращения: они «съёжились», «сузились», «сгорбились», «поморщились». Человек исчез, появился чиновник.. на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, его лицо «искривилось» «широчайшей улыбкой». Знаменательно, что лицо именно «искривилось» улыбкой, а не «заискрилось», «заиграло» и т.п. Слово показывает нам неискренность, натянутость и вымученность этой улыбки. )

11. Почему стало противно? И кому? Какое слово находит толстый, чтобы остановить тонкого? (Чинопочитание).

12.Чинопочитание. Как вы его понимаете? Подберите синонимы. (Лакейство, приспособленчество, утрата чувства собственного достоинства).

13. Как говорит автор о реакции Нафанаила на ход диалога? Прочтите.
«Нафанаил немного подумал и снял шап ку».
«Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца».

«. Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира. »
14. Почему, по-вашему, третий раз автор не написал, что Нафанаил «немног о подумал»?
ривычка к чинопочитанию прививалась мальчику с детства. Чиновник не должен думать: его задача — выполнять распоряжения старших по рангу ) .

15. В конце читаем: «Все трое были приятно ошеломлены». Какие чувства они испытывали? стрече рады члены семьи тонкого (Порфирия), потому что теперь они имеют знакомого, который занимает столь высокий чин, и при случае могут похвастаться этим знакомством. Толстый (Михаил) встр ече уже не рад).

16.Из каких предложений по цели высказывания и интонации состоят предложения? (Вопросительных, восклицательных). О чём это говорит? ( О неподдельном интересе друг к другу, герои интересуются жизнью друг друга).

17.Обратите внимание на то, что герои очень много говорят. Вспомните, как называется разговор двух и более лиц? ( Диалог).

18. Какой прием лежит в основе построения произведения?

(Антитеза противопоставление. На протяжении всего произведения антитеза сохраняется: от богатого пахнет «хересом и флер-д’оранжем», в то время как от бедного – «ветчиной и кофейной гущей». Когда Толстый восторгается, его товарищ бледнеет. Михаил обращается к другу «на ты», а Порфирий, узнав чин, начинает обращаться к нему «на вы», в речи Порфирия появляется высокий стиль («милостивое внимание», « вы-с», «приятно-с». ).

19.Незаконченные предложения — особый прием писателя. Для чего эти предложения? (Этот прием словно позволяет услышать, как прерывается дыхание «тонкого» от почтительности)

20.Найдите фразеологизм в тексте. («Сколько зим, сколько лет! »)

IV . Работа над теорией литературы.

Работа в тетрадях

1.Комическое в искусстве — это средство раскрытия противоречий путём их сравнения с идеалами. (

Комическое (греч. kemikos — веселый, смешной) — эстетическая категория, изучающая смешное в литературе ( жизненное явление, вызывающее смех).
Основными формами функционирования комического является сатира, юмор и ирония. Юмор высмеивает недостатки людей, курьёзные ситуации, а сатира бичует пороки общества. (Запись в тетрадь: юмор — дружелюбный смех, сатира — злая насмешка).

— Какой вид комического использует автор в рассказе?

— Смешным или грустным назвали бы вы рассказ, а может быть смешным и грустным одновременно? (В своём рассказе писатель умело соединяет смешное и грустное. И в этом соединении проявляется неповторимая особенность его таланта).

2 .Самостоятельная работа. Составление таблицы-характеристики персонажей рассказа (индивидуальные карточки).

V . Подведение итогов урока

— Тема рассказа? (В рассказе Чехов показывает зависимость людей от занимаемого социального статуса и связанных с ним стереотипов мышления).

— Идея рассказа? (Идейное содержание рассказа заключается в высмеивании чинопочитания и связанным с ним образом мышления. Автор показывает, насколько смешон и жалок человек, для которого должность и социальный статус превыше простых человеческих отношений. Главный герой маленький человек, который сам делает себя таковым, раболепствуя даже тогда, когда в этом нет никакой необходимости).

-В каком стиле написан рассказ? (Рассказ написан в художественном стиле с использованием элементов разговорного стиля) .

Юмористические рассказы А. П. Чехова доставляют нам художественное наслаждение и сегодня, так как чеховский юмор всегда современен.

— Я познакомился с.

— Я запомнил термин .

VI . Выставление оценок за урок.

Оценки за самостоятельную работу будут оглашены на следующем уроке.

VII .Домашнее задание: 1.Иллюстрирование рассказа.

2.Письменная работа в тетради (на выбор):

1) Как думаете, как бы мог закончиться рассказ, если бы не зависть и чинопочитание?

2) Подумать, что может рассказать дома о встрече с бывшим одноклассником толстый. Написать этот рассказ от его лица