Charles Dickens Краткая биография

Чарльз Диккенс: краткая биография

Чарльз Диккенс является, без сомнения, самым популярным английским писателем 19 века, который обрел огромную любовь читателей еще при жизни. Он по праву занимает ведущее место среди классиков мировой литературы.

Семья

Чарльз Диккенс, краткая биография которого представлена в этой статье, родился в 1812 году в Лэндпорте. Его родителями были Джон и Элизабет Диккенс. Чарльз был вторым по счету ребенком из восьми детей в семье.

Его отец работал на военно-морской базе Королевского флота, но был не работягой, а чиновником. В 1815 году его перевели в Лондон, куда он переехал со всей семьей. Однако прожили в столице они недолго. Уже через два года их ждал Чатем.

Из-за излишних затрат, несоответствующих достатку семьи, Джон Диккенс в 1824 году попал в долговую тюрьму, где по выходным дням к нему присоединялись жена и дети. Ему несказанно повезло, поскольку через несколько месяцев он получил наследство и смог выплатить долги.

Джону была присвоена пенсия в Адмиралтействе и, кроме того, жалование репортера, которым он подрабатывал в одной из газет.

Детство и юность

Чарльз Диккенс, биография которого интересна любителям литературы, учился в школе в Чатеме. Из-за отца ему рано пришлось выйти на работу. Это была фабрика по производству ваксы, где мальчику платили по шесть шиллингов за рабочую неделю.

После выхода отца из тюрьмы Чарльз остался на своей службе по настоянию матери. Кроме того, он начал посещать Веллингтонскую академию, которую окончил в 1827 году.

В мае того же года Чарльз Диккенс устроился младшим клерком в адвокатскую контору, а через полтора года, порядком освоив стенографию, стал работать свободным репортером.

В 1830 году его пригласили в «Монинг Хроникал».

Начало карьеры

Публика сразу приняла начинающего репортера. Его заметки привлекали внимание многих.

В 1836 году были напечатаны первые литературные опыты писателя — нравоописательные «Очерки Боза».

В основном он писал о мелкой буржуазии, ее интересах и положении дел, рисовал литературные портреты лондонцев и психологические зарисовки.

Надо сказать, что Чарльз Диккенс, краткая биография которого не позволяет охватить все детали его жизни, и свои романы начал печатать в газетах отдельными главами.

«Посмертные записки Пиквикского клуба»

Роман начал выходить в свет в 1836 году. По мере появления новых глав читательская аудитория писателя только росла.

В этой книге Чарльз Диккенс показывает старую Англию с различных сторон. В центре внимания — добродушный чудак мистер Пиквик, имя которого стало в итоге нарицательным.

Члены клуба путешествуют по Англии и наблюдают за темпераментами разных людей, сами зачастую попадая в смешные и нелепые ситуации.

Создание романа — это отдельная преинтереснейшая глава. Диккенсу поступило предложение раз в месяц сочинять небольшой рассказ, соответствующий одной из гравюр художника Роберта Сеймура. Писателя все отговаривали от этой затеи, но он будто чувствовал, что создает что-то великое.

Скорое самоубийство Сеймура изменило все. Редакторам пришлось найти нового художника. Им стал Физ, который впоследствии был иллюстратором многих произведений Диккенса. Теперь не писатель, а художник оказался на втором плане, рисуя картинки, соответствующие тексту.

Роман произвел невероятный фурор. Именами героев тут же стали называть собак, давать прозвища, носить такие шляпы и зонты, как у Пиквика.

Другие произведения

Чарльз Диккенс, биография которого известна каждому жителю Туманного Альбиона, заставил смеяться всю Англию. Но это послужило ему подспорьем для решения более серьезных задач.

Следующим его произведением стал роман «Жизнь и приключения Оливера Твиста». Сложно сейчас представить себе человека, который не знает историю сироты Оливера из лондонских трущоб.

Чарльз Диккенс изобразил широкую социальную картину в своем романе, затрагивая проблему работных домов и показывая в противовес жизнь богатеньких буржуа.

В 1843 году выходит «Рождественская песнь», ставшая одним из самым популярных и читаемых рассказов об этом волшебном празднике.

В 1848 году публикуется роман «Домби и сын», называемый самым лучшим в творчестве писателя.

Следующим его произведением становится «Дэвид Копперфильд». В некоторой степени роман автобиографичен. Диккенс привносит в произведение дух протеста против капиталистической Англии, старых устоев морали.

Чарльз Диккенс, произведения которого в обязательном порядке присутствуют на полке каждого англичанина, в последние годы писал исключительно социальные романы. Например, «Тяжелые времена». Историческое произведение «Повесть о двух городах» позволило писателю высказать свои соображения относительно французской революции.

Роман «Наш общий друг» привлекает своей многоплановостью, в нем писатель отдыхает от социальных тем. И именно здесь меняется его манера письма. Она продолжает трансформироваться и в следующих произведениях автора, к сожалению, не законченных.

Жизнь Чарльза Диккенса была необыкновенной. Писатель умер в 1870 году от инсульта.

Интересные факты

Диккенс уверял, что он видит и слышит персонажей своих произведений. Они, в свою очередь, постоянно путаются под ногами, не желают, чтобы писатель занимался чем-либо, кроме них.

Чарльз очень часто впадал в транс, что не раз замечали его товарищи. Его постоянно преследовало чувство дежавю.

С 1836 года писатель был женат на Кэтрин Хогарт. У супругов было восемь детей. Со стороны их брак казался счастливым, но Диккенса удручали нелепые размолвки с женой, переживания за болезненных детей.

В 1857 году он влюбился в актрису Эллен Тернан, с которой встречался до самой смерти. Разумеется, это были тайные отношения. Современники называли Эллен «невидимой женщиной».

Чарльз Джон Хаффем Диккенс

Фото Все

Видео Все

Чарльз Диккенс и Кэтрин Хогарт. Больше, чем любовь

Известные люди Чарльз Диккенс Док фильм

Англия Чарльза Диккенса (Док фильм)

Чарльз Диккенс — биография

Чарльз Диккенс – английский писатель. Его перу принадлежат романы и очерки. Прославился еще при жизни, назван крупнейшим прозаиком 19 века.

Чарльз Диккенс стал автором самых трогательных и нежных любовных историй английской литературы 19-го века. Ему лучше других удавалось описание семейных ценностей и домашнего уюта. Однако это присутствовало только на бумаге, он умел сочинять фантазии, украшавшие человеческую жизнь. Сам он вырос в ужасной нищете и бесконечных долгах, в которые их семью вогнал отец. Чарльз приобрел большую популярность в свое время, но по-настоящему счастливым так и не стал. Он всюду искал свой идеал, потратив на это долгие годы своей жизни. Его произведения вошли в классику мировой литературы.

Детство

Родился Чарльз Диккенс 7 февраля 1812 года в Лэндпорте — пригороде Портсмута, и стал вторым ребенком в семье. На тот момент у Элизабет и Джона Диккенсов подрастала старшая дочь Фанни. Джон работал рядовым чиновником на военно-морской базе Королевского флота. Спустя три года Джон получил назначение в Лондон, а потом в Чатем, графства Кент. В этом городе Чарльз окончил начальную школу.

Мальчик хорошо помнил свою биографию, примерно с 2-х лет. Он знал те времена, когда они жили прекрасно, у них хватало денег на все, и детей было только двое. Но потом один за одним родились новые младенцы, семья резко обеднела, и маленький Чарльз винил во всем мать. Он не понимал, откуда берутся дети, но считал мать виновной в их бедственном положении.

Портрет Чарльза Диккенса в детстве

В 1824-м Джон Диккенс оказался в долговой яме, выбраться откуда не представлялось возможным. Денег не было вообще, и должника поместили в специальную тюрьму. Жену с детьми тоже привозили туда на каждые выходные, только так они могли спастись от притязаний кредиторов.

В связи с такой обстановкой, Чарльзу пришлось бросить обучение в школе и найти работу. Его взяли на фабрику, где производилась вакса. Он трудился практически бесплатно, за шесть шиллингов в неделю. Но судьба была благосклонна к этой горемычной семье.

Умер дальний родственник Джона Диккенса, он получил небольшое наследство, благодаря которому погасил долги. Его уволили на пенсию, и еще он устроился в местную газету в качестве репортера.

Даже после того, как отец вышел на свободу, Чарльз не бросил свою работу. Зато теперь он мог продолжить учебу, и стремительными темпами постигал все, что пропустил в свое время. Молодой человек стал студентом Веллингтонской академии, которую окончил в 1827-м. Поступил на работу в адвокатскую контору младшим клерком. Теперь его зарплата равнялась тринадцати шиллингам в неделю. Он проработал там год, обучился стенографии, а после стал свободным репортером.

В 1830-м карьера Диккенса начала стремительно налаживаться, он стал сотрудником редакции «Монинг Хроникал».

Литература

Заметки начинающего литератора пришлись по душе общественности, и Чарльз получил дополнительный стимул к занятиям литературным творчеством. Теперь в этом был весь смысл его жизни.

Чарльз Диккенс в процессе творчества

В 1836-м Диккенс выпустил свои первые труды под названием «Очерки Боза». Тема их была очень актуальной не только для самого репортера, но и для большинства жителей британской столицы.

Газеты пестрели психологическими портретами мелких буржуа, принадлежащих перу Чарльза, и это еще больше прославило молодого литератора.

По мнению русского писателя Федора Достоевского, Диккенс представлял собой настоящего мастера, наиболее реалистично показывающего все прелести современной действительности. Творческая биография прозаика началась с романа «Посмертные записки Пиквикского клуба», который он выпустил в 1837-м. Книга состоит из жанровых зарисовок, посвященных особенностям жителей туманного Альбиона, их добродушию и живому нраву. Работы молодого автора читались легко, они дышали оптимизмом и этим привлекали многочисленных любителей чтения.

Могут быть знакомы

Лучшие произведения

Все, что писал Чарльз Диккенс, пользовалось неизменным успехом у читателей, и неважно, был это рассказ, роман или повесть. Он писал много и продуктивно, книги выходили с небольшим интервалом во времени. Среди лучших его произведений можно назвать:

  • «Приключения Оливера Твиста», роман, вышедший из печати в 1838 году. В этой книге автор прославляет честность и доброту, которые неизменно помогают при любых жизненных трудностях. Главному герою – мальчику-сироте, пришлось повстречаться в жизни с разными людьми, и порядочными и преступниками, но он остался таким же светлым и открытым, что и раньше. После того, как книга была напечатана, автору предъявили многочисленные претензии управляющие нескольких лондонских домов, эксплуатирующих детей.
  • «Лавка древностей», роман, над которым писатель трудился с 1840 по 1841 год. Главная героиня повествования – маленькая Нелл, тоже попадает в водоворот борьбы добра и зла, в котором как всегда победила доброта. Автор преподносит материал с юмором, который понятен даже самому непритязательному читателю.
  • «Рождественская история», произведение, появившееся в печати в 1843 году. История, которая в 2009-м стала основой для съемок детского мультфильма-сказки. Режиссер Роберт Земекис сумел создать ее в трехмерном формате, украсить яркой анимацией и эпизодами. Книга наводит на размышления о прожитой жизни, автор обличает пороки общества, господствующего в те времена, особенно по отношению к обездоленным людям.
  • «Дэвид Копперфильд». Эту книгу автор писал два года – с 1849-го по 1850-й. Юмористических ноток в этом произведении классика поубавилось, оно воспринимается, как автобиография английского общества. В книге явно прослеживаются мотивы протеста против капитализма, а главная роль отводится семье и моральным ценностям. По мнению многих критиков, именно этот роман можно уверенно назвать величайшей из работ Диккенса.
  • «Холодный дом», девятый роман Диккенса, напечатанный в 1853 году. Судя по биографии автора, все герои этого романа чем-то напоминают его самого. В романе им приходится столкнуться с бесправием, несправедливостью и сложностями отношений в обществе, однако они стойко противостоят этим обстоятельствам.
  • «Повесть о двух городах», увидевшая свет в 1859-м. Это произведение написано во время душевного подъема, когда автор испытывал любовные переживания. Одновременно с этим он думает о революции, и красиво переплетает эти сюжеты.
  • «Большие надежды». Книга написана в 1860 году, впоследствии экранизирована многими режиссерами разных стран. Диккенс резко проходится по благородным аристократам, их образу жизни, противопоставляя их простым труженикам.

Личная жизнь

Первый раз Чарльз серьезно влюбился в Марию Биднелл, отец которой служил управляющим банком. В то время он еще не был известным, занимал должность простого репортера, и не пользовался уважением у богатых родителей своей возлюбленной. К тому же родной отец изрядно подпортил ему репутацию пребыванием в долговой тюрьме, и это тоже негативно сказалось на отношении со стороны Биднеллов. Мария отправилась на учебу в Париж, а когда приехала, то прежних чувств уже не было.

Портрет Чарльза Диккенса и Кэтрин Томсон Хогарт

Вскоре в личной жизни писателя появилась Кэтрин Томсон Хогарт, она приходилась дочерью журналисту, с которым у Диккенса сложились приятельские отношения. Девушка была ему верна, в этом браке родилось десять детей. Но, несмотря на это обстоятельство, супруги часто ссорились, и вскоре Чарльз уже тяготился семьей, считал ее обузой и мучением.

В 1857-м прозаик снова познал любовь. На этот раз предметом страсти стала Эллен Тернан, молодая актриса, 18-и лет от роду. Взбодренный новыми чувствами, Чарльз снимает для любимой квартиру, где они проводят много времени. Этот роман продолжался до самой смерти писателя. В 2013-м их роман нашел отражение в картине «Невидимая женщина». Именно Эллен прозаик завещал все свое наследство.

Смерть

Бурная личная жизнь и интенсивная творческая деятельность не могли не сказаться отрицательно на здоровье писателя. Чарльз игнорировал первые звоночки организма, продолжал активную жизнь.

После возвращения из литературного турне, которое Диккенс совершил по городам Америки, здоровье писателя пошатнулось не на шутку. В 1869-м у него частенько отказывали руки и ноги. 8 июня 1870-го произошел инсульт, от которого он не оправился. Великий прозаик умер на следующее утро.

Местом упокоения Чарльза Диккенса стало Вестминстерское аббатство. После смерти он стал еще более популярным, народ возвел его в классики английской и мировой литературы.

Интересные факты

  • Чарльз отличался паническим суеверием. Пятница была для него самым удачным днем. Зачастую испытывал состояние транса и дежавю.
  • После каждых написанных пятидесяти строк пил горячую воду.
  • С супругой был строгим и порой даже жестким, считал, что она должна только рожать наследников и не лезть в дела мужа. Спустя годы это отношение вылилось в откровенное презрение к жене.
  • Больше всего любил посещать морг в Париже.
  • Диккенс не приветствовал памятники, поэтому запретил ставить монументы в его честь при жизни.

Известные книги

  • Большие надежды
  • Давид Копперфильд
  • Домби и сын
  • Замогильные записки Пикквикского клуба
  • Лавка древностей
  • Повесть о двух городах
  • Приключения Оливера Твиста
  • Рождественские повести
  • Тайна Эдвина Друда
  • Холодный дом

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Чарльз Диккенс — любимый писатель королевы Виктории

Чарльз Джон Хаффем Диккенс (1812 — 1870 года) — английский писатель, романист и очеркист. Интересные факты из жизни и биографии Диккенса вы можете узнать из этой статьи.

Краткая биография Чарльза Диккенса для детей

Вариант 1

Чарльз Диккенс появился на свет в 1812 году в семье чиновника морского ведомства в городе Портстмут. В возрасте 10 лет его главу семьи за долги посадили в тюрьму, семья оказалась в нищете, и с этого момента маленькому Чарльзу пришлось самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Отроческие и юные годы писателя были полны лишений и унижений, от природы одаренному и чувствительному мальчику слишком довелось узнать всю изнаночную сторону жизни.

Диккенс был не понаслышке знаком с работными домами, тайными притонами, трущобами, нищим бытом бедняков, преступников и продажных женщин. Все пережитое он впоследствии необычайно живо и реалистично изобразит на страницах своих книг. Даже впоследствии, став известным писателем, он никогда уже не смог избавиться от призраков прошлого.

Диккенс считается одним из столпов реализма – одного из самых популярных течений в европейской литературе XIX века. Свою творческую деятельность Диккенс начал с должности репортера. Благодаря своему таланту и неравнодушному отношению к проблемам современности он в кратчайшие сроки был замечен публикой и стал одним из популярнейших авторов. Но славы знаменитого репортера ему было мало – Диккенсу хотелось занять достойное место в обществе.

Сделать это можно было с помощью литературной деятельности. И вот из под его пера одна за другой появляются первые книги: нравоучительные «Очерки Боза» и юмористический роман «Посмертные записки Пиквикского клуба». Второе произведение принесло ему огромную популярность среди читающей публики, в одночасье превратив его в знаменитого писателя.

Через несколько лет писатель выступил уже в новом амплуа серьезного автора, изобличающего пороки общества. Его произведения «Приключения Николаса Никльби» и в особенности «Приключения Оливера Твиста» ярко и красочно рисовали неприглядную сторону английского общества. Этот роман получил широкий общественный резонанс и впоследствии привел к смягчению и даже отмене многих жестоких законов по отношению к малоимущим и детям-рабочим. Все последующие годы Диккенс не уставал радовать своих читателей новыми произведениями «Домби и сын», автобиографичный роман «Дэвид Копперфильд», принесший ему общеевропейскую славу и многие другие произведения.

К среднему возрасту Диккенс, казалось бы, достиг всего, чего хотел. Однако не писательская слава, ни должность главного редактора газеты «Dai­ly News», ни солидные гонорары, позволявшие ему жить на широкую ногу, не принесли ему покоя и счастья. Нервная, увлекающая натура не позволила ему также насладиться семейным покоем. Со своей супругой Кэтрин Хогарт он прожил всю жизнь, имея восьмерых детей, но из-за постоянных размолвок и связи с актрисой Эллен Тернан счастлив с ней не был. Последние годы жизни писателя также были омрачены его сомнением в собственном таланте.

Писатель хотел видеть постепенное преображение общества, в котором он жил, уничтожение социальной несправедливости – все, что он обличал со страниц своих книг. Но изменения вступали в силу слишком медленно, автор страдал от собственной неспособности как-то влиять на ситуацию. В эти годы он написал книгу «Тяжёлые времена», где изложил свои сомнения относительно будущего своей страны. Измученный внутренними противоречиями, великий писатель умер в 1970 году от инсульта.

Чарльз Диккенс не только оставил после себя богатое литературное наследство, но также показал своим последователям достойный пример писателя-борца и общественного деятеля, отстаивающего идеалы справедливого общества.

Вариант 2

Чарльз Диккенс (dick­ens) — великий английский писатель в детстве на его долю выпали серьезные жизненные испытания (отец в долговой тюрьме, невозможность учиться, работа мальчика на фабрике ваксы). Но благодаря энергии, таланту и трудолюбию Диккенс стал. вначале преуспевающим молодым репортером, затем всемирно известным писателем. “Мы должны быть мужественными!

Впереди препятствия, но мы должны их преодолеть”, — эти слова Дэвида Копперфильда из одноименного романа Диккенса определяют жизненную позицию самого автора, дают ключ к пониманию его жизнестойкого характера.

Творчество Диккенса (романы, очерки, рассказы) оказало нравственное воздействие на поколения читателей, открывая перед ними духовную красоту людей, такие вечные ценности, как доброта, сострадание, любовь, дружба. Диккенс “открыл” детскую тему для литературы XIX в. Сирота Оливер Твист, оказавшийся в воровской шайке (“Оливер Твист”, 1839), кроткая Нелл (“Лавка древностей”, 1841), маленький Поль, которому богатство отца не может заменить умершей матери (“Домби и сын”, 1848), метельщик улиц Джо (“Холодный дом”, 1853) овладели сердцами читателей. Важные проблемы, связанные с воспитанием, с вопросами семьи и брака (“Домби и сын”, “Дэвид Копперфильд”, 1850, “Тяжелые времена”, 1854, “Большие надежды”, 1861 и др.), поставленные писателем, не потеряли своей актуальности и в наши дни.

Не принимая революционных потрясений (“Тяжелые времена”, “Повесть о двух городах”, 1859), Диккенс стремился‑к социальной справедливости. Используя сатиру, он осуждал коррупцию, бюрократизм (“Холодный дом”, 1852, “Крошка Доррит”, 1855—1857), черствость, эгоизм (“Домби и сын”, “Тяжелые времена”), Диккенс мечтал о нравственном совершенствовании людей (“Рождественские рассказы”, 1843—1845).

Романы Диккенса — остросюжетные произведения. Многие из них основаны на детективной интриге (“Оливер Твист”, “Холодный дом”, “Большие надежды”). О хитросплетениях сюжета последнего неоконченного романа Диккенса “Тайна Эдвина Друда” ученые спорят до сих пор.

Романы Диккенса воссоздают английскую действительность середины века, показывают особенности общественной, политической и экономической жизни страны. Герои Диккенса — аристократы, купцы, клерки, судьи, актеры, нищие. Они, особенно в произведениях 30—50 гг., резко делятся на добрых и злых. О характере героя Диккенс дает представление, используя гротескные и символические детали во внешности и поведении персонажа. Утверждая торжество добра, Диккенс часто прибегает к счастливым развязкам, носящим условно-сказочный характер. Диккенс — не бесстрастный рассказчик. Его отношение к изображаемому, осуждающее или сочувствующее, всегда ясно.

Гуманизм, человеколюбие Диккенса были близки русским писателям С глубоким уважением к нему относились Белинский, Достоевский, Тургенев, Гончаров и др. Л. Толстой отмечал “истинно христианский дух”, которым проникнуты романы писателя, приносящие “очень много добра человечеству”.

Вариант 3

Краткая биография Диккенса Чарльза (самое главное)

Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 года в Лэндпорте, Портсмут. Он был вторым ребенком Джона и Элизабет Диккенс. Помимо Чарльза, у его родителей было еще 7 детей. Они переехали в Лондон в 1814 году и через два года в Чатем — Кент, где Чарльз провел ранние годы своего детства. Из-за финансовых трудностей, позже, в 1822 году, они вернулись в Лондон, где обосновались в Камден-Таун, бедном районе Лондона.

К 1823 году все стало настолько плохо, что Чарльзу пришлось перестать ходить в школу, так как его родители не могли платить за его обучение.

Следующий год был кошмаром для всей семьи Диккенса. 9 февраля, спустя два дня после его двенадцатого дня рождения, Чарльза отправили на работу в Уорренский завод. В том же месяце Джон Диккенс был приговорен к заключению в тюрьме Маршалси за невыплату долга.

Не обязательно быть экспертом или психологом, чтобы понять, насколько сильно это событие сказалось на мировоззрении и дальнейшем творчестве писателя.

Всего через два четырнадцатилетний Диккенс ушел из школы в последний раз. Он устроился юристом в Лондоне. В 1828 году, когда ему было 16 лет, Чарльз впервые выступил перед публикой в качестве профессионального писателя, работая внештатным репортером.

Именно в этот период Диккенс влюбляется в первый раз, в Марию Биднел. Ее зажиточные родители не были в восторге от отношений, и они отправили ее учиться в Париж. В 1833 году отношения между ними закончились. Мария Биднел «появилась» лишь спустя двадцать лет в качестве прототипа Флоры Финчинг в произведении Диккенса «Крошке Доррит».

В 1836 году он написал свою первую книгу, которая носила название «Очерки Боза». Она обрела широкую популярность среди читателей. После этого и началась писательская карьера Чарльза Диккенса. Также, в том же году, он женился на Кэтрин Хогарт. Пара имела 10 детей, однако их брак был несчастным.

В 1837 году Диккенс опубликовал произведение «Приключения Оливера Твиста», роман о сироте и суровом мире, в который он попадает.

В течение следующих двадцати лет Чарльз Диккенс написал множество рассказов и романов, среди которых следует отметить следующие: «Николас Никльби» (1839), Дэвид Копперфилд (1850), являющийся его самым известным произведением, «Холодный дом» (1853), «Крошка Доррит» (1857) и другие.

Отношения в семье, в романах Диккенса, редко были теплыми и крепкими. Одни семьи были пренебрежительными, отказывались от своих детей и отдавали их в детские дома и рабочие места, как в произведении «Приключения Оливера Твиста»; бранные, как в «Дэвиде Копперфилде»; Злобными и изменчивыми, как женщины в романе «Холодный дом»; или просто хронически неспособные добиться чего — либо, как отец крошки Доррит.

Частые нелестные изображения семейной жизни в его романах, казалось, отражали разочарования Диккенса своими собственными отношениями. Ведь, как говорил сам Чарльз, после того, как он стал популярным и богатым, его семья хотела постоянно воспользоваться им, ради своей выгоды. Его брак тоже особо не был счастливым. Однако он пошутил в конце своей жизни, сказав, что его жена должна получить награду «за то, что она воспитывала самую большую семью, с наименьшей склонностью делать что-либо для себя».

В 1857 году Диккенс встретил актрису Эллен «Нелли» Тернан, которая работала над постановкой одной из его пьес. Актрисе было восемнадцать; Диккенсу было 45. Несмотря на этот возрастной разрыв, они начали романтические отношения, которые продолжались до конца жизни Чарльза.

Он умер в своем лондонском доме 9 июня 1870 года, в возрасте 58 лет, и был похоронен в углу Поэтов в Вестминстерском аббатстве.

Читайте также: Интересные факты о Тургеневе и его творечестве.

Биография Чарльза Диккенса по годам

Вариант 1

Чарльз Диккенс — крупнейший английский прозаик, автор социально-пси­хо­ло­ги­ческих романов, воссоздававших быт, нравы и представления Великобритании эпохи раннего викторианства, а также особенности национального характера и мировосприятия. Резкая критика изъянов общества, построенного на социальном неравенстве и культе прагматичной «пользы», сочеталась в его произведениях с пафосом утверждения гуманистических идеалов. Стиль Диккенса характеризуется синтезом реалистических и романтических, бытовых и фольклорно-мифологических элементов.

Жизнь Ч. Диккенса в датах и фактах

7 февраля 1812 г. — родился в Лендпорте вблизи Портсмута в семье служащего финансового управления морского ведомства.

С 1817 по 1823 г. семья Диккенсов проживала в городе Четэм, где Чарльз начал посещать школу. Эти годы он впоследствии называл самыми счастливыми в своей жизни. Конец безмятежному детству положили финансовые неприятности, из-за которых отец был посажен в долговую тюрьму, а 11-летний Чарльз вынужден был несколько месяцев отработать на фабрике, производившей ваксу.

18241826 — годы обучения в частной школе «Академия Вэллингтон‑Хаус».

1827 г. — поступил на место младшего клерка в адвокатскую контору.

В 1828 г. — устроился свободным репортером в судебную палату, а в 1832 г. — парламентским корреспондентом.

В 1833 г. в ежемесячном журнале писатель напечатал свой первый очерк — «Обед на Поплар-Вок», подписанный псевдонимом «Боз».

1836 г. — опубликовал первые разделы романа «Посмертные записки Пиквикского клуба», имевшие большой успех у читателей. В том же году Диккенс женился на дочери юриста и журналиста Дж. Хогарта Кейт, с которой он создал большую многодетную семью, но так и не испытал супружеского счастья.

1837–1841 гг. — выходят в свет знаменитые романы Ч. Диккенса: «Приключения Оливера Твиста» (1839), «Жизнь и приключения Николаса Никльби» (1839), «Лавка древностей» (1840) и др.

В 1842 г. писатель осуществил путешествие в США, во время которого пережил глубокое разочарование в американской демократии и американском образе жизни. Эти впечатления нашли отражение в романе «Мартин Чезлвит»(1844). Затем появился цикл «Рождественские повести» (1848), романы «Домби и сын» (1848), «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим»(1850).

В 1850‑е гг. — были написаны романы «Холодный дом» (1853), «Тяжелые времена» (1854) и «Крошка Доррит» (1857). Некоторое время Диккенс работал редактором журнала «Домашнее чтение», в котором печатал собственные сочинения. После конфликта с издателями он основал аналогичный журнал «Круглый год».

С 1858 г. писатель выступал с публичными чтениями своих произведений. Эти чтения стали легендарным явлением европейской культурной жизни.

1860‑е гг. — работал над романами «Большие ожидания» (1861), «Наш общий друг» (1865), «Тайна Эдвида Друда» (1870, неоконченный).

9 июня 1870 г. — умер вследствие инсульта.

Вариант 2

1812, 7 февраля — в семье чиновника морского ведомства Джона Диккенса родился сын Чарльз.

1814 — переезд семейства Диккенсов в Лондон.

1817 — семейство Диккенсов переселяется в Чэтэм (Кент).

1820 — посещение школы Уильяма Джайлза в Чэтэме.

1822 — возвращение в Лондон.

1824, февраль — Джон Диккенс попадает в долговую тюрьму. Чарльз поступает на работу на фабрику ваксы; май — отец выходит из тюрьмы; июнь — Чарльз покидает фабрику и поступает в школу м–ра Джоунза («Академию Веллингтон–Хаус»).

1827, март — покидает школу м–ра Джоунза; май — становится писцом в конторе стряпчих Эллиса и Блэкмора.

1831—1832 — работает репортером в газетах «Миррор оф парламент», «Тру сан».

1833—1835 — публикует очерки в периодических изданиях под псевдонимом «Боз».

1836, февраль — выходят в свет два тома первой серии «Очерков Боза»; 31 марта — первый выпуск «Посмертных записок Пиквикского клуба»; апрель — женитьба на Кэтрин Хогарт.

1837, январь — первый номер «Альманаха Бентли», редактируемого Диккенсом, где в январе начинает печататься «Оливер Твист»; вторая серия «Очерков Боза»; октябрь — последний выпуск «Посмертных записок Пиквикского клуба».

1838 — выходят в свет «Воспоминания Джозефа Гримальди», отредактированные и подготовленные к печати Диккенсом; апрель — первый выпуск «Николаса Никльби».

1839, март — последний выпуск «Оливера Твиста»; октябрь — последний выпуск «Николаса Никльби».

1840, апрель — первый номер периодического издания «Часы мистера Хамфри», где с апреля печатается «Лавка древностей».

1841, январь — закончена публикация «Лавки древностей»; февраль–ноябрь — «Барнеби Радж» печатается в «Часах мистера Хамфри».

1842, январь—июнь — поездка по Соединенным Штатам Америки; октябрь — выходят в свет «Американские заметки».

1843, январь — первый выпуск «Мартина Чезлвита»; декабрь — «Рождественская песнь».

1844, июль — поездка в Италию, последний выпуск «Мартина Чезлвита», декабрь — рождественская повесть «Колокола».

1845, июнь — возвращение в Англию; декабрь — «Сверчок за очагом».

1846, 21 января — первый номер основанной Диккенсом газеты «Дейли ньюс», в которой печатаются «Картины Италии»; май — поездка в Швейцарию; октябрь — первый выпуск «Домби и сына»; декабрь — рождественская повесть «Битва жизни».

1847 — Диккенс проводит три месяца в Париже; начинает выходить первое собрание сочинений Диккенса (закончено в 1868 г.).

1848, апрель — последний выпуск «Домби и сына».

1849, май — первый выпуск «Дэвида Копперфилда».

1850, 30 марта — первый номер основанного Диккенсом журнала «Домашнее чтение»; ноябрь — последний выпуск «Дэвида Копперфилда».

1852, март — первый выпуск «Холодного дома».

1853, июнь — поездка во Францию; сентябрь — последний выпуск «Холодного дома»; октябрь — Швейцария, Италия; декабрь — возвращение в Англию; 27, 29, 30 декабря — первое публичное чтение в Бирмингеме («Рождественская песнь» и «Сверчок за очагом»).

1854 — полное издание «Истории Англии для детей»; апрель—август — «Тяжелые времена» печатаются в «Домашнем чтении»; июнь—октябрь — поездка во Францию.

1855, декабрь — первый выпуск «Крошки Доррит».

1856, сентябрь — возвращение в Англию.

1857, июнь — последний выпуск «Крошки Доррит».

1858, август—ноябрь — турне по Англии, Ирландии и Шотландии с чтением произведений.

1859, 30 апреля начинает выходить журнал «Круглый год», в котором с апреля по ноябрь печатается «Повесть о двух городах»; 28 мая — последний номер журнала «Домашнее чтение».

1860, декабрь — в «Круглом годе» начинают печататься «Большие надежды».

1861, август — завершается публикация «Больших надежд»; октябрь — новое турне по Англии с чтениями.

1862 — чтения продолжаются.

1863, январь — благотворительные чтения в Париже.

1864, май — первый выпуск романа «Наш общий друг».

1865, ноябрь — последний выпуск романа «Наш общий друг»; июнь — поездка на отдых во Францию.

1867, апрельиюнь — новое турне с чтениями.

1867, ноябрь — вторая поездка в Америку с чтением лекций; повесть «В тупике», написанная в соавторстве с У. Коллинзом, печатается в рождественском номере «Круглого года».

1868, май — возвращение в Англию.

1869, октябрь — начало работы над «Тайной Эдвина Друда».

1870, 9 июня — смерть Диккенса (похоронен в Вестминстерском аббатстве); август—сентябрь — публикация незавершенного романа «Тайна Эдвина Друда».

Полная биография Чарльза Диккенса

Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 г. в городке Лендпорт, близ Портсмута. Его отец был довольно состоятельным чиновником, человеком весьма легкомысленным, но весёлым и добродушным, со смаком, пользовавшимся тем уютом, тем комфортом, которым так дорожила всякая зажиточная семья старой Англии. Своих детей и в частности своего любимца Чарли мистер Диккенс окружил заботой и лаской. Маленький Диккенс унаследовал от отца богатое воображение, лёгкость слова, по-видимому, присоединив к этому некоторую жизненную серьёзность, унаследованную от матери, на плечи которой падали все житейские заботы по сохранению благосостояния семьи.

Богатые способности мальчика восхищали родителей, и артистически настроенный отец буквально изводил своего сынишку, заставляя его разыгрывать разные сцены, рассказывать свои впечатления, импровизировать, читать стихи и т. д. Диккенс превратился в маленького актёра, преисполненного самовлюблённости и тщеславия.

Однако семья Диккенса была вдруг разорена дотла. Отец был брошен на долгие годы в долговую тюрьму, матери пришлось бороться с нищетой. Изнеженный, хрупкий здоровьем, полный фантазии, влюблённый в себя мальчик попал в тяжёлые условия эксплуатации на фабрику ваксы.

Всю свою последующую жизнь Диккенс считал это разорение семьи и эту свою ваксу величайшим оскорблением для себя, незаслуженным и унизительным ударом. Он не любил об этом рассказывать, он даже скрывал эти факты, но здесь, со дна нужды, Диккенс почерпнул свою горячую любовь к обиженным, к нуждающимся, своё понимание их страданий, понимание жестокости, которую они встречают сверху, глубокое знание жизни нищеты и таких ужасающих социальных учреждений, как тогдашние школы для бедных детей и приюты, как эксплуатация детского труда на фабриках, как долговые тюрьмы, где он посещал своего отца и т. п.

Диккенс вынес из своего отрочества и великую, мрачную ненависть к богачам, к господствующим классам. Колоссальное честолюбие владело юным Диккенсом. Мечта о том, чтобы подняться назад в ряды людей, пользовавшихся благосостоянием, мечта о том, чтобы перерасти своё первоначальное социальное место, завоевать себе богатство, наслаждения, свободу, — вот что волновало этого подростка с копной каштановых волос над мертвенно бледным лицом, с огромными, горящими здоровым огнём, глазами.

Диккенс нашёл себя прежде всего как репортёр. Расширившаяся политическая жизнь, глубокий интерес к дебатам, происходившим в парламенте, и к событиям, которыми эти дебаты сопровождались, повысили интерес английской публики к прессе, количество и тираж газет, потребность в газетных работниках. Как только Диккенс выполнил на пробу несколько репортёрских заданий, он сразу был отмечен и начал подыматься, чем дальше, тем больше удивляя своих товарищей репортёров иронией, живостью изложения, богатством языка.

Диккенс лихорадочно схватился за газетную работу, и все то, что расцветало в нём ещё в детстве и что получило своеобразный, несколько мучительный уклон в более позднюю пору, выливалось теперь из-под его пера, причём он прекрасно сознавал не только, что тем самым он доводит свои идеи до всеобщего сведения, но и то, что делает свою карьеру. Литература — вот что теперь являлось для него лестницей, по которой он подымется на вершину общества, в то же время совершая благое дело во имя всего человечества, во имя своей страны и прежде всего и больше всего во имя угнетённых.

Первые нравоописательные очерки Диккенса, которые он назвал «Очерками Боза», были напечатаны в 1836. Дух их вполне соответствовал социальному положению Диккенса. Это была в некоторой степени беллетристическая декларация в интересах разоряющейся мелкой буржуазии. Впрочем, эти очерки прошли почти незамеченными.

Но Диккенса ждал головокружительный успех в этом же году с появлением первых глав его «Посмертных записок Пиквикского клуба» (The Posthu­mous Papers of the Pick­wick Club). 24-летний молодой человек, окрылённый улыбнувшейся ему удачей, от природы жаждущий счастья, веселья, в этой своей молодой книге старается совершенно пройти мимо тёмных сторон жизни. Он рисует старую Англию с самых различных её сторон, прославляя то её добродушие, то обилие в ней живых и симпатичных сил, которые приковали к ней лучших сынов мелкой буржуазии. Он изображает старую Англию в добродушнейшем, оптимистическом, благороднейшем старом чудаке, имя которого — мистер Пиквик — утвердилось в мировой литературе где-то неподалёку от великого имени Дон-Кихота.

Если бы Диккенс написал эту свою книгу, не роман, а серию комических, приключенческих картин, с глубоким расчётом прежде всего завоевать английскую публику, польстив ей, дав ей насладиться прелестью таких чисто английских положительных и отрицательных типов, как сам Пиквик, незабвенный Самуэль Уэллер — мудрец в ливрее, Джингль и т. д., то можно было бы дивиться верности его чутья. Но скорее здесь брала своё молодость и дни первого успеха. Этот успех был вознесён на чрезвычайную высоту новой работой Диккенса, и надо отдать ему справедливость: он тотчас же использовал ту высокую трибуну, на которую взошёл, заставив всю Англию смеяться до колик над каскадом курьёзов Пиквикиады, для более серьёзных задач.

Двумя годами позднее Диккенс выступил с «Оливером Твистом» и «Николасом Никкльби».

«Оливер Твист» (1838) — история сироты, попавшего в трущобы Лондона. Мальчик встречает на своём пути низость и благородство, людей преступных и добропорядочных. Жестокая судьба отступает перед его искренним стремлением к честной жизни. На страницах романа запечатлены картины жизни и общества Англии 19 века во всем их живом великолепии и разнообразии. В этом романе Ч.Диккенс выступает, как гуманист, утверждая силу добра в человеке.

Слава Диккенса выросла стремительно. Своего союзника видели в нём и либералы, поскольку он защищал свободу, и консерваторы, поскольку он указывал на жестокость новых общественных взаимоотношений.

После путешествия в Америку, где публика встретила Диккенса с не меньшим энтузиазмом, чем англичане, Диккенс пишет своего «Мартина Чезльвита» (The Life and Adven­tures of Mar­tin Chuz­zle­wit, 1843). Кроме незабываемых образов Пекснифа и миссис Гамп, роман этот замечателен пародией на американцев. Многое в молодой капиталистической стране показалось Диккенс сумасбродным, фантастическим, беспорядочным, и он не постеснялся сказать янки много правды о них. Ещё в конце пребывания Диккенса в Америке он позволял себе «бестактности», весьма омрачившие отношение к нему американцев. Роман же его вызвал бурные протесты со стороны заокеанской публики.

Но острые, колющие элементы своего творчества Диккенс умел, как уже сказано, смягчать, уравновешивать. Ему это было легко, ибо он был и нежным поэтом самых коренных черт английской мелкой буржуазии, которые проникали далеко за пределы этого класса.

Культ уюта, комфорта, красивых традиционных церемоний и обычаев, культ семьи, как бы воплотившись в гимн к Рождеству, этому празднику праздников мещанства, с изумительной, волнующей силой был выражен в его «Рождественских рассказах» — в 1843 вышел «Рождественский гимн» (А Christ­mas Car­ol), за которым последовали «Колокола» (The Chimes), «Сверчок на печи» (The Crick­et on the Hearth), «Битва жизни» (The Bat­tle of Life), «Одержимый» (The Haunt­ed Man). Кривить душой Диккенсу здесь не приходилось: он сам принадлежал к числу восторженнейших поклонников этого зимнего праздника, во время которого домашний камелёк, дорогие лица, торжественные блюда и вкусные напитки создавали какую-то идиллию среди снегов и ветров беспощадной зимы.

В это же время Диккенс стал главным редактором «Dai­ly News». В газете этой он выражал свои социально-политические взгляды.

Все эти особенности таланта Диккенса ярко сказываются в одном из лучших его романов — «Домби и сын» (Dombey and Son, 1848). Огромная серия фигур и жизненных положений в этом произведении изумительны. Фантазия Диккенса, изобретательность его кажутся неисчерпаемыми и сверхчеловеческими. Очень мало романов в мировой литературе, которые по богатству красок и разнообразию тона могут быть поставлены наряду с «Домби и сыном», и среди этих романов надо поместить и некоторые позднейшие произведения самого Диккенса. Как мелкобуржуазные персонажи, так и бедные созданы им с великой любовью. Все эти люди почти сплошь чудаки. Но это чудачество, заставляющее вас смеяться, делает их ещё ближе и милее.

Правда, этот дружелюбный, этот ласковый смех заставляет вас не замечать их узости, ограниченности, тяжёлых условий, в которых им приходится жить; но уж таков Диккенс. Надо сказать однако, что когда он обращает свои громы против угнетателей, против чванного негоцианта Домби, против негодяев, вроде его старшего приказчика Каркера, он находит столь громящие слова негодования, что они действительно граничат порой с революционным пафосом.

Ещё более ослаблен юмор в следующем крупнейшем произведении Диккенс — «Дэвиде Копперфильде» (1849—1850). Роман этот в значительной мере автобиографический. Намерения его очень серьёзны. Дух восхваления старых устоев морали и семьи, дух протеста против новой капиталистической Англии громко звучит и здесь. Можно по-разному относиться к «Дэвиду Копперфильду». Некоторые принимают его настолько всерьёз, что считают его величайшим произведением Диккенса.

В 1850-ых гг. Диккенс достиг зенита своей славы. Он был баловнем судьбы — прославленным писателем, властителем дум и богачом, — словом, личностью, для которой судьба не поскупилась на дары.

Портрет Диккенса в ту пору довольно удачно нарисовал Честертон:

Диккенс был среднего роста. Его природная живость и малопредставительная наружность были причиной того, что он производил на окружающих впечатление человека низкорослого и, во всяком случае, очень миниатюрного сложения. В молодости у него на голове была чересчур экстравагантная, даже для той эпохи, шапка каштановых волос, а позже он носил тёмные усы и густую, пышную, тёмную эспаньолку такой оригинальной формы, что она делала его похожим на иностранца.

Прежняя прозрачная бледность лица, блеск и выразительность глаз остались у него, «отмечая ещё подвижный рот актёра и экстравагантную его манеру одеваться». Честертон пишет об этом:

Он носил бархатную куртку, какие-то невероятные жилеты, напоминавшие своим цветом совершенно неправдоподобные солнечные закаты, невиданные в ту пору белые шляпы, совершенно необыкновенной, режущей глаза белизны. Он охотно наряжался и в сногсшибательные халаты; рассказывают даже, что он в таком одеянии позировал для портрета.

За этой внешностью, в которой было столько позёрства и нервности, таилась большая трагедия. Потребности Диккенса были шире его доходов. Беспорядочная, чисто богемная натура его не позволяла ему внести какой бы то ни было порядок в свои дела. Он не только терзал свой богатый и плодотворный мозг, заставляя его чрезмерно работать творчески, но будучи необыкновенно блестящим чтецом, он старался зарабатывать громадные гонорары лекциями и чтением отрывков из своих романов. Впечатление от этого чисто актёрского чтения было всегда колоссальным. По-видимому, Диккенс был одним из величайших виртуозов чтения. Но в своих поездках он попадал в руки каких-то антрепренёров и, много зарабатывая, в то же время доводил себя до изнеможения.

Его семейная жизнь сложилась тяжело. Размолвки с женой, какие-то сложные и тёмные отношения со всей её семьёй, страх за болезненных детей делали для Диккенса из его семьи скорее источник постоянных забот и мучений.

Но все это менее важно, чем обуревавшая Диккенс меланхолическая мысль о том, что по существу серьёзнейшее в его трудах — его поучения, его призывы — остаётся втуне, что в действительности нет никаких надежд на улучшение того ужасного положения, которое было ему ясно, несмотря на юмористические очки, долженствовавшие смягчить резкие контуры действительности и для автора и для его читателей. Он пишет в это время:

С каждым часом во мне крепнет старое убеждение, что наша политическая аристократия вкупе с нашими паразитическими элементами убивают Англию. Я не вижу ни малейшего проблеска надежды. Что же касается народа, то он так резко отвернулся и от парламента, и от правительства, и проявляет по отношению и к тому, и к другому такое глубокое равнодушие, что подобный порядок вещей начинает внушать мне самые серьёзные и тревожные опасения. Дворянские предрассудки, с одной стороны, и привычка к подчинению — с другой, — совершенно парализуют волю народа. Все рухнуло после великого XVII века. Больше не на что надеяться.

Диккенс нередко самопроизвольно впадал в транс, был подвержен видениям и время от времени испытывал состояния дежавю. О другой странности писателя рассказал Джордж Генри Льюис, главный редактор журнала «Фортнайтли ревью» (и близкий друг писательницы Джордж Элиот). Диккенс однажды рассказал ему о том, что каждое слово, прежде чем перейти на бумагу, сначала им отчетливо слышится, а персонажи его постоянно находятся рядом и общаются с ним. Работая над «Лавкой древностей», писатель не мог спокойно ни есть, ни спать: маленькая Нелл постоянно вертелась под ногами, требовала к себе внимания, взывала к сочувствию и ревновала, когда автор отвлекался от нее на разговор с кем-то из посторонних.

Во время работы над романом «Мартин Чеззлвитт» Диккенсу надоедала своими шуточками миссис Гамп: от неё ему приходилось отбиваться силой. «Диккенс не раз предупреждал миссис Гамп: если она не научится вести себя прилично и не будет являться только по вызову, он вообще не уделит ей больше ни строчки!», — писал Льюис. Именно поэтому писатель обожал бродить по многолюдным улицам. «Днем как-то можно еще обойтись без людей, — признавался Диккенс в одном из писем, но вечером я просто не в состоянии освободиться от своих призраков, пока не потеряюсь от них в толпе». «Пожалуй, лишь творческий характер этих галлюцинаторных приключений удерживает нас от упоминания о шизофрении в качестве вероятного диагноза», — замечает парапсихолог Нандор Фодор, автор очерка «Неизвестный Диккенс» (1964, Нью-Йорк).

Этой меланхолией проникнут и великолепный роман Диккенса «Тяжёлые времена». Роман этот является самым сильным литературно-художественным ударом по капитализму, какой был ему нанесён в те времена, и одним из сильнейших, какие вообще ему наносили. По-своему грандиозная и жуткая фигура Боундерби написана с подлинной ненавистью. Но Диккенс спешит отмежеваться и от передовых рабочих.

Конец литературной деятельности Диккенса ознаменовался ещё целым рядом превосходных произведений. Роман «Крошка Доррит» (Lit­tle Dor­rit, 1855—1857) сменяется знаменитой «Повестью о двух городах» (A Tale of Two Cities, 1859), историческим романом Диккенса, посвящённым французской революции. Диккенс отшатнулся от неё, как от безумия. Это было вполне в духе всего его мировоззрения, и, тем не менее, ему удалось создать по-своему бессмертную книгу.

К этому же времени относятся «Большие надежды» (1860) — автобиографический роман. Герой его — Пип — мечется между стремлением сохранить мелкотравчатый мещанский уют, остаться верным своему середняцкому положению и стремлением вверх к блеску, роскоши и богатству. Много своих собственных метаний, своей собственной тоски вложил в этот роман Диккенс. По первоначальному плану роман должен был кончиться плачевно, в то время как Диккенс всегда избегал тяжёлых концов для своих произведений и по собственному добродушию, и зная вкусы своей публики. По тем же соображениям он не решился окончить «Большие надежды» полным их крушением. Но весь замысел романа ясно ведёт к такому концу.

На высоты своего творчества поднимается Диккенс вновь в своей лебединой песне — в большом полотне «Наш общий друг» (1864). Но это произведение написано как бы с желанием отдохнуть от напряжённых социальных тем. Великолепно задуманный, переполненный самыми неожиданными типами, весь сверкающий остроумием — от иронии до трогательного юмора — этот роман должен, по замыслу автора, быть ласковым, милым, забавным. Трагические его персонажи выведены как бы только для разнообразия и в значительной степени на заднем плане. Все кончается превосходно. Сами злодеи оказываются то надевшими на себя злодейскую маску, то настолько мелкими и смешными, что мы готовы им простить их вероломность, то настолько несчастными, что они возбуждают вместо гнева острую жалость.

В этом своём последнем произведении Диккенс собрал все силы своего юмора, заслоняясь чудесными, весёлыми, симпатичными образами этой идиллии от овладевшей им меланхолии. По-видимому, однако, меланхолия эта должна была вновь хлынуть на нас в детективном романе Диккенса «Тайна Эдвина Друда» (The Mys­tery of Edwin Drood). Роман этот начат с большим мастерством, но куда он должен был привести и каков был его замысел, мы не знаем, ибо произведение осталось неоконченным. 9 июня 1870 г. пятидесятивосьмилетний Диккенс, не старый годами, но изнурённый колоссальным трудом, довольно беспорядочной жизнью и множеством всяких неприятностей, умирает в Гейдсхилле от инсульта.

Слава Диккенса продолжала расти после его смерти. Он был превращён в настоящего бога английской литературы. Его имя стало называться рядом с именем Шекспира, его популярность в Англии 1880—1890‑х гг. затмила славу Байрона. Но критика и читатель старались не замечать его гневных протестов, его своеобразного мученичества, его метаний среди противоречий жизни. Они не поняли и не хотели понять, что юмор был часто для Диккенса щитом от чрезмерно ранящих ударов жизни. Наоборот, Диккенс приобрёл прежде всего славу весёлого писателя весёлой старой Англии. Диккенс — это великий юморист, — вот что вы услышите прежде всего из уст рядовых англичан из самых различных классов этой страны.

На русском языке переводы произведений Диккенса появились в конце 1830‑х годов. В 1838 году в печати появились отрывки «Посмертных записок Пиквикского клуба», позднее были переведены рассказы из цикла «Очерки Боза». Все его большие романы переведены по несколько раз, переведены и все мелкие произведения, и даже ему не принадлежащие, но правленные им как редактором. Диккенса переводили В. А. Солоницын («Жизнь и приключения английского джентльмена мистера Николая Никльби, с правдивым и достоверным Описанием успехов и неудач, возвышений и падений, словом, полного поприща жены, детей, родственников и всего вообще семейства означенного джентльмена», «Библиотека для чтения», 1840), О. Сенковский («Библиотека для чтения»), А. Кронеберг («Святочные рассказы Диккенса», «Современник», 1847 № 3 — пересказ с переводом отрывков; повесть «Битва жизни», там же) и И. И. Введенский («Домби и Сын», «Договор с привидением», «Замогильные записки Пиквикского клуба», «Давид Копперфильд»); позднее — З. Журавская («Жизнь и приключения Мартина Чезлвита», 1895; «Без выхода», 1897), В. Л. Ранцов, М. А. Шишмарева («Посмертные записки Пикквикского клуба», «Тяжёлые времена» и другие), Е. Г. Бекетова (сокращённый перевод «Давид Копперфильд» и другие) и др.

Близка к истине характеристика, которую даёт Диккенсу Честертон: «Диккенс был ярким выразителем, — пишет этот во многом родственный ему английский писатель, — своего рода рупором овладевшего Англией всеобщего вдохновения, порыва и опьяняющего энтузиазма, звавшего всех и каждого к высоким целям. Его лучшие труды являются восторженным гимном свободы. Все его творчество сияет отражённым светом революции».

Проза Ч.Диккенса пронизана остроумием, повлиявшим на оригинальность национального характера и образа мышления, известного в мире, как «английский юмор»

Интересные факты из жизни Чарльза Диккенса

Вариант 1

Интересные факты о Чарльзе Диккенсе

1) У писателя было множество странностей. Диккенс нередко самопроизвольно впадал в транс, был подвержен видениям и время от времени испытывал состояния дежавю. Когда это случалось, писатель нервно теребил в руках шляпу, из-за чего головной убор быстро терял презентабельный вид и приходил в негодность. По этой причине Диккенс со временем перестал носить головные уборы.

2) Писатель Джордж Генри Льюис, главный редактор журнала “Фортнайтли ревью” (и близкий друг писательницы Джордж Элиот) рассказал, что Диккенс однажды рассказал ему о том, что каждое слово, прежде чем перейти на бумагу, сначала им отчетливо слышится, а персонажи его постоянно находятся рядом и общаются с ним.

Работая над “Лавкой древностей”, писатель не мог спокойно ни есть, ни спать: маленькая Нелл постоянно вертелась под ногами, требовала к себе внимания, взывала к сочувствию и ревновала, когда автор отвлекался от неё на разговор с кем-то из посторонних.

Во время работы над романом “Мартин Чезлвит” Диккенсу надоедала своими шуточками миссис Гамп: от нее ему приходилось отбиваться силой. “Диккенс не раз предупреждал миссис Гамп: если она не научится вести себя прилично и не будет являться только по вызову, он вообще не уделит ей больше ни строчки!” — писал Льюис.

Именно поэтому писатель обожал бродить по многолюдным улицам. “Днем как-то можно ещё обойтись без людей, — признавался Диккенс в одном из писем, — но вечером я просто не в состоянии освободиться от своих призраков, пока не потеряюсь от них в толпе”.

“Пожалуй, лишь творческий характер этих галлюцинаторных приключений удерживает нас от упоминания о шизофрении в качестве вероятного диагноза”, — замечает парапсихолог Нандор Фодор, автор очерка “Неизвестный Диккенс” (1964, Нью-Йорк).

3) Был очень суеверным человеком. Он ко всему прикасался три раза – на удачу, считал пятницу своим счастливым днем, а в день выхода последней части очередного романа непременно уезжал из Лондона.

4) Каждые 50 строк написанного Диккенс запивал глотком горячей воды.

5) Питал странную привязанность к парижскому моргу, где мог проводить целые дни напролет, захваченный видом неопознанных останков.

6) Писатель ненавидел памятники и в своем завещании запретил, чтобы в его честь возводили какие-либо статуи.

7) Всегда спал головой на север. Также он садился лицом на север, когда писал свои великие произведения.

8) С самого начала отношений Чарльз Диккенс заявил Кэтрин Хогарт, своей будущей жене, что ее основное назначение — рожать детей и делать то, что он ей скажет. За годы их совместной жизни она родила десять детей, и все это время беспрекословно выполняла любое указание мужа. Однако с годами он начал ее попросту презирать.

9) Диккенс не смог закончил и начальной школы. Когда будущему писателю было 11 лет, он начал работать на фабрике по производству крема для обуви.

10) Писатель назвал главного негодяя из романа “Оливер Твист” Фэйгин — точно так, как звали его лучшего друга, Боба Фэйгина.

Вариант 2

7 февраля 1812 года родился Чарльз Диккенс — английский писатель, романист и очеркист, классик мировой литературы и один из крупнейших прозаиков XIX века. Самый популярный англоязычный писатель при жизни. Творчество Диккенса относят к вершинам реализма, но в его романах отразились и сентиментальное, и сказочное начало.

Редакция нашего сайта представляет вашему вниманию интересные факты из жизни одного из самых известных английских писателей.

1) Критики его времени часто говорили, что Диккенсу никогда не войти в число лучших писателей английской литературы. Даже сам Оскар Уайльд не воспринимал всерьез сочинения Диккенса.

2) Диккенс был очень суеверным человеком: он ко всему прикасался три раза — на удачу, считал пятницу своим счастливым днем, а в день выхода последней части очередного романа непременно уезжал из Лондона.

3) Диккенс самопроизвольно впадал в транс, был подвержен видениям и время от времени испытывал состояния дежавю. Диккенс однажды рассказал главному редактору журнала «Фортнайтли ревью» Джорджу Генри Льюису о том, что каждое слово, прежде чем перейти на бумагу, сначала отчетливо им слышится, а его персонажи постоянно находятся рядом и общаются с ним.

4) Диккенс каждые 50 строк написанного запивал глотком горячей воды.

5) С самого начала отношений Чарльз Диккенс заявил Кэтрин Хогарт, своей будущей жене, что ее основное назначение — рожать детей и делать то, что он ей скажет. За годы их совместной жизни она родила десять детей, и все это время беспрекословно выполняла любое указание мужа. Однако с годами он начал ее попросту презирать.

6) В 1857 году к Диккенсу приехал в гости Ханс Кристиан Андерсен (автор всемирно известных сказок для детей и взрослых: «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Оле Лукойе», «Снежная королева» и др.). Товарищи познакомились еще в 1847 году, пришли в полный восторг друг от друга, и 10 лет спустя Ханс решил воспользоваться приглашением Диккенса. Но дело было в том, что за эти годы в жизни Диккенса очень все изменилось и усложнилось — он был не готов принять Андерсена. «Он не владеет никакими языками, кроме своего датского, хотя есть подозрения, что и его он тоже не знает» — в таком ключе рассказывал друзьям о своем госте Диккенс. Спустя пять недель — именно столько гостевал Андерсен в доме Диккенса — хозяин дома написал на стене комнаты: «Ганс Андерсен ночевал в этой комнате пять не­дель, которые показались нашей семье годами».

7) Одним из любимейших развлечений Чарльза Диккенса были походы в парижский морг, где он мог проводить целые дни напролет, захваченный видом неопознанных останков.

8) Он не закончил и начальной школы. Когда Чарльзу Диккенсу было 11 лет, он работал на фабрике по производству крема для обуви

9) Чарльз Диккенс всегда спал головой на север. Также, когда писал свои произведения, садился лицом в эту сторону.

10) Он назвал злостного негодяя из романа «Оливер Твист» Фэйгин — точно так, как звали его лучшего друга, Боба Фэйгина.

11) Писатель ненавидел памятники, и в своем завещании запретил, чтобы ему возводили какие-либо статуи. Но кто-то из почитателей его таланта ослушался. Семья Диккенса отвергла скульптуру, и та, в итоге, нашла пристанище в филадельфийском Кларк-парке.

12) После смерти Диккенс был превращен в настоящего идола английской литературы.


источники:

http://biographe.ru/znamenitosti/charlz-dikens/

http://litfest.ru/biografii/dikkens.html