Catherine Deneuve биография На Французском

Французский язык

L’actrice principale du 7-ème art (le cinéma français contemporain) a tourné en 50 ans de carrière plus d’une centaine de films avec les plus fameux metteurs en scène. Catherine Deneuve a seulement 21 ans lorsqu’elle apparaît dans le film de Jacques Demy — Les parapluies de Cherbourg, un film récompensé en 1964 par une Palme d’or au Festival de Cannes.
François Truffaut disait que le caractère mystérieux de Catherine Deneuve apportait de l’ambiguïté et du secret aux situations, aux scénarios, aux rôles qu’elle jouait. Catherine Deneuve a souvent réfléchi sur cette image qu’elle projette : « Vous connaissez les clichés qui me collent à la peau : glaciale, distante, le feu sous la glace… » — (Paris Match, 1999). Elle ajoute plus tard : «Il y a un cliché que je ne supporte pas à mon sujet, c’est la grande dame du cinéma français. […] Je ne veux pas être une dame, encore moins une grande » (Télérama, 2000). Deneuve, dont le visage a inspiré le buste de Marianne dans les années 80, a reçu de nombreuses récompenses, parmi lesquelles deux Césars de la meilleure actrice pour le rôle dans le film Le Dernier métro (1981) de François Truffaut et pour Indochine (1992) de Régis Wargnier. Plus récemment, elle a obtenu le prix d’Actrice européenne de l’année en 2002 pour Huit femmes, de François Ozon ainsi qu’un prix pour l’ensemble de sa carrière au Festival de Cannes de 2008.
Catherine Deneuve parle avec lucidité de sa profession : « C’est très difficile de vieillir. Pour une femme, c’est déjà difficile de vieillir dans la vie, mais pour une actrice, c’est effrayant de vieillir au cinéma » (Paris Match, 1999).
Lexique

  • tourner (un film) (v.) [tuʀne] сниматься: jouer dans un film metteur en scène (n.m.) постановщик, режиссер : la personne qui dirige la réalisation d’un film
  • cliché (n.m.) [kliʃe] клише: une image figée, un stéréotype coller (v.) [kɔle] прилипать / прилипнуть к:adhérer, ne pas quitter
  • supporter (v.) [sypɔʀte] терпеть : tolérer, accepter
  • récemment (adv.) [ʀesamɑ̃] недавно : il n’y a pas longtemps lucidité (n.f.) [lysidite] ясность: la
  • pénétration, la clairvoyance, la perspicacité
  • effrayant (adj.) [efʀɛjɑ̃, -t] , — effrayante ужасный, страшный: angoissant, inquiétant, qui fait peur

Autour du texte

Compréhension de l’écrit

  1. Qu’est-ce qui montre que Catherine Deneuve est une grande actrice ?
  2. Avec quel film est-elle devenue célèbre ?
  3. Pour Truffaut, quel est la qualité essentielle de Catherine Deneuve ?
  4. Comment Catherine Deneuve est-elle perçue ? Que signifie « le feu sous la glace » ?
  5. Qu’est-ce qu’une « grande dame » pour Catherine Deneuve ?
  6. Quels prix a-t-elle obtenus dans sa carrière ?
  7. De quelle manière la France a-t-elle rendu hommage à Catherine Deneuve ?
  8. Selon Catherine Deneuve, à quel problème une actrice doit faire face ?

Production orale
Commentez cette remarque de Catherine Deneuve : « C’est très difficile de vieillir. Pour une femme, c’est déjà difficile de vieillir dans la vie, mais pour une actrice, c’est effrayant de vieillir au cinéma »
(Paris Match, 1999).
Débattez cette proposition : L’âge n’a pas d’importance pour les acteurs masculins, в À votre avis, comment peut-on vieillir au cinéma
Pour aller plus loin
Les films classiques de Catherine Deneuve, les rôles qu’elle a joués,
Les rôles récents de Catherine Deneuve au cinéma.

Traduction:
Великая актриса современного французского кино, которая за 50 лет карьеры снялась в более сотни фильмов, постановщики которых одни из самых выдающихся. Ей только 21 год, когда она появляется в фильме Жака Деми – Шербурские зонтики, фильм получил Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале в 1964 году.
Франсуа Трюффо сказал, что удивительный характер Катрин Денев придавал какую-то двусмысленность и тайну ситуациям, сценариям, ролям, которые она играла. Катрин Денев часто размышляла над этим образом, которого она демонстрирует: « Вы знаете клише, которые мне присваивают: ледяная, холодная, огонь подо льдом » — (Пари-Матч, 1999). Позже она добавляет: « Клише который я не разделяю — знатная дама французского кино. […] Я не хочу быть дамой, тем более знатной » (Télérama, 2000). Денев, лицо которой вдохновило на создание бюста Марианны в восьмидесятых годах, получила многочисленные вознаграждения, среди которых два Цезаря, приз лучшей актрисы за роли в фильме Последнее метро (1981) Франсуа Трюффо и Индокитая (1992) Режиса Варьне. В 2002 году она получила премию Европейской актрисы за Восемь женщин, Франсуа Озона, так же в 2008 году премию Каннского кинофестиваля за творческую карьеру.
Катрин Денев говорит: « Очень трудно стареть. Для женщины, трудно стареть в жизни, но для актрисы, стареть в кино -устрашающее» (Пари-Матч, 1999).

Катрин Денёв

Биография

За свою строгую красоту Катрин Денёв получила прозвище «Снежная королева французского кинематографа». Как сказала об артистке одна коллега, она «не просто легенда, она идеал». Фото француженки украшали не только альбомы охотников за автографами, но и билборды Европы и Северной Америки: исполнительница в свое время была одной из главных рекламных моделей парфюмерии Chanel № 5. И сейчас она продолжает восхищать поклонников красотой и талантом.

Детство и юность

Настоящее имя актрисы — Катрин Фабьен Дорлеак, а псевдоним Денёв она взяла себе позже, когда начала сниматься в кино. Девочка родилась в Париже у знаменитой театральной четы Мориса Дорлеака и Рене Жанны Симоно. Родители помимо будущей знаменитости воспитывали совместных дочерей Франсуазу и Сильвию, а также девочку Даниэль от первого брака матери с актером Эме Кларионом.

Несмотря на то что по вечерам звездной паре рукоплескали тысячи парижан, Катрин росла совсем не в богемной обстановке. Мать сама вела хозяйство и приучала дочерей к работе по дому. Но вполне естественно, что четыре девочки пошли по стопам родителей. Они снимались в кино и играли в театре с детских лет — все, кроме будущей легенды мирового кинематографа. Дело в том, что у Денёв с детства присутствовала пейрафобия, то есть боязнь сцены. Школьница училась в престижном лицее «Ла Фонтэн», но уже тогда знала наверняка, что свяжет свою жизнь исключительно с актерским мастерством.

Фильмы

Творческая биография Катрин Денёв началась в подростковом возрасте: дебют артистки на съемочной площадке картины «Гимназистки» состоялся в 14 лет. В своем первом фильме она появилась под настоящим именем Катрин Дорлеак, но позднее, когда старшая сестра Франсуаза стала знаменитой во Франции, девушка решила, что одной Дорлеак для кино достаточно.

Псевдонимом она выбрала девичью фамилию своей матери — Денёв. Актриса прославилась на весь мир в 1964 году, когда мюзикл Жака Деми «Шербурские зонтики» с композициями Мишеля Леграна стал триумфатором Каннского фестиваля. Интересно, что и до этого у нее были роли, в том числе главные, например, в криминальной драме «Сатана там правит бал», но особого внимания эти работы не привлекали.

1967 год стал одновременно трагическим и успешным для кинокарьеры молодой артистки. Вместе с сестрой Катрин появилась в еще одной музыкальной ленте Деми и Леграна «Девушки из Рошфора». Если в «Зонтиках» героям пришлось преимущественно петь, то в этом фильме большую часть действия отвели танцам. Картина стала последней в фильмографии Дорлеак: в том году актриса погибла в автомобильной аварии. Смерть Франсуазы оказалась ударом для Денёв, сильно привязанной к сестре.

В том же 1967-м Катрин предстала перед зрителями в необычной для себя роли, сыграв главную героиню в картине «Дневная красавица». Луис Бунюэль, уже успевший получить статус режиссера-сюрреалиста, предложил француженке примерить на себя образ дамы, тяготеющей к сексуальным девиациям. Типаж Денёв —отстраненная и холодная красота — идеально подошел для героини, живущей в мире буржуазного благополучия и грезящей о запретном.

Вскоре испанский режиссер-бунтарь снова пригласил Катрин для съемок в драме «Тристана», где артистке удалось сыграть в дуэте со знаменитым Фернандо Реем, одним из любимых исполнителей Бунюэля. Фильм, вновь включивший сюрреалистические мотивы, вызвал неоднозначные отзывы критиков. В целом ленту охарактеризовали как «историю соблазнения и возмездия, которой по жестокости и сарказму нет равных в кино».

На протяжении всей кинокарьеры француженка продолжала появляться в кадре с популярными актерами-мужчинами. Помимо Рея партнером Денёв успел стать Ив Монтан. Вместе белокурая красавица и брутальный шансонье снялись в комедии «Дикарь» Жана-Поля Раппно. Съемки велись как в Италии, так и на тропических островах, давая зрителям в очередной раз восхититься стройной фигурой артистки.

Ярким экспериментом в фильмографии Катрин стал эротический триллер Тони Скотта «Голод». Сюжет о вампирах, выбранный режиссером, оказался далеко не новым, заметным его сделал актерский состав: помимо Денёв в ленте снялись Сьюзан Сарандон и Дэвид Боуи. Для этого проекта, как и для многих более ранних в карьере француженки, художник по костюмам Милена Канонеро подобрала наряды от Ива Сен-Лорана.

В последующие годы «королева французского кино» регулярно появлялась на экранах в фильмах разных жанров. В 2003 году зрители увидели любимую актрису в роли маркизы Изабель де Мертей в мини-сериале «Опасные связи». Она сыграла хитрую особу, решившую изощренным способом отомстить бывшему возлюбленному. За основу сюжета взят одноименный роман писателя Шодерло де Лакло.

Среди фильмов «десятых» заметной стала работа Катрин в картине «За сигаретами», созданной Эмманюэль Берко в жанре роуд-муви. Сценарий писался специально для Денёв, раскрывая тему «новой жизни после 60». Комедия при всей ее легкости позволила зрителям задуматься о вечных вопросах, отношениях между людьми, родственниками.

В январе 2018-го стало известно, что Денёв снимется в фильме «Правда» японского режиссера Хирокадзу Корээды. Коллегами Катрин по площадке стали Жюльет Бинош и Итан Хоук. В психологической драме француженка предстала в образе пожилой актрисы Фабьен, продолжающей заниматься творчеством. Интересно, что музыку к ленте написал российский композитор Алексей Айги.

Музыка

Мало кто знает, что Денёв еще и певица. Вокальные данные актриса демонстрировала в романтической комедии «Я вас люблю», где в дуэте с Сержем Генсбуром исполнила песню Dieu est un fumeur de Havanes…, в комедии «Любимая теща» исполнила композицию Joyeux anniversaire maman, а хит Ho capito che ti amo в варианте звезды прозвучал в драме «Герой семьи».

Катрин Денёв — Toi jamais из фильма «8 женщин»

В детективном водевиле «Восемь женщин» актриса пела и сама, и вместе с остальными партнершами, голос артистки можно услышать в шлягере старых лет Toi Jamais. Между прочим, выпускала Катрин Денёв песни и в формате полноценного студийного альбома. И эти композиции не имеют никакого отношения к фильмам. Речь идет о пластинке Souviens-toi de m’oublier, увидевшей свет в 1981 году. На последнем показе Ива Сен-Лорана, любимого друга и кутюрье, она исполнила грустную и удивительно трогательную песню.

Личная жизнь

Личная жизнь Денёв всегда интересовала журналистов. Первой любовью Катрин в молодости стал режиссер Роже Вадим, у которого она снималась в фильме «Грех и добродетель». На тот момент девушке едва исполнилось 17, а партнер актрисы оказался старше на 15 лет. Катрин потеряла голову, сбежала из дома и переехала в квартиру возлюбленного. Денёв родила Роже сына Кристиана. После этого режиссер сделал матери своего ребенка предложение, но актриса уже разочаровалась в этих отношениях и отказала ему.

Примерно через два года француженка вышла замуж за британского фотографа Дэвида Бейли. По документам они оставались мужем и женой 7 лет, но по факту прожили вместе не более года. Забавно, что, вспоминая свой единственный официальный брак, Денёв заявила, что лучшим в нем оказалась возможность выучить английский язык.

Оставаясь миссис Бейли, актриса завязала серьезный роман с итальянским актером и режиссером Марчелло Мастроянни. Вместе с ним она снималась в фильме «Лиза» и родила ему второго ребенка, дочь Кьяру. Марчелло, как и Роже Вадим, хотел видеть Катрин своей женой, но та вновь отказала любимому мужчине и сохранила свободу в отношениях. А через 3 года женщина и вовсе заявила Мастроянни, что теперь они только друзья.

В последующие годы у актрисы были долгосрочные романы с режиссером Франсуа Трюффо, актером Жераром Депардье, главой телеканала Canal+ Пьером Лескуре. Но Денёв осталась верна себе: она сохранила свободу, живет в одном из фешенебельных районов Парижа и сама выбирает мужчин.

Стоить отметить, что дети Катрин пошли по стопам знаменитой матери. Сын стал звездой драмы «Обретенное время» и много играет в театрах, а у Кьяры Мастроянни фильмография и вовсе огромна. Известны роли в картинах «Славные ублюдки» и «Моя девочка не хочет…». Благодаря наследникам актриса уже шесть раз стала бабушкой: у нее 4 внучки и 2 внука.

Денёв несколько раз побывала в России: на московской презентации биографической книги Андрея Плахова об актрисе и во Владивостоке, где участвовала в международном кинофестивале «Меридианы Тихого».

В июле 2021-го Катрин понесла личную утрату: на 110-м году жизни умерла мать артистки Рене Дорлеак.

Катрин Денёв сейчас

В 2021 году актриса продолжила работать в кино. В частности, Денёв появилась в картине Эмманюэль Берко «При жизни», где сыграла главную роль. Партнером француженки по проекту стал Бенуа Мажимель.

Catherine Deneuve

Catherine Deneuve est une des rares STARS du cinéma français qui a réussi à s’exporter à l’étranger. Un destin qui est logique avec une grand-mère souffleuse 1 au théâtre, un père directeur de doublage à la Paramount et une mère actrice ! La petite Catherine ne rêve pourtant pas d’une carrière dans le cinéma, contrairement à sa sœur Françoise, l’aînée des quatre filles Dorléac.

Elle fait cependant sa première apparition à l’écran dès 1957 dans Les Collégiennes puis tourne, alors qu’elle est encore lycéenne, dans Les Portes claquent. A 16 ans, celle qui s’appelle désormais Deneuve (le nom de jeune fille de sa mère) quitte le foyer familial pour vivre avec Roger Vadim, de quinze ans son aîné. Père de son fils Christian, le cinéaste lui offre un rôle dans Le Vice et la vertu en 1963.

La carrière de Catherine Deneuve est unique au monde. Quelle actrice des années 60 possède aujourd’hui son statut ? Que ce soit dans le cinéma de son pays ou le cinéma mondial.

Modèle de l’élégance et du style, photographiée par les plus grands, Marianne des années 70, elle a réussi à masquer sa vie privée tout en franchissant les époques.

Totalement évincée 2 de la nouvelle vague, elle tourne ses œuvres les plus marquantes dans les années 60. En acceptant d’être dirigée par des auteurs aussi différents que Polanski, Demy ou Bunuel, mais aussi Deville et Rappeneau, elle prête son visage et un talent qui cherche à s’éclore 3 , à des réalisateurs qui l’ont menée à Cannes, Hollywood, et en fait sur les chemins d’une gloire culte.

Elle est fidèle aux acteurs: Mastroïanni, Noiret, Auteuil, Montand, Delon, et surtout Depardieu. Bizarrement, à part Françoise Dorléac, Susan Sarandon et Danielle Darrieux, elle n’a pas eu de face à face 4 marquant avec d’autres actrices, jusqu’en 2000. Avec Dancer in the Dark et Bjork, puis avec Huit femmes de Ozon qui la confronte 5 à Huppert, Béart, Ardant.

Marianne post-Bardot

Les années 70 sont ses années pauvres. En qualité et en rencontres: on peut signaler Berri, Lelouch, Robert et bien entendu Melville. Elle tourne dans beaucoup de films, dans des registres plutôt populaires. Des succès comme Le sauvage sauvent sa trajectoire 6 . On parle désormais de Deneuve comme d’une beauté populaire, ce qui n’est pas forcément bien adapté à un cinéma assez réaliste, très radical. Elle tourne donc de nombreuses comédies françaises, où elle joue sans cesse ce rôle de belle blonde, frivole et attirante.

Après Le Dernier Métro, les applaudissements

Le génie de Truffaut a été de reprendre des bribes 7 de leur premier film (La sirène du Mississipi) et de le replacer dans un contexte moins noir, mais plus morbide 8 . Il donne surtout à Deneuve le rôle de femme dont elle avait besoin. Le Dernier Métro, qui lui vaut son premier César César — Сезар, главный приз француз. More , c’est la convergence 9 de 20 années de vie au Cinéma: la maturité d’une femme de tête 10 , la beauté épanouie, et le talent enfin reconnu mêlé à un cri de détresse d’un cinéaste qui hurle son amour pour un cinéma disparu.

L’audace qui perce la glace

Touche pas à la femme blanche, 1973

Les risques sont avant tout dans le changement radical du choix de ses rôles. Elle accepte de jouer des femmes banales, névrosées, le regard brisé, emplies de sentiments toujours plus ambivalents 11 ; ainsi, délibérément 12 , elle va «casser» son image. Sa survie est là. Elle avait bien pensé arrêter le cinéma au début des années 80…

Mais de nouveau, elle donne son image à de jeunes réalisateurs, et se permet l’audace d’ alterner alterner — чередоваться Des navettes transportan. More 13 avec des comédies populaires (L’Africain notamment). Sa curiosité, sa cinéphilie, son amour pour les aventuriers des images et des mots la poussent à se dépasser 14 .

Sa côte remonte à un moment particulier du cinéma français: la nouvelle vague est oubliée, Baye, Marceau, Adjani la concurrencent vivement. Schneider, Signoret s’éteignent. Deneuve symbolise plus une époque révolue 15 , et en devient la Reine. Bardot étant à la retraite, Moreau sur les planches 16 et Girardot à l’écart.

En 1986, elle présente Le lieu du crime à Cannes. C’est le début d’une nouvelle ère, où Deneuve revient chaque année ou presque sur la Croisette 17 .

Indochine, la Renaissance

Marc Esposito écrivait qu’»une star n’avait besoin que d’un chef d’œuvre tous les 10 ans pour continuer à briller». En 1990-1992 elle tourne, présente et se fait récompenser comme jamais pour Indochine. Nominations aux Oscars et Golden Globes, et deuxième César César — Сезар, главный приз француз. More .

Deneuve, est seule et unique, l’impératrice d’un cinéma qui se cherche une ambassadrice: elle ne récolte que l’admiration. Aux USA, ses récents films n’ont jamais eu autant de succès. La re-sortie de Belle de Jour la replace sous la lumière. Un succès estival 18 inattendu en salles.

Jouer pour ne pas vieillir…

Deneuve a imposé une passerelle 19 entre le grand public et des auteurs européens: Ruiz, Oliveira, maintenant Carax, Von Trier… Elle use de 20 son pouvoir pour permettre à un certain cinéma de vivre.

En même temps, elle a conscience de la limite de ce pouvoir: Deneuve atteint un âge critique pour une actrice, et le succès demeure un argument nécessaire pour se maintenir au plus haut niveau.

Il serait dommage d’attendre sa retraite pour rendre hommage à cette grande dame au service de son art…

Avec un instinct de survie rare, elle enchaîne en fin du siècle précédent un drame réalisé par Nicole Garcia, et de multiples seconds-rôles chez Wargnier, Garrel, Oliveira, Ruiz ; et enfin une comédie de Gabriel Aghion, qui avait ressuscité Ardant. Ses grands écarts, à un âge où les actrices sont plutôt au chômage, c’est une véritable passerelle entre les cinéphiles et les cinémas.

Depuis son prix d’interprétation pour Place Vendôme, elle se cherche. Elle s’internationalise avec D’Artagnan. » Vogue » la place en couverture. Elle nous intrigue en jouant une Peau d’Ane d’un autre âge dans Le Petit Poucet de Dahan. Mais Deneuve a peur de cet avenir incertain, de ce cinéma parfois lointain, souvent trop charnel pour elle. Elle va voguer 21 Au plus près du paradis, entre Paris et New York, grâce à Tonie Marshall. La star a besoin d’aller ailleurs. Elle accepte donc de tourner pour la télévision. Comme si son statut l’étouffait comme un corset.

Résumette
Catherine Deneuve, de son vrai nom Catherine Dorléac, est une actrice française, née en 1943 à Paris. Elle est la fille de Maurice Dorléac, comédien de théâtre et de cinéma puis directeur de doublage à la Paramount. Sa grand-mère était souffleuse au théâtre de l’Odéon et sa mère comédienne. Considérée dans le monde entier comme l’une des plus grandes actrices françaises de ces 40 dernières années, elle jouit d’une notoriété internationale et d’une filmographie exceptionnelle. Tous les plus grands réalisateurs européens ont fait appel à elle, associant définitivement son nom à l’histoire du cinéma de la fin du XXe siècle.

1 souffleuse (f) — суфлер
2 évincé — отстранённый
3 s’éclore — проявляться
4 avoir un face à face — встретиться
5 confronter — познакомить, свести с кем-либо
6 trajectoire (f) — профессиональная карьера
7 reprendre des bribes — повторить успех
8 morbide — нездоровый
9 convergence (f) — совпадинение
10 femme (f) de tête — умная женщина
11 ambivalent — двойственный
12 délibérément — сознательно, решительно
13 se permet l’audace d’ alterner alterner — чередоваться Des navettes transportan. More — позволяет себе смелость перемежать
14 se dépasser — побороть самого себя
15 révolu — минувший
16 sur les planches — на сцене
17 Croisette — набережная в Каннах
18 estival — летний
19 imposer une passerelle — перекинуть мостик
20 user de qqch — пользоваться чем-то
21 voguer — двигаться, блуждать


источники:

http://24smi.org/celebrity/3427-katrin-deniov.html

http://francite.ru/rubrique/celebrite/catherine-deneuve.html