Бурлият Ибрагимова биография Семья Дети

ЛЮБОВЬ НЕИЗБЫВНАЯ – БУРЛИЯТ

В истории дагестанской куль туры нет другого такого фе­номена, да и вряд ли когда-либо будет, как род Мурадовых! Это истинные дея­тели культуры-актеры и певцы, хоре­ографы и ваятели, организаторы куль­туры гениальные Татам и Барият Мурадовы, Акашим Ибрагимов, Инесса Курумова, Бэлла Мурадова, блистав­шие перед петербургским царским двором певицы сестры Балаханум и Ниярханум и внучка Инессы Курумовой семилетняя Барият, уже поражающая окружающих своей артистической ода­ренностью! Всенародного признания и высоких государственных наград и зва­ний у тухума Мурадовых, пожалуй, не меньше, чем у иного народа.

Одна из плодоносных ветвей это­го могучего артистического древа — на­родная артистка России, певица Бур­лият Акашимовна Ибрагимова, более полувека радующая нас своим непов­торимым талантом. Звание народной артистки России она оправдывает все­общей любовью публики.

Ее исполнительская деятель­ность богата и разностороння. Бурли­ят — сама энциклопедия народной му­зыкальной культуры кумыков. Она хранит в памяти сотни старинных сказании-йыров и распевных са-рынов, древних обрядовых на­певов и причитаний, детских прибауток. Виртуозно владея не только голосом, но и раз­личными инструментами, Бурлият солирует на гармо­нике, гитаре и фортепиано. Талант певицы блистает во всех этих жанрах. Но самую большую любовь и признание Бурлият снискала как лири­ческая певица: она — царица да­гестанской песенной эстрады! Здесь и народные, и авторские, и песни собственного сочинения. Ис­полнение ею под свой аккомпанемент кумыкских и других мелодий столь бе­зупречно, что доставляет высокое ху­дожественное наслаждение и неиску­шенному в искусстве слушателю, и об­разованному музыканту. Природный артистизм и высокая культура испол­нителя выделяют Ибрагимову на даге­станском песенном Олимпе.

Когда голос Бурлият появляется в эфире или звучит с экрана, он бук­вально захватывает слушателей свои­ми тончайшими переливами, легкой и изящной манерой интонирования. Не раз бывала свидетелем того, как, отло­жив в сторону дела, люди с наслажде­нием внимали чудесным звукам ее при­родного вокала. Недаром народ одарил ее высшим на Востоке певческим эпи­тетом «бюлбюл» — соловей! А выступле­ния певицы в концертах с другими мастерами сцены всегда срывали самые бурные овации.

Т ворческие вечера и авторские концерты Бурлият Ибра­гимовой становятся событиями музы­кально-культурной жизни республики и непременно проходят при аншлагах, которым может позавидовать любая мировая знаменитость.

Занимаясь переложением авторс­ких песен Бурлият на ноты, я пришла к одному немаловажному для ее испол­нительского почерка наблюдению. Многие сочиненные ею мелодии «пошли в народ» – их распевают, забыв про авторство, как народные. И вот здесь-то, сопоставляя расхожие варианты быто­вания песен с исполнительским стилем самой Ибрагимовой, отчетливо понима­ешь ее сильные стороны как певицы. Она выпевает не просто мелодический каркас, как другие, но привносит в него дополнительные к основному рисунку интонации, так называемые опивающие звуки, уходя тем самым от однообразия и простоватости песенной мелодии. Та­ким же образом преодолевается схема­тизм ритмики. Ритм — это своего рода легкие в теме мелодии, он тоже свобод­но варьируется певицей, придавая ее ис­полнению свободу и тираду дыхания. Каждый новый возврат куплета или от­дельного небольшого момента внутри мелодии не повторяет в точности пре­дыдущий, а образует новый вариант. Избегая точных повторов, исполнитель­ница наполняет музыкальное развитие непринужденностью, что всегда так приводит в восторг слушателей. Мно­гие композиторы, как профессиональ­ные, так и самодеятельные, доверяют ей свои песенные премьеры, многие песни ей же и посвящены.

Золотой порой дагестанской культуры стали 60-70-е. Именно в эти бурные годы культурного развития расцветает талант нашей певицы. На дагестанской песенной эстраде той поры блистают имена лезгинки Рагимат Гаджиевой и аварки Муи Гасановой, даргинки Аминат Ибрагимовой и лачки Марьям Дандамаевой, татки Марии Щербатовой, дагестанской гру­зинки Рэт Гуриелашвили и многих дру­гих замечательных исполнительниц. Легко ли было сохранить самобыт­ность, свое незаменимое лицо в таком творческом ряду? Звезда Бурлият взош­ла и сияла, нисколько не затмеваясь и не тесня ничего, на фоне этой яркой плеяды исполнительниц. Разносторон­ность, универсальность ее певческого облика обеспечивал и непреходящий успех у публики на многие и многие годы. И сегодня, спустя пять десятков лет, имя Бурлият Ибрагимовой гаран­тирует полные сборы в самых больших аудиториях.

Предание гласит: «Если поет соловей, сад полнится». Сердце человека также полнится волнением музыки, когда поет Бурлият. Ее нельзя слушать равнодушно. Недаром Бурлият на­рекли в народе соловьем.

Я думаю, Бурлият больше, чем соловей. Ведь она поет не только в весеннюю пору, она радует нас всегда: и летом, и зи­мой, и осенью, и весной.

Многие и многие стихи наших поэтов, окрыленные музы­кальным талантом и профессионализмом Бурлият, долетели до людских сердец».

Анвар Аджиев. 1960 г .

м ногие из полюбившихся песен тех лет вошли в жизнь, сойдя с театральных подмо­стков. Музыку для дагестанских те­атров тогда писали именитые композиторы Готфрид Гасанов, Наби Дагиров. Сергей Агабабов. Бурлият, сама в юные годы работавшая в Кумык­ском театре, не боясь театральной спе­цифики, подхватывала популярные ме­лодии из спектаклей. Она давала им но­вую жизнь на песенной эстраде, в радиоэфире и на телеэкране. Так зазву­чали песни и арии из музыки Дагирова к спектаклю Ю. Даниялова «Черные розы», Гасанова к спектаклю «Айгази» и музыкальной комедии «Юрек сюйсе». Прививая дагестанцам вкус к но­вой театральной музыкальной интона­ции, певица вносила свою лепту в му­зыкальное воспитание публики. Труд этот оказался ненапрасным. Сегодня в Дагестанском театре оперы и балета наше общество с большим понимани­ем слушает оперы дагестанских ком­позиторов.

В традиционной культуре дагестанских народов театра не было, но элементы театральности про­низывают народное искусство. Таковы исторические сказания и баллады ку­мыков, йыры. В них исполнитель, по-актерски перевоплощаясь, в лицах ве­дет рассказ о герое или событии. Это наш театр одного актера, высший жанр национального исполнительства, под­властный не каждому певцу. В йыре сказатель обязательно сам сопровож­дает пение игрой на гармонике или комузе, выполняющем еще одну актерс­кую роль — комментатора событий, роль «от автора». Театрализацию пес­ни Бурлият проводит с таким тонким артистизмом, что она признана одним из мастеров исполнения йыра. В опере Н. Дагирова «Йырчы Казак», постав­ленной недавно Дагестанским театром оперы и балета, певица исполняет йыр, некогда сложенный народом в честь прославленного поэта.

История этого вставного номера показательна. Ибрагимову в числе дру­гих знатоков кумыкской культуры при­гласили на просмотр готовящейся пре­мьеры оперы. Здесь и возникла идея кого-то из гостей украсить постановку в подходящий сюжетный момент ее уча­стием — предложение, свидетельству­ющее о безмерном уважении таланта великой певицы. Номер этот стал изю­минкой постановки и неизменно вызы­вает бурную реакцию оперной публи­ки. Отточенностью интерпретации йыра. профессиональным владением голоса, вьшевающим тончайшие нюан­сы мелодии, Бурлият Акашимовна по­казывает бывалым солистам оперы на­стоящий исполнительский класс!

Истинно творческая натура, Иб­рагимова всегда смело осваивала но­вые художественные горизонты. В благословенные 60-70-е она стала од­ной из первых исполнительниц кумык­ских песен в эстрадном стиле. Как со­листка радио и телевидения она пела в сопровождении эстрадно-симфоничес­кого оркестра своего ведомства. Народ­ная мелодика, преломленная в ритмах и тембрах джаз-банда, звучала особен­но свежо и необычно для националь­ного слуха.

Еще одна грань богатой творчес­кой деятельности Бурлият Ибрагимовой связана с хором Дагестанского ра­дио и телевидения. Один из заслужен­ных музыкальных коллективов респуб­лики, он много делает для воспитания музыкального вкуса народа. Есть в этом благородном деле и заслуга ведущей солистки хора, нашей Бурлият. Хор радио и телевидения вместе со своей звонкоголосой солисткой был первым и долгие годы единственным интерпре­татором хоровой музыки дагестанских авторов — Кажлаева, Агабабова, Даги­рова, Чалаева, Шамасова, Джафаровой, Гусейнова. Вместе с коллективом она выступала в городах и аулах род­ного Дагестана, Северного Кавказа, на музыкальных фестивалях и пленумах Союза композиторов в Нальчике и Вла­дикавказе, Грозном и Майкопе, Ерева­не и Краснодаре, в столице страны Москве и Ленинграде. В 195 Гм, придя на радио, она была одной из немногих образованных исполнительниц, чита­ющих нотный текст. Планку професси­онализма во всем и всегда она держит и по сей день.

Б УРЛИЯТ Акашимовна всегда с готовностью отзывается на новые творческие предложения, она в вечном поиске художественных впечат­лений, всегда готовая к самоотдаче. Бывая на гастролях с Бурлият, я удив­ляюсь ее творческой собранности, не­устанной потребности завоевывать новые аудитории. Уже отыграны все запланированные выступления, время клонится к вечеру, но она, не зная устали, ищет любой повод петь еще и еще — и для многотысячной толпы на городском майдане, и для взыскатель­ного ценителя, и в узком дружеском кругу. Но при этом никогда не разме­нивала свое высокое искусство на звон­кую монету или дешевую свадебную популярность. Вот почему Бурлият Иб­рагимова подлинно народная артистка’ Как всякая звезда, Бурлият хранит и оберегает от посторонних глаз свою частную жизнь. Но друзья и особо на­стойчивые поклонники таланта певицы знают ее как радушную хозяйку. У Бур­лият в доме всегда тепло и уютно, свет­ло и изысканно красиво. Подтверждая талант во всем, она вкусно стряпает. А главное — ее душа, как и очаг, всегда открыта для нас, а значит, поет. Поет Бурлият Ибрагимова!

Бурлият Ибрагимова

фотографии >>

биография

Ибрагимова Бурлият Акашимовна

Родилась 26 марта 1932 года в с. Нижний Дженгутай Дагестанской АССР.

Выдающаяся кумыкская певица (меццо-сопрано).
Народная артистка Дагестанской АССР.
Заслуженная артистка РСФСР (19.09.1967).
Народная артистка РСФСР (26.05.1971).

В 6-летнем возрасте, в 1939 году, выступала в Москве в концертах Государственного ансамбля песни и танца Дагестана. С 1946 по 1950 годы работала актрисой в Дагестанском театре кукол, а затем в Кумыкском государственном музыкально-драматическом театре им. А.П. Салаватова.
С 1950 по 1997 годы — солистка Гостелерадио Дагестанской АССР — Республики Дагестан.
За эти годы записала в телерадиофонд России и Дагестана больше 100 записей: кумыкские народные песни, вокальные сочинения профессиональных и самодеятельных композиторов Дагестана.
Обладая прекрасным голосом приятного тембра и артистическими данными, пользуется широкой популярностью у всех народов Дагестана.
Песни, автором музыки и слов которых является Бурлият Ибрагимова, звучат в хоровом и в оркестровом исполнении.

Ушла из жизни 12 августа 2018 года.

последнее обновление информации: 23.08.19

публикации

Недавно народная артистка Российской Федерации одна из прекраснейших звезд Дагестана Бурлият Ибрагимова отметила свой день рождения. На небосклоне дагестанской культуры звезда Бурлият сияла в XX веке и продолжает сиять уже в новой эпохе — в XXI веке. Ее имя, овеянное громкой всероссийской славой, признанием и любовью пережило времена, сделалось легендарным.

И в то же время, перед нами живое чудо, загадка. Откуда взялась ее удивительная свобода дыхания, гибкость и ровность звуковедения, богатство тембров, артистизм и мастерство?

Мы разделяем, понимаем чувства тех, кто хоть однажды услышал этот волшебный, нежный, мягкий, лирический, проникающий в самые глубины души голос, оставался в плену ее таланта навсегда. Вновь и вновь приковываясь к радио, по которому она пела полвека, к крутящимся ее пластинкам, а теперь уже дискам, на которых мелодии, вырываясь из окон домов, делали все вокруг общим пространством любви. Этот голос пел нам о печали разбитого сердца, о грусти первой и неразделенной любви, и о любви предан¬ной, которая дает человеку крылья, и о памяти тех, кто навечно остался на фронтовых дорогах, победу, подарив нам, их наследникам — жизнь. Еще о том, о чем человек пока не разучился мечтать и о великой надежде, которая поддерживает человека и умирает последней.

Певица двух эпох, она получила особенный дар, который подсказал ей секрет того, как не по¬пасть в ловушку времени, всегда оставаясь на гребне славы и любви. Очевидно, оттого, что сцена для нее была площадкой, на которой Бурлият открывала слушателям то, что они еще не знали.

Бурлият Акашимовна исполняла песни на аварском, даргинском, лакском, лезгинском, русском, татском, грузинском, армянском и на многих других языках Кавказа. Они стали географией ее души, когда выступала в Узбекистане, пела — на узбекском, в Татарии — на татарском и так во многих других братских республиках советской страны.

Сегодня, когда мир стал открыт, многие дагестанцы, осваивая мегагорода, меняли свою географию. Они живут в разных точках мира. Теперь уже за рубежом, в местах их нового проживания, как необходимое напоминание о сохраненной любви и привязанности, звучат песни прежнего, дагестанского мира — песни Бурлият. В них поет и звучит сама жизнь, и они кажутся вечными.

Она доказала своей судьбой свое предназначение, исполнив и записав более 300 песен, теперь уже им потерян счет, но они живы во времени.

Ее лицо с портрета смотрит мимо,
Куда-то вдаль грядущего, светло.
И эта даль сегодня объяснима-
То нежной песни легкое крыло.
Певица смотрит, мило улыбаясь,
Приветствуя ее вдали рукой.
И соловей, от счастья заливаясь,
Принес мотив на крыльях песни той.
Она летит, теперь звуча в эфире,
Как солнца луч рассеивает тьму,
Та песня обещает счастье в мире,
И надо верить сердцу своему.
Летит она к родной своей равнине,
Вливая силы в душу земляка.
Вселяет всем надежду быть любимым,
По-волшебству проникнув нам в сердца.

29 марта 2012 года

Бурлият Ибрагимова благодарит и порицает

Дагестанская весна этого года совпала с крупной датой в культурной жизни нашей республики – 80-летним юбилеем народной артистки РСФСР, легендарной кумыкской певицы Бурлият Ибрагимовой, чей голос, по меткому выражению исследователей, сумел пережить времена.

Дата солидная, но певица и сегодня по-прежнему артистична, полна любви к искусству, к сцене и зрителям, которым прослужила более 60 лет. Представительница двух знаменитых музыкальных династий – Мурадовых и Ибрагимовых – она сумела прославить свое собственное имя. Слова «поет Бурлият Ибрагимова» звучали по радио и телевидению как особый сигнал фантастически популярной певицы, с которой на сцену пришли красивые эксклюзивные наряды, бисерный блеск, струящиеся газовые шарфы и шелка необыкновенных расцветок. А главное – манера и интонация особенной проникновенности. Бурлият пела для всего зала, но каждый зритель воспринимал это пение как предназначенное только для него, одного-единственного. С ней на сцену пришла и культура городской песни. Бурлият – первая, кого можно назвать бардом, ведь она сама писала музыку и слова и сама же исполняла свои песни. Ее авторская песня имеет свое начало и долгую жизнь на сцене. Даже сойдя с нее, она, эта песня, живет среди народа, став «народной», что является для Бурлият высшей наградой.

Бурлият Акашимовна Ибрагимова пела. а время шло и менялось, как и все вокруг. Появлялись новые «звезды». Кстати, среди них много ее последователей, учениц. Она находила для них точное направление, устраивала мастер-классы, давала добрые советы. Это Бурлият Эльмурзаева (ныне заслуженная артистка России), Хадижат Ибрагимова (заслуженная артистка РД), Рукият Гамзатова (народная артистка Дагестана), Патимат Кагирова (народная артистка Дагестана), Тахмина Умалатова, Зоя Чунаева, Зайнаб Абсаматова (народная артистка Дагестана) и др. Все они помнят свою наставницу и не упускают случая навестить ее, порадовать новыми песнями.

Память Бурлият Ибрагимовой хранит старинные фольклорные кумыкские песни, которые благодаря ей, словно живая нить времен, продолжают существовать в музыкальном пространстве нашей республики. Вся ее творческая биография и судьба, выстроенные в культурных рубежах не только Дагестана, но и за его пределами, приносили успех и популярность нашей культуре. Это Москва, Ленинград и все большие города нашей страны, а также города Италии, Франции, Болгарии, Турции, Германии. Вся эта география создавалась ее талантом и творческим усердием. Ее сольные концерты были незабываемым узнаванием Дагестана, его культуры, самобытности. Труд и служение искусству – поистине народному! – перекричали в ее жизни все.

Сцена, которой она никогда не изменяла, начиная с 6-летнего возраста, принесли ей творческое счастье. Бурлият была благословлена своей бабушкой, знаменитой певицей Ниярханум, на руках которой она с 4-летнего возраста пела и перебирала клавиши гармоники. Ей было 6 лет, когда она выступила на сцене Кремля. А памятные часы за это выступление ей вручил сам Иосиф Виссарионович Сталин. Она стала признанной талантливой девочкой. А потом было очень много труда в кукольном, в музыкально-драматическом кумыкском театре, после – с 50-го года – выступления на радио, на телевидении… и поездки, поездки с концертами – в любую погоду по городам и весям Дагестана, где ее с огромным нетерпением ждал народ.
Она пела на пяти основных языках Дагестана. Ей рукоплескали аварцы, даргинцы, лакцы, кумыки, лезгины, русские, таты, азербайджанцы, таджики, узбеки, армяне и многие другие народности. Находясь в любой точке республики на концертах, она пела песни того народа, перед которым выступала, на его языке, отдавая людям дань уважения. Ее сердце всегда было переполнено любовью и теплом к своему зрителю, потому что Бурлият на всех смотрела глазами любви. Красота ее души, ее внешности, ее голоса имели один результат – преданную любовь зрителя, испытанную временем. Бурлият получила в своей жизни все заслуженно и честно. Это больше касается века того, минувшего, когда словно ее голосом говорила земля Дагестана.

Сегодня же нам захотелось узнать, что делает и как себя чувствует недавняя юбилярша Бурлият Акашимовна Ибрагимова. Спросить, как прошел ее юбилей, какие чувства она испытывала на сцене, вновь встретившись со своими почитателями, коллегами, друзьями, всеми поклонниками ее таланта? Словом, какие чувства испытывает она «после бала».

Корреспондент: Бурлият Акашимовна, наша редакция еще раз поздравляет вас с замечательной датой, возрастом любви и почитания, которая обозначает большой путь на сцене и в жизни. Желаем неиссякаемой энергии, здоровья и благополучия вам и всем вашим близким. Пусть чувство удовлетворения жизнью никогда не покидает вас, как и любовь народа. Что вы скажете о своем юбилее: где, как, с кем его провели?
Бурлият Ибрагимова: Мой юбилей проходил в большом зале Русского театра. Меня спрашивают, почему не в Кумыкском? Из опасений, что он не вместит всех желающих, моих любимых зрителей, коллег, учеников, близких. Атмосфера была очень теплой и праздничной. Народу было много. спасибо всем, кто не поленился и заглянул ко мне на огонек.

Корр.: Я понимаю, что вы уже давно личность самодостаточная, обращенная к зрителю, к народу. И все же, как вы оцениваете внимание к вам со стороны руководства республики, районов?
Б.И.: В целом неплохо. Президент, правительство, Министерство культуры не забыли о моем юбилее, спасибо им за это. Президент Дагестана Магомедсалам Магомедов прислал мне поздравление, его зачитала госсекретарь Такибат Махмудова. Конечно, присутствовала министр культуры Зумруд Запировна Сулейманова – она большая умница и многое делает для нашей культуры. Поздравили коллеги из ГТРК, Государственный хор Дагестана. Звучало много теплых слов, была масса цветов. Прислали своих представителей и районы: мой родной Буйнакский, а также Хасавюртовский и Бабаюртовский районы. Не знаю, почему, но не было моих любимых карабудахкентцев, каякентцев, кайтагцев. Жаль, я всегда с удовольствием выступаю перед ними. Не было никого от городской администрации, что на нее не похоже. А так. обстановка была теплой, искренней, народ приветствовал меня стоя, люди преподносили огромные букеты, щедро дарили мне свои чувства. И я отвечала им тем же: пела с полной отдачей, даря им любовь, тепло. Пела новые песни, подготовленные специально к этому юбилею. Из совершенно нового репертуара.

Корр.: Наверное, сегодня очень сложно и дорого записать песню, озвучить ее, оставить след в нотах, записях, аранжировке. С какими трудностями вы столкнулись, чтобы доставить зрителю такое удовольствие?
Б.И.: Да, было сложно. Такое мероприятие, конечно, мне в моем возрасте самой трудно проводить. Во всех отношениях: физическом, психологическом, но особенно в материальном. Мне не хотелось говорить о недостатках, но раз уж вы затронули эту тему. Во-первых, организация была из рук вон плохая, все было сделано наспех, не хватило профессиональных рук и ясных денежных расчетов. «Может быть, они уже устали от меня?!» – приходила мне мысль, – мол, ей уже 80 лет, а она все поет и поет!» Да, пою и буду петь. И в 90 лет буду петь!

Корр.: Что конкретно вам не понравилось в организации юбилея?
Б.И.: Например, билеты были без обозначения мест, что создавало неразбериху, споры из-за места. Это портило настроение зрителям, негативно отражалось на атмосфере вечера. Неужели нельзя было обозначить места хотя бы для городской «почетной» интеллигенции – моей основной аудитории? Или хотя бы выделить для нее один-два ряда в зале, чтобы они могли спокойно слушать концерт? Многие из них даже не были приглашены.

Корр.: А что значат ваши слова про «денежные» расчеты?
Б.И.: Организация такого мероприятия требует немалых расходов. И Минкульт вроде бы вызвался помочь, спрашивал о том, чем поддержать? Я сказала, что мне нужны деньги на запись 10 новых песен. Каждая запись обходится минимум в 10 тысяч рублей. Правда, фактически я записала 12 песен. Эти деньги причитались аранжировщикам. Я заплатила им из своего кармана, а потом Минкульт выделил только 35 тысяч. Наверное, дать больше они не могли.

Корр.: Давайте лучше поговорим об искусстве. Бурлият Акашимона, вы помните и зрителя тех, советских времен, и сегодняшний тоже вам хорошо знаком. Что вы можете сказать и о том, и о другом? Каковы их особенности?
Б.И.: Спасибо за этот вопрос. Действительно, зритель для меня – это самое дорогое. Это главный адрес, куда я направляю свою душу. Он слышит меня, задумывается, о чем я пою, понимает и принимает энергию моей души. И для меня самое важное – найти с ним контакт. Однажды ко мне за кулисы пришел человек и сказал слова, которые я помню до сих пор: «Спасибо тебе, Бурлият! – начал он. – Но откуда ты знаешь историю моей любви? Я никогда и никому о ней не рассказывал. А в твоих песнях она передана от начала до конца. Ты, твои песни воскресили в моей душе то, что мне казалось давно утраченным и погибшим. » Тогда-то я и поняла, что главное в искусстве – тронуть сердце слушателя и заставить жить, чувствовать его душу. Вы спрашиваете про зрителя. Зритель, конечно, меняется во времени. В те советские времена очень высоко стояла сама культура как таковая и культура поведения на концерте, культура реагирования на исполнение певца. Да, зритель сегодняшний другой, но он, хочу отметить, чувствителен к настоящему, истинному искусству. Это радует. Пройдет время, и наша молодежь научится понимать, ценить настоящих исполнителей.
Корр.: Что бы вы хотели пожелать дагестанцам?
Б.И.: Я хочу пожелать всем моим дорогим дагестанцам здоровья, покоя, уверенности в завтрашнем дне. Любви и заботы, красивой и достойной жизни, чтобы лица «кавказской национальности» воспринимались, как и в прежние времена, как очень красивые, благородные и светлые лица, чтобы Дагестан и вся Россия могли гордиться ими и надеяться на них.

Источник: Свободная Республика
17.04.2012

Памяти Бурлият Ибрагимовой

12 августа в Махачкале на 87-м году жизни скончалась легендарная советская эстрадная певица, народная артистка ДАССР и РСФСР Бурлият Ибрагимова. Обладательница завораживающего меццо-сопрано посвятила сцене всю свою жизнь: первое ее выступление на большой сцене состоялось, когда Бурлият было всего 6 лет. Пение стало призванием, в котором раскрылся и достиг высот ее самобытный талант. О творческом и жизненном пути певицы и о том, какой она запомнилась всем, с «МИ» поделились друзья, коллеги и ценители таланта Ибрагимовой.

Бурлият Акашимовна Ибрагимова (Канаева) родилась в музыкальной семье в с. Нижний Дженгутай Буйнакского района. Ее отец Акашим Ибрагимов
был хореографом и музыкантом, мама Патимат – певицей. Бабушка Ниярханум Мурадова великолепно играла на гармони, и с малых лет Бурлият освоила этот музыкальный инструмент. К тому же девочка обладала прекрасным голосом и великолепными артистическими данными. Уже в возрасте шести лет в составе семейного ансамбля вместе с отцом выступила на концерте в Москве, где сам Иосиф Сталин вручил ей золотые часы от правительства СССР.

Артистическую карьеру она начала в 1946 году в Дагестанском театре кукол, затем перешла в Кумыкский государственный музыкально-драматический театр им. А.-П. Салаватова, а с 1950 года Бурлият Ибрагимова стала солисткой Гостелерадио Дагестанской АССР, где проработала до 1997 года.

Она выступала с концертами, в программах Государственного ансамбля песни и танца Дагестана, участвовала в Декадах и Днях литературы и искусства Дагестана в Москве и Ленинграде. В составе фольклорных коллективов Ибрагимова побывала во Франции, Италии, Болгарии, Польше, Турции. В ее репертуаре были народные кумыкские песни, произведения русской вокальной классики и дагестанских композиторов. Песни в ее исполнении пополнили золотой фонд Дагестанского радио, стали образцами народного исполнительства и гордостью национальной культуры. Многие из полюбившихся слушателям песен были написаны самой Бурлият.

Чарующий голос, природный артистизм и обаяние выделяли Бурлият Ибрагимову среди других творческих личностей. Коллеги и друзья певицы в один голос отмечают, что всю свою жизнь она работала с огромной отдачей, неся свой дар слушателям с искренней любовью. Имя Бурлият Акашимовны Ибрагимовой навсегда вошло в золотой фонд дагестанского музыкального искусства, национальной культуры ХХ века.

«ОНА ОСТАВАЛАСЬ ЖИЗНЕРАДОСТНОЙ ДО ПОСЛЕДНЕЙ МИНУТЫ…»

«Золотому голосу» дагестанской эстрады благодарны многие слушатели, коллеги, деятели культуры и искусства, для которых она являлась не только выдающейся творческой личностью, но также чутким товарищем и добрым наставником.

Дагестанская эстрадная певица Тахмина Умалатова с сердечной теплотой вспоминает о Бурлият Ибрагимовой: «Бурлият Акашимовна присутствует в моей жизни очень давно, с самого начала творческой карьеры. Она подарила мне две песни собственного сочинения, которые полюбились публике. Она говорила мне, что в моем голосе ей слышится свой, для меня эти слова были выше любой похвалы. Я присутствовала на всех ее творческих вечерах и концертах. Бурлият была особенной женщиной: жизнерадостной, целеустремленной и в то же время доброй, чуткой и мягкой. Она помогала мне хорошим советом и добрым словом».

Говоря об особенностях характера Бурлият Ибрагимовой, Умалатова с улыбкой отметила, что ее наставница не расслаблялась даже в домашней обстановке. «Бурлият даже дома ходила в нарядной одежде. Она не позволяла себе нарядов, неподобающих ее высокому призванию артистки. Мы посещали ее и в лечебных учреждениях, и там мы не могли ее застать в повседневной одежде. Вот такой у нее был характер! Она улыбалась, подбадривала нас, несмотря на то, что была тяжело больна, не хотела, чтоб ее жалели», – вспоминает девушка.

Ее коллега, заслуженная артистка Дагестана Зоя Чунаева в беседе с корреспондентом «МИ» рассказала, что познакомилась с Бурлият Ибрагимовой, будучи школьницей. «Она приезжала к нам в Агачаул с концертами. Мы с ней подружились, она ценила мой талант и не раз упоминала в своих интервью. Она утверждала, что я смогу реализовать себя на сцене. В моем репертуаре немало исполненных ею песен. Помнится, в 90-е годы на одном из творческих вечеров я услышала похвалу из уст Расула Гамзатова, которому понравилось мое исполнение. Больше всего мне запомнились концертные вечера, которые она проводила, когда я была еще совсем маленькой девочкой. Она была очень жизнерадостной и позитивной, заряжала аудиторию хорошим настроением, невозможно было оставаться равнодушной к ее творчеству», – вспоминает Чунаева.

Она рассказала, что Бурлият Ибрагимова была очень гостеприимной и часто звала друзей и коллег к себе домой. С ней можно было поделиться самым сокровенным, Бурлият была отзывчивым человеком, всегда старалась дать совет или помочь.

Коллега выдающейся певицы – Бурлият Эльмурзаева в беседе с «МИ» призналась, что они проводили много времени вместе, были близкими подругами, родственными душами. Эльмурзаева отметила, что Бурлият была хлебосольной и ни на кого не держала обид или зла. «Она была лидером по характеру. Конечно, каждый великий артист хочет быть единственным и неповторимым, но Бурлият была не из тех людей, кому слава способна вскружить голову. Она старалась помогать друзьям и коллегам. И еще не могу не отметить: Бурлият изумляла нас своим чувством стиля, она не позволяла себе небрежности в одежде, обувь носила на каблуке, и такой мы ее видели до самого последнего дня. Недавняя смерть любимой дочери подкосила ее, она не смогла этого пережить. Очень жаль. Я каждый день вспоминаю Бурлият и не могу свыкнуться с мыслью, что ее больше нет с нами», – поделилась Эльмурзаева.

«Я ХОЧУ ПОМОГАТЬ МОЛОДЫМ ТАЛАНТАМ…»

Каждый дагестанец слышал волшебный, нежный, мягкий, лиричный, проникающий в самые глубины души голос Бурлият Ибрагимовой. Певица двух эпох, она обладала особенным даром, сцена для нее была площадкой, на которой Бурлият Ибрагимова блистала многие десятилетия. Народная артистка хотела поделиться своим успехом и передать свои знания юным последователям: в 2012 году она основала благотворительный фонд, главным направлением деятельности которого является помощь молодым талантливым исполнителям в реализации их творческого потенциала.

Особое внимание певица уделяла содержанию, популяризации народных, фольклорных, старинных лирических песен.

«Я хочу помогать молодым талантам, которые только начинают петь, хочу передать свой опыт юным дарованиям. Хочется, чтобы молодые исполнители пели содержательные песни. Могу открыто сказать, что искусство сейчас находится на очень низком уровне: поют песни с бессмысленным набором слов, авторские песни практически не создаются, народных песен не исполняют, старинные лирические песни не поются. Нынешнее поколение заметно отошло от фольклора. Поэтому я хочу сохранить национальный, народных дух искусства, исполнение народных песен. Хочу внушить молодым певцам, что это очень важно. Я буду ходить на концерты в поисках молодых талантов, а когда найду – помогать им в подборе репертуара, с постановкой голоса, если надо, окажу и материальную помощь», – говорила Бурлият Ибрагимова.

На данный момент в распоряжении фонда имеется офис, куда дети могут приходить за советами и консультацией. В будущем планируется создание студии для занятий с подопечными, записи своих дисков. Стоит отметить, что некоторые подопечные Бурлият Ибрагимовой уже поют на большой сцене.

Бурлият Ибрагимова в различных интервью рассказывала, что всегда душой болела за будущее национальной эстрады и хотела изменить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону. «У меня болит душа от того, что вижу, во что современники ее превратили – только хлопки, танцевальная музыка, никакого содержания. Хочется помочь молодому подрастающему поколению»,
– призналась Ибрагимова в одном из своих интервью.

Руководством Республики Дагестан отмечены творческие заслуги и талант выдающейся певицы в тексте соболезнования, опубликованном на сайте Главы РД: «Бурлият Ибрагимова имела редкое умение превращать каждое свое музыкальное выступление в яркое запоминающееся событие, всегда была полна творческих планов и энергии. Ее песни трогают душу, несут людям заряд доброты, верности и любви к родному Дагестану. Обладая красивым, мелодичным голосом, Ибрагимова Б.А. записала множество произведений, среди которых кумыкские народные песни, вокальные сочинения дагестанских авторов. Многогранный талант и подлинное владение музыкальным искусством Ибрагимовой Б.А. завоевали популярность у всех народов Дагестана, служат примером молодым артистам».

Светлая память о Бурлият Акашимовне, замечательном и талантливом человеке, навсегда сохранится в наших сердцах.


источники:

http://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/sov/377455/bio/

http://midag.ru/2018/08/17/pamyati_burliyat_ibragimovoy/