Бунин биография 5 Класс Урок

План-конспект открытого урока по литературе в 5 классе . «Жизнь и творчество Ивана Алексеевича Бунина».

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока по литературе в 5 классе . «Жизнь и творчество Ивана Алексеевича Бунина».»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Тагиркентская ООШ»

открытого урока по литературе в 5 классе

«ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

ИВАНА АЛЕКСЕЕВИЧА БУНИНА».

Подготовил учитель русского языка и литературы,

Ферхатова Людмила Ажимурадовна

Директор МКОУ «Тагиркентская ООШ»

Амирханова Хадижат Имамшафиевна

Тема урока: ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

ИВАНА АЛЕКСЕЕВИЧА БУНИНА.

Подготовил: ФЕРХАТОВА ЛЮДМИЛА АЖИМУРАДОВНА

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
ИВАНА АЛЕКСЕЕВИЧА БУНИНА (1870–1953)

Цели: познакомить с основными этапами жизни Бунина, выяснить особенности его творчества, отметить, как мировоззрение писателя отразилось в произведениях.

Всей жизнью своей, судьбой, биографией принадлежит Иван Алексеевич Бунин России, великой русской литературе.

Он – любящий сын русского Ноя, и наготе отцовской не смеется, и к ней не равнодушен… С Русью он связан роковой связью.

I. Проверка домашнего задания.

Блицопрос (см. предыдущий урок).

II. Вступительное слово учителя.

– Что вы знаете о вручении Нобелевской премии? Кто становится ее лауреатом?

Мы приступаем к изучению творчества И. А. Бунина, первого среди писателей великой русской литературы, кому была вручена самая знаменитая премия в мире – Нобелевская.

Он прожил долгую жизнь, а в литературе работал семь десятилетий. Творчество Бунина высоко было оценено современниками и продолжает волновать души новых и новых почитателей его таланта.

Кредо Бунина – «углубленное и сущностное отражение жизни».

Давайте вместе «перелистаем страницы» жизни писателя и определим, как его жизненные принципы и мировоззрение отразились в творчестве.

III. Лекция с ассистентами.

1. Этапы биографии И. А. Бунина.

Учитель. Детство будущего писателя, родившегося в Воронеже, в 1870-м, в семье орловских помещиков, прошло на хуторе Бутырки, под Ельцом.

Принадлежа к одному из самых знатных «литературных» родов, даровавшему русской словесности Василия Жуковского и поэтессу Анну Бунину, мальчик уже с семи лет начал писать стихи.

Отчисленный из гимназии за неуспеваемость, он получил домашнее образование под руководством брата Юлия.

В 1887–1892 гг. появляются первые публикации стихов и критических статей, потом и рассказов И. Бунина.

В 1900 г. рассказ Бунина «Антоновские яблоки» признан шедевром новейшей прозы.

В 1903 г. Бунину присуждена Пушкинская премия Российской академии наук за поэтический сборник «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате».

В 1915 г. в издательстве А. Ф. Маркса выходит полное собрание сочинений Бунина.

Трагически пережив Октябрьский переворот, Бунин вместе с женой Верой Николаевной Муромцевой уезжает в эмиграцию.

После целого ряда испытаний Бунины остаются во Франции, где пройдет практически вся вторая половина жизни писателя, отмеченная написанием 10 книг, сотрудничеством с ведущим «толстым» журналом русского зарубежья «Современными записками», созданием романа «Жизнь Арсеньева».

В 1933 г. Бунин становится первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии «за правдивый артистичный талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер».

В дневнике Бунина от 20. 10. 1933 года читаем:

«Нынче проснулся в 6.30. Лежал до 8, немного задремал. Сумрачно, тихо, испещрено чуть-чуть дождем возле дома.

Вчера и нынче невольное думанье и стремление не думать. Все-таки ожидание, иногда чувство несмелой надежды – и тотчас удивление: нет, этого не может быть.

Да будет воля Божия – вот что надо твердить. И, подтянувшись, жить, работать, смириться мужественно».

Работа ассистента. Учащийся делает сообщение по воспоминаниям Г. Н. Кузнецовой из книги «Грасский дневник».

Учитель. В 1934 г. в берлинском издательстве «Петрополис» начинает выходить 11-томное собрание сочинений Бунина, которое он сам будет считать наиболее полно выражающим авторскую волю.

Во время немецкой оккупации Франции в грасском убежище Буниных прячутся разыскиваемые евреи.

В 1943 г. в Нью-Йорке выходит вершинная книга бунинской прозы «Темные аллеи».

В конце 1940-х Бунин осторожно идет на сближение с советскими представителями во Франции, обсуждает возможность издания своих сочинений в СССР; однако вернуться, в конце концов, отказывается.

Он умер в эмиграции.

8 ноября 1953 г. писатель похоронен на русском кладбище под Парижем.

2. Особенности творчества И. А. Бунина.

По ходу этой части лекции учащиеся выполняют задание: в форме плана отметить основные особенности творчества Бунина (2–3 варианта представить на доске для обсуждения).

Учитель. Особенности Бунина-художника, своеобразие его места в русском реализме XIX–XX вв. глубоко раскрываются в его произведениях.

На фоне русского модернизма поэзия и проза Бунина выделяются как хорошее старое. Они продолжают вечные традиции русской классики и в своих чистых и строгих очертаниях дают образец благородства и красоты.

И. А. Бунин рисует факты, а из них уже сама органически, рождается красота.

Одним из высших достоинств его стихотворений и рассказов служит отсутствие между ними принципиальной разницы: они – два облика одной и той же сути.

В них – автор-реалист, даже натуралист, не убегающий от грубости, но способный подняться и на самые романтические высоты, всегда правдивый и честный изобразитель факта, из фактов извлекающий глубину и смысл.

Работа ассистента. Сообщение учащегося по вопросу 3 на странице 54 учебника: «В чем проявляется взаимосвязь Бунина-прозаика и Бунина-поэта? Как метафоричность поэзии, ее музыкальность и ритм вторгаются в прозу? Можно ли сказать, что проза Бунина вспахана плугом поэта («Антоновские яблоки»)?»

Учитель. Не любит Бунин «тысячелетней русской нищеты», убожества и длительного разорения русской деревни, но крест, но страдание, но «смиренные, родимые черты» не позволяют не любить.

Без глубокого содроганья нельзя читать страниц «Суходола», посвященных деревне. Не оградить себя от сострадания, читая страшную историю о голодной смерти Анисьи, крестьянки-мученицы. Не кормил ее сын, бросил на произвол судьбы; и, старая, всю жизнь недоедавшая, от голода уже давно сухая, она умерла, когда цвела природа и «ржи были высоки, зыблились, лоснились, как дорогой куний мех». Глядя на все это, «радовалась, по привычке, Анисья на урожай, хотя уже давно не было ей никакой пользы от урожаев».

Когда читаешь про это у Бунина, то не только жалость чувствуешь и болит сердце, болит и совесть. Как много таких неблагодарно забытых людей и сегодня!

Читая Бунина, понимаешь, что деревня для него не сюжет, с Русью он связан навечно. Любовь к России с ее «несмелой тысячелетней рабской нищетой» – завещание писателя новому поколению.

Работа ассистента. Сообщение учащегося по вопросу 2 на странице 54 учебника: «Каковы истоки социальной двойственности Бунина? В чем проявляется тяготение к дворянским традициям и отталкивание писателя от них? Как воспринимал Бунин «барина и мужика»? Рассмотрите с этой позиции раннюю прозу Бунина, например, рассказ «Танька».

Учитель. Увлекает и чарует природа в произведениях Бунина: она не абстрактна, для ее изображения автор подобрал образы, тесно связанные с жизнью и бытом обычного человека. Кровную связь автора с природой подчеркивает богатство «красочных и слуховых ощущений» (А. Блок).

Природа у него – это «желтая скатерть жнивья», «глинистые ковриги гор», бабочки «в ситцевых пестреньких платьицах», «серебристые струны» проволоки телеграфных столбов, на которых сидят копчики – «совсем черные значки на нотной бумаге».

Своеобразие стиля писателя определяется особым характером изобразительности.

В прозе Бунина очень широк круг речевых средств, воссоздающих разные проявления чувственного восприятия и отличающихся высокой степенью концентрации на сравнительно небольшом пространстве текста.

1. Продолжает традиции русской классики.

2. Автор – реалист.

3. Не любит русской нищеты, но с Русью связан навечно.

4. Чарует природа в произведениях Бунина.

5. Особый характер изобразительности:

а) широк круг речевых средств;

б) высокая степень их концентрации.

IV. Работа с текстом (в группах).

На карточках – фрагменты текстов Бунина. Учащиеся проводят самостоятельное исследование текста с целью определения круга речевых средств, использованных автором.

Работа с фрагментом рассказа «Антоновские яблоки».

«. Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, – с дождиками в самую пору, в средине месяца, около праздника св. Лаврентия. А «осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик». Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: «Много тенетника на бабье лето – осень ядреная»… Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег.

Это тархане, мещане-садовники, наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправлять их в город, – непременно в ночь, когда так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо, чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге».

Данный фрагмент в сочетании с включенными в него фольклорными элементами (народными приметами, названием религиозного праздника) создает образ России, страны, которой остался верен эмигрировавший писатель.

Анафорический повтор «вспоминается», «помню» сближает данный прозаический текст с поэзией. В этом фрагменте вообще много повторов, что характерно для стиля писателя. Звучит здесь и мотив звездного ночного неба, так часто встречающийся в лирических стихотворениях.

На читательское восприятие воздействуют не только нарисованные Буниным-художником картины, но и переданные им запахи (аромат опавшей листвы, запах дегтя, меда и антоновских яблок) и звуки (голоса людей, скрип телег, поскрипывание обоза по дороге).

Работа с фрагментом рассказа «Поздний час».

«Мост был такой знакомый, прежний, точно я его видел вчера: грубо-древний, горбатый и как будто даже не каменный, а какой-то окаменевший от времени до вечной несокрушимости, – гимназистом я думал, что он был еще при Батые. Однако о древности города говорят только кое-какие следы городских стен на обрыве под собором да этот мост. Все прочее старо, провинциально, не более. Одно было странно, одно указывало, что все-таки кое-что изменилось на свете с тех пор, когда я был мальчиком, юношей: прежде река была не судоходная, а теперь ее, верно, углубили, расчистили; месяц был слева от меня, довольно далеко над рекой, и в его зыбком свете и в мерцающем, дрожащем блеске воды белел колесный пароход, который казался пустым, – так молчалив он был, – хотя все его иллюминаторы были освещены, похожи на неподвижные золотые глаза и все отражались в воде струистыми золотыми столбами: пароход точно на них и стоял».

В данной зарисовке многообразны речевые средства, воссоздающие разные проявления чувственного восприятия.

Используются не только прилагательные для обозначения цвета (золотой), но и глагол со значением цвета (белел), который так же придает тексту динамизм, как и причастия «в мерцающем, дрожащем свете».

Бунин передает ситуацию в восприятии конкретного лица, на что указывает использование местоимения «месяц был слева от меня». Это делает зарисовку более реалистичной и ставит в центр внимания внутреннее состояние человека, которое раскрывается в воспринимаемых им картинах.

В описании старого моста интересно объединение разных сторон восприятия в сложном прилагательном грубо-древний: грубый указывает на внешние признаки моста, древний привносит в эпитет временной оттенок.

Работа с фрагментом рассказа «Косцы».

«Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими (косцами) и нами – и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они и мы с детства, этим предвечерним временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим свежим, молодым лесом, полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, ее простором и заповедной далью. Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их не надо, не должно понимать, когда они есть. И еще в том была (уже совсем не сознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была – Россия, и что только ее душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох березовом лесу».

В рассказе «Косцы» используется анафорическое построение (для данных предложений характерно единоначатие), что сближает это прозаическое произведение с поэзией. Этот фрагмент построен как лирический монолог. Лирическая экспрессия создается повторами разных типов: лексический повтор (слова было, этот), повтор однокоренных слов (в родстве, хлебородном, родина), повторы слов с общей семантикой «общий» (общий, родной, кровный, родство, вместе).

Звучит тема России, как и в большинстве произведений И. А. Бунина, словами «мы дети своей родины», «наш общий дом» автор признается в любви к этой стране, подчеркивая кровное родство с ее народом.

В данном тексте проявляется еще одна особенность, характерная для стиля писателя: автор воздействует на разные чувственные восприятия читателя, описывая цвет (розовеющий запад), запах (медвяные травы), подключает даже вкус (ягод, которые «поминутно срывали и ели» косцы).

1. Написать миниатюру «Впечатления от первой встречи с Буниным».

2. Индивидуальные задания:

а) вопрос 4 на странице 54 учебника: «С чем связана поэтизация одиночества в творчестве Бунина 1900-х гг.?» Рассмотрите стихотворения «Сонет», «Одиночество»;

б) сообщение на тему «И. А. Бунин – тончайший живописец природы».

Урок литературы в 5-м классе «Иван Алексеевич Бунин. Судьба и творчество писателя»

Разделы: Литература

Цели:

  • Обучающая: познакомить с биографией Бунина, его стихотворениями о природе; дать понятие об анализе стихотворного произведения.
  • Развивающая: развивать навыки определения роли художественных средств в лирическом произведении; умение видеть в произведении автора.
  • Воспитывающая: воспитать эстетический вкус учащихся и интерес к русской классической литературе.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, презентация к уроку (Приложение 1).

1. Слово учителя: (слайды 1, 2).

– Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы начнём знакомство с творчеством одного из известнейших русских поэтов и прозаиков, Ивана Алексеевича Бунина, а более подробно об этом авторе и его творчестве вы узнаете, когда будете учиться в старших классах. Также мы будем учиться анализировать стихотворное произведение. Это умение потребуется вам при дальнейшем изучении литературы. Ребята, вы уже знаете, что для того чтобы лучше понять произведения писателя, надо знать, из какой он семьи, какие события случились в его жизни, каким он был человеком.
Бунинродился 22 (10) октября 1870 года в семье знатной, но обеднев­шей, вскоре и совсем разорившейся. С 1870 по 1881 год он жил в небольшом родовом поместье — хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Это место стало для него своеобразной точ­кой отсчета для восприятия красоты окружающего мира. «Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступивших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло все мое детство, пол­ное поэзии печальной и своеобразной», — писал впоследствии И. А. Бунин.
В 1881-1886 годах будущий писатель учится в Елецкой гимназии, но вынужден прервать учёбу, так как семья не может больше её оплачивать. Заканчивает учёбу Иван Бунин уже дома, ему помогает старший брат Юлий. Ещё в гимназии Иван Алексеевич начинает писать стихи, а в 1888 году в петербургской газете «Родина» опубликованы его первые стихотворения.
Уже будучи известным писателем, Бунин много путешествует: он навещает М.Горького на острове Капри, посещает Италию, Турцию, Францию… После Великой Октябрьской революции Иван Алексеевич, не приняв новый политический строй, уезжает из России . Большую часть жизни в эмиграции он проводит в местечке Грассе недалеко от Ниццы. Умер Бунин в Париже в 1953 году.

2. Прослушивание стихотворения И.А. Бунина «Слово» в исполнении артиста В.Зозулина. Если нет записи, стихотворение читают учитель или подготовленный ученик. (слайд 3).

3. Аналитические вопросы по стихотворению:

  • Как вы поняли стихотворение?
  • Почему оно названо «Слово»?

4. Слово учителя: Сам Иван Алексеевич мастерски владел этим замечательным даром – речью. Современник Бунина, другой известный русский писатель Александр Иванович Куприн, так отзывался о его таланте: « Стих… изящен и музыкален, фраза стройна, смысл ясен, а изысканно-тонкие эпитеты верны и художественны». Недаром в 1933 году И.А.Бунин получил самую высокую награду за свой труд писателя – Нобелевскую премию.
Каждый поэт имеет характерные для его художественного языка особенности: любимые темы, любимые пути передачи лирического переживания, образные средства, эмоциональную настроенность. Творческое наследие Бунина многогранно – это и философская лирика, и стихи о любви, о родине, рассказы, повести… Мы коснёмся одной, но, пожалуй, самой значительной части его поэзии — стихотворений, посвящённых родной природе. Прежде чем начать учиться анализировать стихотворение, мы должны познакомиться с понятием «лирический герой».

5. Знакомство с понятием «лирический герой»: Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём. Он не равен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с событиями его жизни, его отношением к природе, людям. (слайд 4)
Определение ученики записывают в тетрадь.

6. Актуализация знаний: Работа с текстом стихотворения «Детство» (учебник литературы). Слушаем в исполнении специально подготовленного ученика текст стихотворения .

1) Каким настроением проникнуто это стихотворение?
2) Какие слова и образы подчеркивают радость и торжественность, владеющие лирическим героем? (Весело бродить, сладостней дышать, повтор эпитета «солнечный»)
3) Почему лирический герой чувствует себя вновь ребёнком имен­но в сосновом бору? (Лирический герой — взрослый человек, но перед мощным величи­ем природы, в сравнении со столетними огромными соснами он чувст­вует себя вновь ребенком).
4) Рисуя природу в цвете, звуке, запахе, Бунин добивается «эффекта присутствия». С помощью каких эпитетов автор передаёт ощущения лирического героя? (Смолистый аромат, кора груба, тепла). Какие цветовые эпитеты мы находим в стихотворении? (Солнечные палаты, кора красна).
5) Посмотрите на репродукции картин известных художников. (слайд 5)
Какая, по вашему мнению, созвучна стихам И.А. Бунина? Почему?

7. Обучение навыку анализа поэтического текста. Слово учителя: Чтобы лучше разобраться в особенностях стихотворения, надо уметь его проанализировать, то есть всесторонне рассмотреть. План анализа стихотворения на доске. (слайд 6). Давайте по этому плану устно проанализируем стихотворение «Сказка» из учебника литературы. Читаем стихотворение вслух. Теперь устно даём ответы по пунктам плана, при этом план анализа постепенно записывается в тетради.

План анализа стихотворения:

  • Дата написания.
  • Смысл стихотворения (тема, основная мысль, чувства, которые хотел выразить автор).
  • Основные образы. Образ лирического героя (через мысли, чувства автора).
  • Художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, стихотворный размер и т.д.

8. Словарная работа: анафора – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы:

Ещё рассеян огонь листопада,
И редкие краски ласково-ярки;
Ещё синицы свищут из сада,
И как им тихо в забытом парке!

9. Слово учителя: Давайте подведём итог: что нового мы узнали на уроке? (Факты из биографии И.А. Бунина, познакомились с его стихами, познакомились с понятием «лирический герой», продолжили учиться анализировать стихотворное произведение.)

10. Домашнее задание: попытайтесь дать письменный анализ стихотворения «Сказка».(слайд 8)

– Спасибо за урок!

Литература:

  1. Барковская Н.Н. «Поэзия «Серебряного века» — Екатеринбург: Урал.гос. пед. ин-т., 1993.
  2. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. – Литература в 5 классе. Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2000.

Конспект урока литературы на тему «Творческая биография И.Бунина. Художественное своеобразие стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги. » (5 класс)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Творческая биография И.Бунина. Художественное своеобразие стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги. «

1) знакомство с некоторыми фактами биографии И.А.Бунина, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя; выявление художественной идеи стихотворения «Густой зелёный ельник у дороги…»;

2) формирование умения выделять главное в прослушанном сообщении, развитие навыков самостоятельной работы, навыков выразительного чтения и исследовательской работы с текстом;

3) воспитание интереса к жизни и творчеству И.А.Бунина, нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слов красота и смерть.

ПК, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, аудиозапись, раздаточный материал

В чем состоит художественное своеобразие стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги. «?

I. Организационный момент

Приветствие, запись числа, темы урока в тетрадь

II. Проверка домашнего задания

Решение кроссворда по теме «А.П.Чехов»

Цель познания: Что формировало будущего писателя? как характеризует И.А.Бунина знание им своих предков и их отношение к ним?

1) Происхождение рода Буниных;

2) Герб рода Буниных;

3) Семья и детство:

А) Иван Бунин — 23 октября (10 октября) 1870 г.;

Б) отец Алексей Николаевич;

В) мать Людмила Александровна;

Г) впечатления детства;

А) домашнее образование;

Б) 1881 г. — гимназия в Ельце;

5) Музей в Ельце;

6) Первые литературные опыты.

В «Автобиографических заметках» И.А.Бунин писал: «Я происхожу из старого дворянского рода, о начале которого в «Гербовнике дворянских родов» сказано так: «Род Буниных идёт от Симеона Бунковского, мужа знатного, выехавшего в XV веке из Литвы со своей дружиной на ратную службу к Великому Князю Московскому Василию Васильевичу».

Род наш дал России немало видных деятелей на поприще государственном, воевод, стольников и «в иных чинах», а в области литературной известны Анна Бунина, и Василий Жуковский, внебрачный сын тульского помещика Афанасия Ивановича Бунина и пленной турчанки Сальхи.

По матери я принадлежу к дворянскому роду Чубаровых, тоже весьма старому, лишившемуся, по нашим семейным преданиям, княжеского титула при Петре Великом, который казнил стрелецкого полковника князя Чубарова, бывшего на стороне царевны Софьи.

Все предки мои были связаны с народом и землёю, помещиками были и деды, и отцы по матери и по отцу, владевшие имениями в Средней России, в том плодородном Подстепье, где московские цари, в целях защиты государства от набегов южных татар, создавали заслоны из поселенцев различных областей и где, благодаря этому, образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели во главе с Толстым».

Обращение к иллюстрации в учебнике и слайду презентации «Герб рода Буниных».

В щите, имеющем голубое поле, изображен перстень и вокруг него 3 продолговатые серебряные креста. Щит увенчан дворянским шлемом и короной со стаусовыми перьями. Помет на щите голубой, подложенный серебром. Герб внесен в Общий гербовник дворянских родов Российской империи.

Сообщение учащегося о семье Буниных и ярких впечатлениях детства.

Иван Алексеевич Бунин pодился 23 октябpя 1870 года (10 октябpя по стаpому стилю) в Воpонеже, на Двоpянской улице.

В Воpонеже Бунины появились за тpи года до pождения Вани, для обучения стаpших сыновей: Юлия (13 лет) и Евгения (12 лет). Юлий был на pедкость способным к языкам и математике, учился блестяще, Евгений учился плохо, веpнее, совсем не учился, pано бpосил гимназию; он был одаpенным художником, но в те годы живописью не интеpесовался, больше гонял голубей. Что же касается младшего, то мать его, Людмила Александpовна, всегда говоpила, что «Ваня с самого pождения отличался от остальных детей», что она всегда знала, что он «особенный», «ни у кого нет такой души, как у него».

Отец, Алексей Николаевич, помещик Орловской и Тульской губерний был вспыльчивый, азартный, более всего любящий охоту и пение под гитару старинных романсов. В конце концов он, из-за пристрастия к вину и картам, растратил не только собственное наследство, но и состояние жены. Отец был на войне, волонтером в Крымской кампании, любил прихвастнуть знакомством с самим графом Толстым, тоже севастопольцем.

Но несмотря на эти пороки, его все очень любили за веселый нрав, щедрость, художественную одаренность. В его доме никогда никого не наказывали. Ваня рос, окруженный лаской и любовью. Мать проводила с ним все время и очень его баловала.

Мать Ивана Бунина, Людмила Александровна, была полной противоположностью мужу: кроткой, нежной и чувствительной натурой, воспитанной на лирике Пушкина и Жуковского и занималась, в первую очередь, воспитанием детей.

В дальнейшем семья жила в имениях Озёрки и Бутырки (Орловская губерния, ныне Липецкая область). Юлий окончил куpс гимназии с золотой медалью и осенью должен был уехать в Москву, чтобы поступить на математический факультет унивеpситета.

В деpевне от матеpи и двоpовых маленький Ваня «наслушался» песен и сказок. Воспоминания о детстве — лет с семи, как писал Бунин, — связаны у него «с полем, с мужицкими избами» и обитателями их. Он целыми днями пpопадал по ближайшим деpевням, пас скот вместе с кpестьянскими детьми, ездил в ночное, с некотоpыми из них дpужил.

Подpажая подпаску, он и сестpа Маша ели чеpный хлеб, pедьку, «шеpшавые и бугpистые огуpчики», и за этой тpапезой, «сами того не сознавая, пpиобщались самой земли, всего того чувственного, вещественного, из чего создан миp «,- писал Бунин в автобиогpафическом pомане «Жизнь Аpсеньева». Уже тогда с pедкой силой воспpиятия он чувствовал, по собственному пpизнанию, «божественное великолепие миpа». Лет восьми Бунин написал пеpвое стихотвоpение.

Сообщение учащегося об учёбе И.А.Бунина в гимназии.

Первое образование Иван Бунин получил у своего домашнего воспитателя – Н.О.Ромашкова, учившегося когда-то в лазаревском институте восточных языков. Он владел тремя языками, играл на скрипке, рисовал акварелью, писал стихи; читать своего воспитанника учил по «Одиссеи» Гомера.

Однажды Ромашков подарил мальчику коробку акварели, краски поразили ребёнка, и он стал рисовать с утра до вечера.

В 1881 г. мальчика повезли в Елец в гимназию, отдали на постой к мещанину Брякину. Ваня любил бродить по городу, наблюдать разные сценки, перебранки. Потом удачно копировал, ярко рассказывал. В гимназии благодаря памяти и ранней начитанности учился хорошо, не давались только арифметика, алгебра. На другой год Ваню поместили жить у кладбищенского ваятеля. Он научился лепить из глины кресты, кости, черепа. Ещё одну зиму он жил у тётушки Веры Аркадьевны. Тётушка была весёлая, общительная, каждый вечер полно народу, вся местная богема: актёры, офицеры, дамы, самовар весь день не сходил со стола. Ваню поразили бритые, говорливые, весёлые актёры; благодаря им по конрамаркам стал ходить в театр, всё пересмотрел, что можно; когда приезжали навещать родители – брали обычно с собой любимую сестру Машу, — с ними тоже ходили в театр, в цирк.

Казённое гимнастическое обучение в Ельце показалось Бунину пустым, скучным и ненужным, и он бросил его, не проучившись и пяти лет. Зимой 1886 г., приехав на зимние каникулы домой в деревню, он отказался вернуться в гимназию. Отец, который сам сбежал из первого класса Орловской гимназии, и не принуждал его возвращаться.

Заочная экскурсия в Елец.

Подобно тому как Л.Н.Толстой без Ясной Поляны не мог себе представить России, Бунин через Елец и Елецкую древность получал ощущение своего кровного родства с Отечеством.

Елец в творчестве Бунина описан многогранно, во всеобъемлющей временной панораме: от географии до истории города и уезда с их героической древностью, от обозримой старины до современности.

Елецкий литературно-мемориальный музей И.А.Бунина открыт 4 июня 1988 г. в доме, в котором в своё время проживал Бунин-гимназист. В двух комнатах музея воссоздана обстановка того периода – комната гимназиста и кухня.

Кульминация смыслового и эмоционального восприятия музея – воссозданный интерьер парижского рабочего кабинета И.А.Бунина.

Покинув гимназию и вернувшись в деревню, Бунин предался целиком чтению. Решение стать писателем пришло само собой. Первое стихотворение, по его словам, он написал, когда ему было восемь лет. С осени 1886 по весну 1887 г. работал над романом «Увлечение».

Семья Буниных жила в усадьбе Озёрки, доставшейся матери по наследству. Это был недолгий период относительного благополучия. Вскоре в дом снова пришла бедность. Иногда, по словам Бунина, нечего было есть, кроме яблок из сада. Денег не хватало даже на одежду, и, отправляясь куда-нибудь в гости, юноше приходилось надевать костюм брата и отцовскую обувь. Это уязвляло, казалось, что все это видят. В Озёрках жил и старший брат Ивана Бунина – Юлий Алексеевич Бунин, сосланный за участие в революционном народническом движении. Юлий стал заниматься с младшим братом, читал ему целые циклы лекций.

Долгие прогулки с братом, беседы оказали на младшего брата огромное влияние.

В мае 1887 г. в печати появилось произведение Ивана Бунина – петербургский еженедельный журнал «Родина» опубликовал одно из его стихотворений.

В 1891 г. в приложении к газете «Орловский вестник» вышла ученическая книжка Ивана Бунина «Стихотворения. 1887-1891». Литературная известность к Ивану Бунину пришла в 1900 г. после выхода в свет рассказа «Антоновские яблоки».

— Что формировало будущего писателя? Как характеризует И.А.Бунина знание им своих предков и их отношение к ним?

(Воспитание, наследие предков, уважение к своему роду формирует будущего писателя. Мотив собственной неразрывной связи с предками, с прошлым, мотив памяти очень важен для понимания произведений И.А.Бунина.)

IV . Чтение произведения

Густой зелёный ельник у дороги,

Глубокие пушистые снега.

В них шёл олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога.

Вот след его. Здесь натоптал тропинок,

Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб —

И много хвойных крестиков, остинок

Осыпалось с макушки на сугроб.

Вот снова след, размеренный и редкий,

И вдруг — прыжок! И далеко в лугу

Теряется собачий гон — и ветки,

Обитые рогами на бегу.

О, как легко он уходил долиной!

Как бешено, в избытке свежих сил,

В стремительности радостно-звериной,

Он красоту от смерти уносил! (1905)

— Какое первое впечатление об этом стихотворении?

— Какие эмоции вы испытали?

Цель познания : В чем художественное своеобразие стихотворения?

Природа у Бунина не просто пейзаж, а скорее главное действующее лицо.

Такое ощущение природы свойственно Бунину с детства. Ещё в детстве при любовании природой к чувству радости и упоённости примешивалось неизменно томящее чувство тоски.

-О чем стихотворение?

(Об олене в лесу)

-Кто главный герой? Какой он? Как он себя ведет?

(Олень. Он величественный, грациозный, сильный. он спокоен («натоптал тропинок»), ему ничего не мешает: он гнул ветку (питался), видны следы его молодых зубов («белым зубом скрёб»). Олень — дома, в естественной и неопасной обстановке . )

-В какой строфе находится кульминация? Вспомните определение кульминации.

(В 3 строфе со слов «И вдруг. «. Кульминация — момент наивысшего напряжения в развитии действия)

-Как вы это поняли?

(Восклицательное предложение говорит о смене настроения. Появляется слово вдруг. Оно само по себе уже говорит о новом повороте событий, о неожиданности. Эта неожиданность подчёркивается и тире. В данном случае оно усиливает впечатление и стремительности, и паузы одновременно. )

-Что же случилось с оленем?

( Олень ушёл от беды. Многоточие в конце фразы, которое подчёркивает и её незаконченность, и продолжение бега оленя, показывает, что олень сорвался с места и убежал)

— Почему лирический герой так глубоко переживает событие, которого он не видел, а лишь почувствовал, угадал?

(Образ оленя для поэта — нечто большее, чем образ животного. Олень — это красота)

— В каком значении употреблено слово красота в стихотворении?

(Красота — все прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение)

-Выпишите из текста слова, соотнесенные с понятием «красота».

(Красота: густой зеленый ельник; глубокие пушистые снега; олень, могучий, тонконогий; тяжкие рога; уходил легко, бешено, в избытке свежих сил, в стремительности радостно-звериной)

-Как называются такие определения, которые помогают нам увидеть более красочный и яркий образ?

(Эпитет — художественное определение)

— Что же красиво в этом стихотворении?

(Красив густой ельник, пушистый снег, олень, прекрасны его движения, его порыв к жизни)

-Выпишите из текста слова, соотнесенные с понятием «смерть».

(И далеко в лугу теряется собачий гон — и ветки, обитые рогами на бегу)

— Что в стихотворении приносит смерть?

(Смерть несут разъяренные собаки, гонящие оленя. Детали помогают воссоздать картину охоты на оленя. Мы слышим выстрелы, лай собак)

-Так о чем же это стихотворение? Только ли о природе?

(Нет, стихотворение не столько о природе, сколько о красоте и смерти, о победе красоты над смертью)

-Ребята, а можно ли сказать, что только гончие олицетворяют смерть? Сами ли они появились в лесу?

(Нет, мы можем предположить, что их привел человек. Значит именно он олицетворяет зло)

-Так все же заключается основная мысль этого стихотворения?

( Мысль о победе добра (красота — это добро) над злом: смерть — это зло)

-В чем же художественное своеобразие стихотворения?

(Под образами природы скрыта философская мысль о добре и зле, красоте и смерти. Автор показывает, что они всегда существуют рядом, но победа прекрасного неизбежна)

VI. Объяснение домашнего задания

1) Написать ответ на вопрос: «О чем меня заставило задуматься стихотворение И.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги. » «. (5-10 предложений)

2)Прочитать статью в учебнике про Бунина

3) Прочитать рассказ И.Бунина «В деревне»

VII . Подведение итогов урока. Выставление и комментирование оценок

1) Происхождение рода Буниных;

2) Герб рода Буниных;

3) Семья и детство:

А) Иван Бунин — 23 октября (10 октября) 1870 г.;

Б) отец Алексей Николаевич;

В) мать Людмила Александровна;

Г) впечатления детства;

А) домашнее образование;

Б) 1881 г. — гимназия в Ельце;

5) Музей в Ельце;

6) Первые литературные опыты.

Творческая биография И.Бунина.

Художественное своеобразие стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги. «

1) Написать ответ на вопрос: «О чем меня заставило задуматься стихотворение И.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги. » «. (5-10 предложений)