Булгаков биография Урок 9 Класс

М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. История создания повести «Собачье сердце». (Часть 1)

Система уроков но творчеству М.А.Булгакова.

Просмотр содержимого документа
«М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. История создания повести «Собачье сердце». (Часть 1)»

Система уроков но творчеству М.А.Булгакова.

М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. История создания повести «Собачье сердце».

Проблематика повести «Собачье сердце». Художественные особенности повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. История создания повести «Собачье сердце».

Познакомить девятиклассников с творчеством М.А. Булгакова, дать информацию о его писательской судьбе.

Произвести обзор содержания повести «Собачье сердце».

Обучить аналитическому пересказу, развивать монологическую речь.

текст художественного произведения М.А.Булгаков «Собачье сердце».

Организационный момент (приветствие, проверка готовности учащихся к уроку).

Инструктаж учащихся по технике безопасности при работе в компьютерном классе.

Рассказ учителя о жизни и творчестве М.А. Булгакова и показ презентации.

Булгаков-писатель и Булгаков-человек до сих пор во многом – загадка. Неясны его политические взгляды, отношение к религии, эстетическая программа. Его жизнь состояла как бы из трех частей, каждая из которых чем-то примечательна.

До 1919 года он врач, только изредка пробующий себя в литературе.

В 20-е годы Булгаков уже профессиональный писатель и драматург, зарабатывающий на жизнь литературным трудом и осененный громкой, но скандальной славой «Дней Турбиных».

Наконец, в 30-е годы Михаил Афанасьевич – театральный служащий, поскольку существовать на публикации прозы и постановки пьес уже не может – не дают (в это время он пишет свой нетленный и главный шедевр — «Мастера и Маргариту»).

В жизни Булгакова были полосы кризисов, когда произведения его не печатали, пьесы не ставили, не давали работать в любимом МХАТе. О том, кто был главным его врагом, он выразился в письме В. В. Вересаеву: «… И вдруг меня осенило! Я вспомнил фамилии! Это – А. Турбин, Кальсонер, Рокк и Хлудов (из «Бега»). Вот они, мои враги! Недаром во время бессонниц приходят они ко мне и говорят со мной:

«Ты нас породил, а мы тебе все пути преградим. Лежи, фантаст, с загражденными устами.»

«Тогда выходит, что мой главный враг – я сам»… А не цензура, не бюрократы, не Сталин… С последним у Булгакова были особые отношения. Вождь критиковал многие его произведения, прямо намекая на антисоветскую агитацию в них. Но несмотря на это Михаил Афанасьевич не испытал на себе того, что называлось страшным словом ГУЛАГ. И умер не на нарах (хотя в те времена забирали за гораздо меньшие прегрешения), а в собственной постели (от нефросклероза, унаследованного от отца).

Булгаков знал, что в Советском Союзе его вряд ли ждет блестящее литературное будущее (его произведения постоянно подвергались чудовищной критике), доведенный до нервного расстройства, открыто писал Сталину (письмо это приобрело широкую известность): «…я обращаюсь к Вам и прошу Вашего ходатайства перед Правительством СССР ОБ ИЗГНАНИИ МЕНЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ СССР ВМЕСТЕ С ЖЕНОЮ МОЕЙ Л.Е. БУЛГАКОВОЙ, которая к прошению этому присоединяется». На самом деле, Булгаков по-своему любил Родину, не представлял себе жизни без советского театра, но… Однажды он сказал: «Нет такого писателя, чтобы он замолчал. Если замолчал, значит, был ненастоящий. А если настоящий замолчал – погибнет».

Почему же Вождь не ликвидировал «антисоветчика», «буржуазного писателя» Булгакова? Говорят, писатель «сразил» его необыкновенным обаянием и чувством юмора. А Сталин еще и ценил его как драматурга: смотрел пьесу «Дни Турбиных» 15 раз!

Л.Е. Белозерская (жена Михаила Афанасьевича) так описывает Булгакова при первой встрече с ним: «Нельзя было не обратить внимание на необыкновенно свежий его язык, мастерский диалог и такой неназойливый юмор… Передо мной стоял человек лет 30 – 32-х; волосы светлые, гладко причесанные на косой пробор. Глаза голубые, черты лица неправильные, ноздри грубо вырезаны; когда говорит, морщит лоб. Но лицо, в общем, привлекательное, лицо больших возможностей. Это значит – способно выражать самые разнообразные чувства. Я долго мучилась, прежде чем сообразила, на кого же все-таки походил Михаил Булгаков. И вдруг меня осенило – на Шаляпина!»

Таким был М. А. Булгаков. Врач, журналист, прозаик, драматург, режиссер, он был представителем той части интеллигенции, которая, не покинув страну в трудные годы, стремилась сохранить себя и в изменившихся условиях. Ему пришлось пройти через гражданскую войну (которую он переживал в двух ее пылавших очагах – родном городе Киеве и на Сев. Кавказе), жестокую литературную травлю и вынужденное молчание, и в этих условиях ему удалось создать такие шедевры, которыми зачитываются во всем мире.

Самостоятельная работа учащихся со статьей учебника «Биография писателя» и «Художественный мир писателя». Я хочу, чтобы вы ответили на несколько вопросов.

Назовите известные вам произведения Булгакова.

Какие основные проблемы ставит автор в своих произведениях

(Извечная борьба добра и зла, нравственности и аморальности, свободы и несвободы, проблема ответственности человека за свои поступки – это всё вечные, основные проблемы человеческой жизни.)

3) Как называются такие произведения, в которых затронуты общечеловеческие проблемы?

( Такие произведения называются философскими)

4) В чем особенность, необходимость творческой манеры писателя Булгакова?

( В его произведениях – сочетание реального и фантастического, чудовищного гротеска и реальной нормы; стремительность сюжета; гибкость живой разговорной речи.)

В литературе Булгаков выступил сначала как газетчик, писал фельетоны. До середины 20-х годов он писатель-сатирик, автор повестей «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце».

Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 г., и она завершает цикл сатирических произведений автора.

5) Почему именно в это время Булгаков пишет сатирические произведения? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, как Булгаков воспринял Октябрьскую революцию.

(Всё, что происходило вокруг, что именовалось строительством социализма, воспринималось писателем как опасный и огромный по масштабам эксперимент. Булгаков считал, что ситуация, сложившаяся в первые десятилетия после Октябрьской революции, трагична. Люди превращены в серую, однородную, безликую массу. Извращены понятия о вечных ценностях. Преобладают тупость, убогость, бездуховность, примитивность. Всё это вызывает у писателя чувство неприязни, возмущения. Видимо, это способствовало тому, что в первые десятилетия после Октябрьской революции появились сатирические произведения.)

Знакомство с повестью.

Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 г., и она завершает цикл сатирических произведений автора. Перед нами «московская» повесть М.А.Булгакова, очень характерна для его блистательного пера, где социальная сатира возникает на тщательно выписанном городском фоне, а в натуральный быт вплетена фантастика.

От кого же «унаследовал» творческий метод М.А.Булгаков? (мрачно-весёлую фантастику – от Гоголя, сатиру – от М.Е.Салтыкова-Щедрина.)

Современники М.А.Булгакова находили в «Собачьем сердце» множество узнаваемых примет. Пречистенка, где протекает действие повести была сосредоточием интеллигентского, художественного и профессорского круга. В переулках московских улиц М.А.Булгаков жил сам и находил своих друзей, но взгляд у него на эту среду был трезво-иронический. Живой злобой дня были приметы жилищного кризиса в Москве, создавшие эпоху «уплотнений» и домкомов. И модные темы 20-х годов, обсуждавшиеся в газетах, — о проблемах «омоложения» и пола, возможности «улучшения» и «исправления» несовершенной человеческой природы.

Две острые мысли, развёрнутые в повести, пережили своё время и заставляют до сих пор читать эту вещь неотрывно, не только в силу уважения репутации автора. /по ходу объяснения учебного материала учитель работает по составлению схемы/

Первая из них связана со странным «лабораторным существом», которого никак уж не решишься назвать человеком Полиграфом Полиграфовичем Шариковым.

Вторая – фигура профессора Преображенского, тщетно борющегося за сохранение привычного образа жизни в большой пречистенской квартире. Пытается отгородиться от «улицы», оставить «чистой» свою науку. Но себе же на погибель он создаёт чудовище, способное изгадить и погубить всё вокруг себя.

Близорукость взгляда учёного и непредсказуемость опытов и теории, когда дело касается человеческой психики, — вероятно, в современном мире эта тема не менее, а более насущна, чем 85 лет, когда создавалось произведение.

Повесть состоит из 8 глав и эпилога. История превращения собаки в человека, о превращении «милейшего пса» в «мразь».

7. Чтение текста 1главы в учебнике.

От чьего лица ведётся повествование в данном отрывке?( внутренний монолог пса Шарика о своей нелёгкой доле.)

Почему псу нелегко передвигаться по улицам Москвы?( он болен /ошпарен кипятком/, голоден.)

Проиллюстрируйте свой ответ текстом. Какое настроение сообщает читателю пейзаж?

(чтение текста по учебнику. Вывод: мрачное настроение.)

Что вы запомнили о жизни Михаила Афанасьевича Булгакова?

Какие тяжелые испытания выпали на долю этого человека?

Назовите особенности его творчества, которые мы сегодня обсуждали?

Анна Ахматова назвала Булгакова емко и просто – гением, и посвятила памяти его стихотворение:

Вот это я тебе, взамен могильных роз,

Взамен кадильного куренья;

Ты так сурово жил и до конца донес

Ты пил вино, ты как никто шутил

И в душных стенах задыхался,

И гостью страшную ты сам к себе впустил

И с ней наедине остался.

И нет тебя, и все вокруг молчит

О скорбной и высокой жизни,

Лишь голос мой, как флейта, прозвучит

И на твоей безмолвной тризне.

О, кто поверить смел, что полоумной мне,

Мне, плакальщице дней не бывших,

Мне, тлеющей на медленном огне,

Прочитать повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце».

Подготовить рассказ о превращении пса Шарика в Шарикова.

Подготовить сообщение об истории создания повести (индивидуальное задание)

Урок литературы в 9 классе Тема: «М. Булгаков. Собачье сердце»

Урок разработан для учащихся 9 класса общеобразовательной школы.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 9 классе Тема: «М. Булгаков. Собачье сердце»»

Литература 9 класс

Учитель: Сафонова Т. А.

Тема урока : М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Сатира на общество шариковых и швондеров.

Цели: 1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством М. Булгакова, провести обзор повести М. Булгакова «Собачье сердце».

2. Развивать умение анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию статьи учебника.

3. Воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: учебники, портрет М. Булгакова, сборник рассказов М. Булгакова, повесть «Собачье сердце».

1.Проверка д/з : ответы на 4-5 вопросы учебника с. 48 по рассказу «Темные аллеи»

2.Изучение новой темы.

1) Слово учителя о М. Булгакове и его повести «Собачье сердце», краткая запись основных вех биографии писателя.

М. А. Булгаков родился в Киеве, в семье профессора Киевской духовной академии; учился в гимназии, увлекался театром, пересмотрел все спектакли.

Это увлечение повлияло на творчество Булгакова он автор ярких драматических произведений.

В 1916 г. с отличием окончил медицинский факультет Киевского университета и полтора года служил в земской больнице села Никольского уезда Смоленской губернии. Об этом времени он рассказывает в автобиографической повести «Записки юного врача».

– Единственный ли это случай в русской литературе, когда врач становится писателем? (Нет, не единственный. Врачами были и Чехов – любимый писатель Булгакова, и Вересаев, с которым Булгакова связывала многолетняя личная и творческая дружба.)

Фантастические повести Булгакова – «злая сатира на советскую страну, откровенное издевательство над ней, прямая враждебность». Булгаков же не считал себя противником нового, считал, что помогает ему, помогает правдой.

Сатирические произведения Булгакова слишком откровенно критиковали советскую власть и, конечно, не могли быть опубликованы. Автор так и не увидел напечатанной свою повесть «Собачье сердце», в которой писатель по-новому повернул тему ответственности науки перед живой жизнью. Рукопись вместе с дневником была изъята во время обыска 7 мая 1926 г. Впоследствии рукопись вернули в обмен на то, что Булгаков забрал свое заявление о выходе из Всероссийского союза писателей.

«Собачье сердце» — шедевр булгаковской сатиры.

Написана в 1925г., опубликована – 1987.

Жанр – фантастика, сатирический памфлет (остросатирич. произв)

– Основной конфликт –между профессором Преображенским и его детищем Шариковым.

Композиция – 8 глав и эпилог.

2) О чем же идет речь в повести? Сюжет повести (зачитать в учебнике)

— Повесть рассказывает об идее очеловечивания животных и идее улучшения человеческой породы. Именно над этой последней идеей работал профессор Преображенский. профессор пересаживает уличной дворняге гипофиз человека. По прихоти науки возникает чудовище с собачьим нравом и замашками хозяина жизни. Эксперимент профессора Преображенского по очеловечиванию собаки заканчивается провалом : милый и добродушный пес Шарик воспринимает худшие черты своего человеческого донора, пролетария Клима Чугункина, и превращается в зловещую фигуру Шарикова, угрожающего погубить своего создателя. У профессора Преображенского и его ассистента Борменталя не остается другого выхода, как сделать все возможное для исправления ошибки и вернуть все возможное для исправления ошибки и вернуть все на круги своя.

(О непредсказуемых последствиях научных открытий, о том, что эксперимент, имеющий дело с неадекватным человеческим сознанием, опасен.)

Основные образы: профессор Преображенский, доктор Борменталь, Шариков.

3. Чтение статьи учебника «Судьба Булгакова. Легенда и быль» и работа по содержанию:

-Как понимаете афоризм Булгакова «Рукописи не горят»?

-Какой была судьба произведений М. Булгакова?

4. Итоги урока. Рефлексия: -Расскажите об особенностях произведений М. Булгакова. Чем они отличаются от произведений других писателей?

Домашнее задание : прочитать повесть «Собачье сердце». Знать содержание.

Презентации к урокам по творчеству М.А.Булгакова в 9 классе, конспекты уроков
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) по теме

Методическую разработку выполнила учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №9 г.Боровичи Новгородской области

Бушигина Ирина Борисовна Литература 9 класс

Система уроков но творчеству М.А.Булгакова.

  1. М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. История создания повести «Собачье сердце».
  2. Проблематика повести «Собачье сердце». Художественные особенности повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

Прилагается две презентации: Жизнь и творчество М.А.Булгакова, Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце».

Скачать:

ВложениеРазмер
mihail_bulgakov_sobache_serdce.pptx617.49 КБ
m.a.bulgakov.pptx1.27 МБ
konspekt_uroka_1.docx26.84 КБ
konspekt_uroka_2.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Михаил Булгаков Повесть «Собачье сердце» « Собачье сердце»- шедевр булгаковской сатиры. Сатира Булгакова – умная и зрячая. В.Сахаров Размышления о нравственности некоторых экспериментов . Сюжетная схема повести напоминает миф о сотворении человека.

Судьба повести «Собачье сердце» Повесть была написана в 1925 году, но автор так и не дождался ее публикации: рукопись была изъята во время обыска в 1926 году. Читатель увидел ее лишь в 1985 году. Напечатана в 1987 году. Почему повесть напечатана только через 62 года? Отзыв Л. Б. Каменева: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя» . Памфлет- злободневное публицистическое произведение обличительного характера .

Сатира (лат. satira ) -способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. Сила сатиры зависит от социальной значимости занимаемой сатириком позиции, от эффективности сатирических методов.

Композиция повести Композиция кольцевая: завязка (монолог Шарика); развитие действия ( Шарик у профессора, операция, очеловечивание собаки); кульминация (бесчинства Шарикова ); развязка (возвращение Шарика в прежнее состояние); эпилог (Шарику «свезло»).

«Собачье сердце»(«Чудовищная история») С чего начинается произведение? Чьими глазами мы видим мир? Как изображена в повести общественно-политическая ситуация в России 20-годов? Что вы можете сказать о Шарике? Случайно ли ,на ваш взгляд, имя, выбранное для собаки,-Шарик ? Сравните образы Шарика –бродячего пса и Шарикова — «начальника по очистке».Какие чувства они вызывают? Какие художественные детали использует автор при создании образов Шарикова , Швондера , Пеструхина ? Почему квартира профессора Преображенского не подвергалась уплотнению? Какие художественные детали использует автор при создании образов профессора Преображенского, доктора Борменталя ?

Москва 20-х годов глазами Шарика

Рассуждаем вместе. Что говорит о характере и образе жизни профессора Преображенского обстановка в квартире? Какого рода помощь оказывал пациентам профессор Преображенский? Какова композиция повести, из каких частей она состоит? Какую оценку состоянию общества дает Преображенский? В чем , по его мнению, причина разрухи? Какую роль играют сцены пения? Приведите сравнительный анализ описаний жизни в калабуховском доме до революции и после. Как сложилась судьба Шарика? Изменился ли его образ мыслей после возвращения в первоначальное состояние?

К В А Р Т И Р А П Р Е О Б Р А Ж Е Н С К О Г О: Ф.Ф.Преображенск ий-профессор . Имя символично: божество! Квартира его-на Пречистенке: ассоциация с образом Пресвятой девы. И.А.Борменталь-доктор , ассистент профессора. Как евангелист, фиксирует в журнале все превращения Шарика в человека. П.П.Шариков – новый человек. По вине Шарикова в квартире потоп: он вывернул кран в ванной. Квартиру он называет «собачьим раем» . В Е С Ь О С Т А Л Ь Н О Й М И Р: Вьюга, холод, ветер, грязь, разруха… Швондер и члены домкома .

Профессор Преображенский Филипп Филиппович – известная и уважаемая личность. Это истинный представитель интеллигенции. Он умён, талантлив, предан своему делу. К Преображенскому, работающему дома, на дорогостоящие операции люди записываются в очередь. Автор так говорит об одном из рабочих дней Преображенского: «Двери открывались, сменялись лица, гремели инструменты в шкафу, и Филипп Филиппович работал не покладая рук».

Отношение к Шарикову Каждый день Филипп Филиппович с ужасом наблюдал, во что превращается его «детище» — смесь пса Шарика и пьяницы Клима Чугункина . И все больше Преображенский убеждался, что гены пролетариата губительны и что его «гомункул» социально опасен, несет угрозу, прежде всего, самому профессору: «…старый осел Преображенский нарвался на этой операции как третьекурсник».

Результат эксперимента Шарик + Клим Чугункин= существо =Полиграф Полиграфович Шариков

Шарик+Клим Чугункин=Полиграф Полиграфович Шариков В ходе очеловечивания собаки милый и добродушный пес Шарик воспринимает худшие черты своего человеческого донора,люмпен — пролетария Клима Чугункина и превращается в зловещую фигуру Полиграфа Полиграфовича Шарикова

Клим Петрович Чугункин , характеристика которого дается предельно коротко: “Профессия — игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти — удар ножом в сердце в пивной”

Полиграф Полиграфович Шариков не так прост, как может показаться сначала. Он нигде не упускает своей выгоды. Шариков устроился не простым рабочим, а заведующим подотделом по очищению города от бездомных кошек. Интересно его мнение о военной службе: «Я воевать не пойду никуда. На учёт возьмусь, а воевать – шиш с маслом».

Швондер и другие

Представители новой власти во главе со Швондером громят все старое, занося грязь не только в парадные, но и в общество, так как не имеют никакого представления о морали и нравственности. Их единственную мораль хорошо выражает Шариков – «все поделить». Что поделить? Деньги, имущество, дома, семьи, жизнь. Булгаков настаивает на том, что пролетариат начал преобразование не с того конца.

Задача Преображенского : -пересадка органов с целью продлить период жизненной активности человека, -улучшение человеческой породы(отсюда «говорящая» фамилия героя) . Логика Швондера : труженик- тот, кто ничего не имеет ; — зачем работать, если можно отнять, -любой пролетарий- хозяин жизни в силу своего происхождения.

Результаты воздействия Швондера на Шарикова Разруха в доме профессора(вместо того чтобы заниматься лечением пациентов, профессор Преображенский и доктор Борменталь заняты Шариковым). Шариков требует у доктора часть жилплощади и прописку. Шариков устраивается в контору по истреблению кошек.

Вывод. Все заняты делом, но не своим. Бессмертны крыловские слова: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». Эксперимент профессора не удался . Учёный пришёл к выводу, что Шариков- насилие над природой. Также и революционный эксперимент большевиков обречён на неудачу . Воспитать чувство уважения к личности, чувство собственного достоинства, осознанное отношение к происходящему возможно только при постепенном, эволюционном развитии общества, при кропотливой просветительской и культурной работе интеллигенции.

Таким образом, сатирические произведения Булгакова поднимают сложные, философские вопросы, отвечать на которые приходится каждому поколению: Что действительно ценно для человека? Может ли он устраниться от хода истории? Так кто же ты, наконец? Человек – неповторимая индивидуальность. Никакая форма насилия не может привести к успеху.

В повести профессору Преображенскому удается вернуть все на свои места: Шариков снова становится обычной собакой. Удастся ли нам когда-нибудь исправить все те ошибки, результаты которых мы до сих пор испытываем на себе?

Домашнее задание по выбору учащихся : Написать письмо профессору Преображенскому, в котором выразить своё отношение к его эксперименту. Написать мини — сочинение по теме: « Шариковщина в наши дни» . Актуальность повести Булгакова «Собачье сердце». Над чем заставила меня задуматься повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце»? Сатирическое мастерство М.А.Булгакова. (По повести «Собачье сердце»). Смешон или страшен Шариков?

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940)

Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова(1859—1907 ) и его жены Варвары Михайловны ( 1869—1922 ). В семье было семеро детей: Михаил (1891—1940), Вера (1892—1972), Надежда (1893—1971), Варвара (1895—1954), Николай (1898—1966), Иван ( 1900—1969), Елена (1902—1954).

В 1909 году Михаил Булгаков закончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. 31 октября 1916 года — получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными». В 1913 году М. Булгаков вступает в свой первый брак — с Татьяной Лаппа (1892—1982). После начала Первой мировой войны М. Булгаков несколько месяцев работает врачом в прифронтовой зоне. Затем направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, после этого работал врачом в Вязьме.

Дом булгакова в киеве

М. Булгаков в 1910-х годах во время учёбы в Киевском университете

В 1923 году М. Булгаков вступает во Всероссийский Союз писателей. С октября 1926 года во МХАТ с большим успехом идёт пьеса «Дни Турбиных ». Её постановка разрешена на год, но позже несколько раз продлевалась, поскольку пьеса понравилась И. Сталину. К 1930 году произведения М. Булгакова перестают печататься, пьесы изымаются из репертуара театров С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурят у постели М. Булгакова. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей.

Булгаковский дом в Москве

Булгакову нельзя отказать В остром пере, пишет он легко, свободно, подчас занимательно, но что пишет! Злая сатира! Откровенное издевательство! Прямая враждебность! С. Авербах.

ПЬЕСЫ Дни Турбиных (1926) Зойкина квартира (1926) Бег (1928) Багровый остров (1928) Кабала святош (1929) (Мольер) Полоумный Журден (1929 – 1936) Адам и Ева (1931) Блаженство (1934) Иван Васильевич (1931) Александр Пушкин (1936) Батум (1939) РАССКАЗЫ Красная корона (1922) Необыкновенные приключения доктора (1922) Китайская история (1923) Налет (1923) ПОВЕСТИ Дьяволиада (1923) Роковые яйца (1924) Собачье сердце (1925-1987) РОМАНЫ Белая гвардия (1925 –1929) (Идея иррациональной истории. Мотив дьявольщины. Дом. Город. Космос.) Записки покойника (1936 – 1937) (Театральный роман) Мастер и Маргарита (1928 – 1940)

М. Булгаков похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле, по ходатайству его жены Е. С. Булгаковой, был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя

Открытый в октябре 2007 года памятник Булгакову возле его дома-музея в Киеве. Мемориальная доска на доме в Киеве, где жил Булгаков. Фагот (Коровье) и кот Бегемот. Рядом с ними позирует живой кот Бегемот, принимающий участие в спектаклях. Двор в Марьиной Роще Москвы (ул. Советской Армии, 13).

Вот это я тебе, взамен могильных роз, Взамен кадильного куренья; Ты так сурово жил и до конца донес Великолепное презренье. Ты пил вино, ты как никто шутил И в душных стенах задыхался, И гостью страшную ты сам к себе впустил И с ней наедине остался. И нет тебя, и все вокруг молчит О скорбной и высокой жизни, Лишь голос мой, как флейта, прозвучит И на твоей безмолвной тризне. О, кто поверить смел, что полоумной мне, Мне, плакальщице дней не бывших, Мне, тлеющей на медленном огне, Всех потерявшей, всех забывшей, — Придется поминать того, кто, полный сил, И светлых замыслов, и воли, Как будто бы вчера со мною говорил, Скрывая дрожь смертельной боли. Анна Ахматова назвала Булгакова емко и просто – гением, и посвятила памяти его стихотворение:

Предварительный просмотр:

Методическую разработку выполнила учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №9 г.Боровичи Новгородской области

Бушигина Ирина Борисовна ( стаж работы 10 лет)

Литература 9 класс

Система уроков но творчеству М.А.Булгакова.

  1. М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. История создания повести «Собачье сердце».
  2. Проблематика повести «Собачье сердце». Художественные особенности повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. История создания повести «Собачье сердце».

  1. Познакомить девятиклассников с творчеством М.А. Булгакова, дать информацию о его писательской судьбе.
  2. Произвести обзор содержания повести «Собачье сердце».
  3. Обучить аналитическому пересказу, развивать монологическую речь.
  1. портрет писателя;
  2. презентация «М.А.Булгаков»;
  3. учебник;
  4. текст художественного произведения М.А.Булгаков «Собачье сердце».
  1. Организационный мом ент (приветствие, проверка готовности учащихся к уроку).
  2. Инструктаж учащихся по технике безопасности при работе в компьютерном классе.
  3. Целеполагание.
  4. Рассказ учителя о жизни и творчестве М.А. Булгакова и показ презентации.

Булгаков-писатель и Булгаков-человек до сих пор во многом – загадка. Неясны его политические взгляды, отношение к религии, эстетическая программа. Его жизнь состояла как бы из трех частей, каждая из которых чем-то примечательна.

До 1919 года он врач, только изредка пробующий себя в литературе.

В 20-е годы Булгаков уже профессиональный писатель и драматург, зарабатывающий на жизнь литературным трудом и осененный громкой, но скандальной славой «Дней Турбиных».

Наконец, в 30-е годы Михаил Афанасьевич – театральный служащий, поскольку существовать на публикации прозы и постановки пьес уже не может – не дают (в это время он пишет свой нетленный и главный шедевр — «Мастера и Маргариту»).

В жизни Булгакова были полосы кризисов, когда произведения его не печатали, пьесы не ставили, не давали работать в любимом МХАТе. О том, кто был главным его врагом, он выразился в письме В. В. Вересаеву: «… И вдруг меня осенило! Я вспомнил фамилии! Это – А. Турбин, Кальсонер, Рокк и Хлудов (из «Бега»). Вот они, мои враги! Недаром во время бессонниц приходят они ко мне и говорят со мной:

«Ты нас породил, а мы тебе все пути преградим. Лежи, фантаст, с загражденными устами.»

«Тогда выходит, что мой главный враг – я сам»… А не цензура, не бюрократы, не Сталин… С последним у Булгакова были особые отношения. Вождь критиковал многие его произведения, прямо намекая на антисоветскую агитацию в них. Но несмотря на это Михаил Афанасьевич не испытал на себе того, что называлось страшным словом ГУЛАГ. И умер не на нарах (хотя в те времена забирали за гораздо меньшие прегрешения), а в собственной постели (от нефросклероза, унаследованного от отца).

Булгаков знал, что в Советском Союзе его вряд ли ждет блестящее литературное будущее (его произведения постоянно подвергались чудовищной критике), доведенный до нервного расстройства, открыто писал Сталину (письмо это приобрело широкую известность): «…я обращаюсь к Вам и прошу Вашего ходатайства перед Правительством СССР ОБ ИЗГНАНИИ МЕНЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ СССР ВМЕСТЕ С ЖЕНОЮ МОЕЙ Л.Е. БУЛГАКОВОЙ, которая к прошению этому присоединяется». На самом деле, Булгаков по-своему любил Родину, не представлял себе жизни без советского театра, но… Однажды он сказал: «Нет такого писателя, чтобы он замолчал. Если замолчал, значит, был ненастоящий. А если настоящий замолчал – погибнет».

Почему же Вождь не ликвидировал «антисоветчика», «буржуазного писателя» Булгакова? Говорят, писатель «сразил» его необыкновенным обаянием и чувством юмора. А Сталин еще и ценил его как драматурга: смотрел пьесу «Дни Турбиных» 15 раз!

Л.Е. Белозерская (жена Михаила Афанасьевича) так описывает Булгакова при первой встрече с ним: «Нельзя было не обратить внимание на необыкновенно свежий его язык, мастерский диалог и такой неназойливый юмор… Передо мной стоял человек лет 30 – 32-х; волосы светлые, гладко причесанные на косой пробор. Глаза голубые, черты лица неправильные, ноздри грубо вырезаны; когда говорит, морщит лоб. Но лицо, в общем, привлекательное, лицо больших возможностей. Это значит – способно выражать самые разнообразные чувства. Я долго мучилась, прежде чем сообразила, на кого же все-таки походил Михаил Булгаков. И вдруг меня осенило – на Шаляпина!»

Таким был М. А. Булгаков. Врач, журналист, прозаик, драматург, режиссер, он был представителем той части интеллигенции, которая, не покинув страну в трудные годы, стремилась сохранить себя и в изменившихся условиях. Ему пришлось пройти через гражданскую войну (которую он переживал в двух ее пылавших очагах – родном городе Киеве и на Сев. Кавказе), жестокую литературную травлю и вынужденное молчание, и в этих условиях ему удалось создать такие шедевры, которыми зачитываются во всем мире.

  1. Самостоятельная работа учащихся со статьей учебника «Биография писателя» и «Художественный мир писателя». Я хочу, чтобы вы ответили на несколько вопросов.
  1. Назовите известные вам произведения Булгакова.
  2. Какие основные проблемы ставит автор в своих произведениях

(Извечная борьба добра и зла, нравственности и аморальности, свободы и несвободы, проблема ответственности человека за свои поступки – это всё вечные, основные проблемы человеческой жизни.)

3) Как называются такие произведения, в которых затронуты общечеловеческие проблемы?

( Такие произведения называются философскими)

4) В чем особенность, необходимость творческой манеры писателя Булгакова?

( В его произведениях – сочетание реального и фантастического, чудовищного гротеска и реальной нормы; стремительность сюжета; гибкость живой разговорной речи.)

В литературе Булгаков выступил сначала как газетчик, писал фельетоны. До середины 20-х годов он писатель-сатирик, автор повестей «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце».

Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 г., и она завершает цикл сатирических произведений автора.

5) Почему именно в это время Булгаков пишет сатирические произведения? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, как Булгаков воспринял Октябрьскую революцию.

(Всё, что происходило вокруг, что именовалось строительством социализма, воспринималось писателем как опасный и огромный по масштабам эксперимент. Булгаков считал, что ситуация, сложившаяся в первые десятилетия после Октябрьской революции, трагична. Люди превращены в серую, однородную, безликую массу. Извращены понятия о вечных ценностях. Преобладают тупость, убогость, бездуховность, примитивность. Всё это вызывает у писателя чувство неприязни, возмущения. Видимо, это способствовало тому, что в первые десятилетия после Октябрьской революции появились сатирические произведения.)

Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 г., и она завершает цикл сатирических произведений автора. Перед нами «московская» повесть М.А.Булгакова, очень характерна для его блистательного пера, где социальная сатира возникает на тщательно выписанном городском фоне, а в натуральный быт вплетена фантастика.

От кого же «унаследовал» творческий метод М.А.Булгаков? (мрачно-весёлую фантастику – от Гоголя, сатиру – от М.Е.Салтыкова-Щедрина.)

Современники М.А.Булгакова находили в «Собачьем сердце» множество узнаваемых примет. Пречистенка, где протекает действие повести была сосредоточием интеллигентского, художественного и профессорского круга. В переулках московских улиц М.А.Булгаков жил сам и находил своих друзей, но взгляд у него на эту среду был трезво-иронический. Живой злобой дня были приметы жилищного кризиса в Москве, создавшие эпоху «уплотнений» и домкомов. И модные темы 20-х годов, обсуждавшиеся в газетах, — о проблемах «омоложения» и пола, возможности «улучшения» и «исправления» несовершенной человеческой природы.

Две острые мысли, развёрнутые в повести, пережили своё время и заставляют до сих пор читать эту вещь неотрывно, не только в силу уважения репутации автора. /по ходу объяснения учебного материала учитель работает по составлению схемы/

Первая из них связана со странным «лабораторным существом», которого никак уж не решишься назвать человеком Полиграфом Полиграфовичем Шариковым.

Вторая – фигура профессора Преображенского, тщетно борющегося за сохранение привычного образа жизни в большой пречистенской квартире. Пытается отгородиться от «улицы», оставить «чистой» свою науку. Но себе же на погибель он создаёт чудовище, способное изгадить и погубить всё вокруг себя.

Близорукость взгляда учёного и непредсказуемость опытов и теории, когда дело касается человеческой психики, — вероятно, в современном мире эта тема не менее, а более насущна, чем 85 лет, когда создавалось произведение.

Повесть состоит из 8 глав и эпилога. История превращения собаки в человека, о превращении «милейшего пса» в «мразь».

7. Чтение текста 1главы в учебнике.

От чьего лица ведётся повествование в данном отрывке?( внутренний монолог пса Шарика о своей нелёгкой доле.)

Почему псу нелегко передвигаться по улицам Москвы?( он болен /ошпарен кипятком/, голоден.)

Проиллюстрируйте свой ответ текстом. Какое настроение сообщает читателю пейзаж?

(чтение текста по учебнику. Вывод: мрачное настроение.)

Что вы запомнили о жизни Михаила Афанасьевича Булгакова?

Какие тяжелые испытания выпали на долю этого человека?

Назовите особенности его творчества, которые мы сегодня обсуждали?

Анна Ахматова назвала Булгакова емко и просто – гением, и посвятила памяти его стихотворение:

Вот это я тебе, взамен могильных роз,

Взамен кадильного куренья;

Ты так сурово жил и до конца донес

Ты пил вино, ты как никто шутил

И в душных стенах задыхался,

И гостью страшную ты сам к себе впустил

И с ней наедине остался.

И нет тебя, и все вокруг молчит

О скорбной и высокой жизни,

Лишь голос мой, как флейта, прозвучит

И на твоей безмолвной тризне.

О, кто поверить смел, что полоумной мне,

Мне, плакальщице дней не бывших,

Мне, тлеющей на медленном огне,

  1. Домашнее задание .
  1. Прочитать повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце».
  2. Подготовить рассказ о превращении пса Шарика в Шарикова.
  3. Подготовить сообщение об истории создания повести (индивидуальное задание)

Предварительный просмотр:

Проблематика повести «Собачье сердце». Художественные особенности повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

  1. познакомить учащихся с системой образов художественного произведения;
  2. сопоставить характеры героев, их поступки;
  3. показать актуальность произведения М.А.Булгакова;
  4. привлечь внимание учащихся к проблемам ответственности человека за свои идеи и поступки;
  5. развивать умения и навыки работы с текстом;
  6. развивать навыки монологической речи;
  7. учить сравнивать, сопоставлять;
  1. учебник;
  2. текст художественного произведения М.А.Булгаков «Собачье сердце».
  3. Перечень ресурсов: презентация, включающая слайды с содержанием языкового материала, таблицами, кадрами из кинофильма по произведению.
  4. Программные средства, используемые учителем в процессе подготовки к уроку: Microsoft Power Point, Microsoft Word .
  1. Организационный мом ент (приветствие, проверка готовности учащихся к уроку).
  2. Инструктаж учащихся по технике безопасности при работе в компьютерном классе.
  3. Сообщение целей урока.

Сегодня на уроке мы будем работать с текстом повести «Собачье сердце», анализировать его, будем постепенно входить в своеобразный, необычный мир Булгакова, обратим внимание на особенности его стиля. Слайд №1 .

  1. Сообщение о судьбе повести. Слайд №2.
  2. Работа с терминами .

Мы с вами прочитали высказывание: «Собачье сердце»- шедевр булгаковской сатиры. « Сатира Булгакова – умная и зрячая.» В.Сахаров. Вспомним значения.

Сатира- вид комического, эстетическая категория, единственным предметом которой является человек и его пороки. Сатира отличается отрицательным, изобличающим тоном оценки. Несовершенство противопоставляется идеалу через антиидеал. Слайд №3 .

Источник сатиры — противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.

ирония — когда смешное скрывается под маской серьезного; юмор — когда серьезное скрывается под маской смешного; сарказм — высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка.

Средства сатиры — гиперболизм, гротескное несоответствие между определением предмета и его действительным состоянием; контраст между тем, чем должен заниматься человек и тем, что он делает.

Поисковое чтение . Проследите по тексту повести, где встречаются виды и средства сатиры.

Гротеск- предельное преувеличение, основанное на фантастике, сочетании реального и фантастического.(Превращение Шарикова в Полиграфа Полиграфовича Шарикова).

Сарказм (Шариков читает переписку Энгельса с Каутским, высказывает суждения по поводу прочитанного).

Юмор(Мы видим Москву 30-х годов глазами пса Шарика). Гипербола.(Чрезмерное преувеличение- поведение Шарикова).

Ирония( Операция Шарикова: Преображенский и Борменталь «заволновались, как убийцы», «глаза Борменталя напоминали два черных дула, направленных на Шарикова в упор -лексика, заимствованная из уголовной хроники; пациенты, желающие омолодиться, и т. д.).

6. Аналитическая беседа.

В первых четырёх главах повести главный герой – это бездомный пёс Шарик. Казалось бы, что может быть примечательного в этом псе. Оказывается, в первых главах окружающий мир мы видим глазами Шарика. Точно так же, как и самому Булгакову, ему противна опасная, жуткая жизнь. Её пагубность, жестокость осознаёт и чувствует на себе даже жалкая дворняга.

Булгаков использует в описание Шарика приём сатиры: сочетание реального и фантастичного

  1. В чём фантастичность этого образа?

( Шарик – разумное существо, он способен рассуждать, делать выводы, он даже умеет читать.)

  1. Ему присущи чисто человеческие черты. Какие?

(Сострадание. Увидев на улице замёрзшую женщину, он рассуждает: «Жаль мне её, жаль».

Он способен глубоко чувствовать: «На душе у него было до того горько и больно, одиноко и страшно, что мелкие собачьи слёзы … вылезли из глаз».

Он испытывает чувство благодарности за то, что профессор спас ему жизнь.

И, наконец, он обладает каким-то секретом покорять сердца людей: «Через два дня он уже лежал рядом с корзиной углей и смотрел, как работает Дарья Петровна».

Именно глазами этого умного пса видим мы, читатели, уродливые картины пролетарской жизни страны. Слайд №5 .

  1. Каким же предстаёт перед читателями мир, увиденный глазами шарика?

(«Негодяй в грязном колпаке, повар в столовой нормального питания обварил левый бок … а ещё пролетарий!»

«До чего бессмысленны, тупы и жестоки повара».

«А что они там вытворяют в нормальном питании, уму собачьему непостижимо ! Ведь они же, мерзавцы, из вонючей солонины щи варят, а те бедняги ничего не знают! Бегут, жрут, лакают!»

«Блюда в столовой пятиалтынного не стоят, потому что 25 копеек из них заведующий хозяйством уворовал ».

А сколько раз Шарик получал а бок сапогом, « кирпичом по рёбрам получал », «щёткой сколько раз морду уродовали».)

Всех этих грязных, жестоких, бездушных пролетариев Шарик хочет «тяпнуть за мозолистую пролетарскую ногу. За все издевательства вашего брата».

Своеобразный приём использует Булгаков, показывая то, что он не приемлет, высмеивает. Использует все приёмы сатирического изображения: гротеск, гиперболу.

Использует он и приём противопоставления.

Основной темой повести является изображение трагической стороны тупого, серого, убогого общества и яркой человеческой личности.

  1. Кто противопоставляется жестоким, тупым, серым пролетариям, «товарищам»?

(«Из дверей магазина вышел гражданин , а не товарищ, и даже вернее всего – господин . Вы думаете, я сужу по пальто? – рассуждает Шарик. – Вздор».)

Обратите внимание на фамилию персонажа. Преображенский (от слов «преображать», «улучшать») – человек, который должен, по мысли автора, преображать, улучшать мир, и он, действительно, занимается проблемами омоложения людей.

  1. Как определил Шарик, что перед ним не товарищ, а гражданин, господин?

(«А вот пот глазам – тут уж ни вблизи, ни издали не спутаешь! О, глаза – значительная вещь! Вроде барометра».)

  1. В чем же его непохожесть на остальных людей, встречавшихся на пути Шарика.

(Он проявил исключительную заботу и доброту по отношению к бродячей собаке: «Он наклонился к Шарику, пытливо глянул ему в глаза и … провёл рукой … ласково по Шарикову животу».

Внешность профессора говорила о его достоинстве , значимости : «Хозяин вваливался в чёрно-бурой лисе, сверкая миллионами снежных блёсток, пахнущий мандаринами, сигарами, духами, лимонами, и голос его, как командная труба, разносился по всему жилищу».

Люди, которые окружали Преображенского, тоже красивы: «Дверь совершенно бесшумно раскрылась, и молодая красивая женщина в белом фартучке и кружевной наколочке предстала перед псом».

«Вошёл тот, тяпнутый, оказавшийся теперь в ярком свете, очень красивым, молодым».

Поражает Шарика удивительно роскошная квартира , кабинет, ужин профессора. Слайд №8 .

Вывод: Преображенский – это профессор медицины. Он врач, делающий уникальные операции по омоложению людей. Его жизнь посвящена науке, он честно служит своему делу, и люди благодарны ему за это. Можно сказать, что перед нами яркая, неординарная, талантливая личность. Слайд №9,10 .

Что же оказывается? Эта талантливая личность не может работать в полную силу. Ей мешают. Мешают люди, которые ничего из себя не представляют: серые, безмозглые, тупые. Занимая невысокую должность, они возомнили себя чем-то важным, значительным, потому что они «защитники революционного интереса».

В эпизоде встречи Преображенского со Швондером и его товарищами сатира Булгакова на социалистическое общество достигает своего апогея.

7) Прокомментируйте этот эпизод. Оцените поведение Швондера.

(Швондер со свитой – это манекены, у которых за душой нет ничего: они жалкие, хотя у них амбиции; значительные, злобные, они считают себя устроителями новой жизни. Слайды №18,19 .

Их принцип – отобрать и поделить Они хотят получать от жизни всё, ничего не делая, мешая работать таким, как Борменталь и Преображенский.

Булгаков в этой сцене сатирически рисует всю пролетарскую власть, которая считает в праве нагло распоряжаться собственностью людей, диктовать, где им работать, спать, принимать пищу.)

Большой смелостью нужно обладать писателю чтобы, а 1925 г. так язвительно высмеять то, что считали правильным – уравниловку в подходе к жилищному вопросу. И вовсе не справедливость движет Швондером и его товарищами, а зависть бездарей к человеку, добившемуся благосостояния благодаря своему уму и таланту.

Довольно смелыми являются и слова Преображенского, брошенные в адрес членов домкома: «Да, я не люблю пролетариат».

Скептически относится Преображенский и к советской власти.

Именно советская власть довела страну до разрухи (нравственной и духовной). Процветает воровство, нечистоплотность, напрочь исчезла красота и внешняя, и душевная.

7.Анализ эксперимента профессора Преображенского. Слайды № 11-17.

1). Охарактеризуем образ Шарика.

— Опишите, какой была жизнь пса Шарика в начале произведения?

— Как пёс выражает свою благодарность профессору Преображенскому за пищу? Приведите цитаты из текста.

— Как проявляет себя Шарик, живя в доме профессора? Каково его отношение к Зине? Вывод: Шарик – добрый и хитрый пёс.

2). Перейдём к образу Клима Чугунова.

— Дайте характеристику Климу Чугунову.

Вывод: Клим – алкоголик и уголовник с психологией преступника.

3). Итак, пересадив псу Шарику гипофиз Клима Чугунова, Преображенский получил новое существо – Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Дайте ему оценку

— Первые слова героя (найти в тексте), о чём они свидетельствуют?

— Как он ведёт себя в квартире профессора, что приносит туда с собой?( Разруху)

— Что остаётся в нём от Шарика? Почему он находит себе именно такую работу?

— Как Шариков в конечном счёте поступает с профессором?( Совершает на него донос)

— Почему Шариков стал именно таким? Мог ли он быть другим? Из чьих слов мы узнаём об этом? (Из слов профессора)

-Как вы думаете, почему автор так внимателен к внутренним монологам Шарика, «лишает» Шарикова этих монологов? ( Шариков – бездушное существо, потребитель, воспитанием которого занимается председатель домкома Швондер.)

Вывод: Сам профессор понимает, что из Клима могло получиться только такое наглое и агрессивное, невоспитанное существо.

Этот гибрид груб, неразвит, самонадеян и нагл. Он, во что бы то ни стало, хочет выбиться в люди, стать не хуже других. Но он не может понять, что для этого надо проделать путь долгого духовного развития, требуется труд по развитию интеллекта, кругозора, овладение знаниями. Полиграф Полиграфович Шариков (так теперь называют это существо) надевает лакированные ботинки и ядовитого цвета галстук, а в остальном его костюм грязен, неопрятен, безвкусен. Он при помощи управляющего домами Швондера прописывается в квартире Преображенского, требует положенные ему «шестнадцать аршин» жилплощади, даже пытается привести в дом жену. Он считает, что повышает свой идейный уровень: читает книгу, рекомендованную Швондером — переписку Энгельса с Каутским. С точки зрения Преображенского — все это блеф, пустые потуги, которые никоим образом не способствуют умственному и духовному развитию Шарикова. Но с точки зрения Швондера и ему подобных Шариков является вполне подходящим для того общества, которое они с таким пафосом и упоением создают. Шарикова даже взяли на работу в государственное учреждение, сделали его маленьким начальником. Для Шарикова же стать начальником — значит преобразиться внешне, получить власть над людьми. Так оно и происходит. Он теперь одет в кожаную куртку и сапоги, ездит на государственной машине, распоряжается судьбой бедной девушки-секретарши.

Профессор Преображенский все-таки не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится. На деле вся жизнь профессора превращается в сплошной кошмар. В доме нет ни покоя, ни порядка. Целыми днями слышны нецензурная брань и балалаечное треньканье. Шариков является домой пьяным, пристает к женщинам, ломает и крушит все вокруг. Он стал грозой не только для обитателей квартиры, но и для жильцов всего дома. А что способны натворить Шариковы, если дать им в жизни полную волю? Страшно представить себе картину той жизни, которую они способны сотворить вокруг себя.

  1. Основные идеи повести . Слайды №22,23,24 .

Итак, автор нам поведал историю эксперимента по пересадке гипофиза и половых желёз, взятых у человека, в тело собаки. По мнению М.А.Булгакова, строительство социализма – опасный эксперимент. На страницах повести развивается мысль об ответственности науки перед живой жизнью.

К чему пришёл профессор в результате своего эксперимента?

(Понимая свою ошибку, профессор делает повторную операцию, и всё вроде бы встаёт на круги своя: Шарик с перебинтованной головой лежал на ковре у дивана, а существо, чуть не погубившее Филиппа Филипповича, исчезло из его жизни.)

Так благие намерения Преображенского оборачиваются трагедией. Он приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести «Собачье сердце» профессор исправляет свою ошибку — Шариков снова превращается в пса. Он доволен своей судьбой и самим собой. Но в жизни подобные эксперименты необратимы. И Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917 г.

В повести Булгаков наглядно показал современное ему общество, все безобразные явления жизни; людские пороки доведены автором сознательно до гротеска. Они просматриваются «через увеличительное стекло». Одна яркая деталь в портрете, в образе, поведении героя даёт возможность составить представление о нём.

В этом заключается неповторимое мастерство Булгакова.

Упрятанный от читателя Булгаков, войдя в свет с огромной задержкой, ничуть не опоздал, и через 60 лет после своей смерти актуален.

  1. Домашнее задание по выбору учащихся:
  1. Написать письмо профессору Преображенскому, в котором выразить своё отношение к его эксперименту.
  2. Написать мини — сочинение по теме: «Шариковщина в наши дни». Актуальность повести Булгакова «Собачье сердце».
  3. Над чем заставила меня задуматься повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце»?
  4. Сатирическое мастерство М.А.Булгакова. (По повести «Собачье сердце»).
  5. Смешон или страшен Шариков?


источники:

http://multiurok.ru/files/urok-litieratury-v-9-klassie-tiema-m-bulghakov-sob.html

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/01/14/prezentatsii-k-urokam-po-tvorchestvu-mabulgakova-v-9-klasse