Булавка Бузгалина Людмила Алексеевна биография

Булавка-Бузгалина Людмила Алексеевна

Людмила Алексеевна Булавка-Бузгалина

внештатный главный научный сотрудник Центра изучения социокультурных изменений Института философии РАН.

Ученая степень

  • доктор философских наук (Московский гуманитарный университет, 2007).

Сфера научных интересов

  • Генезис развитие, противоречия и вызовы советской культуры: философский дискурс.
  • Советская культура как идеальное советской действительности.
  • Разотчуждение как конкретно-всеобщее советской культуры.
  • Культурные практики СССР: формы, методы и противоречия.
  • Диалектика двойственности соцреализма: творческий потенциал метода (разотчуждение) и его превратные формы.
  • Советская культура и Ренессанс: общность противоречий.
  • Проблема становления и элиминации субъектности в советской и современной отечественной культуре.
  • Диалектика взаимосвязи социальных и культурных процессов.
  • Культурные дисконтенты советского «застоя»
  • Культура как рынок: принуждение к симулятивности.
  • Культура как предпосылка и результат модернизации (исторические практики СССР).

Лекционные курсы

Разработаны курсы: «Советская культура: противоречия становления и развития», «Советская культура и Ренессанс: общность противоречий (компаративистский анализ)», «Социалистический реализм: превратности метода».

Исследовательские проекты

«Исторические повороты отечественной культуры: проблема противоречий и наследия»; «Методологические основы исследования общности и различий двух конкретно-исторических форм отечественной культуры: русской и советской»; «Отечественная культура XX-го века: русская или советская? Компаративистский анализ методологий исследования вопроса» в рамках темы «Культура русского мира в диалоге цивилизаций» (Государственный регистрационный номер НИОКР 01201373664).

Авторский проект

  • Подготовка и проведение дискуссионной панели – «Манифесты современной литературы: куда и зачем? А.Эбаноидзе и АД.Черный» в рамках Международной ярмарки интеллектуальной литературы Non/Fictio№ 15. ЦДХ – 26.11.2013
  • Подготовка и проведение дискуссионной панели «Художник. Власть. Зритель. В поисках перспективы. Диалог с В.Абдрашитовым» в рамках Международной ярмарки интеллектуальной литературы Non/Fictio№ 14. ЦДХ – 28.11.2012
  • Подготовка и проведение дискуссионной панели «Самые мои советские поэты (поэтические штудии). В.Рабинович» в рамках международной ярмарки интеллектуальной литературы «Non fictioN13». ЦДХ – 30 ноября 2011.
  • Подготовка круглого стола «Постмодернизм и советская культура: исторические реминисценции» в рамках Международной ярмарки интеллектуальной литературы Non/Fictio№ 12. ЦДХ. 2-5 декабря 2010 г.
  • Подготовка и проведение круглого стола «Русская и советская культура: одна или две?» Москва. РИК. 21 января 2010 г.

Научные публикации

Монографии

  • Феномен советской культуры. М., 2008.
  • Социалистический реализм: превратности метода. М., 2007.
  • Нонконформизм. М., 2004.

Коллективные монографии

  • «Культура: поиски будущего. Навигация – Маяковский» (под ред. Л.Булавка-Бузгалиной) М. 2014. – 18 п.л.
  • «Культура. Власть. Социализм. Противоречия и вызовы культурных практик СССР Луначарский и не только» (под ред. Л.Булавка). М. 2013. – 25 п.л.
  • «Застой: потенциал СССР накануне распада» (под ред. Л.Булавка). М., 2011. – 22 п.л.
  • «Застой. Дисконтенты СССР» (под ред. Л.Булавка, Р.Крумма). М., 2010. – 22 п.л.
  • «СССР. “Застой”» (под ред. Л.Булавка, Р.Крумма). 2009. М., 2009. – 23 п.л.

Научные статьи

  • Культура как онтологический императив: перезагрузка» // «Развитие и экономика». 2014 — № 6.
  • Какое время у будущего? // Культура: поиски будущего. Навигация – Маяковский. М., 2014.
  • ”Новый человек”: проблема субъектности на изломах истории // Русская философия первой половины XX века. Русский марксизм: Георгий Валентинович Плеханов, Владимир Ильич Ульянов. – Институт Философии РАН. Некоммерческий научный фонд «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого». РОСПЭН. М., 2013
  • Рынок и культура в России: кризис или мутация? // Экономика для человека. Социально-ориентированное развитие на основе прогресса реального сектора. Материалы Московского экономического форума. М., 2014.
  • Соцреализм Маяковского: литературный метод советского прошлого или онтология прорыва в будущее? // Культура: поиски будущего. Навигация – Маяковский. М., 2014.
  • Маяковский: вызов и трагедия советского проекта // Культура: поиски будущего. Навигация – Маяковский. М., 2014.
  • Философия социального творчества: Ленин и XXI // Русская философия первой половины XX века. Русский марксизм. Институт Философии РАН. Некоммерческий научный фонд «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого» М.: РОСПЭН. 2013.
  • Пролетарские массы и культура: исторический прецедент // Коллективная монография «Массовая культура как функциональная система: особенности проявления в информационном обществе». М., 2014.
  • Культура, элита, общество: историческая перезагрузка. Рецензия на книгу «Интеллектуальная элита в контексте русской истории XIX–ХХ вв.» (под ред. д.и.н. Т.А.Пархоменко) // Культурологический журнал. 2014. № 2. http://www.cr-journal.ru/rus/journals/263.html&j_id=19
  • Постсоветская культура: принуждение к мутации // Политэкономия провала. Природа и последствия рыночных «реформ» в России. М., 2013.
  • Луначарский: теория культуры. Пролегомены // Монография «Культура. Власть. Социализм. Противоречия и вызовы культурных практик СССР. Луначарский и не только». М., 2012.
  • Художник и власть: по ту сторону стереотипов // Коллективная монография «Культура. Власть. Социализм. Противоречия и вызовы культурных практик СССР. Луначарский и не только». М., 2013.
  • Советская культура как идеальное СССР // Монография «Культура. Власть. Социализм. Луначарский и не только». М., 2013.
  • Перспективы российской культуры: с названием и без имени? // Монография «Культура. Власть. Социализм. Противоречия и вызовы культурных практик СССР Луначарский и не только». М., 2013.
  • Массы и свобода: творчество vrs бунт // Монография «Дорога к свободе. Критический марксизм о теории и практике социального освобождения» М., 2013.
  • Культура: перезагрузка // Философия хозяйства. 2013. № 2 (март — апрель).
  • Российская культура: кризис как состояние //Современное состояние культуры и общества: особенности и перспективы развития России / отв. ред. А.В.Костина. Сб. науч. статей. – М.: Изд-во Моск. гуманит. Ун-та. 2013.
  • Личность в мире симулякров // IV Культурологический конгресс «Личность в пространстве культуры». Российский культурологический форум. С.-Петербург. 29 — 31 октября 2013. http://culturalnet.ru/main/congress4/320
  • Проблема идентификации: между героическим и мещанским императивом бытия // Философия хозяйства. 2013. № 6 (ноябрь — декабрь).
  • «Пролетарские массы» и культура: преодоление отчуждения // Философские науки. 2013. № 12.
  • «Власть. Общество. Художник» // Человек и экономика: справедливость и базисная демократия против тоталитаризма рынка и и капитала. № 22. М., 2012.
  • «Советская культура как идеальное СССР» //Монография «Культура. Власть. Социализм. Противоречия и вызовы культурных практик СССР. Луначарский и не только. М., 2012.
  • СССР: культурные вызовы // СССР. Незавершенный проект. № 30. М., 212.
  • Предпосылки симулятивной реальности // Экономика и общество: рациональность и ответственность. Омск, 2012.
  • Принципиальность бытия в истории и культуре: Р.Люксембург и М.Цветаева// Альтернативы. 2012. № 2.
  • Культура как предпосылка социального творчества // Защита гражданских и социальных прав жителей индустриальных моногородов. Опыт, проблемы и перспективы. Материалы международной научной конференции (г. Прокопьевск. 2-3 ноября. 2013). Томск, 2012.
  • Бахтин: диалектика диалога versus метафизика постмодернизма (в соавторстве с А.В.Бузгалиным) // Вопросы философии. 2000. № 1.
  • «Практики СССР: вызовы настоящему и будущему» // Философские науки. 2012. № 1.
  • К феноменологии симулятивного бытия // Философские науки. 2012. № 10.
  • Творчество масс versus восстание масс. Противоречия культурных практик // Сборник докладов научной конференции «Постсоветское пространство в глобализирующемся мире: логика и механизмы трансформации», организуемой в рамках Международного молодежного образовательного форума «Форос — Сибирь 2011». М., 2012
  • Альтернативы глобализации отчуждения: поиск диалога культур // Развитие и экономика. 2012. № 2.
  • Перспективы российской культуры: с названием и без имени? (ретроспектива поиска) // Экономика и развитие. 2012. № 5-6.
  • Пролеткульт. Отношению к культурному наследию // Альтернативы. 2012. № 1.
  • «Императивы симулятивного бытия» // Альтернативы. 2012. № 2.
  • Низы Пролеткульта и рабочие клубы: что делали и чем жили // Альтернативы. 2012. № 3.
  • «Новые социальные движения: поиск Нового человека // Сборник научных докладов «Формирование человека новой эпохи». СПб. 2012.
  • Культурные альтернативы глобализации отчуждения // Сборник научных статей «Модернизация России: информационный, экономический, политический, социокультурный аспекты» /отв. ред. А.В.Костина. Сб. науч. статей. М., 2012.
  • «Феномен Нового человека: становление субъектности на исторических изломах» // Монография «Философия. Культура. Гуманизм: история и современность». Материалы второй международной научной конференции. Оренбург, 2012 .
  • Пролетарская культура: культура для пролетариата? // Альтернативы. 2011. № 4.
  • Творчество масс: опережение реальности (ленинская альтернатива) // Ленин online. 13 профессоров о В.И.Ленине (под общей редакцией А.Бузгалина, Л.Булавка, П.Линке). М., 2011.
  • Художник и власть: взгляд сквозь призму застоя // «”Застой”. Потенциал СССР накануне распада. М., 2011.
  • Советский человек: от героя к мещанину // «Застой». Дисконтенты СССР» (под ред. Л.Булавка, Р.Крумма). М., 2010.
  • Ухищрения теологического сознания // Свободная мысль. 2010. № 6.
  • Альтерглобализм и культура: контуры сопряжения // Кто сегодня творит историю: альтерглобализм и Россия. № 18. М., 2010.
  • Новый человек как образ нового мира // Человек – Земля – Космос: диалектика взаимосвязи стратегических, социальных и технических проектов (под ред. А.Бузгалина, П. Линке). М., 2011.
  • «Застой: пролог к попятной диалектике» // Коллективная монография «СССР. «Застой» М., 2009.
  • Художник и власть (перпендикулярно мифу) // Политический класс. 2009. № 1.
  • Художник и демократия: контрапункты истории: советские практики 1920-х гг. // Сборник научных докладов « Демократия и рынок: противоречия и альтернативы». М., 2009.
  • «Советская культура: «советский дух» или «русская душа»?» // Реалистическая антропология о духе, душе и теле (под ред. В.Л.Обухова). Материалы международной конференции «Человек познающий, человек созидающий, человек верующий» — Дни Петербургской философии. Санкт-Петербург, Пушкин. 2009.
  • Превратные формы культуры и творчества: феномен частного человека // Сборник научных докладов «Человек как творец и творение культуры (под ред. Л.К.Кругловой, С.Н.Иконниковой, Е.Г.Соколова). Материалы международной конференции «Человек познающий, человек созидающий, человек верующий» — Дни Петербургской философии. Санкт-Петербург. 2009.
  • Маяковский: единство образа и понятия советской культуры. Определение предпосылок // Сборник «Языки культур: образ – понятие – образ» (под ред. В.Л. Рабиновича, А.Н. Рылевой). Спб., 2009.
  • Частный человек как контрапункт рынка и культуры // «Вестник Российского философского общества». 2009. № 2.
  • Советская культура и Ренессанс: сравнительный социофилософский анализ // Культурное многообразие: от прошлого к будущему. Тезисы докладов. II Российский культурологический конгресс. СПб. 2008.
  • Советская культура и Ренессанс: сравнительный социофилософский анализ // Фундаментальные проблемы культурологии: Том 6: Культурное наследие: от прошлого — к будущему / отв. ред. Д.Л.Спивак. — М., СПб., 2009.
  • Оптика сталинизма: эффект ослепления. К дискуссии о соцреализме // Политический класс (гл. редактор В.Т.Третьяков). 2009, № 12.
  • Культура как рынок: кризис симулятивного бытия (философский дискурс). Новосибирск, 2009.
  • Отечественная культура: от сопереживания к освобождению (русская душа или советский дух?) // Реалистическая философия в диалоге культур (под ред. В.Л.Обухова). Материалы Международной конференции «Философия в диалоге культур: взгляд из Петербурга». Санкт-Петербург, Пушкин. 2009.
  • «Советский дух» и «русская душа» как два феномена отечественной культуры // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2008. № 3.
  • Художник versus власть? // Totallogy. Постнеклассические методологии. Центр гуманитарных наук Национальной Академии наук Украины. Киев, 2008. Выпуск № 19.
  • «Новый человек» на изломах истории (Ренессанс, советский проект, альтерглобализм) //«Кузбасс на рубеже веков. Экономика. Политика. Культура». Сборник статей. Томск. 2008.
  • Цветаева и Мандельштам: по разные стороны правды // Альтернативы, 2008, № 1.
  • Феномен Нового человека: становление субъектности на исторических изломах// Мир философии. Мир человека. Специальный выпуск «Философские науки». М., 2007.
  • Советская культура: проблема отчуждения // Философские науки. 2007. № 2.
  • Маяковский: вызов и трагедия советского проекта // Свободная мысль. 2007. № 3.
  • Лики и содержание истории: проблема субъектности // Идейно-теоретическое наследие Г.В.Плеханова и современный мир. Материалы международной научной конференции. С.-Петербург. Дом Плеханова. 2007.
  • Превращенные формы советской культуры // Вестник Российского Философского Общества. 2007. № 1.
  • Подавление и освобождение Человека: Ренессанс и советская культура // Альтернативы. 2007. № 1.
  • Бинарная природа советской культуры и ее основного метода //Философия хозяйства. 2006. Декабрь. Ч. 3
  • Культура и революция: диалектика генезиса (часть 1) // Альтернативы. 2007. № 1.
  • Культура и революция: диалектика генезиса (часть 2) // Альтернативы. 2007. № 4.
  • «Ренессанс и Советская культура» // «Вопросы философии» 2006. № 12.
  • «Советский дух» versus «русская душа»? // Философия хозяйства. Специальный выпуск. 2006. Декабрь. Часть 2.
  • Российский постмодернизм как культурная проекция глобализации: проблема субъекта (философский аспект) // Философия хозяйства. Специальный выпуск. 2006. Сентябрь.
  • О диалектике трансформации советской культуры в российский постмодернизм // http://www.alternativy.ru/node/185
  • Государство, общество и культура: диалектика взаимодействия в периоды генезиса и распада СССР // Сборник тезисов «Государство и общество: философия, экономика, культура» М., 2005.
  • Феноменология советской культуры // Сб тезисов IV Российского философского конгресса Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений Российского философского. Москва, 24-28 мая 2005. Том 4. Философия и будущее цивилизации. Современные тетради. 2005 М., 2005.
  • Феномен «Постороннего»//Наш прокат и кинодело. 2005. № 10-11 (16) Октябрь-ноябрь. Предисловие к статье К. Симонова «Откровенность за откровенность» // Альтернативы. 2005. №1.
  • Брошюра «Личность в эпохи исторических трансформаций (социокультурный дискурс)». М. Слово. 2004.
  • Советская культура как предпосылка российского постмодернизма // Экономико-философские тетради» 2003. Выпуск № 1.
  • Революция, культура и постмодернизм // Свободная мысль 1999. № 3.
  • Λιουντμίλα Καρφίτσα. Τα επό μενα 100 χρόνια του Μιχαήλ Μπαχτίν: Ν Διαλεκτική του Διαλόγου εναντίον της Μεταφυσικής του μεταμοντερνισμού. Επαναστατή Μαρξιστική Επιθεώρηση, 2000, No. 5, Νοέμβριος .
  • Ludmila Bulavka, The next hundred years of mikhail bakhtin: dialectic of dialogue versus metaphysic of post-modernism 141–167 // Alterglobalism: New Roads towards. New Socialism. Russuian Marxist Studies. International Internet Institute “Socialism-XXI.” M. 2006.
  • Ludmila Bulavka. Burnt by the sun//New Left Review. 1997. Number 221. P 139-148.
  • Ludmila Bulavka. From the cultural revolution of 1917 to the counter- revolution of present // Alterglobalism: New Roads towards. New Socialism. Russuian Marxist Studies. International Internet Institute “Socialism-XXI.” M. 2006. 126–140.
  • Ludmila Bulavka. Russia Economic, Social and Cultural Problems of Transformation M. Slovo. 2005. P. 38-49.
  • Ludmila Bulavka. Nikita Mikhalkov — Russia’s answer to Ronald Reagan? PRISM. February 12. 1999. P 35-51.
  • Ludmila Bulavka. From Cultural Revolution of 1917 to the Present // Counter-Hegemony 1998. Special issue P 8-16.
  • Ljudmila Bulavka: A „pangás” időszaka. Prológus a fordított dialektikához // http://vilagszabadsag.hu/index.php?f=1181
  • Ludmila Bulavka: Nyikita Mihalkov és a Csalóka napfény// Eszmelet. 1998. № 35. P 24-37.
  • Λιουντμίλα Καρφίτσα. Η διαλεκτική μιας πορειας: Από την πολιτισμ επανάστασμ του 1917 έως την αντεπανάστασμ του 1997. Επαναστατή Μαρξιστική Επιθεώρηση, Ζεπτέμβρης 1998, No. 3.
  • L.A.Bulavka: A szovjet kultúra transzformációjának dialektikájáról az orosz posztmodernizmusba // http://vilagszabadsag.hu/index.php?f=127
  • Λιουντμίλα Καρφίτσα. Η σοβιετιή κουλτούραέχει φτάσει στο τέλος της. (Συνέντευξη). ΤΑ ΝΕΑ ΤΗΣ ΤΕΧΝΗΣ, No. 16, ΜΑΡΤΙΟΣ 1993.
  • Bulavka L. A műsortípusok megoszlása a Moszkvában fogható tv-satornákon // Eszmelet. 1998. № 35. P 39.
  • Λιουντμίλα Καρφίτσα. Αλέξανδρος (Καθηγήτρια στο Ινστιτούτο Πολιτισμικών Ερευνών της Ρωσίας) & Aleksander Buzgalin (Ph.D. Στα Οικονομικά, Καθηγητής στο Κρατικό Πανεπιστήμιο της Μόσχας): «Τα Επόμενα 100 χρόνια του Μιχαήλ Μπαχτίν: Η Διαλεκτική του Διαλόγου Εναντίον της Μεταφυσικής της Μετανεωτερικότητας», σελ. 121-144.//Προοπτικές και όρια της Διαλογικότητας // Τόμος 1, «Πανεπιστήμιο Κρήτης», Ρέθυμνο 2008
  • A XX. Század Vörös Októbere: a barikád különböző oldalain // http://vilagszabadsag.hu/index.php?f=1088
  • Lyudmila Bulavka. The Next Hundred Years of Mikhail Bakhtin: The Dialectic of Dialogue versus the Metaphysic of Post-Modernism // Russian Studies in Philosophy. Volume 43, Number 1 / Summer 2004. P. 62–82.

Основные научные результаты

Исследованы противоречия советской культуры, ее двойственный характер. Выявлены закономерности диалектической взаимосвязи феноменов советской культуры и их превратных форм. Показаны конкретно-исторические формы становления и развития советской культуры на разных этапах истории СССР. Выявлены противоречия между культурными и общественно-политическими практиками СССР. Проанализированы предпосылки формирования рыночной модификации современной российской культуры как мира симулякров. Исследованы закономерности преодоления отчуждения индивида от культуры на примере исторических практик СССР.

Время неудобных вопросов. Доктор философских наук Людмила Булавка-Бузгалина: Пора расстаться с эгоизмом

В условиях пандемии учреждения культуры все активнее осваивают информационные площадки в интернете, которые, по оценке их организаторов, дают больше возможностей донести идеи до огромной аудитории нашей страны. Свою точку зрения, как меняется культурное пространство в нашей стране и что его сегодня формирует, высказывает доктор философских наук, профессор философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, культуролог Людмила Булавка-Бузгалина.

Включая телевизор, отправляясь на концерт или в музей, мы, так или иначе, делаем выбор, определяющий нашу потребность в пище духовной. В конце концов, ведь именно этот выбор дает нам право называться людьми.

— Людмила Алексеевна, наше единое культурное пространство, полученное в наследство от прошлых эпох, сегодня по-прежнему стабильно и неизменно? Или в новом времени у творческой мысли появились новые ориентиры?

— Культура не возникает из самой себя, она рождается из истории, из объективного противоборства ее различных тенденций. Приход каждой новой эпохи всегда приводил к перезагрузке уже самой основы культуры. Поэтому изменить ее в одночасье нельзя, а вот повлиять на развитие — можно. Так было, например, в эпоху Великой французской революции, когда на арену истории вышла молодая буржуазия с ее идеалами свободы, равенства и братства. Так было и в эпоху Красного Октября, заявившего принципиально новый тип культуры, в основе которой была не национальная и не религиозная идея, и даже не политическая, а императив практического созидания новой жизни — «Мы наш, мы новый мир построим».

Эта новая советская культура выдвинула принципиально иные критерии значения человека — не деньги, собственность, формальный статус, а поступки человека, в которых и заключена его суть: его идейно-этическая позиция, мировоззрение, уровень культуры, идеалы. Человек — созидатель нового мира оценивается уже не формальными, а гуманистическими критериями: талантом, способностью решить проблему, которая отвечает интересам других, а значит, и его собственным. Советская культура подталкивала к действию во имя всеобщих интересов.

— А современная культурная реальность другая?

— Сегодня культура стала территорией бизнеса. Впрочем, отношения купли-продажи в наши дни тотально господствуют во всех сферах жизни. Это формирует соответствующий взгляд и на культуру как на товар. Так, если художник не отвечает рыночным канонам, то ему будет непросто пробиться, например, в те же выставочные галереи. Для того чтобы продать картину, его имя должно стать брендом. А это значит, что он должен соответствовать требованиям спроса, конъюнктуре, которая формируется главным образом интересами представителей арт-рынка, которые в конечном итоге обслуживают интересы капитала. Соответственно, потребитель, выбирая для покупки то или иное произведение, ориентируется прежде всего на престижные имена-бренды со всеми сопутствующими им знаками: эпатажностью, гламурностью, флером светских скандалов.

Так художник, находясь во власти рынка, постепенно из творца превращается в «брендоносца». Значение художника, включая его талант, мировоззрение, авторский стиль, сегодня главным образом определяется рыночной актуальностью.

А значение результатов его творчества сводится к одному: если покупают — значит, это высокое искусство. Так рыночная цена бренда становится эквивалентом ценности искусства.

— Могу ошибаться, но мне кажется, что сегодня не каждый ответит, что такое культура вообще и зачем она ему в частности.

— Культура несет в себе определенную систему этических отношений, которые определяются господствующими в обществе интересами. А эти интересы могут быть разными: если они связаны с развитием человека как многогранной личности, как субъекта истории и культуры, то возникает один тип культуры (как это было в советское время), а если с интересами капитала (как это сейчас) — качественно другой. Культура в некотором смысле являет собой кодекс неписаных законов человеческих отношений, проявляемых во всех сферах человеческой жизни: на заводе, в автобусе, дома, в общении с другими людьми. В советское время один из таких неписаных законов состоял в том, что измерять отношения дружбы, взаимопомощи и любви деньгами — оскорбительно. А сегодня этот закон уже не является непреложным: деньги все большей частью общества признаются как исчерпывающее мерило человека.

— Молодых часто обвиняют в эгоизме, когда собственный комфорт превыше всего. Виной тому цифровые технологии, они влияют на формирование культурных предпочтений?

— Действительно, эгоцентризм становится все более заметной чертой современного человека. И это не случайно. Назову лишь три причины.

Главная — индивидуализация труда, ставшая результатом прогресса современных технологий. Казалось бы, прогресс — это замечательно, но беда в том, что человек становится функцией технологий. Известный культуролог и философ Маршалл Маклюэн сказал об этом жестко: «Человек превращается в орган размножения машинного мира». А ведь, помимо этого, человек сегодня еще и функция бюрократии, рынка, социальных сетей — всего того, что в конечном счете обслуживает интересы капитала. Так человек-функция становится «винтиком» рыночного механизма, а в машине любая деталь должна быть подогнана под схему. Все лишнее убирается. «Цифровому» винтику культура не интересна в принципе, более того — чужда как лишнее, мешающее жить комфортно. Никто другой, кроме себя, ему не нужен и не интересен.

Вторая причина связана с тем, что человек сегодня работает в условиях тотального рынка, а значит — тотальной конкуренции, где любой другой — это лишь конкурент. Третья — нарастание всех форм отчуждения в отношениях между людьми, делающего все неродным, враждебным, злым.

И как неизбежный результат всего этого — замыкание человека на самого себя, на свои интересы, за которыми другого человека уже не видно. В итоге приоритетными ценностями становятся три вещи: частные интересы, выгода и комфорт. Отсюда и соответствующее «этическое» кредо: мир хорош, если мне в нем удобно и выгодно. Но ведь культура стоит не на функциях, а на отношениях. Культура — это пространство напряженных вопросов и драматических, а порой и трагических переживаний и страстей, сопровождающих поиск ответов. Но человеку-функции все это чуждо. Чувства ему не нужны. Ему нужны лишь эффекты. Отношения его обременяют: сегодня культура должна «цеплять», но не «грузить». Вопрос «быть или не быть» непонятен, и потому Гамлет — это атавизм устаревшей культуры. Поиски себя, внутренние терзания героя — все это перестает быть интересным и на экране, и на сцене, и в реальной жизни.

— Сейчас все быстро… Спросите любого, ответит про «время — деньги». «Клиповое мышление» — бич нашего времени?

— Совершенно верно! Раньше время отождествлялось с историей, а пространство — с культурой. Сегодня пространство — это рынок, а время — деньги, причем здесь и сейчас. Суетливость рынка и нервность капитала делает жизнь дерганой, разорванной. Сегодня искусство строится не на основе драматургии с соответствующим развитием отношений и образов, а по принципу интенсивной смены одного эпатажа другим. Отсюда клиповость мышления. А между этими эпатажными кадрами надо еще втиснуть не менее эпатажную рекламу.

Не могу не сказать о вандализме рекламы. Она варварски разрывает художественную логику произведения, которая составляет суть и ценность любого феномена искусства. Не случайно монтажный метод Эйзенштейна — метод сотворения художественной диалектики — признан всем мировым киносообществом великим наследием советского искусства. Напомню его главную идею: образ нельзя давать уже готовым, он должен рождаться, становиться. Разрыв этого становления, как это делает реклама, — насильственное разрушение искусства.

И не только искусства, но и зрителя. Клиповость так же уродует сознание современного зрителя: воспринимать фильм в его пульсирующем, рекламном, режиме постепенно становится более органичным, чем сопереживать, погружаясь в логику протяженного драматургического развития. Эта клиповая оптика переносится и на восприятие действительности.

— Но для того чтобы прийти, например, на выставку Дали, на фильм, построенный в соответствии с авторским мировоззрением, у зрителя должны присутствовать образное мышление и художественная зрелость. А откуда им взяться?

— Вы затронули очень важный вопрос: проблему образного мышления, которое свойственно целостной личности, а не человеку-функции.

Если художник в первую очередь обратит внимание на взгляд, жест, мимику идущего навстречу человека, причем в их портретной и стилистической целостности, то человек-функция смотрит по-другому, оценивая в рыночном измерении марку его часов, «брендоносность» костюма, сумки… Для него встречный воспринимается по вещам, как товар. Как личность — нет. Отсюда и дефицит образного мышления.

Знаете, почему у нас высокий рейтинг сериалов и ток-шоу? В них нет образов, а ведь именно из этого проистекает понятие «безобразное». Герои сериалов и скандальных шоу — те же люди, которых мы видим в магазинах, в метро. Между реальностью и сериалами разницы нет никакой, поэтому говорить здесь о феномене культуры не приходится. Это просто симулякр культуры, то есть как бы культура.

Для зрителя такой продукт становится вариантом расширения его жизненного пространства, позволяющего сделать эмоциональное сравнение: «Вот, она с мужем разводится… А у меня-то все хорошо…»

— То есть сериалы, шоу способствуют обретению внутреннего комфорта, необходимого современным эгоистам?

— В принципе — да. При этом у людей, жизнь которых не выходит за пределы маршрута «дом-метро-работа» (и это не их вина), объективно появляется потребность в переживании хоть какой-то драматургии, и если не своей жизни, то хотя бы той, что на экране. Но при этом драматургия должна быть на уровне обывательской философии его собственной жизни, не вызывая глубинных переживаний.

— Почему?

— А это сложно. Любое напряжение души и ума требует воли и силы духа. Задавать себе неудобные вопросы — для этого требуется смелость. Но ведь и ответы подчас настораживают затаенными в них вызовами, особенно те, за которыми проговаривается необходимость коренных перемен уже собственной жизни.

— В одном из интервью вы сказали: «Мы живем в мире отчуждения человека от человека». Но сейчас, в пандемию, в соцсетях все чаще можно встретить посты о том, что нужно оставаться людьми. Нам понадобилась человечность, что-то еще, помимо конкретного и материального?

— Человечность — это альтернатива миру потребления. До определенного времени мы наблюдали тенденцию отчуждения, которое сейчас вступило в противоречие… да, с пандемией.

В тяжелый период вдруг стали говорить о человечности. Это действительно так. Человек-функция, эгоцентричный индивидуалист в самоизоляции оказался заперт в частном пространстве собственного жилища. Сначала было не так плохо: прежнее принуждение, вызванное необходимостью каждый день ходить на работу, сменилось домашней свободой. Никуда не надо спешить, появилось время на размышление. Но со временем полезли вопросы — неудобные и тревожные — о собственной жизни. Прежняя уверенность «у меня все в порядке» начала подтачиваться сомнением: а нужно ли мне все это? Жизнь-то одна. Так пандемия, заточив частного индивида в частное пространство, обернулась для него вызовом по поводу своего предназначения как человека, как личности.

— Согласно опросу ВЦИОМ, персонажем, наиболее верно отражающим черты характера российского человека, россияне считают Обломова. Это, на ваш взгляд, случайность или закономерность?

— На мой взгляд, это закономерность современного общественного сознания, за которым скрыто одно из глубинных противоречий нашего современника. С одной стороны, люди устали от своей функциональной загнанности: все бегом, быстро, без понимания цвета, вкуса, аромата жизни. А пандемия, заключив человека в изоляцию частного пространства, вызвала обостренный дефицит жизненных ощущений.

И захотелось почувствовать жизнь во всей протяженной полноте ее вкуса, смысла, эстетического очарования. Выпить чашку кофе, всматриваясь не в экран мобильного телефона, а в окно, за которым неспешно кружат, опадая, осенние листья. Обломов как раз умел видеть поэзию природы и человека, равно как и обратные стороны человеческой жизни, в том числе и своей. Но менять ее было свыше его сил. Насколько бескорыстным и добрым был его интерес ко всем трепетным подробностям жизни, настолько слабела его воля к преобразованию жизни, даже собственной. Разве это не про нас?

— Пандемия заставила думать, размышлять. А каким должен быть следующий шаг?

— Этот первый шаг предполагает выход за пределы частных интересов и частного сознания в пространство общественно значимых проблем и ценностей. Чудовищное неравенство (и в мире, и в нашей стране), оставленные без внимания дети и старики, экология, «замусоренное» искусство и вопросы образования, архитектурное наследие…

Разве это не касается всех? Каждого из нас? Только практически решая все эти проблемы, человек почувствует себя в кругу близких ему по духу людей, в пространстве и времени, где только и могут родиться взаимопонимание и радость совместного преобразования жизни, а значит, и новая культура. И эта новая культура, сохраняющая наследие не только отечественной, но и всей мировой культуры, станет для человека пространством его диалога с другими. Того диалога, о котором лучше всего сказал Юрий Олеша: это «разговор, когда двое, очень близко прижавшись друг к другу, обсуждают, как найти наилучший выход».

СЛОВАРЬ

Культура (от лат. cultura — возделывание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности, включая все формы и способы самовыражения и самопознания.

Культура рассматривается как набор правил, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него тем самым управленческое воздействие. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности. Таким образом, источником происхождения культуры принято считать человеческую деятельность, познание и творчество.

КУЛЬТУРА

Платформа «PRO.Культура.РФ», которая помогает культурным учреждениям по всей России делиться с пользователями интернета последними новостями и рассказывать о самых интересных событиях и мероприятиях, заключила партнерские соглашения с новыми информационными проектами из разных регионов страны.

На данный момент платформа сотрудничает с 15 информационными площадками, среди которых: портал «Культура.РФ», официальный сайт Министерства культуры РФ, Единый портал госуслуг, «Яндекс.Афиша», Национальный туристический портал и другие.

СПРАВКА

Людмила Алексеевна Булавка-Бузгалина — доктор философских наук, профессор научно-образовательного Центра современных марксистских исследований философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.

[5] Православные и мусульмане Казани объединились для помощи Новороссии http://ruskline.ru/analitika/2014/06/23/pravoslavnye_i_musulmane_kazani_obedinilis_dlya_pomowi_novorossii/

[6] Крымские татары и донские казаки выразили готовность защищать Донбасс

[7] «Атлетик» — «Шахтёр». Болельщики басков вывесили на трибунах флаг ДНР и баннер «Донбасс, вставай!»//http://www.sports.ru/football/1023681489.html

[8] Российские «солдаты удачи» в Донбассе. Крайне правая идея пораженчества // http://ttolk.ru/?p=20508

[9] См. Ленин В.И. Письмо А.М. Горькому от 31.VII.1919 // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 51. С. 24–26.

[10] Мозговой Алексей. Срочное заявление Алексея Мозгового: Нам нужен честный военный совет // http://news-region.com/videonews/pro-situatsiyu-s-komandovaniem-armii-novorossii.html; http://voicesevas.ru/page/11/

[11] Литвинов Б.А. Мы строим республику с элементами социализма //

[12] АТО на Украине: варианты завершения. Мнение // http://voicesevas.ru/news/yugo-vostok/4439-ato-na-ukriane-varianty-zaversheniya-mnenie.html

[13] Время новых героев // http://politrussia.com/geroi-novorossii/vremya-novykh-geroev/

[15] No pasaran! Фашизм не пройдёт! В ДНР создадут интербригады //

[16] Сегодня на Донбассе празднуют День освобождения от немецко-фашистских захватчиков // http://rusvesna.su/news/1410169795

[17] В Донецке бои, по батальону «Восток» бьют с воздуха //

[19] До победы или до последнего вздоха | РОТ ФРОНТ // http :// www.rotfront.su/?p=5855

[20] Сообщение ополченца из батальона «Восток» // http://www.pravda-tv.ru/2014/09/04/82952

[22] Памяти поисковика // http://www.memory-book.com.ua/news/186

[23] Завтра в «Днепре» прощаются с Николаем Леоновым // http://www.riasv.ru/entry/77890/

[25] Ополченец «Малой» вывел 17 человек из Иловайского котла! // http://www.youtube.com/watch?v=bNCOjafuHxc

[26] Роман Мартынович.Российский врач-доброволец спасает ополченцев Новороссии//