Бугримова Дрессировщица Личная Жизнь биография

Ирина Бугримова — биография, новости, личная жизнь

Ирина Бугримова

Ирина Николаевна Бугримова. Родилась 13 марта 1910 года в Харькове — умерла 20 февраля 2001 года в Москве. Советская и российская артистка цирка, дрессировщица львов, общественный деятель. Первая в СССР женщина-дрессировщик. Народная артистка СССР (1969).

Ирина Бугримова родилась 13 марта 1910 года в Харькове.

Родители отношения к цирку не имели.

Отец — профессор ветеринарии, лечил животных.

Мать получила музыкальное образование, хорошо играла на фортепиано, рисовала, увлекалась фотографией, по происхождению дворянка.

С семи лет посещала музыкальную школу и балетную студию при Харьковской оперной антрепризе (ныне Харьковский государственный академический театр оперы и балета имени Лысенко).

Затем увлеклась спортом: занималась бегом, прыжками в длину, в высоту, в воду с вышки, играла в русский хоккей, толкала ядро, метала диск и копьё, бегала на коньках, занималась мотоспортом. В 1927 году стала чемпионкой Украинской ССР в толкании ядра, а спустя год в метании диска.

К слову, в отличие от большинства спортсменок, которые посвятили себя таким «тяжеловесным» видам спорта, Бугримова не стала ни мужеподобной, ни чересчур мускулистой. Она оставалась роскошной южной красавицей. Обожала шикарные наряды и дорогие старинные украшения. Часто одежду кроила и шила себе сама.

Ирина Бугримова в молодости

Мотоспорт свёл её с мотогонщиком А. Н. Буслаевым, ставшим впоследствии её мужем. В 1926—1928 годах училась в Харьковской торгово-промышленной школе.

Артистическую деятельность в цирке начала в 1929 году в номере «Полёт на санях из-под купола цирка» совместно с мужем А. Н. Буслаевым. Номер демонстрировался до 1937 года и пользовался большим успехом, но сама Бугримова не любила его. Параллельно с выступлениями готовила номер «Высшая школа верховой езды». Спустя некоторое время в её репертуаре появился номер с участием львов.

После войны расстаётся с А. Н. Буслаевым и делает собственную карьеру. С 1946 по 1976 год дрессировала львов.

К дрессуре львов пришла не случайно. Ещё в 1937 году у неё состоялся разговор с управляющим Всероссийского гастрольно-концертного объединения (ВГКО) А. М. Данкманом, который хотел видеть на арене цирка женщину-дрессировщицу.

Бугримова согласилась и взялась сделать номер с леопардами, которые были куплены специально для этого. Однако, поработав с леопардами, поняла, что лучше делать номер со львами — истинными «царями зверей».

Она поясняла свой выбор: «Как-то в детстве я увидела на столе у отца книгу с силуэтом льва на обложке. Папа объяснил, что книга про римского полководца, государственного деятеля Гая Юлия Цезаря, он был храбрым, смелым и гордым, как лев. «Аут Цезарь, аут нихиль!» (Или цезарь, или никто!) — любил повторять папа. Позже я изучила поведение львов на природе и узнала, что лев — действительно независимое и гордое животное. В отличие от других «кошек», он не живет в стае. Лев метит территорию, приводит на нее самок, и уже никто другой на его территорию посягнуть не имеет права. Львицы приносят ему детенышей и отправляются на охоту, а царь зверей остается «дома» присматривать за детьми и охранять жилище. Лев привык к простору. В цирке же всех животных приходится соединять в одну группу и выводить на одну арену, поэтому работа со львами особенно сложна. Мне хотелось доказать самой себе и всему миру, что я смогу покорить гордых и независимых львов».

Ей пошли навстречу и подарили трёх львят, которых назвала Гай, Юлий и Цезарь. Поскольку разработанных методов дрессуры львов не было известно, молодая дрессировщица вынуждена была двигаться вперёд на ощупь, методом проб и ошибок, доверяя собственной интуиции. Цезарь стал ее любимчиком. Они проработали вместе 23 года.

«Если зацепил, кожу порвал — это не травма. Зашили — через десять дней швы сняла и пошла работать. И опять: то поломали, то порвали, то полморды оторвали, только глаз один моргает. Конца не было! Но я ни разу не пожалела о своем выборе. Меня же никто не повторял, не могли», — рассказывала она.

С искусством дрессировки И. Бугримовой были знакомы зрители всего мира. Гастролировала в Иране, Польше, Чехословакии, Болгарии, ГДР, Мексике, Японии. В каждом своем выступлении показывала не набор трюков, а маленький спектакль. Её львы выполняли невероятные по сложности номера: ходили по канату, вместе с укротительницей качались на качелях под куполом цирка. Большой успех у зрителей имели такие номера, как «Лев в воздухе», «Лев на мотоцикле», «Кресло смерти», «Лев на проволоке», «Прыжки через огненное кольцо», «Ковёр» и многие другие.

В её группе животных было около 80 львов, восемь лошадей, 12 собак.

В 1976 году во время гастролей во Львове львы неожиданно взбунтовались и напали на И. Бугримову прямо на арене. Помощники отбили её от хищников, но после этого происшествия дрессировщица решила прекратить выступления.

С 1976 года перестала выступать на арене, но продолжала вести активную общественную жизнь: была председателем Совета ветеранов Российской государственной цирковой компании, членом президиума Центрального дома работников искусств, Общества защиты животных.

Написала книгу о своей работе в цирке, участвовала в приемной комиссии в Государственном училище циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева, являлась консультантом всевозможных цирковых начинаний.

В 1979 году ей было присвоено звание Герой Социалистического Труда.

Ограбление Ирины Бугримовой

Похищение коллекции бриллиантов дрессировщицы стало одним из самых громких дел в СССР.

В 1981 году накануне Нового года к одному из подъездов дома на Котельнической набережной молодые люди принесли ёлку. «Мы к Бугримовой! Вот подарок Ирине Николаевне, самая пушистая лесная красавица!», — сказали якобы поклонники артистки консьержу.

Он впустил их в подъезд и даже сообщил, на какой этаж нужно подняться. Время шло, а гости Бугримовой всё не спускались. Милиция, приехавшая спустя несколько часов, обнаружила возле двери дрессировщицы ту самую ёлку, а в квартире вернувшаяся хозяйка недосчиталась самого ценного — коллекции драгоценностей.

Бриллиантам Бугримовой завидовала вся Москва. Светлана Щёлокова и Галина Брежнева даже упрашивали продать старинные украшения. Но Бугримова не соглашалась, ведь часть коллекции досталась ей по наследству — она происходила из дворянского рода. И сама Ирина Николаевна в гастрольных поездках нередко пополняла своё собрание — она любила «побрякушки» и могла себе их позволить.

Бугримова была заметна и жила на широкую ногу, например, автомобили меняла каждые три года, ездила даже на мотоцикле «Харлей-Дэвидсон». У первой женщины — дрессировщицы львов был самый высокий гонорар за выступление.

У такой талантливой артистки было много поклонников и знаменитых друзей. Нескольких из них и заподозрили в двуличии. Первым обвиняемым в деле Бугримовой стал Борис Буряце — лучший друг Галины Брежневой. Подозревали, что и сама Галина хотела прибрать к рукам знаменитую коллекцию.

Спустя несколько дней после кражи в аэропорту «Шереметьево» был задержан пассажир, у которого в кармане были зашиты камни из коллекции Ирины Бугримовой. Как говорили, этот гражданин — хороший знакомый Бориса Буряце. У него в квартире было найдено такое количество бриллиантов, которое даже дочь генсека не смогла бы купить. Буряце осудили и посадили в тюрьму. О Брежневой тогда много говорили, но не допрашивали. Зато арестовали её мужа Юрия Чурбанова, но уже по другим делам, за взятки.

Но некоторые считают, что дочь Брежнева не имела отношения к ограблению Бугримовой. «Галю Брежневу к этим бриллиантам просто «приписали». Кто-то тогда от неё отвернулся, но не все. Кобзон, например, встретил меня на улице, спросил: «Мила, может, чем-то помочь?» Я ответила: «Ничего не надо. Ведь она ни в чём не виновата!» Улик против Гали не было, поэтому дело «пришить» не удалось», — говорила Мила Москалёва, подруга дочери генсека.

Эти похищенные бриллианты оказались роковыми почти для всех участников громкого дела. Борис Буряце исчез в неизвестном направлении: кто-то говорил, что его убили сокамерники, кто-то — что зарезали врачи во время операции по удалению аппендицита, кто-то утверждал, что друг Брежневой вышел из тюрьмы и пропал.

Галина Брежнева не смогла перенести подобных наговоров. Она начала пить и в конце концов оказалась в психиатрической больнице. Генерал Семён Цвигун, которому было поручено контролировать «бриллиантовое дело», покончил с собой: по слухам, Суслов пригрозил Цвигуну вытрясти всё его «грязное бельё», если тот позволит имени Галины Брежневой всплыть в этом деле.

На пенсии Ирина Николаевна жила вместе с котом Нероном. Она воспитала его таким же гордым и независимым, какими были ее прежние питомцы. «Мне очень хотелось посмотреть, как ведут себя представители семейства кошачьих сами по себе, без дрессировки. Нерон стал мне настоящим помощником. Сам следит за приготовлением своего обеда. И стоит вареву чуть-чуть убежать на плиту, мчится ко мне и начинает мяукать», — говорила она.

В последний период жизни на нее продолжали сыпаться несчастья: дача сгорела. Многое из того, что оставалось у дрессировщицы от лучших времен, ей приходилось тратить на оплату труда тех, кто за ней ухаживал.

Скончалась Ирина Бугримова от сердечного приступа 20 февраля 2001 года в Москве. Похоронена на Троекуровском кладбище.

Ирина Бугримова в конце жизни большую часть своих сбережений вложила в банк, который лопнул. А куда пропала найденная коллекция бриллиантов — загадка. Родственники утверждают, что Бугримова отдала их за восстановление сгоревшей дачи.

В Харькове именем дрессировщицы названа площадь перед новым цирком, бывшая Воскресенская. В 2010 году на площади планировалась установка комплекса бронзовых фигур, среди которых должна быть и И. Бугримова с животными.

Ирина Бугримова (документальный фильм)

Личная жизнь Ирины Бугримовой:

Дважды была замужем. Детей не имела.

Первый муж — Александр Николаевич Буслаев (1894—1976), цирковой артист, мотогонщик, дрессировщик львов, народный артист РСФСР (1963). Познакомились в конце 1920 годов, когда Ирина увлеклась мотогонками. Александр Буслаев был старше ее на шестнадцать лет. Расстались сразу после окончания войны в 1945 году.

Ирина Бугримова и Александр Буслаев

Второй муж — Константин Пармакян, цирковой акробат. Брак продлился недолго. По словам Бугримовой, муж не мог смириться с ее популярностью.

«У меня было 80 львов, 8 лошадей, 12 собак и два мужа», — говорила Бугримова.

Фильмография Ирины Бугримовой:

1975 — Соло для слона с оркестром — эпизод (аттракцион «Львы»)

Ирина Бугримова: личная жизнь, биография, фото

Ирина Бугримова известна каждому любителю цирка в нашей стране. Впрочем, не только в нашей – эта дрессировщица покорила мирового зрителя своими номерами со львами. Эта эффектная женщина с темными волосами появлялась на арене в сопровождении царей зверей, показывая невероятные номера с их участием. За годы работы с животными Ирина Бугримова успела и смогла воспитать порядка 80 львов.

Детство

Родилась будущая звезда цирка 13 марта 1910 года в городе Харькове. Ее родители не имели прямого отношения к цирку. Отец был ветеринаром, мать – дворянского происхождения – отлично играла на фортепиано, увлекалась фотографией и рисованием.

С семи лет девочка занималась в музыкальной школе и балетной студии. Некоторое время спустя она всерьез занялась спортивными дисциплинами: бегала, прыгала с вышки, в высоту и длину. Она начала играть в русский хоккей, была метательницей дисков и копий, участвовала в соревнованиях по толканию ядра, бегала на коньках и даже увлеклась мотоспортом. В 1927 году Ирина Бугримова становится чемпионкой в толкании ядра, спустя 12 месяцев – в метании диска. Благодаря мотоспорту она познакомилась с Буслаевым, за которого в дальнейшем вышла замуж. С 1926 по 1928 годы являлась ученицей Харьковской торгово-промышленной школы.

Первый выход

Впервые на арене цирка будущая дрессировщица Ирина Бугримова появилась в 1931 году. Вместе с Буслаевым она разработала и воплотила «Полет на санях из-под купола цирка». Номер, любимый зрителями, но не актрисой, просуществовал до 1937 года. В то же время, параллельно с номером, Ирина готовит нечто другое – «Высшую школу верховой езды». Через короткое время в ее репертуаре возник номер, в котором впервые она использовала львов.

После окончания войны пара рассталась, и каждый принялся строить индивидуальную карьеру.

Биография Ирины Бугримовой как дрессировщицы началась не случайно. В 1937 году управляющий цирка Данкман сообщил, что ему бы хотелось увидеть на арене своего цирка дрессировщицу. Бугримова согласилась поставить номер с леопардами, которых приобрели специально ради этой цели. Впрочем, поработав с этими животными, дрессировщица поняла, что предпочитает делить арену с настоящими царями зверей. Руководство пошло ей навстречу, подарив трех львят. Звали их Цезарь, Юлий и Кай. Учитывая, что в то время не было одобренной методики дрессировки этих животных, приходилось продвигаться мелкими шажками, делая открытия практически вслепую, полностью полагаясь на интуицию.

С достижениями Ирины Бугримовой знаком практически весь мир. Вместе с цирком она путешествовала по всему миру, показывая своих животных в Болгарии, Иране, Японии, Польше, Мексике, Чехословакии, ГДР и других странах. Выступление артистки – это не просто стандартный набор трюков, это всегда небольшой спектакль. Львы выполняли крайне сложные номера: взлетали под купол цирка на качелях, ходили по туго натянутому тонкому канату. Огромным успехом у зрителей неизменно пользовались номера «Кресло смерти», «Лев в воздухе», «Лев на проволоке», «Лев на мотоцикле» и другие, подобные им.

Ирина Бугримова за свою карьеру работала с 80 львами, 8 лошадьми и 12 собаками.

В возрасте 66 лет артистка была вынуждена оставить карьеру: в 1976 году львы устроили бунт и напали на Бугримову. Помощникам удалось вывести ее с арены, однако случившееся показало ей, львы больше не видят в ней сильного лидера.

Метод дрессировки, к которому пришла артистка, отличается от общепринятого в то время. Дело в том, что она совершенно исключила из оборота удары и некоторые неприятные эксперименты, которыми грешили многие дрессировщики тех времен. Даже Общество покровительства животным вынуждено было прийти к выводу, что ее методика гуманна. При всем при том, на сцене в ее выступлениях царила строгая дисциплина, животные четко подчинялись каждому ее приказу и жесту. Многие коллеги, с которыми женщина встречалась в различных цирках, с удивлением вспоминают эту сильную женщину, способную сделать то, чего может добиться далеко не каждый мужчина.

Личное

Ирина Бугримова, личная жизнь которой не могла не интересовать ее поклонников, была не слишком счастлива в семейной жизни. После расставания с Буслаевым она вышла замуж за акробата в том же цирке Константина Пармакяна. К сожалению, и этот брак не был долгим или успешным. Виной всему оказалась популярность артистки – она получала намного больше мужа, что не могло не задевать ее. Она всегда искала мужчину, который был бы сильнее ее. Но женщине, которой удается подчинить своей воле львов, не так просто это сделать.

Кроме этого, Бугримова никогда не хотела детей. Для нее главное в жизни – выступления, работа с животными. А ребенок бы отвлекал ее от этого и только мешал бы.

Жизнь после арены

После ухода из цирка Ирина Бугримова не пропала совсем, как многие другие артисты. Она занялась общественной деятельностью. Кроме того, она писала книгу о своей работе в цирке, участвовала в приемной комиссии в Государственном училище циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева, являлась консультантом всевозможных цирковых начинаний.

Уже в очень преклонном возрасте – в 86 лет – Ирина Бугримова упала в собственной квартире, результат – перелом бедра. Длительное время она провела в инвалидном кресле, однако нашла в себе силы снова начать ходить и даже делать это на каблуках.

Скончалась артистка в 2001 году от сердечного приступа. Ее могила находится на Троекуровском кладбище. Практически всю свою бриллиантовую коллекцию она завещала использовать на благо развития дрессуры.

Факты о Бугримовой

Фото Ирины Бугримовой сегодня являются украшением и гордостью цирков мира, где она бывала во время гастролей. За свою длинную жизнь Ирина получила множество подарков и наград. В 1969 году она стала народной артисткой СССР. Любовь зрителя и руководства подкреплялась материально – она имела самый высокий гонорар за каждый выход на арену. Она любила хорошо и дорого одеваться. Кроме того, она регулярно меняла машины: с «Москвича» пересела в «ЗИМ», затем на «Волгу». У нее была отличная дача, стоившая более 30 тысяч рублей, что для СССР было огромными деньгами. В свое время было много размышлений и разговоров по поводу ее неплохой коллекции бриллиантов.

Ирина любила готовить, поэтому в ее доме, как бы ни была занята она сама, никогда не было домработницы. Единственное, о чем она жалела в этом случае, это о том, что готовка отнимает много времени, которого и так не хватает.

В 2000 году, она получила орден «За заслуги перед Отечеством» III степени.

Площадь рядом с новым Харьковским цирком носит ее имя.

Ирина Бугримова — 40 лет в клетке с хищником

Ирина Николаевна — не просто единственная на то время в стране женщина-укротитель львов, но и первая в мире дрессировщица, работавшая в клетке с хищниками без помощников. Она отдала арене сорок пять лет своей жизни и сумела покорить семьдесят царственных животных.

Ирина Бугримова родилась 13 марта 1910 года в Харькове в дворянской семье. Отец ее был известным в городе профессором ветеринарии, лечил животных в том числе на ипподроме и в цирке, а Ирина с 12 лет часто ассистировала ему при операциях. Мать происходила из еще более известной семьи — её дедушкой по материнской линии — адмирал Федорович, участник обороны Севастополя 1854-1855 гг., друживший с великим Айвазовским.

Вот что сама Ирина говорила о своем детстве

У моих родителей рождались одни девочки, вот и я родилась четвертой дочкой, хотя отец и мать ждали сына. Но в утешение родителям у меня рано проявился твердый, решительный характер. Я была смелая и ловкая, верховодила ватагой ребят.

Как-то в детстве я увидела на столе у отца книгу с силуэтом льва на обложке. Папа объяснил, что книга про римского полководца, государственного деятеля Гая Юлия Цезаря, он был храбрым, смелым и гордым, как лев. «Аут Цезарь, аут нихиль!» (Или цезарь, или никто!) — любил повторять папа.

Позже я изучила поведение львов на природе и узнала, что лев — действительно независимое и гордое животное. В отличие от других «кошек», он не живет в стае. Лев метит территорию, приводит на нее самок, и уже никто другой на его территорию посягнуть не имеет права. Львицы приносят ему детенышей и отправляются на охоту, а царь зверей остается «дома» присматривать за детьми и охранять жилище. Лев привык к простору. В цирке же всех животных приходится соединять в одну группу и выводить на одну арену, поэтому работа со львами особенно сложна. Мне хотелось доказать самой себе и всему миру, что я смогу покорить гордых и независимых львов.

Но львы были потом, а до них чего только не было — музыкальная школа и балетная студия при Харьковском оперном театре и спорт – бег, прыжки в длину, в высоту и в воду с вышки, русский хоккей, ядро, диск и копье, и мотоспорт. Причем отнюдь не на любительском уровне — в 1927 г. Ирина Бугримова стала чемпионкой Украинской ССР в толкании ядра, а в 1928 г. – чемпионкой Украинской ССР в метании диска.

В середине 20-х Ирину начали приглашать в Харьковский цирк в качестве помощницы ветеринара для осмотра дрессированных животных.

Но выйти из-за кулис под свет софитов ее подтолкнуло знакомство с тренером по мотоспорту и будущим мужем Александром Буслаевым. Несмотря на большую разницу в возрасте, им удавалось договариваться не только в семейной, но и в «сценической» жизни, и их творческий тандем тоже оставил свой след в истории советского цирка.

Вместе они придумали номер, на который до этого не решался никто — «Полет на санях из-под купола цирка», настоящие американские горки в безрельсовом пространстве. Специальные сани «выстреливали» по крутому трамплину из-под самого купола цирка, описывали крутую дугу, пролетали сквозь кольцо и приземлялись на страховочную сетку.

Премьера аттракциона состоялась в 1931 году и стала одной из самых ярких в сезоне. Но даже став любимицей публики, Бугримова не чувствовала, что занимается своим делом. Теперь она обратила свое внимание на дрессуру.

В итоге на руках у Ирины оказалось три львенка, которых звали Гай, Юлий и Цезарь, тот самый Цезарь, который будет ее много раз спасать, в том числе и от Гая с Юлием. Бок о бок с ними она проработала 23 года, и ее любимцем был лев Цезарь. Дрессировщица рассказывала, что когда он замечал назревающее недовольство остальных зверей в арене, он заступался за дрессировщицу и пресекал даже намек на бунт устрашающим рыком.

Цезарь до последних дней сохранял настоящее королевское достоинство и, как и его наставница, был предан своему ремеслу. Даже выйдя на заслуженный отдых, он не мог смириться с бездельем. Однажды он даже в кровь разбил себе морду о прутья клетки, вырывался на арену, услышав музыку циркового оркестра.

Бугримова и ее зверинец не просто отрабатывали программу. Каждый номер был целым спектаклем, основанным на уникальных трюках. Огромные хищники по просьбе своей «мамы» ходили по канату, качались на качелях, ездили на мотоцикле и, конечно же, прыгали через огненное колесо.

Она передвигалась по манежу, словно танцевала. Казалось, дама чувствовала себя в клетке со львами, как персидская царевна во дворце, устланном мягкими пушистыми коврами. Мало кто, глядя аттракцион, вспоминал, что одна такая «кошечка» весит килограммов триста и в несколько секунд может растерзать укротительницу на куски.

Но самым «хладнокровным» номер в их репертуаре был аттракцион «Кресло смерти». Ирина занимала свое место на троне, а три льва, как преданные рыцари, окружали ее, опираясь лапами на подлокотники и спинку. Сидя на таком пьедестале, Ирина с невозмутимым видом кормила львов с рук сырым мясом, как будто даже не замечая, что клыки одного из них находятся в опасной близи от шеи.

Далеко не всё всегда было идеально, Ирина неоднократно получала на арене травмы, но это не могло стать препятствием.
«Если зацепил, кожу порвал – это не травма. Зашили – через десять дней швы сняла, и пошла поработать. И опять – то поломали, то порвали, то полморды оторвали (это она про свое лицо ), только глаз один моргает. Конца не было! Вот сухожилие вырвали, видите, это фактически не рука. Но я ни разу за все сорок лет не пожалела о своем выборе. Меня же никто не повторял, не могли».

В 1941 г. лев Юлий мощным прыжком свалил укротительницу с ног, а Кай тут же стал трепать ногу. Хирург наложил после сорок восемь швов.

Через пять лет, во время исполнения трюка «Качели», у Таймура сработал животный инстинкт и он вцепился в голень ноги стоявшей слишком близко к нему дрессировщицы.

В 1955 году Аракс решил «поиграть»: она махнула рукой, он, в ответ — лапой, три пальца руки повисли на сухожилии. Ирина Николаевна сгребла пальцы в ладонь и продолжала номер.

В 1958-м во время гастролей в Польше Гриф лапой задел лицо. В нескольких местах была сорвана кожа, один глаз, залитый кровью, ничего не видел. Она промокнула лицо и довела номер до конца. Зал приветствовал ее стоя.

Вот, что она говорила в интервью насчет этих эксцессов:

— Ирина Николаевна, почему, когда львы нападали на вас, вы продолжали выступление?

— Хищникам нельзя показывать, что они взяли над тобой верх. Самое страшное: если ты упал в клетке — разорвут не задумываясь.

— Потом вы наказывали львов за содеянное?

— Никогда. В львах нет хитрости и коварства кошачьих. Если произошел инцидент, значит, его причина во мне: либо где-то переступила грань дозволенного, либо недосмотрела.

Трудно поверить, но она никогда не пользовалась услугами домработницы. «На меня ведь никто не угодит! — говорила дрессировщица. — Я любила готовить и умела это делать, только всегда было жаль, что готовка требует много времени, а мне оно так нужно было». Дрессировщица прекрасно шила, в том числе и все свои сценические костюмы.

Интернет пестрит шутками о сильных и независимых женщинах, которые празднуют дни рождения в компании своих многочисленных котов. Шутки шутками, но в истории нашей страны действительно была артистка, которая всю свою жизнь посвятила животным из семейства кошачьих.

Ирина Бугримова – звезда советского цирка, первая женщина-укротительница, единственной любовью которой всегда были львы.

Со львами Бугримова объездила весь мир. Побывала в Иране, Польше, Чехословакии, Болгарии, Германии, на Кубе, в Мексике, Израиле, Японии. На выступлениях советских артистов бывали правители страны, многие из них приходили за кулисы выразить свой восторг Ирине Николаевне.

Поставленные ею трюки были уникальными: «Лев в воздухе», «Лев на лошади», «Лев-канатоходец». Она умела кормить царя зверей изо рта и бесстрашно клала им в пасть свою голову.

20 лет она, в буквальном смысле слова, жила в цирке, в гримерной, не имея собственной квартиры. Львы были ее семьей. Она возилась с ними, как с детьми, растила, воспитывала, провожала «на пенсию». Она так и не смогла обрести счастье в личной жизни, дважды была замужем, но ненашла мужчины сильнее себя.

Выступление с дрессированными львами, 1957 год

Судьба Ирины Бугримовой сложилась непросто: с детства она занималась спортом и мечтала о цирковой карьере. На цирковой арене она дебютировала как акробат, но с годами освоила профессию дрессировщика. Сложность заключалась в том, что Ирине пришлось стать пионером в этой области, и в поисках стратегии общения с хищниками ей приходилось опираться только на собственную интуицию.

Имя Ирины Бугримовой прогремело на весь СССР, когда она впервые выступила с Александром Буслаевым. Совместный номер был построен на акробатическом трюке: на глазах у изумленных зрителей артисты «парили» на санях с огромной высоты из-под купала цирка. Это было в 1931 году, а, спустя несколько лет, Ирина поняла, что готова поменять род деятельности. Она живо откликнулась на предложение освоить дрессуру, поступившее от руководства цирка.

Первыми её подопечными стали лошади, вторыми – леопарды, а вот третьими – львята, названные в шутку Гаем, Юлием и Цезарем.

Именно третья попытка стала решающей, Ирина решила для себя, с какими животными ей наиболее интересно работать.

Ирина Бугримова – первая женщина-дрессировщица

Лев исполняет сложнейший трюк – хождение по канату

Ирина Бугримова – первая женщина-дрессировщица

Несмотря на то, что трёх львят Ирина воспитывала почти с рождения, Гай и Цезарь чуть не загрызли её, повзрослев. Дрессировщики поясняют, что в жизни каждого животного наступает критический момент, когда он может напасть на укротителя. Именно это произошло во время одного из выступлений, лишь благодаря защите Цезаря и оперативной реакции Александра Буслаева дрессировщицу удалось спасти. Лечение было сложным, у артистки была сильно повреждена нога. После реабилитации смелая женщина приняла решение не сдаваться и продолжить дрессуру, для львов её повторное появление в их клетке стало знаком её силы, с тех пор животные были ей послушны.

К слову, Цезарь навсегда остался любимцем Ирины. Он выступал с ней 23 года (для сравнения, в дикой природе львы живут в среднем около 14 лет), его уход с арены стал настоящей трагедией для дрессировщицы.

Отрывок из интервью с Ириной Николаевной:

— Работа в цирке — напряженный труд и для зверей, поэтому здесь все должны быть здоровыми и сильными. Но вам, я знаю, приходилось работать с разными львами.

— Как-то я взяла в свою группу двух львов-братьев. Старший Руслан рос хорошо, а вот младший Демон развивался медленно и сложением был похож на маленькую львичку. Работать с ним было невозможно, и мы отдали его на зоовыставку. Наутро пришла служительница зверинца и сказала, что с Демоном плохо: он не ест, не пьет, рвется из клетки, избился в кровь. Мы тут же поехали на зоовыставку. Когда подошли к клетке и лев увидел меня, заметался, а когда открыли дверцу, бросился ко мне и повис, едва не сбив меня с ног. Оторвать его было невозможно. Нам помогли добраться до машины, так и ехали всю дорогу, тесно прижавшись друг к другу. Больше я его никому не отдавала. Еще один случай: после рахита, перенесенного в детстве, лев Гриф ослеп на девяносто процентов. Репетировали так: я держала недалеко от его носа кусочек мяса и Гриф шел за ним в нужном направлении. День за днем я приучала его выполнять мои команды.

— У вас были любимчики?

— Больше других вспоминается лев Цезарь. Я проработала с ним 23 года! Даже в самых жутких львиных бунтах никогда не шел против меня, наоборот, бросался на своих собратьев, защищая. Он помогал воспитывать молодежь, знал все роли, до последних дней жизни исполнял основные трюки. Но настало время, я не смогла вывести Цезаря к зрителям: Цезарь заболел и уже не вставал. После выступления — сразу к нему. Увидела — и ужаснулась: у Цезаря вся морда была разбита, во время представления он рвался на манеж. Наутро лев отказался от еды, а вечером все повторилось. Лишь на третий день Цезарь смирился со своей участью. Вскоре его не стало. Это случилось 24 марта 1961 г.

Ирина Бугримова со львом на качелях под куполом цирка


источники:

http://fb.ru/article/256962/irina-bugrimova-lichnaya-jizn-biografiya-foto

http://jenskiymir.com/znamenitosti/iz-zhizni-izvestnyh/2529-irina-bugrimova-40-let-v-kletke-s-hischnikom.html