Брюсов биография Презентация 11 Класс

Презентация на тему: Валерий Яковлевич Брюсов

Валерий Яковлевич Брюсов (1 (13) декабря 1873), Москва — 9 октября 1924, Москва) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма.

Биография и творческий путь Валерий Брюсов родился 1 (13) декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье. Будущий мэтр символизма был внуком поэта-баснописца И. Я. Бакулина.Дед Валерия Кузьма Андреевич, родоначальник Брюсовых, был крепостным помещика Брюса. В 1859 году он выкупился на волю и переехал из Костромы в Москву, где приобрёл дом на Цветном бульваре. В этом доме поэт родился и жил до 1910 года.Отец Брюсова, Яков Кузьмич Брюсов (1848—1907), сочувствовал идеям революционеров-народников; он публиковал стихотворения в журналах.

В.Я. Брюсов в детстве

Отец Брюсова, Яков Кузьмич Брюсов

Образование Он учился в двух московских гимназиях (с 1885 по 1889 год в частной классической гимназии Ф. И. Креймана, в 1890—1893 годах — в гимназии Л. И. Поливанова; последний — великолепный педагог — оказал значительное влияние на юного поэта); в последние гимназические годы Брюсов увлекался математикой. Окончив московскую гимназию Л. И. Поливанова, Брюсов в 1893-99 учился на историко-филологическом факультете Московского университета, сначала на отделении классической филологии, затем — на историческом (окончил с дипломом 1 степени).

Вхождение в литературу. «Декадентство» 1890-х Уже в 13 лет Брюсов связывал свою будущую жизнь с поэзией. Самые ранние известные стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881 году. В пору обучения в гимназии Креймана Брюсов сочинял стихи, занимался изданием рукописного журнала. К началу 1890-х наступила пора увлечённости Брюсова произведениями французских символистов — Бодлера, Верлена, Малларме. В 1890-х годах Брюсов написал несколько статей о французских поэтах. В период с 1894 по 1895 год он издал три сборника «Русские символисты».

В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Основной круг его интересов в студенческие годы — история, философия, литература, искусство, языки. В юности Брюсов увлекался также театром и выступал на сцене московского Немецкого клуба. В 1895 году появился на свет первый сборник исключительно брюсовских стихов — «Chefs d’oeuvre»(«Шедевры»). В следующем сборнике — «Me eum esse» («Это я», 1897). В юношеские годы Брюсов уже разрабатывал теорию символизма. Окончив в 1899 году университет, Брюсов целиком посвятил себя литературе.

1900-е годы «Tertia Vigilia» В 1900 году в «Скорпионе» был издан сборник «Tertia Vigilia» («Третья стража»), открывший новый — «урбанистический» этап творчества Брюсова. Сборник посвящён К. Д. Бальмонту. «Urbi et Orbi» Сознание одиночества, презрение к человечеству, предчувствие неминуемого забвения нашли отражение в сборнике «Urbi et Orbi» («Граду и миру»), вышедшем в 1903 году.

Темы и настроения в творчестве этого периода Великодержавное настроение времён Русско-японской войны 1904—1905 годов сменились у Брюсова периодом веры в непременную гибель урбанистического мира. Своего пика эти настроения достигли во время Первой Русской революции; они ярко выражены в брюсовской драме «Земля»; затем — в стихотворении «Грядущие Гунны» (1905); в 1906 году Брюсовым была написана новелла «Последние мученики». Периоды полного бесстрастия сменяются у Брюсова лирикой неутолённых болезненных страстей («Я люблю в глазах оплывших», 1899; «В игорном доме», 1905; «В публичном доме», 1905, и мн. др.).

«Stephanos» Следующим сборником Брюсова стал «Stephanos» («Венок»), написанный во время самых ожесточённых революционных событий 1905 года (вышел в декабре 1905) Лидер символизма Он пользовался большим авторитетом, как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи. Брюсов также принимал активное участие в жизни Московского литературно-художественного кружка, в частности — был его директором (с 1908 года). Сотрудничал в журнале «Новый путь» (в 1903 году стал секретарём редакции).

1910-е годы Журнал «Весы» прекращает выходить в 1909. С начала 1910-х годов он уделяет значительное внимание прозе, критике (работа в «Русской мысли», журнале «Искусство в Южной России»), пушкинистике. В 1913 году поэт переживает личную трагедию, вызванную мучительным для обоих романом с молодой поэтессой Надеждой Львовой и её самоубийством. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Брюсов отправился на фронт военным корреспондентом «Русских ведомостей». ». Следует отметить рост патриотических настроений в лирике Брюсова 1914—1916 годов. сборники конца 1900-х годов — «Земная ось» (прозаический сборник рассказов, 1907), «Все напевы» (1909) — оценивались критикой как более слабые, чем «Stephanos».

Брюсов и революция В 1917 году поэт выступил с защитой Максима Горького, раскритикованного Временным правительством. После Октябрьской революции 1917 года Брюсов активно участвовал в литературной и издательской жизни Москвы, , работал в различных советских учреждениях. С 1917 по 1919 год он возглавлял Комитет по регистрации печати.С 1918 по 1919 год заведовал Московским библиотечным отделом. с 1919 по 1921 год был председателем Президиума Всероссийского союза поэтов. В 1919 году — членом РКП(б). в 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт.Являлся членом Моссовета. Принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии. 1923 получил грамоту от Советского правительства за многочисленные заслуги.

Позднее творчество После революции Брюсов продолжал и активную творческую деятельность. В 1920-е годы он радикально обновляет свою поэтику, используя перегруженный ударениями ритм, обильные аллитерации, рваный синтаксис, неологизмы. 9 октября 1924 года Брюсов скончался в своей московской квартире от крупозного воспаления лёгких (вероятно, приблизило смерть и давнее пристрастие Брюсова к наркотикам — сперва к морфию, а затем, после революции, и к героину) . Поэт был похоронен на столичном Новодевичьем кладбище

Основные черты творчества Брюсова

В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики. Несмотря на стремление к классическим формам, творчество Брюсова — всё же не ампир, а модерн, вобравший в себя противоречивые качества. Стихосложение Брюсова Валерий Брюсов внёс большой вклад в развитие формы стиха. В 1890-е годы параллельно с Зинаидой Гиппиус Брюсов разрабатывал тонический стих. В 1918 году Брюсов издал сборник «Опыты…», не ставивший творческих задач и специально посвящённый самым разнообразным экспериментам в области стиха. В 1920-е годы Брюсов преподавал стихосложение в разных институтах

Брюсов в разных жанрах

Проза Наиболее известны исторические романы Брюсова «Алтарь победы» и — в особенности — «Огненный ангел». Новеллы Брюсова, описывающие современную жизнь, значительно слабее романов. Заслуживает внимания повесть «Обручение Даши» Брюсов писал и фантастические произведения — это роман «Гора Звезды», рассказы «Восстание машин» (1908) и «Мятеж машин» (1914), повесть «Первая междупланетная», антиутопия «Республика Южного Креста» (1904—1905).

Переводы Он открыл русскому читателю творчество известного бельгийского поэта-урбаниста Эмиля Верхарна, был первым переводчиком стихотворений Поля Верлена. Известны брюсовские переводы произведений Эдгара По (стихотворения), Ромена Роллана («Лилюли»), Виктора Гюго и т.д. Брюсов полностью перевёл «Фауста» Гёте, «Энеиду» Вергилия. В 1910-х Брюсов был увлечён поэзией Армении, перевёл множество стихотворений армянских поэтов и составил фундаментальный сборник «Поэзия Армении с древнейших времён до наших дней», за что был удостоен в 1923 году звания народного поэта Армении, его имя носит Ереванский лингвистический университет. Брюсов был теоретиком перевода.

Критика и литературоведение Как литературный критик Валерий Брюсов начал выступать ещё в 1893 году. Наиболее полным сборником критических статей Брюсова являются «Далёкие и близкие». Из брюсовских литературоведческих работ наиболее известны его труды, посвящённые биографии и творчеству Александра Пушкина. Брюсов изучал творчество Николая Гоголя, Баратынского, Фёдора Тютчева, Алексея Толстого.

Брюсов-журналист Журналистская деятельность началась в «Русском архиве».С 1900 по 1903 г. – секретарь редакции журнала. Публиковался в «Ежемесячных сочинениях» И. И. Ясинского (1900—1902). 1904 – 1909 Брюсов – основное действующее лицо журнала «Весы». Он стал основным автором и редактором этого журнала. Брюсов руководил книгоиздательством «Скорпион». П. Б. Струве пригласил поэта в редакцию московского журнала Русская мысль в 1910 г. В 1915 году Максим Горький приглашает сотрудничать Брюсова в журнал «Летопись».

Журнал «Весы» Журнал «Русский архив»

Брюсов-редактор Брюсов занимался редакторской деятельностью — под его контролем производилось издание собрания сочинений Каролины Павловой, нескольких изданий пушкинских произведений. Он приступил к редактированию полного собрания сочинений Пушкина.

Брюсов и филателия ссийского общества филателистов и почётным членом редколлегии журнала «Советский филателист». Почтовая марка СССР из серии «Писатели нашей Родины», посвящённая В. Я. Брюсову, 1963, 4 копейки.В. Я. Брюсов коллекционировал почтовые марки, специализируясь на марках колоний европейских государств. Он был членом Всероссийского общества филателистов и почётным членом редколлегии журнала «Советский филателист».

Почтовая марка СССР из серии «Писатели нашей Родины», посвящённая В. Я. Брюсову, 1963

В.Я.Брюсов
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

Данная презентация создана учащимися 11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
bryusov.ppt1.04 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Валерий Яковлевич Брюсов

Валерий Яковлевич Брюсов ( 1 (13) декабря 1873 ), Москва — 9 октября 1924 , Москва ) — русский поэт , прозаик , драматург , переводчик , литературовед , литературный критик и историк . Один из основоположников русского символизма .

Биография и творческий путь Детство Валерий Брюсов родился 1 (13) декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье. Будущий мэтр символизма был внуком поэта-баснописца И. Я. Бакулина. Дед Валерия Кузьма Андреевич, родоначальник Брюсовых, был крепостным помещика Брюса. В 1859 году он выкупился на волю и переехал из Костромы в Москву, где приобрёл дом на Цветном бульваре. В этом доме поэт родился и жил до 1910 года . Отец Брюсова, Яков Кузьмич Брюсов (1848—1907), сочувствовал идеям революционеров- народников ; он публиковал стихотворения в журналах.

В.Я. Брюсов в детстве

Отец Брюсова, Яков Кузьмич Брюсов

Образование Он учился в двух московских гимназиях (с 1885 по 1889 год в частной классической гимназии Ф. И. Креймана, в 1890 — 1893 годах — в гимназии Л. И. Поливанова ; последний — великолепный педагог — оказал значительное влияние на юного поэта); в последние гимназические годы Брюсов увлекался математикой . Окончив московскую гимназию Л. И. Поливанова, Брюсов в 1893-99 учился на историко-филологическом факультете Московского университета, сначала на отделении классической филологии, затем — на историческом (окончил с дипломом 1 степени).

Вхождение в литературу. «Декадентство» 1890-х Уже в 13 лет Брюсов связывал свою будущую жизнь с поэзией. Самые ранние известные стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881 году . В пору обучения в гимназии Креймана Брюсов сочинял стихи, занимался изданием рукописного журнала. К началу 1890-х наступила пора увлечённости Брюсова произведениями французских символистов — Бодлера , Верлена , Малларме . В 1890-х годах Брюсов написал несколько статей о французских поэтах. В период с 1894 по 1895 год он издал три сборника «Русские символисты».

В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета . Основной круг его интересов в студенческие годы — история, философия, литература, искусство, языки. В юности Брюсов увлекался также театром и выступал на сцене московского Немецкого клуба. В 1895 году появился на свет первый сборник исключительно брюсовских стихов — «Chefs d’oeuvre»(«Шедевры»). В следующем сборнике — «Me eum esse» («Это я», 1897 ). В юношеские годы Брюсов уже разрабатывал теорию символизма. Окончив в 1899 году университет, Брюсов целиком посвятил себя литературе.

1900-е годы «Tertia Vigilia» В 1900 году в «Скорпионе» был издан сборник «Tertia Vigilia» («Третья стража»), открывший новый — «урбанистический» этап творчества Брюсова. Сборник посвящён К. Д. Бальмонту. «Urbi et Orbi» Сознание одиночества, презрение к человечеству, предчувствие неминуемого забвения нашли отражение в сборнике «Urbi et Orbi» («Граду и миру»), вышедшем в 1903 году .

Темы и настроения в творчестве этого периода Великодержавное настроение времён Русско-японской войны 1904—1905 годов сменились у Брюсова периодом веры в непременную гибель урбанистического мира. Своего пика эти настроения достигли во время Первой Русской революции ; они ярко выражены в брюсовской драме «Земля»; затем — в стихотворении «Грядущие Гунны» ( 1905 ); в 1906 году Брюсовым была написана новелла «Последние мученики». Периоды полного бесстрастия сменяются у Брюсова лирикой неутолённых болезненных страстей («Я люблю в глазах оплывших», 1899 ; «В игорном доме», 1905 ; «В публичном доме», 1905, и мн. др.).

«Stephanos» Следующим сборником Брюсова стал «Stephanos» («Венок»), написанный во время самых ожесточённых революционных событий 1905 года (вышел в декабре 1905) Лидер символизма Он пользовался большим авторитетом, как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи. Брюсов также принимал активное участие в жизни Московского литературно-художественного кружка, в частности — был его директором (с 1908 года ). Сотрудничал в журнале «Новый путь» (в 1903 году стал секретарём редакции).

1910-е годы Журнал « Весы » прекращает выходить в 1909. С начала 1910-х годов он уделяет значительное внимание прозе, критике (работа в « Русской мысли », журнале « Искусство в Южной России »), пушкинистике. В 1913 году поэт переживает личную трагедию, вызванную мучительным для обоих романом с молодой поэтессой Надеждой Львовой и её самоубийством. В 1914 году , с началом Первой мировой войны , Брюсов отправился на фронт военным корреспондентом « Русских ведомостей ». ». Следует отметить рост патриотических настроений в лирике Брюсова 1914— 1916 годов . сборники конца 1900-х годов — «Земная ось» (прозаический сборник рассказов, 1907 ), «Все напевы» ( 1909 ) — оценивались критикой как более слабые, чем «Stephanos».

Брюсов и революция В 1917 году поэт выступил с защитой Максима Горького , раскритикованного Временным правительством . После Октябрьской революции 1917 года Брюсов активно участвовал в литературной и издательской жизни Москвы, , работал в различных советских учреждениях. С 1917 по 1919 год он возглавлял Комитет по регистрации печати. С 1918 по 1919 год заведовал Московским библиотечным отделом. с 1919 по 1921 год был председателем Президиума Всероссийского союза поэтов. В 1919 году — членом РКП(б) . в 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт . Являлся членом Моссовета . Принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии . 1923 получил грамоту от Советского правительства за многочисленные заслуги.

Позднее творчество После революции Брюсов продолжал и активную творческую деятельность. В 1920-е годы он радикально обновляет свою поэтику, используя перегруженный ударениями ритм, обильные аллитерации, рваный синтаксис, неологизмы. 9 октября 1924 года Брюсов скончался в своей московской квартире от крупозного воспаления лёгких (вероятно, приблизило смерть и давнее пристрастие Брюсова к наркотикам — сперва к морфию , а затем, после революции, и к героину ) . Поэт был похоронен на столичном Новодевичьем кладбище

Основные черты творчества Брюсова

В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики . Несмотря на стремление к классическим формам, творчество Брюсова — всё же не ампир , а модерн , вобравший в себя противоречивые качества. Стихосложение Брюсова Валерий Брюсов внёс большой вклад в развитие формы стиха. В 1890-е годы параллельно с Зинаидой Гиппиус Брюсов разрабатывал тонический стих. В 1918 году Брюсов издал сборник «Опыты…», не ставивший творческих задач и специально посвящённый самым разнообразным экспериментам в области стиха. В 1920-е годы Брюсов преподавал стихосложение в разных институтах

Брюсов в разных жанрах проза переводы критика литературоведение

Проза Наиболее известны исторические романы Брюсова «Алтарь победы» и — в особенности — «Огненный ангел». Новеллы Брюсова, описывающие современную жизнь, значительно слабее романов. Заслуживает внимания повесть «Обручение Даши» Брюсов писал и фантастические произведения — это роман «Гора Звезды», рассказы «Восстание машин» ( 1908 ) и «Мятеж машин» ( 1914 ), повесть «Первая междупланетная», антиутопия «Республика Южного Креста» ( 1904 — 1905 ).

Переводы Он открыл русскому читателю творчество известного бельгийского поэта- урбаниста Эмиля Верхарна , был первым переводчиком стихотворений Поля Верлена . Известны брюсовские переводы произведений Эдгара По (стихотворения), Ромена Роллана («Лилюли»), Виктора Гюго и т.д. Брюсов полностью перевёл «Фауста» Гёте , «Энеиду» Вергилия . В 1910-х Брюсов был увлечён поэзией Армении , перевёл множество стихотворений армянских поэтов и составил фундаментальный сборник «Поэзия Армении с древнейших времён до наших дней», за что был удостоен в 1923 году звания народного поэта Армении , его имя носит Ереванский лингвистический университет. Брюсов был теоретиком перевода.

Критика и литературоведение Как литературный критик Валерий Брюсов начал выступать ещё в 1893 году . Наиболее полным сборником критических статей Брюсова являются «Далёкие и близкие». Из брюсовских литературоведческих работ наиболее известны его труды, посвящённые биографии и творчеству Александра Пушкина . Брюсов изучал творчество Николая Гоголя , Баратынского , Фёдора Тютчева , Алексея Толстого .

Брюсов-журналист Журналистская деятельность началась в «Русском архиве». С 1900 по 1903 г. – секретарь редакции журнала. Публиковался в «Ежемесячных сочинениях» И. И. Ясинского ( 1900 — 1902 ). 1904 – 1909 Брюсов – основное действующее лицо журнала «Весы». Он стал основным автором и редактором этого журнала. Брюсов руководил книгоиздательством «Скорпион». П. Б. Струве пригласил поэта в редакцию московского журнала Русская мысль в 1910 г. В 1915 году Максим Горький приглашает сотрудничать Брюсова в журнал «Летопись».

Журнал «Русский архив» Журнал «Весы»

Брюсов-редактор Брюсов занимался редакторской деятельностью — под его контролем производилось издание собрания сочинений Каролины Павловой , нескольких изданий пушкинских произведений. Он приступил к редактированию полного собрания сочинений Пушкина.

Брюсов и филателия Почтовая марка СССР из серии «Писатели нашей Родины», посвящённая В. Я. Брюсову, 1963, 4 копейки. В. Я. Брюсов коллекционировал почтовые марки, специализируясь на марках колоний европейских государств. Он был членом Всероссийского общества филателистов и почётным членом редколлегии журнала «Советский филателист».

Почтовая марка СССР из серии «Писатели нашей Родины», посвящённая В. Я. Брюсову, 1963

Презентация к уроку литературы «В.Я. Брюсов» ( 11 класс)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

«Как закрыть гештальт: практики и упражнения»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Валерий Яковлевич
БРЮСОВ
(1873 — 1924)

Мне помнятся и книги эти,
Как в полусне недавний день;
Мы были дерзки, были дети,
Нам все казалось в ярком свете.

Теперь в душе и тишь и тень.
Далеко первая ступень.
Пять беглых лет — как пять столетий.

В.Я.Брюсов
1900
Русские символисты
Символизм как явление в литературе и искусстве впервые появился во Франции в последней четверти XIX века и к концу века распространился в большинстве стран Европы. Символизм становится первым значительным модернистским направлением в России; одновременно с зарождением символизма в России начинается Серебряный век русской литературы. Русских символистов объединяло недоверие к обыденному слову, стремление выражаться посредством аллегорий и символов. «Мысль изречённая — есть ложь» — стих русского поэта Фёдора Тютчева — предшественника русского символизма.

Символизм — одна из влиятельных литературных группировок на рубеже XIX и XX вв. В отличие от петербургской группы так называемых старших символистов (Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Сологуб), склонных к пессимизму, разочарованию и безысходности, московская группа «младших» символистов, оформившаяся в первое десятилетие XX в. (К.Д. Бальмонт, Андрей Белый, А.А. Блок, В.И. Иванов, В.Я. Брюсов, Эллис и др.), отличалась динамично-ярким мироощущением, ритмической энергией письма, охотно оперировала знаками-символами светлых предзнаменований («солнце», «зори» и т.п.) и ожидания благих исторических перемен. Символисты основали ряд издательств («Скорпион» с альманахами «Северные цветы», «Гриф», «Мусагет»), выпускали журналы «Весы» (1904—09), «Золотое руно».

БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873 — 1924), поэт, прозаик, теоретик литературоведения, переводчик. Родился 1 декабря в Москве в зажиточной купеческой семье. Брюсов вспоминал: «Над столом отца висели портреты Чернышевского и Писарева. Я был воспитан. в принципах материализма и атеизма». Особо чтимым поэтом в семье был Н.Некрасов.
Детство и юность В.я.Брюсова
Поступив в 1892 в Московский университет на историческое отделение историко-филологического факультета, он углубленно изучает историю, философию, литературу, искусство, языки.

В 1890-х годах Брюсов написал несколько статей о французских поэтах. В период с 1894 по 1895 год он издал (под псевдонимом Валерий Маслов) три сборника «Русские символисты», куда вошли многие из его собственных стихов. В 1895 году появился на свет первый сборник исключительно брюсовских стихов — «Chefs d’oeuvre» («Шедевры»); нападки печати вызвало уже само название сборника, не соответствовавшее, по мнению критики, содержанию сборника (самовлюблённость была характерна для Брюсова).
Вхождение в литературу

Окончив в 1899 году университет, Брюсов целиком посвятил себя литературе. Несколько лет он проработал в журнале П. И. Бартенева «Русский архив».
Во второй половине 1890-х годов Брюсов сблизился с поэтами-символистами, в частности — с К. Д. Бальмонтом, стал одним из инициаторов и руководителей основанного в 1899 году С. А. Поляковым издательства «Скорпион», объединившего сторонников «нового искусства».

Сознание одиночества, презрение к человечеству, предчувствие неминуемого забвения нашли отражение в сборнике «Urbi et Orbi» («Граду и миру»), вышедшем в 1903 году; всё чаще поэт обращается к «гражданской» теме. Классическим примером гражданской лирики является стихотворение «Каменщик». Для себя Брюсов выбирает среди всех жизненных путей «путь труда, как путь иной»
Темы и настроения в творчестве
«Давно ушел я в мир, где думы,
Давно познал нездешний свет.
Мне странны красочные шумы,
Страстям — в душе ответа нет.

Могу я медлить миг мгновенный,
Но ввысь иду одной тропой.
Кто мне шепнул о жизни пленной?
Моя звезда! я только твой»

Организаторская роль Брюсова в русском символизме очень значительна. Возглавляемые им «Весы» стали самым тщательным по отбору материала и авторитетным модернистским журналом. Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов. Он пользовался большим авторитетом как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи, имел репутацию строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца» культуры, и среди акмеистов (Николай Гумилёв, Зенкевич, Мандельштам), и футуристов (Пастернак, Шершеневич и др.).

Брюсов также принимал активное участие в жизни Московского литературно-художественного кружка, в частности — был его директором (с 1908 года). Сотрудничал в журнале «Новый путь» (в 1903 году, стал секретарём редакции).
Лидер символизма

Брюсов и революция
В 1917 году поэт выступил с защитой Максима Горького, раскритикованного Временным правительством.
После Октябрьской революции 1917 года Брюсов активно участвовал в литературной и издательской жизни Москвы, С 1917 по 1919 год он возглавлял Комитет по регистрации печати; с 1918 по 1919 год заведовал Московским библиотечным отделом при Наркомпросе; в 1919 году Брюсов стал членом РКП(б).
Принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии первый том вышел уже после смерти Брюсова.

Некоторые постреволюционные стихи являются восторженными гимнами «ослепительному Октябрю»; в отдельных своих стихах он славит революцию в один голос с марксистскими поэтами.
Став родоначальником «русской литературной Ленинианы», Брюсов пренебрёг «заветами», изложенными им самим ещё в 1896 году в стихотворении «Юному поэту» — «не живи настоящим», «поклоняйся искусству».».
Валерий Яковлевич жил в этом доме (Москва, Пр. Мира,30) в 1910—1924. Сейчас там литературный музей.
Позднее творчество

В некоторых текстах позднего Брюсова проявляются ноты разочарования своей прошлой и настоящей жизнью, даже самой революцией (особенно характерно стихотворение «Дом видений»). В своём эксперименте Брюсов оказался одинок: в эпоху построения новой, советской поэзии опыты Брюсова были сочтены слишком сложными и «непонятными массам».
9 октября 1924 года Брюсов скончался в своей московской квартире от крупозного воспаления лёгких (вероятно, приблизило смерть и давнее пристрастие Брюсова к наркотикам — сперва к морфию, а затем, после революции, и к героину) . Поэт был похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.

В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие — любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические
Главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то — отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти
Основные черты творчества Брюсова

Гармодий
Даров, В.
И. А.
К. К. К.
Л. Р.
Латник
М.
М. П.
Маслов, В. А.
Москвитянин
НеллиПентаур
Р.
Сбирко, Д.
Созонтов, К.
Спасский
Товарищ Герман
Турист
Фукс, З.
Ch.
Enrico
L.
Псевдонимы Брюсова
При работе над сборниками «Русские символисты» (1894—1895) Брюсов использовал множество псевдонимов. Функция псевдонима здесь состоит не в сокрытии подлинной фамилии автора, а в мистификации. читателя.

1) Брат — А. Я. Брюсов — профессор искусствоведения, сотрудник Исторического музея, участник поисков Янтарной комнаты.

2) В 1897 году Брюсов женился на Иоанне Рунт. Она была спутницей и ближайшим помощником поэта до самой его смерти.

3) В начале 1910-х годов Валерий Брюсов, Вяч. Иванов, Андрей Белый и А. С. Петровский составили эфемерную масонскую ложу «Люцифер», учреждённую «московским центром» и упразднённую сразу после основания за связь с антропософами.
Интересные факты

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета.
Первый прими : не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.

Помни второй : никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни : поклоняйся искусству,
Только ему безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.

Почтовая марка СССР из серии «Писатели нашей Родины», посвящённая В. Я. Брюсову, 1963


источники:

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/11/30/v-ya-bryusov

http://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-literaturi-vya-bryusov-klass-3122442.html