Брюсов биография Кратко Интересные Факты

Валерий Яковлевич Брюсов: биография, личная жизнь и интересные факты

  • 12 Марта, 2020
  • Искусство
  • Наталья Воробьева

«О закрой свои бледные ноги». Как вы думаете, что это? Если мало знакомы с русской литературой Серебряного века, ни за что не догадаетесь. Между тем это одно из стихотворений известного русского поэта, одного из основоположников отечественного символизма – Валерия Брюсова. Да-да, это именно стихотворение в одну строку – этот литератор умел удивлять. Биография Валерия Брюсова – тому подтверждение…

Детские годы

Будущий поэт увидел этот мир в декабре 1873-го. Один дед мальчика прежде был крепостным, однако в середине девятнадцатого столетия сумел выкупиться и занялся торговлей; второй дед был не чужд делам литературным – он писал басни и даже выпустил собственный сборник, не исключено, что именно от него унаследовал свой талант Валерий Брюсов, биография которого интересна всем поклонникам его творчества.

С книжками мальчик познакомился рано – он научился читать в четыре года и, разумеется, жаждал применять новый навык как можно больше и чаще. В доме была огромная библиотека, и маленькому Валерику не возбранялось ею пользоваться. Однако ни сказок, ни какой-либо другой детской литературы там не водилось. Как позже вспоминал сам Брюсов, родители усиленно оберегали его от «всякой чертовщины», а потому со сказками он знаком не был. Как и с классикой – из художественной литературы в доме водился лишь Некрасов, стихотворения которого маленький Брюсов знал наизусть. Ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Толстого он не читал, но в избытке знакомился с книгами по материализму, происхождению видов, атеизму, в очень раннем возрасте узнал о теории Дарвина. Все потому, что данными темами интересовался его отец, Яков, следовательно, посвященных им книг в домашней библиотеке было с лихвой.

Впрочем, раннее знакомство с естественно-научными трудами не склонило Валерика к увлечению данными науками. Гуманитарный профиль довлел над ним больше, тяга к литературе была сильнее, и, еще будучи крохотным дошколенком, мальчик написал свою первую пьесу в комедийном жанре – «Лягушка». С восьми Валерик начал писать стихи, а в 13 лет, еще учась в гимназии (кстати, гимназий в жизни Брюсова было две – гимназия Креймана, откуда его отчислили за пропаганду атеизма, и гимназия Поливанова, который оказал на юного Брюсова немалое влияние), он уже точно знал, что свяжет свою судьбу исключительно с поэзией и только с ней.

Первые литературные опыты

Первые годы жизни Валерия проходили в отдалении от остальных детей. Он рос уединенно, без товарищей, никаких игр не знал и потому, поступив в гимназию в одиннадцатилетнем возрасте, испытывал немало затруднений. Однако вскоре в гимназии нашлись такие же книжные любители, как и он сам. Мальчики сблизились и даже стали вместе издавать рукописный журнал под названием «Начало». Именно к этому времени относятся первые более-менее основательные и сознательные пробы пера Валерия – как в поэзии, так и в прозе.

Он упражнялся помимо прочего еще и в переводах – переводил античных авторов, тренируя таким образом свой ритм, стилистику, черпая всевозможные приемы. Позже Брюсов рассказывал, что литература так захватила его, что он не мог остановиться – писал все время, в его голове постоянно возникали темы новых произведений, он начинал следующее, не закончив предыдущего, и вскоре исписал толстую тетрадь, специально подаренную ему для сочинений. Дошло до того, что по вечерам, вернувшись из гимназии, он не учил уроки, а сочинял либо для себя, либо для выпускаемого с товарищами журнала. Впрочем, редакционно-издательскую деятельность в подростковом возрасте Брюсов оставил, полностью сосредоточившись на создании произведений.

В 15-16 лет у Валерия появились первые кумиры – Александр Сергеевич Пушкин и французские символисты. Он увлекся Бодлером, Верленом, Малларме, увлекся настолько, что даже написал Верлену письмо, в котором скромно представил себя как основоположника русского символизма. Он старательно подражал французам, и те его стихотворения, что впервые были опубликованы (это произошло вскорости), написаны именно под влиянием французских поэтов, особенно Верлена. Последним Брюсов восхищался так сильно, что посвятил ему поэму «Декаденты (Конец столетия)» (написана в 1890-х годах) – в ней шла речь о любви Верлена и Матильды Моте, а также об отношениях Верлена с Рембо.

Выход в печать

В 1893 году молодой человек стал студентом историко-филологического факультета Московского университета. Благодаря обучению он еще более плотно познакомился с литературой и искусством, в том числе зарубежными: изучал философию, историю, иностранные языки. Последнее позволило ему читать иностранных авторов в оригинале.

Параллельно с учебой Валерий не переставал писать и теперь уже делал это не в стол. В 1894-1895 годах он умудрился издать сразу три стихотворных сборника под общим названием «Русские символисты». Туда вошли многие из его собственных стихотворений (выпущенных под псевдонимом Валерий Маслов), а также произведения его друзей – А. Миропольского и А. Добролюбова.

Первые самостоятельные сборники

Очередное крупное событие в биографии Брюсова В. Я. – выход в свет первых самостоятельных стихотворных сборников – произошло в 1895 году. Тогда увидел свет сборник под названием «Шедевры» (Chefs d’oeuvre), в котором прослеживалась характерная черта начинающего поэта – немалая самовлюбленность (это же очевидно из дневника, который Брюсов вел в те годы; он писал, что его юность – это юность гения, а его жизнь и поступки оправдываются исключительно великими делами). Самовлюбленность же видна и в двух других сборниках Валерия, вышедших сразу вслед за первым. Это книги под названиями «Это я» и «Третья стража» (последняя посвящена Константину Бальмонту).

В те же годы Валерий Брюсов работал в одном из московских издательств, занимался переводами. После окончания университета трудился в журнале «Русский архив» в течение нескольких лет.

Основные черты творчества Брюсова

Для ранней поэзии Брюсова характерны две вещи, отличающие его произведения от других: борьба с отжившим свое (по мнению поэта) купеческим миром и стремление оторваться от серых будней. Последнее нередко выражалось в теме самоубийства. Отрешенность от внешнего мира, концентрация на личном пространстве – те мотивы, которые красной нитью проходят через все творчество символиста, начиная с самых ранних, самых первых его стихотворений. Кроме того, он, как уже было сказано, не скрывал своей самовлюбленности, а еще стремился оставить след в литературе созданием новых форм и жанров и поиском их все время занимался, пытаясь нарисовать в стихотворении необычный образ, поразить читателя эксцентричной рифмой или сложить новое слово.

В более поздних произведениях Валерия Яковлевича появились урбанистические мотивы, пропал некий характерный для предыдущих работ мифологизм. Если первые стихотворения были больше посвящены личному, то здесь Брюсов, напротив, больше и охотнее говорит о «мире людей», куда словно бы вернулся после добровольного уединения-заточения. Считается, что именно Брюсов первым в нашей стране в полной мере раскрыл урбанистическую тему в литературе. В стихотворениях поэта появляются экспериментаторские нотки, он сам признается, что стал ценить все жанры, что ему хочется охватить и то, и другое, и третье, от каждого любимого им автора взять по чуть-чуть. Потому Валерий активно занимался стилизацией всевозможных поэтических манер и, в общем, был в этом деле неплох.

В начале двадцатого века в творчестве Брюсова появляются темы одиночества, презрения к человечеству, предчувствия гибели урбанистики.

Символизм

Валерий Яковлевич Брюсов, биография которого представлена в статье, называл себя основоположником русского символизма, и, как бы это ни было нескромно, но делал он это недаром: он действительно немало сил вложил в развитие этого направления в нашей стране и сегодня причисляется к так называемым старшим символистам наряду с Бальмонтом.

Разрабатывать символистские теории Брюсов начинал еще в юношестве, однако наиболее сильное выражение данное увлечение нашло после знакомства Брюсова с Бальмонтом, которое произошло в начале 1890-х годов. Сблизившись с Бальмонтом и другими поэтами-символистами, Брюсов начал заниматься концепциями символизма уже вплотную. Он очень много сделал именно как организатор, оказал огромное влияние на молодых поэтов – о нем отзывались как о человеке, повлиявшем на целое поколение.

Первый совместный альманах символистов (Брюсова, Мережковского, Гиппиуса и других) вышел в свет в 1901 году. Он назывался «Северные цветы». Именно с того года символизм начал функционировать в нашей стране как отдельное самобытное направление.

Первая мировая война

С началом Первой мировой войны в биографии В. Я. Брюсова открылась новая страница. Как и многие другие, он был очень патриотически настроен и не мог остаться в стороне от происходящего. Конечно, он не отправился на фронт, в гущу событий, однако хоть и косвенно, но участвовал в происходящем: работал корреспондентом от газеты «Русские ведомости».

Впрочем, его патриотизм держался недолго – по воспоминаниям супруги Брюсова, с войны поэт возвратился в большом разочаровании. Возможно, именно это послужило причиной некоего творческого ослабления литератора – многие критики отмечают, что как раз в данный промежуток времени стихотворения Брюсова объективно слабее, передают усталость и духовную опустошенность символиста.

После революции

После падения царского режима символист не перестал участвовать в литературной жизни страны. Он по-прежнему писал стихи, выступал, выпускал журналы. В общем, творческая жизнь его кипела и не сбавляла оборотов. Революцию Валерий Яковлевич воспринял как тот самый путь к новому миру, постичь который он так жаждал с юных пор. Он очень старался стать частью «нового мира», но ему это не удалось, поскольку «новые люди» отрицательно приняли его поэзию.

Личная жизнь Валерия Брюсова

Первой любовью молодого Валерия была девушка по имени Елена Краскова; доподлинно неизвестно, что представляли собой их отношения, на какой стадии находились и как долго длились. Однако Елена скоропостижно скончалась в 1893 году от черной оспы, Валерий посвятил ей немало стихотворений, а затем увлекся другой девушкой – актрисой Натальей Дарузес. Долго эти отношения не продлились. Уже в 1897 году Брюсов женился. Его избранницей стала девушка чешского происхождения, Иоанна Рунт, занимавшаяся переводами с французского языка. Она была верным другом, музой и помощницей Валерия всю жизнь – до самой его смерти. Интересен тот факт, что познакомились молодые люди, когда Иоанна пришла в семью Брюсовых… работать гувернанткой для младших сестер поэта. Поначалу ни о какой женитьбе литератор и не помышлял, но потом словно что-то щелкнуло у него в голове – и вот он уже стал женатым человеком. Тем не менее брак у Валерия с Иоанной оказался счастливым, о чем он писал в собственном дневнике. Детей у Брюсовых не было.

Биография Брюсова Валерия Яковлевича гораздо шире и увлекательнее, однако в рамках одной статьи невозможно вместить многое. Это лишь малая часть той информации, которую можно и нужно знать об этом необыкновенном человеке, оставившем действительно яркий след в истории русской литературы.

Валерий Яковлевич Брюсов

Фото Все

Видео Все

Валерий Брюсов. «Блудный сын» / Библейский сюжет / Телеканал Культура

Сто лекций с Дмитрием Быковым. Валерий Брюсов Urbi et orbi, 1903

Брюсов. «Творчество». Из курса «Русская литература XX века. Сезон 2»

Валерий Брюсов — биография

Многие из нас знают Валерия Брюсова как русского поэта, на стихи которого писали свою музыку композиторы Сергей Рахманинов, Александр Гречанинов, Михаил Гнесин, Рейнгольд Глиэр. Кроме того, Брюсов был автором пьес, переводчиком, редактором журналов, руководителем литературного института. Этого поэта литературоведы называют одним из основоположников русского символизма.

Детство

Валерий Яковлевич родился в Москве 13 декабря 1873 года. Его дед по материнской линии, Александр Бакулин, был купцом и поэтом, автором «Басен провинциала». Кузьма Брюсов, дед будущего поэта по отцовской линии, был крепостным. Он сумел выкупиться на волю, уехал из Костромской губернии в столицу, стал заниматься торговлей, купил особняк на Цветном бульваре, где его знаменитый внук жил в течение 32 лет.

Отец будущего литератора, Яков Кузьмич, писал стихи, сочувствовал революционерам-народникам. Он был очень азартным человеком, увлекался скачками, растратил все свое состояние на игру в тотализаторе. На воспитание сына родители обращали мало внимания. В четыре года мальчик уже умел хорошо читать. Все свое время он проводил в родительской библиотеке. Отец с матерью следили только за тем, чтобы мальчик не читал сказок и религиозной литературы.

Валерий Брюсов в детстве

Валерий увлекался идеями Дарвина, изучал принципы материализма, но совсем не знал русскую классическую литературу. Произведений Тургенева, Толстого, Пушкина не было в отцовской библиотеке, зато имелось собрание сочинений Некрасова, и большинство его стихов Брюсов-младший знал наизусть. Ему очень нравилась химия и физика, мальчик с удовольствием занимался опытами, по книгам изучал явления природы. В дошкольном возрасте стал автором своей первой комедии «Лягушка».

Образование

В 11 лет Валерий стал учеником частной гимназии Креймана. Мальчик показал такие хорошие результаты, что его сразу приняли во второй класс. Сначала он не пользовался авторитетом у своих сверстников. До гимназии мальчик рос в одиночестве, его брат и две сестры родились намного позже Валерия. Он не был обучен простым детским играм, одноклассники долго считали Брюсова высокомерным зубрилой. Но через несколько лет Валерий подружился с такими же страстными любителями литературы, вместе с ними стал выпускать рукописный журнал «Начало».

Валерий в этот период увлекался многими жанрами, писал прозу, стихи, делал переводы. Он совсем забросил учебу, целые вечера посвящал литературной деятельности – писал сонеты, октавы, триолеты, рондо. Из-под его пера выходили рассказы, драмы, романы, он переводил труды современных, античных авторов. Даже по дороге в гимназию подросток думал не об учебе, а о сюжете нового произведения, которым он займется после занятий.

При такой увлеченности высокими жанрами его первая опубликованная статья была на удивление обыденной. Валерий, разделявший страсть отца, выступил со своим мнением в поддержку тотализатора на скачках в журнале «Русский спорт». Стараниями Брюсова и его товарищей журнал «Начало» выходил в течение нескольких лет. Затем гимназисты остыли, оставили свою затею.

В 16 лет Брюсов возобновил деятельность редактора, стал выпускать «Листок V класса». Газета была вольнодумной, в ней критиковались школьные порядки, по этой причине редактору скоро предложили оставить учебное заведение. Брюсов перешел учиться в гимназию Поливанова.

В последних классах гимназии он увлекся творчеством Пушкина, Поля Верлена, Стефана Малларме, Шарля Бодлера. В 1893 году Брюсов написал письмо Полю Верлену. В послании к французскому литератору начинающий поэт называл себя

основоположником русского символизма. В том же году он написал драму «Декаденты. (Конец столетия)», где речь идет о некоторых фактах из биографии Поля Верлена.

Валерий Брюсов в молодости

В 1893 году Валерий стал студентом историко-филологического факультета Московского университета. Он изучал несколько дисциплин – литературу, философию, историю, искусство, иностранные языки. Иностранным языкам Брюсов уделял особое внимание, они были необходимы молодому литератору для чтения произведений зарубежных авторов в оригинале. Молодого человека сжигала жажда познания, он считал, что для ее удовлетворения одной жизни ему будет крайне мало.

Могут быть знакомы

Поэтические сборники

В 1894 году поэт публикует первый сборник под названием «Chefs d’oeuvre» — «Шедевры». Он посвятил свою книгу не современникам, которые вряд ли способны оценить этот труд, а вечности и искусству. Чересчур громкое название книги и апломб, с которым Брюсов представил свой труд, пошли не на пользу автору. Критики отнеслись к его творениям с большой долей скепсиса. Через два года вышел следующий сборник стихов Брюсова, который он назвал «Это – я». В новом сборнике появились иные мотивы – исторические, научные, урбанистические.

Очередной сборник стихов под названием «Третья стража» поэт посвятил Константину Бальмонту. Многие произведения из этой книги имеют историко-мифологические сюжеты. В то время произведения Брюсова публикуются во многих журналах Петербурга и Москвы, а сам поэт был сотрудником столичного издательства «Скорпион».

В начале 20 века Брюсов тесно общается с другими поэтами-символистами – Зинаидой Гиппиус, Федором Сологубом, Дмитрием Мережковским. В 1901 году поэты совместными усилиями опубликовали свой первый альманах «Северные цветы». Это было время, когда символизм признали новым литературным течением. Литературные встречи символисты устраивали у Брюсова, Гиппиус, Александра Миропольского.

Поэты, писатели не только знакомили гостей с новинками, но и устраивали спиритические сеансы.

В залах приглушалось освещение, после этого собравшиеся вызывали духов, которые не только двигали мебель, но и писали загадочные тексты с помощью проводника, человека, присутствующего на сеансе.

Следующие книги Брюсова назывались «Граду и миру» и «Венок». В последний сборник он включил произведения, написанные ранее – о войне, революции, мифологические и лирические стихи. Брюсов всегда очень много работал. В этот период он занимался изданием журнала символистов «Весы», был руководителем отдела литературной критики журнала «Русская мысль», писал пьесы, прозу, занимался переводами.

Во время Первой мировой войны литератор стал военным корреспондентом газеты «Русские ведомости». На фронт он отправился, как и многие в то время, с патриотическим настроением. Однако через два года патриотический пыл угас, поэт вернулся в столицу, глубоко разочарованный тем, что происходило на фронтах. Он уже не имел ни малейшего желания возвращаться на поле боя, где полным ходом шло моральное разложение воинов. К тому времени относятся критические стихи Брюсова, опубликовать которые он не успел.

В те годы поэта мало интересовала сюжетная линия произведения, он был сосредоточен на форме стихотворения, поэтической технике. Он занимался подбором утонченных рифм, изучал приемы других поэтов, создавал классические произведения – французские баллады. Поэт был виртуозным импровизатором, на создание классического сонета у него уходило несколько минут. Венок сонетов «Роковой ряд» Брюсов написал за семь часов, хотя туда вошло 15 произведений.

В 1915 году Московский армянский комитет заказал поэту сборник национальной поэзии. Это была антология, охватившая многовековую историю страны. Брюсов занимался переводами, редактурой, организацией работы, подготовкой книги к печати. После выхода сборника поэт написал ряд статей о культуре Армении, книгу «Летопись исторических судеб армянского народа». Через некоторое время он был удостоен звания народного поэта Армении.

После революции поэта назначили руководителем Комитета по регистрации печати, он был сотрудником Госиздата, председателем президиума Всероссийского союза поэтов, готовил первое издание Большой советской энциклопедии. С 1921 года был организатором, затем ректором и профессором Высшего Литературно-художественного института.

Личная жизнь

За свою жизнь поэт пережил немало увлечений, все они были взаимными. В 24 года поэт женился на Иоанне Рунт, гувернантке своих сестер, которая по происхождению была чешкой, либо полячкой.

Валерий Брюсов с Иоанной Рунт

Он очень любил эту женщину, однако детей у Брюсовых не было. Иоганна не могла подарить своему супругу ребенка. Зато она очень трепетно относилась к творчеству своего мужа, скрупулезно собирала, хранила все разрозненные листочки с его рукописями.

Причина смерти

Осенью 1924 года поэт скончался от пневмонии. Его прах погребен на Новодевичьем кладбище.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Интересные факты о В.Я. Брюсове — информация о жизни и творчестве поэта

Детство и юность

Любовь к литературе и тяга к сочинительству были в роду у Брюсовых. Наиболее интересные факты из жизни писателя:

  1. Будущий лидер символизма родился в Москве в Милютинском переулке1 (13) декабря 1873 года в купеческой семье. Был первым ребенком в семье, позже родились брат Александр и сестры Лидия и Надежда.
  2. Дед по матери Александр Яковлевич Бакулин был поэтом-самоучкой, издавшим сборник басен в начале 19 века. Именно его фамилией нередко поэт подписывал свои произведения.
  3. Дед по отцовской линии был крепостным из Костромской губернии, откупился от своей барыни и переехал Москву. Здесь он преуспел в торговле пробками и обзавелся домом в центре города, где в начале 20 века жил его знаменитый внук.
  4. Отец Брюсова Яков Кузьмич сочувствовал революционерам-народникам, писал стихи и увлекался тотализатором. Будучи типичным шестидесятником, всячески ограждал сына от религиозной литературы, прививал научные взгляды на окружающий мир.
  5. Унаследовав страсть к литературе от деда, мальчик рано научился читать и буквально жил в родительской библиотеке. К 13 годам проявился интерес к поэзии и появились первые стихи, рассказы, статьи. В это время юноша окончательно определился с будущим призванием, видя себя поэтом, писателем, литератором.
  6. Годы учебы будущего поэта прошли в двух учебных заведениях: гимназии Креймана, откуда он был отчислен за пропаганду атеизма, и в гимназии Поливанова, который оказал благотворное влияние на юного поэта.
  7. Будучи гимназистом, Брюсов увлекся Н. А. Некрасовым, считая его идеальным поэтом. В зрелые годы он не раз возвращался к его творчеству в различных статьях и заметках.

Библиография

  • 1895 – «Chefs d’Oeuvre» («Шедевры»)
  • 1903 – «Urbi et orbi» («Городу и миру»)
  • 1907–1911 – «Земная ось»
  • 1907 – «Огненный ангел»
  • 1909 – «Все напевы»
  • 1911–1912 – «Алтарь победы. Повесть IV века»
  • 1912 – «Зеркало теней»
  • 1913 – «Ночи и дни»
  • 1916 – «Рея Сильвия. Элули, сын Элули»
  • 1916 – «Семь цветов радуги»
  • 1916–1917 – «Девятая Камена»
  • 1917–1919 – «Последние мечты»
  • 1922 – «Дали»
  • 1924 – «Mea» («Спеши»)
  • 1928 – «Неизданные стихи»

Университет и декадентство

Годы учебы в университете оказали большое влияние на мировоззрение лидера русского символизма. Самые важные моменты университетского периода:

  1. В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Любимыми предметами его были, кроме истории и литературы, искусство, философия и иностранные языки.
  2. В университетские годы увлекся французскими символистами: Верленом, Бодлером, Малларме. Под влиянием их поэзии он стал формироваться как будущий поэт Серебряного века.
  3. В 1893 году Брюсов написал письмо Полю Верлену, в котором позиционировал себя в качестве будущего родоначальника символистского течения в России. В этом же году вышла его первая драма «Декаденты» о сложных взаимоотношениях французского символиста, его юной жены Матильды и молодого поэта Артюра Рембо.
  4. В период с 1894 по 1895 гг. были изданы несколько сборников под названием «Русские символисты», в которых наряду с другими поэтами, были напечатаны первые литературные опыты Валерия Брюсова. В последнем сборнике альманаха был опубликован моностих «О, закрой свои бледные ноги», вызвавший негативную критику в литературной среде.
  5. В 1895 году появился новый сборник стихов «Шедевры», в котором, по мнению критики, сильно влияние Верлена. Именно здесь впервые был провозглашен главный принцип, характерный для ранней лирики поэта, — «искусство ради искусства».

За 2года до окончания университета, вышел еще один сборник «Это я», в котором так же чувствовалось воздействие на мировоззрение поэта французского символиста. Период между сборниками «Шедевры» и «Это я», сам Брюсов назвал «декадентским».

Символизм

Валерий Яковлевич Брюсов, биография которого представлена в статье, называл себя основоположником русского символизма, и, как бы это ни было нескромно, но делал он это недаром: он действительно немало сил вложил в развитие этого направления в нашей стране и сегодня причисляется к так называемым старшим символистам наряду с Бальмонтом.

Разрабатывать символистские теории Брюсов начинал еще в юношестве, однако наиболее сильное выражение данное увлечение нашло после знакомства Брюсова с Бальмонтом, которое произошло в начале 1890-х годов. Сблизившись с Бальмонтом и другими поэтами-символистами, Брюсов начал заниматься концепциями символизма уже вплотную. Он очень много сделал именно как организатор, оказал огромное влияние на молодых поэтов – о нем отзывались как о человеке, повлиявшем на целое поколение.

Первый совместный альманах символистов (Брюсова, Мережковского, Гиппиуса и других) вышел в свет в 1901 году. Он назывался «Северные цветы». Именно с того года символизм начал функционировать в нашей стране как отдельное самобытное направление.

Литературная и издательская деятельность

Благодаря своей одаренности, образованию и трудолюбию, поэт добился многих вершин в самых различных областях. Самые яркие события в его творческой карьере:

  1. В 1899 году Брюсов окончил университет и стал одним из руководителей издательства «Скорпион», собравшего сторонников нового литературного течения. Здесь был издан его новый сборник стихов, воспевающий образ города — «Третья стража».
  2. После выхода сборника «Граду и миру» в 1903 году поэт был признан идейным вдохновителем и мастером русского символизма. Особенно сильно сборник повлиял на молодых символистов Александра Блока и Андрея Белого.
  3. Во время Первой русской революции в творчестве Брюсова появились новые пессимистические нотки. Апофеозом упаднических настроений стала драма «Земля», описывающая гибель человечества.
  4. Вершиной творчества Брюсова считался поэтический сборник «Венок», изданный в самый разгар революционных событий. «Венок» завершил мою поэзию, надел на неё воистину «венок», — писал позже поэт.
  5. С 1904 по 1907 гг. возглавил редакцию журнала «Весы», в котором активно печатал стихи Андрея Белого, Константина Бальмонта, Максимилиана Волошина.
  6. Брюсов сделал первые русские переводы стихов основоположника символизма Эмиля Верхарна, которого поэт называл «Данте современности».
  7. В 1907 году вышел первый роман писателя — «Огненный ангел», который послужил основой для создания одноименной оперы Сергея Прокофьева.
  8. В 1910-х Брюсов занимался переводами армянских поэтов, за что в 1923 году получил почетное звание народного поэта республики Армении.
  9. В течение двух лет — с 1910 по 1912 гг. по приглашению известного общественного деятеля, историка и экономиста Петра Струве, поэт возглавил литературно-критический отдел журнала «Русская мысль». С его приходом стали публиковаться Алексей Толстой, Анна Ахматова, Николай Гумилев.
  10. С началом Первой мировой войны Брюсов пошел на фронт и работал военным корреспондентом в общественно-политической газете «Русские ведомости».
  11. Поэт с восторгом принял «ослепительный Октябрь», став основоположником советской Ленинианы.
  12. После революции Брюсов заведовал библиотечным и литературным отделом в народном комиссариате просвещения, был ректором и профессором созданного им литературно-художественного института.

Как куратор отдела литературы, языкознания и искусства, принимал участие в издании Большой советской энциклопедии.

Основные черты творчества Брюсова

Для ранней поэзии Брюсова характерны две вещи, отличающие его произведения от других: борьба с отжившим свое (по мнению поэта) купеческим миром и стремление оторваться от серых будней. Последнее нередко выражалось в теме самоубийства. Отрешенность от внешнего мира, концентрация на личном пространстве – те мотивы, которые красной нитью проходят через все творчество символиста, начиная с самых ранних, самых первых его стихотворений. Кроме того, он, как уже было сказано, не скрывал своей самовлюбленности, а еще стремился оставить след в литературе созданием новых форм и жанров и поиском их все время занимался, пытаясь нарисовать в стихотворении необычный образ, поразить читателя эксцентричной рифмой или сложить новое слово.

В более поздних произведениях Валерия Яковлевича появились урбанистические мотивы, пропал некий характерный для предыдущих работ мифологизм. Если первые стихотворения были больше посвящены личному, то здесь Брюсов, напротив, больше и охотнее говорит о «мире людей», куда словно бы вернулся после добровольного уединения-заточения. Считается, что именно Брюсов первым в нашей стране в полной мере раскрыл урбанистическую тему в литературе. В стихотворениях поэта появляются экспериментаторские нотки, он сам признается, что стал ценить все жанры, что ему хочется охватить и то, и другое, и третье, от каждого любимого им автора взять по чуть-чуть. Потому Валерий активно занимался стилизацией всевозможных поэтических манер и, в общем, был в этом деле неплох.

В начале двадцатого века в творчестве Брюсова появляются темы одиночества, презрения к человечеству, предчувствия гибели урбанистики.

Любовь и женщины

Подобно многим молодым людям своего времени, писатель вел записи всех важных жизненных событий. Значительную часть дневников составила личная жизнь Брюсова, его многочисленные любовные похождения, в которых он самозабвенно описывал свои чувства и переживания:

  1. Первым серьезным увлечением молодого символиста была 25-летняя Елена Андреевна Маслова из простой русской семьи, довольна некрасивая, с безумными глазами по описанию поэта. Роман длился около двух лет, пока болезнь и скоропостижная смерть девушки не прервали его.
  2. В 23 года поэт женился на обрусевшей чешке и гувернантке своих сестер Иоанне Рунт. По словам Зинаиды Гиппиус, девушка была «необыкновенно обыкновенной», тихого нрава, терпеливо переносила любовные похождения мужа. Хотя брак был бездетным, супруги прожили вместе до кончины писателя. Похоронив мужа, Иоанна дожила до глубокой старости, сохранив для потомков дневники поэта.
  3. Трагично сложилась судьба новой пассии Брюсова, дочери надворного советника Надежды Григорьевны Львовой, с которой литератор познакомился в 1913 году. Юная курсистка и молодая поэтесса очаровала уже маститого поэта, который был старше ее на 18 лет. Однако для Брюсова это было очередным увлечением. Не пережив неразделенной любви, она застрелилась из револьвера, оставив на имя писателя свои дневники и рукописи.
  4. «Ты — слаще смерти, ты — желанней яда», — так писал поэт о своей новой музе Нине Ивановне Петровской, с которой был связан узами любви более 7 лет. Отдаваясь чувствам одержимо и самозабвенно, Нина того же требовала и от Валерия. Но у него была другая всепоглощающая страсть, тогда она решила навсегда уехать из России. А в 1928 году, пережив поэта всего на 4 года, покончила жизнь самоубийством, включив газ в гостиничном номере.

Увлечения и привычки

Одаренный во многих областях, поэт был сложной и противоречивой натурой. Можно сказать, что ничто человеческое не было ему чуждо:

  1. Брюсов был увлеченным филателистом, собирая почтовые марки всех стран. Особой страстью его были марки колоний государств Европы. В 1923 году он стал председателем редколлегии Всероссийского общества филателистов, а через год вошел в состав редакции журнала «Советский филателист».
  2. В молодости Брюсов увлекался спиритизмом. Спиритические сеансы в основном проходили у него в доме, по литературным средам, когда собирались друзья-символисты Федор Сологуб, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус. В архиве Брюсова сохранились дневники этих встреч, где детально описана обстановка каждого сеанса и загадочные переживания во время их действия.
  3. Как и его отец, Брюсов был азартным человеком и увлекался тотализатором. Когда Яков Кузьмич приобрел скаковую конюшню, сын с присущим ему темпераментом окунулся с головой в новый для него мир скачек, жокеев и призов. В 1889 году в газете «Русский спорт» появилась первая статья Брюсова о тотализаторе. Свою увлеченность скачками он передал друзьям-гимназистам, которые превратили гимназию в ипподром, а учителей класса — в скаковых лошадей. За это Брюсова исключили из гимназии.
  4. Брюсов был заядлым морфинистом. Страсть к морфию привила Нина Петровская еще в 1908 году, эта зависимость с годами только нарастала. К сорока годам его внешность приобрела все признаки морфинизма: рано поседел, часто болел и становился с каждым днем все безразличнее и пассивнее к окружающему миру.

Преждевременную смерть Брюсова связывают с негативным на иммунную систему действием морфина. Родоначальник символизма скончался на 51-ом году жизни от воспаления легких и похоронен на Новодевичьем кладбище. После смерти мужа Иоанна Рут была хранителем и издателем его неизданных рукописей и дневников.


источники:

http://biographe.ru/znamenitosti/valeriy-brusov/

http://konspektiruem.ru/analiz-proizvedenij/interesnye-fakty-o-bryusove.html