Брейгель Краткая биография И Творчество

Питер Брейгель

Фото Все

Видео Все

Питер Брейгель Старший — Мир сверху

Питер Брейгель Рассказывает Александр Таиров

Питер Брейгель старший. История о слепоте. [Как читать искусство]

Питер Брейгель — биография

Питер Брейгель – живописец и график из Нидерландов, основатель династии художников Брейгелей. Писал пейзажи и жанровые сцены, носил прозвище «Мужицкий».

Картины Питера Брейгеля – это застывший кусочек средневековья, дошедший до нас через века. В отличие от многих своих коллег живописцев, он родился и умер в Нидерландах, и его творчество часто называют вершиной нидерландского Ренессанса. В нем жило такое понятие, как национальное своеобразие, основой которого стали самобытные нидерландские традиции. Брейгель стал выразителем своего времени и народного колорита. Его народность проявлялась во всем – мыслях, жизненной философии, народной мудрости, иногда горькой и ироничной, но всегда мужественной. Питер оставил после себя не только огромное творческое наследие, но и династию талантливейших художников, хотя узнать это ему не довелось.

Детство

Биографы Питера Брейгеля изрядно «попотели», прежде чем смогли собрать воедино разрозненные факты его жизненного пути, и сложить из них стройную биографию художника. Точная дата и место рождения Брейгеля неизвестно до сих пор. Предполагают, что он родился в небольшом городке Бреда, на территории современной провинции Северный Брабант. И случилось это знаменательное событие в 1525 году. По другой версии, местом его рождения стала деревня Брегел, о чем и говорит его фамилия. По мнению этих искусствоведов и исследователей жизни и творчества Питера, он родился намного позднее официально указываемой везде даты.

Не нашлось точных сведений и о детстве будущего известного художника. Предполагают, что Питер родом из крестьянской семьи, и поэтому очень удивительно, что у него вдруг проявились творческие наклонности, хотя в семье не наблюдалось одаренных людей.

Где-то в 1540-е годы Брейгель, двадцатилетний юноша, поступил в ученики к художнику Куку ванн Альсту, который передавал ему азы графики и живописи. После того, как его учитель умер, Питер поступил в гильдию живописцев Антверпена, и в 1551-м нашел себе нового наставника в лице художника Иеронима Кока. Брейгель одновременно учился у Кока и служил ему. Иероним стал для молодого дарования главным заказчиком.

Живопись

Прослужив некоторое время в мастерской своего нового наставника и работодателя, Брейгель впервые увидел картины известного художника Иеронима Босха. Эстампы этих полотен, которыми торговал Кок в своей мастерской, произвели на него неизгладимое впечатление. Питеру захотелось самому воспроизвести на холсте необычные сюжеты этих картин. Иеронима Босха называли «мастером ужаса», и его картины действительно вызывали какой-то мистический страх.

«Большие рыбы поедают малых»

Заинтересованность Питера увидел Иероним Кок, и он решил получить выгоду от наивного молодого художника. Кок попросил Брейгеля сделать несколько набросков в манере Босха, и он согласился. Спустя некоторое время Кок сумеет выгодно продать работы Питера, подделав на них подпись Босха, и выдавая их за произведения известного художника. Одной из таких картин оказалось полотно под названием «Большие рыбы поедают малых».

Питер Брейгель любил не только живопись, его манили путешествия. На протяжении нескольких лет художник побывал в Европе, посетил Италию, Швейцарию, Францию. Все, что он увидел во время этих поездок, нашло отражение на холсте. К примеру, солнечная Италия вдохновила мастера на написание картины «Пейзаж с Христом и апостолами». Это полотно считается первым профессиональным в творческой биографии художника. После посещения швейцарских Альп, родилась целая серия невероятной красоты пейзажей.

В 1561-м Питер ушел из мастерской Кока, и переехал в Брюссель. Там он писал свои картины для кардинала де Гранвела и других богатых коллекционеров, среди которых особое место занимал купец по имени Николас Йонгелинк.

В 1557 году живописец создал цикл гравюр-иллюстраций семи смертных грехов.

«Триумф смерти»

Самым значимым полотном Брейгеля того времени считается картина получившая название «Триумф смерти». На ней изображена пустынная земля, буквально усыпанная скелетами и людьми, находящимися на грани смерти. Изображены там и орудия пыток, которые приводят в ужас даже спустя несколько веков. И среди этого ужаса явным диссонансом выглядит человек, играющий на лютне, как бы подчеркивающий безысходность происходящего.

Не меньшего внимания знатоков удостоилась и картина «Вавилонская башня», а также цикл полотен, объединенный названием «Картины месяцев и времен года». Питер стал автором 6 (по некоторым данным 12) полотен, передающих прелести разных времен года. К сожалению, до наших дней дошли только пять из них, в том числе «Жатва» и «Охотники на снегу».

Картины Брейгеля – это простые и понятные образы, преклонение перед красотой природы, сценки деревенской жизни, обычные работяги, с их незамысловатым образом жизни. На полотнах нидерландского художника запечатлены одежда и домашняя обстановка простых людей, это видно по картинам «Крестьянская свадьба», «Фламандские пословицы».

Известно, что художник не писал портреты на заказ и обнаженную натуру. Есть несколько портретов, предположительно авторства Брейгеля, но только один из них точно его кисти – «Портрет старой женщины», написанный в 1564 году. Скорее всего, к Питеру часто обращались за портретами, но живописец не брался за такие заказы.

Картина Питера Брейгеля «Портрет старой женщины»

Свыше трех десятков из примерно 45-ти полотен Брейгеля, посвящены природе, деревне, ее жителям. Главные герои полотен художника – безликие крестьяне. Питер никогда не показывал их лица на холсте, но в последних его работах наметилась совершенно другая тенденция.

Интерес Брейгеля к индивидуальным персонажам своих полотен рос с каждой новой работой. Теперь фигуры на картине становятся все более крупными, а вот окружение их становится все более зависимым. Подобную тенденцию можно рассмотреть в полотнах Брейгеля «Разоритель гнезд», «Притча о слепых», «Мизантроп», «Калеки».

Питер Брейгель биография

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 226.

Питер Брейгель Старший (1525–1569) — нидерландский живописец и график, мастер пейзажа и жанровых сцен. Самый яркий представитель фамилии, положивший начало династии художников, оставивших след в мировой живописи. Питер Брейгель Старший, биография которого имеет большое значение для эпохи Возрождения, получил признание при жизни. Его творчество оказало большое влияние на всё нидерландское искусство XV–XVI веков.

Ранние годы

Точная дата рождения Питера Брейгеля неизвестна. Официальным годом рождения живописца принято считать 1525 год, местом рождения — нидерландский городок Бреда. Родителями Брейгля были небогатые люди, предположительно, крестьяне.

В начале 1540-х годов Питер перебрался в Антверпен, где начал брать уроки живописи у Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V. В мастерской ван Альста Брейгель проработал вплоть до самой смерти учителя в 1550 году.

Начало карьеры

В 1551 году Питер Брегейль был принят в антверпенскую гильдию живописцев. Он устроился в мастерскую к Иерониму Коку, который занимался печатью и продажей гравюр. Здесь Брейгель впервые увидел копии картин Босха, которые произвели на молодого художника большое впечатление. Он приложил немало времени и сил, чтобы уловить тот неповторимый стиль, в котором работал великий нидерландский художник.

Иероним Кок, заметивший увлечённость своего ученика творчеством Босха, попросил его сделать пару набросков. В дальнейшем эти работы он выгодно продал с поддельной подписью Босха.

Путешествия

Иероним Кок предложил Брейгелю отправиться в путешествие по странам Европы, чтобы набраться опыта в написании пейзажей. В 1552–1553 гг. нидерландский художник колесил по Европе, побывав в Италии, Франции, Швейцарии.

Особенно сильное впечатление на Брейгеля произвела Италия с её древней архитектурой, шедеврами эпохи Возрождения, живописными морскими пейзажами и шумными гаванями. Именно в Италии Брейгель написал одно из первых знаменитых своих произведений — «Пейзаж с Христом и апостолами».

В итальянский период Питер Брейгель тесно сотрудничал с известным мастером Джулио Кловио, который славился своими миниатюрами, украшавшими религиозные книги и рукописи.

После окончания путешествия Брейгель вернулся в Антверпен. Он вновь стал работать в мастерской Иеронима Кока, работая над гравюрами на самые разные темы.

Интересные факты о творчестве

Питер Брейгель никогда не писал заказных портретов и обнажённых фигур, несмотря на то, что регулярно получал такие предложения от богатых заказчиков.

Больше всего художника волновали пейзажи, яркие типажи сельских жителей, библейские персонажи. Питер Брейгель, творчество которого стало новаторским для своего времени, героями своих полотен выбирал представителей сельских низов. Никто из художников ранее не писал полотна на подобные темы.

Благодаря картинам Брейгеля можно узнать особенности крестьянского быта и гардероба того времени. Особенно полно это демонстрируют полотна «Крестьянская свадьба» и «Фламандские пословицы».

К наиболее значимым работам Питера Брейгеля относят картины «Триумф смерти», «Вавилонская башня», «Поклонение волхвов», а также цикл полотен под названием «Картины месяцев и времён года». Из 12 полотен, вошедших в этот цикл, сохранились только 5 работ, из которых наибольшую популярность получили «Охотники на снегу» и «Жатва».

На сегодняшний день признано лишь 45 работ, достоверно принадлежащих кисти Питера Брейгеля Старшего. Они хранятся в частных и музейных коллекциях в разных странах мира, но наиболее значимые из них собраны в Музее истории искусства в Вене.

Личная жизнь

Из краткой биографии Питера Брейгеля известно, что личная жизнь художника сложилась очень счастливо. Его избранницей стала Мария, дочь бывшего наставника Кука ван Альста.

В этом браке родилось трое детей. Два сына художника, Питер Брейгель Младший и Ян Брейгел Старший, пошли по стопам отца и стали известными художниками. Интересно, что и внуки мастера связали свои судьбы с живописью. В дальнейшем, во избежание путаницы, Питера Брейгеля за его слабость к деревенским сюжетам стали называть «Мужицким».

Питер Брейгель скончался 9 сентября 1569 года. Причиной смерти живописца стало неизвестное заболевание.

Питер Брейгель Старший: жизнь и творчество художника

Пи́тер Бре́йгель Старший (нидерл. Pieter Bruegel de Oude, МФА: [ˈpitər ˈbrøːɣəl][1]; ок. 1525 — 9 сентября 1569, Брюссель), известный также с прозвищем «Мужицкий» — нидерландский живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Отец художников Питера Брейгеля Младшего («Адского») и Яна Брейгеля Старшего («Райского»).

СОДЕРЖАНИЕ

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города.

Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V. В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году.

В 1551 году Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продававшему гравюры. В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин Босха, которые произвели на него такое впечатление, что он нарисовал собственные вариации на темы великого художника.

В 1552—1553 годах по предложению Кока Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио.

В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен).

В 1556 году Брейгель работал в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежавшей нидерландскому издателю Иерониму Коку. По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». Желая угодить вкусам богатых заказчиков, Кок даже не гнушался подделывать подписи на гравюрах. Так, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха.

В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр, иллюстрирующий семь смертных грехов.

В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель.

В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта.

«Возвращение стад. Осень», «Охотники на снегу. Зима» и «Сенокос» — одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Две другие — «Жатва. Лето» и «Сумрачный день. Весна». Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их.

Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение предикантов, а сам террор Альбы держался почти исключительно на слухах и доносах.

Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода; этот человек очень похож на Альбу; значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.

Художник умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель.

Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В России произведений Брейгеля нет.

ТВОРЧЕСТВО

Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица.

Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Но многие поздние работы свидетельствуют о растущем интересе художника к индивидуальным фигурам. Художник начинает писать крупные фигуры людей, по отношению к которым окружение играет уже подчинённую роль. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название — «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп».

ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ

Найти художественные средства для изображения того, что происходило на его родине, помогли художнику фантастические полотна Иеронима Босха.

В Поклонении волхвов художник в иносказательной форме показал, что рождение ребенка не вызывает радости, если в мире царят война и смерть композиционным центром картины, полностью заполненной людьми, служит печальная фигура Девы Марии с Младенцем на коленях. Она закутана в голубой плащ, и ее лица почти не видно. Ее фигура, написанная в холодных тонах, контрастирует с окружением, решенным в теплых тонах, и потому невольно притягивает к себе внимание зрителя. За ее спиной светлым силуэтом возвышается фигура Иосифа, внимательно слушающего нашептывание случайного прохожего. Перед Марией — трое волхвов. Двое, коленопреклоненные, протягивают Младенцу-Христу свои дары.

Выражения их старческих лиц похожи на гримасы. По левую сторону от Мадонны Валтасар. Его темное негритянское лицо резко контрастирует с белыми одеждами. У входа, внутри и вокруг хлева, где Мария произвела на свет Младенца-Христа, толпятся насмехающиеся над событием люди, выражения их лиц крайне жестоко. Среди них много солдат с пиками, острия которых устремлены к небу. Тем самым художник как бы переносит Рождение Христа в современные ему, объятые войной Нидерланды. Художественные образы Брейгеля перегружены смысловым содержанием: намеки на злободневность, библейское иносказание, игра воображения самого художника — все это включается в тесные рамки одного произведения.

Творения Брейгеля требуют от зрителя напряженного внимания, тревожат своей неоднозначностью, будят воображение.

Все это придает и его хранящейся в Лондонской Национальной галерее картине Поклонение волхвов глубочайший смысл.

ЖАТВА

Известно пять картин Брейгеля (1525/1530-1569), посвященных временам года, и одна из них — находящаяся в музее Метрополитен «Жатва». Она, как и остальные, была выполнена по заказу многолетнего патрона художника Никласа Йонгелинка для его дома под Антверпеном.

В этой серии нашла свое отражение средневековая традиция украшать календари изображениями человеческих занятий, относящихся к определенному месяцу года. «Жатве», как считается, соответствует август. В то же время это уже чисто ренессансное произведение, в нем заметно влияние итальянской живописи Возрождения, богатство которой Брейгель мог видеть во время своего путешествия. Однако все воспринятое было им сильно переработано, и на первый план выступает уже его собственное, брейгелевское, восприятие мира. Взять хотя бы то, что никто из его современников не создавал таких пейзажей и панорамных картин крестьянского труда.

Привольно раскинувшийся пейзаж — золотое море пшеницы, деревня и желтые поля вдали — уходит в туманную дымку, к далекому озеру. Это пространство обжито людьми, которые жнут, вяжут снопы, везут огромный воз пшеницы, едят и спят под деревом и там, в деревне, тоже занимаются хозяйственными делами. Брейгель часто бывал в сельской местности и хорошо знал крестьянскую жизнь. Она была для него постоянным источником вдохновения.

Умевший беспощадно обнажать дурные стороны человеческой природы, Брейгель изображал крестьян с симпатией и любованием их трудом и отдыхом.

Здесь, как и в остальных произведениях цикла, подчеркнуто то равновесие природы и человека, которое достигается только достойной жизнью. К выводу о том, на каком договоре между человеком и природой — читай Богом — держится мир, Брейгель ненавязчиво подводит своей картиной.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Первоначально фамилия художника писалась Brueghel (это написание сохранилось у фамилий его детей), однако с 1559 года он начал подписывать свои картины Bruegel.

Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. Это картина «Голова крестьянки» 1564 года. Наверняка художник не имел недостатка в просьбах написать портреты своих современников, но судя по всему, Брейгель подобных заказов не принимал.

Чтобы не путать Питера Брейгеля с его сыном — тоже живописцем, Старшего позднее окрестили Брейгелем Мужицким.


источники:

http://obrazovaka.ru/piter-breygel-starshiy-biografiya.html

http://allpainters.ru/brejgel-piter-starshij.html