Братья Ткачевы Брянск биография Краткая

Художники братья Ткачёвы

Категория:Художники

| Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 23 409, фото: 59

«Весь наш ткачевский род происходит с Брянщины. Все его корни там. Отец и мать уроженцы сел Молотино и Речица, земли которых примыкали к старинному селу Овстуг — родовому имению Ф.И. Тютчева», — вспоминают братья Ткачевы. Здесь в селе Чугуновка в большой семье и родились будущие знаменитые художники. Сергей в 1922 году, Алексей в 1925-м.

В 1929 году семья Ткачевых переезжает в Бежицу. Здесь происходит первое знакомство одаренных братьев с изобразительным искусством. Сергей и Алексей посещают вместе с двумя другими братьями кружок при Доме пионеров. Занятия переросли в большую любовь к искусству. В молодые годы их судьбы сложились поразному. В 1938 году Сергей Ткачев поступил в Витебское художественное училище, но, проучившись 3 года, ушел в армию, воевал на фронте, был тяжело ранен. Алексей Ткачев к моменту начала войны уже был учеником Московской средней художественной школы – уникального учебного заведения для творчески одаренных детей, отбор которых осуществлялся по всей стране. Когда семья выехала в эвакуацию в Свердловск, Алексею пришлось покинуть школу и начать работу на военном заводе Уралмаш. Однако разыскав адрес школы в эвакуации, Алексей Ткачев отправил туда письмо и получил вызов, позволивший продолжить занятия в МСХШ, находившейся в годы войны в Башкирии.

Определяющим и объединяющим в становлении живописцев стало обучение в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова (С.П. Ткачев – 1946–1952, А.П. Ткачев – 1945–1951) у выдающегося художника С.В. Герасимова. Известно, что А.П. Ткачев был любимым учеником мастера, воспитавшего целое поколение живописцев-шестидесятников, среди которых В.Н. Гаврилов, В.Ф. Стожаров, Г.М. Коржев. Большое влияние на Ткачевых оказал ставший их духовным наставником А.А. Пластов .

Ткачевы работают как вместе (с 1952 года), так и самостоятельно; каждый из них является крупной творческой личностью со своей индивидуальностью. С.П. Ткачев – художник острой живописной манеры, тяготеющий к масштабным полотнам, к созданию сюжетно развернутых работ. А.П. Ткачев – более лиричен, он тонкий живописец и рисовальщик. В совместно написанных картинах эти качества соединяются и представляют художнический феномен «братьев Ткачевых», который включает в себя редкое мастерство в создании «большой картины» с досконально проработанной внутренней драматургии и живым языком пленэрной живописи.

В центре внимания художников, выросших в селе, – русская деревня. Герои их картин – реальные люди, современники, родные, друзья, соседи. Вместе с тем, художники стремятся к созданию типических образов, в которых воплощается национальный характер. Через призму деревенской жизни, обостряя явления и характеристики персонажей, используя художественную деструкцию, Ткачевы передают «правду времени», драмы своей страны. Бытовые сцены сельских или военных будней обретают у Ткачевых бытийное начало. Обращение художников к сельской тематике сближает их творчество с актуальными в 1960-х – 1970-х годах тенденциями в литературе, в прозе писателей-«деревенщиков» (Ф.А. Абрамов, В.И. Белов, В.Г. Распутин, В.М. Шукшин), открывших новый взгляд на трагедии и «силу правды» людей, живущих «на земле».

Братья Ткачевы — народные художники РСФСР, действительные члены Академии художеств СССР, лауреаты Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина.

Сергей Петрович многие годы был председателем правления Союза художников РФ, а Алексей Петрович входил в состав нескольких творческих комиссий и советов. Большую общественную работу ведут они и ныне. «Мы считаем за высшее счастье служить родному народу, потому что мы плоть от плоти его, связаны с ним кровными узами всегда — и в радостные, и в трудные дни», — говорят братья Ткачевы.

Ими созданы картины, которые вошли в золотой фонд нашего Отечества: исторические полотна «Между боями», «За землю, за волю», «Хлеб республики», «В колхоз», «Празднование 1000-летия крещения Руси в Вышнем Волочке», «На древнем Вщиже», «Колокола России», произведения на сельскую тему «Пора сенокосная», «Июньская пора», «В поле», «Деревенская свадьба», «На родной земле», «Вечер в деревне», «Субботний день» .

А сколько написано художниками о Великой Отечественной войне? «Дети войны», «Русское поле», «Сыновья», «Память народная», «Трудные годы», «Май сорок пятого», «Весна 1945 года»

. Творчество братьев Ткачевых богато и разнообразно. Картины Ткачевых занимают видное место в экспозициях Третьяковской галереи, Русского музея, музеев десятков городов России, зарубежных стран. С.П. и А.П. Ткачевым посвящено немало альбомов. В Бежицком районе города Брянска действует художественный музей братьев Ткачевых. Их опорой всегда была родная земля, великие традиции русской художественной культуры.

А.П. Ткачевым и С.П. Ткачев являются авторами книг: «О времени и о себе» (Брянск, 1996) и «Братья Ткачевы. Художники о себе» (Москва, 1999).

3вание почетных граждан Брянска присвоено в сентябре 1995 года, почетных граждан Брянской области — в феврале 2003 года.

Художники России: братья ТКАЧЁВЫ СЕРГЕЙ и АЛЕКСЕЙ

Художники родились под Брянском в деревне Чучуновка — Сергей в 1922 году , Алексей в 1925-м, а в 1929 году семья Ткачевых переезжает в Бежицу, где в начале 30-х годов старший брат Серафим привел Сергея и младшего Алексея в изокружок Дома пионеров г. Бежицы, где они получили первые навыки рисования. Занятия переросли в большую любовь к искусству.

На главном фото: Братья Ткачевы «Автопортрет»

В 1938 году Сергей Ткачёв поступил в Витебское художественное училище, но, проучившись три года, ушёл в армию, воевал на фронте, был тяжело ранен.

На фронте Сергей Ткачев не расставался со своими художественными альбомами. Он рисовал портреты солдат на привале, деревенские дороги, мимо которых проходили войска, простые радости, которые доступны даже во время войны – это свежий хлеб, отдых, чистое полотенце после купания…

1985-90- Прощание с сыновьями

31- Благословение

2002-03- Они сражались за Родину-Дороги войны

2003-05- Дорогами войны

Судьба Алексея сложилась иначе: победив на Всесоюзном конкурсе рисунка, он в 1939-м году был принят без экзаменов в Московскую среднюю художественную школу для творчески одарённых детей, отбор которых осуществлялся по всей стране. В 1941 году Алексей работал на военном заводе Уралмаш в Свердловске, куда был эвакуирован вместе с семьёй. Вскоре, вместе с воспитанниками МСХШ, он продолжил учебу в башкирском селе Воскресенское.

После войны братья Ткачёвы учились в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова (С.П. Ткачев – 1946–1952, А.П. Ткачев – 1945–1951) у выдающегося художника С.В. Герасимова. Известно, что А.П. Ткачев был любимым учеником мастера, воспитавшего целое поколение живописцев-шестидесятников, среди которых В.Н. Гаврилов, В.Ф. Стожаров, Г.М. Коржев. Большое влияние на Ткачевых оказал ставший их духовным наставником А.А. Пластов. Их преподавателями были Игорь Грабарь, Георгий Ряжский и Дмитрий Мочальский. Алексей Ткачёв был любимым учеником Сергея Герасимова . Также, одним из своих наставников Ткачёвы считают известного советского художника Аркадия Пластова.

1952-2-Ткачев Алексей П. Мать и отец с письмом.

Совместную творческую деятельность художники начали в начале 1950-х годов, когда однажды Алексей нарисовал эскиз, а Сергей раскрасил его акварелью. Это был этюд к их первой картине.

После войны Сергей и Алексей стали писать зарисовки из деревенской жизни . Как люди поднимали хозяйство, как снова женились и рожали детей. Ткачевых всегда отличало изображение деревенской жизни, в каком бы облике она им не являлась. Критика упрекала их за изображение некрасивых, иногда до безобразия, деревенских жителей. Но они хотели показать настоящую жизнь, без прикрас, как это делалось на советских плакатах. Усталые лица и грубые черты, боль военных лет и радость Победы! Все это деревня в картинах братьев художников Сергея и Алексея Ткачевых.

30-Родительский дом. Вернулся

1956-В трудные годы

1960-С.П. и А.П. Ткачёвы. У колодца.

1965-С.П. и А.П. Ткачёвы. Утро в деревне.

Каждый из них является крупной творческой личностью со своей индивидуальностью. Сергей — художник острой живописной манеры , тяготеющий к масштабным полотнам, к созданию сюжетно развёрнутых работ; Алексей — более лиричен, он тонкий живописец и рисовальщик. В совместно написанных картинах эти качества соединяются и представляют художнический феномен «братьев Ткачёвых», который включает в себя редкое мастерство в создании «большой картины» с досконально проработанной внутренней драматургией и живым языком пленэрной живописи. В центре внимания художников , выросших в селе, — русская деревня.

Обращение художников к сельской тематике сближает их творчество с актуальными в 1960-х – 1970-х годах тенденциями в литературе, в прозе писателей-«деревенщиков» (Ф.А. Абрамов, В.И. Белов, В.Г. Распутин, В.М. Шукшин ), открывших новый взгляд на трагедии и «силу правды» людей, живущих «на земле».

1953-Ткачев Алексей П. Сенеж. Берёзы.

1954-2-Ткачев Алексей П. Мостик.

1956-2-Ткачев Аексей П. Девушка с лошадью.

1958-Ткачев Сергей П. Весна наступает.

1959-Ткачев Алексей П. Осень.

64-В последний путь

1972-Свет в деревне

1972-2-С.П. и А.П. Ткачёвы. Свадьба при Луне.

1974-С.П. и А.П. Ткачёвы. Субботний день . Фрагмент

1979-Ткачев А.П. Мужик в лаптях.

1986–1998-Совместно Русское поле. Лихолетье

1987-С.П. и А.П. Ткачёвы. Свадьба в деревне.

1993-99-С.П. и А.П. Ткачёвы. Свадьба в Дуброво.

2001-С.П. и А.П. Ткачёвы. Рыбацкая деревня.

Герои их картин — реальные люди, современники, родные, друзья, соседи. Вместе с тем, художники стремятся к созданию типических образов, в которых воплощается национальный характер. Через призму деревенской жизни, обостряя явления и характеристики персонажей, используя художественную деструкцию, Ткачевы передают «правду времени», драмы своей страны. Бытовые сцены сельских или военных будней обретают у Ткачевых бытийное начало.

1952-Ткачев Сергей П. Портрет отца

1955-2-Ткачев Алексей П. Девочка.

1958-Ткачев Алексей П. Лето. Лида на сене.

1959-Ткачев Сергей П. Огород.

1967-С.П. и А.П. Ткачёвы. Первые шаги.

1970-95-С.П. и А.П. Ткачёвы. Хлеб Республики.

1972-В годы коллективизации

В конце 1950-х −1960-е годы был создан целый ряд большеформатных картин, в которых Ткачёвы обращаются к личным жизненным наблюдениями, переживаниями. Одной из известных картин этого периода стало полотно «Между боями» первое произведение художников, вошедшее в собрание Третьяковской галереи.

Наибольшей силы и глубины добиваются художники в образах женщин-тружениц и матерей. Именно женщина во многих работах несет духовную и нравственную основу замысла. Одной из известных картин братьев Ткачевых явилось полотно «Матери» , ставш ее одним из ключевых произведений послевоенного искусства.

1960- Матери

1960-Маша Филатова и Анна Федоровна

1975-У калитки (Оля)

«Мы считаем за высшее счастье служить родному народу, потому что мы плоть от плоти его, связаны с ним кровными узами всегда — и в радостные, и в трудные дни. »

Ткачевы, вероятно, будучи честными художниками, показали современную деревню такой, какой она есть: постаревшую, вымирающую, с немногими жителями , способными трудиться на сельской ниве.

Обращение художников к сельской тематике сближает их творчество с актуальными в 1960-х — 1970-х годах тенденциями в литературе, в прозе писателей-«деревенщиков» (Ф.А. Абрамов, В.И. Белов, В.Г. Распутин, В.М. Шукшин), открывших новый взгляд на трагедии и «силу правды» людей, живущих «на земле».

1-В древнем Вщиже

1954-Ткачев Алексей П. Пастушок.

1976-Совместно- Пора сенокосная

1980-У старых бань

В картинах Ткачевых настоящая человеческая жизнь. В картинах всё: защита родной земли от врага, добывание хлеба насущного тяжелым трудом и потом, пока кормильцы воюют за Родину, появление новой жизни, старость рядом с чьим-то молодым счастьем, мирные заботы. Настоящие простые труженики. Ни одна картина не позволила остаться в равнодушии, от каждой щемит сердце.

27-Наш двор в Чучуновке

1978-80 Совместно На родной земле

Трагическим событиям отечественной истории XX столетия посвящена и серия «Они сражались за Родину» , выполненная художниками уже в начале 1990-х годов. По словам Ткачёвых, вновь заговорить о важнейших национальных вопросах уже на рубеже двух тысячелетий их заставили «лживые, неправильные современные оценки событий Великой Отечественной войны». Масштабные полотна этой серии были удостоены Государственной награды.

Созданию каждой картины предшествует огромная подготовительная работа художников — большое количество этюдов и рисунков. Работая над композиционным решением полотен, они пробуют разные варианты, особое внимание уделяя точности деталей изображаемого.

1954-В поле. Самолёты летят

1975-В партизанском краю

2002-03-Они сражались за Родину

Братья Ткачёвы — народные художники РСФСР, действительные члены Академии художеств СССР, лауреаты Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина. Сергей Петрович многие годы был председателем правления Союза художников РФ, а Алексей Петрович входил в состав нескольких творческих комиссий и советов. Большую общественную работу ведут они и ныне.

«Мы считаем за высшее счастье служить родному народу, потому что мы плоть от плоти его, связаны с ним кровными узами всегда — и в радостные, и в трудные дни. »

В 1995 году художники передали в дар родному Брянску свыше 250 произведений . Так в городе был открыт музей народных художников, действительных членов Российской академии художеств, лауреатов Государственных премий братьев Ткачёвых. В течение нескольких десятилетий Ткачёвы руководят творческой мастерской Российской академии художеств. Братья и по сей день полны энергии и творческих замыслов. Ими созданы картины, которые вошли в золотой фонд нашего Отечества: исторические полотна «Между боями» , «За землю, за волю», «Хлеб республики» , «В колхоз» , «Празднование 1000-летия крещения Руси в Вышнем Волочке», «На древнем Вщиже», «Колокола России» , произведения на сельскую тему «Пора сенокосная», «Июньская пора», «В поле», «Деревенская свадьба» , «На родной земле», «Вечер в деревне» , «Субботний день» … А сколько написано художниками о Великой Отечественной войне? » Дети войны», «Русское поле», «Сыновья», «Память народная» , «Трудные годы», «Май сорок пятого», «Весна 1945 года» …

Совсем недавно Сергей Петрович Ткачёв отметил своё 90-летие и к этой дате, при поддержке президента Российской Академии Художеств З.К. Церетели, был снят документальный фильм: «Братья Ткачёвы. К 90-летию Сергея Петровича Ткачёва».

На двоих — 183 года , несколько тысяч картин, которые хранятся в сотне музеев мира и одна фамилия, надёжно вписавшаяся в народную топонимику современного Брянска. Музей братьев Ткачёвых — известное место в нашем городе. Его коллекция насчитывает более тысячи работ: от признанных шедевров до редчайших этюдов. И внимание со стороны публики к ней объясняется просто: братья Ткачёвы — народные художники СССР, действительные члены Российской академии художеств, классики советского искусства, «шестидесятники», творцы реалистичного портрета давно ушедшей эпохи , одинаково болезненной и прекрасной. Сергей Петрович и Алексей Петрович в конце сентября побывали на малой родине. Мыслями о творчестве, новых работах и «прошлом, которое всегда с нами», художники поделились с «Брянской ТЕМОЙ».

— Процесс сотворчества крупных художников всегда окутан тайной, легендами. Например, по одной из версий считается, что братья Стругацкие порознь придумывали новую вещь, потом съезжались, обсуждали её во время долгих прогулок, печатали на машинке пеpвый ваpиант и снова разъезжались редактировать…

А как можно охарактеризовать метод сотворчества художников братьев Ткачёвых?

Алексей Петрович: Французским писателям братьям Гонкур часто задавали вопрос: «Как вы работаете вместе?» На что они непременно отвечали: «Один караулит рукописи дома, второй — бегает по издательствам».

Сергей Петрович: А если серьёзно, наш творческий метод строится на полном доверии друг к другу. Из пяти братьев в большой семье мы как-то всегда друг к другу тянулись. Хотя изокружок в бежицком Доме пионеров вслед за старшим — заводилой Виктором, отправились все младшенькие — Алексей, Василий и я. Конечно, и разногласия меж нами бывают, и споры. Но все они творческого происхождения, потому не вредны, а полезны.

1950-Ткачев Сергей П. Обнаженная со спины.

1950-2-Ткачев Сергей П. Обнаженная натурщица

1959-Ткачев Алексей П. Осень.

1961-2-Ткачев Сергей П. Три женщины.

1973-Ткачев Алексей П. Сергей П. Ткачев на этюдах.

1973-Ткачев Сергей П. Художник Алексей П. Ткачев на этюдах.

1975-Ткачев Аексей П. Дождик

1976-С.П. и А.П. Ткачёвы. Дочери

1977-2-Ткачев А лексей П. За ткацким станком.

1977-Ткачев С ергей П. Деревенское крыльцо.

1978-Ткачев Алексей П. Раздумье. Этюд к картине В годы коллективизации

1980-С.П. и А.П. Ткачёвы. Май 1945 года.

1980-2-С.П. и А.П. Ткачёвы. Память народная.

1981-1983-Ткачевы А.П., С.П. Братья

1982-С.П. и А.П. Ткачёвы. Мороз и Солнце.

1982-2-Ткачев Алексей П. Лена Ткачёва и подсолнух

1985 -Ткачёвы. Судьба ветерана.

1986- Алексей Портрет ветерана Великой Отечественной войны Ткачева Сергея П.

1958-Ткачев Алексей П. Лето. Лида на сене.

1985-Ткачев Алексей П. Санька.

1987-С.П. и А.П. Ткачёвы. Мастерская братьев Ткачёвых.

1989-С.П. и А.П. Ткачёвы. Празднование 1000-летия Крещения Руси.

1990-2-Ткачев С ергей П. Девушка у окна.

1990-Ткачев Сергей П. Озеро Мстино (острова Куинджи).

1990-2002-С.П. и А.П. Ткачёвы. Семья.

1990-С.П. и А.П. Ткачёвы. Колокол.

1991-Ткачев Сергей П. Устинова горка. Овструг.

1991-2-С.П. и А.П. Ткачёвы. Утро в Овстуге

1991-3-Ткачев Алексей П. С вечеринки.

1992-3-С.П. и А.П. Ткачёвы. Один.

1992-С.П. и А.П. Ткачёвы. Лето.

1993-С.П. и А.П. Ткачёвы. Колокола России

1993-С.П. и А.П. Ткачёвы. Одна.

1994-Ткачев Алексей П. Портрет ветерана Великой Отечественной войны Ткачева Сергея П.

1995-Ткачев Алексей П. Человек родился.

1995- Алексей -Ясный день-1

1996-1-Ткачев Сергей П. У Синь-камня.

1997-Ткачев Алексей П. Деревня Пуйга.

1998-Воспоминание о матери

1998-Вщиж. Лесные дали

2000-Дорога к храму

2001-Наш дом. Яблоня цветет

2001-2-С.П. и А.П. Ткачёвы. Забытые

2002-С.П. и А.П. Ткачёвы. Родительский дом.

2004-Портрет отца и матери

Братья Ткачевы — это пример уникального творческого содружества двух прекрасных живописцев, которых судьба одарила равным талантом. Они показали зрителю деревню, опаленную Войной, и вновь восставшую из пепла!

Братья Ткачёвы — Сергей и Алексей

Страница ТКАЧЕВЫ

ТКАЧЕВЫ. Брянск.

Братья Ткачевы — Сергей Петрович и Алексей Петрович — народные художники СССР, действительные члены Академии Художеств СССР, Члены Союза художников СССР, Лауреаты Государственной премии имени И.Е. Репина (1968) и Государственной премии СССР (1978), известные мастера деревенской темы в русском изобразительном искусстве второй половины 20 в.

Сергей и Алексей Ткачевы родились в семье рабочего паровозостроительного завода, в поселке Чугуновка Жуковского района, Сергей— 10 ноября 1922 г., Алексей— 11 сентября 1925 г.. В начале 1930-х годов переехали в городок Бежица, где отец работал токарем на заводе. Сами работали на заводах Бежицы, Нижнего Тагила и Свердловска (1941-1942 гг.), Сергей к тому же был участником Второй мировой войны. Старший брат занимался в художественных училищах Витебска (1938-1941 гг.) и Свердловска (1945-1946 гг.), а также в Московском художественном институте имени В.И.Сурикова (1946-1952 гг.) у С.В.Герасимова, младший — в Московском художественном институте имени В.И.Сурикова (1945-1951 гг.). Испытали большое влияние А.А. Пластова. С 1952-го г. работают сотворчески. Жили в Минске и (с 1955-го г.) в Подольске. В 1972 г. обосновались в Москве.

В 1950-е годы сложилась их характерная манера письма, импрессионистичная, цветонасыщенная и пастозная — с картиной, хранящей живые черты натурного этюда. Обращаясь к историко-революционной теме, нарушали «героический канон», внося в него элементы жанрово-бытового рассказа (Между боями, 1958-1960 гг., Третьяковская галерея).

Завоевали авторитет в первую очередь как жанристы, создавая картины о делах и днях русской деревни, о судьбах разных ее поколений (Матери, 1960-1961, там же; Пора сенокосная, 1976, Областной художественный музей, Иркутск; Июньская пора, 1976-1977, Русский музей (за две последних картины им была присуждена Государственная премия СССР 1978 года); Ветеран, Молодая семья — обе работы 1983-1985, собственность Министерства культуры Российской Федерации).

Скрытый драматизм, свойственный их лучшим вещам, нарастал по мере ослабления выставочной цензуры (Колокол, 1987-1989; Один. Крест, 1992; обе — собственность художников).

Сергей Ткачев занимал в 1976-1987 гг. пост председателя правления Союза художников РСФСР. В качестве администратора придерживался консервативных принципов, проявляя программную нетерпимость к арт-авангарду.

Произведения Ткачевых находятся во многих отечественных и зарубежных музеях. А.П. Ткачев — Почетный гражданин Брянской области.

В 1995 г. открыт музей братьев Ткачевых в г. Брянске.

Фильмы и видео, как дополнение к содержанию главы сайта:


источники:

http://ambilive.ru/articles/622-hudozhniki-rossii-bratja-tkachyovy-sergei-i-aleksei.html

http://www.puteshestvie32.ru/content/tkachevy