Братья Покрасс биография С Фото

Дмитрий Покрасс — биография, новости, личная жизнь

Дмитрий Покрасс

Дмитрий Яковлевич Покрасс. Родился 26 октября (7 ноября) 1899 год в Киеве — умер 20 декабря 1978 года в Москве. Советский композитор, дирижер, пианист, автор песен. Народный артист СССР (1975). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941).

Дмитрий Покрасс родился 26 октября (7 ноября по новому стилю) 1899 год в Киеве.

Отец — Яков Моисеевич, происходил из еврейской семьи, жил в военном поселении близ Киева; в начале 1890-х годов переехал с семьёй в Киев, где работал продавцом в колбасном магазине.

Имел трех братьев, все они стали музыкантами.

Самуил Яковлевич Покрасс (1894, Киев — 1939, Нью-Йорк) — старший из братьев Покрасс, советский и американский композитор, эстрадный пианист.

Даниил Яковлевич Покрасс (1905-1954) — советский композитор, дирижёр, пианист.

Аркадий Яковлевич Покрасс — пианист, аккомпаниатор.

В 1920-е годы старший брат Самуил эмигрировал в США, там работал в Голливуде, наиболее известен его мюзикл по мотивам «Трёх мушкетёров».

В возрасте восьми лет Дмитрий в поисках заработка исполнял куплеты, отбивал чечётку, гастролируя по городам, впитывая музыку окраин старого Киева, музыку военных оркестров, еврейских свадеб и вечеринок, кинематографов, синагогальных служб и весёлых украинских плясок.

В 1914-1917 годах обучался в Петроградской консерватории по классу фортепиано у М. И. Гелевера. Студентом сочинял романсы и песни для артистов варьете. Издал серию романсов «Ирмочка» («Гримасы жизни») с предуведомлением: «Интимные песенки кабаре жанра И. Кремер, А. Н. Вертинского, А. В. Сабинина, В. Я. Хенкина». В музыке романсов копировал стилистические манеры известных салонных артистов, использовал обороты модных танго, тустепа, вальс-бостона. Писал песенки «интимного жанра» для исполнителя В. Шуйского («Стыдливая чайная роза», «Вы улыбнулись мне», «Мичман Джонс», «Танго Долорес», на стихи П. Д. Германа, О. Осенина).

В 1917 году вернулся в Киев, работал аккомпаниатором.

В 1919 году в Ростове-на-Дону работал в эстрадном театре «Кривой Джимми». В этом же году написал «Марш Дроздовского полка». Марш стал очень популярен во время Гражданской войны, к нему приросло несколько лирических версий.

В 1919-1921 годах служил в Первой Конной армии. В честь занятия Ростова Первой Конной армией написал песню, получившую всенародную известность, «Марш Будённого» (1920, стихи А. А. Д’Актиля). Однополчанам Первой Конной армии посвятил ещё несколько произведений («Гей-гей, седлай коней», стихи Д. Бедного, кантату «Вперёд», песню-марш «Красные кавалеристы» — обе на стихи С. К. Минина).

С 1923 года жил в Москве, работал в разных жанрах эстрадной музыки. Писал музыку для театров миниатюр и кабаре, в «Альказаре» аккомпанировал Т. Церетели, цыганскому хору, исполнительницам цыганской песни Е. Доберо, О. Варгиной. Пытался преодолеть инерцию эстрадных штампов в романсах на тексты «высокой» поэзии — стихи А. Блока («Я у ног твоих»), И. Северянина («Я чувствую, как падают цветы») и др.

В 1923-1926 годах — главный дирижёр и заведующий музыкальной частью московских театров «Палас» и «Эрмитаж». В 1926-1936 годах — главный дирижёр и заведующий музыкальной частью Московского мюзик-холла.

С 1932 по 1954 год работал в соавторстве с братом Даниилом Покрассом.

Дмитрий и Даниил Покрассы стали известны как крупнейшие советские композиторы-песенники, основоположники революционной музыкальной эстетики.

Звездный час братьев пробил в 1937 году, когда режиссер-кинодокументалист Михаил Слуцкий, работавший в ту пору на Московской студии кинохроники, задумал снимать фильм «Двадцатый май», посвященный первомайскому параду на Красной площади. Сначала он попросил известного поэта Василия Лебедева-Кумача написать стихи, а потом познакомил его с братьями Покрасс. Так появилась песня «Москва майская», начинающаяся со слов: «Утро красит нежным цветом стены древнего Кремля. ».

Особенно прославились сочинением ярких, бравурных, летучих маршей («Марш Будённого», «Марш танкистов», «Москва майская», «Три танкиста», «Конармейская», «Если завтра война», «Праздничная», «Казаки в Берлине» и т. д.), эти мелодии популярны далеко за рубежом Советского Союза. Музыка братьев Покрасс наполнена эффектными мелодическими ходами, имеет мощное побуждение к созидательной деятельности, несёт бодрящее, светлое, возвышенное, оптимистическое настроение. Исполнение маршей Покрассов духовыми оркестрами производит неизгладимое впечатление.

Мелодия песни «Москва майская» — одна из самых удачных и лучших мелодий о Москве. Наряду с мелодией И. Дунаевского «Моя Москва», «Москва майская» неизменно исполняется как в вокальном, так и в оркестровом варианте на любых мероприятиях, посвящённых чествованию Москвы. «Москва майская» стала ключевой музыкальной темой советского праздника 1 мая — Международного дня солидарности трудящихся. Основные темы творчества Покрассов — революция, обновление мира, молодость и ярость, интенсивное и успешное строительство новой жизни, воспоминание о героизме и блестящих победах первых армий Советского правительства в Гражданской войне, рождение и воспитание нового человека, защита Родины, непобедимая мощь Красной Армии.

Музыка братьев Покрасс — яркая, динамичная, прекрасно оркестрованная, несёт большой заряд позитивных эмоций. Мелодии братьев удобны для пения, хорошо запоминаются, одинаково выигрышные для исполнения как певцами, так и духовыми оркестрами. Особенно удачны марши («Марш танкистов», «Марш Будённого», «Москва майская», «Три танкиста» и т. д.).

В 1936-1972 годах — художественный руководитель эстрадного оркестра Центрального дома культуры железнодорожников.

Автор около 300 песен, музыки к фильмам, музыки к драматическим спектаклям «Красные дьяволята» (1950), «Конармия» (1950), произведений для скрипки, романсов.

Член ВКП(б) с 1940 года.

Дмитрий Покрасс был небольшого роста, тучный, композитор был артистичен и, выступая в роли концертмейстера или дирижёра, неизменно привлекал к себе внимание и завоёвывал симпатии зрителей. На сцене демонстрировал холерический темперамент, бурю эмоций. Никогда не мог сидеть за роялем, а играл стоя, приплясывая и подпрыгивая. Владел роялем мастерски, обладал оригинальной, размашистой и бравурной манерой игры.

В последние годы жизни Дмитрия Яковлевича одолевала болезнь Паркинсона. Дмитрий Покрасс скончался 20 декабря 1978 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с братом Даниилом (участок № 4).

Личная жизнь Дмитрия Покрасса:

Подробности частной жизни не известны.

Песни Дмитрия Покрасса:

«Марш Дроздовского полка» (сл. П. Баторина, 1919);
«Марш Будённого» (сл. А. Д’Актиля, 1920);
«Гей-гей, седлай коней» (сл. Д. Бедного);
песня-марш «Красные кавалеристы» (сл. С. К. Минина);
«Шаг за шагом» (сл. П. Германа, 1920);
«Все в Осоавиахим» (сл. А. Жарова, 1923);
«Конноармейская» (сл. А. Суркова, 1936);
«Москва майская» (сл. В. Лебедева-Кумача, 1937);
«Не скосить нас саблей острой» (сл. В. И. Лебедева-Кумача, 1937);
«Прощание» («Прощальная комсомольская», сл. М. Исаковского, 1938);
«То не тучи, грозовые облака» (сл. А. Суркова, 1938);
«Если завтра война» (сл. В. Лебедева-Кумача, 1938);
«Марш артиллеристов» (сл. В. Лебедева-Кумача, 1938);
«Песня о молодости» (сл. В. Лебедева-Кумача, 1938);
«Песня о луганском слесаре» (сл. В. Гусева, 1938);
«Вальс с тобой» (сл. Ц. Солодаря, 1939);
«Бабуся» (сл. В. Лебедева-Кумача, 1939);
«Марш танкистов», «Три танкиста», Песня Марьяны и «Харитоша — аккуратный почтальон» (сл. Б. Ласкина, 1939);
«Принимай нас, Суоми-красавица» (сл. Д’Актиля, 1939/40);
«Колыбельная» (сл. В. Лебедева-Кумача, 1940);
«Два друга» (сл. В. Лебедева-Кумача, 1940);
«Долой фашизм» (сл. А. Прокофьева, 1941);
«Три брата» (сл. В. Лебедева-Кумача, 1941);
«Весна на Волге» (сл. С. Алымова, 1943);
«Сталевар Мазай» (сл. М. Л. Матусовского, 1944);
«На вахте мира» (сл. М. Матусовского, 1944);
«Казаки в Берлине» (сл. Ц. Солодаря, 1945);
«Комсомольская клятва» (сл. П. Градова, 1948);
«В Кремлевском Дворце» (сл. Е. А. Долматовского, 1949);
«Песня студентов» (сл. А. Жарова, 1951);
«Огни Сахалина» (сл. М. Вершинина, 1953);
«Мир земле» (сл. А. Жарова, 1954);
«Жигулевское море» (сл. Э. Вениаминова, 1955);
«Станция» (сл. С. Острового, 1956);
«Марш мотопехоты» (сл. Е. Долматовского, 1957);
«Песня о Ленине» («Берёзка», сл. А. Пришельца, 1960);
«Говорит Москва» (сл. B. Гусева, 1961);
«Свет над Байкалом» (сл. М. Вершинина, 1962);
«Марш Северной группы войск» (сл. А. Пришельца, 1963);
«Песня о Будапеште» (сл. М. Вершинина, 1964);
«Голодная степь» (сл. С. Васильева, 1965);
«Над Татрами» (сл. С. Табачникова, 1968);
«С тобой моя песня» (сл. С. Гурвича, 1969);
«Люба, Любушка, Любовь» (сл. П. Градова, 1974);
«Родной городок» (сл. М. Светлова, 1975);
«Марш БАМ» (сл. М. Вершинина, 1975);
«На ученье, как в сраженье» (сл. О. Колычева, 1973);
«Великий город» («Песня о Москве», сл. А. Пришельца, 1974);
«Моя армия» (сл. М. Матусовского, 1975);
«В последнем бою» (сл. А. Жарова, 1975);
«Комсомольский марш» (сл. С. Табачникова, 1974);
«Я иду на свиданье с тобой» (сл. П. Градова, 1974);
«Старое время» (сл. Ф. Лаубе, 1974);
«Глаза моей отчизны» (сл. Ф. Лаубе, 1974);
«Осенние ели» (сл. А. Пришельца, 1974).

Другие сочинения Дмитрия Покрасса:

кантата «Вперёд» (сл. С. Минина);
музыкальная комедия «Шоколадный солдатик» (1926, совм. с Д. Покрассом)

Фильмография Дмитрия Покрасса:

1926 — Эх, яблочко, куды котишься — тапёр
1941 — Киноконцерт 1941 года

Работы Дмитрия Покрасса в кино как композитора:

1937 — Дума про казака Голоту (совм. с Д. Я. Покрассом и С. И. Потоцким);
1938 — Если завтра война. (совм. с Д. Я. Покрассом);
1939 — Девушка с характером (совм. с Д. Я. Покрассом);
1939 — Танкисты (совм. с Д. Я. Покрассом);
1939 — Трактористы (совм. с Д. Я. Покрассом);
1970 — Монолог (короткометражный) — песня «Дан приказ ему на запад. »

Библиография Дмитрия Покрасса:

1957 — Песни боевых лет

Награды и звания Дмитрия Покрасса:

— Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957);
— Народный артист РСФСР (1963);
— Народный артист Чечено-Ингушской АССР (1964);
— Народный артист СССР (1975);
— Сталинская премия второй степени (1941) — за музыку к фильмам «Мы из Кронштадта» (1936) и «Если завтра война» (1938);
— Два ордена Трудового Красного Знамени (1938, 1969);
— Орден Красной Звезды (1943);
— Орден «Знак Почёта» (1947);
— Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
— Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»;
— Медаль «В память 800-летия Москвы»;
— Золотая медаль имени А. В. Александрова (1973).

последнее обновление информации: 16.04.2021

У истоков советской песни — братья Покрасс

По моему мнению, песня является наиболее доступной, понятной и используемой формой музыкальной культуры для большинства людей. Песни сопровождают нас всю жизнь, с детства до старости. Мы слышим их по радио и телевидению, в кинофильмах и спектаклях, на концертах, выступлениях самодеятельности, свадьбах, юбилеях, семейных праздниках и др. мероприятиях.

Вспоминая молодость, могу сказать, что не помню ни одного турпохода, стройотряда и армейского построения, чтобы не пели песен. Даже в зрелом возрасте, встречаясь на различных застольях с друзьями по учёбе, армейской службе, работе, вспоминая былое, мы поем песни.

В большинстве случаев, слушая или напевая какую-либо песню, мы не задумываемся об её создателях. В лучшем случае, мы вспоминаем из какого она фильма, или её знаменитого исполнителя. А ведь любая песня это, в первую очередь, плод творческого труда и таланта композитора.

В этом очерке я хочу рассказать о четырёх музыкантах, композиторах, создателях и руководителях музыкальных коллективов, родных братьев по фамилии Покрасс – Самуиле, Дмитрии, Данииле и Аркадии. По сути дела, большинство первых советских песен: революционных и военных, периода Гражданской войны и становления государства, комсомольских и ряда других были созданы ими, по отдельности или совместно.

Напомню о некоторых из созданных ими песен, широко известных моему поколению, да, наверное, в определенной степени, и последующим. Конечно, литературное описание без музыки, не может в полной мере отобразить песню, но может, знающим её мотив, напомнить о ней. А в современное время, с помощью интернета, можно быстро найти и прослушать любые песни, зная названия, создателей или даже отдельные строчки из них.

«Первый марш Красной армии» (Самуил Покрасс, сл. П. Григорьев — Горинштейн).
— Белая армия, чёрный барон, снова готовят нам царский трон, но от тайги до британских морей Красная армия всех сильней.
Этот марш долгие годы был главной песней, почти гимном, Красной армии. Её пели при строевом передвижении войсковых частей, и при хоровом пении в армейских ансамблях. Можно ещё добавить, что эта песня была переведена на многие языки и пользовалась большой популярностью в революционных слоях во всём мире. Её даже называли «Красной марсельезой».

«Марш Кавалеристов» (Дмитрий Покрасс, сл. А. Д-Актиль — Н. Френкель).
— Мы красные кавалеристы, и про нас былинники речистые ведут рассказ. О том, как в ночи ясные, о том, как в дни ненастные мы смело и гордо в бой идём!
Этот марш был создан по личной просьбе Буденного, и он был очень доволен им, тем более, что он упоминался в тексте: — Веди Будённый нас смелее в бой …

«Марш танкистов» (Дмитрий и Даниил Покрасс, сл. Б. Ласкин).
— Броня крепка и танки наши быстры, и наши люди мужеством полны. В строю стоят советские танкисты, своей великой Родины сыны.

«Марш артиллеристов» (Дмитрий и Даниил Покрасс, сл. В. Лебедев-Кумач).
— Артиллеристы, точней прицел! Разведчик зорок, наводчик смел! Врагу мы скажем нашей Родины не тронь, а то откроем сокрушительный огонь.
Эти и другие марши были созданы по просьбе соответствующих родов войск, и становились их главными песнями.

«Боевой 18-й год» ( Дмитрий и Даниил Покрасс, сл. А. Сурков)
— По военной дороге шёл в борьбе и тревоге боевой восемнадцатый год. Были сборы недолги, от Кубани и Волги мы коней поднимали в поход.

«Казачья революционная» (Дмитрий и Даниил Покрасс, сл. А. Сурков).
— То не тучи, грозовые облака … Кличут трубы молодого казака … Встань казачка молодая у плетня, проводи меня до солнышка в поход.

«Комсомольская прощальная» (Дмитрий и Даниил Покрасс, сл. М. Исаковский)
— Дан приказ ему на запад, ей в другую сторону. Уходили комсомольцы на Гражданскую войну.

«Если завтра война» (Дмитрий и Даниил Покрасс, сл. В. Лебедев-Кумач).
— Если завтра война, если враг нападёт, если тёмная сила нагрянет – как один человек, весь советский народ за свободную Родину встанет.

«Три танкиста» (Дмитрий и Даниил Покрасс, сл. Б. Ласкин).
— На границе тучи ходят хмуро, край суровый тишиной объят. У высоких берегов Амура часовые Родины стоят.

«Не скосить нас саблей острой» (Дмитрий и Даниил Покрасс, сл. В. Лебедев-Кумач)
— Не скосить нас саблей острой, вражьей пулей не убить. Мы врага встречаем просто – били, бьём и будем бить.

«Казаки в Берлине» (Дмитрий и Даниил Покрасс, сл. Ц. Солодарь).
— По берлинской мостовой кони шли на водопой. Шли, потряхивая гривой, кони дончаки.

«Москва майская» (Дмитрий и Даниил Покрасс, сл. В. Лебедев-Кумач).
— Утро красит нежным светом стены древнего Кремля. Просыпается с рассветом вся советская земля.
Эта песня многие годы исполнялась по радио ежедневно в утренние часы и по своему значению считалась второй после гимна.

«Девушка с характером» (Дмитрий и Даниил Покрасс, сл. Е. Долматовский).
— Если я ушла из дома, нелегко меня найти. Я одна могу полсвета легким шагом обойти.
Популярность этой песни добавило её исполнение первой красавицей страны, того времени, Валентиной Серовой.

А какие замечательные романсы они писали. Их исполняли в различных эстрадных коллективах, на концертах, в ресторанах. На первый взгляд кажется странным сочетание революционных и военных песен с лирическими романсами, но это так. Описать романсы словами невозможно, поэтому я дам только названия некоторых из них: «Две розы», «Дни за днями катятся», «Всё, что было», «Чайная роза» и др. Эти трогательные романсы до сих пор включают в свои программы самые разные певцы и певицы, и их можно прослушать по интернету.

Кроме этого братья Покрасс писали также музыку ко многим спектаклям, кинофильмам, концертам и различным праздничным мероприятиям, дирижировали оркестрами, аккомпанировали певцам и сами немного пели. Теперь, когда имеется представление об их творчестве, можно рассказать и о самих братьях.

Все четверо родились в Киеве, в еврейской семье продавца и совладельца продуктового магазина Якова Покрасса, любившего простую народную музыку и самостоятельно научившегося играть на скрипке. Все братья были почти погодки, Самуил родился в 1897 году, Аркадий – в 1898, Дмитрий – в 1899 и Даниил – в 1905.

С детских лет братья проявляли значительные музыкальные способности, которые отец всячески поддерживал. Да и сами мальчишки в поисках дополнительного заработка играли, пели, отбивали чечётку на украинских, русских и еврейских свадьбах, праздничных вечеринках и других подобных мероприятиях, справляемых на окраинах Киева. И хотя в последующем они учились на различных музыкальных курсах и даже в консерваториях, в своём творчестве они часто использовали народные мелодии, услышанные в детстве.

Теперь немного о судьбах каждого из четырёх братьев.

САМУИЛ (1897-1939), самый старший из братьев, первым проявил незаурядные композиторские способности. С 16 лет начал писать романсы и салонные песни, ставшие довольно популярными, и исполнявшиеся известными певцами того времени. В музыкальной истории он считается одним из родоначальников городского русского романса.

В 17 лет (1913) поступил и в 20 лет (1917) успешно окончил Петроградскую консерваторию и вскоре стал известен, как композитор и виртуозный музыкальный исполнитель своих произведений. В 1920 году к нему обратился один из его друзей поэт Павел Григорьев (Горинштейн) с предложением сочинить на его слова песню в темпе марша для недавно созданной Красной армии. Марш этот, как уже отмечалось, имел огромный успех и стал своеобразным военным гимном, и в последующем был переведён на многие языки и исполнялся в разных странах.

Но, закончилась Гражданская война, наступил НЭП, Самуил продолжил сочинять романсы, танцевальную музыку и т.п. произведения, исполняемые на концертах и в ресторанах. Но НЭП, как известно, быстро закончился, и широкая потребность в подобной музыке исчезла. Надо было как-то зарабатывать на жизнь. В России это стало затруднительно, и в 1924 году он поехал искать счастья в Европу. Благо, это ещё было возможно.

В Европе он особых успехов достичь не сумел. К тому же находящиеся там выходцы из России, сбежавшие туда после революции, относились к нему враждебно, как к создателю гимна Красной армии. И он отправился дальше, в Америку. Попал в Голливуд, и стал одним из самых успешных композиторов создаваемых там фильмов. Наиболее известным, имевшим мировой успех, стал его музыкальный фильм «Три мушкетёра», весёлую песенку Д-Артаньяна из которого, распевали в т.ч. и в СССР. Но, в 1939 году в возрасте 42 лет, на пике своей карьеры, он умер, отравившись в ресторане. По слухам его отравили агенты НКВД за отъезд из страны, считавшийся предательством.

ДМИТРИЙ (1899-1978), тоже рано стал сочинять небольшие музыкальные произведения. Вслед за братом он в 17 лет (1914) так же поступил в Петроградскую консерваторию, но в 1917 году из-за революционных событий был вынужден вернуться в Киев, где в последующем и закончил учёбу в местной консерватории.

В начале Гражданской войны он с труппой музыкантов гастролировал по югу России, и оказался в Ростове, когда город заняла 1-я Конная армия Будённого. Находившийся в этой армии, поэт Анатолий Д-Актиль (Натан Френкель) рассказал Дмитрию, что Будённый очень хочет, чтобы у его армии была своя маршевая песня. И что слова он написал, но нужно переложить их на музыку. Дмитрий взялся за это, и довольно быстро создал марш, ставший очень популярным для всей кавалерии Красной армии. Будённый был так доволен, что включил Дмитрия в состав своей армии, будучи в которой, он создал специально для неё ещё несколько песен.

После окончания Гражданской войны он создавал и руководил различными музыкальными коллективами, а с 1936 года стал художественным руководителем и дирижером эстрадного оркестра ЦДК железнодорожников. Всё время он, уже совместно с младшим братом Даниилом, ставшим также хорошим композитором, и в отдельности, сочинял песни, романсы, музыку к фильмам и спектаклям. Он пользовался большим успехом и достаточным авторитетом, как у общественности, так и у руководства страны.

Но, несмотря на все его заслуги, его жизнь, в то тоталитарное время, не раз висела на волоске. Расскажу о нескольких подобных случаях.

Однажды он присутствовал на просмотре фильмов у Сталина, который любил смотреть иностранные фильмы, привозимые специально для него. На эти просмотры Сталин часто приглашал политическую и художественную элиту. Стали показывать американский голливудский фильм «Три мушкетёра», и на титрах появилось имя композитора Самуила Покрасса, считающимся «врагом народа» из-за своего невозвращения. Дмитрий сидел «ни жив, ни мёртв», ожидая реакции Сталина. Сталин обернулся к нему и с усмешкой спросил: — «Что испугался?» и добавил: — «Музыка то, хорошая». Так что в этот раз обошлось без репрессий.

В период «борьбы с космополитизмом», при котором, в основном, преследовались представители интеллигенции еврейской национальности, Дмитрию сообщили, что готовиться его арест, и посоветовали поскорей уехать подальше от Москвы. В его ведении, как руководителя железнодорожного ансамбля, был вагон, в котором он мог со своими музыкантами разъезжать по стране. Он этим воспользовался и уехал на Дальний Восток, откуда вернулся в Москву уже после смерти Сталина.

У Дмитрия был жизнерадостный и весёлый характер, он отлично владел многими музыкальными инструментами, в особенности, великолепно играл на рояле. Он часто в качестве конферансье вёл концерты, и умело владел публикой и, вообще, был «душой компании». Имея довольно низкий рост и полную фигуру, он пользовался достаточным успехом у женщин. Когда друзья интересовались у него, как это ему удаётся, он отвечал: — «Мне бы только довести её до рояля».

Он до конца жизни активно участвовал в музыкальной и культурной жизни страны, создавая музыкальные произведения в различных жанрах. В последние годы жизни он стал терять зрение и почти ослеп, но продолжал сочинять музыку.

Всего он создал более 300 музыкальных произведений, многие из которых стали, как теперь говориться, «хитами». За свою деятельность он получал почётные звания и высокие награды (Засл. деятель искусств и Народ. артист СССР, Лауреат Сталинской пр., ордена Трудового Красного знамени, Красной звезды, Знак почета).

Он единственный из четырёх братьев дожил до старости (80 лет) и умер в 1978 году определённо своей смертью.

ДАНИИЛ (1905-1954), самый младший из братьев, также с ранних лет проявил музыкальные способности к игре на фортепьяно и сочинительству. Окончил в Киеве музыкальное училище и консерваторию. Затем поехал к старшему брату Дмитрию в Петроград, и в дальнейшем они занимались сочинением музыкальных произведений вместе.

У них сложилось довольно удачное творческое сочетание, дополняющее друг друга. Взрывной и темпераментный Дмитрий был генератором идей и мелодий, а спокойный и уравновешенный Даниил превращал их в прекрасную музыку. Да и внешне они очень отличались между собой. Небольшого роста, довольно полный, Дмитрий, и высокий, статный, обладающий, как говориться, мужской красотой Даниил.

Последнее качество и сыграло отрицательную роль в его жизни. На одном из артистических и музыкальных вечеров он познакомился с балериной Юлией Мельдер – вдовой старшего сына Сталина, Якова Джугашвили, погибшего в войну. Между ними возник роман, и довольно серьёзный. Сталину, конечно, доложили об этом. Он выразил недовольство, но дал указания пока не трогать его, но предупредить о возможных последствиях. Но, Даниил оказался упрямым и не прекратил свой роман.

К тому же, к этому времени начались гонения на еврейскую интеллигенцию в виде «борьбы с космополитизмом». Дмитрий, предупрежденный о возможных репрессиях, собираясь уезжать на Дальний Восток, уговаривал ехать с собой и Даниила. Но, тот отказался, не желая бросать в такое тяжёлое время Юлию одну.

Некоторое время, в связи с разными событиями, в т.ч., связанными с болезнью и смертью Сталина, органам было не до него. Но, через незначительное время он, никогда не жаловавшийся на сердце, умер от сердечного приступа за рулём своей машины. Было подозрение, что к этому были причастны соответствующие органы, не простившие ему неповиновения.

АРКАДИЙ (1898-19??), не был композитором, в той мере, как его братья, но был великолепным аранжировщиком, с немалой импровизацией, известных произведений, в т.ч. и своих братьев. Он стал виртуозным пианистом, аккомпаниатором, концертмейстером и дирижёром.

Со временем он стал главным дирижёром оркестра Центрального парка культуры и отдыха им. Горького, являющегося главной музыкально-эстрадной площадкой Москвы. В парке был свой летний театр, в котором выступали известные артисты и певцы. Парк был наиболее массово посещаемым местом отдыха жителей и гостей столицы, и быть там главным дирижёром считалось довольно престижно.

Во второй половине 30-х годов Аркадий привёл на эстраду парка до этого малоизвестного певца Вадима Козина, и стал его аккомпаниатором. Выступления этого певца имели большой успех и, соответственно, увеличили популярность и самого Аркадия.

Но, в 1945 году Козин был арестован, осуждён на 8 лет и сослан на Калыму. Формально причиной его осуждения было так называемое «мужеложство», что тогда формально считалось уголовно-наказуемым преступлением. Правда, и до этого он не особенно скрывал свою сексуальную ориентацию, но его не решались трогать, т.к. он был одним из самых популярных певцов страны.

Поводом к его аресту, как видно, послужила ссора с Берией, обещавшим певцу вывести из осаждённого Ленинграда его родных, и не выполнившим своего обещания. Арест Козина очевидно явился причиной репрессий, связанных с ним людей, а Аркадий считался человеком, приведшим его на большую эстраду. Одним словом через какое-то время не стало и его. Умер ли он, или просто исчез, документальных сведений об этом не сохранилось.

Таковы непростые, но примечательные судьбы четырёх братьев, выдающихся музыкантов и композиторов. Созданные ими песни, романсы, музыка к кинофильмам и спектаклям, и другие музыкальные произведения ещё долго будут радовать слушателей во всём мире. Ну, а для России их творчество имеет особое значение, т.к., именно, их патриотические песни и марши сыграли большую роль в становлении государства.

Дмитрий Покрасс: как судьба развела четырех братьев?

7 ноября 1899 года в Киеве, в семье Якова Покрасса произошло радостное событие: супруга подарила ему мальчика, которого назвали Дмитрием. Это был третий сын: старшие дети — Самуил и Аркадий. Забегая вперед, можно сказать, что позже в семье родился еще один сын, оставивший заметный след в музыке — Даниил.

Впрочем, у продавца колбасного магазина Якова Покрасса не было столько денег для того, чтобы выучить всех четырех сыновей музыке. Поэтому он «поставил» на старшего сына. Самуил начал учиться играть на скрипке, а Дмитрию чаще всего доставалась роль слушателя, когда старший начинал свои занятия. Впрочем, это случалось не так уж часто — Дима практически не бывал дома, особенно, когда его попытались превратить в «няньку» для младшего — Даниила. Средний сын чаще всего сбегал из дому и бродил по киевским кварталам, порой забираясь туда, где его практически невозможно было найти.

Пропадал он обычно на весь день, так что кормиться ему чем-то надо было. А потому Дима рано научился тому, что никак не вязалось с образом еврейского мальчика из порядочной семьи. Например, лихо отбивать чечетку и исполнять куплеты, мягко говоря, фривольного содержания. Говорят, что с восьмилетнего возраста.

А в 15 лет он вообще покинул отчий дом и отправился покорять столицу Российской империи — Петербург. Мальчишку с богатым «концертным прошлым» охотно приняли в консерваторию, хотя он и был практически самоучкой. Но не стоит забывать одного обстоятельства: к тому времени здесь же, по классу фортепиано, учился старший брат Самуил, один из самых ярких студентов. Дмитрий Яковлевич Покрасс
Фото: ru.wikipedia.org

В какой-то мере Дмитрия приняли на учебу «авансом», но вскоре он доказал, что учится здесь по праву: талантливый человек явно выделялся на фоне «домашних» сокурсников — сочинял романсы и песни для артистов варьете. А музыкальная палитра у Дмитрия была очень богатая — в Киеве он зря времени не терял.

Февральская революция и Гражданская война изменили ход привычной жизни братьев. Они покинули столицу и вернулись в Киев. Летом 1919 года Дмитрий оказался в Харькове, на территории, занятой деникинцами.

Существует версия, что 27 июня полковник заказал Дмитрию Покрассу написать песню на стихи П. Баторина «Марш Дроздовского полка». Причем сроки были даны очень краткие: 29 июня должен был состояться банкет, на котором обещался присутствовать главнокомандующий генерал Антон Деникин. Был Деникин или нет, история умалчивает. Но в основу мотива легла дальневосточная песня «По долинам, по загорьям». Удивительно, но чуть позже была создана одна из первых красноармейских песен «По долинам и по взгорьям» на один и тот же мотив. Решили перебить «Марш дроздовского полка»? Даниил (слева) и Дмитрий Покрассы
Фото: Источник

Но еще более удивительным мне кажется тот факт, что когда в 1935 году Дмитрий Покрасс писал песню «Комсомольская прощальная» на стихи Михаила Исаковского, он лишь слегка видоизменил ту же самую мелодию. Не верите? Проверьте. Попробуйте пропеть хотя бы первый куплет песни:

Дан приказ: ему — на запад,
Ей — в другую сторону…
Уходили комсомольцы
На гражданскую войну.

А вот слова «Марша Дроздовского полка»:

Из Румынии походом
Шел дроздовский славный полк,
Для спасения народа
Исполняя тяжкий долг.

И, наконец, «По долинам и по взгорьям»:

По долинам и по взгорьям,
Шла дивизия вперед.
Чтобы сходу взять Приморье —
Белой армии оплот.

Не правда ли, тютелька в тютельку?!

Но повторюсь, что участие Покрасса в создании дроздовского марша — всего лишь версия. Документально подтверждено, что в том же 1919 году Дмитрий оказался в Ростове-на-Дону, который был занят войсками Семена Буденного в 1920 году. А сразу после освобождения города композитор написал ставший знаменитым «Марш Буденного» на слова Анатолия Адольфовича Д’Актиля (Френкеля), с которым они вместе работали еще в «белом» Ростове-на-Дону в эстрадном театре «Кривой Джимми». После чего Дмитрий Покрасс стал штатным композитором Первой Конной Армии.

Мы — красные кавалеристы,
И про нас
Былинники речистые
Ведут рассказ:
О том, как в ночи ясные,
О том, как в дни ненастные
Мы гордо,
Мы смело в бой идем.

Что не менее удивительно, примерно в то же самое время Самуил Покрасс написал свою песню на стихи П. Григорьева — «Красная Армия всех сильней». Достаточно вспомнить первые две строчки: «Белая Армия, черный барон снова готовят нам царский трон. Но от тайги до британских морей Красная Армия всех сильней!»

Но практически тут же судьба братьев круто изменилась. Дмитрий стал штатным буденновским композитором, а Самуил все шесть самых тяжелых лет, с 1917 по 1923 годы, если и покидал родной Киев, то на короткое время.

Но в 1923 году он поддался на уговоры братьев Дмитрия и Даниила, которые к тому времени уже обосновались в Москве. Старший брат дебютировал в целом неплохо, написав песенку о мюзик-холле в только что открывшемся мюзик-холле «Аквариума». Песня превратилась в эмблему театра. Но заказов было не так уж много, к тому же Самуил не смог приспособиться к новой, очень бурной жизни, разочаровался в стране победившего социализма. В феврале 1924 года он отправился в Берлин. В советскую Россию решил не возвращаться… Самуил Яковлевич Покрасс
Фото: Источник

Его решение не могло не отразиться на судьбе младших братьев. Они это прекрасно понимали, а потому старались стать очень полезными Советской власти. И уж во всяком случае держались вместе. Уже в 1926 году Даниил стал автором одного из популярных романсов. Ему пробиваться было несколько проще — «первый конный» композитор Дмитрий Покрасс в ту пору был главным дирижером и заведующим музыкальной частью московских театров «Палас» и «Эрмитаж». А в 1926 году был назначен главным дирижером и заведующим музыкальной частью Московского мюзик-холла.

Звездный час братьев Покрасс пробил, как ни странно, в 1937 году, когда режиссер-кинодокументалист Михаил Слуцкий, работавший в ту пору на Московской студии кинохроники, задумал снимать фильм «Двадцатый май», посвященный первомайскому параду на Красной площади. Сначала он попросил известного поэта Василия Лебедева-Кумача написать стихи, а потом познакомил его с братьями Покрасс. Так появилась песня «Москва майская», начинающаяся со слов: «Утро красит нежным цветом стены древнего Кремля».

Примечательно, что в 30-е годы Дмитрий и Даниил создали еще ряд ставшими легендарными песен, одни только «Три танкиста» чего стоят!

Дмитрий Покрасс был очень импульсивным человеком, обладавшим бешеным темпераментом. Он никогда не мог спокойно усидеть за роялем, всегда играл стоя — приплясывая и притопывая. Еще до выхода фильма «Двадцатая весна» он неоднократно исполнял «Москву майскую» сам, а в то время поющий композитор был большой редкостью. А вот Даниил был полной ему противоположностью — очень уравновешенный…

Четвертый брат — Аркадий — не был известным композитором, но был дирижером оркестра Центрального парка культуры и отдыха. Это именно он в 1936 году привел к директору парка культуры малоизвестного в Москве певца Вадима Козина и предложил взять его вокалистом. Именно его Вадим Алексеевич считал своим «крестным отцом», давшим путевку в московскую «жизнь».

Как сложились судьбы братьев?

Самуил, уезжая из Москвы, оставил братьям немало не исполнявшихся ранее мелодий. Как подозревают некоторые искусствоведы, Дмитрий и Даниил использовали этот «клад» до конца жизни, заимствуя те или иные аранжировки. После Берлина он переехал в Париж, где пробыл около 2 лет. В 1929 году отправился за океан. Его здоровье было подорвано «тоской по Родине», но он не собирался умирать, а тем более 15 сентября 1939 года, когда отправился поужинать в один из голливудских ресторанчиков. Пища оказалась отравленной — он скончался на месте. В преступлении обвинили русских эмигрантов. Те обвинения попытались отмести — во всем виновата рука советских чекистов.

Второй брат — Аркадий — был старше Дмитрия на год. Был аккомпаниатором, дирижером, музыку не писал. Возможно, именно поэтому его смерть осталась практически незамеченной, ее дату мне установить не удалось.

Даниил написал в соавторстве с братом несколько песен. Одна из последних, что на слуху — «Казаки в Берлине» на слова Цезаря Солодаря, с лихим припевом:

Судьба его была трагична. Даниил, высокий, стройный, любимец женщин, закрутил серьезный роман с танцовщицей Юлией Мельдер — вдовой сына Сталина Якова, погибшего в немецком плену. Об этом доложили Сталину. Вождь очень разгневался, но почему-то не стал подвергать композитора аресту. Но и того давления, которое создали пресса, концертные и другие организации, младшему из братьев Покрасс вполне хватило. В 1954 году он умер от сердечного приступа за рулем собственного автомобиля.

Дмитрий же всех пережил. И хотя его тоже «прессовали» в конце 40-х — середине 50-х годов, но он вовремя сориентировался и на время покинул столицу, гастролируя по Дальнему Востоку и Сибири. Потом после смерти Сталина вернулся, написал ряд песен после смерти брата, но они не получили такой большой популярности, как, скажем, «Москва майская».

В последние годы жизни Дмитрия Яковлевича одолевала болезнь Паркинсона, но несмотря на это Покрасс лишь десять месяцев не дотянул до своего 80-летия. Он скончался 20 декабря 1978 года и похоронен на Новодевичьем кладбище, рядом с Даниилом. А их песни по-прежнему живут!


источники:

http://proza.ru/2019/11/27/1717

http://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/31882/