Братья Никитины Цирк биография Саратов

Братья Никитины Цирк биография Саратов

Российский цирк начинал свою историю в 1873 году, когда ещё молодые, но уже известные в России цирковые артисты братья Дмитрий, Аким и Пётр Никитины, уроженцы и жители Саратовской губернии, вернулись в родной Саратов после длительного гастрольного турне по городам центральной России.

В Саратове их ждала новость: владелец «странствующего» цирка – австрийский подданный Эмануэль Беранек (чех по национальности), пожилой и не очень здоровый человек, уставший от затяжных неудач и убытков, а потому надолго застрявший в Саратове, предложил набирающим силу и предприимчивым братьям войти в дело в качестве компаньонов. Никитины согласились и, сформировав собственную цирковую программу, начали давать представления по уездам Саратовской губернии.

Вскоре выяснилось, что командовать делом должен кто-то один, и, дабы избежать надоевших споров и унизительной делёжки выручки, Беранек принял решение продать братьям Никитиным принадлежащее ему «заведение цирка, состоящее из лошадей, фургонов, шапитона, костюмов и прочих принадлежностей».

5 декабря 1873 года была составлена купчая, где компаньоны обговорили условия передачи циркового имущества и расчёта через Саратовский общественный банк. Так зародился первый русский национальный цирк и заслуга его создания, безусловно, принадлежит братьям Никитиным. До этого дня все цирковые предприятия возглавляли иностранные антрепренёры.

В 1876 году на торговой Митрофаньевской площади Саратова было построено круглое деревянное здание с парусиновой крышей, вывеска на нём гласила «Первый Русский цирк братьев Никитиных». Здесь впервые было дано представление, в котором участвовали преимущественно русские цирковые артисты. Именно в нашем городе русский цирк по-настоящему встал на ноги, получил первое и высокое признание. Здание, выстроенное братьями Никитиными, простояло до 1928 года. Сейчас на этом месте расположен кинотеатр «Победа».

В 1918 году при цирке было организовано товарищество артистов под названием «Первый кооперативный цирк», что дало возможность не останавливать работу и выжить в эти смутные времена. Выжил он и в 1921 году, когда катастрофический голод охватил всё Поволжье, огромных усилий стоило сохранить от голодной смерти артистов и животных.

26 августа 1919 года по декрету Совнаркома «Об объединении театрального дела» цирки были национализированы, у них появилась государственная поддержка.
В 1925 году в Саратове был создан Художественный трест, в который вошли все театры, кинотеатры и цирк.

8 октября 1931 года состоялось открытие нового каменного здания цирка (на ул.Чапаева), купол хотя и был деревянным, но не имел опорных колонн, которые мешали смотреть зрителям представления. В те времена таких цирков были единицы. Было построено трёхэтажное деревянное общежитие для проживания артистов, животные получили оборудованные всем необходимым помещения. В программе на открытие нового цирка начал свою творческую деятельность легендарный клоун Народный артист СССР Михаил Румянцев — «Карандаш», здесь в Саратове он сложился как артист-комик, чтобы в последствии обрести любовь и признание во всём мире.

Во время Великой отечественной войны Саратовский цирк, один из немногих, свою деятельность не прекратил, работал, несмотря на все тяготы и лишения военного времени. На его базе создавались цирковые бригады, которые выезжали с представлениями на фронт, госпиталя, эвакопункты и предприятия прифронтового города. В годы войны на арене Саратовского цирка сделали свои первые шаги к славе Вальтер и Мстислав Запашные, легендарные артисты и дрессировщики.

Народный артист СССР Олег Попов дебютировал в Саратове в 1951 году как клоун, теперь его знает весь мир как «солнечного клоуна».

С 1959 по 1963 год была произведена первая капитальная реконструкция цирка. Заменили деревянный купол на металлический, арочной формы с чешуйчатой кровлей из оцинкованного железа, расширили холлы, увеличили помещения для артистов и животных, выстроили новый фасад, заменили в зрительном зале кресла на удобные и мягкие. Все работы были проведены в межсезонные перерывы, поэтапно не останавливая работы цирка в активный сезон. Одновременно на месте деревянного общежития стали строить цирковую гостиницу «Арена», которую ввели в с строй 1 января 1968 года.

В те времена директором цирка работал Иосиф Вениаминович Дубинский, человек беззаветно преданный цирковому искусству, при нём устраивались вечера-бенефисы мастеров арены, цирк стал постановочной базой, здесь создавались новые номера и аттракционы. Идея фонтана «Одуванчик» на цирковой площади принадлежит также ему, и в 1971 году эта идея воплотилась в жизнь.

В 1970 году коллегия Министерства культуры СССР в числе лучших цирков отметила и Саратовский цирк, а в 1973 году в честь столетнего юбилея цирк был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
На манеже Саратовского цирка в разное время показывали своё мастерство выдающиеся деятели цирка – дрессировщики Дуровы, В. Филатов и Б. Эдер, Герой Социалистического труда И. Бугримова, М. Назарова, иллюзионист Эмиль Кио со своими сыновьями, канатоходцы В. Волжанского, клоуны Ю. Никулин и М. Шуйдин и многие другие.

С 1977 по 1988 год директором цирка был Владимир Павлович Владыкин, с 1988 года по 1999 год — Юрий Николаевич Авдеев.

С 1999 по 2016 год Саратовский цирк возглавлял Заслуженный работник культуры России, академик Национальной академии циркового искусства Иван Георгиевич Кузьмин.

С 2016 года директором цирка стал Алексей Анатольевич Менкин.

В 1998 году, к 125-летию со дня основания в Саратове первого Русского цирка, была проведена вторая капитальная реконструкция цирка. В настоящее время это один из лучших цирков России, с уникальными техническими возможностями, залом на 1908 мест, современным световым и звуковым оборудованием. Для проживания артистов есть полностью отремонтированная гостиница «Арена», с благоустроенными и уютными номерами, а в цирке 18 гримёрных комнат. Животным созданы все условия для удобного размещения и работы.

Традиционно с 1999 года в Саратовском цирке проводятся фестивали циркового искусства, которые проходят при поддержке Правительства Саратовской области:

1999 год – II Всероссийский фестиваль-конкурс циркового искусства;

2001 год – Всероссийский фестиваль-конкурс клоунады, эксцентрики и пародии;

2003 год – Международный фестиваль-конкурс циркового искусства в рамках празднования 130-летия Саратовского цирка.

В феврале 2005 года был проведён I Всероссийский Фестиваль-конкурс «Принцесса Российского цирка» и по традиции этот фестиваль-конкурс проводили в Саратове в 2007, 2009 и 2011 году, а в феврале 2014 года проведен V юбилейный фестиваль-конкурс. В апреле 2016 года прошел первый международный конкурс «Принцесса цирка».

Саратовский цирк ведёт большую работу по благотворительности, тесно сотрудничает с административными органами области, на его базе проводится много мероприятий для социально незащищённых слоёв населения: пенсионеров, инвалидов, детей-сирот и так далее.

В настоящее время цирк — это стабильно работающее предприятие. За последние 10 лет цирк неоднократно поощрялся и был награждён штандартом Губернатора области, помещался на областную доску почёта. За отличные результаты был признан Лидером экономического развития и Лучшим налогоплательщиком года в России. Славные традиции, заложенные основателями первого Русского и Саратовского цирка, бережно сохраняются и развиваются. Не случайно цирк гордо носит имя братьев Никитиных.

Саратовский цирк им. братьев Никитиных: описание, история и отзывы

Цирк живет легендами и традициями. Незримый дух великих артистов, некогда выступавших на аренах старых цирков, словно концентрируется под куполом и поддерживает современную цирковую молодежь. А для зрителей этот неощутимый образ создает иллюзию праздника и тайны, которая обволакивает каждого переступившего порог парадного входа. В полной мере это ощущаешь, посещая Саратовский цирк им. братьев Никитиных — один из старейших стационарных цирков России.

История цирка братьев Никитиных

Легенды начинаются с повседневных, обыденных событий. Как иначе рассматривать возвращение в 1873 году на родину, в Саратов, братьев Петра, Акима и Дмитрия Никитиных — артистов и начинающих цирковых предпринимателей. Появлением в городе братьев немедленно воспользовался владелец гастролирующего в Саратове циркового балагана Эммануэль Баранек. Стоящий на грани разорения, он предложил Никитиным стать компаньонами и совладельцами предприятия. Это было разумным шагом — артистами братья были универсальными. Дмитрий славился как виртуоз-балалаечник и атлет, Аким — рыжий клоун, клишник (артист, демонстрирующий гибкость тела) и жонглер, а Петр владел антиподом (жонглирование ногами), гимнастикой, акробатикой и удивлял публику шпагоглотанием. В том же году братья выкупили у Баранека принадлежащее ему имущество цирка, а в 1876 году на Митрофаньевской площади соорудили стационарное деревянное здание. С этого времени и ведет свое летоисчисление Саратовский цирк.

Имел место интересный факт. Братья Никитины не остановились на основании одного цирка. Они построили здания в Нижнем Новгороде, Харькове, Тифлисе, Одессе, Баку. Венцом цирковой империи братьев стал цирк в Москве (1912) на Садово-Триумфальной (ныне Театр Сатиры). Для Саратова был подготовлен проект каменного здания с амфитеатром на 2 тыс. мест, но начавшаяся война разрушила грандиозные планы Никитиных.

Судьба цирка после революции

Октябрьская революция изменила жизнь в стране и перестроила цирковое дело. Прошла национализация, и Саратовский цирк вошел в структуру городского Художественного треста, а позднее во Всесоюзную дирекцию государственных цирков. В 1931 году цирк сменил адрес, новое каменное здание построили на улице Чапаева. Оно не блистало отделкой, но было удобно, а зрительный зал содержал 3 тыс. мест. Зрители полюбили новое здание: в первые 5 лет представления посетили больше 2 млн человек. По отзывам публики можно оценить уровень цирковых программ, которые приезжали в Саратов, — Виталий Лазаренко, Владимир Дуров, Эмиль Кио, Борис Эдер. Уже на заре существования цирк начал постановочную работу. Зрители увидели пантомимы «К бою готовсь» (1931-1932 гг., постановка Вольского), «Москва горит» (1932-1933 гг., постановка Альперова на стихи Маяковского) и другие цирковые спектакли.

В годы Великой Отечественной войны Саратовский цирк, афиша которого не исчезала с городских улиц ни на один день, продолжал работу и принимал артистов, эвакуированных с захваченных фашистами территорий.

В послевоенный период цирк пережил несколько реконструкций. В 1959-1963 гг. произвели поэтапное изменение зрительного зала и купола. При этом гастроли артистов продолжались, а работы велись в межсезонье. В 1968 году в эксплуатацию приняли гостиницу «Арена». Цирк неоднократно отмечался в ряду лучших, а к 100-летнему юбилею был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Вторая реконструкция здания была приурочена к 125-летию со дня образования (1998). Имя братьев Никитиных официально закрепилось на цирковых афишах — благодарность основателям от артистов нового поколения.

В первые дни войны начался сбор средств на покупку для фронта самолета «Советский цирк». В Саратове артисты для этого собрали почти 500 тыс. рублей. Весной 1942 года в цирке получили телеграмму от Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина с благодарностью за этот поступок.

Цирковые легенды Саратова

Цирк — удивительное место. Не из-за того, что люди в нем ходят на руках или вкладывают голову в пасть льва и делают это ежедневно и без видимого напряжения или страха. Поражает воображение его демократичность. Звезды первой величины, покоряющие столичные манежи и завоевывающие призы на престижных международных фестивалях, получают путевку в жизнь на провинциальных аренах. Не исключение из этого правила и Саратовский цирк.

В 1951 году для участия в очередной программе в город приехал молодой артист, эквилибрист на свободной проволоке, недавний выпускник циркового училища. Премьера состоялась, но юноша в ней не участвовал из-за задержки доставки реквизита. А на представлении случилось несчастье — коверный клоун сломал два ребра и попал в больницу. Артисты цирка универсальны, они владеют многими жанрами и способны подменить друг друга в случае необходимости. Коверного следовало заменить, и выбор пал на новичка. У него, конечно, не было опыта, отсутствовал репертуар. Несколько репетиций, чужой костюм, незнакомый реквизит — и вот уже молодой артист на манеже дебютирует в новом амплуа. Но зрители не принимают новичка — он пытается подражать травмированному клоуну, и у него это плохо получается, в зрительном зале раздаются жидкие, «вежливые» аплодисменты. Номер за номером пролетело первое отделение и провал казался неминуеым.

Сложно сказать, что в антракте привело дебютанта на кухню цирковой столовой. Здесь он позаимствовал поварской колпак и фартук, взял несколько кастрюль и сковородок, а в карманы положил попавшиеся под руку пару картофелин и морковку. Началось второе отделение и артист решил сократить путь, пробраться к манежу запутанными служебными коридорами. Бежал на звуки музыки, открывал все двери и в результате оказался в оркестровой ложе! Удивленные музыканты рассматривали невесть откуда возникшего повара, а в манеже уже заканчивался первый номер. Прямиком через оркестр новичок отправился к зрителям.

Удивленный неожиданным преображением клоуна и его нетрадиционным появлением, инспектор манежа (ведущий программы) на ходу сориентировался и подыграл. И вот уже зрители с интересом рассматривают клоуна (они не узнали его в поварском костюме), а он задорно жонглирует морковкой и картошкой, балансирует кастрюлями. Вся эта импровизация сопровождалась юношеским задором и неподдельным куражом. Зрительный зал был покорен, дебютант заслужил бурные аплодисменты. Еще 20 дней молодой артист заменял коверного клоуна. Он отрепетировал репризы, сделал реквизит, а шутки стали острее и смешнее. Из Саратова юноша поехал в Ригу уже в амплуа клоуна, которому не изменяет до сегодняшнего дня.

Потом были другие манежи Советского Союза, мировая известность, признание, награды и титул «Солнечного клоуна», которым его (по одной из легенд) образно удостоила королева Бельгии. Но отзывы любителей свидетельствуют о том, что они не забывают дебют в далеком 1951 году на манеже Саратовского цирка Народного артиста СССР Олега Константиновича Попова.

Гастроли: упорядоченный круговорот

Цирковой конвейер. Это выражение вызывает недоумение у людей, не связанных с организацией гастролей. Между тем потоки артистов, одновременно переезжающих из одного цирка в другой на поездах и самолетах, или сопровождая животных и реквизит на автомобилях, напоминают гигантский конвейер, который живет в постоянном движении. Но благодаря этому в каждом городе зрители видят номера и артистов, составляющих гордость и элиту российского цирка. Не исключение в этом правиле и Саратовский цирк.

Отзывы зрителей, словно машина времени, способны возвратить в воспоминаниях память о гастролях выдающихся мастеров. На арене блистали знаменитый клоун Карандаш (нар. арт. СССР М. Румянцев) и бесстрашные дрессировщицы Ирина Бугримова и Маргарита Назарова. Саратов рукоплескал «Медвежьему цирку» Валентина Филатова и волшебству иллюзиониста Эмиля Теодоровича Кио. Затаив дыхание, зрители следили за дагестанскими канатоходцами под руководством Яраги Гаджикурбанова и головокружительными прыжками акробатов Владимира Довейко. Весь цвет советских, а затем и российских мастеров манежа прошел через одну из старейших арен страны благодаря невидимому цирковому конвейеру.

Продолжение традиций

Жизнь в цирке никогда не затихает. Утренние репетиции традиционно отданы для номеров с животными. Степенные верблюды, «корабли пустыни», неторопливо переминаются с ноги на ногу. Их спокойствие не способно обмануть Ирину Володину, руководителя номера «Путешествие на верблюдах». Она знает, насколько стремительны эти неповоротливые, на первый взгляд, увальни. А с конюшни доносится дробный перестук копыт чистокровных лошадей — предчувствуя свою очередь выходить на манеж, беспокоятся подопечные Раисы Шаниной.

Семейные скрепы цирка образно проявляются в расклеенных по городу афишах. Снова на манеже представители прославленных династий — канатоходцы под руководством Патимат Гаджикурбановой и воздушный полет, созданный Владимиром Довейко. Громкие имена — словно знак качества для зрителей, стремящихся попасть на новую программу в Саратовский цирк. Билеты в кассах заканчиваются быстро. Их стоимость варьируется от 400 до 1500 рублей.

Фестиваль «Принцесса цирка»

В Саратовском цирке проводится фестиваль, идея которого заложена в самом названии. История началась в 2005 году, когда цирк впервые испробовал собственные силы в организации нового формата — проведения циркового фестиваля. Для участия пригласили девушек из всех жанров циркового искусства. Это не означало, что в представлении не будут участвовать артисты-мужчины. Но жюри предстояло оценить только искусство цирковых красавиц. Эксперимент получился удачным — Саратовский цирк братьев Никитиных создал фестиваль, занявший почетное место среди проводимых в России цирковых форумов.

В 2016 году состоялся VI фестиваль, расширивший географию участниц и прибавивший к названию слово «международный». Поступили заявки на участие из Бразилии, Австралии, Китая. В город над Волгой приехали представительницы Колумбии и Мексики. Конкурсантки из 10 зарубежных стран посчитали за честь участие в борьбе за корону «Принцессы цирка».

Закулисье: жизнь, отданная цирку

Рассказывая о цирке, чаще говорят об артистах. И редко вспоминают о людях, выполняющих административную и организационную работу, переживающих за цирк и служащих его процветанию. Саратовскому цирку повезло — им всегда руководили неравнодушные люди.

Руководство лежало на плечах братьев Никитиных, которые цирк создали и заложили основу саратовских цирковых традиций.

Образовался Первый кооперативный цирк. Председателем кооператива артисты избрали жонглера Н. Л. Бенедетто. Художественным руководителем стал В. В. Мильва.

Директором Саратовского цирка работал Н. Л. Зеленев. При нем цирк сменил адрес и переехал в новое каменное здание. Закладывались традиции военно-шефской работы. К этому же времени относится начало постановочной деятельности — изобразительными средствами цирка решались задачи патриотического воспитания.

Период, пришедшийся на начало Великой Отечественной войны. Саратов принимал людей, эвакуированных с территорий, занятых фашистами. Были среди них и артисты. На базе Саратовского цирка формировались концертные бригады для выступлений перед бойцами Красной Армии в тылу и на фронте. Руководил работой директор Саратовского цирка М. В. Бабин.

Время руководства В. Л. Марченко. Город возвращался к мирной жизни, и праздничное искусство цирка пользовалось огромной популярностью. В этот период (1950) пришел на работу в цирк Б. И. Мамлеев — инспектор манежа, выходивший на саратовскую арену более 30 лет.

Директор Саратовского цирка И. В. Дубинский завершил начатую предшественником реконструкцию зрительного зала и купола. Работы провели в межсезонье, не срывая графика гастролей. Для артистов построили гостиницу «Арена». Цирк получил статус постановочного и приступил к подготовке новых номеров и аттракционов, в Саратове началась творческая биография Казахского циркового коллектива. Цирк занял передовые позиции в системе Всесоюзного объединения «Союзгосцирк». В составе цирковых делегаций Иосиф Вениаминович побывал в Венгрии, Колумбии, Перу, Эквадоре, Германии. В Австралии увидел необычный фонтан «Одуванчик» и, возвратившись в Саратов, сделал точно такой же на площади перед цирком. Еще один смелый замысел — организация в Саратове циркового училища — в жизнь не воплотился. В 1976 году И. В. Дубинский скончался.

Эстафету руководства цирком принял В. П. Владыкин. Ему удалось не нарушить сложившуюся в коллективе доброжелательную творческую атмосферу. Саратовский цирк неоднократно отмечался в приказах как передовое предприятие, а артисты с удовольствием приезжали на гастроли в город над Волгой.

Развал Советского Союза не мог не сказаться на работе цирка. Разрушилась единая система, объединявшая цирковые предприятия. В этот период цирком руководил Ю. Н. Авдеев. Пресс финансовых неурядиц заставил сократить количество представлений — выступления проводились всего три дня в неделю. На этот период пришлось празднование 125-летия. Цирк отремонтировали, а на его фасаде появилась надпись: «Цирк имени братьев Никитиных».

Ренессанс Саратовского цирка начался под руководством нового директора И. Г. Кузьмина. Ему удалось стабилизировать работу, увеличить количество представлений и привлечь в цирк новых зрителей. Этому способствовало проведение целой череды фестивалей, организованных Саратовским цирком: II Всероссийского конкурса (1999), Всероссийского конкурса клоунады, эксцентрики и пародии (2001). Празднование 130-летнего юбилея цирк отметил проведением Международного конкурса циркового искусства (2003). С 2005 года началась биография конкурса «Принцесса российского цирка», который проводится каждые два года и собирает на саратовской арене звездный состав участников.

Заслуги И. Г. Кузьмина в итоге заставили его покинуть пост директора цирка. Летом 2016 года Иван Георгиевич был назначен на должность министра культуры Саратовской области. А новому руководителю предстоит нелегкая задача продолжения и развития саратовских цирковых традиций.

Вместо эпилога: возвращение легенды

Останавливая взгляд на цирковой афише, люди невольно замедляют шаг. На фасаде расположен яркий анонс: «С 26 сентября в цирке новая программа!»

Ничего удивительного, кроме фамилии артиста, который открывает цирковой сезон. Олег Попов! Легендарный «солнечный клоун», некогда начавший путь к вершинам славы на саратовской арене. Артист, который более четверти века жил в Германии и не выходил на манежи российских цирков. Кумир миллионов советских мальчишек, вернувшийся на родину своего первого успеха, чтобы познакомиться с новым поколением любителей цирка.

Сегодня в Саратове не дети просят взрослых отвести их в цирк, а бабушки и дедушки знакомят внуков со своей юностью. Гостевая книга на каждой странице сохраняет восторженную благодарность и отзыв. Цирк имени братьев Никитиных (Россия, Саратов) продолжает удивлять поклонников своего искусства. Возможно, рядом с мастером сегодня зажигается новая звезда, которая вернется на саратовский манеж спустя полвека.

Цель жизни Никитиных

В начале ноября прошлого го­да нам пришлось побывать в гостях у старейшего мастера манежа русского и советско­го цирка Николая Акимовича Ники­тина.

Николай Акимович Никитин (1887-1963)

Хозяина дома мы застали лежа­щим в постели, к которой его давно приковал тяжелый недуг. Уже первые слова Николая Акимовича были о цирке.

— Очень рад, что вы пришли, — сказал приветливо он и, положив на стоящий рядом с кроватью стол ка­кие-то бумаги, добавил, — вот готов­люсь к юбилею. 7 января исполняет­ся 90 лет со дня создания Никитины­ми первого русского цирка.

С большим любопытством мы ста­ли рассматривать лежащие на столе альбомы с фотографиями семейства Никитиных и артистов их цирка. А Николай Акимович комментировал каждую карточку. Он заметно ожи­вился, и постепенно его комментарии переросли в яркий рассказ об исто­рии русского цирка.

Их было четверо — создателей первого русского цирка. Три брата Дмитрий, Аким и Петр Никитины и отец Александр Никитович. Крепост­ной саратовского помещика Кропотова, он получил в середине пятиде­сятых годов вольную и зарабатывал себе на жизнь игрой на шарманке. Вместе с ним ходили по дворам Са­ратова и его малолетние сыновья. Сначала братья просто кувыркались на коврике под звуки шарманки. За­тем они стали исполнять акробати­ческие трюки. К этому времени они успели побывать в балаганах, где пристрастились к цирковому искусст­ву. Братья самостоятельно, без посто­ронней помощи овладевают несколь­кими номерами и выступают по праздникам в балаганах.

Аким Александрович Никитин (1849-1917)

Вскоре Никитины становятся ком­паньонами физика Краузе, в балагане которого, наряду с цирковыми номе­рами, демонстрировались туманные картины. Но это не было пределом их мечты. Поднакопив денег, Никитины ре­шают создать свой цирк. В тот период в России все цирки и подавляющее большинство балага­нов принадлежало иностранцам. Во избежание конкуренции с ними Ни­китины решают открыть свой цирк не в Саратове, где они жили, а в тогда маленьком провинциальном городишке Пензе. Но и в Пензе Ни­китиных ждали неприятности. По настоянию владельцев балаганов им не разрешили строить цирк на тер­ритории ярмарки. Поэтому Никитины вынуждены были разбить свое не­большое бязевое шапито с централь­ной опорной мачтой недалеко от лавок на льду реки.

25 декабря 1873 года (7 января 1874 года) состоялось первое пред­ставление. Этот день вошел в исто­рию русской культуры как день соз­дания первого отечественного цирка. Цирк Никитиных был подлинно семейный цирк. Мать — Арина Ива­новна сидела в кассе, отец, заменяя оркестр, играл на шарманке, а три сына исполняли в программе десять номеров. Аким выступал то как жонг­лер, то как клишник. Он же заполнял паузы, работая в образе Иванушки-дурачка. Петр показывал гимнасти­ческие трюки на трапеции, выступал как шпагоглотатель и исполнял вольтиж на лошади. С тремя номерами выходил на манеж и Дмитрий Ни­китин. Он пел и плясал, играл на ба­лалайке и показывал упражнения с гирями. В заключение братья де­монстрировали групповой акробати­ческий номер и устраивали петрушечье представление.

Программа имела большой успех у публики, и посетители ярмарки к великому неудовольствию владель­цев балаганов повалили толпами к шатру Никитиных. Итак, первый шаг сделан. Цирк создан. Но этого мало. Надо было его сохранить в ожесточенной конку­рентной борьбе. Этой борьбе сопут­ствовали неудачи и победы. Был мо­мент, когда Никитины вынуждены были даже поступить артистами к директору цирка Беранеку. Но вско­ре братья покупают у него шапито и снова становятся владельцами цир­ка. Несмотря на противодействие других директоров, дело Никитиных ширится и развивается. За первым шапито появляется второе. Вот уже построен их первый зимний деревян­ный стационар в Киеве, следом за ним серия деревянных зданий в при­волжских городах — Саратове, Каза­ни, Нижнем Новгороде. Наконец Ни­китины пытаются обосноваться в Москве.

Н. А. Никитин на репетиции Н. А. Никитин с сыном Николаем

В 1886 году они временно арен­дуют здание бывшей панорамы «Штурм Плевны», а в 1888 году цирк Гинне на Воздвиженке. В этот период все более замет­ную роль в руководстве цирка «Братьев Никитиных» начинает играть Аким Александрович. Его старший брат Дмитрий после получения «от­ступного» от Саламонского ликвиди­ровал цирк на Цветном бульваре и уехал в Саратов. У младшего бра­та — Петра — артистическая жилка явно преобладала над администра­тивной. Выдающийся универсальный мастер, он предпочитал выступать на арене, а не сидеть со счетами за кон­торкой. Эти обязанности он перепо­ручил брату Акиму. Аким Александрович был чуткий и отзывчивый человек, беспредельно любящий цирк и превосходный адми­нистратор. И хотя он не получил систематического образования, его природный сметливый и острый ум и безграничная преданность делу по­зволили ему с начала девяностых годов успешно единолично вести сложное хозяйство фирмы. Подобно братьям Бахрушиным и И. Сытину Аким Александрович принадлежал к числу тех прогрессивных предпринимателей, которые были по­борниками русской национальной культуры. Никитин увидел демократический характер циркового искус­ства. Он понял, что не в чиновничье-дворянской Москве, а в провинции, где живут истинно цирковые зрите­ли, можно развивать начатое брать­ями дело. Целых двадцать лет посвящает Никитин расширению сети сво­их цирков, воздвигает деревянные и каменные здания.

Он покровительствует и помогает русским цирковым артистам. В программах его цирков в этот период почти не найдешь иностранных имен. Многие, ставшие впоследствии знаме­нитыми, артисты начинали или получили широкую известность, выступая у Никитиных. Среди них — братья Анатолий и Владимир Дуровы, Вита­лий Лазаренко, Николай Пащенко, отец и сын Альперовы, Анатолий Анатольевич Дуров, сестры Гамсакурдия, Алекс Цхомелидзе. Большое внимание в этот период Аким Александрович уделяет воспи­танию русских артистов. У него в цирке много учеников. Некоторые из них (Н. Сычев, П. Орлов, А. Коз­лов) становятся впоследствии пер­воклассными мастерами манежа. Патриотическая деятельность Ни­китина находит широкий отклик среди передовой русской интеллигенции. Не случайно, что его друзьями были Ф. Шаляпин, М. Горький, А. Куприн и В. Гиляровский.

— Вот, пожалуйста, посмотрите, — прерывает рассказ Николай Акимо­вич, протягивая нам небольшой красный альбом.

Это книга почетных посетителей Нижегородского цирка. В ней мы на­ходим теплые слова Алексея Макси­мовича Горького о мастерах манежа: «Люблю цирк и его артистов — лю­дей, которые ежедневно и спокойно рискуют жизнью». Через несколько страниц отзыв Шаляпина: «Славный вы человек, Аким Александрович! Поистине ска­зать, Аким—простота!». Находим здесь и стихотворный экспромт Гиляровского:

«Во имя правды и добра,
Не признаю я взглядов узких,
Люблю Акима и Петра,
Люблю я самородков русских».

Аким Александрович интересовал­ся всем новым и прогрессивным. Свои цирки он строил по последнему слову техники. В 1911 году Никитин открыл новый цирк на Большой Са­довой в Москве. У него было три тысячи мест, опускающийся с по­мощью лебедок манеж и кокосовый ковер, заменивший традиционные цирковые опилки. В 1913 году в этом здании тор­жественно отмечалось сорокалетие цирка Никитиных. Бывший газировщик и балаганный артист Аким Александрович Никитин воочию убе­дился, что не пропали даром плоды его сорокалетнего труда и что он достиг цели своей жизни — его пер­вый русский цирк завоевал славу одного из лучших цирков в стране и в Европе. В 1917 году вскоре после фев­ральской революции Аким Александ­рович умер, главой фирмы становит­ся его сын Николай Акимович, разно­сторонний артист и цирковой дея­тель. Уже в десять лет Николай Аки­мович выходил на манеж с дресси­рованным пони. В 13 лет он уже сальтоморталист на лошади, а с 1900 года становится конным жонгле­ром. Молодой Никитин также участвует в номере «воздушный полет» и прыгает с трамплина. Руководить цирком Николаю Аки­мовичу пришлось всего несколько месяцев. Вскоре произошла Октябрь­ская революция, а в 1919 году нацио­нализация цирков.

— Государству передано было, — говорит Николай Акимович, — все имущество нашего цирка в Москве. Это несомненно позволило успешно начать работать советскому цирку. Я считаю весьма символичным, что первый советский цирк открылся именно в здании первого русского цирка. Что же касается меня, то я тогда не в состоянии был правильно понять происходящие в стране собы­тия. В 1919 году я уехал на гастроли в Италию.

Целых два года проработал на ма­нежах итальянских цирков, как писа­ли в афишах, «известный русский ар­тист Никитин». Русский человек и патриот цирка, он понял, что не может долго нахо­диться на чужбине и что только на родине он сумеет выполнить завет своего отца — беззаветно служить цирковому искусству. В 1921 году Николай Акимович возвращается в Советскую Россию, а в 1927 году становится артистом государственных цирков. В эти годы особенно ярко расцве­тает его талант. Работу конного жонг­лера Никитин доводит до виртуоз­ности, исполняя до 45 трюков с раз­личными предметами. В эти же годы он начинает выступать и как дресси­ровщик. Его конюшня, состоящая в разное время от 13 до 8 лошадей, имела шесть перемен программы. Выступления Никитина всегда были украшением любого циркового пред­ставления. В 1944 году, во время работы в Магнитогорском цирке, с Николаем Акимовичем произошло несчастье. Одна из лошадей схватила зубами его правую руку и, встав на дыбы, приподняла артиста от манежа. Руку пришлось ампутировать. Казалось, карьере артиста пришел конец. Ведь именно в правой руке дрессировщи­ки держат шамберьер. Но несчастье не сломило Николая Акимовича. Выйдя из больницы, он учится вла­деть шамберьером левой рукой и вскоре снова выходит на манеж,

В 1947 году за выдающиеся успе­хи в цирковом искусстве ему было присвоено звание заслуженного ар­тиста РСФСР. Он продолжает успеш­но работать в цирках страны до 1958 года. Но, и уйдя на пенсию, Ни­колай Акимович не порывает с род­ным ему манежем. По просьбе ру­ководства Союзгосцирка, а еще ча­ще по собственной инициативе, он приезжал в цирки, чтобы посмотреть, как идет работа, и помочь молодым артистам. Нет, пожалуй, ни одного мастера манежа, которому бы вете­ран цирка не помог своим советом. Мы просматриваем последний альбом, останавливаемся на фотогра­фии молодого артиста, очень похо­жего на Николая Акимовича.

— Это мой сын Николай, — объ­ясняет Никитин, — он был тоже кон­ным жонглером. В годы Великой Отечественной войны стал танкистом и в одном из сражений пропал без вести. Выходит, что теперь из неког­да многочисленной семьи Никитиных я остался один. Для писателя, задумавшего написать книгу о русском цирке, это обстоятельство несомнен­ но облегчит поиски концовки романа. Николай Акимович на минуту за­молкает и продолжает уже более твердым голосом:

— Но я тем не менее не считаю, что на мне обрывается история рус­ского цирка. Разве не наша моло­дежь является преемницей и продолжательницей традиций отечественно­го искусства.

Эти слова нам пришлось невольно вспомнить через двадцать дней после посещения Никитина, когда узнали о кончине Николая Акимовича. Среди бумаг покойного было найдено 32 письма. Вместе с памятным по­дарком он собирался послать их в день девяностолетия русского цирка Никитиных лучшим мастерам совет­ского манежа, в которых Николай Акимович видел своих преемников.


источники:

http://fb.ru/article/270219/saratovskiy-tsirk-im-bratev-nikitinyih-opisanie-istoriya-i-otzyivyi

http://www.ruscircus.ru/cel_zhizni_bratev_nikitinyh_687