Боттичелли биография И Творчество Кратко

Сандро Боттичелли

Фото Все

Видео Все

Сандро Боттичелли / Цвет времени / Телеканал Культура

Сандро Боттичелли. «Весна» / Мост над бездной / Телеканал Культура

Наблюдатель. Сандро Боттичелли. Эфир 03.03.2020

Сандро Боттичелли — биография

Сандро Боттичелли – выдающийся итальянский художник, самый значимый среди мастеров эпохи Возрождения, представлял флорентийскую школу живописи. Самыми известными его картинами стали «Весна», «Венера и Марс», «Рождение Венеры», благодаря которой он прославился на весь мир.

Когда речь заходит об эпохе Возрождения, то первое имя, которое приходит на ум – художник Сандро Боттичелли. Этот век стал золотым для одаренных людей, к которым принадлежал и Боттичелли, его имя тесно связано с историей Флоренции. Он оставил после себя бесценное наследие, по достоинству оцененное только спустя несколько столетий после его смерти.

Детство и юность

Настоящее имя художника – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Он родился 1 марта 1445 года в семье кожевника Мариано ди Джованни Филипепи и его супруги Смеральды. Сандро самый младший в семье, на момент его рождения родители уже воспитывали трех сыновей – Джованни, Симоне, Антонио. Два старших брата посвятили себя торговому делу, Антонио занимался ювелирным мастерством.

О том, откуда взялась фамилия Боттичелли, точно не знает никто. Биографы продолжают спорить по этому поводу, каждый раз выдвигая все новые версии. Согласно первой, прозвище появилось благодаря занятиям торговлей двух старших братьев, потому что в переводе «botticelle» — это бочонок. Вторая версия гласит, что прозвищем Боттичелли Сандро «наградил» брат Джованни, исключительно по причине своей полноты. А есть исследователи, утверждающие, что новую фамилию живописец получил от брата Антонио, ведь «battigello» переводится как «серебряных дел мастер». Какая из версий соответствует действительности, теперь уже не узнать, но факт остается фактом, художника знают во всем мире именно под именем Сандро Боттичелли.

В молодости на протяжении двух лет молодой человек трудился в ювелирной мастерской, его приняли в качестве ученика ювелира. В 1462 году (или в 1464-м, по другим данным) он начал обучение в художественной мастерской Фра Филиппо Липпи. Когда Липпи уехал из Флоренции в 1467 году, Сандро продолжил обучение у другого наставника – Андреа Верроккьо. Одновременно с Боттичелли у Верроккьо учился и Леонардо да Винчи. В 1469 году Сандро начал свою творческую биографию.

Живопись

Когда точно написано большинство полотен Боттичелли, неизвестно. Специалисты сумели определить примерные даты, применив для этого стилистический анализ. Первой, самостоятельно написанной работой Боттичелли, историки считают «Аллегорию силы». Художник закончил работу над ней в 1470 году, ее купил Торговый суд Флоренции, и разместил ее в своем зале. В настоящее время картина пополнила экспозицию галереи Уффици.

«Мадонна Евхаристии»

Первые самостоятельные полотна живописца характерны многочисленными изображениями Мадонн. Самой известной стала картина под названием «Мадонна Евхаристии», датированная примерно 1470-м годом. Тогда же Боттичелли обзаводится собственной мастерской. Он начал обучать талантливых юношей, среди которых оказался и сын его бывшего учителя – Филиппино Липпи.

Особенность стиля Боттичелли начала все больше проявляться после 1470-го года. Полотна того времени имели более яркую палитру, он научился передавать оттенки кожи человека, используя насыщенные охристые тени. С течением времени живописец научился более емко и живо передавать драматизм ситуации, его образы становятся все более экспрессивными, чувственными и живыми. Это достижение художника проявилось в одном из диптихов раннего периода (1470-1472г.г.). Боттичелли изобразил ветхозаветный подвиг Юдифи, которой удалось обезглавить ассирийского захватчика Олоферна.

Картина «Святой Себастьян» Сандро Боттичелли

Первый раз Боттичелли изобразил на полотне обнаженное тело в работе под названием «Святой Себастьян». 20 января 1474 года, в день этого святого мученика, картину торжественно представили жителям Флоренции. Вертикальный холст отлично разместился на колонне церкви Санта-Мария-Маджоре.

К середине 70-х годов художник снова принялся за изображение портретов. В это время он написал «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи». Кто этот юноша, запечатленный на полотне 1474-1475-го годов, осталось тайной на все времена. Существует мнение, что это автопортрет Сандро Боттичелли. По мнению других исследователей – в качестве модели художник пригласил своего родного брата Антонио. Выдвигалась и еще одна версия, это изображение самого автора-разработчика медали, или на картине запечатлен один из представителей семьи Медичи.

«Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи»

Это могущественное флорентийское семейство и его окружение позволило художнику сблизиться с ними примерно в середине 70-х годов. 28 января 1475-го брат Лоренцо Великолепного, Джулиано Медичи, стал участником турнира со штандартом, который расписывал Боттичелли. Примерно в 1478 году Сандро написал и портрет самого Джулиано, брата главы Флорентийской республики.

Известное во всем мире полотно «Поклонение волхвов» донесло до наших дней лица всей семьи Медичи и даже их свиту. Частью этого полотна стал и сам Боттичелли, он изобразил себя в правом углу.

«Поклонение волхвов»

Против семейства Медичи организовали заговор, в результате которого 26 апреля 1478 года погиб Джулиано Медичи. Заговор провалился, выживший Лоренцо заказал Боттичелли фреску, которая украсила ворота, ведущие к палаццо Веккьо. На ней были изображены повешенные заговорщики. Однако фреска находилась над воротами не очень долго. Когда из Флоренции выгнали очень неудачливого правителя Пьеро Медичи, изображение уничтожили.

В конце 70-х годов популярность Сандро Боттичелли вышла за пределы родной Тосканы. Картины молодого художника очень понравились Папе Сиксту IV, и он выказал пожелание, чтобы талантливый живописец принялся расписывать стены в недавно построенной капелле. В 1481 году Сандро приехал в Рим, и вместе со своими коллегами приступил к работе над фресками. Боттичелли лично написал три фрески, в числе которых и «Искушение Христа», и одиннадцать портретов Пап. Спустя три десятка лет за роспись потолка в Сикстинской капелле примется Микеланджело, и о ней узнает весь мир.

Самые главные шедевры в своей творческой биографии Боттичелли создает в первой половине 80-х, когда он вернулся из Ватикана. Тему для их написания навеяли художнику античная культура и философия гуманистов, следовавших идеям неоплатонизма. Сближение живописца с ними состоялось именно в те годы. В 1482 году Сандро представил свою новую работу – картину «Весна», ставшую самым загадочным его произведением. До настоящего времени не определена ее четкая интерпретация. Есть мнение, что живописец создавал полотно под впечатлением от поэмы Лукреция «О природе вещей», особенно тем отрывком, где сказано, что вот и Весна идет в сопровождении Венеры и ее матери Флоры.

Это полотно, впрочем, как и два других – «Рождение Венеры» и «Паллада и кентавр» находилось в частной собственности троюродного брата флорентийского герцога Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Эти три произведения искусства характерны своей певучестью, музыкальностью колорита, пластикой линий и какой-то скрытой музыкальностью. Боттичелли удалось найти такие тонкие нюансы, чтобы передать на полотне гармонию и чувство ритма, которыми не мог похвастаться ни один из его коллег.

С конца 1470-х до начала 1480-х годов Сандро создает иллюстрации для «Божественной комедии» Данте. Он выполнил целую серию рисунков пером на пергаменте. До наших дней дошли несколько, среди которых больше всех выделяется «Бездна ада». Религиозная тематика того периода творчества художника представлена полотнами «Мадонна с младенцем на троне», написанная в 1484 году, «Благословение Честелло», над которой он трудился с 1484-го по 1490-й годы, «Мадонна Магнификат» 1481-1485-й годы, «Мадонна с гранатом», созданная примерно в 1487 году. «Мадонна Магнификат» получила известность при жизни художника, она стала одним из его тондо. Выполненная в форме круга, самом популярном формате того периода во Флоренции, картина принесла мастеру славу и признательность почитателей его таланта. Герои изображены на ней на фоне пейзажа, как и в других его полотнах.

С 1490-го по 1500-й годы живописец попал под влияние учения, которое проповедовал монах-доминиканец Джироламо Савонаролы. Он выступал с критикой церковных порядков того времени и излишеств, которыми изобиловала светская жизнь. Боттичелли так проникся идеями доминиканца, его призывами покаяться и вести аскетичный образ жизни, что отказался от радостных оттенков палитры, пользовался более темными и сдержанными тонами.

«Юдифь»

Художник перестал писать портреты на фоне пейзажей и различных элементов интерьера. Ярким примером этого является полотно «Портрет Данте», написанное примерно в 1495 году. Характерными картинами того периода творческой биографии художника можно назвать полотна «Оплакивание Христа» и «Юдифь, покидающая палатку Олоферна», созданные приблизительно в 1490 году. В 1495 году Боттичелли создает свою единственную позднюю картину на светскую тему под названием «Клевета Апеллеса».

«Мистическое рождество»

В 1498 году Савонаролу обвинили в ереси и казнили, а до этого умер Лоренцо Медичи, случились политические заварушки в Тоскане – все это серьезно повлияло на Сандро Боттичелли. Его полотна стали еще более мрачными и мистическими. В 1500-м году живописец создает очередной шедевр – картину «Мистическое рождество», ставшую главным достижением того периода, и последней из его значимых работ. Эта картина стала единственной датированной и подписанной работой мастера. Последними, очень немногочисленными работами Сандро Боттичелли стали полотна, изображающие сценки из жизни римлянок Лукреции и Виргинии, и сцены из жития Святого Зиновия.

Сандро Боттичелли

Сандро Боттичелли (наст. имя Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи; 1445-1510) – итальянский живописец, один из ярчайших мастеров эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы живописи. Автор картин «Весна», «Венера и Марс» и принесшей ему мировую популярность «Рождение Венеры».

В биографии Боттичелли есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Сандро Боттичелли.

Биография Боттичелли

Сандро Боттичелли появился на свет 1 марта 1445 года во Флоренции. Он рос и воспитывался в семье кожевника Мариано ди Джованни Филипепи и его супруги Смеральды. У своих родителей он был младшим из четырех сыновей.

У биографов Сандро до сих пор нет единого мнения о происхождении его фамилии. Согласно одной версии, он получил прозвище «Боттичелли» (бочонок) от старшего брата Джованни, который был толстяком. По другой, оно связано с торговой деятельностью 2-х старших братьев.

Сандро стал художником не сразу. В юности он пару лет обучался ювелирному делу у мастера Антонио. К слову, некоторые специалисты предполагают, что свою фамилию парень получил именно от него.

В начале 1460-х годов Боттичелли начал обучаться живописи у Фра Филиппо Липпи. На протяжении 5 лет он учился писать картины, внимательно наблюдая за техникой учителя, который сочетал трехмерность передачи объемов на плоскость.

После этого наставником Сандро был Андреа Верроккьо. Интересен факт, что подмастерьем Верроккьо был еще никому неизвестный Леонардо да Винчи. Спустя 2 года Боттичелли начал самостоятельно создавать свои шедевры.

Живопись

Когда Сандро было около 25 лет у него появилась собственная мастерская. Его первая значимая работа называлась «Аллегория силы» (1470), которую он писал для зала местного Торгового суда. В это время биографии у Боттичелли появляется ученик Филиппино – сын его бывшего учителя.

Сандро написал немало полотен с Мадоннами, среди которых наибольшую популярность получила работа «Мадонна Евхаристии». К тому моменту у него уже выработался свой стиль: яркая палитра и передача оттенков кожи посредством насыщенных охристых теней.

На своих картинах Боттичелли удавалось живо и емко показывать драматизм сюжета, наделяя изображенных персонажей чувствами и движением. Все это можно увидеть на ранних полотнах итальянца, включая диптих – «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна».

Полуобнаженную фигуру Сандро впервые изобразил на картине «Святой Себастьян», которая была торжественно размещена в церкви Санта-Мария-Маджоре в 1474 г. В следующем году он представил знаменитую работу «Поклонение волхвов», где изобразил самого себя.

В данный период биографии Боттичелли прославился и как талантливый портретист. Самыми известными картинами мастера в этом жанре стали «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи», а также ряд портретов Джулиано Медичи и местных девушек.

Слава о талантливом художнике распространилась далеко за пределы Флоренции. Он получал множество заказов, вследствие чего о нем узнал папа Сикст IV. Лидер католической церкви доверил ему расписать собственную капеллу в римском дворце.

В 1481 г. Сандро Боттичелли приехал в Рим, где принялся за работу. Вместе с ним трудились и другие известные живописцы, включая Гирландайо, Росселли и Перуджино.

Сандро расписал часть стен Сикстинской капеллы. Он стал автором 3-х фресок: «Наказание Корея, Дафана и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея».

Кроме этого, он написал 11 папских портретов. Любопытно, что когда в начале следующего столетия потолок и алтарную стену распишет Микеланджело, Сикстинская капелла приобретет мировую известность.

После окончания работы в Ватикане Боттичелли вернулся домой. В 1482 г. он создал знаменитое и загадочное полотно «Весна». Биографы художника заявляют, что данный шедевр был написан под влиянием идей неоплатонизма.

«Весна» до сих пор не имеет четкой интерпретации. Принято считать, что сюжетная линия полотна была придумана итальянцем после прочтения поэмы «О природе вещей» Лукреция.

Данной работой, а также двумя другими шедеврами кисти Сандро Боттичелли – «Паллада и кентавр» и «Рождение Венеры», владел Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Критики отмечают в этих полотнах гармонию и пластику линий, а также музыкальную экспрессию, выраженную тонкими нюансами.

Отдельного внимания заслуживает картина «Рождение Венеры», которая является самой известной работой Боттичелли. Она была написана на холсте размером 172,5 х 278,5 см. Полотно иллюстрирует миф о рождении богини Венеры (греч. Афродиты).

«Рождение Венеры»

Примерно тогда же, Сандро пишет свою не менее знаменитую картину любовной тематики «Венера и Марс». Она писалась на дереве (69 х 173 см). Сегодня данное произведение искусства храниться в лондонской Национальной галерее.

Позднее Боттичелли начал трудиться над иллюстрированием «Божественной комедии» Данте. В частности, из немногих уцелевших рисунков сохранилось изображение – «Бездна ада». За годы творческой биографии мужчина написал много религиозных полотен, среди которых «Мадонна с младенцем на троне», «Благовещение Честелло», «Мадонна с гранатом» и др.

В 1490-1500 гг. Сандро Боттичелли находился под влиянием монаха-доминиканца Джироламо Савонаролы, который призывал людей к покаянию и праведности. Проникшись идеями доминиканца итальянец изменил свой художественный стиль. Гамма красок стала более сдержанной, а на полотнах преобладали темные тона.

Обвинение Савонаролы в ереси и его казнь в 1498 г. сильно потрясли Боттичелли. Это привело к тому, что в его творчестве прибавилось больше мрачности.

В 1500 г. гений пишет «Мистическое Рождество» – последняя значимая картина Сандро. Интересен факт, что она стала единственной работой живописца, которая была датирована и подписана автором. Среди прочего в надписи говорилось следующее:

«Эту картину я, Алессандро, написал в 1500 г. в Италии в половине времени после времени, когда исполнится сказанное в 11-й главе Откровения Иоанна Богослова, о втором горе Апокалипсиса, в то время, когда дьявол на 3,5 года был выпущен. Потом он был закован в кандалы в соответствии с 12-й главой, и мы увидим его (попранным на земле), как на этой картине».

Личная жизнь

О личной биографии Боттичелли почти ничего неизвестно. Он никогда не был женат и не имел детей. Много специалистов считают, что мужчина любил девушку по имени Симонетта Веспуччи – первую красавицу Флоренции и возлюбленную Джулиано Медичи.

Симонетта выступала в качестве натурщицы для многих полотен Сандро, умерев в 23-летнем возрасте.

Смерть

В последние годы жизни мастер оставил художество и жил в крайней нищете. Если бы не помощь друзей, то он бы наверняка умер с голоду. Сандро Боттичелли скончался 17 мая 1510 года в возрасте 65 лет.

Биография Сандро Боттичелли

Жена — нет
Дети — нет

Сандро Боттичелли (1445-1510) – знаменитый живописец Италии, творивший в эпоху Возрождения, является одним из основных представителей флорентийской художественной школы.

Рождение и семья

Сандро появился на свет 1 марта 1445 года в итальянском городе Флоренции. Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи.

Его отец, Мариано ди Джованни Филипепи, занимался кожевенным ремеслом. Вблизи моста Санта Тринита ин Ольтрарно Мариано держал свою мастерскую. Денег он с неё имел совсем немного, поэтому мужчина грезил об одном – чтобы быстрее выросли и устроились в жизни его дети. Глава семьи очень хотел отдохнуть от своего трудоёмкого ремесла.

Мама, Змеральда, занималась воспитанием сыновей, которых в семье родилось четверо, Сандро был самым младшим среди них.

Семья проживала в приходе церкви «Всех Святых» («Оньисанти»). Приход был расположен во флорентийском квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова. Здесь семейство арендовало небольшую квартиру в домостроении, принадлежавшем господину Ручеллаи.

Первое упоминание о Сандро Боттичелли можно найти в кадастре итальянской Республики. Ещё в 1427 году в Республике был издан указ о том, что глава каждого флорентийского семейства должен вносить в кадастр заявление, где отображались доходы (это нужно было для налогообложения). В 1458 году в своём кадастровом заявлении Мариано Филипепи написал, что у него четверо сыновей – Джованни, Антонио, Симоне и Сандро, которому тринадцать лет. В этой исторической записи было добавлено, что мальчик рос очень болезненным, поэтому в столь позднем возрасте только начал обучаться чтению.

Происхождение фамилии «Боттичелли»

Нет достоверных данных, откуда произошло прозвище будущего художника – Боттичелли. Существует только несколько версий. Его старший брат Джованни был толстяком и получил кличку «боттичелли» что означало «бочонок». По старшинству Джованни пытался во всём помогать отцу, в особенности на его плечи легло воспитание младшего брата Сандро. Возможно, прозвище просто перешло от старшего брата к маленькому.

По второй версии, у отца семейства был кум – некий «Боттичелло», он занимался ювелирным мастерством. К тому времени старшие сыновья уже хорошо устроились в жизни и помогали родителям (Джованни и Симоне занялись торговлей, Антонио был ювелиром). Глава семьи Мариано Филипепи хотел, чтобы и младший Сандро пошёл по стопам Антонио. Он мечтал, что два брата откроют (пусть и небольшое, но надёжное) семейное предприятие по производству ювелирных изделий. Видя, что младший сын весьма одарённый и способный, но не нашедший до сих пор истинного призвания в жизни, отец решил направить его в ювелирное русло, отдав на обучение к куму Боттичелло.

Так в двенадцатилетнем возрасте Сандро начал изучать ювелирное искусство, которое в дальнейшем сыграло немалую роль в его живописи.

Третья версия связана с братом Антонио, который занимался ювелирным делом. Сандро помогал старшему брату в мастерской, и тот дал ему прозвище Боттичелли, что с флорентийского переводится как «серебряных дел мастер» (правда, в слегка искажённом варианте).

Обучение живописи

В те времена между ювелирами и художниками была настолько тесная связь, что из юношей, увлекающихся рисованием, получались отличные золотых дел мастера. И, наоборот, из ювелирных мастерских выходили талантливые живописцы.

Так получилось и с Сандро. Отучившись у ювелира, в 1462 году Боттичелли стал обучаться живописи у флорентийского художника, чьё творчество относится к раннему периоду Возрождения, Фра Филиппо Липпи. Этот живописец был монахом-кармелитом из обители Кармине, его произведения отличались естественностью и жизнерадостностью. Мастерская Липпи находилась в городе Прато, где художник трудился над росписью собора фресками.

Боттичелли провёл в мастерской Липпи пять лет, пока учитель не уехал в итальянскую провинцию Перуджа, в город Сполето, где в скором времени умер. В Прато у Филиппо Липпи были романтические отношения с монахиней из монастыря. Эта женщина Лукреция Бути родила потом сына Филиппино Липпи, который впоследствии был учеником Боттичелли.

После смерти Липпи Сандро стал обучаться у ещё одного знаменитого итальянского скульптора и живописца Андреа дель Верроккьо, который был учителем самого Леонардо да Винчи. Верроккьо владел мастерской, самой сильной на тот момент во Флоренции. У него Сандро научился анатомически точно передавать человеческую фигуру в сильном движении.

У обоих своих педагогов Сандро обучился живописи периода Раннего Ренессанса. Первые произведения Боттичелли немного похожи на работы Липпи, в них можно заметить такое же богатство деталей и обилие портретов. Тем не менее современники признали в Сандро сильного мастера и отметили своеобразие его картин.

На своих первых самостоятельных полотнах Боттичелли изображал Мадонн:

  • «Мадонна с Младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем»;
  • «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами»;
  • «Мадонна в розовом саду»;
  • «Мадонна Евхаристии».

Уже эти ранние работы художника отличались поэтически овеянными образами и еле уловимой атмосферой духовности.

Творчество

С 1469 года Боттичелли начал работать самостоятельно. Первое время он писал картины дома, позднее арендовал мастерскую, которая находилась неподалёку от церкви «Всех Святых».

Уже в следующих картинах Сандро не осталось и тени подражания своим учителям, всюду прослеживался его собственный стиль:

  • «Аллегория силы»;
  • «Возвращение Юдифи»;
  • «Нахождение тела Олоферна»;
  • «Святой Себастьян».

В 1472 году Боттичелли стал членом гильдии Святого Луки. Здесь объединялись художники, благодаря членству в гильдии они получали право вести независимую живописную деятельность, открывать собственные мастерские и иметь помощников.

В 1470-х годах состоятельный горожанин, придворный Медичи и член гильдии искусств и ремёсел Флоренции, Гаспаре дель Лама заказал Боттичелли написать картину «Поклонение волхвов». Художник закончил её в 1475 году, на полотне он изобразил семейство Медичи в образах восточных мудрецов и их свиты, а в правом нижнем углу нарисовал себя.

В «Поклонении волхвам» Сандро довёл рисунок, а также композиционные и колоритные сочетания до такого уровня совершенства, что полотно названо великим чудом, которое до сих пор приводит в изумление каждого художника.

Эта картина принесла Боттичелли известность, у него стало очень много заказов, особенно часто его просили писать портреты. Наибольшую популярность приобрели:

  • «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи»;
  • «Портрет Джулиано Медичи»;
  • «Портрет молодой женщины»;
  • «Портрет Данте»;
  • портреты флорентийских дам.

Слава художника вышла за пределы Флоренции, и в 1481 году Боттичелли вызвали в Рим для росписи капеллы при дворце папы Сикста IV. Сандро трудился в Ватикане над росписью капеллы фресками вместе с другими ведущими итальянскими художниками того времени ‒ Росселли, Гирландайо, Перуджино. Это было зарождением знаменитой Сикстинской капеллы, роспись которой в начале ХVI века закончил Микеланджело (он оформил алтарную стену и потолок), после чего капелла приобрела мировую славу.

В Сикстинской капелле кисти Боттичелли принадлежат одиннадцать папских портретов и три фрески:

  • «Искушение Христа»;
  • «Наказание Корея, Дафна и Авирона»;
  • «Призвание Моисея».

В 1482 году Сандро вернулся из Рима во Флоренцию, где продолжил писать картины по заказу семейства Медичи и других знатных флорентийских особ. В основном это были полотна со светскими и религиозными сюжетами:

  • «Паллада и Кентавр»;
  • «Венера и Марс»;
  • «Мадонна делла Мелаграна»;
  • «Благовещение»;
  • «Оплакивание Христа».

Самой знаменитой и загадочной картиной художника Сандро Боттичелли считается «Весна». До сих пор искусствоведы не смогли до конца раскрыть сюжетный замысел живописца. Известно лишь, что на создание этого шедевра его вдохновила поэма Лукреция «О природе вещей».

В конце ХV века вошли в моду круглые по форме картины или барельефы, которые назывались тондо. Самые знаменитые работы Боттичелли в этом стиле:

  • «Мадонна Магнификат»;
  • «Мадонна с Младенцем, шестью ангелами и Иоанном Крестителем»;
  • «Мадонна с книгой»;
  • «Мадонна с Младенцем и пятью ангелами»;
  • «Мадонна с гранатом».

Последние годы жизни

В конце ХV века во Флоренцию приехал монах и реформатор Джироламо Савонарола. В своих проповедях он призывал людей отказаться от грешной жизни и покаяться. Боттичелли в буквальном смысле слова был заворожён речами Савонаролы. В феврале 1497 года на городской площади Флоренции организовали костёр тщеславия. Согласно проповедям монаха у граждан конфисковали и сожгли светские книги, богатые и великолепные зеркала и наряды, музыкальные инструменты, продукты парфюмерии, игральные кости и карты. Находясь под впечатлением проповедей, Сандро Боттичелли лично отправил в костёр несколько своих полотен на мифологические темы.

С тех пор резко поменялся художественный стиль Сандро. Его картины стали более аскетичными, в них преобладала сдержанная гамма красок тёмных тонов. В его полотнах больше нельзя было увидеть изящности и праздничной нарядности. Даже портреты он перестал писать на каком-нибудь интерьерном или пейзажном фоне, вместо этого на заднем плане были изображены глухие каменные стены. Особенно заметными стали эти изменения в картине «Юдифь, покидающая палатку Олоферна».

В 1498 году Савонаролу схватили, ему предъявили обвинение в ереси и приговорили к смертной казни. Это событие произвело на Боттичелли ещё большее впечатление, чем проповеди еретика. Художник стал писать намного меньше и реже, из последних его произведений наибольшую известность получили:

  • «Мистическое Рождество»;
  • «Покинутая»;
  • серия работ на тему жизни Святого Зиновия;
  • сценки из истории римлянок Лукреции и Виргинии.

Последний раз он проявил себя в качестве известного художника в 1504 году, когда участвовал в работе комиссии по выбору места для установки мраморной статуи Микеланджело «Давид».

После этого он вовсе перестал работать, сильно состарился и настолько обеднел, что если бы о нём не вспоминали друзья и почитатели его таланта, то мог бы умереть с голода. Его душа, так тонко чувствовавшая красоту мира, но боявшаяся при этом греховности, не выдержала терзаний и сомнений.

Сандро ушёл из жизни 17 мая 1510 года. Его похоронили во Флоренции на кладбище церкви Оньисанти. За прошедшие после его смерти пять веков никто не смог даже сравниться с тем богатством поэтической фантазии, которое присутствует на полотнах Боттичелли.

Личная жизнь

Боттичелли считают одновременно счастливым и несчастным человеком. Он был как будто не от мира сего, пуглив и в то же время мечтателен, отличался фантастичными рассуждениями и алогичными поступками. Его абсолютно не заботило материальное благополучие и богатство. Сандро не выстроил свой дом, у него не было жены и детей.

Но он был безумно счастлив от того, что имел возможность в своих произведениях остановить и запечатлеть красоту. Окружающую жизнь он переделывал в искусство. А искусство в свою очередь стало его подлинной жизнью.

У каждого творца эпохи Возрождения был свой источник вдохновения. Для Боттичелли им стала Симонетта Виспуччи (за неописуемую красоту во Флоренции её называли Бесподобной, Несравненной, Прекрасной Симонеттой). Из платонической любви художника к этой женщине родились шедевры мировой живописи. Причём сама Симонетта не обращала внимания на скромного живописца и даже не догадывалась о том, что стала для него Божеством и идеалом красоты.

Она умерла в 23 года, так и не узнав никогда, что её образ Боттичелли сохранил навеки. Многие искусствоведы утверждают, что после смерти Симонетты Виспуччи на всех картинах Боттичелли изображал только её – в образе Венеры, Мадонн, на самых знаменитых своих полотнах «Рождение Венеры» и «Весна». После смерти первой красавицы флорентийского ренессанса Сандро писал её образ на протяжении 15 лет.