Краткая биография Бородина
Александр Порфирьевич Бородин
Александр Порфирьевич Бородин — русский композитор, воплотивший в своих произведениях принципы эпической оперной драматургии. Это химик, доктор медицины и участник содружества «Могучая кучка». Александр Бородин родился 12 ноября 1833 года в Санкт-Петербурге. Он был внебрачным сыном грузинского князя Луки Гедианова и мещанки. Мальчик был крепостным у отца. В 1840 году князь дал сыну вольную и приобрел дом.
Александр обучался в домашних условиях. Он изучал латынь и английский язык. В детстве мальчик уже умел играть на виолончели, фортепиано, флейте. В 1847 году он написал первое произведение, которое до сегодняшних дней не сохранилось.
С десятилетнего возраста Александр интересовался химией. Из-за «незаконного» происхождения юноша не мог получить высшее образование. Мать воспользовалась ведомством чиновников казенной палаты и записала сына в Новоторжское третьей гильдии купечество. Таким образом юноша закончил гимназию и продолжил обучение в высшем учебном заведении. В 1850 году Бородин получил аттестат зрелости в гимназии Санкт-Петербурга. В этом же году юноша стал вольнослушателем в Медико-хирургической академии.
В 1853 году Бородин работал вместе с химиком Николаем Зининым. Одновременно Александр писал романсы и фортепианные пьесы. Зинину это не нравилось. Он считал, что музыкальная деятельность мешает научной работе.
После окончания академии Бородин работал врачом-ординатором в госпитале. Также он проводил практические семинары и читал лекции, посвященные химии. В 1857 году Александр Порфирьевич сдал экзамен на степень доктора медицины, а в следующем году защитил диссертацию. В этом же году Бородин отправился в Солигалич. Здесь он изучал состав минеральных вод. На основании полученных результатов впоследствии был открыт лечебный курорт.
В 1856 году Александр Порфирьевич познакомился с Мусоргским. В дальнейшем они общались и делились мыслями о музыке.
В 1857 году Бородин отправился в Европу. Он был переводчиком и секретарем окулиста царского двора. В 1859 году Александр стажировался за границей, чтобы получить должность адъюнкт-профессора химии. На протяжении трех лет Бородин работал в лабораториях Италии и Германии.
В 1860 году Александр Порфирьевич побывал на съезде химиков в Карлсруэ. В 1861 году он разработал метод получения бромзамещенных кислот. Также ученый открыл реакцию, которую сейчас называют реакцией Бородина-Хунсдиккера.
В 1862 году ученый познакомился с Милием Балакиревым и стал участником содружества «Могучая кучка». Бородин способствовал организации Высших женских врачебных курсов. Он преподавал химию и был редактором журнала «Знание». Самым известным произведением композитора является опера «Князь Игорь». Над ней Бородин работал на протяжении 18 лет, но так и не закончил. Когда композитор умер, оперу дописали.
В 1863 году Бородин заключил брак с Екатериной Протопоповой. Жена не переносила петербургский климат, поэтому много времени жила у матери в Москве. Лето 1865 года Бородины провели в Австрии. Здесь композитор написал первую симфонию.
В последние годы жизни Бородина беспокоили боли в сердце. Композитор умер 27 февраля 1887 года в Санкт-Петербурге во время костюмированной вечеринки, посвященной Масленице. Александра Порфирьевича похоронили на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре.
Александр Бородин: кратко биография композитора
- 2 Февраля, 2020
- Искусство
- Диана Натекина
Возможно, вы искали краткую биографию А. П. Бородина. Ведь его музыка осталась в нашей душе с детства. Но не многие могут легко рассказать, чем же так знаменит этот человек.
Александр Бородин — выдающийся человек, который оставил след и в русской культуре, и в науке, и в общественной жизни того времени. В его творчестве ощущается любовь к своей стране, широта души, лиричность и нечто эпическое, что захватывает дух. Удивительно, как этот человек мог одновременно творить и при этом активно заниматься наукой. Постараемся описать биографию Бородина кратко. Уверены, это запомнится каждому читателю надолго.
Юность композитора
Александр Бородин обладает необычной родословной. Он был внебрачным сыном грузинского князя и мещанки, разница в возрасте и в сословии бросалась в глаза. Документы оформили так, будто он родился в семье крепостных слуг, но вскоре ему дали вольную. Мать была выдана замуж за врача. Возможно, это повлияло на то, что позже Александр Порфирьевич увлечется медициной и станет врачом, как его отчим. У него были два брата, с которыми Александр сохранял хорошие, дружеские отношения.
Обучение А. П. Бородин проходил на дому, так как его происхождение не позволяло ему учиться в гимназии. Особенно ему хорошо давались языки и музыка. Александр Порфирьевич с детства учился играть на фортепиано, виолончели, флейте, сочинял свои мелодии уже с восьми лет. Мать приглашала учителей на дом, а позже при помощи взятки пристроила его в Медико-хирургическую академию. Бородин учился на отлично. Однако был один предмет, который вызвал у него трудности, — Закон Божий. Александр Порфирьевич проявил смелость, был готов поспорить с текстами священного писания. И только поэтому вместо диплома он получил похвальный лист при окончании академии.
Но это не надолго огорчило его и не останавливало в желании учиться. В 1858 году Бородин стал доктором медицины. Свою профессию он совмещал с творчеством: писал романсы, ансамбли, пьесы.
Биография композитора Бородина удивляет. Ведь он успевал так много всего!
В двадцать три года он стал ординатором Военно-сухопутного госпиталя и поступил ассистентом на кафедру общей терапии и патологии. Еще спустя два года Александр Порфирьевич получил звание доктора наук. Раньше писали и защищали свои диссертации лишь на латыни. Его же работа стала первой в своем роде — он выступал на русском языке.
Как вы видите, у композитора Бородина интересная биография. Но самое интересное впереди.
Путешествия и личная жизнь
В 1859 году Бородин получил направление в Гейдельберг для повышения квалификации. Там у него была возможность путешествовать, пробовать новое, развиваться и в науке, и в музыке. Ему выпала возможность работать с такими знаменитыми учеными, как И. Сеченов и Д. Менделеев.
Однажды в Гейдельберге он познакомился с пианисткой Екатериной Протопоповой, у них были общие взгляды и вкусы на музыку, они были рады проводить много времени вместе, насколько это позволял суровый график. В 1862 году они вернулись в Россию, Бородин стал преподавать химию, получил должность адъюнкт-профессора. Но климат Петербурга не подходил Екатерине по состоянию здоровья, она много болела, ей приходилось уезжать, поэтому влюбленные часто были в разлуке. Они поженились, но детей у них не было. Александр и Катерина взяли к себе на воспитание четырех девочек и заботились о них, как о родных.
Могучая кучка
На музыкальном вечере в доме С. Боткина Александр Порфирьевич знакомится с Балакиревым — известным деятелем культуры. Они обсуждали традиции народного творчества и искусства, быстро стали друзьями. Также они стали много общаться с Римским-Корсаковым, Мусоргским и другими, их интересы совпали. Позже их стали называть «могучей кучкой», это содружество прочно вошло в историю классической музыки. Именно эта дружба помогла Александру Боткину поверить в свои силы и больше посвящать времени творчеству. Если говорить кратко в биографии Бородина, то эти встречи стали судьбоносными.
Творческий путь
В 1867 году Бородин написал и закончил первое значительное произведение, позже его исполнили на концерте, и пришел настоящий успех. Его первая симфония положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Она передавала индивидуальный стиль композитора, его самобытность, широкий размах.
После этого Бородин стал работать над романсами. Каждое произведение рассказывало свою историю, порой слова к ним композитор писал сам.
Чуть позже Бородин начал Вторую симфонию и приступил к опере «Князь Игорь». Александр Порфирьевич продолжил дело Глинки — стал приверженцем русской национальной школы в музыке.
«Князь Игорь»
Ни одна краткая биография Александра Порфирьевича Бородина не может обойтись без упоминания этого произведения. Опера «Князь Игорь» является вершиной его творчества. Она основана на «Слове о полку Игореве», представляет национальный героический эпос, яркий национальный колорит. Бородин сам написал либретто в сотрудничестве со Стасовым. Нередко черпал вдохновение во Владимирской области, любовался храмом Покрова на Нерли, общался с простыми людьми, слушал народные песни. Посетил те места, где предположительно проходили события «Слова». Восемнадцать лет — ровно столько потребовалось композитору на создание произведения, но смерть не позволила ему закончить оперу. Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов дописали произведение, сделали оркестровку, чтобы можно было представить публике.
Бородин также создавал русские классические симфонии, квартеты, камерную вокальную лирику, романсы и другие произведения.
Другая деятельность
Бородин был прекрасным ученым, сделал ряд открытий, много работал, выступал с лекциями. Например, он изобрел покрытие для партитур, которые позволили им сохраниться в идеальном состоянии до сих пор. Он же первым описал реакцию серебряных солей карбоновых кислот с галогенами. Известно, что сам Менделеев сожалел о том, что Бородин увлекается музыкой и недостаточно сил отдает науке.
В ноябре 1872 года он открыл женские врачебно-акушерские курсы. Бородин преподавал и поддерживал студенток, помогал найти место работы, устраивал благотворительные музыкальные вечера.
Он также занимался редакторской работой в журнале «Знание», и там впервые была опубликована работа Дарвина в России. После чего пришлось оставить эту должность, так как теории дарвинизма возмутили общественность и Министерство внутренних дел.
Смерть Александра Бородина
Не так просто написать биографию Бородина кратко. Ведь было так много творчества, достижений и интересных моментов.
Александр Бородин умер от сердечного приступа в феврале 1887 года. В тот момент он танцевал и вдруг упал, схватившись за сердце. Он скончался в окружении близких друзей. Похоронен на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. На этом заканчивается краткая биография композитора Бородина.
Александр Бородин оказал большое влияние на классическую музыку России, Средней Азии и других стран. Позже Прокофьев, Хачатурян и другие известные композиторы продолжили его дело. И сейчас концерты с его произведениями собирают полные залы, откликаются в душах самых разных людей. Прокофьев — наша гордость, наше наследие. Пример одаренного человека, который сочетал в своей жизни науку, музыку и помощь людям.
Мы постарались представить биографию Бородина кратко, собрать самые интересные моменты, но о таком человеке можно рассказывать долго.
Бородин Краткая биография Для Детей
Александр Порфирьевич Бородин
Такие люди рождаются раз в сотню лет – можно с уверенностью сказать об Александре Порфирьевиче Бородине, ведь круг его интересов, знаний и умений настолько велик, что становится очевидно: это не простой человек, это истинный гений.
Ещё одна особенность – таланты Бородина практически невозможно рассматривать в отрыве друг от друга. Бородин-композитор, Бородин-химик, просветитель, поэт — не просто грани одной личности, а словно детали мозаики, дополняющие и поддерживающие друг друга. И, кажется, если бы изъять из этого списка какую-то одну черту, то и остальные станут не в полной мере яркими, выдающимися, гениальными.
Краткую биографию Александра Бородина и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография Бородина
История рождения Александра Порфирьевича необычна для современных реалий, однако в XIX веке подобные случаи встречались сплошь и рядом. Его отец, 62-летний грузинский князь Лука Степанович Гедианов (Гедеванишвили), вступил во внебрачную связь с 20-летней Авдотьей Константиновной Антоновой, дочерью военного, в 1833 году в Санкт-Петербурге. Разница в возрасте и общественное мнение не смогли повлиять на чувства. Супруга Гедианова проживала в Москве, но возможности разорвать брак с ней не представлялось.
Рожденного 12 ноября 1833 года мальчика князь назвал Александром и записал сыном своего камердинера, Порфирия Бородина. Чуть позже Лука Степанович устроил брак Авдотьи с военным врачом Х. Клейнеке, чтобы упрочить ее положение в обществе. В детстве Александру было настрого наказано называть Авдотью тетей при посторонних, ведь мальчика представляли всем как ее племянника. Однако любовь, которую дарила Дуняша сыну, была поистине материнской, и порой даже находилась на грани здравого смысла.
Лука Степанович умер в 1843 году, предварительно оформив своему «крепостному» вольные документы. Авдотья же с самого раннего детства вплотную занялась образованием сына, нанимала прекрасных учителей и гувернеров для Сашеньки. С первых же уроков особенное внимание мальчика привлекла музыка. Он стал развиваться в этом направлении, и вскоре уже создал несколько собственных произведений. Авдотья Константиновна позаботилась о том, чтобы эти первые пьесы были изданы, и тогда музыкальные критики впервые услышали о 16-летнем композиторе. Помимо музыки Александр живо интересовался химией – наукой в тот момент молодой, чем приводил мать в состояние ужаса: комната подростка была заставлена странными склянками и колбами, а смелые эксперименты грозили пожаром.
Согласно биографии Бородина в 17-летнем возрасте остро встал вопрос о дальнейшем обучении Александра. Естественно, что с его крепостной «родословной» пути в науку были заказаны. Однако любящая мать и тут нашла выход: за приличную взятку Сашу записали купцом Третьей гильдии. Не самый высокий титул, но его обладатель все же получал право на поступление в медико-хирургическую академию, которым Бородин успешно воспользовался. В академии Александр проявил себя очень талантливым студентом, его наставником стал знаменитый химик Николай Зинин. Не бросал он и музыкальные занятия, играя на различных инструментах, посещая концерты и, конечно, сочиняя.
Увлечение медициной и отъезд за границу
По окончании академии в 1856 году Бородин получил должность ординатора Военно-сухопутного госпиталя, а также поступил ассистентом на кафедру общей терапии и патологии, возглавляемую профессором Здекауэром. Все наставники прочили ему славу великого доктора, однако работа в госпитале не пришлась по душе ранимому Александру: на него наводил ужас вид истерзанных тел и тяжелобольных пациентов.
Испытание закончилось новым витком карьеры: в 1859 году начинающему исследователю дали направление в Гейдельберг для повышения квалификации. В то время там сложился так называемый «Гейдельбергский кружок» из нескольких выдающихся русских деятелей науки, в том числе И. Сеченова и Д. Менделеева. Бородин с его живым умом и многочисленными талантами легко вписался в этот «островок вольнодумства», где с интересом обсуждали не только научные новости, но и общественно-политические события, поддерживали идеи Чернышевского и Белинского. В кругу единомышленников по науке он не торопился раскрывать свои музыкальные увлечения, и ограничивался лишь воспроизведением популярных итальянских арий. Но за пределами русского общества с удовольствием играл в дуэтах, квартетах и квинтетах с зарубежными музыкантами.
В 1860 году в компании Менделеева и Зинина Бородин посетил город Карлсруэ, где проходил химический конгресс. Бородин с увлечением путешествует по странам Европы, изучая их культурную и общественную жизнь, получая новые необычные знания и умения. Так, во Франции он научился самостоятельно выдувать из стекла колбы и мензурки, в Италии собрал коллекцию образцов лавы из великого вулкана Везувия, посетил химические предприятия. В этот период Александр также не забывает о своем музыкальном развитии: он побывал на концертах многих популярных композиторов того времени — Берлиоза, Вагнера, Листа, Вебера.
В 1861 году в Гейдельберге происходит судьбоносная встреча Бородина с Екатериной Протопоповой — молодой пианисткой, познакомившей его с творчеством Шопена и Шумана. Молодой ученый был завидным женихом, и многие девушки пытались добиться его расположения. Екатерина же вела себя иначе – искренне и скромно, при этом разделяла музыкальные интересы Бородина. Беседы о музыке вскоре переросли в романтическое чувство, но счастье влюбленных омрачила болезнь Катерины. Чтобы поправить ее здоровье, Бородин по совету врачей увозит невесту в Пизу. В 1862 году влюбленные возвращаются в Россию, и какое-то время проводят в вынужденной разлуке. Бородин в Петербурге получил должность адъюнкт-профессора, параллельно преподавая химию, а Катерина отправилась в Москву, так как климат северной столицы был для нее неприемлем.
Знакомство с Балакиревым и «Могучая кучка»
Осенью 1862 года состоялось еще одно важное знакомство в жизни Бородина. И снова тесная связь медицины и музыки сыграла решающую роль. На одном из музыкальных вечеров в доме С. Боткина, который, помимо своей основной профессии, был еще и большим любителем музыки, Александр оказался в обществе Милия Балакирева. Этот деятель культуры вместе с несколькими единомышленниками развивал в обществе идею русского национального искусства. Бородину и раньше приходили мысли о том, насколько значительно народное творчество, и многие его произведения на тот момент имели в своей основе исконно русские мотивы. На почве такой близости мнений они мгновенно сошлись с Балакиревым , Римским-Корсаковым , Мусоргским , Кюи. Впоследствии их содружество получило название « Могучая кучка ».
Благодаря дружбе с Балакиревым, Бородин утвердился в собственных силах, хотя раньше считал свои произведения посредственными. Милий убедил Александра продолжать композиторскую деятельность, и он принялся за симфонию. Работа над симфонией продвигалась медленно, Александра постоянно подгоняли друзья из «Могучей кучки», ведь основной его деятельностью по-прежнему была химия.
Свое первое значительное произведение композитор закончил в 1867 году, спустя два года симфонию исполнили на концерте, дирижировал оркестром сам Балакирев. Первая симфония получила признание публики и стала своеобразной вершиной творческого пути Бородина — именно в ней нашли воплощение все результаты его творческих поисков и полностью сформировался индивидуальный стиль композитора, особенностями которого явилась яркая энергия, широкий размах, самобытные образы в сочетании с классическим строем музыки.
Вторая половина 60-х годов ознаменована созданием нескольких небольших, но разнообразных произведений – романсов на различные темы. Отличается и звучание песен того периода, каждая из них – это отдельная история, никак не связанная с другими. Слова к нескольким из этих романсов композитор написал сам.
К окончанию 60-х годов Александр Порфирьевич решился начать Вторую симфонию, а также оперу « Князь Игорь ». На эту мысль его натолкнул еще один член «Могучей кучки» В.Стасов, предложив «Слово о полку Игореве» как основу для нового крупного произведения. Сомневаясь в своей способности интерпретировать такой сложный сюжет, он все же взялся за него, подробно изучив все, что было связано со «Словом…», чтобы создать максимально подлинные образы и характеры. К сожалению, сам Александр Порфирьевич так и не смог завершить оперу, и при жизни успел лишь увидеть постановки отдельных ее фрагментов.
Общественная деятельность
Личность Бородина отличалась невероятной энергией. Он успевал одновременно заниматься несколькими, причем далеко не двумя или тремя, видами деятельности. При этом все у него блестяще получалось. Сам маэстро признавался, что не замечает, как летят недели. Он успевал создавать злободневные музыкальные произведения, делать химические открытия, читать лекции в двух академиях, редактировать журнал, издавать литература, а также живо интересоваться общественной жизнью и развивать образование.
В ноябре 1872 года при активном содействии Бородина начали работу женские врачебно-акушерские курсы. Александр Порфирьевич сам не только преподавал студенткам, но и всячески пытался оказать им поддержку, устраивая благотворительные концерты, защищал их права, «выбивал» стипендии, содействовал в поиске рабочих мест после окончания курсов.
Современники вообще часто отмечают добросердечность и отзывчивость этого человека: в его доме нередко можно было встретить дальних родственников, приехавших в Петербург на лечение, и каждому он уделял внимание, устраивал в больницы, посещал там и даже иногда сам ухаживал за больными.
Музей А.П. Бородина
Летние каникулы с 1877 по 1879 г. Бородин проводил с супругой в деревне во Владимирской области, куда приглашал его А.Дианин, студент академии, где преподавал профессор. Здесь композитор чувствовал невероятную свободу, а окружающая природа вдохновляла на новые творческие свершения. Именно в Давыдове была написана значительная часть оперы «Князь Игорь». Специально для этой деятельности из столицы было привезено фортепиано.
Летом 1879 года Александр Порфирьевич, вновь приехав в Давыдово, обнаружил там заново отстроенный после пожара хозяйский дом. Именно он сегодня является памятником культуры и вмещает единственный в мире музей великого композитора. Однако в новом строении он прожил недолго, найдя его слишком тесным, и перебрался в один из крестьянских домов. К сожалению, этот дом не сохранился до наших дней.
Здесь, среди живописной природы вблизи поймы реки Клязьмы, Александр Порфирьевич, пожалуй, впервые давал волю своему народному духу. Он надевал простую одежду и отправлялся по соседним сёлам, общался с крестьянами, записывал их песни, а затем включал народные мотивы в свои произведения. Также на творческие всплески повлияло знакомство Бородина с памятниками древнего зодчества, расположенными неподалеку, в частности, с церковью Покрова на Нерли.
Интересные факты о Бородине
- Первый интерес к музыке проснулся у Бородина в раннем детстве. После посещения Семеновского плаца, где играл военный оркестр, он дома на пианино старательно подбирал по памяти услышанные марши. Чуть позже Авдотья Константиновна наняла солдата из этого оркестра, чтобы преподавать мальчику музыку – одно занятие стоило 10 копеек.
- Александр был прилежным студентом, он буквально горел медициной и химией. На одном из практических занятий ему нужно было обследовать труп больного. Одно торопливое и неосторожное движение привело к тому, что в его палец впилась мелкая гнилая косточка. Произошло заражение, и оно могло стоить Бородину жизни. К счастью, после длительного лечения, он выздоровел.
- Особые отношения связывали Александра Бородина и выдающегося русского химика Николая Зинина. В студенческие годы Бородин дерзнул попроситься работать в одной лаборатории со студентами старших курсов. Профессор долгое время приглядывался к молодому человеку, но вскоре отметил его усердие и немалые познания. Зинин стал приглашать его в свою домашнюю лабораторию. Эти визиты скоро переросли в долгие беседы за ужином или чаем на разные научные темы. Именно Бородин стал преемником Зинина, а их дружеско-наставнические отношения продлилось еще много лет.
- Александр был круглым отличником в академии, все предметы он изучал легко и с интересом. Лишь одна дисциплина у него «не пошла» – Закон Божий. Возможно, студент просто не нашел общего языка со священнослужителем, преподававшим его. Но в итоге именно из-за того, что Бородин «слишком вольно» пересказывал Библию, его выпустили с одним лишь похвальным листом вместо полноценного документа об образовании.
- Из биографии Бородина мы узнаём, что докторская диссертация, успешно защищенная им в 1858 году, стала первой подобной работой на русском языке. До этого как защитная речь, так и сам текст диссертаций традиционно писались на латыни.
- Д. Менделеев считал, что Бородину следовало бы бросить занятия музыкой и полностью посвятить себя отечественной науке.
- Венчание космпозитора с Екатериной Протопоповой состоялось в апреле 1863 года. Молодожены были вполне счастливы, однако бытовые условия их жизни оставляли желать лучшего: четырехкомнатная квартира, предоставленная академией, оказалась совершенно неудобной для жизни, а молодая супруга – не приспособленной вести хозяйство. В последующем супруги проводили вместе только зимы в Петербурге и летние каникулы. Сам Бородин писал жене в письмах, что они словно «бобыли», «женатые холостяки».
- У Бородина и Катерины не было своих детей, однако было много нерастраченной родительской любви и энергии. Ее они реализовали, взяв к себе на воспитание четырех девочек.
- Протопопова так описывала моменты творческих порывов мужа: по ее словам, он мог сидеть за инструментом или нотами часами, причем в эти моменты полностью уходил в себя, мог не принимать пищу и не спать по 8-10 часов. После выхода из этого состояния Александр Порфирьевич еще долго был словно не в себе, на вопросы мог отвечать невпопад и имел отсутствующий вид.
- Бородин активно ратовал за национализацию русского искусства и выступал против огромного количества зарубежных произведений на сцене. В этой борьбе он не только часто обращался к народным мотивам, но и создал мини-перу «Богатыри», которую наполнил шуточными мотивами, напоминающими популярные штампы зарубежной музыки того времени. К тому же, таким образом Бородин еще раз продемонстрировал свою универсальность как композитора и, конечно, незаурядное чувство юмора.
- Александр Порфирьевич умер скоропостижно и неожиданно: на глазах у близких друзей после развесёлой русской пляски у великого человека просто остановилось сердце. Случилось это 27 февраля 1887 года.
- « Князь Игорь » – опера, популярная и любимая не только в России, но и во всем мире. Бородин писал ее 18 лет, но так и не закончил. Дописывать произведения после смерти композитора взялись его товарищи по «Могучей кучке», и в 1890 году опера впервые вышла на сцене, завоевав оглушительный успех.
- Партитуры, созданные в XIX веке самим Александром Бородиным, до сих пор находятся в идеальном состоянии. И дело не в особых условиях хранения, а в уникальном покрытии из яичного желтка, которое стало очередным в списке открытий и изобретений великого ученого.
- В Музее науки Лиссабонского университета каждый год проходит мероприятие, посвященное А. Бородину, на котором профессиональные музыканты исполняют его сочинения в химической лаборатории. В это же время студенты и преподаватели ВУЗа проводят эксперименты, повторяющие исследования великого русского композитора-химика.
- В 1861 году Бородин впервые открыл и описал реакцию серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, которая с тех самых пор в России и носит его имя. А вот в иностранной литературе эта реакция известна под именем другого ученого – К. Хунсдикера, который в 1942 году также занимался ее исследованием. В последнее время ее все чаще стали называть «реакцией Бородина-Хунсдикера».
- Александр Порфирьевич был первым, кто познакомил русскую общественность с дарвинизмом, а произошло это благодаря его редакторской работе в журнале «Знание», где и была с его одобрения опубликована эта работа. После этого Бородин, а также его коллега, соредактор П. Хлебников были вынуждены оставить издание, поскольку публикацией «вредных материалистических учений» навлекли на себя гнев министра внутренних дел.
Фильмы о Бородине и его творчестве
Биография Бородин вдохновила многих режиссеров на создание фильмов о жизни композитора и его творчестве. Вот некоторые из них:
- «На пороге» (1969)
- «Воскресный музыкант» (1972)
- «Александр Бородин» (3 выпуск) из цикла «Русская пятерка» («Могучая кучка», 2002)
- «Александр Бородин» (2003) из цикла телепередач «Гении и злодеи уходящей эпохи».
- «Химия музыки. А.П. Бородин» (2013) из авторского цикла «Лица истории»
Музыка Бородина звучит в фильмах
Произведение | Фильм |
Струнный квартет №2 | «Люкс в Тенебрис» (2016) |
«Мое лето любви» (2004) | |
«Обитель радости» (2000) | |
«Лидер» (1996) | |
«Искры из глаз» (1987) | |
Опера «Князь Игорь» — Половецкие пляски | «Черные праздники» (2016) |
«Пипец 2» (2013) | |
«Манна небесная» (2002) | |
«Доктор Джекилл и Мисс Хайд» (1995) | |
«Рубин Каира» (1992) | |
«Пегги Сью вышла замуж» (1986) | |
«Под прикрытием» (1984) | |
«Любители музыки» (1970) | |
«Огненные девы из далекого космоса» (1956) | |
Струнный секстет ре минор | «Сердцеедки» (2001) |
Александр Бородин по праву считается личностью общемирового значения, ведь к его творчеству, научным открытиям, изданной им литературе обращаются не только в России, но и во многих других странах. Любопытно, но коллеги-музыканты не понимали его увлечения химией, а ученые никак не могли понять, зачем ему нужна музыка, и видели в ней «поругание над ученой мантией». А вот сам Бородин только посмеивался над ними и продолжал свое дело.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Фильм о Бородине