Виктор Борисов-Мусатов
Фото Все
Видео Все
«Элегия. Виктор Борисов-Мусатов». Документальный фильм @Телеканал Культура
Виктор Борисов-Мусатов. Водоём / История одного шедевра
«Время от времени». Борисов Мусатов. 1 часть
Виктор Борисов-Мусатов — биография
Виктор Борисов-Мусатов – русский живописец, автор знаменитых «мусатовских девушек» и «дворянских гнезд». В поисках живописного стиля объездил всю Россию и Европу, но свой уникальный художественный язык обрел лишь в родном Саратове.
Саратовский живописец Виктор Борисов-Мусатов долго искал свой авторский стиль. Он пытался обрести его в Москве, Петербурге и даже Париже, а нашел лишь, вернувшись в родные края. Художник оставил потомкам не так много полотен, но каждое из них стало символом разных этапов его творческой биографии. Уже после смерти Борисова-Мусатова его картины стали вдохновлять другие поколения художников, которые продолжили развивать символизм в русской живописи.
Детство и юность
Живописец родился в Саратове 2 апреля 1870 года. В трехлетнем возрасте мальчик получил серьезную травму спины, в результате чего образовался горб. По воспоминаниям современников, Виктор понимал всю тяжесть своего положения, но никогда не жаловался и не роптал на несправедливую судьбу. Отдушину ребенок нашел в живописи, которая успокаивала его и помогала забыть о жизненных трудностях.
В 1884-м юноша стал студентом Саратовского реального училища. К точным наукам у Вити тяги не было, а вот рисование всегда приносило радость. Преподаватели изобразительного искусства Федор Васильев и Василий Коновалов восхищались способностями талантливого ученика и уговаривали его развивать творческие навыки в Москве. В 1890-м юноша зачислился в Московское училище, где обучался живописи, зодчеству и ваянию.
Виктор Борисов-Мусатов в молодости
Москва не впечатлила молодого художника: он считал, что те знания, что давали местные педагоги, он мог получить и в родной провинции. После года обучения он переехал в Северную столицу, где стал студентом Петербургской академии искусств. Сдавая вступительные экзамены, молодой человек представился как Борисов-Мусатов, и с тех пор за ним закрепился этот творческий псевдоним. Дополнительно к основным занятиям Виктор оттачивал технику рисования в частной мастерской живописца Павла Чистякова.
Питерский климат влиял на здоровье Мусатова отрицательно: через два года обострились проблемы позвоночника. Парень был вынужден вернуться в Москву.
В 1893 году состоялась очередная студенческая выставка картин, где начинающий художник представил несколько своих работ. Картина «Майские цветы» приглянулась княгине Елизавете Федоровне, и она приобрела ее за довольно высокую цену. Этих денег Мусатову хватило на путешествие по Крыму и Кавказу, где он создал ряд этюдов с натуры.
Живописные пейзажи юга подействовали на молодого человека благотворно. Вернувшись из поездки, он отправился во Францию поступать в художественную студию Фернана Кормона. В течение трех лет мэтр помогал ученику осваивать классическую технику рисунка и оттачивать мастерство. В многочисленных парижских галереях Виктор знакомился с полотнами знаменитых творцов.
Обретение собственного стиля
Каждое лето путешественник приезжал в родной Саратов. Возвращаясь домой, Борисов-Мусатов каждый раз вспоминал о давней идее по созданию масштабной работы. Первую попытку он осуществил в 1896-м, когда начал писать портрет сестры Елены. В этой работе четко прослеживалось влияние французского импрессионизма: по цветовой гамме, технике, характеру мазка. Уникальный стиль Борисова-Мусатова проявился позже в полотнах «Агава» и «Девушка с агавой». Саратовскому периоду принадлежат и его картины с участием мальчиков-натурщиков. «Мальчик с собакой» — первая работа из этого цикла — была создана еще до поездки во Францию, а последнюю – «Мальчик около разбитого кувшина» — автор написал спустя четыре года.
Из-за непростого материального положения Виктор был вынужден отказаться от заграничных поездок и окончательно вернуться на родину. Пока он отсутствовал, творческий мир России изменился до неузнаваемости: в литературу пришел символизм, а в живописи передвижники отошли на второй план. На смену им пришли Валентин Серов, Михаил Врубель и Исаак Левитан. Борисов-Мусатов искренне восхищался творчеством молодых живописцев, считая их работы свежим дыханием в отечественном искусстве. Ветру перемен поддался и сам Виктор.
В конце 19-го века художник приехал в свой тихий и уютный Саратов, где планировал полностью погрузиться в творчество. Повидав мир, изучив работы великих творцов, Виктор смог наконец обрести свой собственный художественный язык. В родной провинции начался самый насыщенный творческий период Борисова-Мусатова, здесь же появилась его знаменитая «мусатовская девушка», образ которой будет появляться и в последующих работах автора.
«Мусатовская девушка»
Впервые лик задумчивой барышни возник на картине «Автопортрет с сестрой». Свое изображение творец разместил с краю – такой прием часто использовали импрессионисты. На заднем плане располагался диковинный лес с невиданными растениями. Многие спрашивали художника, что это за растения и где он мог их видеть? Виктор отвечал, что представил себя мышью, лег на землю в саду и стал разглядывать все вокруг. Вдруг вся флора предстала перед ним совершенно в другом свете: растения стали казаться огромными и совершенно фантастическими. Для изображения природы автор использовал сине-зеленую гамму, которая в дальнейшем появлялась и на других его полотнах.
После автопортрета мастер написал несколько работ: «Мотив без слов», «Осенний мотив» и «Гармония». Сюжетом полотен стали сценки из дворянской жизни 18-го века: декламация поэзии, признание в чувствах. Вдохновение для этих картин Борисов-Мусатов почерпнул из поездок по окрестным имениям Саратова.
«Весна»
Картина Борисова-Мусатова «Весна» датируется 1901 годом. В этой работе автор решил отказаться от какого-либо сюжета и просто нарисовал гуляющую среди расцветающих деревьев и цветов. Удивительно, как точно ему удалось передать ощущение времени года: картина буквально дышит весной и зарождением чего-то нового, свежего. Полотно стало началом нового этапа в творческой биографии творца.
В начале 20-го века Виктор Эльпидифорович побывал в Зубриловке – старинном особняке Голицыных-Прозоровских. Владельцы бывали здесь редко, и имение постепенно приходило в упадок. Живописца переполнили чувства: он четко ощутил, что вместе со старинным домом уходит в небытие целая великая эпоха. Под впечатлением от увиденного Борисов-Мусатов создал полотно «Гобелен», главными героинями которого стали две женщины-дворянки. Аристократки изображены в парке старинной усадьбы, дни которой совсем скоро закончатся. Московское товарищество художников дало этой работе высочайшую оценку, наградив автора почетной премией.
Княжеское имение художник запечатлел и в картине «Водоем», героинями которой стали две Елены – сестра автора и его будущая супруга. Как вспоминала сестра, над этим полотном ее брат работал особенно усиленно, ловя каждый погожий день. И снова работа автора получила высокую оценку: московские критики назвали ее истинным шедевром русского изобразительного искусства.
«Водоем»
Саратовские окрестности вдохновили живописца на создание еще двух работ: «Призраки» и «Прогулка на закате». В центре картин – прогуливающиеся по опустевшему парку девушки, одетые в старинные наряды. Сам автор признавался, что изобразил не какой-то определенный век, а просто свою тоску по красивой эпохе.
В 1904-м из-под кисти мастера вышло панно «Изумрудное ожерелье». Работать над ним художник начал в селе Черемшаны под Саратовом, куда его семья уезжала на летний отдых. Фоном для полотна послужили насыщенных цветов деревья и трава, а героинями вновь стали девушки.
Под конец 1903-го Мусатов перебрался в Подольск. Здесь родились пейзажи «Осенняя песнь», «Куст орешника», «На балконе. Таруса». Полотна автора приводили в восторг далеко не всех. В России его работы практически не выставлялись и не продавались, поэтому живописец не мог похвастаться стабильным финансовым состоянием. Европейские ценители искусства, напротив, горячо поддерживали художника и даже приняли его во французское Национальное общество изящных искусств.
«Реквием»
Последним полотном мастера стал акварельная работа «Реквием», которую он посвятил своей сподвижнице Надежде Станюкович.
Виктор Борисов-Мусатов: жизнь и творчество художника
Ви́ктор Эльпидифо́рович Бори́сов-Муса́тов (2 (14) апреля 1870 — 26 октября (8 ноября) 1905) — русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд».
СОДЕРЖАНИЕ
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Отец был железнодорожным служащим.
В 1890-х учился изобразительному искусству в студии Саратовского общества изящных искусств, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в петербургской Академии художеств, где его учителем был Павел Петрович Чистяков.
Учился также в студии Ф. Кормона в Париже. Был близок художникам «Мира искусства».
С 1898 год жил в основном в Саратове, с 1901 года — в имении Зубриловка Саратовской губернии. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. В 1902 году Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой — будущей женой.
Его сестра Елена вспоминала: Глубокая осень в Зубриловке также увлекла брата по своим блеклым тонам красок умирающей природы… Возле дома, где он нас писал в солнечные летние дни, краски уже были печальные, серые, все гармонировало с темным осенним небом, покрытым тучами. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Это и дало настроение брату написать картину — «Призраки»… Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома — «все уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин. Эти две поездки в усадьбу нашли отражение в работах «Гобелен» (1901), «Прогулка при закате» (1903), «Призраки» (1903), «Сон божества» (1904—1905).
С 1903 года он жил в Подольске и Тарусе.
Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 26 октября (8 ноября) 1905. Похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу реки Оки. На могиле художника в 1910 году был установлен памятник работы его однокашника-саратовца скульптора А. Т. Матвеева.
ТВОРЧЕСТВО
Художник вступил на творческий путь накануне нового столетия. Он болезненно переживал равнодушие буржуазного общества к духовным идеалам, которыми жил. Веря в преобразующую роль искусства, художник обретал силы и смысл творчества в романтической жажде утвердить светлый мир красоты и поэзии в противовес прозе и сухому рационализму.
Персонажи его картин — воплощение мечты художника об идеале.
Он стремится в живописи передать безмолвное, но внятное собеседование человеческих душ, как бы прислушивающихся к себе и к миру в поисках отзвуков извечных законов красоты.
Разумеется, эмоционально-лирическую стихию невозможно воплотить прямолинейно, протокольным воспроизведением натуры, определенностью бытового сюжета. Мироощущение и особый строй образов раскрываются в жанровых, колористических и композиционных поисках, в обращении к языку иносказаний.
Пейзажные этюды составляют большую часть его ранних произведений. С середины 1890-х годов художника все больше привлекает изображение человека в пленэре. Задача штудирования обнаженной натуры, изучение эффектов солнечного освещения, стремление достигнуть декоративности, используя локальный цвет, в этюде «Мальчик с собакой» (1895), сочетаются с попыткой образного решения мотива. В застывшей в неудобной позе детской фигурке видится не напряженность натурщика, а самозабвенная поглощенность игрой. Естественность ребенка наедине с природой рождает ощущение интимности образа.
Полотно «Гармония» (1900) было важной вехой в формировании художественной системы мастера. Он пытался в нем передать согласно звучащую красоту искусства, человеческого творчества и красоту природы в самом сюжете (дамы в парке слушают кавалера, декламирующего стихи). Созданная в 1902 году картина «Водоем» знаменует вступление Борисова-Мусатова в пору зрелости и расцвета. Этим же годом датирован «Портрет дамы», в котором убедительно передана индивидуальность модели и вместе с тем в кем ощутим проникновенный лиризм.
Так же, как в этом портрете, в картинах «Осенний мотив», «Дама в голубом платье», «В парке» каждый раз раскрывается новая грань идеала одухотворенной женственности. «Девушка в ожерелье» (1904) — этюд к одному из самых совершенных по воплощению и самому светлому по строю чувств созданию мастера — к картине «Изумрудное ожерелье». В этюде переданы очаровательная непосредственность, застенчивая милая неуклюжесть, даже некоторая простоватость юной девушки. Перенесенное в картину, то же лицо преображается отсветом душевного движения, та же фигура приобретает благородное изящество. Красивая, легкая гамма этюда, строящаяся на сочетании зеленого с розово-сиреневым и золотисто-желтым, в картине становится строже, архитектоничнее, но и сложнее, обогащаясь фактурной аранжировкой.
Важную страницу творческой биографии художника занимает работа над эскизами неосуществленных панно на тему «Времена года», предназначавшихся для украшения интерьера частного дома. Как и другие листы цикла, «Летняя мелодия» свидетельствует о мастерстве акварелиста, о его большом декоративном даре, музыкальном чувстве ритма.
«Венки васильков» — последний замысел художника. Его помешала осуществить преждевременная смерть. Над эскизами к этой картине художник работал летом 1905 года в Тарусе. Венки и гирлянды, по-видимому, были для него эмблемой печали, утраты. Но образ произведений Борисова-Мусатова всегда многозначен. Звучная цветовая гамма — яркая синева цветов, ослепительная белизна облака — знаменуют преодоление скорби, растворение ее в восторге перед вечной красотой природы.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
В 1873 году, в возрасте трёх лет, Виктор, неудачно упав со скамейки, получил тяжелую травму позвоночника. В результате этого несчастного случая у него начал расти горб; проблемы со здоровьем не прекращались у художника в течение всей его жизни.
Незаурядной личностью был дед будущего художника, Борис Александрович Мусатов — его имя впоследствии художник присоединил в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов.
Виктор Борисов-Мусатов: маленький горбатый чародей
В нем видели не низенького горбуна, а чародея, способного создать в простом женском портрете яркий, буйный, с ума сводящий мир. Вот только лица на его портретах были почему-то грустные
Судя по сохранившимся снимкам, он любил фотографироваться сидя и один. Так меньше бросались в глаза его маленький рост и тяжелый горб за спиной. Он разбирался в ракурсах и понимал, как нужно повернуться к камере. Носил щегольские костюмы и торчащие в разные стороны усы – все это отвлекало от особенностей телосложения, которых он страшно стеснялся.
«Таинственный остров»
115 лет назад, 8 ноября 1905 года скончался художник Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Он прожил недолго, всего тридцать пять. Виною тому была детская травма.
Родился Борисов-Мусатов в Саратове в 1870 году, в семье железнодорожного служащего Эльпидифора Борисовича Мусатова. До трех лет все было хорошо. А потом – падение со скамейки, травма позвоночника – и начинается новая жизнь.
С постоянными болями, сильной задержкой в росте и горбом он с каждым месяцем становился все больше. С гимнастикой не ради удовольствия, а для здоровья, «через не могу», с корсетами и безобразной ортопедической обувью.
Казалось бы, совсем безрадостная жизнь. Но нет – просто радость теперь находилась в другом.
Возможно, если бы не этот случай, не было бы никакого художника Борисова-Мусатова. Вместо него существовал бы простой волжский паренек, гонял бы голубей, воровал яблоки, а может, и связался бы с плохой компанией. Глебучев овраг – «столица» криминального Саратова – славился тогда на всю Россию.
Но из-за травмы Виктор вынужден вести спокойный образ жизни. Прочих вариантов просто нет. И мальчик неожиданно увлекся рисованием, а затем и живописью.
Рисовать Виктор начал в шесть лет. Он вспоминал: «Около Саратова на Волге есть остров. Этот остров называется Зеленым. В детстве он был для меня чуть ли не «Таинственный остров». Я знал только один ближайший его берег. Он был пустынен, и я любил его за это. Там никто не мешал мне делать первые робкие опыты с палитрой».
В четырнадцатилетнем возрасте Виктор Мусатов оставляет Саратовское реальное училище и под руководством саратовского художника и педагога Василия Коновалова начинает осваивать живопись.
Уже в 16 лет он пишет первую серьезную работу, она сейчас хранится в «Третьяковке».
Картина называется «Окно». В ней необычно все. Кусок стены. На ней, действительно, окно. Ставни распахнуты, окно раскрыто – лето. Под окном цветет сад – подсолнухи, настурции. А само окно – непроницаемая черная дыра. Там – приватная жизнь, и в нее зрителя не пустили.
Очень точно написал о творчестве художника его младший современник Андрей Белый (у них, кстати, было очень много общего): «Велика власть чар музыкальных в произведениях Борисова-Мусатова, – власть чар ласковых да улыбчивых. Вихрь звуков, тихая зеркальность напевов мелодийных, нарастая, повисли в пространствах души внимающей, – и словно осадились росами хладными мусикийские вздохи; и в туманности чар зачалась симфония облаков, шелка и розовых-розовых гирлянд.
И звуки из хаоса небытия вызвали образ прошлого родимый».
Белый говорил, что будто сам Эол – древнегреческий полубог, повелитель ветров – стоял за плечом у Мусатова и нашептывал ему красочные гаммы.
«Водоем» и «Призраки»
Через несколько лет после удачного дебюта Виктор Эльпидифорович начинает заниматься в студии Саратовского общества изящных искусств. Затем в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. Этого мало – и Мусатов поступает в Академию художеств в Петербурге.
Увы, неожиданное обострение и операция на позвоночнике делает дальнейшее пребывание в столице невозможным, не подходит климат.
Остается Москва, а затем и Париж. Но воспалительный процесс в проклятом позвоночнике опять усиливается. Художник терпит до последнего, но силы иссякают, боли нарастают, и он снова ложится под хирургический нож.
Тем не менее в Париже он проводит три зимы: «Мои художественные горизонты расширились, многое, о чем я мечтал, я увидел уже сделанным, таким образом, я получил возможность грезить глубже, идти дальше в своих работах».
В конце концов Виктор Эльпидифорович окончательно возвращается в Россию, в родной город Саратов. Дома, на Волге ему, безусловно, комфортнее. Нет, художник не живет отшельником. Он много ездит и в Москву, и в Петербург, он постоянно выставляется, у него множество друзей. Но то, что считается домом, все же находится в Саратове.
В 1902 году Борисов-Мусатов (первую часть своего творческого псевдонима он взял от имени деда, которого сильно любил) побывал в Зубриловке – усадьбе Голицыных-Прозоровских. Там он пишет работу, которую принято считать одной из главных в его творчестве.
Картина называется «Водоем». На берегу усадебного пруда изображены две самых близких ему девушки – невеста и сестра. И снова все, что мы так любим в произведениях Борисова-Мусатова: таинственное марево, буйные краски, радость, грусть и щемящая сладкая боль.
Искусствовед Владимир Станюкович вспоминал: «Мы пришли к Виктору из мутной жизни. Мы были ослеплены, красками, не понимали… Изумленные, мы сидели перед картиной и долго молчали. Стояла тишина. Виктор ходил в другой комнате. «Как хорошо… Боже, как хорошо!» – прошептал кто-то тихо. И широкая струя счастья залила наши сердца… Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. И Виктор улыбался, радостно смущенный».
«Призраки», 1903, Государственная Третьяковская галерея
В той же усадьбе появилась и другая знаменитая работа – «Призраки». Сестра художника писала: «Глубокая осень в Зубриловке также увлекла брата по своим блеклым тонам красок умирающей природы… Возле дома, где он нас писал в солнечные летние дни, краски уже были печальные, серые, все гармонировало с темным осенним небом, покрытым тучами.
Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Это и дало настроение брату написать картину – «Призраки»… Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома – «все уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин».
Русская усадьба была стихией Виктора Эльпидифоровича.
На Мусатовском косогоре
Со временем даже Саратов начал казаться художнику чересчур многолюдным и шумным. Впрочем, он таким и становился – двадцатый век входил в свои права. Борисов-Мусатов переезжает в Подольск. Там и спокойнее, и к Москве ближе.
И снова подарок судьбы – усадьба Введенское. Виктор Эльпидифорович вновь очарован. Москвовед Алексей Николаевич Греч так писал о Введенском: «На высоком пригорке дом. По крутому откосу, обрамленному деревьями парка, спадает затененная просека. Стены и колонны дома, полускрытые пригорком – в прозрачных розовых отсветах последних догорающих солнечных лучей. Ярко пламенеют в еще светлом небе облака. Огнями блещут стекла в окнах, точно в доме праздник или, может быть, пожар?
И, стоя внизу перед этой картиной, вдруг вспоминаются холсты Борисова-Мусатова. Ведь именно этот дом в Введенском излюбленным мотивом проходит в его живописных образах. Именно Введенское – декорация для мусатовских девушек, нереальных, призрачных, как марево».
«Прогулка на закате», 1903 год, Государственный Русский музей
Художник был здесь всего-навсего несколько дней. Но очаровался им настолько, что облазил его весь со своим фотоаппаратом, и впоследствии не раз использовал в работе. Один из современников писал, что на основе этих кодаковских «черновиков» впоследствии «создалась целая серия работ… Причем в его работах снимок часто передан почти дословно – в смысле расположения аксессуаров… Однако кто бы мог упрекнуть его в фотографичности?»
Е.В. Александрова, Е.Э. Мусатова, С. Стеблова, Т.С. Шемшурина на фоне усадьбы Введенское
И, разумеется, много писал с натуры – «Дом в Введенском. День», «Дом в Введенском. Вечер», «Дом в Введенском на закате».
А после – переезд в Тарусу. Там Борисов-Мусатов живет по приглашению искусствоведа Ивана Цветаева, основателя Музея изобразительных искусств и отца поэтессы Марины Цветаевой.
Вот где художник, казалось, нашел свое место. Ему нравится все, включая семейство Цветаевых. Плавать с ними в лодке по Оке – сплошное удовольствие.
Анастасия Цветаева писала о жилище художника: «Простой серый дощатый дом под ржавой железной крышей. Лесенка с нижнего балкона сходит прямо в сирень… Старая скамья под огромной ивой еле видна – так густо кругом. В высоком плетне – калитка на дорогу. Если встать лицом к Оке, влево грядки, за ними – малина, смородина и крыжовник, за домом крокетная площадка».
Увы, мало денег. Художник известен, востребован, у него много друзей. Саратовская пресса сообщает: «Небезызвестный саратовской публике местный уроженец художник В.Э.Борисов-Мусатов продал меценату г. Гиршману за 4000 руб. две из своих картин «Водоем» и «Гобелен» (удостоенные Поленовской премии)».
Но он принципиально не снижает цены – продает пусть и задорого, но очень мало. Говорит: «Я не хочу, чтобы московские купцы диктовали цену моим картинам».
Не обходится и без накладок. Борисов-Мусатов писал о работе над особняком Дерожинской, в Москве, рядом с Пречистенкой: «Моя фреска потерпела фиаско. Сделал я четыре акварельных эскиза, и они всем очень понравились… Владелица же палаццо, где нужны эти фрески, благородно ретировалась, предложив за них гроши».
А московская Трамвайная комиссия отвергла эскизы для украшения депо.
Картины художника покоряют Москву, Петербург и Париж. Его имя в афишах, в газетах, в салонных беседах. Материальное положение Борисова-Мусатова вот-вот должно поправиться. Но, к сожалению, все больше и больше подводит здоровье, и тут на улучшение нет никаких надежд. К проблемам с позвоночником присоединяется заболевание почек.
«Автопортрет с сестрой», 1898 год, Государственный Русский музей
Художник пишет Александру Бенуа: «Теперь я сижу в Тарусе. В глуши. На пустынном берегу Оки. И отрезан от всего мира. Живу в мире грез и фантазий среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осенних туманов. Уже давно я слышал крик журавлей…Вы думаете, я скучаю? Нет. У меня времени не хватает каждый день. Хоть я сижу дома…Я создал себе свою жизнь».
И осенью 1905 года в Тарусе Виктор Эльпидифорович умирает.
Сергей Маковский писал: «Мусатов – одна из самых трогательно-страдальческих фигур в русском художественном пантеоне. Маленький, больной горбун от рождения, он прожил свой недолгий век в мечтах – даже не о прошлом, а о каком-то своем призрачном мире нежности и красоты, который окрашивался для него в увядшие цвета белоколонных барских затиший».
Виктор Эльпидифорович за всю свою жизнь написал 77 картин. Этого ему хватило, чтобы стать великим.
Борисова-Мусатова похоронили прямо на берегу Оки. Место это до сих пор называют Мусатовским косогором. На надгробии – фигура уснувшего мальчика. Многие называют его утонувшим. Якобы художник его вытащил, но к жизни мальчик не вернулся.
Конечно, ничего такого не было. Просто аллегория со спящим мальчиком понятна далеко не всем.
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.
http://allpainters.ru/borisov-musatov-viktor.html
http://www.miloserdie.ru/article/viktor-borisov-musatov-malenkij-gorbatyj-charodej/