Борис Каплун Ариэль биография Семья

Борис Каплун и его «визитная карточка»

Замечательный рассказчик, талантливый музыкант с открытой душой, один из знаменитой шестерки 70-х г. ВИА «Ариэль», вокалист, барабанщик, скрипач. Известный российский, советский артист эстрады — Борис Каплун.

Биография и личная жизнь

Заслуженный артист России родился 15.01.1951 г. в г. Оренбурге. Каплун Борис Федорович вырос в простой семье, свои музыкальные способности унаследовал от родителей. Его отец обладал прекрасным голосом и запросто мог быть театральным тенором, но всю жизнь проработал на литейном заводе у доменной печи вагранщиком, рано ушел из жизни — в 51 год. Мама пела и выступала на сцене в самодеятельности.

У Бориса Федоровича украино-молдавские корни, настоящая семейная фамилия — Капул. В годы ВОВ его отец со своей первой женой и детьми был эвакуирован из Молдавии, но семья погибла, выжил только он один и оказался в Оренбурге без документов. Когда получал новый паспорт, была допущена ошибка, так и появилась фамилия Каплун.

Мама Каплуна со своим первым мужем (вскоре погибшим) и сыном (старшим братом Бориса) также во время войны пережила эвакуацию с Украины и оказалась в Оренбурге, где и познакомилась с отцом музыканта. В детские годы он часто гостил у родственников в Молдавии, на Украине, затем практически все эмигрировали в Германию. Борис Каплун, семья которого осталась в России, сейчас проживает в Челябинске.

С детства Бориса привлекало музыкальное творчество, окончив с отличием музыкальную школу и музучилище в Оренбурге, он поступил в Челябинский институт культуры на отделение с консерваторским уклоном по классу скрипки. Спустя 2 года скрипичное отделение было расформировано, и Борис Каплун перешел на дирижерско-хоровое отделение. С 1972 г. вошел в состав инструментального ансамбля «Ариэль» и остается его бессменным участником до сих пор.

Артист постоянно участвует в благотворительных концертах, акциях, проводимых для учеников музыкальных учреждений Челябинской области, входит в состав жюри разнообразных фестивалей и конкурсов музыкального искусства, в Государственном Южно-Уральском институте искусств имени П. И. Чайковского работает преподавателем. Помимо этого, ведет передачи на местном телевидении и радио.

Борис Каплун поддерживает активную социальную, общественную деятельность, входит в состав попечительского совета организации «Теплый дом» с 2003 г., является членом совета при ГУВД Челябинской области и совета «За возрождение Урала».

Известный российский музыкант, вокалист и барабанщик легендарного ансамбля «Ариэль» — счастливый семьянин, отец двоих сыновей, дедушка троих внуков. Старший сын Александр — талантливый пианист, окончил училище им. Гнесиных, звукорежиссер. Младший Алексей — окончил джазовый колледж и больше известен как участник группы Uma2rman.

Заслуженный артист России любит проводить время на природе в своем доме, расположенном в сосновом бору на берегу озера под Миасом. Борис Каплун, биография которого насыщена яркими моментами и событиями, известен еще как обладатель уникальных усов. Они впервые были придуманы специально для образа, подходящего к песне «Баба-яга», но так и остались его визитной карточкой на всю жизнь.

Начало творческого пути

В 1970 г. вошел в коллектив ВИА «Ариэль», увлекся игрой на барабанах. Бывали случаи, когда музыкант, участвуя в концерте, играл на барабанах и скрипке. Свою первую победу группа одержала на «Серебряных струнах», став лауреатом, а Борис Каплун и Александр Градский поделили между собой первое призовое место. Группа исполнила композицию «Отдавали молоду», «Отставала лебедушка» и «Золотые сны» легендарной The Beatles. О группе начали говорить и писать в газетах, а после выступления на конкурсе в Лиепае в 1972 г. пришла известность и популярность.

После окончания института в 1974 г. благодаря участию в составе группы он прочно обосновался в Челябинске. В феврале того же года музыкант становится штатным сотрудником Челябинской областной филармонии, занимается созданием аранжировок, собственных музыкальных произведений, импровизирует на ударных.

История ВИА «Ариэль»

Группа «Ариэль» была образована в 1967 году. Так уж совпало, но ее основателями стали три Льва: Фидельман, Гуров, Ратнер. Вместе они работали до 1970 г. пока к ним не присоединились Валерий Ярушин и Борис Каплун.

Впервые появившись на большой сцене в 1971 г., ансамбль сразу же стал лауреатом всероссийского конкурса. В следующем году группа завоевала первое место фестиваля «Янтарь Лиепаи». Ребят заметили, их песни сразу же становились популярными хитами. С 1974 г. коллектив «Ариэль» работает при филармонии г. Челябинска, становится победителем разнообразных конкурсов и музыкальных фестивалей, в том числе Всесоюзного пятого конкурса эстрадных артистов. В 1975 г. выходит в свет их дебютная пластинка. Основным стилем репертуара стал музыкальный русский фольклор.

В 1989 г. Валерий Ярушин вышел из состава группы и начал сольную карьеру. Однако в 2006 г. возник конфликт из-за того, что В. Ярушин стал использовать имя ансамбля в своих совместных выступлениях с сыном и дочерью, порой вводя зрителей в заблуждение. По этой причине возникла проблема недопонимания между бывшими коллегами, которую так и не удалось решить до сих пор.

«Ариэль» становятся участником многих всесоюзных, международных фестивалей, коллектив гастролировал по Европе, США, что было редкостью в период советской эпохи. После фестиваля «Осень в Арканзасе» в 1992 г. все музыканты ВИА «Ариэль» получили звание почетных граждан г. Литтл-Рок.

Сейчас в составе ВИА «Ариэль»:

  • Борис Каплун — вокал, ударные, скрипка;
  • Лев Гуров — вокал, ритм-гитара;
  • Александр Тибелиус — вокал;
  • Олег Гордеев — соло-гитара, вокал;
  • Ростислав Гепп — вокал, флейта, клавишные, рояль — руководитель ансамбля.

Ансамбль работает в основном жанре русского фолк-рока, использует стилизации народных песен. Вокальное многоголосие — отличительная черта исполнения.

Среди самых известных композиций:

  • «Облако на нитке»;
  • «На улице дождик»;
  • «Порушка — Пораня»;
  • «Скоморошина»;
  • «Песенка извозчика»;
  • «Баба-яга»;
  • «Отдавали молоду»;
  • «Орган в ночи»;
  • «В краю магнолий»;
  • «Старая пластинка»;
  • «Шире круг» и многие другие.

Дискография «Ариэль»

  • «Ариэль» — 1975;
  • «Русские картинки» — 1978;
  • «Сказание о Е. Пугачевом» (рок-опера) — 1978;
  • «На острове Буяне» — 1980;
  • «Приглашение в гости» — 1980;
  • «Мастера» (рок-оратория) — 1981;
  • «Каждый день твой» — 1982;
  • «Утро планеты, сюита» — 1983;
  • «За землю Русскую» (рок-дума) — 1985;
  • «Любимая, но чужая» — 1990
  • Privet — 1993;
  • «Шумел камыш» — 2000;
  • Beatles in the russians — 2001;
  • «Через майдан» — 2001;
  • «Дорога длиной» в 35 — 2005;
  • «Ариэль 40» — 2008;
  • «Вернемся на озера» — 2011;
  • «Шумел камыш» (LP) — 2014

Также ансамбль записал музыку к фильмам «Центровой из поднебесья», «Между небом и землей», в 2002 г. песню в «Краю магнолий» в качестве саундтрека использовал в своем фильме А. Балобанов «Груз — 200».

Борис Каплун — общительный человек, он сам признавался, что любит ездить по разным городам, знакомиться с миром разных людей. Творчество — главное, величайшее дело всей его жизни.

ВИА «Ариэль»: «У всех, кто женился на копейчанках, — неповторимые голоса»

Вокально-инструментальный ансамбль «Ариэль» отмечает полувековой юбилей творческой деятельности. Золотую дату коллектив, любимый несколькими поколениями слушателей, отметит, как и положено настоящим артистам, на сцене – проедет по стране с большим творческим турне.

Премьерный концерт в рамках юбилейного тура пройдет в копейском ДК имени Кирова 14 марта, а на прошлой неделе «Ариэль» провел пресс-конференцию в редакции «Копейского рабочего». Конечно же, мы не могли не поинтересоваться у именитых музыкантов, отчего их так тянет в наш небольшой город.

Кто у нас в гостях?

Ростислав Гепп, руководитель ВИА «Ариэль». Клавишные, флейта, вокал.

Борис Каплун. Ударные, скрипка, вокал.

Александр Тибелиус. Вокал.

Олег Гордеев. Вокал, гитара.

С любовью к Копейску

— Откройте тайну: почему Копейск стал отправной точкой для юбилейных концертов?

— У нас особое отношение к Копейску: у троих участников «Ариэля» супруги родом из ваших краев.

— А я на заре своей творческой карьеры, в 68-69-м годах, работал в ДК угольщиков. Так что Копейск для нас – родной.

— К тому же нам хочется обкатать концертную программу перед выступлением в Челябинске, посмотреть, как на нее отреагирует зритель. Мы почти полгода репетируем у себя в подвале, но сцена – это другое.

— Почему вы репетируете в подвале? Воображение сразу рисует мрачные катакомбы…

— У многих музыкантов репетиционные базы действительно оборудованы в подвалах – так, можно сказать, исторически сложилось. А даже если и не в подвале, то они все равно называют их подвалами.

— Вопрос к Ростиславу Олеговичу: каким вам запомнился Копейск конца 60-х?

— В ту пору культурная жизнь была сконцентрирована преимущественно в ДК угольщиков, ДК Кирова и еще в ДК имени Маяковского в поселке шахты № 47. Потом к ним добавился Дворец культуры «Юбилейный». Местная молодежь всегда с большим удовольствием ходила туда на танцы.

В Копейске мне встречалолсь много не просто музыкально одаренных, а искренне увлеченных ребят. В ту пору самодеятельным коллективам было непросто обзавестись аппаратурой, поэтому копейчане выходили из положения как могли – сами паяли электрические элементы для гитар, делали усилители. Колонки тогда выпускались только для кино, поэтому мы их переделывали для микрофонов, а микрофоны брали от магнитофонов. Время было небогатое, но интересное.

— Есть ли у вас песни, которыми вы особенно дорожите и считаете их своим золотым творческим фондом?

— За пятьдесят лет у нас накопилось очень много песен, так что наш золотой фонд довольно велик. Поэтому те вещи, которые составляют серебряный и бронзовый фонд, постепенно отсеиваются, уходят из нашего репертуара. Так что все, что мы готовим к пятидесятилетию, действительно является золотыми хитами.

— Планируются ли в ходе концерта на копейской сцене какие-то сюрпризы?

— Главным сюрпризом станет выступление Сережи Шарикова.

— Сергей четверть века не выходил с нами на сцену, и мы очень рады, что он согласился участвовать в юбилейных концертах. Мало того, он, замечательный композитор и клавишник, никогда не выступавший в качестве солиста, сам исполнит песню для копейчан. Сейчас он активно репетирует, хотя и очень волнуется.

— У нас аудитория теплая, так что передайте ему, что все будет хорошо.

— Передадим обязательно. Мы знаем, что в Копейске живут замечательные люди, потому что периодически здесь бываем. Совсем недавно приезжали к вам на замечательный конкурс «Песня не знает границ».

— Как вы относитесь к тому, что молодежь перепевает ваши песни и даже выступает с вашим репертуаром в клубах и домах культуры?

— Если материал талантливо подан, то почему нет?

— Самая перепеваемая песня – это песня Льва Гурова «Тишина». Самодеятельные артисты ее пели всегда и везде! Она не такая сложная в вокальном плане, как многие другие наши хиты, и притом очень душевная.

— А как вы в целом относитесь к творческой молодежи? В одном из интервью нашим коллегам из Челябинска Борис Каплун сказал, что в новых поколениях музыкантов не чувствуется искра.

— Звездочек много. Но вот вокально-инструментальных ансамблей практически не стало. Они исчезли как класс! Мы как основатели этого жанра в Челябинской области, его хранители и продолжатели, к сожалению, не видим никого, кто пел и играл бы одновременно. Почему? Потому что это сложнее, чем просто петь. Или просто играть.

— Все-таки встречаются отдельные ВИА, но они исполняют кавер-версии известных композиций, а вот сами песни не пишут. А ведь на успех обречены те группы, которые идут своей дорогой, отличной от всех.

— Почему мы, будучи молодыми, «нераскрученными» ребятами, побеждали на всесоюзных конкурсах, почему наша популярность очень быстро росла? Только потому, что мы поем свои песни в своих же аранжировках. Это трудно для начинающих музыкантов, но интересно для слушателя.

Хорошо, что молодежь в большинстве своем демонстрирует замечательную технику исполнения. Но плохо, что у этих ребят нет творческой жилки, тяги к созиданию.

— Если можно научить детей правильно петь, то, вероятно, их можно научить писать тексты и музыку?

— Год назад у меня родилась школа мюзикла при Челябинском оперном театре. Сегодня это школа вокального искусства – со временем ее функционал несколько расширился.

Мы с педагогами школы лихорадочно ищем музыкальные произведения для детей, и я не могу сказать, что этот процесс увенчался успехом. Образцового музыкального материала, рассчитанного на юную аудиторию, очень мало.

Посмотрите: в том же шоу «Голос. Дети» все участники поют взрослые песни. К сожалению, ребятишкам нечего взять за образец, чтобы попробовать свои силы в качестве композиторов и поэтов-песенников.

Немного о творческой кухне и прекрасных дамах

— Скажите, как вам удается сохранить теплые отношения внутри коллектива? Вы никогда не ссоритесь?

— Трения у нас если и возникают, но только на почве творчества, да и то очень редко. Вообще, мы давно друг к другу притерлись. Нам не из-за чего конфликтовать.

Когда «Ариэлю» было еще лет десять, мы вообще не могли обойтись друг без друга ни одного дня, несмотря на то, что проводили вместе на гастролях по два-три месяца. Со временем, конечно, потребность в общении стала чуть меньше, потому что у нас пошли сначала дети, потом внуки – мы реализуем себя не только в коллективе, но и в своих семьях.

— Где вы предпочитаете выступать – на больших концертных площадках или в таких камерных дворцах культуры, как наш ДК имени Кирова?

— Я не люблю очень большие площадки вроде дворцов спорта, а вот ДК до тысячи мест – самое то. Во-первых, нам важно видеть всех зрителей, чтобы более полно оценить их эмоциональный отклик. Во-вторых, мы очень ревностно относимся к звуку: стараемся, чтобы звучание было комфортным не только для нас, но и для зала, а этого легче добиться в небольшом пространстве.

— Лет пятнадцать назад стало модно вводить в мужские коллективы женские голоса. По этому пути, к примеру, пошла группа «А-Студио» и ряд других групп. Почему вы не поддались влиянию общего тренда?

— Когда мы были моложе лет на сорок пять, мы без труда пели даже фальцетные партии, поэтому справлялись без женщин. Да и до сих пор справляемся (смеется).

— Когда ребята начали жениться, вводить «посторонних» женщин в коллектив стало опасно (смеется).

— Мы вообще не планируем вводить новые голоса – хоть женские, хоть мужские.

Сегодня многих наших соратников с нами нет. Кого-то нет уже и на земле: семь лет назад нас покинул Левочка Гуров, светлая ему память. Все партитуры «Ариэля» были написаны на пять голосов, но после ухода Левы мы решили, что не станем пытаться его заменить.

— Леву заменить практически невозможно. У него был такой голос, который с полным правом можно назвать «основняк» — не самый высокий, не самый низкий, но притом самый узнаваемый в «Ариэле» и абсолютно неповторимый. Второго такого быть не может.

Вдова Льва Гурова, кстати, родом из Копейска.

— У всех, кто женился на копейчанках, неповторимые голоса. У Олега Гордеева, например, тоже жена из Копейска.

«Челябинск – наша Родина»

— В «Копейском рабочем» есть рубрика «Новейшая история», герои которой вспоминают о том, как им жилось в непростые 90-е годы. Как в тот период обстояли дела у ВИА «Ариэль»?

— Всякое бывало. После года безденежья вследствие отсутствия работы мы уехали в Германию и успешно давали концерты в Кельнской филармонии.

— Это было в 1993 году. Я пришел в «Ариэль» как раз в заграничный период жизни группы. К тому моменту я, как и многие другие челябинские музыканты, играл в ресторане – выживать-то было надо. Как-то раз в разгар рабочего вечера ко мне подходит швейцар и говорит: «Вас вызывают». – «Кто?» — «Каплан».

— Да, она самая, Фанни!

— Я выхожу, а там, конечно, никакая не Каплан, а Борис Федорович Каплун: «Слушай, старик, ты не хотел бы с нами в Германию съездить? У нас появилась вакансия гитариста». От такого предложения я немного растерялся, но Борис убедил меня, что оно стоит того, чтобы его принять. Я принял – и ни разу не пожалел.

— У вас не было соблазна навсегда остаться в сытой Германии?

— Вы знаете, нет. Не хотелось. Нам не хотелось остаться в Москве в 1974 году, когда мы стали лауреатами всесоюзного конкурса артистов эстрады. Не хотелось остаться в Прибалтике, когда нас готов был взять под свое крыло Раймонд Паулс. Мы всегда рвались домой: Челябинск – наша Родина, там наши жены и дети, наши друзья.

— Не пугают ли вас те экологические проблемы, с которыми в последние несколько лет столкнулся наш областной центр и его ближайшие окрестности?

— Мы ребята закаленные, но состояние экологии нас, действительно, не воодушевляет, потому что из Челябинска уезжают его молодые жители. Перед региональными властями стоит серьезная задача – сделать воздух чистым, и взяться за ее решение нужно как можно скорее.

— Мы полгода назад побывали в Старом Осколе, посмотрели на одно из металлургических предприятий, принадлежащих Алишеру Усманову. Так от того завода вообще выбросов в атмосферу нет, только легкий парок идет, потому что на предприятии внедрены природосберегающие технологии. Промышленники могут заботиться об экологии, если поставят перед собой такую цель.

— Мы, конечно, не промышленники, но обещаем, что концерт в Копейске будет на сто процентов экологически чистым! (смеется).

— Дополните фразу: «Песня хорошая, если она…»

— Если ее поют люди.

— Какую музыку вы слушаете на досуге?

— В мире много замечательной музыки, и у каждого из нас давно сформировался круг любимых исполнителей. Перечислять будет слишком долго.

— Есть ли у вас домашние питомцы?

— Конечно! Среди нас есть и кошатники, и собачники. Мы очень любим домашних животных. У четвероногих друзей есть лишь один недостаток: они уходят раньше нас.

Что нельзя простить?

— Хороший вопрос. Предательство, наверное.

— Простить можно все. Нужно лишь время.

— Когда вы едете на гастроли в другие регионы, то предпочитаете поезд или самолет?

— Поезд лучше! Там можно поболтать, чайку попить. А еще я полюбил корабли. Однажды во время гастролей в Мурманске, лет двадцать назад, мы две ночи ночевали на авианесущем крейсере.

— Это такая махина – семнадцать этажей! Мы там концерт давали в ангаре для самолетов. Звук, правда, там оставлял желать лучшего.

— А еще мы на вертолете на гастроли летали – это на севере было.

— Сколько времени проходит от рождения песни до того, как она прозвучит на вашем концерте?

— Бывает неделю, а бывает – год. Песня «В краю магнолий» была написала за два дня. Мы ее очень быстро записали на студии звукозаписи, через неделю появилась ее телеверсия и тут же поехали с ней на гастроли.

— Бывает, что песня долго не идет, а потом вдруг становится хитом?

— Нет. Если на первых исполнениях песня не вызвала ожидаемого отклика зрителей, мы с ней без сожаления расстаемся. У нас и без того есть, что петь.

— Общаетесь ли вы с поклонниками в социальных сетях?

— Конечно, общаемся. Мы все вчетвером зарегистрированы на «Фейсбуке» и достаточно часто туда заходим.

— На «Фейсбуке» у нас есть хорошая, регулярно обновляемая страница – это основной наш ресурс. Подписывайтесь на нее и получайте самую свежую и достоверную информацию о гастролях и вообще о жизни группы «Ариэль».

Также у нас есть инстаграмм, официальный канал на «Ютьюб», страницы в «Одноклассниках» и «Вконтакте».

Борис Федорович Каплун

заслуженный артист России
Художественный руководитель Детской школы вокального искусства

Краткая биография

В 1974 году окончил дирижерско-хоровое отделение Челябинского государственного института культуры.

С 1970 года – солист и барабанщик вокально-инструментального ансамбля «Ариэль».

С 2013 по 2017 год – педагог по вокалу Южно-Уральского государственного института искусств имени П. И. Чайковского.

С 2017 года – художественный руководитель Детской школы вокального искусства при Челябинском государственном академическом театре оперы и балета.


источники:

http://kr-gazeta.ru/obshchestvo/VIAArielUvsekhktozhenilsyanakopeychankakhnepovtorimyegolosa/

http://www.chelopera.ru/people/about/boris-kaplun/