Black Sabbath Краткая биография

Black Sabbath Краткая биография

Новая биография группы «Black Sabbath»
написанная британским рок-журналистом Дейвом Лингом в 1995-м году
и адаптированная Александром Кудрявиным для российского читателя

Один из ведущих представителей стиля хард-н-хэви, ансамбль из Бирмингема » Black Sabbath » начал формироваться в далёком 1965-м году вокалистом Оззи Осборном (настоящее имя — Джон Майкл Осборн), который к тому времени закончил музыкальный колледж по классу фортепиано, и басистом Терри Батлером (человеком вообще без какого-то ни было образования кроме среднего). Терри, одноклассник Джона, работал бухгалтером одной из городских контор, куда этого оболтуса пристроил дядя. Вскоре нашёлся и гитарист. Это был Джимми Филлипс — очень большой поклонник Джимми Хендрикса. Назвав себя «Rare Breed», друзья начали выступать в бермингемских клубах. Их ранний репертуар был выдержан в духе «тяжёлого» блюза и состоял в основном из известных композиций. Понемногу музыканты начали сочинять и собственные произведения.

Но одном из «сешенов» ребята познакомились с группой «Mythology», и вместе с двумя её участниками — Биллом Уордом (ударные) и Тони Айомми (гитара) образовали новую формацию с непереводимым названием «Polka Tulk». В ней не нашлось места только Филлипсу: Айомми хотя и был с покалеченной рукой, но всё равно играл гораздо лучше Филлипса.

В 1968 году коллектив стал выступать под названием «Earth». Годом позже благодаря необычной ритмике композиций и оригинальному голосу вокалиста ансамбль получил приглашение выступить в Германии, где произвёл благоприятное впечатление на публику. В том же году Айомми сделал попытку перейти в «Jethro Tull», но, к счастью для коллег, не пришёлся там ко двору и очень скоро вернулся. Ребята продолжили штурм престижных фирм грамзаписи. Под стать этим атакам музыка группы становилась всё более мощной и яростной. Это уже был самый настоящий хард-рок в духе, например, «Cream» или «The Yardbirds». Пришлось (в который раз!) сменить название — группа окончательно стала именоваться » Black Sabbath «. Название позаимствовано из книг по Чёрной Магии и одноимённого фильма режиссёра Марио Бовы (с Борисом Карлоффом в главной роли), этот же фильм навеял темы многих песен, написанных для дебютного альбома нового коллектива. Броское название быстро подхватила сенсационная пресса, создавая миф о том, что участники группы занимаются колдовством. Вместо того чтобы разубеждать всех в этом, , компания «Vertigo», с которой у музыкантов был контракт на запись пластинки, подогревала страсти и выпустила дебютную работу группы именно в пятницу 13-го числа — по поверию самый несчастливый день любого месяца. Публика, заинтригованная всей этой чертовщиной, живо откликнулась и быстро раскупила первый тираж. За две недели альбом достиг восьмого места в британских хит-парадах, оставаясь в «Топ-20» целых двенадцать недель — поистине потрясающий рекорд для совершенно новой группы в те давние времена.

Весь материал альбома, за исключением «Evil Woman» и «Warning», был написан членами группы. Такие вещи, как яростная «Black Sabbath» и мрачная «Wizard» — синкопированное неистовство в стиле «Yardbirds» с безудержными всплесками блюзовой гармоники, стали со временем классикой хэви-метал.

Настала пора и интенсивной гастрольной деятельности по странам Европы, которая длилась долгих 7 месяцев. Никто не остался равнодушным к группе: её либо безумно любили, либо просто теорпеть не могли, но постоянно о ней говорили. К первой категории относились подростки, посещавшие концерты, а ко второй — всякие критики, сравнивающие выступления » Black Sabbath » с вторжением бронетанкового дивизиона и упрекавшие группу в отсутствии «утонченности, интеллекта и оригинальности при наличии всех коммерческих атрибутов». Но благодаря своей отличительной пессимистической концепции и необычности звучания группа стала приобретать успех даже у поклонников «андерграунда».

Философская концепция творчества ансамбля определилась с первых альбомов. С одной стороны обозначилась его тяга к чёрной магии, оккультизму. Из музыкального аранжемента полностью были исключены клавиши, фольклорные напевы, из текстов, втором большинства которых был Терри Батлер, не было места любовной тематике и другой лирике. Слушатель попадал в совершенно новый и незнакомый ему потусторонний мир. Шум дождя, раскаты грома, зауныный звук колокола и весь саунд в целом — мрачный, давящий — вдруг взрывается и рассыпается всплесками виртуозных гитарных пассажей и синкоп, которые, чеканя каждую ноту, задаёт ритм-секция. И, конечно, вокал Осборна — всепроникающий, вибрирующий на высоких тонах, он врывался, кажется, в само сознание, разрушая привычное представление о рок-н-ролле как о развлекательном жанре. Музыка » Black Sabbath » шокировала, но и заставляла думать. С точки зрения общества, появление группы было как бы шагом назад, как бы всплеском против социального прогресса. Коллектив выражал настроения молодёжи, не способной увлечься возвышенной идеологией модного тогда движения хиппи.

Одним из важнейших событий периода становления коллектива был выход второго альбома » Paranoid » (1970 г.). Эта работа заняла первое место в британском хит-параде и восьмое — в хит-параде американском. На этом диске, который потряс мир и стал своеобразным образцом для последующих альбомов группы, зарекомендовав » Black Sabbath » как главного экспортёра британского хэви-метал, записаны такие сильные композиции, как «Hand Of Doom», несколько банальная и наивная, но мощная «Iron Man» и остроумная «Fairies Wear Boots», приглашающая нас посетить эксцентричный праздник фей, эдакую психоделическую вакханалию, при виде которой трудно удержаться от смеха. Но самой значительной композицией альбома стала зловещая «War Pigs», пронизанная яростной антивоенной направленностью. Музыканты группы планировали так же назвать и свой альбом, но менеджмент и руководство звукозаписывающей компании запретило им это делать из-за того, что это могло вызвать нежелательную реакцию со стороны властей США, развязавших «грязную войну» во Вьетнаме, и в таком случае возникли бы определённые трудности с продвижением альбома на весьма объёмном американском рынке.

Запись этого великолепного альбома, который из-за своей неприкрытой ярости и грубой, примитивной, но онтенсивной энергии справедливо назван первым панк-альбомом в истории рок-музыки, заняла всего шесть дней. Легенда гласит, что классическая одноименная композиция «Paranoid» была сочинена и записана всего за пять минут. Сингл с этой песней появился 24 июля 1970 года, заняв четвёртое место в британском хит-параде. К его выпуску планировалось приурочить первые американские гастроли, но пришлось перенести их на осень, потому что в Штатах начался судебный процесс над Чарльзом Мэнсоном и его религиозной сектой, зверски убившими известную киноактрису Шарон Тейт и нескольких её друзей.

Турне » Black Sabbath » всё же состоялось и прошло с небывалым успехом, который основывался на полном взаимопонимании между группой и молодежной аудиторией, несогласной с музыкальными критиками, писавшими, например, что все песни группы неотличимы друг от друга, и «. состоят из вымученных хриплых воплей о «военных свиньях», «салате из крыс», «железных людях» и подобных мрачных тем, вполне подходящих к бесконечно повторяющимся риффам из двух аккородов».

Нетрудно было заметить, что структура песен группы значительно усложнилась, каждая из них стала своего рода мини-драмой, в которой анализировались насущные проблемы общества. Так постепенно выкристаллизовывалась центральная концепция » Black Sabbath «: сегодняшний мир — это «чертова мельница», которая беспощадно перемалывает всё самое лучшее, что есть в молодых душах, калечит их и превращает в «параноиков», «железных людей» и «демонов», становящихся, в свою очередь, орудиями мирового зла. В своих произведениях музыканты рисуют картину тотальной гибели и бедствий атомной войны, выступают против наркотиков и затрагивают тему молодежного бунта.

«Paranoid» — это, пожалуй, лучший альбом того периода, когда хард-рок ещё имел остросоциальное звчание. В нём затрагивались такие же «проклятые» вопросы, как и на альбомах » Fireball » группы » Deep Purple » или «Back In The U.S.A.» детройтской «MC-5», но, к сожалению, спустя короткий срок все лучшие представители хард-рока перешли на «коммерческие рельсы», и снова эти темы стали разрабатываться лишь в 80-х — с появлением «новой волны» хэви-метала, на которую повлиял также панк-рок середины 70-х. Ну, а » Black Sabbath «, увы, больше не удалось создать пластинку, которая могла бы также определенно и точно выразить их сущность, как это сделал «Paranoid».

Пульсирующий ритм, «сдвинутая» партия гитары, не вписывающаяся в этот ритм — аранжировка композиции сделана в лучших традициях джаз-рока, необыкновенный по выразительности вокал. В течение всего года группа активно гастролировала по странам Европы, а после переиздания в Америке своих альбомов отправилась в турне за океан, которое проходило с такими «китами», как Wishbone Ash » и Grand Funk Railroad » и увенчалось огромным успехом. Сценические шоу группы превратились в настоящие бенефисы Сатаны. На сцене с помощью искусно изготовленных декораций возникали то картины старого кладбища с покосившимися надгробными крестами, то горящие адским огнём кабаллистические знаки на фоне залитой лунным светом пустынной равнины. Перед зрителем в луче света появлялись и тут же исчезали уродливые карлики, проносились гигантские нетопыри. Сами музыканты выступали в чёрных одеяниях колдунов, поверх которых вдруг оказывались расшитые золотом церковные ризы.

Не давая себе передышки, «Black Sabbath» в декабре 1970 года приступили к записи третьей пластинки — » Master Of Reality «, которая, появившись в начале 1971 года, в сентябре попала на третье место по продажам в Англии, оставаясь в «Топ-20» целых тринадцать недель. В Америке за две недели она добралась до восьмого места, пробыв в таблицах 43 недели. Постепенно группа начинает концентрировать все усилия на совершенствовании своей музыки, и этот альбом — лучшее тому свидетельство. Рок-театр временно отходит на второй план, и акцент смещается от зрелищного шоу к овладению студийной техникой.

Материал, представленный на пластинке, весьма разнороден, но он объединен одной общей идеей — поисками выхода из тупика. Открывает альбом энергичная «Sweet Leaf», косвенно обвиняющая общество в порождении наркомании, за ней следует «After Forever» с рассуждениями о смысле жизни и её бренности. После инструментальной пьесы «Embryo» звучит «Children Of The Grave» — одна из самых сильных вещей, которая накатывается на слушателя ударной волной.

В песне «Lord Of This World», сочиненной Айомми, можно найти объяснение названия альбома. Здесь нарисован образ «Хозяина этого мира, Властителя Зла», гневно бичующего тех, кто сделал его своим кумиром. Композиция «Solitude» повествует об отвергнутой любви, но «Into The Void» восстанавливает равновесие всего альбома, завершая его на оптимистичной, но безжалостной ноте. Парадоксально, но этот альбом выражал идеи движения «детей цветов», те самые, которые «Black Sabbath» предавали анафеме в предыдущих своих альбомах.

На этой пластинке и в более поздних работах, в частности, в «Sabbath Bloody Sabbath» и её композициях «Sabbra Cadabra» и «Who Are You?» уже чувствовался настолько высокий профессионализм, что даже сам маэстро гитары Ритчи Блэкмор не находил в них слабых мест. По его оценкам «Чёрной Субботе» удалось достичь в музыке идеального гармонического баланса. Одно то, что партию клавишных к альбому «Sabbath Bloody Sabbath» исполнял Рик Уэйкмэн, говорило само за себя.

Музыка альбома » Black Sabbath Vol.4 «, вышедшего в сентябре 1972 года, значительно выросла в профессиональном плане. На «капитанском мостике» появился сменивший Роджера Бэйна новый продюсер — Патрик Михэн, который придал группе и новый саунд. Например, в тоскливой, но лиричной балладе «Changes» Оззи действительно поёт под звуки фортепиано и меллотрона, а не орёт во всю глотку, как было ранее.

Почти одновременно с выходом четвёртой пластинки, на фирме «Phonogram» был составлен и издан первый сборник «Black Sabbath» под названием » Attention «, на котором, кроме лучших вещей с первых двух альбомов, находилась песня «Evil Woman (Don’t Play Your Games With Me)», записанная ранее для первого альбома, но по разным причинам не увидевшая свет на североамериканском его издании.

Интенсивность гастрольной жизни в 1972 году достигла своего пика. За 18 месяцев группа семь раз побывала на концертах в США, и почти каждая из этих поездок сопровождалась печальными последствиями: Оззи постоянно попадал в больницу с самыми невообразимыми заболеваниями, включая ларингит и инфекционное заболевание горла. У Гизера стали пошаливать почки, Уорд сначала слёг с гепатитом, потом с ним случился нервный припадок, а Айомми однажды, после выступления перед огромным скоплением народа, потерял сознание от перенапряжения. Все музыканты страшно скучали по дому, особенно Оззи, которого ждали жена Тельма и двое детей. Посещаемлсть концертов «Black Sabbath» в Америке за этот год соствила в среднем по 17000 человек на каждом концерте.

После четвёртого альбома у многих поклонников группы возник вопрос: «Смягчился ли стиль игры Black Sabbath»? Но с появлением в декабре 1973 года лонгплэя » Sabbath Bloody Sabbath «, записанного с помощью звукоинженера Майкла Батчера и занявшего одиннадцатое место в американских списках, все сомнения были развеяны. Пластинка получилась очень необычной и впечатляющей, судя по композициям Sabbra Cadabra, Killing Yourself Tohve и Looking For Today. Оззи назвал этот альбом более зрелым и менее агрессивным, чем предыдущие работы, но фантасмагория в багровых тонах, изображённая на обложке, и заглавная вещь, повествующая о заполненном паническим страхом мире, словно сошедшем со страниц романа Джорджа Оруэлла «1984», убеждали как раз в обратном. После грандиозного успеха вдруг начался затяжной кризис титанов хэви-метал, на первый взгляд, твёрдо вставших на ноги. Дело было в том, что первый менеджер группы, некий Симпсон, от услуг которого Black Sabbath отказались сразу после выхода дебютного альбома, подал на них в суд, и последовавшая за этим юридическая баталия закончилась тем, что группа была вынуждена выплатить Симпсону полную компенсацию за нанесённый ущерб. В то же время возникли трения с новыми менеджерами Патриком Михэн и Уилфом Пайн, которые не смогли разрешить многие финансовые проблемы, в результате чего фирма WWA, основанная для ведения дел группы (с этим лэйблом был издан диск «Sabbath Bloody Sabbath»), развалилась. Это привело к вынужденному прекращению всех записей и выступлений более чем на год.

Мужественно преодолев все трудности, Black Sabbath возвратились на сцену летом 1975 года, ознаменовав это событие стремительными гастролями по тридцати американским городам, включая Питтсбург, где они, выступая с Black Oak Arkansas, установили новый рекорд посещаемости шоу. Незадолго до турне по Великобритании к группе присоединился клавишник Джеральд «Джезз» Вудрофф. В сентябре этого же года, девятнадцать месяцев спустя после выхода великолепно записанного и очень эффектного «Sabbath Bloody Sabbath», на британской фирме NEMS появляется их новый альбом под названием » Sabotage «, ставший важной вехой в творчестве Black Sabbath и представивший их совершенно новый подход к традиционному музыкальному материалу. Правда, несмотря на явный успех прошедших гастролей, он занимал только двадцать восьмое место в американских таблицах, но это, очевидно, было связано с общей кризисной ситуацией в рок-музыке того периода. Критики, однако, наконец обратили внимание на группу, и в рецензиях засквозили благожелательные нотки: «Новый альбом Black Sabbath отличается от предыдущего не только мастерством студийной записи, но и музыкальностью содержания. Хотя всепроникающий дух смерти и отчаяния ещё проскальзывает в их песнях, общее звучание ансамбля трансформировалось в сложное сплетение студийных эффектов и жёстких аккордов, которые составляют бешеную музыкальную атаку». Первая сторона альбома целиком посвящена «космической» тематике. Её открывает «забойная» Hole In the Sky, сделанная в лучших традициях группы, но уже в Don’t Start (Too Late) музыкальная тема постоянно меняется, и Йомми в который раз демонстрирует свое мастерское владение акустической гитарой. Следом записана тягучая Symptom of the Universe с устрашающим гнусавым вокалом Оззи, переходящая в более подвижную Megalomania.

Вторая сторона начинается композицией Thrill of In All, радующей проблесками оптимизма, за которой следует мрачная инструментальная пьеса Super Tzar, в своём эпилоге сильно напоминающая эксперименты с хором у Pink Floyd в заглавной сюите Atomheart Mother с одноимённого альбома 1970 года. Am I Going Insane (Radio) — явно одна из лучших вещей на «Sabotage», в которой Оззи размышляет о своих личных проблемах, заканчивается демоническим хохотом и душераздирающим воплем, доносящимся словно из подземелья, после чего звучит тяжелейшая The Writ, завершающая этот весьма необычный альбом.

Несмотря на всю грандиозность замысла, спад в творчестве группы, начавшийся сразу после «Sabbath Bloody Sabbath», выразился теперь ещё более отчетливо. Одним из главных его симптомов стали музыкальные разногласия, возникшие между Осборном и Йомми, Оззи всегда стремился сделать упор на музыкальную простоту и выразительность, что когда-то являлось главным преимуществом Black Sabbath, а Тони в последнее время был занят поисками новых, более сложных музыкальных форм и студийных эффектов. Запись «Sabotage» заняла почти год, а если сравнить этот срок с несколькими днями, которые потребовались для создания «Paranoid», то станут понятны те изменения, которые произошли в группе за это время. К тому же в начале своей карьеры Black Sabbath были выразителями настроений разочарованного молодого поколения. Четверо парней из рабочей среды трезво смотрели на мир и протестовали против его недостатков и несправедливости. Теперь же у каждого из них была шикарная вилла, дорогая машина и крупный счёт в банке. Сами они повзрослели, и у них появились другие заботы. Оззи Осборн, Тони Йомми, Гизер Батлер и Билл Уорд действительно «продали свои души рок-н-роллу», как гласило название двойного сборника «We Sold Our Soul For Rock’n’ Roll», составленного из лучших вещей всех шести альбомов группы и вышедшего в декабре 1975 года, но благосклонность этого «рок-божества» могла очень быстро смениться на немилость.

В » Technical Ecstasy «, выпущенном в октябре 1976 года на их старой фирме Vertigo, группа предприняла путешествие к новым границам звукозаписи, но чудом не попала в зависимость от последних достижений электроники. Проводником Black Sabbath на этом опасном участке пути стал звукоинженер Робин Блэк, услугами которого Майк Батчер пользовался ещё при записи «Sabotage».

«Фактически, первая наша пластинка была записана полностью всего за пару дней, — говорил в интервью Йомми. — Тогда мы чувствовали, что работаем под невероятным давлением, но, оглядываясь назад, видим, что этот альбом не так уж плох. Раньше мы сильно зависели от своего энтузиазма, а теперь у нас есть время и мы можем более тщательно записывать наши альбомы, добиваясь нужного звучания. Так, к примеру, было с «Technical Ecstasy», над которым мы работали очень долго, но думаю, что наши усилия были не напрасны». Работа действительно была проделана впечатляющая, но если судить по создающим много шума Back Street Kids и RocK’n’Roll Doctor, абсолютно неинтересной All Moving Parts (Stand Still) и мажорной It’s Allright с вокалом Уорда, то станет очевидно, что магия Black Sabbath явно стала пропадать. Определённый шарм, правда, придают альбому лирико-трагичная She’s Gone и заключительная Dirty Woman, однако самыми эффективными вещами являются You Won’t Change Me с массивным органным вступлением, в котором проявляется великолепная игра Джезза Вудроффа на клавишных, и Gipsy — многоступенчатая композиция с энергичным началом, по мере развёртывания приобретающая всё более мрачную окраску. Используя традиционный сюжет с гаданием цыганки, Оззи буквально выворачивает его наизнанку: гадалка оказывается переодетым дьяволом, а сам герой вынужден превратиться в. цыганку.

Это единственная вещь, которая отдаленно напоминает ранние «колдовские опусы» Black Sabbath, но она является лишь слабым их подобием. Если «Master Of Reality» опровёрг ранние тезисы группы о неприятии системы ценностей рок-культуры 60-х, a «Sabotage» продолжительностью работы над записью и тщательностью отделки песен поставил крест на практике моментальной записи исходного материала, то «Technical Ecstasy» полностью перевернул всё с ног на голову не только в плане музыки, но и в текстах, почти половина из которых затрагивала традиционные «любовные проблемы», что буквально год назад было бы для Black Sabbath чем-то вроде святотатства.

Долго скрываемый внутренний разлад и несовпадение интересов наконец-то проявились, что привело к ухудшению морального состояния членов группы. Оззи, например, был вынужден обратиться в психиатрическую клинику для лечения. Обстановка ещё больше усугубилась тем, что последние две пластинки, включая сборник лучших вещей, продавались из рук вон плохо. Black Sabbath снова ушли в тень, и затянувшееся молчание прервалось только осенью — 1977 года проведением гастролей по Великобритании, после которых поползли упорные слухи о том, что Оззи собирается оставить группу. Слухи были официально опровёргнуты, но 5 октября 1977 года Оззи Осборн сам объявил о решении начать сольную карьеру и стал набирать свою новую команду, куда вошли гитарист Джон Бразиер Бинни и басист Терри Хорбург из Dirty Tricks.

В декабре этого года на фирме NEMS выходит сборник » Greatest Hits » и создаётся впечатление, что это последний альбом Black Sabbath. Но оставшееся трио не отчаивается и, пригласив вокалиста Дэйва Уолкера из Бирмингема, певшего в Red Cap и Savoy Brown, в начале 1978 года приступает к работе над своим новым проектом. В январе этого года, спустя три месяца после ухода, Оззи возвращается в Black Sabbath, а неудачливому новичку приходится освободить место. Альбом под многообещающим названием «Never Say Die» был записан в Торонто к лету 1978 года, но выпущен только в октябре. После крупного турне по Америке и Англии, организованного для рекламы пластинки, Оззи окончательно оставляет Black Sabbath и возвращается к своему очередному проекту, на этот раз под названием Blizzard of Ozz, собирая для этой цели великолепного гитариста Рэнди Роудса из Quiet Riot, ударника из Uriah Heep Ли Керслэйка и басиста Боба Дэйсли из Rainbow.

Между тем, » Never Say Die «, выпущенный на фирме Phonogram, получился очень оригинальным и нестандартным, хотя разочаровал многих поклонников Black Sabbath, ждавших от них повторений избитых клише. Надо было обладать немалым мужеством, чтобы решиться на такой эксперимент. На старый материал группы здесь были похожи только Shock Wave и Never Say Die, которая летом 1978 года попала в британскую таблицу «Тор-20». А такие вещи, как Johnny Blade и Juniors Eyes имели сложную структуру и просто не вписывались в шаблоны хэви-метал, равно как и воздушно-грациозная Air Dance, в которой проявился недюжинный талант клавишника Дона Эйри из Rainbow. Завершали альбом композиции Breakout и Swinging The Chain с аранжировкой Уилла Мэлоне, в которых слышны духовые инструменты и даже чувствуется привкус джаза.

В конце 70-х годов обозначился отход от традиций стиля, началось падение популярности. Осборн покинул группу, но его место занял не менее выдающийся и оригинальный вокалист Ронни Джеймс Дио. Бывший солист «Elf» и «Rainbow», а также несостоявшийся кандидат во фронтмены группы «Sweet», Дио стал не просто сезонным участником, роль какового ему первоначально отводилась — он в корне изменил своим вокалом музыку группы. в обновленном составе ансамбль выпускает альбомы » Heaven And Hell » и » Mob Rules «, свидетельствующие о возвращении к жесткому «металлическому» стилю. Эра Дио окончилась в январе 1983 года, когда он вместе с барабанщиком Винни Эпайсом (сменившим Билла Уорда в 1981 году) покинул группу » Black Sabbath «, чтобы организовать собственный проект.

Место за микрофонной стойкой занял Ян Гиллан, в прошлом вокалист легендарных «Deep Purple», который за несколько месяцев до этого распустил собственный коллектив «Gillan», весьма неплохой в музыкальном плане, но не совсем состоятельный коммерчески. С возвратившимися Уордом и Батлером был записан альбом » Born Again » (Рождённый вновь, 1983 г.). В этом названии содержался намёк на новый виток творческого развития «Black Sabbath».

В дальнейшем состав группы менялся чрезвычайно часто: приходили и уходили барабанщики, так, в 83-м из «ELO» пришёл Бев Бивен, в 87-м появился Гленн Хьюз (бывший басист «Deep Purple» исполнял в Black Sabbath чисто вокальные партии), также в составе группы «отметились» и многие другие известные и неизвестные певцы и музыканты. Неизменной сплачивающей силой был Айомми, но былой славы ансамбль так и не достиг.

Новым певцом на какое-то время стал Рэй Гиллен, и с ним был записан альбом под рабочим названием «Bloodgood» (записи сохранились, их можно прослушать тут ), но Рэй внезапно ушёл, и фонограмма альбома была переписана с новым вокалистом Тони Мартином. Эта пластинка вышла в 1987 году и называлась » The Eternal Idol » (Вечный идол). Появление в составе Тони Мартина и ударника Кози Пауэлла, выход альбома » Headless Cross » и мировое турне с заездом в СССР под одноименным названием вселили надежду на благоприятные перспективы Black Sabbath.

В 1990 году появилась новая работа группы — диск » Tyr «, но настоящей сенсацией стал выпущенный два года спустя альбом » Dehumanizer «, записанный с вернувшимся на время Дио. Именно он внёс характерные черты в эту работу, особенно ощущаемые в композиции «Time Machine». Остальной материал ближе к клоассическим «сэббетовским» вещам — совершенно убойный, вколачивающий по уши в землю и самый суровый за последние десять лет.

В 1994 году Black Sabbath ещё раз подтвердили свой высочайший класс работой » Cross Purposes «.

«Black Sabbath» в 2009 году с Рони Джеймсом Дио во время работы над альбомом Heaven & Hell «The Devil You Know».

Black Sabbath

Биография

Вlack Sabbath – часть «большой тройки хард-рока» (наряду с Led Zeppelin и Deep Purple), любимое детище «Принца тьмы» Оззи Осборна. На патриархов рок-сцены почти полвека молились последователи хеви-метал. Несмотря на загробный антураж и колорит самих музыкантов, песни «Черного шабаша» всегда будут звучать молодо и жизнеутверждающе, такова их гармоническая природа, отмечал РБК.

Состав

Британская рок-группа Black Sabbath образована четырьмя друзьями из Бирмингема. Будущий солист Джон Майкл Осборн учился в разных классах, но в одной школе с «отцом тяжелого металла» Фрэнком Энтони Айомми (он же Тони Айомми) и басистом Теренсом Майклом Джозефом Батлером, которого для краткости звали Гизером. Барабанщик Уильям (Билл) Томас Уорд играл в одной группе с Тони, у Оззи и Батлера был свой коллектив.

Вокалист Оззи Осборн

Парни первое время тасовали названия и жанры исполняемой музыки. Новое объединение поначалу ассоциировалось с маркой женской пудры The Polka Tulk Blues Band, затем название сократили до двух первых слов, а потом и вовсе поменяли на Earth. Дабы не вступать в конфликт с одноименным уже существующим коллективом, группа, к тому моменту уже написавшая песню «Black Sabbath», остановилась на этом словосочетании.

Гитарист Тони Айомми

«Великого и ужасного» Осборна изгнали из группы в конце 70-х. По словам гитариста Тони Айомми, музыканты «принимали наркоту, кокаин, вообще много всего, но Оззи еще непрерывно пил». Сольная карьера солиста сложилась более чем удачно, но в интервью Billboard Оззи заявил, что готов вернуться в Black Sabbath по первому зову. А тогда менеджер привел на его место Ронни Джеймса Дио.

Барабанщик Билл Уорд

Позднее уходил и вновь возвращался Гизер. Уорд, тяжело переживавший смерть родителей и постоянно пребывавший в алкогольном угаре, в 1980-м был уволен. Его ненадолго заменил Винни Эпис. Барабанщик покидал группу еще 4 раза.

Басист Гизер Батлер

В рядах Black Sabbath побывали Ян Гиллан и Тони Мартин, Гленн Хьюз и Брайан Мэй, Роб Хэлфорд и Бив Бивэн. В 2011-м участники золотого состава Оззи Осборн, Тони Айомми, Гизер Батлер и Билл Уорд объявили о воссоединении группы и приступили к совместным репетициям.

Джефф Николс, гитарист, клавишник и автор песен, отдавший Black Sabbath 25 лет жизни, в январе 2017-го умер от рака легких.

Музыка

По легенде, идея воспевать потусторонние миры, бредовые видения и всякую нечисть пришла Айомми. Тони посчитал, что если людям нравятся фильмы ужасов, то стоит попробовать «ужастики» петь. Кстати пришлись увлечения Батлера религией, философией и фантастикой, находившие выход в стихах.

Группа «Black Sabbath» в 70-х годах

Первый сингл «Evil Woman» не привлек внимания. Вышедший через месяц альбом под названием «Black Sabbath» сразу попал во всевозможные чарты. Группа отправилась с концертами по Европе. Собранного на гастролях материала хватило, чтобы за неделю записать пластинку «Paranoid».

Постепенно стал складываться шокирующий непривыкших зрителей имидж участников (чего стоил водопроводный кран в качестве ожерелья на шее у Осборна) и узнаваемый саббатовский стиль: даже исполняя баллады, музыканты избегали любовной лирики и выражения прочих возвышенных и нежных чувств.

Песня «Paranoid» группы «Black Sabbath»

Середина 70-х – период пика популярности Black Sabbath. Группа радует новым диском каждый год, и альбомы бьют все рекорды продаж. Однако гонка за признанием и коммерческим успехом сказывается на здоровье исполнителей: все, кроме Оззи, попадают на больничную койку. Музыканты впервые взяли перерыв.

В 1972-м вышел «Black Sabbath Vol. 4», в поддержку которого группа дала серию концертов по Америке и Австралии. Следующий «Sabbath Bloody Sabbath», наконец-то, получил положительные отзывы в профессиональной среде. Как ни удивительно, до этого мнение музыкальных критиков о творчестве рокеров было прямо противоположным позиции фанатского сообщества.

Логотип группы «Black Sabbath»

В мае 1978 года вышел студийник «Never Say Die!», последний с участием Оззи Осборна перед тем, как солиста надолго отлучили от группы. Рокировки участников продолжались до 1997-го. В этот год группа успела записать пару концертов, песни с которых легли в основу сборника «Reunion».

Несмотря на все эти уходы и камбэки участников и их сольные проекты, от имени Black Sabbath выпущен с десяток альбомов, студийных и концертных. В 2006 году группа введена в Зал славы рок-н-ролла, годом раньше – в Британский Music Hall Of Fame. В прессе появлялись сообщения, в которых поднимался вопрос о возрождении коллектива, но музыканты их каждый раз опровергали. Одно время Тони даже оставался единственным «оригинальным» участником Black Sabbath.

Песня «Iron Man» группы «Black Sabbath»

В конце 2011 для поклонников хеви-метала появилась поистине благая весть. Black Sabbath дала пресс-конференцию в лос-анджелесском клубе Whisky A Go Go, на сцене которого музыканты впервые выступили в далеком 1970 году. Группа объявила о воссоединении.

Сессионные участники группы, сопровождавшие легенду рока на концертах и годившиеся «саббатистам» в сыновья, поражались их работоспособности и умению держать ритм на протяжении нескольких часов. Барабанщик Томми Клайфетос заметил, что «секрет молодости этих славных людей кроется в желании дарить творчество людям».

Ронни Джеймс Дио

На май 2013 года был запланировал концерт в московском Олимпийском в рамках прощального мирового турне. Но выступление не состоялось по причине болезни Тони, у того диагностировали рак лимфатической системы. После ремиссии у Айомми музыканты продолжили тур в поддержку студийного альбома под названием «13».

Пластинка стала ценным предметом коллекций меломанов только потому, что оказалась первой за последние 35 лет существования Вlack Sabbath. В интервью Toronto Sun Осборн порадовался тому, что ошибался, считая «Never Say Die!» последним альбомом:

«Теперь уже я никогда не стану говорить «никогда» и я нисколько не против нового диска, когда меня спрашивают о продолжении «13». Если мы не растянем подготовку к записи новой пластинки еще на пару сотен лет, то я опять повторю — я в деле с вами, ребята, и не против нового альбома Black Sabbath».

Этот альбом, как и концерты в поддержку, состоялись без участия барабанщика Билла Уорда. Оззи Осборн заявил, что у коллеги излишний вес:

«Барабанщик должен быть в форме. У него уже было два сердечных приступа. Я не хочу отвечать за его жизнь».

Прощальный концерт в России все же состоялся летом 2016 года. По рассказам присутствующих, зрители находились на небесах от счастья. Плей-лист составили песни, написанные в первые 20 лет биографии Black Sabbath. Открывала выступление композиция имени группы, а в финале прозвучала не менее культовая, чем сами исполнители, «Paranoid».

Песня «Heaven and Hell» группы «Black Sabbath»

С кавером этой песни другая легенда рока – группа Megadeth – пробовала получить «Грэмми». Перепевали хит глэм-рокеры из Mötley Crüe и немецкая пауэр-метал-группа Mystic Prophecy, основатели жанра готик-метала Type O Negative и английское трио The Meteors.

На прощание Black Sabbath презентовала альбом с красноречивым названием «The End». В плей-лист вошли не издававшиеся ранее композиции, а также концертные записи песен с альбомов «13» и «Vol.4».

Группа «Black Sabbath» в 90-х годах

Чтобы преданные фанаты были в курсе, где состоятся заключительные концерты The End Tour их любимцев, график выступлений и дополнительная информация публиковались на официальном сайте. Там же выкладывались видео и новости о группе.

Финальное шоу прошло в родном для музыкантов Бирмингеме на NEC Arena. Black Sabbath сыграли 15 песен, в том числе ставшие классикой «Children of the Grave», «Iron Man» и «War Pigs».

Black Sabbath сейчас

Известный британский таблоид New Musical Express в марте 2017 года опубликовал своеобразный некролог с изображением фиолетового логотипа «Black Sabbath 1968 – 2017», что стало лишним подтверждением новости об окончательном распаде группы.

Группа «Black Sabbath» в 2017 году

Однако там же журнал привел слова Тони, что гастролировать он уже не хочет, но

«мы можем что-нибудь сделать. Мы не говорили об этом. Мы не говорили ни о чем, на самом деле, но я уверен, что что-то может произойти где-то».

В 2017-м лейбл BMG выпустил бокс-сет «The Ten Year War» с песнями Black Sabbath, книгой о группе и флешкой в виде креста. В 2018-м компания решила повторить опыт и объявила о выходе в июне винилового бокс-сета с редкими записями синглов.

Black Sabbath: Биография группы

Black Sabbath — культовая британская рок-группа, влияние которой ощутимо и доныне. За свою более чем 40-летнюю историю коллектив успел выпустить 19 студийных альбомов. Он неоднократно изменял свой музыкальный стиль и звучание.

В разные годы существования группы у микрофонной стойки оказывались такие легенды, как Оззи Осборн , Ронни Джеймс Дио и Иэн Гиллан.

Начало пути Black Sabbath

Группа была создана в Бирмингеме четырьмя приятелями. Оззи Осборн, Тони Айомми , Гизер Батлер и Билл Уорд были поклонниками джаза и The Beatles. В результате этого стали экспериментировать со своим звучанием.

Музыканты заявили о себе ещё в 1966 году, исполняя музыку, близкую к жанру фьюжн. Первые годы существования группы были связаны с творческими поисками, сопровождавшимися бесконечными ссорами и изменением названий.

Black Sabbath: Биография группы

Группа обрела стабильность лишь в 1969 году, записав песню под названием Black Sabbath. Существует много догадок, из-за чего группа выбрала именно это название, ставшее ключевым для творчества группы.

Одни говорят, что это связано с опытом Осборна в сфере чёрной магии. Другие утверждают, что название было позаимствовано у одноимённого фильма ужасов Марио Бавы.

Звучание песни Black Sabbath, впоследствии ставшей главным хитом группы, отличалось мрачным тоном и медлительным темпом, несвойственным для рок-музыки тех лет.

В композиции использован небезызвестный «интервал Дьявола», сыгравший свою роль в восприятии песни слушателем. Эффект усиливался оккультной тематикой, выбранной Оззи Осборном.

Узнав о том, что в Британии существует группа Earth, музыканты изменили название на Black Sabbath. Точно такое же название получила дебютная пластинка музыкантов, увидевшая свет 13 февраля 1970 года.

Приход славы к Black Sabbath

Настоящий успех бирмингемская рок-группа обрела в начале 1970-х годов. После записи дебютной пластинки Black Sabbath группа сразу же отправилась в своё первое масштабное турне.

Интересно то, что альбом писали за 1200 фунтов стерлингов. На запись всех треков выделено 8 часов студийной работы. В результате этого группа справилась с поставленной задачей за три дня.

Несмотря на сжатые сроки, отсутствие финансовой поддержки, музыканты записали альбом, ныне являющийся безоговорочной классикой рок-музыки. О влиянии дебютного альбома Black Sabbath заявляли многие легенды.

Снижение музыкального темпа, более плотное звучание бас-гитары, наличие тяжёлых гитарных риффов позволило приписать группу к праотцам таких жанров, как дум-метал, стоунер-рок и сладж. Также именно коллектив впервые исключил лирику из любовной тематики, отдав предпочтение мрачным готическим образам.

Black Sabbath: Биография группы

Несмотря на коммерческий успех альбома, группа продолжала подвергаться критике со стороны профессионалов индустрии. В частности, гневные рецензии давали авторитетные издания, как Rolling Stones.

Также группу Black Sabbath обвиняли в сатанизме и поклонении дьяволу. Их концерты стали активно посещать представители сатанинской секты Ла-Вея. Из-за этого у музыкантов возникали серьёзные проблемы.

Золотой этап творчества группы Black Sabbath

Группе Black Sabbath потребовалось всего полгода для записи новой пластинки Paranoid. Успех был таким ошеломительным, что группа получила возможность сразу отправиться в первое американское турне.

Уже в тот период времени музыканты отличались злоупотреблением гашишом и различными психотропными веществами, алкоголем. Но в Америке ребята попробовали ещё один пагубный наркотик — кокаин. Это позволяло британцам выдерживать безумный график, связанный с желанием продюсеров заработать больше денег.

Популярность увеличивалась. В апреле 1971 года группа выпустила альбом Master of Reality, в итоге ставший дважды «платиновым». Бешеная работоспособность привела к серьёзному переутомлению музыкантов, находившихся в постоянном движении.

Как рассказывает гитарист группы Томми Айови, им был необходим перерыв. Так что следующий альбом группа продюсировала самостоятельно. Пластинка с говорящим названием Vol. 4 также была разгромлена критиками. Это не помешало ей обрести «золотой» статус за считанные недели.

Изменение звучания

Затем последовал ряд пластинок Sabbath Bloody Sabbath, Sabotage, закрепивших за группой статус одной из наиболее популярных рок-групп. Но радость продлилась недолго. Назревал серьёзный конфликт, связанный с творческими взглядами Томми Айови и Оззи Осборна.

Первый хотел добавить в музыку различные духовые и клавишные инструменты, отходя от классических концепций хеви-метала. Для радикально настроенного Оззи Осборна подобные перемены были недопустимыми. Альбом Technical Ecstasy стал последним для легендарного вокалиста, решившего начать сольную карьеру.

Новый этап творчества

Пока Оззи Осборн воплощал в жизнь собственный проект, музыканты группы Black Sabbath быстро нашли коллеге замену в лице Ронни Джеймса Дио. Вокалист уже успел обрести славу благодаря лидерству в ещё одной культовой рок-группе 1970-х годов Rainbow.

Его приход ознаменовал серьёзные перемены в творчестве группы, окончательно отошедшей от медленного звучания, преобладавшего на первых записях. Итогом эры Дио стал выпуск двух альбомов Heaven and Hell (1980) и Mob Rules (1981).

Кроме творческих достижений, Ронни Джеймс Дио ввёл такой знаменитый символ металхедов, как «коза», который является частью данной субкультуры и доныне.

Творческие неудачи и дальнейший распад

После ухода Оззи Осборна в группу Black Sabbath началась самая настоящая текучка кадров. Состав изменялся чуть ли не ежегодно. Неизменным лидером коллектива оставался лишь Томми Айомми.

В 1985 году группа собралась в «золотом» составе. Но это была лишь разовая акция. До настоящего воссоединения «фанатам» группы придётся ждать ещё более 20 лет.

В течение последующих лет группа Black Sabbath проводила концертную деятельность. А также выпускала ряд коммерчески «провальных» альбомов, вынудивших Айомми сконцентрироваться на сольном творчестве. Легендарный гитарист свой творческий потенциал исчерпал.

Воссоединение

Неожиданностью для поклонников стало воссоединение классического состава, о котором было объявлено 11 ноября 2011 года. Осборн, Айомми, Батлер, Уорд объявили о начале концертной деятельности, в рамках которой намерены дать полноценный тур.

Но не успели поклонники нарадоваться, как последовали одна печальная весть за другой. Изначально тур был отменён, так как обнаружили у Томми Айомми раковую опухоль. Затем группу покинул Уорд, не сумевший прийти к творческому компромиссу с остальными участниками оригинального состава.

Black Sabbath: Биография группы

Вопреки всем бедам музыканты записали свой 19-й альбом, официально ставший последним в творчестве Black Sabbath.

В нём группа вернулась к своему классическому звучанию первой половины 1970-х годов, что порадовало «фанатов». Альбом получил положительные отзывы, а также позволил группе отправиться в прощальный тур.

В 2017 году было объявлено о том, что коллектив прекращает свою творческую деятельность.


источники:

http://24smi.org/celebrity/52895-black-sabbath.html

http://salvemusic.com.ua/black-sabbath-biografiya-gruppy/