биография Яна Гуса 6 Класс

Биография Яна Гуса

Жена — нет
Дети — нет

Ян Гус (1369-1415) – национальный герой Чехии, проповедник, священник, мыслитель, работал на должности ректора Пражского университета. Его сожгли на костре вместе со всеми трудами, такая казнь послужила предпосылкой для начала военных действий, которые вели последователи Яна Гуса, в истории они получили название «гуситские войны».

Детство

Период Средневековья всё-таки далёк от нас, чтобы можно было с точностью узнать, когда именно родился Ян Гус. По одним источникам он появился на свет в 1369 году, по другим – в 1371 году. Это произошло в маленьком местечке Гусинец, расположенном на юге Чехии. В те времена понятие «фамилия», ушедшее с Древним Римом, только начинало возрождаться. Так что свою фамилию Ян Гус получил по названию города, в котором родился – Гусинец.

Крестьянская семья, где родился мальчик, была очень бедной. Биографам удалось установить, что отца его звали Михаил и в семье, помимо Яна, было ещё два сына. Несмотря на нищету, родители очень хотели отдать ребёнка в школу, надеясь на то, что он выучится и станет священником. В конце XIV века для бедного мальчика из незнатной семьи школа была единственным способом пробиться в люди. Обучение в школе родители Яна Гуса воспринимали как дорогу вовсе не к знаниям, а к спокойной дальнейшей жизни, относительному материальному благосостоянию, хорошему питанию.

Ближайшее учебное заведение находилось в местечке Прахатице, от Гусинца нужно было идти целый час. И мальчик пошёл в эту школу, затрачивая ежедневно два часа на дорогу (туда и обратно). По сравнению с его родным городком, Прахатица казалась ребёнку яркой и большой, через неё проходила основная дорога на Прагу, юг Германии и Австрию. В городе был выстроен собор, который казался маленькому Яну огромным. А также в Прахатице уже к тому времени получили большое развитие различные виды ремесла, которые и по сей день славят Чехию, особенно изготовление чудесных стеклянных и серебряных блестящих изделий.

Главными школьными предметами для Яна Гуса стали риторика, диалектика и грамматика. В старших классах добавились астрономия, арифметика и естественные науки.

Университет

Несмотря на материальные трудности и бедность, семья приложила все усилия, чтобы продвигать Яна дальше. В 18 лет парень окончил школу и вместе с мамой отправился в Прагу, чтобы поступать в университет. Сегодня это учебное заведение является одним из старейших университетов в Европе.

Мама решила преподнести подарки университетскому начальству в виде живого гуся из домашнего подворья и большого мягкого белого калача. Однако уже на самих подступах к Праге, гусь сбежал, пришлось маме угождать руководству учебного заведения лишь одним калачом. То ли выпечка оказалась слишком вкусной, то ли знания у Яна были достойные, парня всё-таки приняли в университет.

В учебном заведении было три факультета – медицинский, богословский и свободных искусств. Ян Гус поступил на факультет искусств, потому что обучение на двух других стоило гораздо дороже, хотя потом вся его жизнь была связана с богословием, вернее с его критикой.

Студенческие годы Яна Гуса прошли в полной нищете. Питался он лишь гороховой похлёбкой, потому что она была дешевле всей остальной еды. Ему не за что было даже купить посуду. Каждый раз он делал себе ложку из хлебного мякиша в надежде, что она прослужит ему долго. Но всё время он съедал эту свою хлебную ложку вместе с похлёбкой, так как был невероятно голоден.

В 1393 году Ян Гус получил степень бакалавра, а в 1396 году – магистра искусств.

Преподавательская деятельность

За время обучения в университете Ян Гус проявил склонность к теологии (науке, изучающей религию). Поэтому сразу, после того как он получил степень магистра, Гусу предложили остаться в учебном заведении и заняться преподавательской деятельностью.

Молодой преподаватель мыслил свободно. Со своими студентами Гус начал изучать труды английского богослова и профессора Оксфордского университета Джона Уиклифа, несмотря на то, что его работы в области теологии в 1382 году были признаны еретическими. Однако Ян этого не боялся, он не только излагал студентам теорию Уиклифа, но и развивал её. Гус отвергал духовную безграничную власть Папы Римского, утверждая, что истинный глава католической церкви – Иисус Христос. А богатство церкви Ян обличал гораздо категоричнее Уиклифа.

Несмотря на то, что Ян Гус был вольнодумцем, а сочинения Уиклифа публично сожгли на костре, в 1401 году молодого преподавателя назначили деканом философского факультета, а в 1402 году ректором в Пражском университете.

Ян Гус был первым в этом учебном заведении ректором, который по национальности являлся чехом, до 1402 года подобной должности удосуживались только немцы. К тому же это была удивительная карьера для сына бедных крестьян.

Проповедническая деятельность

Карьерный рост объяснялся тем, что Гус помимо широкого образования имел бесспорные таланты и был очень популярным в то время оратором. С 1401 года в костёле Святого Михаила Гус проводил проповеди, на которых собиралось множество народа. А уже в следующем, 1402 году, его назначили проповедником и настоятелем в частной Вифлеемской часовне, которая располагалась в старой части Праги. Эта часовня была основана в 1391 году и от остальных отличалась тем, что в ней богослужения велись не на латыни, а на чешском языке. На проповеди к Гусу порой собиралось около трёх тысяч человек.

В своих рассказах Ян затрагивал повседневную жизнь, что для того времени было очень необычно. Несмотря на то, что сам был глубоко верующим человеком, он критиковал церковь и вскрывал недостатки людей, находящихся на церковном служении. Его мнение шло вразрез с официальной политикой католической церкви:

  • Священники не должны были заниматься продажей церковных должностей и таинств. Деньги можно было брать лишь с богачей и то в малом количестве, необходимом для удовлетворения первых жизненных потребностей священнослужителя.
  • Несмотря на то, что хочется спокойной и благополучной жизни, каждый христианин должен не бояться рисковать ею в поисках правды.
  • Преемники Христа должны быть бедными, как апостолы. А они, наоборот, только и думают об увеличении своего богатства.
  • Слепое подчинение церкви неприемлемо, необходимо думать своею головою. К этому тезису Гус приводил слова из Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба окажутся в яме».
  • Иметь собственность достойны только справедливые люди. Если богач несправедлив, значит, он вор.
  • Власть, которая нарушает Божьи заповеди, не может быть им признана.

Другие тоже наблюдали развратную и циничную жизнь духовных служителей, но боялись наказаний и старались помалкивать. Гусу молчание было несвойственно, он начал вести борьбу. Ян прекрасно понимал, насколько опасно было его решение, ведь знал, как по всей Европе сжигали на кострах инквизиции еретиков.

Для продвижения учений Гус пользовался не только кафедральными проповедями. По его указанию стены в Вифлеемской часовне расписали картинами с назидательными сюжетами. Он является автором нескольких песен, ушедших в народ, и реформатором чешского правописания. Благодаря его латинскому труду «Чешская орфография» книги стали более доступны простым людям. Ему принадлежит разработка диакритических знаков.

Помимо всего прочего, Ян был ещё страстный патриот Чехии. Ему принадлежит перевод Библии на чешский язык, тем самым он отнял у священников их эксклюзивное право зарабатывать на её толковании. Ещё Гус был ярым противником немецкого засилья в Чехии. Хоть в 1212 году Чехия и получила юридическое признание независимости, на всех ключевых должностях всё равно были немцы (ректоры, бургомистры, военные начальники). Ян Гус проповедовал, что «в королевстве Чешском по закону природы чехи должны быть первыми на должностях».

Преследование и казнь

Всё большие толпы людей собирались на проповедях Яна Гуса, а главам церковных учреждений становилось всё неспокойнее, в лице этого проповедника они видели своего страшного и опасного врага.

В 1408 году арестовали друзей Гуса и обвинили в ереси. А в 1409 году теперь уже против самого Яна издал буллу папа Римский (булла – это важнейший папский документ со свинцовой печатью). Согласно этой буллы пражский архиепископ предпринял против Гуса карательные действия: ему запретили проповедовать, а все книги Яна собрали и сожгли.

Но влияние Гуса на простых людей продолжало расти, и тогда в 1411 году архиепископ пражский назвал его еретиком.

Осенью 1414 года лопнуло терпение и у Папы Римского. По его инициативе Гус был вызван на Вселенский собор в город Констанц. Проповеднику сказали, что высшие церковные иерархи желают послушать его лично и понять ход его мыслей.

В то время Чехия юридически подчинялась императору Сигизмунду, он также присутствовал на Вселенском соборе. По его приказу Яну Гусу вручили охранную грамоту, которая гарантировала проповеднику беспрепятственное возвращение в Прагу. Однако позже выяснилось, что Сигизмунд не только обманул Гуса, выдав ему обычную подорожную грамоту, но и затребовал для Яна смертной казни на костре.

Гуса обвинили в ереси, а также в том, что он организовывал изгнание немцев из Пражского университета. Его арестовали и заключили в тёмный сырой подвал доминиканского монастыря. От Гуса требовали, чтобы он отрёкся от своих еретических взглядов и покаялся. Но Ян написал к собору заявление: «Они хотят, чтобы я отрёкся. Но тогда я изменю своей совести и посрамлю веру Христову. Если я отрекусь от истины, то как смогу потом посмотреть на небо и в глаза своему народу? Никогда я этого не сделаю».

Его приговорили к смертной казни, которую исполнили 6 июля 1415 года. Гуса вывели из города Констанца на луг, где посередине воткнули в землю острый деревянный кол наподобие столба. К нему привязали проповедника верёвками и цепями, а вокруг разложили охапки дров, хвороста, вязанки соломы. Ему, уже поглощённому огнём, предлагали последний раз: «Отрекись!» Гус этого не сделал и заживо сгорел. После сожжения, чтобы не осталось на земле никаких его останков, прах кинули в поток реки Рейн.

Казнь Яна Гуса привела к тому, что его последователи (гуситы) вступили в военные действия против католиков. Гуситские войны оказались опустошительными для Европы, продолжались с 1419 по 1434 годы, ни одна из сторон не добилась каких-либо значимых результатов, и противники были вынуждены пойти на компромисс.

До сегодняшнего дня Ян Гус не реабилитирован католической церковью. Тем не менее в современной Чехии он пользуется огромным уважением, его почитают как борца за национальную самобытность против немцев. Ему установлено много памятников, большое количество музеев и улиц носят имя Яна Гуса.

В 1915 году в центре Праги на Староместской площади (это старинная площадь, которая расположена в исторической части города Старом Месте) был воздвигнут памятник Яну Гусу в день 500-летия его казни.

Каждый год в Чехии и Словакии в день его казни, 6 июля, зажигают костры.

Ян Гус не раз упоминался в поэзии. О нём написал Тарас Шевченко свою поэму «Еретик», Фёдор Тютчев посвятил ему стих «Гус на костре», Евгений Евтушенко вспоминал про Яна Гуса вместе с Пушкиным и Петефи в своём произведении «Танки идут по Праге…»

Доклад Яна Гуса 6 класс сообщение

Каждый год 6 июля во всей Чехии зажигаются костры – так жители этой страны чтят память о своем национальном герое – Яне Гусе. Почему же, по прошествии почти 650 лет, чехи помнят об этом человеке и считают его героем?

Яркий и интересный путь Яна Гуса начался приблизительно в 1369 году. Он родился на юге Чехии в маленьком местечке Гусинец. Родители Яна были далеко не богаты, однако мечтали, чтобы их сын учился в школе — ведь в те времена мальчик из незнатной семьи только таким способом мог пробиться в люди.

Получив основы знаний, молодой Ян направился в Прагу и поступил в Пражский университет. С первых дней учебы он зарекомендовал себя как усердный и трудолюбивый студент. В 1393 году – он бакалавр богословия, в 1396 – магистр свободных искусств. Итак, он прошел путь от бедного студента до ректора, благодаря тому, что помыслы его были чисты, а цель ясна.

Он прославился своими лекциями и проповедями, но не только. Также по его инициативе стены часовни Вифлеемской капеллы расписаны рисунками с поучительными сюжетами, стал автором нескольких песен, которые превратились в народные; он заботился о том, чтобы книги были понятны и доступны простым чехам, потому и провел реформу правописания.
Люди любили и уважали Яна Гуса за то, что он говорил понятно и увлекательно о том, что их беспокоило.
Его взгляды были убедительны, мысли проникали глубоко в сознание:

Нельзя беспрекословно подчиняться церкви, нужно думать самим
Священник не должен взимать плату за то что он делает для людей во имя Бога
Церковный чин нельзя купить – его надо заслужить
От грехов нельзя откупиться деньгами

Также он был обеспокоен тем, что в Чехии правили иноземные династии. Ян Гус требовал, чтобы чехи были хозяевами на своей земле.

Все это, конечно же, не нравилось представителям официальной церкви. В защиту Яна Гуса выступили не только простые люди, но и знать, даже король… Но все это не спасло его от преследований и дальнейшей расправы.

6 июля 1415 года на центральной площади Констанцы запылал костер, в котором сгорел великий герой Ян Гус, а у его ног пылала Библия, переведенная на чешский язык.

Расправа над Гусом привела к гражданским протестам, которые в истории названы Гуситскими войнами.

Доклад №2

Рано или поздно каждый народ приходит к тому, что жаждет самоопределения и независимости от влияния извне, как это было с чешским народом в 1419-1434 годах. Начался этот процесс с идей, к которым пришел чешский философ и проповедник по имени Ян Гус.

Будущий реформатор родился в Богемии в 1369 году. С раннего детства проявляя пытливый ум, и вот уже в 1396 получает научную степень, а год спустя становится деканом философского факультета в Пражском университете. Одновременно с началом научной карьеры начинается и проповедническая деятельность.

Церковная деятельность Гуса отличалась от всех, принятых в то время. Так, например, он считал что нужно уделять внимание не только духовной жизни человека, но и обыденной повседневности, за что принимал осуждение от господствующей католической церкви. Умозаключения Яна Гуса содержали в себе отказ от роскоши и помпезности среди духовенства. Также присутствовали утверждения о том, что каждый человек должен уметь критически мыслить, а не слепо подчиняться церковным пастырям, и более того, посвящать свою жизнь поискам истины. Считал он ещё, что никакая власть не имеет права нарушать законы Бога.

Подобные публичные размышления были не выгодны католической церкви, и вот, в 1414 год Ян Гус был вызван на участие в Констанцском соборе. Император Сигизмунд обещал Гусу, что тот останется в безопасности, однако слово свое не сдержал. Чешский реформатор был заключен под стражу. Долгие месяцы пыток и дознаний не заставили его признать свою неправоту. В итоге 6 июля 1415 он был сожжен на костре вместе со значительной частью своих рукописных трудов.

Казнь негласного лидера чешского народа породила волнения в обществе и привела к Гуситским войнам, которые продолжались на протяжении 15-ти лет. И хотя сторонники Гуса потерпели поражение, но все же весь европейский мир осознал и принял право чешского народа на дальнейшее самоопределение и свободу, как гражданскую, так и духовную.

Ян Гус

Популярные темы сообщений

На территории нашей страны живет множество самых разных народов. Всего их насчитывается около 190. Есть народы большие, такие как русские, татары, чеченцы, а есть и совсем крошечные, которых осталось лишь считанные сотни человек.

Передача тепла в бытовых условиях происходит тремя путями: за счет теплопроводности, излучения или конвекции. При теплопроводности энергия передается от более нагретой части к менее нагретой. Она характерна для твердых тел.

Ян Гус

Ян Гус (урожденный Ян из Гусинца; 1369-1415) – чешский проповедник, богослов, мыслитель и идеолог чешской Реформации. Национальный герой чешского народа.

Его учение оказало сильное влияние на государства Западной Европы. За собственные убеждения был сожжен вместе со своими трудами на костре, что привело к Гуситским войнам (1419-1434).

В биографии Яна Гуса есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Гуса.

Биография Яна Гуса

Ян Гус появился на свет в 1369 году (по другим данным 1373-1375) в богемском городе Гусинец (Римская империя). Он рос и воспитывался в бедной крестьянской семье.

Когда Яну было около 10 лет родители отдали его в монастырь. Он был любознательным ребенком, вследствие чего получал высокие оценки по всем предметам. После этого юноша отправился в Прагу, чтобы продолжить получать образование.

По приезду в один из наибольших городов Богемии, Гусу удалось успешно сдать экзамены в Пражский университет. По словам учителей он отличался хорошим поведением и стремлением получать новые знания. В начале 1390-х годов он получил степень бакалавра теологии.

Через пару лет Ян Гус стал магистром искусств, что позволило ему выступать с лекциями перед публикой. В 1400 г. он стал священнослужителем, после чего занялся проповеднической деятельностью. Со временем ему доверили должность декана свободных искусств.

В 1402-03 и 1409-10 годах Гус был избран ректором родного Пражского университета.

Проповедническая деятельность

Ян Гус начал проповедовать примерно в 30-летнем возрасте. Изначально он выступал с речами в костеле Святого Михаила, а затем стал настоятелем и проповедником Вифлеемской часовни. Интересен факт, что послушать священника приходило до 3000 человек!

Стоит заметить, что в своих проповедях о не только рассказывал о Боге и его обещаниях, но также выступал с критикой представителей духовенства и крупных земледельцев.

При этом, осуждая действия церкви, он называл себя ее последователем, обличающим грехи церкви и вскрывающим человеческие пороки.

Еще в середине 1380-х годов в Чехии обрели популярность работы английского богослова и реформатора Джона Уиклифа. К слову, Уиклиф был первым переводчиком Библии на среднеанглийский язык. Позже католическая церковь назовет его сочинения еретическими.

В своих проповедях Ян Гус высказывал идеи, идущие вразрез с политикой папской курии. В частности, он осуждал и призывал к следующему:

  • Недопустимо брать плату за проведение таинств и продавать церковные должности. Священнослужителю достаточно взымать скромную плату с состоятельных людей, чтобы обеспечить себя самым необходимым.
  • Нельзя слепо подчиняться церкви, а, наоборот, каждому человеку следует размышлять над разными догмами, прибегая к совету из Нового завета: «Если слепой поведет слепого, то оба упадут в яму».
  • Власть, не соблюдающая заповеди Бога, не должна быть Им признана.
  • Собственность могут иметь только справедливые люди. Несправедливый богач является вором.
  • Любой христианин должен находиться в поисках истины, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.

Чтобы как можно лучше донести свои идеи до слушателей, Гус распорядился расписать стены Вифлеемской часовни изображениями с поучительными сюжетами. Также он сочинил несколько песен, которые быстро вошли в народ.

Далее Ян реформировал чешскую грамматику, благодаря чему книги стали понятными даже для необразованных людей. Именно он является автором идеи, согласно которой каждый звук речи обозначался конкретной буквой. Помимо этого, он ввел диакритические знаки (те, которые пишутся над буквами).

В 1409 г. в Пражском университете прошли жаркие дискуссии об учениях Уиклифа. Стоит отметить, что архиепископ Праги, как и Гус, поддерживал идеи английского реформатора. Во время дебатов Ян открыто заявил, что множество из поставленных Уиклифу в вину учений просто неправильно поняты.

Серьезное сопротивление духовенства вынудило архиепископа отказаться от поддержки Гуса. В скором времени по распоряжению католиков были задержаны и обвинены в ереси некоторые друзья Яна, которые под давлением решили отречься от своих взглядов.

После этого антипапа Александр V издал буллу против Гуса, что привело к запрету его проповедей. Одновременно с этим, были уничтожены все подозрительные труды Яна. Однако местные власти выказали ему поддержку.

Несмотря на все притеснения Ян Гус пользовался большим авторитетом у простых людей. Интересен факт, что когда ему запретили читать проповеди в частных часовнях, он отказался подчиниться, апеллируя к самому Иисусу Христу.

В 1411 г. пражский архиепископ Збинек Зайиц назвал Гуса еретиком. Когда об этом узнал король Вацлав IV, лояльно относившийся к проповеднику, он назвал слова Зайица клеветой и распорядился лишить владений тех священнослужителей, которые эту «клевету» распространяли.

Ян Гус в жесткой форме критиковал продажу индульгенций, покупая которые человек якобы освобождался от своих грехов. Также он выступал против того, чтобы представители духовенства поднимали меч на своих противников.

Церковь стала еще больше преследовать Гуса, по причине чего он был вынужден бежать в Южную Чехию, где местная шляхта не подчинялась указам папы.

Здесь он продолжил обличать и критиковать как церковную, так и светскую власть. Мужчина призывал к тому, чтобы Библия была наивысшим авторитетом для духовенства и церковных соборов.

Осуждение и казнь

В 1414 г. Ян Гус был вызван на Констанцский собор, ставивший целью остановить Великий западный раскол, который привел к троепапству. Любопытно, что немецкий монарх Сигизмунд Люксембургский гарантировал чеху полную безопасность.

Однако, когда Ян приехал в Констанц и получил охранную грамоту, оказалось, что король предъявил ему обычную подорожную грамоту. Папа и участники собора обвинили его в ереси и организации изгнания немцев из Пражского университета.

Затем Гуса арестовали и посадили в одну из комнат замка. Сторонники осужденного проповедника обвинили Собор в нарушении закона и королевской клятвы о безопасности Яна, на что папа ответил, что лично он никому ничего не обещал. А когда об этом напомнили Сигизмунду, он все равно не стал защищать арестанта.

В середине 1415 г. моравская шляхта, сейм Чехии и Моравии, а позже чешское и польское дворянство направили Сигизмунду петицию с требованием отпустить Яна Гуса на волю, с правом выступить на Соборе.

В итоге, король организовал слушание дела Гуса на соборе, которое проходило в течение 4-х дней. Яна приговорили к смертной казни, после чего Сигизмунд и архиепископы неоднократно уговаривали Гуса отречься от своих взглядов, но от отказался.

В конце суда осужденный вновь апеллировал к Иисусу. 6 июля 1415 года Ян Гус был сожжен на костре. Существует легенда, что старушке, из благочестивых намерений подложившей хворост в его костер, он якобы воскликнул: «О, святая простота!».

Смерть чешского проповедника привела к формированию и усилению в Чехии гуситского движения и была одной из причин начала Гуситских войн, между его последователями (гуситы) и католиками. Положением на сегодня католическая церковь так и не реабилитировала Гуса.

Несмотря на это, у себя на родине Ян Гус является национальным героем. В 1918 г. была основана Чехословацкая гуситская церковь, прихожанами которой сейчас являются порядка 100 000 человек.

Фото Яна Гуса

Ян Гус отказывается подписать отречение накануне казни

Ян Гус на Соборе в Констанце