биография Сильвестра Из Избранной Рады

Протопоп Сильвестр — биография, новости, личная жизнь

Сильвестр (протопоп)

Сильвестр (в иноках Спиридон). Умер около 1566 года. Русский православный священник, политический и литературный деятель, священник Благовещенского собора. Наставник Ивана IV Грозного.

Время и место рождения Сильвестра, а также его происхождение, не известны.

Он начинал духовную карьеру в Новгороде, затем стал священником Благовещенского собора в Московском Кремле. Был связан с митрополитом Макарием, который в 1542 году занял митрополичью кафедру и перевел в Москву новгородца Сильвестра.

Его возвышение случилось в 1547 году, когда имело место знаменитое Московское восстание — волнения средних и низших слоёв городского населения, произошедшие в Москве после засухи и пожаров. В отсутствие государя в столице начались волнения, оставшиеся без крова люди искали виноватых в поджогах и колдовстве. Народная молва обвинила в случившемся непопулярных родственников матери великих князей. Основные события восстания произошли после «Великого пожара» 24 июня. Спустя два дня, 26 июня, народ собрался на вече на Соборной площади, где Глинских признали виновными в поджогах и колдовстве. В Успенском соборе «убили миром» дядю царя, боярина Юрия Глинского: он был побит во время богослужения, а затем забит насмерть камнями. Оставшиеся после пожара дворы Глинских сожгли и разграбили. Через три дня толпа отправилась к царю, требуя расправы над остальными Глинскими. Целью восставших было падение этого боярского рода. После переговоров и уступок люди разошлись, зачинщики были впоследствии арестованы и казнены.

Во время московского пожара и восстания в 1547 году произнес обличительную речь в адрес юного Ивана IV Васильевича. Она была воспринята благосклонно и сделала Сильвестра приближенным царя.

Иван IV и протопоп Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года

После сближения с царем стал во главе работ по восстановлению убранства кремлевских соборов, пострадавших при пожаре. Написанные сюжеты и иконы вызвали выступление ревнителя старины Ивана Висковатого на Церковном соборе конца 1553 — начала 1554 года. За помощью к Сильвестру обращался и Максим Грек, афонский монах называл Сильвестра своим «благодетелем». Сильвестр по поручению царя Ивана Грозного «экзаменовал» Артемия, когда решался вопрос о назначении того игуменом Троице-Сергиева монастыря.

Вместе с Алексеем Адашевым Сильвестр являлся передовым вождем «Избранной рады».

В 1553 году во время тяжелой болезни царя Сильвестр был близок к двоюродному брату царя князю Владимиру Старицкому, который претендовал на престол. По выздоровлении царь охладел к Сильвестру, а в 1560 году после появления слухов о его причастности к смерти царицы Анастасии сослал его в Кирилло-Белозерский монастырь, а оттуда в Соловецкий монастырь, где он принял монашеский постриг. Остаток жизни он провел в северных монастырях, исповедуя философию нестяжательства.

Известны два послания Сильвестра к Александру Шуйскому-Горбатому. Ему же приписывается авторство или окончательная редакция такой книги как «Домострой» (доподлинно известно о сочинении им 64-й главы этого памятника). Кроме того, Сильвестр написал житие святой княгини Ольги. Он собирал рукописные книги, покровительствовал иконописцам и другим деятелям искусства.

Протопоп Сильвестр на Памятнике 1000-летие России в Великом Новгороде

Личная жизнь протопопа Сильвестра:

Сильвестр имел сына Анфима, который унаследовал от отца его обширные торговые связи. В Новгороде, до московского возвышения, Сильвестр с сыном занимались изготовлением икон и рукописных книг для продажи, но в мастерских находилось место и для иных «рукоделий».

Сильвестр понимал невыгодность труда холопов, поэтому освободил всю свою челядь и пользовался трудом наемных работников. Сильвестр с Анфимом вели обширную торговлю, а он сам с гордостью писал, что в торговых делах ему верили «и зде и иноземцы». В духовной грамоте князя Ю. А. Меньшого-Оболенского Анфим упоминается как крупный поставщик тканей.

Вместе с Хозяином Юрьевичем Тютиным Анфим поддерживал деловые отношения с торговыми людьми Вильно, которым в 1554 году компаньоны предъявили иск на 1210 рублей. В 1550 году Анфим выдвинулся по государевой службе и стал «большим дьяком» в казначействе, а его компаньон Хозяин Тютин в 1555 году занял пост второго казначея.

К 1556 году Анфим сумел получить из поместья Троице-Сергиева монастыря двор в Китай-городе.

Купеческие дела были у Сильвестра и Анфима с бургомистром города Нарвы Иоахимом Крумхаузеном. В 1558 году, после взятия Нарвы русскими войсками, сыновья этого крупного купца, отвечая на вопрос о предательстве отца в пользу русских, указали, что задолго до начала войны их отец «схлопотал» через Сильвестра привилегии для своих торговых операций в России.

В мае 1558 года сам Иоахим Крумхаузен сообщил совету Ревеля, что, по сведениям, полученным через Анфима, мира с Ливонией сохранить не удастся. С прибалтийской торговлей были связаны не только новгородские купцы, но и священнослужители. Сам новгородский архиепископ Макарий был крупным поставщиком воска в Ревель.

Сильвестр и его сын, как и ряд русских торговых людей, были связаны с той частью немецкого купечества, которая была заинтересована в сохранении мира и устойчивых торговых отношений с Россией и даже согласны на известных условиях признать власть царя. Крумхаузен возглавлял делегацию горожан на переговорах в Москве о сдаче Нарвы в апреле 1558 года.

В 1560 году, оказавшись перед перспективой войны с Литвою и Швецией, Адашев и Сильвестр предпочли дипломатическое урегулирование конфликта, за что Иван Грозный не раз упрекал их в нежелании действовать активно. Данная купеческая деятельность позволила отцу с сыном делать крупные пожертвования в монастыри, сравнимые с пожертвованиями князей и бояр. В Соловецкий монастырь от них было пожертвование 219 рублей и 66 книг. За столь богатый вклад монахи сделали ежегодный корм 10 октября по «старце Спиридоне, да по сыне его Анфиме». В Кирилло-Белозерский монастырь вклад: пуд ладана, полпуда сандала, пуд брынцу, 15 гривенок перцу, колокол 8 пуд, да старые колокола зазвонные перелил прибавил своей меди 4 пуда, 2 стопы бумаги. Анфим Сильверстов упомянут в 1561 году на службе в Смоленске с новым наместником Дмитрием Курлятевым.

В качестве смоленского дьяка Анфим упомянут последний раз 7 мая 1566 года, а в июле того же года присутствовал на Земском соборе. С тех пор имя Анфима не упоминается, а в 1568 году в ноябре — декабре в расходной книге Кирилло-Белозерского монастыря появилась запись: «Царь государь, князь великий велел дати по Анфиме по Сильверстове 30 рублей». Вероятно, к этому времени не было в живых и самого Сильвестра.

Образ протопопа Сильвестра в кино:

2009 — Иван Грозный — в роли протопопа Сильвестра актер Василий Бочкарев;

Василий Бочкарев в роли протопопа Сильвестра

2020 — Грозный — в роли протопопа Сильвестра актер Владимир Симонов

Владимир Симонов в роли протопопа Сильвестра

последнее обновление информации: 05.12.2020

Протопоп Сильвестр

Биография

Протопоп Сильвестр — один из советников Ивана Грозного, религиозный и политический деятель Руси XVI века. Глава Благовещенского собора входил в состав Избранной рады и был одним из ее руководителей. Потомкам русский православный священник также известен как автор произведения «Малый Домострой» и жития святой княгини Ольги.

Детство и юность

Точная дата рождения мужчины и иные факты ранней биографии исследователями не установлены, но, по некоторым данным, он был уроженцем Новгорода и происходил из семьи священника. Примерные годы его жизни датируются концом XV – серединой XVI века.

Первые упоминания о Сильвестре относятся к периоду 1543–1547 годов, когда он прибыл ко двору из Новгорода к митрополиту Макарию или же приехал к его свите. Согласно воспоминаниям современников, к чертам портрета религиозного деятеля можно отнести высокую нравственность, честность и благодушие.

Карьера

Карьера церковника удивительна своим взлетом. Считается, что во время большого московского пожара 1547 года и последующего за ним восстания Сильвестр выступил перед юным Иваном IV с обличительной речью, обвинив в грехах и преступлениях, а саму трагедию причислил к божьему наказанию. Этот сюжет был изображен позже на картине Павла Плешакова.

Скорый на расправу царь тогда не разгневался на дерзкого священника, а наоборот, приблизил к себе и поставил на работы по восстановлению соборов при Кремле. Поскольку еще в родном городе Сильвестр научился разбираться в иконописи, его помощь в реставрации и наставлениях мастерам была незаменимой.

Постепенно церковник влился и в политическую жизнь царского двора, сыграв вполне определенную роль в истории реформирования. Он выступил вместе с религиозным мыслителем Максимом Греком и воеводой Алексеем Адашевым проводником воли неформального правительства при Иване Грозном — Избранной рады. Сила этого органа была таковой, что затмила даже Боярскую думу.

Охлаждение Ивана Васильевича к своему наставнику пришлось на время тяжелой болезни царя. Исследователи также связывают размолвку с отказом Сильвестра присягать на верность царскому сыну и поддерживанием отношений с братом великого князя, Владимиром Старицким.

Как бы то ни было, постепенно церковника отдалили от государственных дел, и он занялся своими непосредственными обязанностями. На этот период относят его работу над 64 главой «Домостроя» — свода правил поведения для горожан. Считается, что заключительное послание и наказание от отца к сыну в этой главе написано священником для своего наследника.

Чуть позже Грозный распустил и Избранную раду, так как не сошелся с ее представителями во взглядах на внешнюю политику.

После 1560 года, когда поползли слухи о причастности священника к смерти Анастасии Захарьиной-Юрьевой, Сильвестр отправился в Кирилло-Белозерский монастырь, а следом в Соловецкий монастырь, где принял постриг, став иноком Спиридоном. Здесь, по поверью, и провел остаток своих дней знаменитый наставник Ивана Грозного.

Личная жизнь

Семьей церковный деятель обзавелся еще в Новгороде. Вместе с сыном Анфимом священник занимался созданием книг и икон, которые выставлял на продажу в числе прочих товаров. По документальным свидетельствам, Сильвестр вместе с наследником вел торговые дела, в том числе с иностранными купцами, но часть средств не забывал жертвовать церкви.

Согласно утверждениям современников, именно для торговых дел с заморскими торговцами протопоп оказывал влияние на договорные отношения Руси с соседями.

Смерть

Принято считать, что протопоп Сильвестр скончался в 1566 году, хотя причину смерти до сих пор ни один исследователь не выяснил. Местом захоронения указывают территорию Кириллова монастыря.

Владимир Симонов в роли протопопа Сильвестра (кадр из сериала «Грозный»)

После себя православный священник оставил культурное наследие, а потомки вспоминают о нем как о влиятельном лице при дворе Ивана Васильевича. По некоторым данным, церковный деятель приложил руку к созданию реестра сюжетов для украшения Золотой палаты Кремлевского дворца и сам работал с иконописцами.

Образ церковника запечатлен на горельефе памятника «Тысячелетие России», открытого в 1862 году на его родине. В кино о нем рассказывают в многосерийных фильмах «Иван Грозный» (2009) и «Грозный» (2020).

Биография Сильвестра Из Избранной Рады

Годы жизни : ?- ум. около 1566

Сильвестр — протопоп Благовещенского собора в Москве в период правления Ивана Грозного, религиозный, политический и литературный деятель 16 века. Являлся членом и одним из лидеров Избранной рады, инициатором многих реформ, проводимых Иваном Грозным в начальный период его правления. Сильвестр был умным, образованным человеком, очень благочестивым.

Основные направления деятельности протопопа Сильвестра и их результаты

Религиозная деятельность

  • Начал религиозную деятельность Сильвестр в Новгороде, служа священником
  • Около 1543-1547 г. приехал в Москву, скорее всего, по приглашению митрополита Макария.
  • В Москве Сильвестр был протопопом в кремлёвском Благовещенском соборе, являясь духовником молодого Ивана IV.
  • В 1551 году был одним из инициаторов созыва Стоглавого собора, приняв активное участие в реформировании церкви. На соборе были утверждены единые каноны, определён строгий порядок жизни в монастырях, обращалось внимание на создание школ при церквах, церковь оставляла свои земельные владения, однако под контролем царя, осуждалась любая ересь .

Итоги деятельности: Сильвестр проводил активную религиозную деятельность по реформированию церкви, её активной поддержке правления царя, что способствовало укреплению царской власти и роли церкви в государстве.

Государственная деятельность

  • Вошёл в состав Избранной рады, был совместно с Адашевым А.Ф.её руководителем.
  • Входя в Избранную раду (1547-1560), являлся активным участником реформирования в стране, в проведении судебной, земской, военной реформы, реформы государственного управления.
  • Отстранён царём от государственной деятельности после того, как Грозный узнал, что во время его болезни Сильвестр и Адашев не захотели присягнуть сыну Ивана Грозного – Дмитрия, а поддержали двоюродного брата царя- Старицкого В.А.
  • Окончательное охлаждение царя произошло поле роспуска Избранной рады в 1556, когда возникли расхождения его челнов с царём по поводу проведения внешней политики: Рада считала, что нужно идти на Крым, а царь- на запад, в Ливонию.
  • В 1560 году произошла опала: царь поверил в слухи, что Сильвестр виновен в смерти царицы Анастасии. Сильвестра сослали в Соловецкий, а затем в Кирилло-Белозерский монастырь. Там он и умер в 1556 году.

Итоги деятельности: в период работы Избранной рады Сильвестр принимал самое активное участие в реформировании страны. В том, что в России были проведены значительные преобразования в сферах жизни, во многом и его заслуга.

Литературная деятельность

  • Сильвестр обладал литературными способностями. Одно из знаменитых его произведений- «Домострой», свод правил ежедневного поведения человека. В том, что все главы «Домостроя» написаны именно Сильвестром, есть некоторые сомнения у учёных. Однако часть глав написана именно им.
  • Произведение отличается автобиографичностью. Так как в образе «государыни дома» он описал многие черты своей матери, а в Послании отца к сыну , которое написано от первого лица и заканчивает книгу, угадывается он сам и его сын Анфим.
  • Сильвестр многое и как собиратель рукописных книг. Он много содействовал их написанию.
  • Написал житие святой княгини Ольги.
  • Собирал он и иконы, покровительствовал иконописцам .
  • По инициативе Сильветсра был составлен реестр картин из библейской книги Бытия, эти картины украсили Золотую палату кремлёвского дворца.
  • Свои взгляды он изложил в посланиях царю и его приближённым. Выступая за сильную царскую он, он считал, что и бояре должны принимать активное участие в управлении. По взглядам Сильвестр был близок к нестяжателям ( см. статью о нестяжателях на сайте poznaemvmeste.ru в разделе «Термины»)

Результатом данной деятельности стало создание «Домостроя», книги, которая долгие годы была учебником жизни, поведения в семье, воспитания людей. Сильвестр способствовал развитию культуры страны, а его взгляды о самодержавной власти, которые он проповедовал, способствовали укреплению государства.

Таким образом, протопоп Сильвестр- один из ярких деятелей периода правления Ивана Грозного. Не случайно на памятнике Микешина М.О. «1000-летие России» ему отведено одно из видных мест в ряду знаменитых деятелей страны.

Примечание.

Данный материал можно использовать при написании исторического сочинения (задание № 25).

Примерные тезисы (материал к ним — в историческом портрете).

Эпоха правления Ивана Грозного (1533-1584)

События, явления, процессыЛичности, принимавшие участие в данном событии, явлении, процессе.
Укрепление царской властиУкреплению княжеской власти способствовали религиозные деятели, один из которых — Сильвестр.Его участие в реформировании церкви, послания с идеей о сильной княжеской власти были направлены на усиление власти царя и одновременно на участие боярства в управлении.
Реформирование страныСильвестр— один из участников Избранной рады. Он принимал участие в подготовке и проведении реформ: церковной, судебной, военной, земской, государственного управления.
Дальнейшее развитие культурыЛитературная деятельность Сильвестра внесла значительный вклад в развитие культуры страны. Его «Домострой» стал сводом правил поведения в семье, рукописные книги иконы, собранные им, пополнили фонд культуры.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна


источники:

http://24smi.org/celebrity/141378-protopop-silvestr.html

http://istoricheskij-portret.ru/deyateli-cerkvi/%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82/