биография Русской Балерины Анны Павловой

Анна Павлова

Биография

Великое искусство русского балета невозможно вообразить без легендарной танцовщицы Анны Павловой. Прима Мариинского театра в течение десятилетия выступала на русской сцене, а затем стала продолжательницей традиций национальной школы, познакомившей мир с работами выдающегося хореографа Михаила Фокина.

Анна Павлова

На протяжении жизни Павлова отдавала танцу больше, чем кто-либо из современников. Пластический монолог «Умирающий лебедь» на долгие годы стал визитной карточкой балерины и до сих пор считается непревзойденным и уникальным явлением русского сценического искусства.

Детство и юность

История рождения Анны Матвеевны Павловой таинственна и неоднозначна. Согласно официальным записям будущая балерина появилась на свет 12 февраля 1881 года в военном госпитале Петербурга, а ее родителями считались солдат Преображенского полка Матвей Павлович Павлов и прачка по имени Любовь Федоровна. Однако ходили слухи, что Анна была незаконной дочерью банкира еврейской национальности, не признавшего отцовства из-за высокого положения в обществе.

Анна Павлова в детстве

Родившись недоношенной и болезненной, девочка первые годы жизни провела с матерью в Петербурге, а затем переехала в деревню Лигово, в дом бабки по отцовской линии. Пребывание на свежем северном воздухе укрепило здоровье Ани, и Любовь Федоровна начала брать дочь с собой в Петербург.

В один из таких визитов Павлова попала в театр на балет «Спящая красавица». Находясь в ложе с другими детьми, девочка восторженно ловила каждое движение исполнителей и по окончании спектакля сказала, что хочет танцевать так же, как принцесса Аврора.

Юная Анна Павлова в балетной школе

Мать посчитала, что рост и вес дочери вполне подходят для хореографии, и привела 8-летнюю девочку на вступительный экзамен в балетную школу. С первого раза поступить не удалось, но Аня продолжала пытаться, и в 1891 году ее, наконец, приняли.

С первых дней учебы Павлова старалась стать лучшей в классе. Тренируясь по 8 часов в день, она добилась участия в выступлении перед царской семьей, а спустя 7 лет окончила Императорское театральное училище с отличием.

Балет

В 1999 году Павлову приняли в труппу Мариинского театра и поручили небольшие партии сразу в нескольких постановках знаменитого балетмейстера Мариуса Петипа, среди которых были «Тещина предосторожность» и «Камарго». Вскоре имя Анны появилось на афишах в числе прочих исполнителей па-де-де и па-де-труа в спектаклях «Корсар» и «Пахита», а затем талантливая танцовщица обрела звание балерины и постоянную сценическую пару.

Балерина Анна Павлова

Михаил Фокин неоднократно выступал дуэтом с Павловой и, став хореографом, продолжил это плодотворное сотрудничество, поставив для партнерши такие шедевры русского балета, как танцевальный монолог «Умирающий лебедь» и дивертисмент «Виноградная лоза».

Благодаря этим танцам Анна получила признание и с 1908 года постоянно находилась в разъездах. Она участвовала в постановках «Сильфида» и «Клеопатра», проходивших в рамках «Русских сезонов» во Франции, затем гастролировала с проектом по городам Германии, Бельгии, Англии и других европейских стран. Афиша с портретом Павловой работы художника Валентина Серова вскоре после дебюта стала эмблемой фестиваля, организованного известным антрепренером Сергеем Дягилевым.

Портрет Анны Павловой работы Валентина Серова

В 1910 году балерина ушла из «Мариинки» и с тех пор заключала самостоятельные контракты на отдельные представления. Анна исполнила главную партию в «Жизели» в Лондоне и месяц танцевала на сцене нью-йоркского театра Метрополитен-опера.

Параллельно с гастролями Павлова с помощью американского танцовщика Адольфа Больма организовала собственную труппу, в репертуар которой вошли балеты «Волшебная флейта» Вольфганга Моцарта, «Привал кавалерии» Ивана Армсгеймера и 2-й акт «Лебединого озера» Петра Чайковского.

Анна Павлова — «Умирающий лебедь»

Позже прима начала ставить собственные номера, пользовавшиеся успехом, сравнимым с «Лебедем» и «Танцем семи покрывал» Фокина. Интересен тот факт, что балерина вдохновляла не только коллег и ценителей балета, но и кулинаров. Именем Павловой изготовители тортов назвали воздушный десерт, в рецепт которого входили безе, напоминавшее пачку, и свежие фрукты.

В начале 1920-х годов слава Анны и ее коллектива вышла за пределы европейского континента, когда русско-американский продюсер организовал гастроли в США, а затем договорился о выступлениях в Индии.

Анна Павлова в Сиднее

После этого Павлова стала живой легендой, которую хотели видеть во всех странах мира. В период с 1922 по 1929 годы звезда почтила своим присутствием лучшие сцены Японии, Китая, Египта, Австралии и Новой Зеландии. Во время поездок балерина посещала танцевальные школы и оценивала мастерство студенток. Благодаря Анне знаменитая актриса, балерина и хореограф Тамара Туманова получила шанс пробиться на большую сцену и сделать карьеру в труппе Русского балета в Монте-Карло.

Личная жизнь

Анна Павлова, в течение десятилетий блиставшая на сцене лучших театров мира, в личной жизни была глубоко несчастным человеком. Начинающая балерина избегала поклонников, настаивавших на свидании и преподносивших дорогие подарки. Однако коллеги по труппе иногда видели девушку в компании состоятельного аристократа Виктора Дандре.

Анна Павлова и Виктор Дандре

Образованный дворянин, увлеченный искусством, вскоре растопил сердце неприступной красавицы и заслужил право стать ее благодетелем и покровителем. Высокое положение сенатского советника не позволяло новым отношениям стать серьезными. Молодой повеса снял балерине квартиру с танцевальным залом в центре Петербурга в обмен на обязанность сопровождать его в обществе.

Павлова испытывала симпатию к Виктору, но в глубине души понимала, что ей никогда не стать женой представителя высшего света. Поэтому балерина отказалась от шикарной жизни и покинула покровителя, предпочтя свободу золотой клетке. В тот момент, когда Анна сильнее всего страдала от одиночества, в ее жизни появился Михаил Фокин, постановщик знаменитого танца «Умирающий лебедь». Балетмейстер вдохнул новые силы в отчаявшуюся звезду и стал одним из немногих близких людей Павловой.

Анна Павлова и Михаил Фокин

Окончательно восстановиться приме «Мариинки» помогли зарубежные гастроли, во время которых она познакомилась с французским композитором Камилем Сен-Сансом и встретилась с великим актером немого кино Чарли Чаплином. С последним у Павловой завязался платонический роман, переросший в преданную дружбу, запечатленную на архивных фотографиях.

Когда балерина получила мировую известность и стала богатой женщиной, она поселилась за границей, но не перестала мечтать о простом человеческом счастье. Мысли ее неукротимо возвращались к оставленному на родине Виктору Дандре.

Анна Павлова и Чарли Чаплин

В то время, когда Сергей Дягилев основал в Париже Театр русского танца, дворянин попал в затруднительное финансовое положение и, не имея возможности оплатить долги, оказался в тюрьме. Узнав о неприятностях бывшего поклонника, Павлова разорвала отношения с многолетними коллегами и подписала выгодный контракт с представителями иностранного агентства «Брафф».

Заработав необходимую сумму денег, балерина оплатила долги Дандре и, решив, что не может жить без этого человека, выписала бывшего аристократа в Париж. Виктор прибыл по первому зову Павловой и, по некоторым источникам, в 1911 году тайно с ней обвенчался.

Анна Павлова и Виктор Дандре

Павлова купила роскошное имение в Великобритании и организовала собственную труппу, став владелицей камерного театра в Лондоне. Все обязанности по дому исполнял муж, так что Анна могла ни о чем не заботиться и целиком посвящать себя творчеству.

Однако со временем чувства балерины к Дандре начали угасать: она устраивала скандалы, била посуду и плакала. Виктор реагировал на истерики спокойно, ведь он искреннее благодарил и любил Анну. Вместо того чтобы уйти от психологически неустойчивой жены, он помогал в организационных вопросах и занимался наймом и увольнением артистов. Так пара прожила вместе вплоть до неожиданной смерти Павловой в 1931 году.

Смерть

Павлова, ставшая достоянием мира, в течение всей жизни хотела вернуться и станцевать на родине. Однако судьбе не было угодно, чтобы мечта балерины исполнилась. В январе 1931 года Анна поехала на гастроли в Гаагу и, сойдя с поезда, почувствовала себя нездоровой. В отеле выяснилось, что русская звезда простудилась и, по словам коллег, пострадала от падения кофра, случившегося во время резкого торможения состава.

Анна Павлова

Подоспевший врач обнаружил жидкость в легких пациентки и посоветовал срочно провести операцию. Надеясь развеять подозрения, муж балерины пригласил личного доктора нидерландской королевы, который согласился с поставленным диагнозом и подтвердил необходимость хирургического вмешательства.

В итоге Павловой поставили дренажную трубку, но время было упущено. Балерина потеряла сознание и очнулась лишь один раз для того, чтобы посмотреть на сценический костюм Умирающего лебедя.

Могила Анны Павловой

Павлова скончалась от плеврита 23 января 1931 года, и ее уход стал красивой легендой, растрогавшей многочисленных поклонников. Со временем лечащий врач и Виктор Дандре по-другому рассказали историю смерти великой балерины, но это было не важно. Главным оставалось то, что мир лишился легендарного «лебедя» и больше никогда не увидит его на сцене.

После произошедшей трагедии поклонники и общественность настаивали на том, что Павлову нужно похоронить на кладбище Пер-Лашез рядом с могилой другой знаменитой танцовщицы Марии Тальони. Однако муж проследил за исполнением последней воли балерины, желавшей быть кремированной согласно одному из древнеиндийских обрядов.

Память

Смерть Павловой стала трагедией для человечества. До сегодняшнего дня великой русской приме посвящают выступления многие известные танцоры и хореографы.

Документальный фильм «Анна Павлова. Больше, чем любовь»

Образ Анны увековечен в фильме-биографии молдавского режиссера Эмиля Лотяну, и многочисленных книгах искусствоведов и балетмейстеров Веры Красовской и Андрея Соколова-Каминского.

Анна Павловна Павлова

Фото Все

Видео Все

Анна Павлова. Больше, чем любовь

Анна Павлова. Первая исполнительница миниатюры «Умирающий лебедь»

Анна Павлова — биография

Анна Павлова – русская балерина, служила в Мариинском театре с 1906 по 1910 год. Признана величайшей балериной 20-го века. Высочайшим достижением Павловой считается миниатюра «Умирающий лебедь», повторить которую смогла только Майя Плисецкая.

Анна Павлова стала легендой еще при жизни. Она была самой высокооплачиваемой балериной того времени, ей старались подражать, она вызывала восторг, в ее честь устраивались королевские приемы, кондитеры давали своим тортам ее имя. Для нее писали стихи и прозу, ее изображали на портретах. По мнению балетного критика Андрея Левинсона, искусство Павловой рождалось и умирало вместе с ней, чтобы танцевать как она, нужно просто быть Павловой. Балерина прославила русский балет на весь мир, она сумела творчески переосмыслить уже известные партии, вдохнуть жизнь в едва не погибший классический балет.

Детство

Факт рождения балерины окутан тайной и полон загадок. Официальная запись гласит, что она родилась 12 февраля 1881 года в Преображенском военном госпитале города Петербурга. Ее отца звали Матвей Павлов, он был простым крестьянином, на тот момент проходил службу в Преображенском полку. Мама – Любовь Павлова, работала прачкой. Согласно второй версии, отцом Анны был банкир-еврей Лазарь Поляков, у которого ее мать некоторое время трудилась горничной. Отцовство он не признал, так как занимал высокое положение в обществе, а рождение дочери от прислуги могло подорвать его авторитет. Тем не менее, он разрешил записать девочке отчество «Лазаревна».

Анна Павлова в детстве

Анна родилась раньше срока, росла очень слабой и болезненной. Раннее детство Павловой прошло в Петербурге, а потом мама перевезла ее в село Лигово, где жила бабушка по линии отца. Свежий северный воздух закалил Анну, она окрепла, перестала так часто болеть. Мама начала брать ее с собой в Петербург.

Во время одного из таких приездов в город Аня оказалась в театре на балете «Спящая красавица». Рядом с ней в ложе были другие дети, которые рассеянно смотрели на происходящее на сцене. В отличие от них, Павлова не отводила глаз от артистов, наблюдала за каждым их движением, а когда спектакль закончился, заявила, что мечтает танцевать точно так же, как принцесса Аврора.

Мама внимательно выслушала дочь, присмотрелась к ее фигуре и решила, что параметры девочки соответствуют балетным. Она приняла решение отвести Анну в балетную школу, где как раз проходили вступительные экзамены. В этот раз Павловой не повезло, ее не взяли. Однако упорная девчонка и не думала отступать, делала новые попытки, пока в 1891-м не добилась своего.

Анна всегда стремилась быть первой, лучшей. А для этого не жалела ни сил, ни времени, тренировалась ежедневно по восемь часов. Вскоре ее пригласили выступить перед членами царской семьи, а через семь лет она вышла из стен Императорского театрального училища, получив диплом с отличием.

Балет

Творческая биография Анны Павловой началась в 1899 году, когда ее взяли в Мариинский театр. Вначале ей доверяли небольшие партии, зато она была задействована в нескольких постановках, которые ставил прославленный балетмейстер Мариус Петипа. Самыми известными среди них были «Камарго» и «Тщетная предосторожность». Прошло немного времени, и имя молодой балерины появилось наряду с прочими артистками, исполнявшими па-де-труа и па-де-де в постановках «Пахита» и «Корсар». После этого ей присвоили звание «балерина», и у Павловой появилась постоянная сценическая пара.

Анна Павлова в начале пути

Партнером Павловой некоторое время был Михаил Фокин, который впоследствии стал хореографом. Теперь их сотрудничество заключалось в том, что Фокин ставил для Анны танцы, среди которых самыми значимыми получились «Умирающий лебедь» и «Виноградная лоза».

Эти танцы сделали Павлову невероятно популярной, и, начиная с 1908-го года, ее жизнь превратилась в сплошные разъезды. Она танцевала в «Клеопатре» и «Сильфиде», которые представили во Франции в «Русских сезонах», потом с тем же проектом посетила Бельгию, Германию, Англию и другие страны Европы. Художник Валентин Серов написал портрет Павловой, который впоследствии антрепренер Сергей Дягилев использовал как эмблему организованного им фестиваля.

В 1910-м Павлова оставила Мариинский театр, и работала исключительно на основе самостоятельных договоров, которые заключала перед каждым отдельным представлением. Балерина появилась в главной партии балета «Жизель», который поставили в Лондоне, потом на протяжении месяца выходила на сцену театра Метрополитен-опера в Нью-Йорке.

Одновременно с гастрольной деятельностью Анна и танцор из Штатов Адольф Больм организовали свою труппу, которая через некоторое время представила публике балет «Привал кавалерии» Армсгеймера, «Волшебную флейту» Моцарта, и второй акт балета «Лебединое озеро» Чайковского.

Спустя некоторое время Анна начала выходить на сцену с собственными номерами, которые по художественной ценности можно было сравнить с шедеврами Фокина – «Танцем семи покрывал» и «Умирающим лебедем». Важно было и то, что сила искусства Павловой действовала вдохновляющее не только на коллег и почитателей балета, но и на людей, абсолютно далеких от мира искусства – кулинаров. Имя балерины было дано воздушному десерту, который состоял из безе в виде балетной пачки и свежих фруктов.

В 20-е годы прошлого века имя Анны Павловой и ее труппы узнали далеко за пределами европейских стран, благодаря стараниям русско-американского продюсера, который организовал им гастрольный тур по Штатам и выступления в экзотической Индии.

Анна Павлова на гастролях

Успех был невероятным, Павлова превратилась в живую легенду, которую ждали и приглашали все мировые государства. В 1922-1929-м годах балерина посетила Китай, Японию, Австралию, Египет, Новую Зеландию, танцевала на лучших сценах этих стран. Особое внимание Павлова уделяла танцевальным школам, которые посещала в каждой из своих поездок, и ставила собственную оценку мастерству студенток. Именно Анна помогла Тамаре Тумановой – прославленной балерине, актрисе, хореографу, попасть на большую сцену и прославиться вместе с труппой Русского балета в городе Монте-Карло.

Могут быть знакомы

Личная жизнь

В профессиональном плане Анна Павлова добилась невероятных высот, чего не скажешь о ее личной жизни. Балерина отказывалась от назойливых ухаживаний поклонников, не принимала от них никаких подарков. Она не хотела быть ни в чем зависимой ни от кого, тем более, не давала надежды на легкие отношения без всяких обязательств. Единственным человеком, которого Анна приблизила к себе, был состоятельный аристократ Виктор Дандре. Он принадлежал к дворянскому сословию, был очень образованным, увлекался искусством, сумел растопить сердце Павловой красивыми ухаживаниями.

Анна Павлова и Виктор Дандре

Его положение в обществе было достаточно высоким, он служил статским советником, и не мог себе позволить серьезных отношений с балериной. Анна влюбилась в него, поэтому согласилась жить в съемной квартире, предоставленной Виктором. Она находилась в одном из центральных районов Петербурга, в ней был большой танцевальный зал. Взамен Дадре попросил сопровождать его во время общественных мероприятий.

Анна привязалась к Виктору, хотя прекрасно понимала, что в жены он ее не возьмет никогда. Павлова не нашла ничего лучше, как разорвать с ним связь, отказаться от роскоши, и упорхнуть на свободу из золотой клетки. Наступило одиночество, которое угнетало балерину неимоверно. Когда оно стало невыносимым, Анна встретила Михаила Фокина, поставившего для нее «Умирающего лебедя». Отчаявшаяся звезда получила новый импульс, она ожила, а Михаил стал ее близким другом, которых было не так и много.

Полностью восстановиться Павлова смогла только с помощью зарубежных гастролей. Именно в это время среди ее знакомых появляется Камиль Сен-Санс, французский композитор, и самый известный актер немого кинематографа – Чарли Чаплин. Между Анной и Чарли возник роман, который так и остался платоническим, а потом перерос в настоящую дружбу, растянувшуюся на много лет.

Анна Павлова и Чарли Чаплин

Когда имя Павловой стало известным во всем мире, а ее состояние позволяло постоянно жить за границей, она могла бы жить спокойно и счастливо. Но, личного счастья по-прежнему не было. Все чаще она вспоминала о Викторе Дандре, который остался в России.

До Анны дошли слухи, что Виктор находится в сложном материальном положении, что из-за неоплаченных долгов его посадили в тюрьму. Неприятности любимого человека вынудили Павлову отказаться от сотрудничества с бывшими коллегами, и заключить новый, очень перспективный контракт с иностранным агентством «Брафф».

После того, как нужная сумма была заработана, прима расплатилась по долгам Виктора, и выписала его к себе, в Париж. Дадре абсолютно не раздумывал, после первого же приглашения Анны он примчался к ней. Некоторые источники утверждают, что в 1911-м влюбленные тайно обвенчались.

Балерина стала владелицей роскошного имения в Британии, у нее появилась собственная труппа и камерный театр в Лондоне. Все домашние обязанности лежали на плечах Виктора, поэтому балерина не заботилась об устройстве быта, она погрузилась в свое творчество полностью.

Но время неумолимо не только над человеком, но и над его чувствами. Спустя некоторое время Анна поняла, что она больше не любит Виктора, он начал ее раздражать. Дома начались скандалы с истериками и битьем посуды. Дандре терпеливо относился к ее истерикам, он любил ее по-прежнему, и был невероятно благодарен за свое спасение из тюрьмы. Он не собирался бросать психически неустойчивую женщину, наоборот, взял на себя организационные вопросы, нанимал и увольнял артистов. Так они и жили до тех пор, пока в 1931-м Павлова неожиданно не скончалась.

Смерть

Получив мировую известность, Павлова затосковала по родине. Она мечтала когда-то вернуться в родной город и станцевать свои лучшие партии соотечественникам. Однако ее мечте не суждено было сбыться. В январе 1931-го балерина отправилась в гастрольную поездку в Гаагу. Она только вышла из поезда, и сразу поняла, что чувствует себя очень плохо. Прибыв в отель, Анна решила, что простудилась, а коллеги сказали, что в дороге поезд резко затормозил, и балерина пострадала при падении кофра.

Вызвали доктора, который и обнаружил, что легкие прославленной балерины наполнены жидкостью. Он предложил немедленную операцию, но ему не поверили. Дандре решил посоветоваться с другим специалистом, врачом который лечил королеву Нидерландов. Однако его вердикт оказался таким же – наличие жидкости в легких и необходимость скорейшей операции.

Доктора поставили балерине дренажную трубку, однако драгоценное время упустили. Анна впала в забытье, и когда пришла в себя, то не сказала ни слова, ее взгляд остановился на одно мгновение на сценическом костюме, в котором она танцевала своего Лебедя.

Похороны Анны Павловой

Анны Павловой не стало 23 января 1931 года. Причиной смерти стал плеврит. Многочисленные поклонники балерины никак не могли поверить в реальность этой новости, в то, что легендарный «Лебедь» больше никогда не станцует на сцене, и не подарит им радость встречи с настоящим русским балетом. С годами история смерти Павловой претерпела изменения, муж и лечащий доктор рассказали ее в совершенно другой трактовке, но, к сожалению, это уже не имело никакого значения.

Поклонники решили, что тело Павловой должно быть предано земле на знаменитом кладбище Пер-Лашез, где покоится не менее известная танцовщица Мария Тальони. Но Виктор пристально следил за тем, чтобы последняя воля его супруги была исполнена в точности. Павлова хотела, чтобы ее кремировали согласно древнеиндейского обряда.

Память

Смерть великой балерины стала утратой не только на ее родине, но и во всем мире. Прошло уже очень много лет со дня ее ухода в мир иной, а память о ней продолжает жить, ей посвящают свои танцы множество известных хореографов и танцоров.

Молдавский режиссер Эмиль Лотяну снял фильм-биографию о жизни Анны Павловой. Ей посвящены множество книг, авторами которых стали Андрей Соколов-Каминский и Вера Красовская.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Анна Павлова: биография и фото. Великая русская балерина

Великая русская балерина Анна Павлова родилась 12 февраля 1881 года в Санкт-Петербурге. Девочка была незаконнорожденной, ее мать работала горничной у известного банкира Лазаря Полякова, он и считается отцом ребенка. Сам финансист свою причастность к ее рождению не признал, однако не возражал против того, чтобы девочка была записана как Анна Лазаревна.

Мать Ани покинула дом Полякова с ребенком на руках и поселилась в пригороде Санкт-Петербурга. Девочка росла и развивалась под присмотром матери, которая всячески старалась привить дочери любовь к искусству.

Творческая биография Анны Павловой

Однажды мама отвела Аню в Мариинский театр. Давали «Спящую красавицу» Петра Ильича Чайковского. С первыми звуками оркестра Аня притихла. Потом не отрываясь смотрела балет, затаив дыхание, сердце ее трепетало от восторга, как от прикосновения к прекрасному.

Во втором акте мальчики и девочки на сцене танцевали вальс.

— Ты хотела бы так танцевать? — спросила мать Аню в антракте, имея ввиду танец кордебалета.

— Нет. Я хочу танцевать так, как это делала спящая красавица. — ответила девочка.

После посещения сказочного места под названием Мариинский театр Аня стала мечтать о балете. Все разговоры в доме отныне были только на тему хореографического искусства, девочка с утра до ночи танцевала перед зеркалом, ложилась и вставала с мыслью о балете. Увлечение выглядело совсем не по-детски, танцы стали частью ее жизни.

Мать, видя это, отвела Аню в балетную школу. На тот момент девочке едва исполнилось восемь лет. Педагоги посоветовали прийти через два года, отметив при этом несомненные способности Ани. В 1891 году будущая балерина была принята в Петербургское училище театрального искусства на балетное отделение.

Учеба носила спартанский характер, все было подчинено строжайшей дисциплине, занятия длились по восемь часов в день. Но в 1898 Анна окончила училище с отличием. Выпускной спектакль назывался «Мнимые дриады», в нем девушка станцевала партию дочери дворецкого.

Анну сразу приняли в состав Мариинского театра. Ее дебют состоялся в балете «Тщетная предосторожность» в па-де-труа (танец втроем). Уже через два года Анна Павлова станцевала главную партию в постановке на музыку Цезаря Пуни «Дочь Фараона». Затем начинающая балерина выступила в партии Никии в «Баядерке», которую поставил сам Мариус Петипа, патриарх русского балета. В 1903 году Павлова уже выступила в главной роли в балете «Жизель».

Развитие

В 1906 году Анна была назначена ведущей танцовщицей балетной труппы Мариинского театра. Началась по-настоящему творческая работа по поиску новых форм. Русский балет требовал обновления, и Павловой удалось создать несколько образов в духе современности, сотрудничая с балетмейстером-новатором Александром Горским, который стремился к драматизации сюжета и был убежденным сторонником некоторой трагичности в танце.

Анна Павлова и Михаил Фокин

В начале 20 века русский балет был под влиянием реформаторских течений. Одним из самых ярых сторонников радикальных перемен в балетном искусстве был хореограф Михаил Фокин. Он отказался от традиционного отделения танца от пантомимы. Следующей целью реформатора Фокина была отмена использования в балете готовых форм, движений и комбинаций. Он предлагал импровизацию в танце как основу всего балетного искусства.

Анна Павлова выступила первой исполнительницей основных партий в постановках Михаила Фокина. Это были «Египетские ночи», «Береника», «Шопениана», «Виноградная лоза», «Эвника», «Павильон Армиды». Но главным результатом сотрудничества стал балет «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса, которому суждено было стать одним из символов русского балета 20 века. История балерины Павловой неразрывно связана с этим шедевром хореографии. Балетная сцена об умирающем лебеде потрясла весь мир.

В декабре 1907 года на одном из благотворительных концертов Анна Павлова исполнила «Умирающего лебедя». Композитор Камиль Сен-Санс, присутствовавший при этом, был потрясен трактовкой своей музыки и выразил глубокое восхищение талантливым исполнением миниатюры. Он лично благодарил балерину за доставленное удовольствие, преклонив колена со словами: «Благодаря вам я понял, что мне удалось написать прекрасную музыку».

Лучшие балерины на всех континентах пробовали исполнить знаменитую балетную миниатюру. После Анны Павловой в полной мере это удалось Майе Плисецкой.

Зарубежные гастроли

В 1907 Императорский Мариинский театр выехал за границу. Выступления прошли в Стокгольме. Вскоре после возвращения в Россию Анна Павлова, балерина с мировым именем, ушла из родного театра, значительно пострадав при этом материально, поскольку ей пришлось выплатить огромную неустойку за срыв контракта. Однако это не остановило танцовщицу.

Личная жизнь

Анна Павлова, балерина с обширными творческими планами, уехала в Париж, где начала участвовать в «Русских сезонах» и вскоре стала звездой проекта. Тогда же она встретилась с Виктором Дандре, большим ценителем балетного искусства, который сразу взял шефство над Анной, снял ей апартаменты в Парижском пригороде, оборудовал танцкласс. Однако все это стоило достаточно дорого, и Дандре растратил казенные деньги, за что был арестован и отдан под суд.

Тогда Павлова Анна Павловна заключила очень дорогой, но кабальный договор с лондонским агентством «Брафф», по условиям которого она должна была выступать ежедневно, причем дважды в день. Полученные деньги помогли вызволить Виктора Дандре из тюрьмы, так как его долги удалось погасить. Влюбленные обвенчались в одной из парижских православных церквей.

Лебеди в жизни балерины

После того как Павлова частично отработала по контракту с агентством «Брафф», она создала собственную балетную труппу и стала с триумфом выступать во Франции и Великобритании. Полностью рассчитавшись с агентством, Анна Павлова, личная жизнь которой уже была налажена, поселилась вместе с Дандре в Лондоне. Их домом стал особняк Айви-Хауз с прудом неподалеку, где обитали прекрасные белые лебеди. Отныне жизнь Анны Павловой была неразрывно связана и с этим замечательным домом, и с благородными птицами. Балерина находила успокоение, общаясь с лебедями.

Дальнейшее творчество

Павлова Анна Павловна, натура деятельная, вынашивала планы по своему творческому развитию. Ее супруг, по счастью, вдруг обнаружил способности к продюсированию и занялся продвижением карьеры жены. Он стал официальным импресарио Анны Павловой, и великая балерина могла уже не беспокоиться о своем будущем, оно было в надежных руках.

В 1913 и 1914 годах танцовщица выступала в Москве и Петербурге, в том числе и в Мариинке, где она в последний раз станцевала партию Никии. В Москве Анна Павлова вышла на сцену Зеркального театра в саду «Эрмитаж». После этого выступления она уехала в длительное турне по Европе. Далее последовали многомесячные гастроли в США, Бразилии, Чили и Аргентине. Затем, после небольшого перерыва, Дандре организовал турне по Австралии и азиатским странам.

Стремление к реформам

Еще в первые годы работы в Мариинском театре, после окончания училища, Анна Павлова почувствовала потенциальные возможности для изменения устоявшихся канонов в балетном искусстве. Молодая балерина испытывала острую потребность в переменах. Ей казалось, что хореография может быть расширена и обогащена за счет новых форм. Классика жанра представлялась чем-то устаревшим, требующим кардинального обновления.

Репетируя свою партию в «Тщетной предосторожности», Павлова предложила Мариусу Петипа сделать революционный шаг и заменить короткую юбку-кринолин на длинную облегающую тунику, сославшись при этом на знаменитую Марию Тальони, представительницу балета эпохи романтизма, которая ввела в обиход балетную пачку и пуанты, а потом отказалась от короткой юбки в пользу ниспадающей одежды.

Балетмейстер Петипа прислушался к мнению Анны, ее переодели, и Мариус просмотрел танец от начала до конца. После этого балетная пачка стала атрибутом спектаклей типа «Лебединое озеро», где короткая юбочка уместна по стилю постановки. Многие посчитали введение туники как основного вида балетной одежды нарушением канонов, но тем не менее длинная ниспадающая одежда балерины была позже отмечена в искусстве балетного костюма как необходимая часть спектакля.

Творчество и споры

Сама Анна Павлова называла себя первооткрывательницей и реформатором. Она гордилась тем, что ей удалось отказаться от «тю-тю» (юбочки-кринолина) и одеться более подобающим образом. Ей пришлось долго спорить с ценителями традиционного балета и доказывать, что балетная пачка подходит далеко не ко всем спектаклям. И что театральные костюмы должны подбираться в соответствии с происходящим на сцене, а не в угоду классическим канонам.

Оппоненты Павловой утверждали, что открытые ноги — это прежде всего демонстрация техники танца. Анна соглашалась, но при этом высказывалась за большую свободу в выборе костюма. Она считала, что кринолин давно стал академическим атрибутом и совершенно не располагает к творчеству. Формально правы были обе стороны, однако последнее слово решили оставить за публикой.

Анна Павлова сожалела только об одном недостатке длинной одежды — туника лишала балерину «порхливости». Это слово придумала она сама, термин означал, что складки сковывали летящие движения тела, вернее, они скрывали сам полет. Но потом Анна научилась использовать этот недостаток. Балерина предложила партнеру подбрасывать ее немного выше, чем обычно, и все стало на свои места. В танце появилась требуемая свобода движения и грациозность.

Серж Лифарь: впечатления

«Никогда не встречал такой божественной легкости, невесомой воздушности и столь грациозных движений». Так писал крупнейший французский хореограф Серж Лифарь о своей встрече с русской балериной Анной Павловой.

«С первой минуты был покорен естеством ее пластики, она танцевала, как дышала, легко и непринужденно. Никакого стремления к правильному балету, фуэте, виртуозным фокусам. Только природная красота естественных телодвижений и воздушность, воздушность. «

«Увидел в Павловой не балерину, а гения танца. Она подняла меня с земли ввысь, я не мог ни рассуждать, ни оценивать. Недостатков не было, как не может их быть у божества».

Гастроли и статистика

Анна Павлова вела активную гастрольную жизнь в течение 22 лет. За этот период она приняла участие в девяти тысячах спектаклей, две трети из которых прошли с исполнением главных ролей. Переезжая из города в город, балерина преодолела не менее 500 тысяч километров на поезде. Итальянский мастер по изготовлению балетной обуви шил для Анны Павловой по две тысячи пар пуантов в год.

В перерывах между гастрольными поездками балерина отдыхала вместе с мужем в своем доме, среди ручных лебедей, в тени деревьев, возле по-прежнему чистого пруда. В один из таких приездов Дандре пригласил известного фотографа Лафайетта, и тот сделал серию снимков Анны Павловой с ее любимым лебедем. Сегодня эти фотографии воспринимаются как память о великой балерине 20 века.

В Австралии в честь русской балерины Анны Павловой придумали десерт «Павлова» из экзотических фруктов с добавлением безе. Кстати, новозеландцы утверждают, что это они создали фруктовое лакомство.

Однажды Анна Павлова станцевала на театральной сцене популярный мексиканский народный танец «харабе тапатио», что означает «танец со шляпой», в своей интерпретации. Восторженные мексиканцы забросали балерину и всю сцену шляпами. А в 1924 году этот танец был объявлен национальным танцем Мексиканской Республики.

В Китае Анна Павлова удивила публику, станцевав без остановки 37 фуэте на маленькой площадке, установленной на спине слона, шагающего по полю.

Голландские цветоводы вырастили особый сорт тюльпанов белоснежного цвета, который получил имя великой балерины Анны Павловой. Изящные цветы на тонких стеблях, как бы символизируют грацию.

В Лондоне воздвигли несколько различных памятников, посвященных балерине. Каждый из них относится к определенному периоду ее жизни. Три монумента установлены около дома Айви-Хауз, в котором Павлова прожила большую часть своей жизни.

Анна отличалась редким человеколюбием, она занималась благотворительностью, открыла несколько сиротских приютов и ночлежных домов для бездомных детей. Девочки и мальчики из постояльцев этих заведений, имеющие способности к танцу, отбирались и направлялись в школу детской хореографии, открытую в доме Айви-Хауз.

Отдельной акцией благотворительности Анны Павловой была ее помощь голодающим Поволжья. Кроме того, по ее поручению регулярно отправлялись посылки в Санкт-Петербургскую балетную школу.

Кончина великой танцовщицы

Анна Павлова умерла от пневмонии 23 января 1931 года в городе Гаага, во время гастролей. Балерина простудилась на репетиции в холодном зале. Прах ее находится в колумбарии «Голдерс Грин», в Лондоне. Урна расположена рядом с останками ее супруга Виктора Дандре.

Фильм, созданный в память Анны Павловой

Жизнь и судьба всемирно известной балерины была отражена в пятисерийном телефильме, поставленном по сценарию Эмиля Лотяну.

Киноистория рассказывает о короткой, но полной событий жизни великой балерины и прекрасного человека по имени Анна Павлова. 1983 год, время выхода сериала на экран, был годом 102-летия со дня рождения танцовщицы. В фильме участвует множество персонажей, а роль Павловой исполнила актриса Галина Беляева.