Мира Кольцова — биография, новости, личная жизнь
Мира Кольцова
Мира Михайловна Кольцова (настоящее имя — Мириам Равичер). Родилась 21 декабря 1938 года в Москве. Советская и российская артистка балета, балетмейстер, хореограф, педагог. Заслуженная артистка РСФСР (1971). Народная артистка РСФСР (1978). Народная артистка СССР (1989). Народная артистка Украины (2004). Художественный руководитель и главный балетмейстер Государственного академического хореографического ансамбля «Березка» имени Н.С. Надеждиной.
Мириам Равичер, ставшая широко известной как Мира Кольцова, родилась 21 декабря 1938 года в Москве.
Мать — Анна Николаевна Кольцова (1913-1989), в молодости была танцовщицей, позже работала в Министерстве обороны СССР.
В 1957 году окончила хореографическое училище при ГАБТ СССР (ныне — Московская государственная академия хореографии).
В 1959 году исполнила главную роль в комедийной мелодраме «Девичья весна» режиссеров Вениамина Дормана и Генрих Оганисяна. В картине она сыграла Галину Соболеву, солистку танцевально-вокального ансамбля. По сюжету популярный хореографический ансамбль «Девичья весна», вернувшись из-за границы, получает приглашение от судостроителей-сормовичей — и отправляется на теплоходе в Горький. К удовольствию пассажиров каждый день идут репетиции. На теплоход проникает влюбленный в солистку Галину мастер-оптик Володя Макеев и устраивается на кухню подсобным рабочим. Далее последует череда веселых недоразумений, но в итоге они объясняются друг другу в любви.
Мира Кольцова в фильме «Девичья весна»
В 1973 году окончила театроведческий факультет Государственного института театрального искусства (ГИТИС) имени А.В. Луначарского.
С 1957 года начала выступать в знаменитом Государственном академическом хореографическом ансамбле «Берёзка». В течение двадцати лет являлась ведущей солисткой ансамбля, исполнявшей все сольные балетные партии.
В 1978 году заняла должность первого помощника народной артистки СССР Надежды Сергеевны Надеждиной — основателя ансамбля «Берёзка». С 1979 года, после смерти Н.С. Надеждиной — художественный руководитель и главный балетмейстер ансамбля. В 1982 году ею была создана программа памяти Надежды Надеждиной.
С 1987 года ансамбль стал выступать с программой, в которой множество постановок, выполненных Кольцовой как художественным руководителем. В совершенстве овладев стилем и хореографической пластикой ансамбля «Берёзка», она умело использовала это в подготовке и выпуске новых постановок и программ, много работала по воспитанию нового поколения артистов ансамбля, обогащая их профессиональное мастерство передачей им всех тонкостей исполнительского стиля и хореографических традиций «Берёзки», выступления которой за эти годы видели десятки миллионов зрителей в России и более чем 80-ти странах на пяти континентах земного шара.
«Наш ансамбль стоит на трех китах: это классическая школа, фольклор и авторское домысливание. Я окончила школу Большого театра и считаю, что классика — основа основ. Это наша школа. Другое дело, что часто для нас примером становится Америка. Опомнитесь! У нас другие истоки, другие корни. Русское благородство, красота, чистота, нравы. Надо очень выборочно что-то перенимать и больше развивать свое искусство», — отмечала Мира Михайловна.
В разные годы была главным балетмейстером декад русского искусства в Киеве, Варшаве, Софии, Белграде, Берлине. В 1996 году была главным балетмейстером фестиваля «Славянский базар» в Витебске, а в дни юбилейных торжеств, посвящённых 850-летию основания Москвы — церемонии закрытия и спектакля-дивертисмента «Москва на все времена» в Лужниках (1997).
Помимо широкой концертной деятельности участвует в благотворительных акциях, занимается популяризацией русского танцевального фольклора, проводя многочисленные встречи и семинары с представителями российской и зарубежной культуры. Любит классическую и оперную музыку, русскую литературу XIX-XX веков, политическую и историческую публицистику.
С 2002 года — профессор кафедры народного танца Московского государственного университета культуры и искусств.
26 декабря 2006 года во время встречи с руководством и коллективом ансамбля «Берёзка» Президент РФ Владимир Путин заявил: «Знание разнообразия российской культуры не может не вызывать чувства гордости за многонациональную культуру нашей страны, огромный пласт, огромный вклад России в мировую цивилизацию. Это чувство, знание — один из источников гордости за свою страну, а, следовательно, это вызывает чувство патриотизма. Ваша деятельность посвящена этой важнейшей задаче».
21 декабря 2013 года Президент России Владимир Путин, поздравляя Миру Кольцову с юбилеем, отметил: «Уважаемая Мира Михайловна! Примите поздравления с юбилейным днем Рождения! На протяжении многих лет Ваша жизнь неразрывно связана с хореографическим ансамблем «Березка». Вы прошли большой насыщенный творческий путь от солистки этого прославленного коллектива до его художественного руководителя, добились заслуженного признания как великолепный профессионал, опытный и авторитетный наставник, во многом благодаря Вам, Вашему подвижничеству, бережному отношению к традициям ансамбля, выступления «Березки» проходят с неизменным успехом. Зрители во всем мире не перестают восхищаться ярким и щедрым талантом артистов, их уникальным исполнительским мастерством, которое передает все богатство подлинно народной культуры. Желаю Вам здоровья, вдохновения, воплощения в жизнь намеченных планов. В. Путин».
Мира Кольцова
Личная жизнь Миры Кольцовой:
Дважды была замужем.
Первый муж — Борис Сергеевич Санкин (1937 г.р.), балетмейстер, танцовщик, народный артист РСФСР, руководитель ансамбля «Ритмы планеты», профессор.
В браке в 1962 году родился сын Филипп Борисович Кольцов, композитор, пианист, автор музыки ко множеству фильмов и телепрограмм, член Союза композиторов РФ, кавалер ордена «Служение искусству». Невестка — Наталья Зиновьевна Кольцова, кандидат филологических наук, преподаватель филологического факультета МГУ, победитель Всероссийского конкурса «Новые имена. Премьера книги» за лучшее произведение, напечатанное в 2011 году. Внук — Николай Кольцов (род. 1989), студент композиторского факультета Московской консерватории им. П. И. Чайковского, лауреат и дипломант международных конкурсов.
Второй муж — Леонид Константинович Смирнов (1940 г.р.), главный дирижёр оркестра Государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка» имени Н.С. Надеждиной, народный артист РФ.
Фильмография Миры Кольцовой:
1960 — Девичья весна — Галина Соболева, солистка танцевально-вокального ансамбля
2017 — «Берёзка». Красота на экспорт (документальный)
Награды и звания Миры Кольцовой:
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (14 июля 2007) — за большой вклад в развитие отечественного хореографического искусства и многолетнюю творческую деятельность;
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 октября 1998) — за заслуги перед государством, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства;
Народная артистка СССР (1989);
Народная артистка РСФСР (1978);
Заслуженная артистка РСФСР (1971);
Народная артистка Украины (2004);
Народная артистка Республики Северная Осетия (Алания) (2012);
Заслуженная артистка Республики Кабардино-Балкария (2013);
Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области культуры (2012);
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»;
Медаль «Ветеран труда»;
Медаль «Дружба» (Вьетнам);
Медаль «За выдающийся вклад в развитие китайско-российских отношений» (КНР) (2009);
Памятный знак «За выдающийся вклад в развитие российской культуры и сотрудничество» (2005);
Благодарность Президента Российской Федерации (2002);
Золотой орден «Служение искусству» (Международная Академия Культуры и Искусства, 2007);
Медаль и Международная премия Святых Равноапостольных Братьев Кирилла и Мефодия (Московская Патриархия и Славянский фонд России, 2001);
Член Союза театральных деятелей (с 1979 года);
Профессор Московского государственного университета культуры и искусств (2002);
Действительный член Международной Академии информатизации (2002);
Лауреат приза «Душа танца» в номинации «Рыцарь танца» (присуждается журналом «Балет», 2001);
Академик Международной Академии Культуры и Искусства (2010);
Академик Международной Академии Меценатства (2010);
Орден Святой Екатерины;
Орден «Миротворец» (Pax Tecum);
Орден «Во славу Отечества»;
Орден «За вклад в культуру»;
Орден «Содружество»;
Почетный гражданин города Майами (США);
Почетный ветеран Подмосковья;
Лауреат Международных фестивалей Spring Friendship art festival (Корея);
Именная Звезда на Площади Славы Отечества в Москве (2011);
Нагрудный знак «Почетный Пограничник СССР»;
Медаль имени Вирского (Украина)
Надеждина Надежда Сергеевна
Биография Надеждиной Надежды Сергеевны
Надеждина (фамилия при рождении – Бруштейн) Надежда Сергеевна – советская артистка балета, балетмейстер, хореограф. Создательница ансамбля русского народного танца «Березка».
Надежда Бруштейн родилась 3 июня (по старому стилю – 21 мая) 1904 года в городе Вильно (позднее – Вильнюс, Литва) в семье писательницы Александры Яковлевны и ученого Сергея Александровича. Родители Нади были очень успешными в плане карьеры людьми. Александра Яковлевна написала известную трилогию «Дорога уходит в даль…». Сергей Александрович выступил одним из основоположников советской физиотерапии, а также был организатором системы усовершенствования и повышения квалификации врачей. Кроме того, Сергей Бруштейн создал и возглавил Государственный физиотерапевтический институт в Ленинграде. Занимал пост профессора кафедры физиотерапии Ленинградского института усовершенствования врачей. В 1927 году получил звание заслуженного деятеля науки РСФСР.
Известным был и дедушка Надежды по материнской линии. Яков Иехильевич Выгодский был врачом и писателем на идише, занимался общественной деятельностью, был министром по еврейский делам Литовской республики, позднее – депутатом польского сейма. Трагически погиб в Вильнюсском гетто в 1941 году.
В семье Бруштейном, помимо Надежды, воспитывался ее младший брат Михаил (родился в 1907 году). Михаил Бруштейн стал инженером-механиком. Он занимал должность главного инженера кондитерской фабрики «Красный октябрь». В 1954 году Михаил Сергеевич написал книгу «Кондитерская промышленность».
К искусству народного танца Надежда тяготела еще с раннего детства. В 1918 году девушка поступила во Вторую государственную балетную школу в Петрограде. В стенах этого учебного заведения Надежда познала азы и тонкости танца, узнала его историю, раскрыла некоторые секреты мастеров и научилась грамотно использовать свой врожденный талант.
В 1925 году Надежда Надеждина (к тому моменту она стала представляться именно под такой фамилией) была принята в Большой театр. Она стала самой молодой артисткой труппы. Несмотря на юный возраст и отсутствие большого опыта, очень скоро Надеждина стала исполнять сольные партии и ведущие танцевальные номера в балетах «Лебединое озеро», «Конек-Горбунок», «Дон Кихот», «Красный мак», «Раймонда», «Баядерка» и прочих. В Большом театре Надежда Сергеевна работала вплоть до 1934 года.
После ухода из театра Надеждина начала давать представления на эстрадной сцене. Впервые она познакомилась с этой сферой искусства еще в 1931 году, но занялась работой в ней вплотную только в середине десятилетия.
Во время Великой Отечественной войны Надежда Сергеевна была балетмейстером в ансамбле Сибирского военного округа и ансамбле Карельского фронта. В этих должностях Надеждина ставила танцевальные номера во фронтовых бригадах, в агитбригадах, она даже неоднократно выезжала в действующую армию.
Первым танцовщицами «Березки» были молодые колхозницы из Калининской области, участвовавшие в конкурсе сельских народных талантов. Двадцать красивых и статных девушек вели по сцене хоровод, поражая публику своим невероятным умением даже не идти, а плыть. Это было первое выступление «Березки». Со временем способности участниц коллектива «плыть» по сцене стала визитной карточкой группы, а секрет этого фокуса стал их главной коммерческой тайной.
«Березка» стала своего рода открытием в сценическом воплощении русского народного танца. Этот ансамбль стал родоначальником нового стиля современной хореографии. Благодаря Надежде Надеждиной, много лет изучавшей русскую культуру, танцовщицы очень точно и правдиво передают настроение той поры, отражают сущность народного бытия и богатство русской души, подчеркивают самобытность русского фольклора.
Награды и премии
Надежда Сергеевна Надеждина – обладательница множества медалей и почетных званий, среди которых: Сталинская премия третьей степени (1950), Народная артистка РСФСР (1959), Народная артистка СССР (1966), Герой социалистического труда (1978), Орден Ленина (1978) и многие другие.
Мужем Надежды Надеждиной был Владимир Васильевич Лебедев (1891-1967), русский и советский живописец. Владимир Лебедев основал ленинградскую школу книжной графики и стал признанным мастером книжной и журнальной иллюстрации, а также мастером плаката.
Надежда была музой для своего супруга. Лебедев написал немало ее портретов, самый известный из которых – «Портрет артистки Н.С. Надеждиной», с 1928 года хранящийся в Государственном русском музее в Санкт-Петербурге.
Надежда Надеждина скончалась 11 октября 1979 года в возрасте 75 лет. Ее могила находится на Новодевичьем кладбище в Москве. Место захоронения балерины украшает памятник из мрамора и гранита, который спроектировали и создали архитектор А. Гераскин и скульптор П. Шапиро.
Летом 2000 года ансамбль, созданный Надеждой Сергеевной, стал официально называться Государственным академическим хореографическим ансамблем «Березка» имени Н.С. Надеждиной.
«Березка»: что в сериале правда, а что выдумка создателей
С композиции «Во поле береза стояла…» 70 лет назад начал свою историю самый известный хореографический коллектив в СССР «Березка».
В одноименном сериале представлена своя интерпретация истории ансамбля. Что было в реальности, а что — выдумка создателей фильма?
Основное действие сериала разворачивается с 1983 по 1994 год, а также захватывает наши дни.
— Что касается духа, атмосферы, все абсолютная правда, а вот сюжетные ходы, различные коллизии почти все придуманы, — признается продюсер Илья Папернов. — У нас ведь художественное, а не историческое кино.
Ансамбль «Березка» впервые «проплыл» по сцене под музыку «Во поле береза стояла» в 1948 году. У коллектива множество номеров, но тот танец есть в репертуаре и по сей день. За всю историю у ансамбля было два художественных руководителя: сначала создательница коллектива Надежда Надеждина, затем, после ее смерти в 1979 году, ее любимая ученица Мира Кольцова. В сериале же худрук ансамбля — Надежда Светлова. Она стала неким совокупным образом и ни в коем случае не портретом Надеждиной. Сыграла Светлову актриса Лидия Вележева.
Лидия Вележева:
— Лично я не знала Надеждину, но мне показалось, я ее хорошо чувствую. Это женщина огромной силы и доброты. Девушки из ансамбля рассказывали, что она была крайне требовательной в работе. «Березка» – это большая семья, в которой Надеждина была матерью. Наедине она могла поругать кого-то, но при посторонних всегда возвышала. Любопытно, что одним из моих педагогов по актерскому мастерству в Щукинском театральном училище была племянница Надеждиной – Людмила Владимировна Ставская.
Актриса ансамбля Ксения Журавлева, проработавшая в коллективе 28 лет, исполнила роль одного из педагогов.
Ксения Журавлева:
— Мне показалось, что Вележева по типу более близка к Надеждиной. Хотя я ее не застала, мне кажется, Лидия слепила ее такой, какой я представляла: сильной, волевой, талантливой.
В августе 1991 года в СССР была совершена попытка государственного переворота, а на третий день после того, как путч был подавлен, ансамбль «Березка» танцевал у Белого дома.
Ксения Журавлева:
— Я в коллективе с 90-го года, хорошо помню те дни. По Тверской улице шли танки, а у нас была репетиция перед концертом в зале Чайковского. Мы выбежали посмотреть на них, а вечером отыграли концерт.
— Это самая сложная сцена. С тех пор прошло уже почти 28 лет, – признается продюсер сериала Илья Папернов. — Непросто было разыскать танки того времени, их уже нет в нашем вооружении. В итоге нашли один и отсняли все, что хотели, прибегая к помощи компьютерной графики.
За время существования ансамбль побывал почти на всех континентах, дал концерты в 80 странах.
— В нашем фильме две серии посвящены зарубежным гастролям. По сюжету «Березка» выступает во Франции и Америке, — говорит Папернов. — В 80-е годы поездка за границу была чем-то фантастическим. Артисты рассказывали нам реальные истории, которые и вошли в сериал. Маленькие командировочные, на которые не разгуляешься, а ведь хотелось еще что-то привезти домой, поэтому брали с собой еду. И тут возникали разные коллизии. Все жили в гостиницах, где и готовили себе при помощи кипятильников и различных других ухищрений (не буду раскрывать всех секретов). Проводка не выдерживала мощности нагревательных приборов, и электричество вырубалось на всем этаже.
Для артистов гастроли были невероятной для тех времен возможностью увидеть мир. В сериале одна из участниц ансамбля осталась на Западе. Этот ход придумали для развития сюжета, динамики, чтобы зрителю было интересно. По словам Ксении Журавлевой, такого неожиданного поворота в биографии «Березки» не было.
Ксения Журавлева:
— Я побывала в Латинской Америке, Китае, Франции, Италии, Польше, Греции, Египте, Корее, США — всех стран не перечислить. В те годы я была очень молода, поэтому на гастролях все командировочные просто проедала, наслаждалась незнакомой жизнью. Но коллеги постарше летели на гастроли со своим провиантом, экономили и привозили вещи, которых у нас тогда не было. Но в истории нашего коллектива никто во время зарубежных туров не оставался в чужой стране.
Отец Марии Порошиной Михаил Порошин был в свое время солистом ансамбля «Березка».
Мария Порошина:
– Он не танцевал, а пел между номерами девушек. Мне кажется, двухметровый голубоглазый блондин с вьющимися волосами украшал выступления шикарным тенором. Я видела его на сцене, хотя была тогда маленькая, остались записи тех концертов. И запомнила «Березку» как коллектив красивых и интересных людей, прославлявших Россию за рубежом во всех ее проявлениях. Рада, что про этот ансамбль сняли фильм. К слову, и я танцевала в спутнике «Березки». Мы, дети, исполняли все номера взрослого коллектива. А в сериале я сыграла роль Маргариты Павловны Фомичевой. В юности Рита хотела танцевать в ансамбле «Березка», но мечта ее не осуществилась, и теперь она старается воплотить ее в дочери.
Известный факт, что в балетных коллективах часто завидуют солистам. Случается, что порой недоброжелатели подсыпают разбитое стекло в пуанты, прячут или портят сценические костюмы.
— Честно говоря, интриги в театрально-балетном мире слегка приукрашены, — признается Илья Папернов. — Нам для остроты сюжеты приходилось придумывать подобные истории. Хотя у ансамбля своя атмосфера со времен Надеждиной, поэтому стекло в сценической обуви — прием не для «Березки». Да и в этом большом коллективе просто нет солистов, есть артисты, имеющие разные амплуа, поэтому и причин для зависти особо нет.
Отсутствие конфликтов, ссор, скандальных подтасовок подтверждает и Журавлева.
Ксения Журавлева:
– На моем веку (а я в ансамбле уже 28 лет) никаких интриг в коллективе не было, но старожилы рассказывали, что кто-то мог спрятать обувь или перевесить костюм в другое место перед выходом артиста на сцену. Правда, подобное случалось крайне редко.
Главная тайна, которую приходится постигать новичкам «Березки», – плывущий шаг. Это мастерство, которое до сих пор держат в секрете.
Ксения Журавлева:
— Это действительно так, и, чтобы изобразить плывущий шаг в танце, в фильме все номера исполняли артисты «Березки». Хотя молодые актрисы много репетировали и очень старались. Но плывущий шаг на то и секрет, что живет только в нашем коллективе. Надеждина придумала этот ход, и его долго осваивают все, кто приходит в ансамбль.
Всего же у коллектива около 3 тысяч костюмов. За два часа концерта артисты меняют сарафаны и головные уборы более 20 раз. Если взвесить все наряды артистов «Березки», это будет 2,5 тонны. Костюмерам пришлось изрядно постараться, чтобы не только воспроизвести образы, но и сделать их легче — в буквальном смысле.
— Каждый наряд «Березки» — настоящее произведение искусства из бархата, шифона, кружева или батика, расшитое тесьмой и бисером, — делится с «Антенной» художник по костюмам Изольда Порхунова. — Артисты ансамбля танцевали в кадре в своих костюмах. Но каждый костюм «Березки» весит более 3 килограммов, его нужно уметь на себе носить. Танцоров долго учат правильно держать голову во время выступления. И для актрис мы сделали идентичные варианты, но облегченные. Ведь им надо было в этих нарядах находиться подолгу. Но оттенок и фактуру ткани мы максимально подбирали к подлинным. Всего сшили более 20 нарядов. Некоторые изготовили в питерской мастерской, в которой в свое время эти же мастерицы шили для «Березки». А в Новгородской области нашли бабушек, которые работали в кружевных мастерских, из их запасников привезли уникальное кружево ручной работы.