биография Рогира Ван Дер Вейдена

Городской живописец Брюсселя. Рогир ван дер Вейден

Рогир ван дер Вейден — нидерландский живописец XV века, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения. Роже де ля Пастюр (так по-французски звучит имя художника) родился в 1399 или 1400 году в старинном франкоязычном городе Турне, который в XV–XVI веках располагался в Южных провинциях исторических Нидерландов. Свою художественную деятельность Рогир, сын резчика по дереву, вероятно, начал как скульптор.

В 1427 году, в возрасте около двадцати семи лет, он поступил учеником в мастерскую Робера Кампена, самого крупного художника Турне. В 1432 году ван дер Вейден был принят в местную гильдию святого Луки.

Робер Кампен
Диптих: Троица и Мадонна с Младенцем у камина
1430-е гг.

К 1435 году мастер Рогир переехал в Брюссель, бывший в то время официальной резиденцией Бургундских герцогов, а уже в 1436 году он получил должность городского художника, которую занимал до самой смерти. По заказам Церкви Рогир ван дер Вейден создавал алтарные образы, выполнял многочисленные заказы бургундского двора, писал религиозные картины для городских корпораций и частных лиц. Заказчиками живописца были представители европейской знати. Кроме картин на религиозные темы, важное место в творчестве художника занимал портрет. Ван дер Вейден, один из крупнейших портретистов своего времени, писал в основном портреты представителей аристократических кругов нидерландского общества.

Рогир ван дер Вейден Святой Лука, рисующий Мадонну Нидерланды, XV в.

В произведениях Рогира все художественные средства — эмоционально-выразительные линии, продуманное обращение к приёмам готического искусства, цвет — служили передаче чувств и духовных переживаний персонажей.

Он все работы доводил до совершенства как в смысле живости фигур, так равно и в композиции и в передаче душевных движений: печали или радости, иногда и укоризны, смотря по тому, что требовалось содержанием картины.

При жизни мастер Рогир пользовался широкой славой, которая распространилась далеко за пределами Нидерландов. В Брюсселе ван дер Вейден организовал крупную мастерскую, имел много учеников и помощников. Художественная продукция, выходившая из его брюссельской мастерской, пользовалась большим спросом во многих европейских странах. Умер Рогир ван дер Вейден в 1464 году в Брюсселе, его похоронили в церкви святой Гудулы.

Рогир ван дер Вейден (школа)
Снятие с креста
Нидерланды, пер. половина XV века

Ни одна картина мастера не подписана и не датирована. Ряд живописных произведений были определены как работы Рогира или его мастерской на основе документальных источников и стилистического анализа. Творчество Рогира ван дер Вейдена оказало огромное влияние на нидерландское искусство середины и второй половины XV века. Иконографические и композиционные схемы и живописные приёмы, разработанные мастером, использовали его многочисленные последователи, как на его родине, так и в Испании и Северной Европе.

Относится к теме

Искусство Нидерландов XV–XVI веков

1 курс, 1 статья, 4 видеоматериала

Связанные материалы

Святой Лука, рисующий Мадонну. Рогир ван дер Вейден. Рассказывает хранитель

Святой Лука, рисующий Мадонну. Рогир ван дер Вейден. Рассказывает художник-реставратор

На сайте используются материалы образовательных ресурсов Государственного Эрмитажа:

Биография Рогира Ван Дер Вейдена

Рогир ван дер Вейден (1399/1400, Турне — 18 июня 1464, Брюссель) — нидерландский живописец, наряду с Яном ван Эйком считается одним из основоположников и наиболее влиятельных мастеров ранненидерландской живописи. Творчество ван дер Вейдена сфокусировано на постижении индивидуальности человеческой личности во всей её глубине. Сохранив спиритуализм предшествующей традиции, ван дер Вейден наполнил старые изобразительные схемы ренессансной концепцией активной человеческой личности, дополнил их глубоким психологизмом и эмоциональной интенсивностью. В конце жизни, по словам БСЭ, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека».

Будущий классик Северного Возрождения родился в 1399 или в 1400 в Турне (герцогство Бургундия) в семье ножовщика (фр. maitre-coutelier) по имени Анри. Достоверных сведений о детстве и юности будущего мастера практически не сохранилось.

Период творческого становления Рогира (к которому, видимо, принадлежит луврское «Благовещение») также плохо освещён источниками. Существует гипотеза, что именно Рогир в молодости создал произведения, приписываемые т. н. Флемальскому мастеру (более вероятный кандидат на их авторство — его наставник Робер Кампен). Ученик настолько усвоил кампеновское стремление насытить библейские сцены реалистичными подробностями домашнего быта, что различить их работы начала 1430-х практически невозможно (оба художника не подписывали свои произведения).

Первые три года в полной мере самостоятельного творчества Рогира (с 1432 по 1435 гг.) никак не задокументированы. Возможно, художник провёл их в Брюгге с ван Эйком (с которым, вероятно, и прежде пересекался в Турне). Во всяком случае, одна из наиболее известных композиций Рогира, «Евангелист Лука, рисующий Мадонну», проникнута очевидным влиянием старшего современника.

Известно, что к 1435 г. художник вместе с семьей переехал в Брюссель, бывший тогда одним из крупнейших европейских городов и одной из важнейших резиденций могущественного Герцога Бургундского. Бургундия того времени представляла собой условную «третью силу» в Западной Европе по отношению к Франции, ведущей изнурительную Столетнюю войну, и Священной Римской империи. Формально будучи вассалами французского короля, бургундские герцоги к началу XIV века сосредоточили под своей властью обширные территории, в настоящее время относящиеся к Нидерландам, Бельгии, Люксембургу и северо-восточной Франции, и реально претендовали на создание обособленного самобытного государства. Именно на этот своеобразный в истории нижних земель, ныне политико-территориально разделенных между странами Бенилюкса, период приходится жизнь и расцвет творчества ван дер Вейдена.

В связи с переездом в важнейший город герцогства, Брюссель, основным языком общения в котором был нидерландский, Мастер Роже де ля Пастюр переводит своё имя с французского на нидерландский и становится Рогиром ван дер Вейденом. В марте 1436 Рогир получает почетный титул «художника города Брюсселя» (флам. stadsschilder). В Брюсселе художник проживет до конца своих дней в 1464 году.

К началу брюссельского периода принадлежит грандиозное по эмоциональному воздействию на зрителя «Снятие с креста».

О снятии с креста Иисуса (в связи с положением во гроб) упоминают все евангелисты, однако ни одна из книг Священного Писания не свидетельствует о том, что в снятии участвовали Богородица, жены-мироносицы, Иоанн Богослов, обыкновенно изображаемые в произведениях на эту тему.Идейный центр композиции — мертвый Христос и Дева Мария, упавшая в обморок. Ван дер Вейден нарушает каноны, придавая телу Девы необычное, однако, чрезвычайно эмоционально насыщенное положение, как бы рифмующееся с положением тела её Сына. Этот смелый и необычный ход как бы символизирует идею преданности Богоматери Богочеловеку. Положение рук Христа и его матери (новых Адама и Евы) направляет взгляд зрителя на череп Адама, иллюстрируя тем самым идею и сущность искупительной жертвы, принесенной Господом во имя падшего человечества.

Другим дошедшим до нас шедевром Мастера является Алтарь Девы Марии, так называемый Алтарь Мирафлорес, экспонирующийся в Берлинской картинной галерее. Считается, что эта работа была исполнена в 1445 году по заказу кастильского короля Хуана II, который, в свою очередь, передал работу в дар монастырю Мирафлорес, что неподалеку от Бургоса. Трехстворчатый алтарь рассказывает нам о трех значительнейших эпизодах из жизни Богоматери, связанных с её Сыном: умилении Богородицы, оплакивании Христа и явлении воскресшего Сына Человеческого Деве Марии.

Отличие Рогира от грубоватого кампеновского реализма и утончённости ванэйковского проторенессанса наиболее наглядно в полиптихе «Страшный суд». Он был написан в 1443—1454 гг. по заказу канцлера Николя Ролена для алтаря капеллы госпиталя, основанного последним в бургундском городе Бон.

Примечательно, что эта работа до нашего времени находится в том самом здании, для которого её когда-то и выполнял Рогир, в городе Бон, что в окрестностях Дижона. На центральной панели — Христос во Славе, прямо под его изображением — архангел Михаил, взвешивающий на своих весах души умерших. Справа от Христа преклонила колени Богородица, заступница рода человеческого, смиренно просящая Сына простить людям их грехи. И Христос, и святые, окружающие его, восседают на огненных облаках, под которыми лежит выжженная земля. Свинцовые небеса озарены сполохами адского пламени. Туда, в ад, горестно следуют, нераскаявшиеся грешники. В противоположную сторону направляются спасшиеся. У ворот Небесного Иерусалима их встречает ангел. По размаху замысла и мастерству исполнения «Страшный Суд» — это свой собственный Гентский алтарь Рогира.

В юбилейный 1450 г. Рогир ван дер Вейден совершил поездку в Италию и побывал в Риме, Ферраре и Флоренции. Он был тепло встречен итальянскими гуманистами (известен похвальный отзыв о нём Николая Кузанского), но сам интересовался преимущественно художниками-консерваторами вроде фра Анжелико и Джентиле да Фабриано.

С этой поездкой в истории искусства принято связывать первое знакомство итальянцев с техникой живописи маслом, которую в совершенстве освоил Рогир. По заказу итальянских династий Медичи и д’Эсте фламандец выполнил «Мадонну» из Уффици и известный портрет Франческо д’Эсте (1460, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Итальянские впечатления преломились в алтарных композициях («Алтарь Иоанна Крестителя», триптихи «Семь таинств» и «Поклонение волхвов»), выполненных им по возвращении во Фландрию.

Портретам кисти Рогира присущи некоторые общие черты, что в значительной степени обусловлено тем, что почти все они изображают представителей высшей знати Бургундии, на облик и манеру держаться которых наложили отпечаток общая среда, воспитание и традиции. Художник детально прорисовывает руки моделей (особенно пальцы), облагораживает и удлиняет черты их лиц.

К числу наиболее известных дошедших до нас портретов бургундской знати, атрибутируемых Мастеру, относятся изображения Филиппа Доброго (после 1450, Музей изящных искусств (Дижон)), его сыновей, Карла Смелого (Берлинская картинная галерея) и Антуана Бургундского, бастарда (Королевские музеи изящных искусств (Брюссель)), Филиппа I де Круа (1460, Королевский музей изящных искусств (Антверпен)), Лорана Фруамона (Королевские музеи изящных искусств (Брюссель)).

Рогир ван дер
Вейден

Рогир ван дер Вейден (родился в Турне в 1399/1400 г., умер в Брюсселе в 1464 г.) входит в число значимых творцов пятнадцатого столетия: наряду с его предшественником Яном ван Эйком является основателем ранней нидерландской живописи. Деятельность ван дер Вейдена сконцентрирована на глубинном и скрупулезном освоении тонкостей и особенностей личности человека.

Особенности творчества художника Рогира ван дер Вейдена : львиная доля алтарных творений бельгийского маэстро демонстрирует трагические сюжеты Священного Писания. Раннему творчеству ван дер Вейдена еще не свойственно серьезное увлечение пространственной составляющей полотна. В творениях того периода живописец нередко обращается к монохромно-гризайльной технике, что имитирует резьбу. Вместе с тем, Рогир ван дер Вейден знаменит и как портретист. В большинстве своем художник запечатлевал образы людей высшего сословия. Образная интерпретация таких картин выражает господствующее желание раскрыть физический и духовный аристократизм личности. Изображая женщин, Рогир ван дер Вейден использует кардинально новый подход, стремясь акцентировать все внимание на грациозности и красоте модели. Он преподносит женщин, как образец чистоты, свежести, подчеркивает женственность каждой портретируемой.

Известные картины художника Рогира ван дер Вейдена : самым ранним его творением является «Снятие с креста». Оно входит в топ главных художественных шедевров во всем мире. Мастер передал глубокий драматизм действия всего лишь посредством жестов действующих лиц. Данная картина — это единственное творение, авторство которого исследователи закрепили за Рогиром. Однако собрать точный список картин, наверняка принадлежащих кисти ван дер Вейдена, не представляется возможным.

Картины Рогира ван дер Вейдена

Рогир ван дер Вейден – небезызвестная, но при этом, загадочная фигура. Хоть он и признан одним из наиболее значимых художников во фламандской живописи пятнадцатого века, биографических фактов о нем сохранилось совсем немного. До сегодняшнего дня не дожило ни одной картины Рогира ван дер Вейдена, подписанной им лично. Что же касается тех его творений, о которых есть документальные упоминания, то они всего лишь ориентировочные и не могут расцениваться, как полноценное доказательство.

Получается, что приписывая живописцу авторство на то или иное произведение, искусствоведам приходится ориентироваться только на косвенные признаки. Единственная картина, подробно описанная в современных источниках — «Снятие с креста». Сейчас это полотно хранится в мадридском музее Прадо.
В период военных лет были уничтожены практически все архивы, хранящие хоть немного информации о нидерландском живописце. Деятели культуры буквально по мелким деталям восстанавливают этапы развития художника и творческий путь, который прошел ван дер Вейден.

Распространено предположение, что отцом художника был успешный предприниматель. Также исследователи сходятся во мнении, что Рогир ван дер Вейден учился у Робера Кампена. Единственное, что здесь удивляет – это поздний возраст, в котором живописец поступил на обучение. В тридцать лет другие художники того времени уже открывали свои собственные мастерские. Искусствоведы полагают, что Рогир поступил «фиктивно» для того чтобы получить официальное звание мастера. К тому времени нидерландский маэстро успел обзавестись женой и первенцем.

Обосновавшись в Брюсселе, творец добивается сразу и творческого, и материального успеха. У Рогира накапливаются солидные счета в банках, а в 1443 году он покупает два престижных коттеджа в самых фешенебельных районах бельгийской столицы. К тому моменту известия о нидерландском художнике стали распространяться по Европе, достигнув королевского двора Испании.

С середины сороковых годов пятнадцатого века в кругу клиентов Рогира отмечаются значительные изменения. Если ранее его заказчиками были преимущественно зажиточные брюгеры, то теперь Рогиром заинтересовались представители аристократии. Но, несмотря на это, придворным художником Рогир все-таки не стал — видимо, он не хотел терять свою независимость.

Религиозные мотивы в творчестве художника

Ранний период деятельности живописца представлен в большинстве своем произведениями на религиозную тематику. В отличие от его предшественника, Яна ван Эйка, который восторженно прославлял мир, в картинах Рогира ван дер Вейдена прослеживается трагизм. Это особенно заметно на полотне «Страшный суд», где поверхность земли – обнаженная безжизненная равнина, из которой появляются голые люди, вызванные звуками труб, чтобы в жутком томлении дожидаться участи, которая им выпадет.

Но по возвращении из Италии живописная манера художника заметно меняется. В композициях Рогира возрастает пространственность, больше внимания на полотне уделяется фону. Все чаще на картинах живописца прослеживаются евангельские сюжеты и символы. Показательной в этом плане является правая створка «Триптиха семейства Брак». Здесь на переднем плане изображена спокойная и умиротворенная Мария Магдалина, а за ней раскинулся скалистый пейзаж, крутые высоты которого затягивают глубоко внутрь картины.

Религиозные произведения ван дер Вейдена имели большой успех. Картины живописца активно копировали другие художники. Об этом свидетельствуют многочисленные копии, выполненные в пятнадцатом веке с его произведений.

Рогир ван дер Вейден как портретист

В отличие от картин ван Эйка, который изображал на своих полотнах преимущественно представителей бюргерского общества, портреты Рогира больше соответствуют вкусам аристократии. Именно ее художник чаще всего и изображал на своих картинах.

Одной из показательных работ в данном жанре является портрет Франческо д’Эсте. На полотне появляется новая для нидерландской живописи деталь – светлый фон. За счет такого решения силуэт молодого человека прорисовывается более четко. Главный акцент художник фокусирует на утонченном лице с выразительным носом с горбинкой. В тонких и длинных пальцах мужчины зажаты молоток с кольцом – очевидно, свидетельствующий о его высокой должности. Портретируемый одет в темную одежду, которая оттенена золотой цепью и золотистой каймой на рукавах и воротнике. Взгляд же его направлен мимо зрителя, что выражает надменное желание быть выше окружающего мира.

Работая над портретами женщин, принадлежащих к бельгийской аристократии, живописец идеализировал образы юных аристократичных красавиц. Чтобы передать их молодость и мягкость черт, Рогир использовал преимущественно светлые тона, оживляя их алым цветом. Художник передавал фактуры тканей настолько мастерски, что на полотне утонченные девичьи лица оживают — их фарфоровая кожа буквально светится, а ювелирные украшения отблескивают на солнечном свете, преображая нежный облик. Все это делает произведения ван дер Вейдена настоящими шедеврами, которые известны по сегодняшний день, и вдохновляют своим особым волшебством других деятелей искусства.