биография Родиона Щедрина Краткая биография

Родион Константинович Щедрин

Фото Все

Видео Все

Познер. В гостях Родион Щедрин

Родион Щедрин Документальный фильм.

Счастливый и одинокий: в день рождения Родион Щедрин вспоминает свою музу — Россия 24

Родион Щедрин — биография

Родион Щедрин – знаменитый композитор, педагог, пианист, общественный деятель. Имеет звание Народного артиста СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР И РФ.

Творческий путь Родиона Щедрина начался в середине 20-го века и продолжается до сих пор. Он бесконечно востребован – его произведения звучат в исполнении самых прославленных дирижеров и оркестров. Он стал классиком при жизни, его хиты поражают максимальной выразительностью, на его концерты собираются полные залы.

Детство

Родился Родион Щедрин 16 декабря 1932 года в Москве, в творческо-интеллигентной семье. Отца звали Константин Щедрин, имел редкие музыкальные способности – запоминал любую мелодию с первого раза. В свое время учился в духовной семинарии, но священником так и не стал. Окончил Московскую консерваторию, прославился как композитор, музыкальный теоретик, педагог по музыке. Маму звали Конкордия Щедрина (в девичестве Иванова), она была экономистом по образованию, но очень любила музыку. Бабушка по отцовской линии в свое время училась в Смольном институте, поэтому владела несколькими музыкальными инструментами.

Родион Щедрин в детстве

Родион занимался музыкой с раннего детства, его первым учителем был отец. В 1941-м году поступил в Центральную музыкальную школу-десятилетку при Московской консерватории, но учиться там ему не довелось – началась война. Родион предпринял две попытки сбежать в действующую армию, но оба раза его возвращали домой. Этому способствовал дядя, занимавший высокий пост. В итоге Щедрины эвакуировались в Куйбышев, где на тот момент собралась вся творческая элита страны. Именно там он познакомился с Дмитрием Шостаковичем, который как раз заканчивал работу над своей Седьмой симфонией. Родиону повезло, он попал на генеральную репетицию этой симфонии, которую проводил С.Самосуд. Шостакович дружил с семьей Щедриных, вместе с Константином они трудились в Союзе композиторов.

Родион был слишком шустрым малым, родители устали от его шалостей, поэтому даже думали отдать его на учебу в Нахимовское училище.

В это время Константину Щедрину предложили должность преподавателя в Московском хоровом училище Свешникова, и в 1944 году туда поступает и Родион. Он окончил учебу в 1950-м, и на момент выпуска уже имел собственную программу, достаточно сложную, как для начинающего музыканта.

В том же году он поступает в Московскую консерваторию, причем одновременно на два факультета – композиторский и фортепианный. Его педагогами стали профессора Яков Флиер и Юрий Шапорин. Щедрин так виртуозно владел фортепиано, что решил больше не заниматься сочинением музыки, а посвятить свою жизнь исключительно исполнительству. Хорошо, что нашлось, кому его отговорить.

Родион увлекался музыкой Баха, Шопена, Рахманинова, и кроме этого большое внимание уделял народному фольклору. Никому не удавалось дополнять композиции этническими элементами, добиться гармоничного звучания смог только Родион. Творческая биография композитора началась в 1963-м, когда он представил свой дебютный концерт для оркестра под названием «Озорные частушки».

Щедрин еще только учился на четвертом курсе, а уже стал членом Союза композиторов СССР. Спустя много лет он его возглавил, и старался не отступать от правил, заведенных предыдущим руководителем – Дмитрием Шостаковичем, который всегда помогал своим коллегам-музыкантам во всем.

Творческий путь Щедрина был достаточно успешным. Он всегда говорил, что практически все композиторы времен СССР жили хорошо, и особо не жаловались на трудности.

Творчество

Родион Щедрин принадлежал к поколению шестидесятников, которые пытались разрушить общепринятые догмы и во всем стремились к индивидуальности. Он всегда считал, что музыка должна оставаться музыкой, поэтому абсолютно не реагировал на отзывы критиков в его сторону, и никогда ничего не подправлял им в угоду. Он признавался, что уже более двух десятков лет не читает никакие рецензии, мнение критиков его волнует в последнюю очередь.

Щедрин очень любил русскую классику, зачастую писал по ее мотивам. Его музыка, как подтверждение национальности, он считал русское своей данностью, культурой, ментальностью, истоками.

Композитор называл оперу вечным жанром, он стал автором не только музыки, но и либретто. Первую оперу под названием «Не только любовь» Щедрин поставил с помощью Василия Катаняна, супруга Лили Брик. Премьерный показ прошел на сцене Большого театра, дирижировал Евгений Светланов, главная партия досталась Ирине Архиповой. Последующие постановки этой оперы осуществлялись под руководством Юрия Александрова и Бориса Покровского.

Потом Щедрин написал «Рождественскую сказку», «Боярыню Морозову», «Левшу». Последнюю оперу композитор написал «под» Валерия Гергиева для постановки в Мариинском театре. Опера «Очарованный странник» тоже имела именное посвящение, Щедрину очень импонировал Лорин Маазель, американский виртуоз, трижды награжденный «Грэмми». Дирижером самой первой постановки оперы «Лолита» стал всемирно известный Мстислав Ростропович.

Копилка великого маэстро пополнялась и вокальными произведениями – шестью хорами пушкинского «Евгения Онегина», акапельными сочинениями на поэзии Андрея Вознесенского и Александра Твардовского.

Родион Щедрин у пианино

Щедрин отличался своей разносторонностью, поэтому с удовольствием писал музыку к художественному кино. Его композиции звучат в трех работах режиссера Александра Зархи – ленте «Анна Каренина», где главные роли исполнили Василий Лановой и Татьяна Самойлова, картине «Люди на мосту», в которой роль ключевого персонажа сыграл Василий Меркурьев, и фильме «Высота», слова которой в те годы были известны всем жителям страны Советов. Музыка Щедрина звучит в картинах режиссеров Сергея Юткевича и Юрия Райзмана. Кроме этого ее использовали в мультфильмах «Колобок» и «Петушок-золотой гребешок».

Родион Щедрин

Биография

Свою жизнь Родион Щедрин посвятил продвижению музыки в массы. Чтобы сыграть его произведения, оркестры и дирижеры выстраиваются в очередь, опубликовать партитуры сочтет за честь любое издательство. Родиона Константиновича именуют классиком при жизни, а выполненные им оркестровки – гениальными хитами с минимальным набором средств при максимальной выразительности.

Детство и юность

Родион Щедрин – москвич, родился в декабре 1932 года, в один день с Бетховеном. Музыка окружала мальчика с раннего возраста. Отец Константин Михайлович закончил духовную семинарию, любил петь и обладал абсолютным слухом.

Композитор Родион Щедрин

Благодаря Вере Пашенной он не стал священником, как дед, а отучился в Московской консерватории. Мать Конкордия Ивановна, хотя и не имела специального образования, музыку любила. Бабушка — выпускница Смольного института, что тоже предполагало умение играть на музыкальных инструментах.

Учебе Родиона в школе при консерватории помешала война. Мальчик два раза пытался бежать на фронт, и оба раза дядя, высокопоставленный чиновник, помогал вернуть беглеца. Затем другой брат матери вывез семью в эвакуацию в Куйбышев, где работал помощником у Дмитрия Шостаковича. Композитор помнил, что побывал на генеральной репетиции его Седьмой симфонии.

Родион Щедрин в детстве

Чтобы хоть как-то умерить пыл и шалости, родители вознамерились отдать ребенка в Нахимовское училище. Но когда отца позвали преподавать в хоровое училище Александра Свешникова, Щедрин-старший устроил туда и сына. Образование, полученное в этом учебном заведении, оказалось настолько всеобъемлющим, что к его окончанию у Родиона имелась программа как у выступающего пианиста.

В консерватории Щедрин учился на двух факультетах – фортепианном и композиторском, у профессоров Якова Флиера и Юрия Шапорина. Родион прекрасно играл на фортепиано, и в какой-то момент исполнительство захватило настолько, что Щедрин решил, что больше сочинять музыку не будет. К счастью, отговорили.

Родион Щедрин в молодости

В область интересов попали не только Шопен, Бах и Рахманинов, но и народный фольклор. У Родиона, как ни у кого, получалось гармонично вплетать этнические элементы в общую композицию. Первый концерт для оркестра, написанный в 1963 году, Щедрин назвал «Озорные частушки».

На 4 курсе Родиона включили в Союз композиторов. Позднее, став его руководителем, стремился следовать принципам прежнего, Дмитрия Шостаковича, – помогать коллеге-музыканту в чем только можно.

Концерт Родиона Щедрина «Озорные частушки»

Творческая биография самого Щедрина складывалась довольно счастливо. Родион Константинович говорил, что при советской власти подавляющему большинству композиторов грех было жаловаться.

Творчество

Смелость творчества Щедрина обусловлена тем, что он — представитель поколения шестидесятников, времени, когда отвергались догмы и во главу угла ставилась индивидуальность. Собственное высказывание о том, что музыка всегда должна оставаться музыкой, композитор подкреплял тем, что не пытался прогнуться под мнение критиков и «что-то там подправить». А последние 20 лет, по собственному признанию, Родион Константинович вообще перестал читать рецензии.

Композитор Родион Щедрин

Щедрин любит писать по мотивам русской классики, считает, что нет смысла ходить проторенными тропами и искать «больше того, что написано великими людьми на материнском языке». Своей музыкой Родион давно снял вопрос о национальности, ведь русское —

«это уже моя данность, моя культура, язык, ментальность, мои предки, мои истоки».

Опера как жанр – вечна. Таково мнение Родиона Щедрина. Композитор писал не только музыку, но и либретто. С первой оперой, «Не только любовь», помог муж Лили Брик – Василий Катанян. Премьера прошла в Большом театре, за дирижерским пультом стоял Евгений Светланов, а главную партию исполняла Ирина Архипова. Позднее постановки осуществляли Борис Покровский и Юрий Александров.

Сюита к балету Родиона Щедрина «Кармен». Танцует Майя Плисецкая

Затем из-под пера Щедрина вышли «Боярыня Морозова», «Рождественская сказка», «Левша». Последняя, к слову, написана специально для Валерия Гергиева и Мариинского театра. «Очарованного странника» Родион Константинович посвятил американскому виртуозу, обладателю трех «Грэмми» Лорину Маазелю. Первой постановкой «Лолиты» дирижировал Мстислав Ростропович.

Есть в копилке маэстро и вокальные произведения. Среди них — шесть хоров из «Евгения Онегина» Пушкина, акапельные сочинения на стихи Александра Твардовского и Андрея Вознесенского.

Музыка Родиона Щедрина к фильму «Анна Каренина»

Щедрин не запирается в рамках академизма. Композитор написал музыку для трех кинофильмов Александра Зархи – «Анна Каренина» с Татьяной Самойловой и Василием Лановым, «Люди на мосту» с Василием Меркурьевым, а слова «Не кочегары мы, не плотники» из «Высоты» напевали по всему Союзу. Творчество Родиона Константиновича пришлось по душе режиссерам Юрию Райзману и Сергею Юткевичу. Прозвучали щедринские произведения и в классике советской мультипликации «Петушок-золотой гребешок» и «Колобок».

Личная жизнь

Вряд ли найдется такой человек, который бы не знал, что на протяжении 57 лет женой Родиона Щедрина была сама Майя Плисецкая, эпоха в балете. Для любимой женщины композитор писал шедевры и дарил вместо банальных букетов: «Анна Каренина» и «Чайка», «Кармен-сюита» и «Дама с собачкой». Хотя свежие цветы в доме появлялись каждый день.

Родион Щедрин и Майя Плисецкая

Щедрин и Плисецкая познакомились в доме у Лили Брик, на вечере, устроенном в честь Жерара Филипа. Лиля обратила внимание гостя на девушку, которая напевала музыку из балета Сергея Прокофьева, при этом абсолютно точно попадая в ноты. Но до первого свидания прошло 3 года. После проведенного вместе отпуска балерина и композитор уже не расставались.

Родион всю жизнь оставался на вторых ролях рядом со звездной супругой, но ничуть от этого не страдал. Майя относилась к мужу как к божеству и считала, что их свело провидение. Каждый изложил свою историю любви, а также множество других интересных фактов из совместной жизни в книгах. Прима написала две – «Я, Майя Плисецкая» и «13 лет спустя», а ее муж – «Автобиографические записи».

Родион Щедрин в программе Владимира Познера

Детей, о которых так мечтал Щедрин, в семье не было. Будучи гостем на программе у Владимира Познера, Родион рассказал, что этот деликатный вопрос решался по принципу:

«Вот станцую премьеру, не зря же столько репетировали. А потом подумаем о детях».

Вокруг знаменитой пары постоянно плодились слухи. По одному из них, любимую квартиру в Мюнхене Щедрину подарила актриса Мария Шелл. Звезда немецкого кино приходилась сестрой Максимилиану Шеллу, мужу Натальи Андрейченко. Родион, впрочем, никогда не отрицал, что дружил с Шеллами, но не более того.

Мария Шелл и Родион Щедрин

Позднее в интервью Щедрин расскажет, что, когда актриса пыталась отравиться якобы из-за безответной любви к русскому композитору, он жил в Англии и о случившемся узнал из прессы.

В мюнхенском доме Щедрина не осталось иных фотографий, кроме изображений Майи Плисецкой. Единственное исключение – совместное фото с Леонардом Бернстайном, которого Родион Константинович считает величайшим музыкантом и самым свободным человеком во всем – в проявлении чувств, высказываниях, поступках.

Родион Щедрин сейчас

В конце 2017 года к юбилею композитора выпустили документальный фильм «Страсти по Щедрину». В Москве и городах России прошли фестивали. На сценических площадках выступали Российский национальный оркестр под руководством Михаила Плетнева, Валерий Гергиев с симфоническим оркестром Мариинского театра, прочие известные коллективы и музыканты.

Родион Константинович по-прежнему активен, он профессиональный долгожитель. К собственному дню рождения Щедрин преподнес новинку — «Сочинение для хора. А капелла».

Родион Щедрин в 2018 году

Весной 2018-го маэстро, с 90-х годов постоянно проживающий в Германии, участвовал в голосовании по выбору президента России. Вместе с балетмейстером Игорем Зеленским Родион Щедрин проголосовал на участке в Генеральном консульстве РФ.

Новых контрактов композитор не заключает, но признается, что количество предложений превосходит его физические возможности.

Дискография

  • «Shchedrin: Music for Cello and Piano». Raphael Wallfisch, Родион Щедрин
  • «The Lady with a Lapdog». Оркестр Большого театра п/у Александра Лазарева
  • «Shchedrin: Carmen-Suite — Satie: Gymnopédies». Dennis Russell Davies, Stuttgart Chamber Orchestra
  • «Shchedrin: Carmen Suite & Respighi: La Boutique fantasque». Anton Nanut, Sofia Symphony Orchestra, Slovenian Symphony Orchestra, Ivan Marinov
  • Родион Щедрин. Тетрадь для юношества. Эхо-соната. Автопортрет
  • Родион Щедрин. «Левша». Симфонический оркестр Мариинского театра
  • Rodion Shchedrin: The Little Humpbacked Horse & Chamber Suite. The Moscow Stanislavsky and Nemirovich-Danchenko Musical Theatre Orchestra

Цитаты и афоризмы

Русская литература — пускай это не звучит чрезмерно патриотично — самая богатая литература в мире.

Безразличие, которое, конечно, есть в каждой стране («нет пророка в своем отечестве»), в нашей всегда принимает болезненные формы. Ведь самые крупные силы уехали из страны и находили признание на Западе.

Люди приходят, уходят, негодуют, бросают то камни, то чепчики в воздух, но опера вечна. Все уйдет, конечно, может быть, и Земля погибнет — мне тогда очень жалко будет и Бетховена, и Баха, и Чайковского, и Вагнера.

Мне кажется, умнее Толстого никто не сказал. Он говорил: «Какое современное? Я пишу для вечности».

Музыка владеет какой-то такой могучей, необъяснимой силой воздействия на эти все наши приоткрытые нервы, эмоции, солнечное сплетение, сердце, кровообращение и прочие наши органы.

Я стремлюсь быть самим собой и думаю, это – главное, что мне удалось за прожитую жизнь, несмотря на все перемены географические, социологические, экономические.

Я думаю, что в первую очередь совершенно необходимо быть оснащённым знанием того, что делали люди до тебя. Ну как можно построить автомобиль, не зная, как делали этот автомобиль до вас, не зная, что нужно четыре колеса, мотор, клапаны, руль и так далее.

Каждый идёт своим путём. В любые века, никогда никто художнику, кроме Господа Бога, не помогал, не разжёвывал, не кормил с ложечки. Каждому художнику надо было пробивать лбом стену по разным причинам.

Классическая музыка — это никакая не элитарная музыка. Может быть, ныне воинствующие люди, верующие в эту «религию» авангарда, выделяют музыку в такую тайну за семью печатями. «Вы не поймёте, вы глупые, но через сто пятьдесят лет нас вспомнят и будут играть». Не вспомнят! И играть не будут!

Биография Родиона Щедрина

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 384.

Родион Константинович Щедрин (1932 г.) — советский и российский композитор и пианист, музыкальный педагог. Автор многочисленных музыкальных произведений, в том числе опер, симфоний, балетов и концертов. Народный артист СССР, лауреат государственных премий. Биография Родиона Щедрина богата взлетами и творческими свершениями.

Детские годы

Родион Константинович появился на свет 16 декабря 1932 года в столичном музыкальном семействе. Все члены семьи пели и играли на музыкальных инструментах, часто устраивали музыкальные вечера.

Первым учителем музыка маленького Родиона стал его отец. Мужчина окончил Московскую консерваторию, и обладал редкими музыкальными способностями: абсолютным слухом и так называемой «магнитофонной» памятью – способность запоминать музыку с первого раза.

В 1941 году Родиона записали в Музыкальную школу при Московской консерватории, однако учебе помешала война. Семейство Щедриных было эвакуировано в Самару, где познакомилось с выдающимся композитором Дмитрием Шостаковичем. Родион присутствовал на генеральной репетиции его знаменитой Седьмой симфонии, и это событие произвело на мальчика большое впечатление.

Музыкальное образование

Родион продолжил свое образование в Московском хоровом училище. Оно оказалось настолько полным и глубоким, что к моменту окончания училища Родион уже имел собственную программу выступающего пианиста.

Щедрин решил продолжить обучение, и поступил в Московскую консерваторию, где проходил обучение сразу на двух факультетах: фортепианном и композиторском. Родион настолько виртуозно играл на инструменте, что в какой-то момент решил завязать с сочинительством, и сосредоточиться только на игре. К счастью, педагоги его отговорили, и уже на четвертом курсе Родион стал членом Союза композиторов.

В 1959 году Щедрин окончил аспирантуру в Московской консерватории, а после стал преподавать в ней. В 1973 году был избран на должность председателя правления Союза композиторов РСФСР.

Творчество

Творческая биография Щедрина складывалась весьма удачно. Он всегда был уверен, что на процесс написания музыки и конечный результат не должно влиять чье-либо мнение. Превыше всего композитор ценил индивидуальность, и принципиально не читал рецензии.

Композитор Щедрин всегда испытывал особую любовь к русской классике. Он считал, что бессмысленно искать что-то сверх того, что уже написано величайшими людьми на родном языке. Родион Константинович очень любил оперу, и в его творческой копилке есть семь работ в этом жанре: «Не только любовь», «Мертвые души», «Лолита», «Очарованный странник», «Боярыня Морозова», «Левша», «Рождественская сказка».

Творчество Родиона Константиновича весьма многогранно. Помимо работы с академической музыкой, на счету композитора есть композиции к популярным кинофильмам, мультфильмам.

Личная жизнь

Супругой Родиона Щедрина была выдающаяся советская балерина Майя Плисецкая, с которой он прожил в браке 57 лет. Союз двух творческих людей оказался на редкость счастливым и плодотворным. Щедрин посвятил своей супруге балеты: «Кармен-сюита», «Дама с собачкой», «Анна Каренина», «Чайка», «Конек-горбунок». В свою очередь, Майя Михайловна относилась с глубоким уважением и любовью к своему талантливому мужу. Каждый из них описал их историю любви в автобиографических книгах. Пожалуй, единственным минусом этого союза было отсутствие детей, о которых так мечтал Щедрин.

В настоящее время Родион Константинович по-прежнему востребован как композитор. Он активно работает, к нему регулярно поступают новые предложения, но новых контрактов творческий долгожитель уже не заключает – на них у него попросту нет времени.