биография Проспер Мериме 6 Класс

Проспер Мериме

Фото Все

Проспер Мериме — биография

Проспер Мериме – французский писатель-новеллист, автор десятков произведений, вошедших в список шедевров мировой классики. Сочинения гения отличаются исторической достоверностью, хотя художественным вымыслом он тоже не пренебрегал.

Проспер Мериме входит в плеяду известнейших европейских писателей 19-го века, оставивших яркий след в мировой литературе. Сюжеты произведений француза вдохновили десятки кинематографистов, по мотивам его романов написано несколько великолепных опер. Мало кто знает, что мастер новеллы профессионально изучал этнографию, археологию и историю архитектуры. Для любителей путешествий во времени книги Мериме станут отличным источником достоверных исторических данных, изложенных в максимально увлекательном стиле.

Детство и юность

Французский писатель родился 28 сентября 1803 года в семье состоятельных парижан. Родители единственного сына принадлежали к культурной прослойке общества: частыми гостями в их доме были известные столичные музыканты, художники, философы и поэты. Отец с матерью увлекались живописью, поэтому мальчик с юных лет был посвящен в дискуссии об этом виде искусства. Мальчик живо интересовался не только картинами великих художников, но и произведениями литераторов-вольнодумцев 18-го столетия.

Будучи ребенком, Проспер выучил английский язык и латынь. Вообще, семья будущего писателя отличалась ярко выраженным англофильством, которое передалось от прабабушки юноши, долгие годы проживавшей в Англии. Неудивительно, что среди гостей семейства было много персон английского происхождения.

Портрет Проспера Мериме в молодости

Часть детской биографии Мериме прошла в области Далмация, куда его отец был распределен по службе. Здесь мальчик познакомился с народным фольклором, оставившим в его сердце глубокий след. В восьмилетнем возрасте юный аристократ поступил в Императорский лицей, причем сразу же в седьмой класс. После окончания этого учебного заведения молодой человек стал студентом юридического факультета знаменитой Сорбонны.

Родители видели в сыне блестящего адвоката, но самого Проспера такая перспектива не привлекала. После университета начинающий юрист был распределен на службу к графу д’Аргу, именитому министру «июльской монархии». Вскоре писатель получил должность старшего инспектора архитектурного наследия, и эта работа вдохновила его на создание первых литературных произведений.

Творчество

Первый сборник пьес Мериме опубликовал от лица вымышленного автора – писательницы Клары Гасуль. Еще одной мистификацией начинающего сочинителя стал сборник сербского фольклора «Гузла», который он якобы собрал в Далмации. Однако вскоре выяснилось, что «народные» песни для книги сочинил сам Мериме, что поразило даже таких искушенных литераторов, как Пушкин и Мицкевич.

Позже вышла историческая книга «Жакерия», сюжет которой был посвящен средневековому крестьянскому мятежу. Драма без прикрас описывает все неприглядные подробности восстания, явившегося следствием авторитарной политики государства. Так же детально Проспер разобрал борьбу за власть, развернувшуюся между феодалами и клерикалами во время правления Карла IX. Безусловно, эти два произведения стали истинными шедеврами мировой литературы, но широкую известность Мериме принесли его новеллы.

Самым популярным произведением автора стала новелла «Кармен», повествующая о вольных испанских цыганах. Сочинение неоднократно становилось основой для театральных постановок, а в 20 веке его сюжетом несколько раз вдохновлялись кинематографисты. Трогательная и печальная история любви цыганской девушки и испанца по сей день отзывается в сердцах зрителей и читателей.

Проспер Мериме много путешествовал, и в каждой стране черпал идеи для очередных книг. У писателя был уникальный талант тонко подмечать особенности каждого народа, что впоследствии пригождалось ему при создании тех или иных образов. Героями новелл «Коломба» и «Маттео Фальконе» стали темпераментные корсиканцы, а в «Венере Илльской» создатель раскрыл черты характеров родных ему французов. Последнее произведение было написано в духе мистицизма, а сам Проспер называл его своим лучшим творением.

Могут быть знакомы

Личная жизнь

Французский писатель вел холостяцкий образ жизни и слыл знатным покорителем женских сердец. Подробности личной жизни Мериме раскрылись только после его смерти, когда его любовницами и приятелями были опубликованы некоторые письма пикантного содержания. Его неизменным спутником в разгульных похождениях был знаменитый писатель Стендаль, также имевший репутацию отпетого гуляки.

Из сохранившихся свидетельств историки сделали вывод, что самая долгая любовная связь у Проспера была с Шарлоттой Делесер, состоявшей в браке с состоятельным банкиром. О таком пустяке, как верность, ловелас не переживал, продолжая крутить по несколько романов параллельно.

Портрет Шарлотты Делесер

Одна из пассий писателя – Женни – стала популярной после опубликованной переписки между ней и прославленным сочинителем. Девушка написала письмо первой, представившись вымышленным именем Алджернон Сеймур, которая якобы вознамерилась создать иллюстрации к роману «Хроника царствования Карла IX». Проспер клюнул на крючок и продолжил переписку, надеясь поставить очередную галочку в дневнике своих любовных побед. Одновременно творец подключил своих друзей в Англии, чтобы те разузнали о личности незнакомки как можно больше.

Прошло несколько месяцев, прежде чем Женни и Проспер встретились вживую. Связь с девушкой писатель держал в тайне, так как не хотел портить ее репутацию. Да и наличие «официальной» любовницы сыграло немаловажную роль. Об их отношениях знали только самые близкие друзья – литератор Стендаль и адвокат Саттон Шарп. Известно, что влюбленные ограничились лишь мимолетной интрижкой, а далее их связь переросла в чистую дружбу.

Проспер Мериме и Женни Дакен

В середине 1850-х Проспер почувствовал себя одиноким, стареющим человеком. Почти пятнадцать лет он прожил с овдовевшей матерью, но вскоре умерла и она. К тому времени Мериме порвал со своей многолетней зазнобой Делесер и практически отказался от разгульного образа жизни. Творчество больше не приносило удовольствия, наступала неминуемая старость.

Смерть

Серьезные проблемы со здоровьем автор новелл начал испытывать в 1860-х, когда один за другим у него происходили астматические приступы. Давало о себе знать и сердце.

В 1867 году Мериме сменил климат, перебравшись в Канны. Здесь 23 сентября 1870 года он скончался, изможденный прогрессирующей болезнью.

Это был период войны с Пруссией, и задолго до смерти писателя не покидало ощущение приближающейся катастрофы. В столице у новеллиста остались библиотека и архив, которые позже сгорели во время военных действий. Личные вещи и многие ценности достались прислуге, но писателю было уже не до того.

Могила Проспера Мериме

Знаменитого мастера похоронили на кладбище Гран-Жас в окрестностях Канн. Уже после кончины литератора был опубликован его сборник «Последние новеллы», а также письма к друзьям и возлюбленным.

Избранные произведения

  • 1829 — «Хроника царствования Карла IX»
  • 1829 — «Маттео Фальконе»
  • 1829 — «Таманго»
  • 1829 — «Видение Карла IX»
  • 1829 — «Взятие редута»
  • 1829 — «Федериго»
  • 1830 — «Партия в триктрак»
  • 1830 — «Этрусская ваза»
  • 1832 — «Письма из Испании»
  • 1833 — «Двойная ошибка»
  • 1834 — «Души чистилища»
  • 1837 — «Венера Илльская»
  • 1840 — «Коломба»
  • 1844 — «Арсена Гийо»
  • 1844 — «Аббат Обен»
  • 1845 — «Кармен»
  • 1846 — «Переулок Госпожи Лукреции»
  • 1869 — «Локис»
  • 1870 — «Джуман»
  • 1871 — «Голубая комната»
  • 1825 — «Театр Клары Газуль»
  • 1828 — «Жакерия»
  • 1830 — «Недовольные»
  • 1832 — «Заколдованное ружье»
  • 1850 — «Два наследства или Дон-Кихот»
  • 1853 — «Дебют авантюриста»

Ссылки

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and tap on selected text.

Проспер Мериме

Биография

Француз Проспер Мериме известен нам как писатель. Его книги давно переведены на русский язык. По мотивам его произведений написаны оперы и сняты кинокартины. Однако он был также историком, этнографом, археологом и переводчиком, академиком и сенатором. Если читатель хочет погрузиться в прошлое, описанное подробно до мельчайших деталей, то произведения Мериме – хороший способ совершить путешествие во времени.

Детство и юность

Единственный сын богатых родителей родился в Париже 28 сентября 1803 года. Общим увлечением химика Жана Франсуа Леонора Мериме и его супруги, в девичестве Анны Моро, была живопись. За столом в гостиной собирались художники и литераторы, музыканты и философы. Разговоры об искусстве сформировали интересы мальчика: он с большим вниманием рассматривал картины и увлеченно читал сочинения вольнодумцев XVIII века.

Проспер Мериме в детстве

Он свободно владел латынью и с раннего детства говорил по-английски. Англофильство было традицией в семье. Прабабушка Проспера, Мари Лепренс де Бомон, семнадцать лет прожила в Англии. Его бабушка Моро вышла замуж в Лондоне. В дом захаживали молодые англичане, бравшие у Жана Франсуа Леонора частные уроки живописи.

Несколько лет раннего детства Проспер провел в Далмации, где его отец состоял при маршале Мармоне. Эта деталь биографии писателя объясняет глубокое и эмоциональное восприятие им народной поэзии, мотивы которой Мериме вплел в творчество. В восемь лет Проспер экстерном поступил в седьмой класс Императорского лицея, а после выпуска по настоянию отца изучал право в Сорбонне.

Проспер Мериме в молодости

Отец мечтал о карьере адвоката для сына, но юноша отнесся к этой перспективе без восторга. Окончив университет, молодой Мериме был назначен секретарём графа д’Аргу, одного из министров июльской монархии. Позже стал главным инспектором исторических памятников Франции. Изучение памятников искусства и архитектуры стимулировало творческую энергию писателя и служило источником вдохновения.

Литература

Путь в литературе Проспер Мериме начал с мистификации. Автором сборника пьес была названа испанка Клара Гасуль, не существовавшая в реальности. Вторая книга Мериме – сборник сербских народных песен «Гузла». Как оказалось, автор текстов не собирал их в Далмации, а попросту сочинил. Подделка Мериме оказалось столь талантливой, что ввела в заблуждение даже Мицкевича и Пушкина.

Проспер Мериме в молодости

Историческая драма «Жакерия» уже не ставила задачи ввести читателя в заблуждение, а рисовала картину средневекового крестьянского восстания во всех неприглядных подробностях. Столь же детально и реалистично описана борьба за власть феодалов и клерикалов в «Хронике царствования Карла IX» — единственном романе писателя. Мировую славу Просперу Мериме принесли новеллы.

Иллюстрация к книге Проспера Мериме «Кармен»

Наиболее известна читателю «Кармен». Рассказ из жизни свободолюбивых испанских цыган был переложен для сцены, дополнен музыкой и красочными танцами, экранизирован. Красивая история трагичной любви цыганки и испанца до сих пор волнует читателей и зрителей. Не менее ярко выписаны образы в остальных «народных» и «экзотических» новеллах. Например, беглый раб в «Таманго».

Проспер Мериме

Путешествуя по Европе, Мериме тонко подмечал характерные национальные черты народов и наделял ими персонажей. Корсиканцы вдохновили его на создание «Маттео Фальконе» и «Коломбы». Сюжет «Венеры Илльской» писатель тоже задумал в путешествии. Создание мистической атмосферы далось автору нелегко, но он справился с работой блестяще. Этот рассказ Проспер Мериме называл своим шедевром.

Личная жизнь

Проспер Мериме не был женат и всю жизнь пользовался положением холостяка. Многие подробности любовных похождений писателя открылись любознательным читателям уже после его смерти. Друзья и любовницы опубликовали сохранившуюся переписку, открыв секреты, которые, впрочем, Проспер никогда особенно не скрывал. Разгульные похождения молодого повесы в компании со Стендалем создали Мериме дурную репутацию.

Валентина Жозефина Делесер

Дольше всего продлилась любовная связь с Шарлоттой Мари Валентиной Жозефиной Делесер. Жена банкира Габриэля Делесера, мать двоих детей, одаривала Проспера своей благосклонностью с начала тридцатых годов до 1852 г. Одновременно с этой связью развивался роман с Жени (Жанной Франсуазой) Дакен, ставшей знаменитой благодаря изданию сохранившихся у нее писем писателя.

Завязала переписку девушка. Желая познакомиться с известным писателем, она сочинила письмо от имени вымышленной леди Алджернон Сеймур, задумавшей проиллюстрировать «Хронику царствования Карла IX». Мериме попался на приманку. Предвкушая очередную интрижку, вступил в переписку с незнакомкой, попутно у своих английских друзей пытаясь выяснить ее личность.

Проспер Мериме и Женни Дакен

После нескольких месяцев переписки, 29 декабря 1832 года Мериме встретился с таинственной незнакомкой в Булони. Знакомство с Женни Дакен Мериме скрывал. Только близкие друзья, Стендаль и Саттон Шарп, были в курсе. С одной стороны, не хотел компрометировать приличную девушку из буржуазной семьи, с другой — «официальная» любовница у него уже была. Мимолетная интрижка между Проспером и Женни со временем переросла в близкую дружбу, которую прервала смерть писателя.

В 50-е годы Мериме был очень одинок. После смерти отца он пятнадцать лет прожил вдвоем с матерью. В 1852 году Анна Мериме умерла. Отношения с Валентиной Делесер в том же году закончились окончательным разрывом. Кипучая творческая энергия начала иссякать. Пришла старость.

Смерть

В 60-е годы здоровье Мериме ухудшается. Его беспокоят приступы удушья (астма), отекают ноги, болит сердце. В 1867 году из-за прогрессирующей болезни писатель поселился в Каннах, где и умер тремя годами позднее — 23 сентября 1870 года. Мрачные предчувствия одолевали его перед смертью. 19 июля 1870 года Франция объявила войну Пруссии, Мериме ожидал катастрофы и не хотел ее видеть.

Могила Проспера Мериме

В Париже сгорели его архив и библиотека, а оставшиеся вещи растащили и продали слуги. Похоронен Проспер Мериме на кладбище Гран-Жас. После смерти писателя вышел сборник «Последние новеллы», лучшим из которых критики называют рассказ «Голубая комната». Стала достоянием читателей и личная переписка.

Библиография

  • 1829 — «Хроника царствования Карла IX»
  • 1829 — «Маттео Фальконе»
  • 1829 — «Таманго»
  • 1829 — «Взятие редута»
  • 1829 — «Федериго»
  • 1830 — «Партия в триктрак»
  • 1830 — «Этрусская ваза»
  • 1832 — «Письма из Испании»
  • 1833 — «Двойная ошибка»
  • 1834 — «Души чистилища»
  • 1837 — «Венера Илльская»
  • 1840 — «Коломба»
  • 1844 — «Арсена Гийо»
  • 1844 — «Аббат Обен»
  • 1845 — «Кармен»
  • 1846 — «Переулок Госпожи Лукреции»
  • 1869 — «Локис»
  • 1870 — «Джуман»
  • 1871 — «Голубая комната»
  • 1825 — «Театр Клары Газуль»
  • 1828 — «Жакерия»
  • 1830 — «Недовольные»
  • 1832 — «Заколдованное ружье»
  • 1850 — «Два наследства или Дон-Кихот»
  • 1853 — «Дебют авантюриста»
  • 1827 — «Гусли»
  • 1829 — «Жемчужина Толедо»
  • 1832 — «Бан Хорватии»
  • 1832 — «Умирающий гайдук»
  • 1835 — «Заметки о путешествии по югу Франции»
  • 1836 — «Заметки о путешествии по западу Франции»
  • 1837 — «Этюд о религиозной архитектуре»
  • 1838 — «Заметки о путешествии в Овернь»
  • 1841 — «Заметки о путешествии на Корсику»
  • 1841 — «Опыт о гражданской войне»
  • 1845 — «Исследования по римской истории»
  • 1847 — «История дона Педро I, короля Кастилии»
  • 1850 — «Анри Бейль (Стендаль)»
  • 1851 — «Русская литература. Николай Гоголь»
  • 1853 — «Эпизод из русской истории. Лжедмитрий»
  • 1853 — «Мормоны»
  • 1856 — «Письма к Паницци»
  • 1861 — «Восстание Стеньки Разина»
  • 1863 — «Богдан Хмельницкий»
  • 1865 — «Казаки Украины и их последние атаманы»
  • 1868 — «Иван Тургенев»
  • 1873 — «Письма к незнакомке»

Проспер мериме произведения. Проспер мериме краткая биография

Проспер Мериме, биография и творчество которого представлены в этой статье, — один из ярчайших новеллистов XIX века. Благодаря своей образованности он заметно отличался от современных ему французских писателей. Но стереотипная жизнь в центре цивилизации не могла прельщать такого любознательного и энергичного человека, каким был Проспер Мериме. Биография создателя «Кармен» содержит несколько лет, проведенных вдали от родины. Большую часть произведений он посвятил жителям провинциальных городков Испании и Франции.


Смотреть галерею

Краткая биография Проспера Мериме

(1803- 1870)
Биография Проспера Мериме отражает яркую жизнь человека — известного писателя, политического деятеля, художника, члена академии наук Франции.

Родился Проспер Париже, 28 сентября 1803 года. Отец будущего писателя, Жан Франсуа Леонор Мериме, был ученым-химиком, и серьезно увлекался живописью. Успешной художницей была и мать Проспера. Молодой человек, получивший юридическое образование в Париже, стал секретарем одного из министров правительства Франции. Затем, получив должность главного инспектора по сохранению культурно-исторических памятников страны, он много сделал на этом поприще. В 1853 году Мериме получил звание сенатора.

Однако карьера в жизни Мериме играла второстепенную роль, главным делом для него стало литературное творчество. Еще в студенческие годы он посещал общество, члены которого были увлечены наукой и искусствам. Это были поистине интернациональные собрания, на которых присутствовали французы, немцы, англичане, и русские. Именно этому обществу представил свою первую работу Проспер Мериме, названную им «Кромвель», и заслужившую одобрение Стендаля. Самому автору работа не понравилась и она не была напечатана.

В 22-летнем возрасте у Мериме выходит сборник драматических пьес, которые он представляет своим переводом с испанского. 1827 году творческая биография Проспера Мериме отмечена выходом в Срастбурге его знаменитых «Гузлов», которые поэт представил как сборник песен неизвестного барда из Далмации. Данное произведение наделало много шума по всем европейским странам. Хотя Гете и Герхард (ученый, которому удалось в прозе «Гузлов» открыть размер иллирийского стиха) выражали большое сомнение в том, что эта работа относится к народному творчеству. Все же эта ловкая подделка мотивов народной поэзии ввела в заблуждение многих известных поэтов и писателей того времени, в том числе А. С. Пушкина и Мицкевича.

Все последующие произведения писателя наполнены яркими самобытными образами, примером которых может служить Кармен, героиня одноименного романа. Заслуживают высокого одобрения исследования писателя, касающиеся истории Древнего Рима и Греции, времени царствования Дона Педро I.

Немало страниц биографии Проспера Мериме посвящено его творческим связям с русскими писателями, особый интерес писателя вызывали произведения А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Что бы читать в подлиннике произведения этих писателей Мериме изучает русский язык и становится пропагандистом русской культуры на своей Родине. Он переводит на французский пушкинскую «Пиковую Даму», в одном из журналов печатается его очерк о Н. В. Гоголе, в 1853 году Мериме заканчивает перевод «Ревизора». Во французской периодике публикуются очерки писателя, посвященные эпохе Петра Великого, русскому казачеству, смутному времени. Начиная с 1837 года и заканчивая 1890 годом, в различных периодических изданиях России выходят в свет переведенные на русский язык произведения великого французского писателя, такие как – «Варфоломеева ночь», «Двойная ошибка», «Кармен» и другие.

Экранизация произведений

  • «Кармен» (Carmen) — (реж. Артур Гилберт), Великобритания, 1907 г.
  • «Кармен» (Carmen) — (реж. Джироламо Ло Савио), Италия, 1909 г.
  • «Сигаретница из Севильи» (The Cigarette Maker of Seville), США, 1910 г.
  • «Медвежья свадьба» — по пьесе А.Луначарского, созданной по мотивам новеллы П.Мериме «Локис», (Реж-ры: Владимир Гардин, Константин Эггерт), СССР, 1925 г.
  • «Кармен» (Carmen) — (реж. Жак Фейдер), Франция, 1926 г.
  • «Кармен» (Carmen) — (реж. Лотта Райнигер), Германия, 1933 г.
  • «Вендетта» (Vendetta) — (реж. Мел Феррер), США, 1950 г. По мотивам новеллы П.Мериме «Коломба».
  • 1960 — по мотивам новеллы «Маттео Фальконе» на киностудии «Азербайджанфильм» был снят одноимённый фильм. Режиссёр-постановщик — Тофик Тагизаде.
  • «Таманго» (Tamango) — (реж. Джон Берри), 1958 г.
  • «Локис» (Lokis) — по одноименной новелле, реж. Януш Маевский, Польша, 1970 г.
  • «Маттео Фальконе» (Mateo Falcone) — (реж. Ян Будкевич), Польша, 1971 г.
  • «Зверь» (La Bete) — по мотивам новеллы «Локис», (реж. Валериан Боровчик), Франция, 1975 г.
  • «Венера Илльская» (La Vénus d»Ille), Бельгия, 1962 г.
  • «Венера Илльская» (La Venere D’Ille), Италия, 1979 г.
  • «Кармен» (The Loves of Carmen) (реж. Чарльз Видор) — США, 1948 г.
  • «Имя: Кармен»
    (фр.
    Prenom Carmen
    ) — (реж. Жан-Люк Годар), Франция, 1983 г. По мотивам новеллы Проспера Мериме «Кармен» с реминисценциями мюзикла «Кармен Джонс», в основе которого лежит опера Жоржа Бизе с тем же названием.
  • «Кармен» — вариация на тему, (реж. А. Хван), Россия, 2003 г.
  • «Кармен из Каеличе» (U-Carmen e-Khayelitsha) — (реж. Марк Дорнфорд-Мэй), ЮАР, 2005 г. Сюжет перенесен в наше время, в один из самых бедных районов Кейптауна.
  • «Коломба» (Colomba) — (реж. Лоран Жауи), Франция, 2005 г.
  • «Маттео Фальконе (Mateo Falcone) — (реж. Эрик Вюйяр / Eric Vuillard), Франция, 2008 г.
  • «Кармен» (Carmen) — (Жак Малатье), Франция, 2011 г.

(фр. Prosper Mrime; 28 сентября 1803, Париж — 23 сентября 1870, Канны) — французский писатель и переводчик, один из первых во Франции мастеров новеллы.

В качестве главного инспектора исторических монументов заведовал составлением реестра исторических памятников (т. н. база Мериме). Член Французской академии, сенатор Второй империи. Много сделал для популяризации во Франции русской литературы, которую регулярно переводил.

Краткая биография

Мериме закончил юридический курс и стал секретарем графа — министра. Затем он продвинулся по служебной лестнице и стал инспектором исторических памятников Франции, он способствовал сохранению ряда исторических памятников. Во время первого путешествия в Испанию Проспер подружился с семьей графа де Теба, а его дочь Евгения, которая в последствии стала французской императрицей, даже питала к нему особые чувства, но относилась как к отцу. Благодаря этому и другим факторам Проспер Мериме был назначен на должность сенатора, пользовался доверием императора Наполеона.

Детство и юность

Единственный сын богатых родителей родился в Париже 28 сентября 1803 года. Общим увлечением химика Жана Франсуа Леонора Мериме и его супруги, в девичестве Анны Моро, была живопись. За столом в гостиной собирались художники и литераторы, музыканты и философы. Разговоры об искусстве сформировали интересы мальчика: он с большим вниманием рассматривал картины и увлеченно читал сочинения вольнодумцев XVIII века.


Проспер Мериме в детстве

Он свободно владел латынью и с раннего детства говорил по-английски. Англофильство было традицией в семье. Прабабушка Проспера, Мари Лепренс де Бомон, семнадцать лет прожила в Англии. Его бабушка Моро вышла замуж в Лондоне. В дом захаживали молодые англичане, бравшие у Жана Франсуа Леонора частные уроки живописи.

Несколько лет раннего детства Проспер провел в Далмации, где его отец состоял при маршале Мармоне. Эта деталь биографии писателя объясняет глубокое и эмоциональное восприятие им народной поэзии, мотивы которой Мериме вплел в творчество. В восемь лет Проспер экстерном поступил в седьмой класс Императорского лицея, а после выпуска по настоянию отца изучал право в Сорбонне.


Проспер Мериме в молодости

Отец мечтал о карьере адвоката для сына, но юноша отнесся к этой перспективе без восторга. Окончив университет, молодой Мериме был назначен секретарём графа д’Аргу, одного из министров июльской монархии. Позже стал главным инспектором исторических памятников Франции. Изучение памятников искусства и архитектуры стимулировало творческую энергию писателя и служило источником вдохновения.

Творчество Проспера Мериме

Свое первое произведение писатель представил публике в 20 лет, будучи еще совсем молодым. Первым произведением была драма «Кромвель». Этот роман Проспер представил на суд в литературном кружке и заслужил похвалу опытных товарищей. Однако сам писатель не был доволен работой, и в печать она не попала.

Свои первые драматические пьесы писатель опубликовал в 1852 году и обозначил, что это произведения неизвестных испанских писателей, всего лишь переведенные им. Ампер заявил, что эти произведения могли бы принадлежать сыну Шекспира. Второе произведение Мериме «Гузла» также наделало много шума в Европе, так как являлось ловкой подделкой народных мотивов. По сути произведение «Гузла» являлось переводом иллирийского фольклора. Оба произведения отразились и на дальнейшем творчестве писателя.

Вкладом во французскую литературу является также произведение «Хроника царствования Карла IX». Мериме обладал способностью отлично отображать военные сцены, хотя сам не был на войне. Данное произведение считается одним из самых достоверных исторических романов той эпохи. Историческим произведением также считается реалистическая история из жизни «Матео Фальконе». Данное произведение описывает жизнь корсиканцев. Одним из важных и необычных романов можно считать «Таманго» — история о торговле африканскими рабами.

Самой знаменитой французской новеллой стало произведение «Кармен», созданное в 1845 году. Все романы Мериме являются беспристрастными, холодными, с четким изложением фактов и большим внимание к деталям. В его творчестве земное торжествует над небесным. Он относился гротескно даже к любви, в его произведениях нет романтики. Много места в произведениях занимает борьба народов против правителей, также он занимался переводом произведений русских писателей, в частности Пушкина и Гоголя.

Литературная деятельность

На литературном поприще Мериме дебютировал очень рано, когда ему было всего 20 лет. Первым его опытом была историческая драма «Кромвель». Она заслужила горячие похвалы Стендаля, как смелое отступление от классических правил единства времени и действия. Несмотря на одобрение кружка друзей, Мериме остался недоволен своим первым произведением, и оно не попало в печать. Впоследствии он написал несколько драматических пьес и напечатал их под заглавием «Театр Клары Гасуль», заявив в предисловии, что автором пьес является неизвестная испанская актриса странствующего театра. Вторая публикация Мериме, его знаменитая «Гусли» (Guzla), сборник народных песен, также была весьма удачной мистификацией.

В 1828-1829 годах выходят драмы «Жакерия» и «Семейство Карвахаля», исторический роман «Хроника времён Карла IX» и новелла «Маттео Фальконе». Мериме в это время деятельно сотрудничал в изданиях «Revue de Paris» и «National». Отшлифованная по общему шаблону жизнь больших городов, центров цивилизации, была противна Мериме. В конце 1839 г. он предпринял поездку на Корсику. Результатом этой поездки были путевой журнал и повесть «Коломба».

Интересные факты из жизни и творчества французского писателя изложены в этой статье.

Литература

Путь в литературе Проспер Мериме начал с мистификации. Автором сборника пьес была названа испанка Клара Гасуль, не существовавшая в реальности. Вторая книга Мериме – сборник сербских народных песен «Гузла». Как оказалось, автор текстов не собирал их в Далмации, а попросту сочинил. Подделка Мериме оказалось столь талантливой, что ввела в заблуждение даже Мицкевича и Пушкина.


Проспер Мериме в молодости

Историческая драма «Жакерия» уже не ставила задачи ввести читателя в заблуждение, а рисовала картину средневекового крестьянского восстания во всех неприглядных подробностях. Столь же детально и реалистично описана борьба за власть феодалов и клерикалов в «Хронике царствования Карла IX» — единственном романе писателя. Мировую славу Просперу Мериме принесли новеллы.


Иллюстрация к книге Проспера Мериме «Кармен»

Наиболее известна читателю «Кармен». Рассказ из жизни свободолюбивых испанских цыган был переложен для сцены, дополнен музыкой и красочными танцами, экранизирован. Красивая история трагичной любви цыганки и испанца до сих пор волнует читателей и зрителей. Не менее ярко выписаны образы в остальных «народных» и «экзотических» новеллах. Например, беглый раб в «Таманго».


Проспер Мериме

Путешествуя по Европе, Мериме тонко подмечал характерные национальные черты народов и наделял ими персонажей. Корсиканцы вдохновили его на создание «Маттео Фальконе» и «Коломбы». Сюжет «Венеры Илльской» писатель тоже задумал в путешествии. Создание мистической атмосферы далось автору нелегко, но он справился с работой блестяще. Этот рассказ Проспер Мериме называл своим шедевром.

Начало творческого пути

С чего начал свою литературную деятельность Проспер Мериме? Биография его, как правило, упоминает сборник пьес «Театр Клары Газуль», с которой он якобы и начал свой творческий путь. В действительности же, первое драматургическое произведение французский классик создал раньше.

Просперу едва исполнилось девятнадцать лет, когда на суд коллег и друзей (среди которых был и Стендаль) он представил довольно смелую по тем временам пьесу. В начале девятнадцатого столетия французская драматургия начала тяготиться жесткими канонами классицизма. Но даже в таких условиях произведение начинающего драматурга показалось коллегам чрезвычайно смелым, необычным. Они одобрили пьесу, которую написал молодой Проспер Мериме. Биография его все же говорит о более позднем литературном дебюте. Произведение, которое чрезвычайно понравилось Стендалю, Мериме решил не публиковать, поскольку посчитал его далеким до совершенства.

Личная жизнь

Проспер Мериме не был женат и всю жизнь пользовался положением холостяка. Многие подробности любовных похождений писателя открылись любознательным читателям уже после его смерти. Друзья и любовницы опубликовали сохранившуюся переписку, открыв секреты, которые, впрочем, Проспер никогда особенно не скрывал. Разгульные похождения молодого повесы в компании со Стендалем создали Мериме дурную репутацию.


Валентина Жозефина Делесер

Дольше всего продлилась любовная связь с Шарлоттой Мари Валентиной Жозефиной Делесер. Жена банкира Габриэля Делесера, мать двоих детей, одаривала Проспера своей благосклонностью с начала тридцатых годов до 1852 г. Одновременно с этой связью развивался роман с Жени (Жанной Франсуазой) Дакен, ставшей знаменитой благодаря изданию сохранившихся у нее писем писателя.

Жорж Санд

В 1844 году в свет вышла новелла «Арсена Гийо». В ней автор показал нравственное превосходство падшей женщины над аристократкой, чем вызвал в обществе большой скандал. Поводом для пересудов стал и роман Мериме с писательницей Жорж Санд. Он ухаживал за ней в течение двух лет. И все-таки смог пробудить в душе эмансипированной и разочаровавшейся в мужчинах женщине чувства. Но у этого романа не было продолжения. Впоследствии Мериме утверждал, что полное отсутствие стыдливости у своей возлюбленной убило в нем всякое желание.

Смерть

В 60-е годы здоровье Мериме ухудшается. Его беспокоят приступы удушья (астма), отекают ноги, болит сердце. В 1867 году из-за прогрессирующей болезни писатель поселился в Каннах, где и умер тремя годами позднее — 23 сентября 1870 года. Мрачные предчувствия одолевали его перед смертью. 19 июля 1870 года Франция объявила войну Пруссии, Мериме ожидал катастрофы и не хотел ее видеть.


Могила Проспера Мериме

В Париже сгорели его архив и библиотека, а оставшиеся вещи растащили и продали слуги. Похоронен Проспер Мериме на кладбище Гран-Жас. После смерти писателя вышел сборник «Последние новеллы», лучшим из которых критики называют рассказ «Голубая комната». Стала достоянием читателей и личная переписка.

Иакинф Магланович

Что еще неожиданного может поведать биография Проспера Мериме? Интересные факты относятся к ранним периодам его жизни. Если первый свой сборник Мериме опубликовал под именем некой Клары Газуль, то на обложке второй книги можно было увидеть псевдоним Иакинф Магланович. Это было собрание иллирийских баллад под названием «Гусли», повествующих о ведьмах, вампирах и прочей чертовщине. Книга наделала много шума в Европе, сегодня же считается ловкой и остроумной имитацией народной поэзии западных славян.

Библиография

  • 1829 — «Хроника царствования Карла IX»
  • 1829 — «Маттео Фальконе»
  • 1829 — «Таманго»
  • 1829 — «Взятие редута»
  • 1829 — «Федериго»
  • 1830 — «Партия в триктрак»
  • 1830 — «Этрусская ваза»
  • 1832 — «Письма из Испании»
  • 1833 — «Двойная ошибка»
  • 1834 — «Души чистилища»
  • 1837 — «Венера Илльская»
  • 1840 — «Коломба»
  • 1844 — «Арсена Гийо»
  • 1844 — «Аббат Обен»
  • 1845 — «Кармен»
  • 1846 — «Переулок Госпожи Лукреции»
  • 1869 — «Локис»
  • 1870 — «Джуман»
  • 1871 — «Голубая комната»
  • 1825 — «Театр Клары Газуль»
  • 1828 — «Жакерия»
  • 1830 — «Недовольные»
  • 1832 — «Заколдованное ружье»
  • 1850 — «Два наследства или Дон-Кихот»
  • 1853 — «Дебют авантюриста»
  • 1827 — «Гусли»
  • 1829 — «Жемчужина Толедо»
  • 1832 — «Бан Хорватии»
  • 1832 — «Умирающий гайдук»
  • 1835 — «Заметки о путешествии по югу Франции»
  • 1836 — «Заметки о путешествии по западу Франции»
  • 1837 — «Этюд о религиозной архитектуре»
  • 1838 — «Заметки о путешествии в Овернь»
  • 1841 — «Заметки о путешествии на Корсику»
  • 1841 — «Опыт о гражданской войне»
  • 1845 — «Исследования по римской истории»
  • 1847 — «История дона Педро I, короля Кастилии»
  • 1850 — «Анри Бейль (Стендаль)»
  • 1851 — «Русская литература. Николай Гоголь»
  • 1853 — «Эпизод из русской истории. Лжедмитрий»
  • 1853 — «Мормоны»
  • 1856 — «Письма к Паницци»
  • 1861 — «Восстание Стеньки Разина»
  • 1863 — «Богдан Хмельницкий»
  • 1865 — «Казаки Украины и их последние атаманы»
  • 1868 — «Иван Тургенев»
  • 1873 — «Письма к незнакомке»

https://biographera.net/biography.php?id=499 https://goldlit.ru/merimee-biography https://24smi.org/celebrity/5503-prosper-merime.html

Литературная деятельность

На литературном поприще Мериме дебютировал когда ему было всего 20 лет. Первым его опытом была историческая драма «Кромвель». Она заслужила горячие похвалы Стендаля, как смелое отступление от классических правил единства времени и действия. Несмотря на одобрение кружка друзей, Мериме остался недоволен своим первым произведением, и оно не попало в печать. Впоследствии он написал несколько драматических пьес и напечатал их под заглавием «Театр Клары Гасуль», заявив в предисловии, что автором пьес является неизвестная испанская актриса странствующего театра. Вторая публикация Мериме, его знаменитая «Гусли» (Guzla), сборник народных песен, также была весьма удачной мистификацией.

В 1828-1829 годах выходят драмы «Жакерия» и «Семейство Карвахаля», исторический роман «Хроника времён Карла IX» и новелла «Маттео Фальконе». Мериме в это время деятельно сотрудничал в изданиях «Revue de Paris» и «National». Отшлифованная по общему шаблону жизнь больших городов, центров цивилизации, была противна Мериме. В конце 1839 г. он предпринял поездку на Корсику. Результатом этой поездки были путевой журнал и повесть «Коломба».

Благодаря успеху основанной на ней оперы Жоржа Бизе из всех произведений Мериме, пожалуй, наиболее известна новелла «Кармен», значительная часть которой посвящена описанию нравов цыган. Драматические страсти, бурлящие в сердцах горячих южан, у Мериме пересказаны сухим и сдержанным языком. Как правило, рассказчиком выступает рациональный наблюдатель-иностранец. Эмоции первобытных народов он противопоставляет малокровию цивилизованной Европы: «Энергия, хотя бы и в дурных страстях, всегда вызывает у нас удивление и какое-то невольное восхищение». Литературоведы пишут, что в своих новеллах инспектор исторических монументов создал своеобразный «музей страстей человеческих».

Мериме издал несколько сочинений по истории Греции, Рима и Италии, основанных на изучении источников. Его история дона Педро I, короля Кастилии, пользовалась уважением даже среди специалистов.

Последняя новелла, изданная при жизни Мериме, — «Локис», действие которой происходит в Литве. После смерти Мериме изданы «Последние новеллы», где мистическое происшествие получает обыденное истолкование, и его письма. В 1873 г. были изданы Письма к незнакомке
(Lettres à une inconnue)
. Скончался в Каннах, где похоронен на кладбище Гран-Жас.

Знакомство со Стендалем

Отец видел его в будущем преуспевающим адвокатом, хотя сам был известным в своё время художником. Живописью была увлечена и его мать. Именно она привила сыну вкус к литературе. Адвокатура так и не стала его призванием, хоть Проспер и окончил юридический факультет Парижского университета. А литературные и эстетические пристрастия сформировались под влиянием Стендаля, с которым будущий новеллист познакомился в 1822 году.

Романтик, с упоением читавший Байрона и Шекспира, постепенно становится реалистом, откликавшимся в творчестве на многие политические события своего времени. Но первую известность ему принесла литературная мистификация. Это отчасти подтверждает слова Мериме о том, что сочиняет он только для развлечения, во время отдыха от удовольствий, которые предоставляла светская жизнь.

Последние годы

Последнее двадцатилетие Мериме почти не создавал художественных произведений. Он посвятил себя литературоведческой деятельности. Занимался переводами, написал несколько трудов, посвященных Гоголю, Пушкину. Именно Мериме обязаны французские читатели знакомством с русской литературой. В 1861 году он опубликовал публицистическое произведение, посвященное крестьянским восстаниям в России. Среди других книг, тема которых затрагивает русскую культуру: «Эпизод из русской истории», «Иван Тургенев», «Николай Гоголь».

При дворе

В 1830 году Мериме много путешествовал по милой ему сердцу Испании. Здесь он познакомился с графом де Теба и его супругой. Дочь их — Евгения — впоследствии стала французской императрицей. Девушка с ранних лет питала к Мериме теплые чувства. А потому писатель со временем стал «своим» при дворе. К сорока годам он был удостоен звания сенатора и пользовался полным доверием Наполеона III. Политика и карьера не могли играть первостепенную роль в жизни Проспера Мериме, но отнимали много времени. Возможно, именно поэтому за десять лет он написал всего три произведения.

От романа к новелле

Творчество писателя развивалось своим чередом. С 1829 года началась публикация новелл, которые принесут ему всемирную известность. «Маттео Фальконе», «Двойная ошибка», «Венера Илльская», и многие другие.

Реальные люди в романтических обстоятельствах. Так переплелись юношеские пристрастия с жизненным опытом. Даже Кармен, при всей её демоничности, крутит сигары на табачной фабрике и чистит карманы у рыночных зевак.

С романтиками у Мериме сложные и противоречивые отношения. Он сам отдал дань этой моде, да и его новеллы на первый взгляд реалистичными не назовёшь. Показателен здесь его роман о Франции XVI века. Гражданские, религиозные войны и Варфоломеевская ночь, как приговор религиозному фанатизму. Схожие мотивы и в небольших произведениях Проспера Мериме. Только идейный пафос сместился в сторону буржуазии, как того слоя общества, который уже не способен породить цельных, бескорыстных людей. В новеллах Мериме более глубоко проникает во внутренний мир своих героев, зачастую делая нелицеприятные выводы.

Опальная новелла

В 1843 году писателя принимают в члены знаменитой Академии, а вскоре он входит в число «бессмертных». Но в это время выходит его новелла «Арсена Гийо». Разоблачая ханжество и лицемерие французской элиты, Мериме становится на некоторое время изгоем для высшего общества. Те, кто голосовал за него на выборах в Академию, открещиваются от автора скандального произведения. Но это была его последняя литературная удача.

«Кармен»

В 1845 году увидело свет самое известное произведение Мериме. «Кармен» легла в основу знаменитой одноименной оперы. В новелле идет речь о страстной любви бывшего офицера, а ныне контрабандиста по имени Хосе, к хитрой и жестокой цыганке Карменсите. В произведении особое внимание Мериме уделил нравам и обычаям свободолюбивого народа. Девушку, которая не желает покориться, убивает Хосе. Новелла Мериме была множество раз экранизирована. По мнению литературоведов, такая тема французского писателя вдохновила после прочтения поэмы Пушкина «Цыгане». Но стоит сказать, что Мериме удалось создать образ, по силе не уступающий Дон Кихоту или Гамлету.