Лев Николаевич Толстой
Фото Все
Видео Все
Трагедия Льва Толстого (документальный фильм)
Мистика любви.Лев Толстой и Софья Толстая.
Leo Tolstoy / Лев Толстой — Кинохроника 1910 г. (HQ)
Лев Толстой — биография
Лев Толстой – русский писатель и мыслитель, участвовал в обороне Севастополя, занимался просветительской и публицистической деятельностью. Стоял у истоков толстовства – нового религиозного течения.
Когда-то вождь пролетариата Владимир Ленин сказал об этом человеке: «Какая глыба! Какой матерый человечище!». Эти слова относились к Льву Толстому – величайшему мировому писателю-романисту. Но он проявил себя не только в области литературы, он выдающийся философ, просветитель, религиозный мыслитель. Он пропагандировал здоровый образ жизни. Никогда не злоупотреблял спиртным, не курил, к сорока годам отказался от кофе, а к старости перестал есть мясо. Он стал автором комплекса упражнений, которые актуальны и для сегодняшнего дня. Был настоящим образцом для подражания, хотя не все в его биографии было ровно и гладко.
Детство и юность
Родился Лев Толстой 28 августа(по новому стилю 9 сентября) 1828 года в родовом имении матери Ясная Поляна Тульской губернии. Его отец – граф Николай Толстой, выходец из старинного рода Толстых, которые были в услужении у Ивана Грозного и Петра I. Мама принадлежала к семейству Волконских, потомков Рюриков. Лев Толстой и поэт Александр Пушкин имели общего предка – Ивана Головина, адмирала царского флота.
Мама Льва умерла вскоре после того, как родила дочь, Льву в то время не исполнилось и два года. Лев был четвертым ребенком в дворянской семье. Отец ненамного пережил мать, он умер через 7 лет после ее кончины.
Дети осиротели, и их воспитанием занялась тетя – Т.А.Ергольская. Спустя некоторое время обязанности опекуна перешли ко второй тетушке – А.М.Остен-Сакен, носившей графский титул. Когда она умерла, дети поселились в Казани в семье отцовской сестры П.И.Юшковой, которая стала их новой опекуншей. Шел 1840 год. Тетушка имела большое влияние на Льва Толстого, годы, проведенные у нее, он назвал самым счастливым периодом своей жизни. Ее дом всегда был полон гостей, его считали самым гостеприимным и веселым в Казани. Детские впечатления от проживания в этой семье нашли отображение в его произведении «Детство».
Программу начальной школы Лев Толстой прошел дома. Его учили французские и немецкие преподаватели. В 1843-м Толстой стал студентом факультета восточных языков Казанского университета. Он не особо интересовался языками, поэтому успеваемость была очень низкой. Это послужило стимулом сменить факультет. Толстой отдал предпочтение юридическому. Однако и эта перемена не дала результата, спустя два года он вообще ушел из университета, так и оставшись без ученой степени.
Молодой Лев Толстой
Толстой вернулся в свое родовое гнездо – Ясную Поляну. У него появился план наладить свою жизнь по-новому, жить в ладах с крестьянством. Из этой затеи ничего не получилось, но в этот период он записывал все наблюдения в дневник, делал выводы. Кроме этого молодого графа Толстого часто видели на светских раутах, и за занятием музыкой. Он мог часами слушать любимых композиторов, среди которых были Фредерик Шопен, Иоганн Бах, Вольфганг Амадей Моцарт.
Лев провел в родном имении лето, понял, что жизнь помещика ему не по нраву. Он оставил деревню и сразу поселился в Москве, а потом перебрался в Петербург. В это время он пытался определиться в жизни, поэтому усердно готовился сдавать кандидатские экзамены в университете, занимался музыкой, играл в карты и кутил с цыганами. Ему одновременно хотелось то в чиновники, то в юнкера конного полка. Родственники видели в нем исключительно «пустяшного малого», который ни на что не годен, и едва успевали рассчитываться по его долгам.
Литература
В 1851-м Лев прислушался к совету своего брата Николая, который на то время уже имел чин офицера, и уехал на Кавказ. На протяжении трех лет он жил в станице, раскинувшейся вдоль реки Терек. Местная природа и образ жизни казаков Толстой потом красочно описал в своих произведениях – «Хаджи-Мурат», «Казаки», «Рубка леса», «Набег».
Лев Толстой в процессе творчества
Именно во время проживания на Кавказе родилась его повесть под названием «Детство», которую напечатал журнал «Современник». Толстой не подписался своей фамилией, под публикацией стояли инициалы Л.Н. Вслед за этим молодой литератор создал продолжение истории, которые получили название «Отрочество» и «Юность». Эти повести были объединены в трилогию. Дебют в литературе удался, и дал мощный толчок к развитию творческой биографии. Лев Толстой стал известным писателем.
Вскоре Лев Толстой был назначен в Бухарест, потом оказался в осажденном Севастополе, где командовал батареей. Эти события в жизни не прошли незамеченными, писатель отобразил их в своих сочинениях. В свет вышли «Севастопольские рассказы», которые получили высокую оценку критиков. Они нашли в цикле рассказов смелый психологический анализ. По мнению Николая Чернышевского, этим рассказам была присуща «диалектика души». Сам император Александр Второй восхитился творческими способностями писателя, особенно ему понравился рассказ «Севастополь в декабре месяце».
В 1855 году Лев Толстой снова поселился в Петербурге и стал членом кружка под названием «Современник». 28-летнего писателя приняли очень радушно, его называли не иначе, как «великая надежда русской литературы». На протяжении года Лев посещал все заседания кружка, присутствовал на литературных чтениях, вступал в споры и конфликты, посещал литературные обеды. До тех пор, пока не понял, что эти люди ему противны, да и он сам себе уже был не рад.
Лев Толстой в окружении коллег-литераторов в «Современнике»
В 1856 году он бросил Петербург и снова поселился в Ясной Поляне. Но пробыл там всего до января 1857 года, и отправился за границу. На протяжении шести месяцев он посетил Италию, Германию, Швейцарию, Францию. По возвращении Толстой недолго пожил в Москве, а потом снова поселился в Ясной Поляне. У него появилась идея учить детей крестьян, и Лев с большим рвением занялся открытием для них учебных заведений. Благодаря усилиям писателя вскоре в окрестностях его имения заработало два десятка школ.
В 1860 году Толстой снова отправился за границу. Он побывал в Бельгии, Германии, Швейцарии, изучал тонкости педагогики этих стран, чтобы потом использовать увиденное на родине.
Толстой любил детей, и создал для них немало поучительных сказок и рассказов, которые так и дышали добротой. Из под его пера вышли сказочные истории под названием «Два брата», «Котенок», «Лев и собачка», «Еж и заяц».
Лев Толстой с детьми
Лев Толстой стал автором школьного пособия «Азбука», в состав которого вошли четыре книги. По ним дети легко могли научиться писать, считать и читать. Пособие состоит из былин, историй, басен. Кроме этого там есть и советы педагогам. Третья книга содержит рассказ «Кавказский пленник».
Помимо обучения детей крестьян, Толстой продолжал свою литературную деятельность. В 1870-м он сел за написание романа «Анна Каренина», который состоял из двух основных сюжетных линий. На фоне разыгравшейся семейной драмы супругов Карениных, очень разительно выглядела идиллия помещика Левина, которого писатель написал практически с себя. С первого взгляда может показаться, что роман – просто любовная история. На самом деле в нем затронута тема смысла жизни богатых и образованных, особенно в сравнении с жизнью простого народа. Роман «Анна Каренина» получил высокую оценку Федора Достоевского.
Постепенно мировоззрение писателя меняется, он все чаще начинает говорить о социальном неравенстве, о праздности жизни господствующего класса – дворян. Это видно из произведений, которые Толстой написал в 1880-х годах. Среди них особо хочется выделить «Крейцерову сонату», «Смерть Ивана Ильича», «После бала», «Отец Сергий».
Лев Толстой родоначальник «толстовства»
Лев Толстой все чаще стал задумываться о смысле человеческой жизни, он пытался найти ответ у православных священников, однако получил сплошное разочарование. Он решил, что церковью правит коррупция, и что священники только прикрываются верой, а на самом деле занимаются продвижением ложного учения. В 1883-м Толстой стал основателем издания «Посредник», в котором подробно изложил свои убеждения, и где нещадно критиковал Русскую православную церковь. Это послужило поводом отлучения его от церкви и установки за ним пристального наблюдения со стороны тайной полиции.
В 1898-м вышел еще один роман Льва Толстого – «Воскресение», который тоже высоко оценили критики. Однако это произведение не произвело такой фурор, как «Анна Каренина» и «Война и мир».
Впоследствии Толстой разработал учение ненасильственного сопротивления злу, и последние три десятка лет его жизни его почитали, как духовного и религиозного лидера.
Биография Толстого
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 14067.
Лев Николаевич Толстой (1828–1910 гг.) — выдающийся русский писатель, публицист, мыслитель, один из великих романистов в мировой литературе. Биография Толстого Льва Николаевича полна интересных фактов и событий, он был необыкновенной, уникальной личностью. Изучение его жизни и творчества будет полезно для учеников всех классов.
Детские годы
Дата рождения Льва Николаевича — 28 августа (9 сентября) 1828 года. Будущий писатель появился на свет в имении матери Ясная Поляна, расположенном в Тульской губернии. Родители будущего писателя принадлежали к графской ветви старинного дворянского рода Толстых.
Маленький Лев рано остался без материнской любви и заботы: причиной смерти матери были тяжелые роды, и двухлетний Лев со старшими братьями и сестрой воспитывался родственниками-опекунами. После смерти отца осиротевшие дети переехали в Казань к родной тёте, П. И. Юшковой.
Дом Юшковых был очень веселым и гостеприимным, тётя всем сердцем любила племянников, заботилась об их образовании, и детство Льва Толстого было по-настоящему счастливым. Позже он описал эти годы в автобиографической повести «Детство».
Юность
Лев Николаевич получил прекрасное домашнее образование и в 1843 году поступил в Императорский Казанский университет, где учился его старший брат Николай. Поначалу это был факультет восточных языков, но из-за низкой успеваемости юному графу пришлось бросить его и поступить на юридический факультет. Однако и здесь Толстой учился не более двух лет. Он бросил университет, так и не получив высшее образование.
Лев Николаевич вернулся в Ясную Поляну, предприняв попытку управлять имением и жить как помещик. Но жизнь в деревне разочаровала юношу, и он отправился в Москву, затем в Петербург. Он принялся вести дневник, куда записывал все важное, чего должен достичь в жизни. Толстой занялся самовоспитанием и самообразованием, много читал. Он ставил перед собой высокие цели, часть из которых воплотил в жизнь, а часть так и не смог осуществить. Он изучал историю, музыку, рисование, медицину и естественные науки, сельское хозяйство, иностранные языки. В итоге в зрелом возрасте он свободно говорил на английском, французском, немецком, читал на итальянском, некоторых славянских языках, знал латынь, греческий, татарский и другие языки.
Это был период духовного поиска и метаний. Желание быть «лучше и чище» сменялось кутежами с цыганами и картами. В итоге Лев Толстой, выдержав экзамен в Петербургский университет, не стал учиться, а в звании юнкера отправился на Кавказ, где в то время служил его брат Николай.
Литература
Творческий путь Толстого берет свое начало на Кавказе, где Толстой провел три года. Именно там он сочинил повесть «Детство», вслед за которой последовали повести «Отрочество» и «Юность», составившие автобиографическую трилогию.
Литературный дебют в журнале «Современник» оказался удачным, и Лев Николаевич решил полностью посвятить себя литературе. Вскоре из-под его пера вышел цикл «Севастопольские рассказы», посвящённый Крымской войне и обороне Севастополя, в которой он лично участвовал.
Вернувшись в Петербург, Толстой стал членом литературного кружка «Современник», где им искренне восхищались. Однако писатель быстро устал от столичной суеты и отправился в путешествие по Европе. По возвращении в Ясную Поляну он занялся обустройством школ для крестьянских детей. Им была написана «Азбука», а также сотни добрых и поучительных сказок для самых маленьких.
Самыми главными работами Толстого стали романы «Анна Каренина» и «Война и мир», содержание которых знает практически каждый. Это глубокие психологические произведения, в которых писатель филигранно раскрыл не только внутренний мир героев, но и отразил важнейшие социальные проблемы общества.
В 1880-х годах в сознании писателя наметился перелом, который нашёл своё отражение в произведениях: «Крейцерова соната», «Смерть Ивана Ильича», «После бала», «Отец Сергий». Посредством своих повестей и рассказов Толстой выступал против социального неравенства, праздности дворян, безнравственности и пустоты жизни правящего класса.
Личная жизнь
В краткой биографии Льва Толстого важно отметить, что его избранницей стала 18-летняя Софья Берс, которая была младше супруга на 16 лет. Этот брак оказался удачным, хотя между супругами не раз возникали разногласия.
В 1863 году в семье произошло пополнение: родился первенец четы Толстых. Есть сведения, что всего Софья Андреевна родила 13 детей, пятеро из которых не дожили до взрослого возраста. Долгие годы она была верной подругой и соратницей Льва Николаевича, всячески помогала и поддерживала, полностью оградила от решения бытовых вопросов.
Скончался Лев Николаевич Толстой 7 (20) ноября 1910 года, на 83-м году жизни. Причиной смерти стала банальная простуда, которая дала тяжелейшее осложнение — крупозное воспаление легких. Писатель был похоронен, как он сам завещал, в Ясной Поляне, на краю оврага в лесу. Здесь прошли его счастливые годы, и здесь они с братьями в детстве искали «зелёную палочку», способную сделать всех людей счастливыми.
Хронологическая таблица
Если вам нужна биография по датам – посмотрите
Интересные факты
- Лев Толстой известен не только как автор серьезных произведений. Он также написал «Азбуку» и «Книгу для чтения» для детей.
- Самое свое большое и значимое произведение «Война и мир» Толстой в конце жизни называл «многословной дребеденью».
- Лев Николаевич Толстой имел дворянский титул графа.
- Толстой увлекался светской жизнью и игрой в карты. Играл всегда очень азартно и часто проигрывал, что негативно сказывалось на его финансовом положении.
- Толстой подверг резкой критике талант Шекспира как драматурга и даже выпустил очерк «О Шекспире и о драме» с подробным разбором некоторых его работ.
- После смерти у Толстого осталась жена и 8 детей. Всего супруги дали жизнь 13 детям.
Все интересные факты из жизни Толстого
Другие варианты биографии
Более сжатая для доклада или сообщения в классе
Квест
Мы подготовили интересный квест о жизни Льва Николаевича – пройти.
Тест по биографии
Насколько хорошо вы знаете краткую биографию Толстого – проверьте свои знания:
ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ
Лев Николаевич Толстой. Худ. И.Репин ,1887 |
Лев Николаевич Толстой (1828 — 1910), русский писатель, критик, общественный деятель.
Родился 28 августа 1828 года в Ясной Поляне (ныне Щёкинский район Тульской области).
Отец – граф Николай Ильич Толстой (+ 1837), участник Отечественной войны 1812; мать – Мария Николаевна (+ 1830), урожденная Волконская.
Детство. Учеба
В младенчестве Лев Толстой потерял мать, в отрочестве — отца. После смерти родителей будущий писатель с тремя братьями и сестрой переезжает в Казань, к опекунше П.Юшковой (+1876). Никакого религиозно-нравственного образования Лев Толстой в детстве не получил. Да и какую нравственность могла привить ребенку тетушка, которая «всегда говорила мне, что она ничего не желала бы так для меня, как того, чтоб я имел связь с замужнею женщиной«?[1]
Позже он напишет в «Исповеди»:
В период юношества Толстой увлекается Монтескье и Руссо. О последнем известно его признание: «В 15 лет я носил на шее медальон с его портретом вместо нательного креста«. [2].
«. Знакомство с западными безбожниками еще более помогло ему стать на этот страшный путь. «, — писал о. Иоанн Кронштадтский [3]
В 1905 году, будучи уже 77-летним стариком, Толстой писал: «В моей жизни было два великих и благотворных влияния: Руссо и Евангелие. «
В 1843 году Толстой поступает в Казанский университет, сначала на философский факультет по разряду арабско-турецкой словесности, затем переводится на юридический факультет, на котором фактически не учится; ведет светский образ жизни. В 1847 году, не окончив курс, уходит из университета и приезжает в Ясную Поляну, полученную им в собственность по разделу отцовского наследства.
Последующие четыре года проводит в исканиях: пытается переустроить быт крестьян Ясной Поляны (1847) [4], живет светской жизнью в Москве (1848), едет в Петербургский университет держать экзамены на степень кандидата права (весна 1849), определяется на службу канцелярским служащим в Тульское дворянское депутатское собрание (осень 1849).
Именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.
Военная служба. Начало писательской деятельности
Л. Н. Толстой — поручик. Петербург. Фотография С. Л. Левицкого. 15 февраля 1856г. |
В 1851 уезжает из Ясной Поляны на Кавказ, место службы его старшего брата Николая, добровольцем участвует в военных действиях против чеченцев. В дневнике 1851 отмечены его первые литературные замыслы («История вчерашнего дня» и др.). Осенью 1851, сдав в Тифлисе экзамен, поступает юнкером в 4-ю батарею 20-й артиллерийской бригады, стоявшей в казацкой станице Старогладове под Кизляром.
В 1852 году в журнале «Современник» под псевдонимами Л.Н.Т. выходит его первое напечатанное произведение «Детство», которая получает одобрение Некрасова. Повесть, вместе с появившимися позднее повестями «Отрочество» (1852-54) и «Юность» (1855-57), входит в обширный замысел автобиографического романа «Четыре эпохи развития», последняя часть которого – «Молодость» – так и не была написана. На Кавказе Толстой, произведенный в офицеры, проводит два года, участвуя во многих стычках. Армейский быт и эпизоды Кавказской войны дают Толстому материал для рассказов «Набег» (1853), «Рубка леса» (1853-55).
В конце 1853 переводится в Дунайскую армию и участвует в сражении при Ольтенице и в осаде Силистрии.
В ноябре 1854 – вскоре после начала Крымской войны Толстого по его личной просьбе переводят в Севастополь (в осажденном городе он сражается на знаменитом 4-м бастионе). Участие в Крымской войне легло в основу художественных очерков «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года» (все опубликовано в «Современнике» в 1855-56). Эти очерки получили название «Севастопольские рассказы». Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной «диалектики души» (Н. Г. Чернышевский).
В эти же годы у Толстого появляются мысли об «основании новой религии». Будучи 27-летним офицером, находясь под Севастополем, однажды после угарного ночного кутежа и крупного проигрыша, в дневнике от 5 марта 1855 года он пишет:
Толстой низводит упование на грядущее блаженство с неба на землю и Христос мыслится в этой религии только как человек. Зерно этого размышления до поры зрело, пока не дало ростки в 80-х годах, в пору духовного кризиса, настигшего Толстого.
В 1855 году приехав в Петербург, Толстой сблизился с сотрудниками журнала «Современник», познакомился с И.Тургеневым, И.Гончаровым, А. Островским,Н. Чернышевским. Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в «Исповеди»: «Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел».
В это время создается рассказ «Утро помещика» (1856), позже повесть «Альберт» (1857-58) и роман «Семейное счастье» (1858-1859).
Осенью 1856 году вышел в отставку («Военная карьера — не моя. «, — пишет он в дневнике) и в 1857 отправился в полугодичное заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии. Находясь за границей, Толстой много внимания уделяет европейской системе воспитания и образования.
В 1859 году Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 году он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. В Лондоне познакомился с Герценом, посетил лекцию Диккенса.
В 1862 издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. «Азбука» и «Новая Азбука».
Рассказы «Три смерти», «Казаки»
В 1859 году он пишет рассказ «Три смерти» в котором отображена смерть трёх творений природы: некоей барыни, простого мужика и дерева. В нем он противополагает христианству (хоть и ложному) «религию природы», и оговаривает: смерть мужика спокойна именно потому, что он не христианин. Мир природы, мир животного, есть для Толстого мир счастья, красоты (земной, чувственной) и гармонии. Правда, от христианства Толстой пока не отрекается, но каким-то причудливым образом пытается соединить его в душе своей с иной «верой». В одном из писем он признаётся:
В рассказе «Три смерти» заключён своего рода код к пониманию творчества Толстого. Всё бытие мира он рассматривает всегда как бы на трёх уровнях: на уровне природы (дерево), народа (мужик) и цивилизации (барыня). В каждое событие, в каждого человека он вглядывается пристально и пытливо: к какому уровню бытия принадлежит это событие или этот человек и какую в связи с этим долю правды заключает в себе? И всегда природа становится эталоном истинного восприятия бытия, мужик всегда природным нутром ощущает правду, принадлежность же к цивилизации всегда уродует душу человека.
Оленин — главный герой рассказа «Казаки» (1863)- тяготеет к натуральному существованию. Это тяготение есть, по сути, подсознательное снятие с себя всякой ответственности и всякой вины за свой грех. [5]
«Война и мир»,»Анна Каренина».
Портрет Льва Толстого. Худ. И.Н. Крамской, 1873 |
В сентябре 1862 года Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс (+1919) и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. Он проживет с ней 48 лет, она родит ему 13 детей, из которых семеро останутся живы.
С осени 1863 года он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название «Тысяча восемьсот пятый год». Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного труда. Толстой читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена), и лишь в начале 1865 напечатал в «Русском вестнике» первую часть «Войны и мира». Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю.
Речь о Боге постоянно заходит в произведении, но Бог не мыслится у Толстого в пространстве одного из основных христианских догматов — догмате о Пресвятой Троице. Толстой еще в 1852 году писал в дневнике: «Не понимаю тайны Троицы«. Один из главных героев романа Пьер Безухов, говоря о христианстве, не упоминает имени Христа, но пользуется словом «Бог». А слово это обладает некоторой неопределённостью и может употребляться с равным успехом для обозначения совершенно различных понятий. Собственно, все рассуждения Пьера можно толковать в большинстве случаев и как чисто деистические. Толстой сам постоянно колеблется между христианством и деизмом.
В 1873 году Толстой избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук (в 1900 – почетным академиком).
Весной 1873 года Толстой начал и через 4 года закончил работу над большим романом о современности, назвав его по имени главной героини — «Анна Каренина». В этом произведении, как вспоминала жена писателя, он любил «мысль семейную». Драматически складывающейся семейной жизни Анны Карениной противопоставлено в романе супружеское счастье Константина Левина.
Роман «Анна Каренина» есть повествование о цепи больших и малых преступлений (не в уголовном, разумеется, смысле): о переступлении, постоянном пере-ступании через некую черту, ограничивающую своеволие человека сознанием его ответственности. А на то, что речь в романе идёт именно о преступлении (преступлениях) — и неизбежном наказании — и что преступление здесь не перед законом человеческим обнажается, а перед законом высшим, от Бога идущим, указывается изначально эпиграфом «Мне отмщение, и Аз воздам«.[6]
С моментом окончания романа совпадает начало духовного кризиса Толстого. Внутренние метания героя романа Лёвина есть отражение происходившего в душе самого автора.
Духовный кризис. Создание учения
Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне. Худ. И.Репин, 1887 |
В начале 1880-х семья Толстых переезжает в Москву, чтобы дать образование подраставшим детям. С этого времени зимы Толстой проводит в Москве. Здесь в 1882 участвует в переписи московского населения, близко знакомится с жизнью обитателей городских трущоб, которую описал в трактате «Так что же нам делать?» (1882 — 86), и делает вывод: «. Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!«
В 80-е гг. Толстой заметно охладевает к художественной работе и даже осуждает как барскую «забаву» свои прежние романы и повести. Он увлекается простым физическим трудом, пашет, шьет себе сапоги, становится вегетарианцем, отдает семье все свое крупное состояние, отказывается от прав литературной собственности. В то же время растет его недовольство привычным образом жизни.
Свои новые социальные взгляды Толстой связывает с нравственно-религиозной философией. Новое миросозерцание Толстого широко и полно выразилось в его произведениях «Исповедь» (1879-80, опубликована 1884) и «В чём моя вера?» (1882-84). Труды «Исследование догматического богословия» (1879-80) и «Соединение и перевод четырёх евангелий» (1880-81) кладут основу религиозной стороне толстовского учения.
Бог определяется Толстым прежде всего через отрицание всех тех свойств, какие раскрываются в православном вероучении. У Толстого свое понимание Бога.
Постепенно его мировоззрение вырождается в своеобразный религиозный нигилизм. Толстой подверг критике и отрицанию Символ Веры, Катехизис святителя Филарета, Послание восточных патриархов, Догматическое Богословие митрополита Макария. И всё то, что стоит за этими трудами.
Осенью 1883 года Толстой знакомится с Владимиром Георгиевичем Чертковым (+1936). В.Г.Чертков сразу вошел в ближайшее окружение Толстого, став его первым другом-единомышленником. Вскоре после знакомства Толстой записал в дневнике: «Он удивительно одноцентренен со мной«. Несмотря на разницу в возрасте (более 25 лет) между ними установились глубокие дружеские отношения, со временем Чертков стал Толстому самым близким человеком и «воистину. злым гением Толстого»[9].
В 1884 году Толстой поддерживает издательство «Посредник», руководимое последователями и друзьями Толстого В.Г.Чертковым и И.И.Горбуновым-Посадовым и ставившее своей целью распространение в народе книг, служащих делу просвещения и близких толстовскому учению. Многие произведения Толстого по цензурным условиям печатаются сначала в Женеве, затем в Лондоне, где по инициативе Черткова было основано издательство «Свободное слово».
В эти годы создаются повести «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Дьявол». В то же время Толстой начинает проявлять серьёзный интерес к драматическим жанрам (драма «Власть тьмы», комедия «Плоды просвещения»).
В 1890-е гг. Ясная Поляна становится местом паломничества людей из самых дальних уголков России и из других стран.
Во 2-й половине 90-х гг. Толстой много сил отдает защите религиозных сектантов – молокан и духоборов, содействует переезду духоборов в Канаду.
Отлучение от Церкви
Лев Толстой во время болезни с дочерью Татьяной, 1902 |
В 1899 году в журнале «Нива» был напечатан роман «Воскресение». Прямые, грубые и кощунственные выпады в адрес Православной Церкви имели место в главах 39 и 40.
20-22 февраля 1901 года состоялось специальное Определение Священного Синода за №557, где было засвидетельствовано отпадение писателя от Православной Церкви.
В «Ответе Синоду», Толстой писал:
В 1902 году Толстой написал легенду «Разрушение ада и восстановление его». Софья Андреевна, жена писателя, вспоминала: «Это сочинение пропитано истинно дьявольским духом отрицания, злобы, глумления надо всем на свете, начиная с Церкви. А дети — Саша, еще неразумная, и Маша, мне чуждая — вторили адским смехом злорадствующему смеху их отца, когда он кончил читать свою чертовскую легенду, а мне хотелось рыдать. «.
В том же 1902 году Толстой написал свое знаменитое «Обращение к духовенству», полное такого циничного кощунства, что даже в Советской России оно напечатано только однажды в 90-томном Полном собрании сочинений, которое доступно лишь для специалистов, ученых филологов.
На это обращение откликнулся пр. Иоанн Кронштадтский: «Ренаны, Бюхнеры, Шопенгауэры, Вольтеры — ничто в сравнении с нашим безбожным россиянином Толстым. Написанное Толстым в «Обращении» — с точки зрения христианской — одно безумие«.[10]
Последние годы жизни. Уход из Ясной Поляны. Кончина
Л. Н. Толстой. Май 1908 г. Ясная Поляна. |
В последнее десятилетие жизни Толстой поддерживает личные отношения с В.Г.Короленко, А.П.Чеховым, М.Горьким. В это время созданы: «Хаджи-Мурат», «Фальшивый купон», неоконченная повесть «Нет в мире виноватых», «Отец Сергий», драма «Живой труп», «После бала», «Посмертные записки старца Федора Кузмича. ».
Последние годы жизни Толстой проводит в Ясной Поляне в непрестанных душевных страданиях, в атмосфере интриг и раздоров между толстовцами, с одной стороны, и С.А.Толстой – с другой. Его часто мучает мысль уйти из дома. Он объясняет эти мучения «несоответствием жизни с верованиями».
22 июля 1910 года Толстой, под влиянием Черткова, написал завещание, в котором отказывался от прав на сочинения, написанные им после 1881 года.
В ночь на 28 октября 1910 года Толстой в сопровождении доктора Д.П. Маковицкого навсегда уходит из Ясной Поляны. В письме жене он пишет: «Кроме всего другого, я не могу больше жить в тех условиях роскоши, в которых жил, и делаю то, что обыкновенно делают старики моего возраста — уходят из мирской жизни, чтобы жить в уединении и тиши последние дни своей жизни«.
Толстой посетил Оптину Пустынь и свою сестру, монахиню М.Н. Толстую, в Шамординском монастыре. В Оптиной Пустыни ходил вдоль церковных стен, но так и не зашел на территорию монастыря. «К старцам сам не пойду. Если бы сами позвали, пошел бы» — передает слова Толстого Д.П. Маковицкий в своем дневнике.
В дороге Толстой простудился и заболел воспалением легких. 7 ноября 1910 года писатель скончался без покаяния в пути на станции Астапово Рязанско-Уральской железной дороги.
Из высказывания старца Варсонофия после смерти Толстого: «Хотя он и Лев, но не мог разорвать кольца той цепи, которою сковал его сатана«.
Ольденбург С.С., историк:
Основные произведения
- «Семейное счастье» (1859)
- «Декабристы» (1860—61, незаконч., опубл. 1884)
- «Война и мир» (1863— 1869, печатался с 1865,1-е отд. изд. 1867—69, 3 изд. исправл. 1873)
- «Анна Каренина» (1873— 1877, опубл. 1875—77)
- «Воскресение» (1889— 1899, опубл. 1899)
- Трилогия: «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857; вся трил.—1864)
- «Два гусара», «Утро помещика» (обе — 1856)
- «Казаки» (незаконч., опубл. 1863)
- «Смерть Ивана Ильича» (1884—86)
- «Крейцерова соната» (1887—89, опубл. 1891)
- «Дьявол» (1889—90, опубл. 1911)
- «Отец Сергий» (1890—98, опубл. 1912)
- «Хаджи-Мурат» (1896—1904, опубл. 1912)
- «Посмертные записки старца Федора Кузьмича. » (незаконч., 1905, опубл. 1912)
- «Набег» (1853)
- «Записки маркёра», «Рубка леса» (оба — 1855)
- Цикл «Севастопольские рассказы» («Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», оба — 1855; «Севастополь в августе 1855 года», 1856)
- «Метель», «Разжалованный» (оба — 1856)
- «Люцерн» (1857)
- «Три смерти» (1859)
- «Холстомер» (1863—85)
- «Франсуаза» (переделка рассказа Г. де Мопассана «Порт», 1891)
- «Кто прав?» (1891—93, опубл. 1911)
- «Дорого стоит» (переделка отрывка из очерка Г. де Мопассана «На воде», 1890; опубл. 1899 в Англии, в России 1901)
- «После бала» (1903, опубл. 1911)
- «Фальшивый купон» (кон. 1880-х гг. — 1904, опубл. 1911)
- «Алеша Горшок» (1905, опубл. 1911)
- «Корней Васильев», «Ягоды», «За что?», «Божеское и человеческое» (все — 1906)
- «Что я видел во сне» (1906, опубл. 1911)
- «Ходынка» (1910, опубл. 1912)
- «Нечаянно» (1910, опубл. 1911)
Рассказы и сказки для детей и народного чтения, в т. ч.:
- в «Азбуке» (кн. 1—4, 1872), «Новой азбуке» (1875) и четырех «Русских книгах для чтения» (1875):
- «Три медведя», «Филипок», цикл рассказов о Бульке, «Кавказский пленник» и мн. др.
- Философско-нравоучительные рассказы и притчи, в т. ч.:
- «Чем люди живы» (1881)
- «Где любовь, там и бог», «Вражье лепко, а божье крепко», «Упустишь огонь — не потушишь», «Два старика» (все — 1885)
- «Два брата и золото», «Ильяс», «Свечка», «Три старика», «Много ли человеку земли нужно», «Крестник» (все—1886)
- комедии
- «Зараженное семейство» (1864, опубл. 1928)
- «Первый винокур, или Как чертенок краюшку заслужил» (1886)
- «Плоды просвещения» (1891)
- «От ней все качества» (1910, опубл. 1911)
- драмы
- «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть» (1887)
- «Живой труп» (1900, незаконч., опубл. 1911)
- «И свет во тьме светит» (1880-е—1900-е гг., опубл. 1911)
Публицистика, в т. ч.:
- «Исповедь» (1879—82; опубл. 1884, Женева, в России — 1906)
- статьи
- «О переписи в Москве» (1882)
- «Так что же нам делать?» (1882—86; опубл. полн. 1906)
- «О голоде» (1891; опубл. на англ. яз. 1892, на рус. яз. полн. 1954)
- «Николай Палкин» (опубл. в Женеве 1891)
- «Стыдно» (1895)
- «Рабство нашего времени» (1900; в России опубл. ч. 1—1906, полн.—1917)
- «Не убий» (опубл. за границей 1900, в России — 1917)
- «Царю и его помощникам» (опубл. за границей 1901)
- «Не могу молчать» (опубл. за границей 1908, в России до 1917 распространялась нелегально)
Педагогические сочинения, в т.ч.:
- ст. «Прогресс и определение образования» (1863) и др.
- «Исследование догматического богословия» (1879—80)
- «Соединение и перевод четырех евангелий» (1880—81)
- «В чем моя вера» (1884)
- «Царство Божие внутри вас» (1893, на франц. яз.; в России запрещено, опубл. 1906) и др.
- «Речь в Обществе любителей российской словесности» (1859, опубл. 1928)
- «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» (1862)
- «Об искусстве» (1889, незаконч., опубл. 1927)«Что такое искусство?» (1897—98)
- «О Шекспире и о драме» (1906)
- «О Гоголе» (1909)
Литература
- Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников, 1978
- Л.Н. Толстой: pro et contra, 2000
- Абрамович Н.Я. Религия Толстого, 1914
- Басинский П.В. Лев Толстой: Бегство из рая, 2010
- Бирюков П.И. Биография Толстого, 1911—1913
- Булгаков В.Ф. Толстой в последний год его жизни, 1957
- Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого, 1959
- Зверев М.А., Туниманов В.А. Лев Толстой, 2006
- Мережковский Д.С. Толстой и Достоевский,2000
- Новые материалы о Толстом: Из архива Н. Н. Гусева., 2002
- Георгий Ореханов, свящ. Жестокий суд России: В.Г. Чертков в жизни Л.Н. Толстого, 2009.
- Георгий Ореханов, свящ. Русская Православная Церковь и Л.Н. Толстой, М.: Издательство ПСТГУ, 2010
- Толстая А. Л. Отец: Жизнь Льва Толстого, 1989
- Толстая С. А. Дневники, 1978
- Толстой И. Л. Мои воспоминания, 1969
- Толстой Л. Л. В Ясной Поляне: Правда об отце и его жизни, 1923
- Чертков В.Г. О последних днях Льва Николаевича Толстого, 1911
- Чертков В.Г. Уход Толстого, 1922
Использованные материалы
- Андреев И.М. Русские писатели XIX века, М., 2009
- Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII–XX веках.
- Ильин И.А. Мировоззрение Льва Толстого. Собрание сочинений: В 10 т. Т.6. Кн.III, с.462
- Ольденбург С.С. Николай II. Его жизнь и царствование, М., 2010, с.323-324
- Ответ о. Иоанна Кронштадтского на обращение гр. Л.Н. Толстого к духовенству, 1902
- http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HISTORY/EXCOMM/IOANN.HTM
- Биография Л.Н. Толстого
- http://litera.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12499&ob_no=12771
[2] Бирюков П.И. Л.Н. Толстой. Берлин, 1921
[3] Ответ о. Иоанна Кронштадтского на обращение гр. Л.Н. Толстого к духовенству, 1902
[4] эта попытка запечатлена в повести «Утро помещика», 1857
[5] Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII–XX веках.
[7] Ильин И.А. Мировоззрение Льва Толстого. Собрание сочинений: В 10 т. Т.6. Кн.III, с.462
[9] Андреев И.М.Русские писатели XIX века, М.,2009, с.369
[10] См. книгу «Отец Иоанн Кронштадтский и граф Лев Толстой» (Джорданвилль, 1960 г.)