биография Милия Алексеевича Балакирева Кратко

Краткая биография Балакирева

Милий Алексеевич Балакирев

Милий Алексеевич Балакирев — композитор и пианист, полностью посвятивший себя музыке. Это идейный вдохновитель, чье творчество актуально до сегодняшних дней. Милий Балакирев родился 2 января 1837 года в Нижнем Новгороде. Его отец — титулярный советник. Мать разбиралась в музыке и учила сына играть на фортепиано.

В детстве Милий обучался в Москве. Его преподавателем был Александр Дюбюк, композитор и педагог. Позже мальчик обучался в Нижнем Новгороде под руководством Карла Эйзериха. Достичь успехов в жизни юноше помог Александр Улыбышев, литератор и музыкант-любитель.

В 1849 году Балакирев поступил в Нижегородский дворянский институт и окончил его в 1853 году. На протяжении следующих двух лет юноша учился в Казанском университете (на факультете математики). В это время Милий написал фортепианную фантазию и романс под названием «Ты пленительной неги полна».

В 1855 году начинающий композитор отправился в Петербург. Здесь он познакомился с Михаилом Глинкой. Тот убедил юношу и дальше заниматься музыкой. В 1855 году Балакирев появился перед большой публикой в виде виртуоза-пианиста. В 1862 году была организована «Бесплатная музыкальная школа». Ее основателями был Балакирев и Ломакин. В это время композитор занимал центральное место в «Могучей кучке». В 1866 году пианиста пригласили в Прагу. Милий руководил постановкой опер, созданных Глинкой.

В 1867 году у Балакирева начался новый жизненный этап. Он был участником Императорского русского музыкального общества и дирижировал симфоническими оркестрами. Николай Рубинштейн увидел талант композитора и предложил работать в Московской консерватории. Милий отказался от такого предложения, поскольку не считал себя квалифицированным специалистом.

В 1868 году Балакирев вступил в должность директора музыкальной школы. В 1870-ых годах его отстранили. В 1872 году Милий Алексеевич освоил новую деятельность. Он работал служащим в конторе. В эти годы Балакирев готовился к принятию монашества. Священник Иван Верховский отговорил его от этого. В 1881 году Милий снова начал работать в музыкальной школе. В 1883 году композитор заведовал придворной певческой капеллой. Он создал уникальную программу для научных классов, развивал оркестровый класс.

У Балакирева не было ни жены, ни детей. Он был атеистом и вольнодумцем. После смерти матери Милий обратился к религии. Он стал вегетарианцем, полюбил животных. Композитор был настоящим патриотом и писал гимны, посвященные членам императорской семьи.

Милий Балакирев создал много оркестровых и вокальных сочинений. К наиболее известным произведениям относится «Русь», музыка к королю Лиру, пьеса «Исламей». Не менее известна «Золотая рыбка», «В саду», «Эскизы». Особенного внимания заслуживают песни и романсы: «Баркаролла», «Догорает румяный закат», «Взгляни, мой друг».

Милий Алексеевич Балакирев умер 29 мая 1910 года в Санкт-Петербурге. Его похоронили на Тихвинском кладбище.

В честь известного пианиста в Нижнем Новгороде был открыт музей. Также именем выдающегося человека названа школа искусств в Москве и музыкальное учреждение в Тольятти.

Биография Балакирева

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 103.

Балакирев Милий Алексеевич (1836–1910 гг.) — русский пианист и дирижёр. Плодотворный композитор, на чьём счету немало фортепианных, вокальных и оркестровых произведений. Милий Балакирев, биография которого стала олицетворением преданного служению музыке, был известен как глава творческого объединения «Могучая кучка», задача которого состояла в воплощении русской национальной идеи в музыке. В нашей статье вы сможете узнать интересные факты жизни музыканта, которые будут полезны для детей школьного возраста.

Ранние годы

Милий Алексеевич Балакирев появился на свет 21 декабря 1836 года (2 января 1837 года по новому стилю) в Нижнем Новгороде, в старинном дворянском семействе с богатой историей.

Поначалу музыкальным образованием Милия занималась его мать, которая преподавала сыну основы игры на фортепиано. Когда же мальчику исполнилось 10 лет, он на все летние каникулы переехал в Москву, чтобы брать уроки у известного пианиста и композитора Александра Дюбюка.

Вернувшись в Нижний Новгород, Милий продолжил занятия с местным пианистом Карлом Эйзерихом. В краткой биографии Балакирева стоит отметить, что он так и не получил систематического музыкального образования.

Большое участие в судьбе юного музыканта принял меценат, большой знаток музыки А. Д. Улыбышев, который смог сразу разглядеть в Балакиреве талант. В доме Улыбышева Балакирев выступал в качестве пианиста, дирижировал любительским оркестром на музыкальных вечерах.

В 1853 году Милий Балакирев под влиянием семьи поступил на математический факультет Казанского университета, но уже через год бросил его, чтобы всего себя посвятить музыке.

Первое признание

В 1855 году Улыбышев, видя усердие Балакирева, решил взять его с собой в Санкт-Петербург, чтобы познакомить с выдающимся композитором М. И. Глинкой. Милий смог продемонстрировать свои вокальные сочинения мэтру, и тот высоко оценил творчество начинающего композитора. Глинка также посоветовал ему посвятить себя сочинению музыки в национальном духе.

Спустя год состоялось дебютное выступление Балакирева перед петербургской публикой в качестве виртуоза-пианиста. Не только зрители, но и искушённые музыкальные критики с восторгом приняли творчество Милия.

Популярность Балакирева быстро росла. Он стал получать приглашения выступать в знатных домах столицы, в короткие сроки его концертная деятельность стала очень насыщенной.

Несмотря на большой успех, Балакирев не зазнался. Молодой человек понимал, что самое важное для него — написание музыки. Сократив количество концертов до минимума, он с упоением принялся сочинять композиции.

«Могучая кучка»

1850-е годы оказались самыми важными в творческой биографии Балакирева. Именно тогда она познакомился и завёл дружбу с музыкантами В. В. Стасовым и А. С. Даргомыжским, с которыми образовал кружок «Могучая кучка».

Музыкантов объединяли поиски национальных корней и тяга к родной культуре. Они записывали и изучали образцы русского музыкального фольклора и русского церковного пения. Полученные результаты музыканты в обработанном виде воплощали в музыкальных сочинениях, чаще всего в операх.

Педагогическая деятельность

В 1862 году Балакирев стал одним из основателей «Бесплатной музыкальной школы», которая находилась под императорским покровительством. Воспитанники школы часто устраивали концерты, в которых Балакирев дирижировал оркестром.

В 1870-х годах Балакирев был отстранён от руководства и очень тяжело переживал своё увольнение. Он даже хотел уйти в монастырь, но благодаря священнику Ивану Верховскому смог вновь вернуться к музыке.

В 1883 году композитор получил назначение на должность заведующего придворной певческой капеллой. На новом месте Балакирев смог проявить себя талантливым администратором и заботливым руководителем. Его усилиями была разработана программа научных классов, он много времени уделял развитию оркестровых классов при капелле.

Милий Алексеевич так и не завёл семью. Все свои силы он отдавал музыке и заботе о младших сёстрах. Стойко переносить тяжелые жизненные периоды ему помогала религия. Скончался композитор Балакирев 29 мая 1910 года.

Милий Балакирев

Биография

Знаменитый российский композитор 19-го столетия Милий Балакирев посвятил всю свою жизнь музыке, так и не найдя простого человеческого счастья. Он стал идейным вдохновителем и создателем отдельного течения в искусстве, а его талантливое наследие актуально и по сей день.

Детство и юность

Балакирев Милий Алексеевич появился на свет 2 января 1837 года в Нижнем Новгороде, Российская империя. Мать мальчика занималась воспитанием детей и домашним хозяйством, а отец Алексей Константинович являлся представителем дворянства и титулярным советником.

Милий Алексеевич Балакирев / Piano Society

Члены семьи Балакиревых были последователями традиционной христианской религии и сына растили в соответствующей атмосфере. Маленький Милий являлся настолько религиозным, что родные в шутку пророчили ему будущее архиерея. Вера в Бога впоследствии так и осталась важной темой для композитора на всю жизнь.

С ранних лет Балакирев-младший демонстрировал интерес и способности к музыке, что не скрылось от глаз его матери. В возрасте 6 лет Милий начал обучаться игре на фортепиано и демонстрировать весомые успехи. Для того чтобы талант мальчика раскрылся в большей степени, родители повезли его в Москву.

В столице ребенок прошел ускоренный курс фортепианной техники у популярного педагога и композитора Дюбюка Александра, а в родном городе продолжил освоение инструмента под предводительством местного дирижера и пианиста Карла Эйзериха. Именно он познакомил ученика с А. Д. Улыбашевым – музыкантом-любителем, меценатом и просветителем, который значительно повлиял на становление личности Милия.

Портрет Милия Балакирева. Гравюра Л.А. Серякова / Журнал «Всемирная иллюстрация», Википедия

В доме Александра Дмитриевича часто устраивались торжественные вечера с обсуждениями проблем искусства и концерты, на которых присутствовали все сливки творческого общества – местные мыслители, литераторы и музыканты. Именно на подобных мероприятиях сформировались основы эстетического мировоззрения будущего композитора.

Неожиданная смерть матери Милия положила конец его постоянным урокам музыки. Когда Балакирев-старший женился во второй раз, его зарплаты хватало лишь на то, чтобы прокормить большую семью. О том, чтобы оплатить учебу сына, не могло идти и речи. Когда мальчику исполнилось 12 лет, его отдали в Нижегородский дворянский институт. Там Милию удалось получить среднее образование благодаря помощи местного дворянства.

В 16 лет он поступил на математический факультет Казанского университета вольнослушателем, но его учеба продлилась совсем недолго – спустя год парню перестало хватать средств на оплату образования. Чтобы прокормить себя, Балакирев давал частные уроки музыки. В этот период он сочинил свои первые произведения – пьесы для фортепиано и романсы.

Музыка

Александр Улыбашев, наблюдая за тем, как одарен Милий, принимает решение взять его с собой в Санкт-Петербург в 1855 году и знакомит там с композитором Михаилом Глинкой. Балакирев, для которого музыка являлась главнейшей частью жизни, продемонстрировал свои вокальные сочинения мэтру. Мужчина высоко оценил творчество талантливого юноши и посоветовал ему посвятить всего себя написанию музыкальных композиций.

Композитор Милий Балакирев / NNDB

В 1856 году начинающий творец представил слушателям свои дебютные сочинения, а также продемонстрировал талант дирижера и пианиста во время исполнения концертного аллегро с оркестром для фортепиано. Музыкальные критики и зрители с восторгом приняли творчество Милия, после чего ему стали предлагать выступить в знатных домах. Это обстоятельство улучшило финансовое положение парня, но повлияло на загруженность – у него совсем не оставалось свободного времени.

Балакирев, чьи работы были сочинены в национальном русском стиле, постепенно начал набирать популярность в высшем обществе и вести активную концертную деятельность. Однако уже тогда Милий понимал, что его главное предназначение – это создание музыки и передача передовых идей, поэтому юноша сократил количество концертов до минимума, несмотря на то, что это ударило по его кошельку, и взялся за написание музыки и просветительство.

На заре 1850-х годов в биографии парня фигурирует большое количество новых знакомств с музыкантами – В. Стасовым, А. Даргомыжским, совместно с которыми он образовал кружок «Могучая кучка», а также с А. Серовым. Участники этого объединения разговаривали о произведениях и судьбе отечественной музыки. С каждым днем единомышленников становилось все больше – со временем к «кучке» присоединились такие внушительные композиторы Российской империи, как А. Бородин, Ц. Кюи, Н. Римский-Корсаков, М. Мусоргский.

Милий восхищался каждым из молодых дарований и считал себя обязанным помочь найти им неповторимый музыкальный стиль и развить талант. Постепенно сформировывалась богатая команда артистов, в которой у каждого была выработана персональная манера исполнения. Но это не мешало молодым людям взаимно помогать друг другу обозначить общий национальный колорит. «Могучая кучка» активно пропагандировали идею народности в современном искусстве, которая являлась авангардной внутри русской культуры.

Сольная творческая деятельность Балакирева началась с сочинения фортепианных пьес и любительских романсов. В начале пути на парня оказывало сильное влияние знакомство с композитором Михаилом Ивановичем Глинкой. В 1866-м он пригласил Милия на должность руководителя постановки опер «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», которые должны были пройти в пражском театре. На этой работе музыкант проявил себя как талантливый дирижер и трудолюбивый работник.

Милий Балакирев — Симфоническая поэма «Тамара»

В конце 1860-х начался непростой этап в биографии Балакирева – композитора начали подвергать клевете и гонениям, что немало повлияло на его общее психологическое состояние. Впоследствии мужчина на несколько лет потерял вдохновение и практически прекратил свою музыкальную активность. Спустя более 10 лет (в 1881-м) он возобновил свою деятельность – начал заниматься руководством капеллы и написанием новых зрелых произведений. В этот период в свет вышла симфоническая поэма под названием «Тамара».

Под конец 1890-х годов наступил финальный творческий и крайне активный период жизни музыканта. Он сочинил множество композиций для фортепиано, работал над такими симфоническими поэмами, как «В Чехии» и «Русь».

Личная жизнь

Из-за того, что Милий Алексеевич был заложником трудных жизненных обстоятельств (всю жизнь он еле-еле сводил концы с концами, о нем постоянно злословили недоброжелатели) и творческой, увлекающейся натурой, ему не удалось стать счастливым в личной жизни, найти жену и создать собственную ячейку общества. Композитор так и остался навсегда холостяком, помешанным на музыке.

Портрет Милия Балакирева / Österreichische Nationalbibliothek

Интересным фактом является то, что, несмотря на огромный вклад не только в российскую культуру, но и европейскую, ни в одном городе ему так и не воздвигли памятник или постамент с портретом. Всю жизнь мужчина был крайне набожным и одно время всерьез задумывался о том, чтобы уйти в монастырь.

Смерть

Балакирев Милий Алексеевич скончался 29 мая 1910 года в возрасте 73 лет. Он прожил долгую и крайне насыщенную жизнь. Тело композитора покоится на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге. Точная причина смерти неизвестна.