биография Летчика Испытателя Марины Попович

Марина Попович

Фото Все

Видео Все

Марина Попович: »О чём кричат нам инопланетяне?»

Документальный фильм о Марине Попович

Марина Попович, военный лётчик-испытатель, установившая 102 мировых рекорда на самолётах

Марина Попович — биография

Попович Марина Лаврентьевна – военная, женщина-летчица в советский период. Известный испытатель новых моделей самолетов. Награждена медалями и орденами «За отвагу» и «Мужество».

Детские годы

Марина Попович, в девичестве известна как Васильева родилась на отдаленном хуторе Леоненки, что находится в Велижском районе, в Западной области. Последняя ныне носит название Смоленская. А вот точной даты рождения в биографии не указано. Сегодня точно не известно по какой причине дату не установили, но одни исследователи указывают вторую половину июля 1931 года, а другие утверждают, что Марина Лаврентьевна родилась в 1937 году, 12 июля.

У родителей девочки, Щербаковой Ксении Логиновны и Лаврентия Федосовича Коровкина-Васильева, кроме дочери было еще пятеро детей. Когда Марина была ребенком, погибла сестра Зоя, после чего именно она стала старшей среди детей. Из рассказов самой женщины известно, что отец перегонял по Западной Двине плоты и очень хорошо играл на скрипке. Сама девочка со временем научилась играть на детских цимбалах. В семейном оркестре был еще дядя, который аккомпанировал на баяне. Вся семья надеялась, что Марина выберет своим будущим музыку.

Марина Попович в молодости

Однако этот путь выбрала ее сестра Валентина, получившая диплом в консерватории и ставшая дирижером в театре. Карьеру летчика, ей посоветовали выбрать братья мамы, которые и сами были пилотами. В первые дни Великой Отечественной войны семья оказалась в эвакуации в Новосибирске. Спустя много лет, Марана Лаврентьевна рассказывала, как они жили на своем хуторе и их начали бомбить. Двоюродные братья ушли в партизаны. «Память о войне, она такая крепкая. Я помню, как хотелось отомстить. Наверное, поэтому, когда выросла, желание летать у меня осталось».

Впервые Марина попыталась осуществить свою мечту в 1947 году. Однако на пути было множество препятствий, и прежде всего ее небольшой рост всего метр пятьдесят сантиметров. Девушка попросту не могла достать до педалей. Вернувшись домой она поставила перед собой цель – стать выше. Найдя снаряжение альпиниста, Марина Лаврентьевна просила родственников подвешивать ее на нем вниз головой. В шестнадцать лет, толи занятия действительно помогли, толи природа взяла свое, девушка вытянулась и ее рост составил метр шестьдесят один сантиметр. Наконец-то инструктор в аэроклубе допустил ее до полетов. Сначала юная летчица просто прыгала с парашютом, а спустя время ей доверили и штурвал.

Не меньше чем рост, инструкторов смущал и пол Марины. Если в годы войны девушек легко зачисляли в авиацию, то уже после ее окончания, простые модели самолетов сменились реактивными, и женщины стали очень редким явлением в авиационном училище. Юный возраст также не радовал, однако этот факт марину Попович вовсе не смущал, так как она сделала себя старше на шесть лет при поступлении. Обратившись на прямую к заместителю председателя Совета министров Ворошилову. Полученное разрешение помогло Марине Попович осуществить свою заветную мечту, она стала летать.

1948 год в биографии Марины Попович ознаменовался первым ее полетом в качестве курсанта на Ут-2. Спустя три года она уже получила документы об окончании Новосибирского авиационного техникума, и затем работала, занимая специальность сварщика-технолога по производству, на заводе имени «Коминтерна».

Саранскую летную школу девушка окончила в 1954 году, где получила специальность «летчик-инструктор». На протяжении нескольких лет, здесь же в школе отработала педагогом, а в 1958 году ушла в аэроклуб имени Чкалова, где ей предложили должность летчика-инструктора.

Летчица Марина Попович в молодости

С 1960 года девушку допустили до пилотирования реактивных самолетов, хотя и в качестве ученика. За короткое время летчица освоила все приемы и уже спустя несколько лет стала единственной женщиной в Советском Союзе защитившей звание летчик-испытатель первого класса, в гражданской авиации.

Стремясь во всем быть лучшей, Марина не побоялась участвовать в отборе в космонавты среди женщин. В 1962 году она прошла стандартный медицинский отбор в составе второй восьмерки. Однако к сожалению, на испытания так и не попала. В 1963 году Марину Лаврентьевну зачислили в Вооруженные силы на должность транспортного летчика одного из звеньев. Еще спустя год девушка уже была летчиком-испытателем и командиром судна Ан-12 в ВВС. В 1966 году официально получила диплом об окончании Высшего авиационного училища.

Достижения

Марина Лаврентьевна Попович навсегда вписала свое имя в летную авиацию. Как первая среди женщин, преодолевшая звуковой барьер пилотируя истребитель МиГ-21. За это коллеги прозвали ее «мадам МиГ».

Марина Попович в самолете

В 1965 году смогла зафиксировать новый в мире рекорд по скорости полетов на самолете «РВ». Она прошла круг, расстояние которого составило две тысячи километров, со средней скоростью в 737 километров в час.

20 сентября 1967 года – преодолела рекорд, установленный американкой Жаклин Кокран. Маршрут пилотируемого Мариной самолета пролегал от Волгограда до Москвы, затем в Астрахань и снова завершался в Волгограде. Всего 2510 километров, что на 344 километра больше маршрута американской летчицы.

Всего у Марины Попович десять установленных рекордов, которые она совершила, являясь командиром воздушного судна АН-22 гиганта «Антей». Последний рекорд женщина поставила преодолев вместе с командой более 1000 километров на средней скорости 600 километров в час. При этом на борту был груз в пятьдесят тонн.

Летчик-испытатель Марина Попович за свою жизнь установила 101 мировой рекорд. Тринадцать из них были зарегистрированы в Международной ассоциации авиации. Сумма ее налетных часов равняется примерно шести тысячам. При этом летала женщина практически на всех типах самолетов.

Вплоть до 1978 года Марина Лаврентьевна была на службе в авиации НИИ, которая базировалась во Владимирске.

Марина Попович преподает

С 1984 года президент «Версто», летной ассоциации в Тушино. Одно время возглавляла «Конверст Авиа» авиакомпанию при авиационной промышленности. Участница движения «Надежда России». Профессор Национальной академии физической культуры имени Лесгафта.

Личная жизнь

В личной жизни Марины было два любимых мужчины. С первым мужем они поженились в 1955 году. Им стал Павел Попович известный в Советском Союзе летчик-космонавт. В восьмидесятые годы в семье неожиданно случился развод. У пары к этому времени уже родилось две дочери Наталья и Оксана.

Марина Попович с семьей

Вторым супругом Марины Лаврентьевны стал Борис Жихорев, который так же был летчиком военной авиации, генерал-майор в отставке.

Последние годы своей жизни Марина с семьей жила в Краснодарском крае. Здесь, еще в 2013 году супруги приобрели участок и построили свой дом. Женщина продолжала вести активный образ жизни и принимала участие во многих роенных мероприятиях.

Утром тридцатого ноября 2017 года женщине неожиданно стало плохо и ее госпитализировали в Краснодарский кардиологический центр. В тот же день Марины Попович не стало.

Марина Попович с мужем Борисом Жихоревым

Ее похоронили со всеми почестями на Федеральном мемориальном военном кладбище 4 декабря 2017 года.

Награды

Среди наград, врученных Марине Попович Ордена «Трудового красного Знамени» (1985), «Знак Почета» (1958). Золотая медаль авиации (1972).

Могила Марины Попович

2004 год – Лауреат Национального признания общественности за достижение женщин «Олимпия».

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Марина Попович

МАРИНА ПОПОВИЧ. ИЗ СЕРИИ БИОГРАФИИ ГЕРОИЧЕСКИХ ЖЕНЩИН

Марина Лаврентьевна Попович (девичя фамилия Васильева) по официальной версии родилась 20 июля 1931 года на хуторе Леоненки в Велижском районе Западной области (сейчас Смоленская область), в семье Лаврентия Федосовича Коровкина-Васильева и Ксении Логиновны Щербаковой. Марина Попович — лётчик-испытатель 1-го класса, заслуженный мастер спорта СССР, 102-кратный рекордсмен мира, полковник-инженер. Доктор технических наук, профессор, уфолог. Член Союза писателей России.

Отец Марины по душе был музыкантом, хорошо играл на скрипке и сам их делал. А работа у него была суровая, но красивая – он перегонял плоты по Западной Двине.

«Мой папа был скрипачом, с детских лет я с ним выступала на концертах (играла на маленьких цимбалах), а дядя Карп — на баяне. Такой был у нас семейный инструментальный ансамбль. Поэтому родители и родственники были уверены: моё будущее — музыка», — вспоминала Марина Лаврентьевна.

Но война и все ее ужасы, которые молодой девочке пришлось пережить, определили иное будущее Марины. На ее глазах фашистские летчики на своих самолетах охотились за отдельными детьми и женщинами и расстреливали их ради забавы… Вот тогда у нее и появилось желание стать летчиком, чтобы «громить фашистов». В ту пору Марине было всего четыре года… Но война кончилась, а желание летать стало великой любовью и делом всей жизни!

Марина хотела поступить в авиационное училище, но было много препятствий: одно из них – ее малый рост (1,50 метра). Ее ноги не доставали до педалей. Тогда она решила вытянуть себе ноги! Она вспоминала: «Я нашла альпинистские цапли и просила, чтобы меня подвешивали вниз головой. В результате, то ли я подросла (мне было 16 лет), то ли помогли мои занятия, но мой рост увеличился до 1,61 метра и путь в аэроклуб стал открыт. Сначала я прыгала с парашютом, а потом стала летать».

Когда Марина окончила училище, их командир — Каманин Николай Петрович присутствовавший на выпускном вечере, выступил и сказал то, что Марина запомнила на всю жизнь: «Запомните пять нравственных правил. Каждый человек должен быть безупречным, честным, ответственным, добрым и смелым». Для Марины эти слова стали не только самыми главными в жизни, но и самой ее природой.

Марина Лаврентьевна так описывает начало своей летной жизни:
«Когда я была подростком, я написала письмо Ворошилову — он был тогда министром. Ворошилов ответил, что если у меня есть способности, надо меня направить в училище. А я к тому времени уже летала. В училище я опоздала почти на шесть месяцев, но все равно догнала всех остальных, и даже осталась работать в училище после окончания. Потом я поступила в авиационный институт. Стала летчиком-инструктором. Потом стала мечтать о военной карьере летчика-испытателя. И эта цель повела меня дальше. Закончила институт, потом академию, аспирантуру. Защитила кандидатскую».

Марина Попович начала испытывать самолеты. В те времена конструкторы и летчики штурмовали сверхзвуковые скорости. Летчикам в те времена, когда не было современной техники, было очень трудно. Из ее воспоминаний:
«Нас обклеили датчиками, и выяснилось, что при тяжелых условиях, например, в случае отказа техники, пульс физически здорового летчика достигает 150 ударов в минуту, давление доходит до 220, дыхание 47 раз в минуту и температура тела — 38,7 градуса».

«Я была летчиком-истребителем, летала на всех МиГах, вплоть до МиГ-21. В 1965 году мне удалось преодолеть звуковой барьер и достичь скорости 2320 км/час. Этот штурм больших скоростей и больших высот стоил жизни многим моим друзьям — они погибли при испытаниях. Я стала летчиком-испытателем в 1964 году, и со мной в группу пришло 18 человек. 16 из них не вернулись из полета. Первые пять своих книг я написала о летчиках, невернувшихся из полета».

Она первой из женщин лётчиков-испытателей преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе МиГ-21 . За это она получила прозвище «мадам МиГ».
И конечно Марина, во всем стремящаяся выше, дальше, больше, мечтала летать в космосе, но не прошла комиссию. Сама Марина Лаврентьевна так объяснила ситуацию: «Меня не пустили, потому что у меня была маленькая дочь, 6 лет. Сказали: «Вот слетает муж, потом вы полетите»…

Эта женщина, беспредельно любящая небо и во имя развития авиации и космонавтики, во имя Общего Блага человечества, готовая на любые подвиги, проявив небывалое мужество, устремленность и героизм, побила 102 мировых рекорда на самолетах разных типов и классов. ИТАР-ТАСС как то писало о ней: «рекорды стали „обычной работой“ лётчицы».

Может ли подвиг стать обычным делом? Каждый новый рекорд – это преодоление неожиданных трудностей и смертельный риск, но прежде всего это преодоление себя – всех своих внутренних ограничений и преград. Для этой женщины, величие и сила духа, которой делали ее бесстрашной практически в любой ситуации, подвиг действительно стал повседневной работой.

Марина начала летать в 1948 году. Окончив в 1951 году авиационный техникум в Новосибирске, она начала работать инженером-конструктором на заводе им. Коминтерна. А окончив Центральную лётно-техническую школу ДОСААФ в Саранске (позже переделанную в Московский филиал Киевского авиационного института), она некоторое время работала здесь инструктором, с 1958 года стала лётчиком-инструктором в Центральном аэроклубе им. В. П. Чкалова. И вновь трудное преодоление: она добилась приёма на военную службу, чтобы получить право управлять истребителем, а позже окончила и Ленинградскую Академию Гражданской Авиации.

Марина Попович овладела техникой пилотирования на реактивных самолётах с 1960 года и после этого стала единственной в стране военной лётчицей-испытателем 1-го класса!

Установленные Мариной Попович 102 мировых рекорда зарегистрированы в Международной Авиационной Ассоциации (ФАИ). Летом 1965 г. на самолете «РВ» с двумя турбореактивными двигателями она установила мировой рекорд скорости полётов на самолётах данного класса, пройдя замкнутый двухтысячекилометровый маршрут со средней скоростью 737,28 км/ч. 20.09.1967 г. Тем самым она побила мировой рекорд американки Жаклин Кокран, пролетев на самолете «РВ» по маршруту Волгоград — Москва — Астрахань — Волгоград — 2510 км. и превысив рекорд на 344 км. 10 мировых рекордов завоевано ею в качестве командира воздушного корабля-гиганта «Антей» (АН-22) — самого большого и тяжелого самолета в мире. В последнем рекордном полёте экипаж, возглавляемый Попович, преодолел расстояние в 1000 км со скоростью, превышающей 600 км/ч, с грузом 50 тонн. А ведь управление этой гигантской машиной было для женщины особенно тяжело даже физически, ибо на педали надо было давить силой в 100 кг., а повороты руля при крене требовали усилия в 45 кг.!

Вместе со вторым мужем, генерал-майором авиации в отставке — Б. А. Жихоревым, работала в авиакомпании, занимающейся военными вертолётами.

Марина Попович в 1979-1984 годах работала ведущим лётчиком-испытателем в ОКБ Антонова. Потом работала на посту Президента лётной ассоциации «ВЕРСТО» в Тушино, возглавляла авиакомпанию «Конверс Авиа» при Министерстве авиационной промышленности.

Марина Попович освоила более 40 типов самолётов и вертолётов, налетала 5600 часов, испытывала авиационную технику в ГК НИИ ВВС им. В. П. Чкалова и КБ О. К. Антонова в том числе по пяти видам самолётов в качестве ведущего лётчика-испытателя.

Особо надо отметить ее работу в исследовательском центре А. Е. Акимова, занимающемся изучением торсионных полей. Это была работа на самом переднем крае науки. Официальная наука не признавала теорию торсионных полей. Но Марина Лаврентьевна, так же как и А. Акимов, подобно Г.Галилею и Д.Бруно была всегда среди мыслителей-первопроходцев человечества, стремящихся преодолеть все барьеры и увидеть то, что для большинства людей находится за горизонтом их мышления, воображениея и видения. А это тоже подвиг – подвиг преодоления стереотипов мышления, подвиг преодоления собственного ума, подвиг познания неведомого! Ибо это означает как минимум не только осмеяние в научном сообществе или «путевку в дур дом», но и потерю общественного статуса и даже угрозу для жизни!

Впрочем, такая же ситуация была и в отношении ее признания существования так называемого феномена НЛО и участия в его поисках и исследованиях всего с этим связанного, включая контакты с представителями внеземной цивилизации. Так же сюда можно отнести ее исследования Йети или «снежного человека» и многих иных паранормальных явлений в небе и на земле, под водой и под землей… Ибо многое из этих исследований до сих под держится в секрете спец службами разных стран.

Но Марину Попович ничто не могло остановить! Известна ее крылатая фраза: «Я не верю в НЛО — я их три раза видела»! Это говорит человек абсолютно чистый и честный, никогда ни у кого невызывающий ни малейшего сомнения! И она не просто говорит, а доказывает и показывает и научно и экспериментально, и описывает в своих книгах… Не случайно она во многих странах считается одним из признанных ведущих уфологов мира, специалистом по внеземным цивилизациям и является действительным или почетным Председателем многих общественных и международных уфологических организаций разных стран.

В 2003 году в Санкт-Петербурге вышел первый тираж книги «НЛО над планетой Земля», написанной Мариной Попович. За эту книгу, которую она писала 15 лет, автор получила премию имени М.В.Ломоносова.

Марина Попович в 2009 году совместно с Поповой В.В. и Андриановой Л.В. написала еще одну книгу о космических цивилизациях: «Система передачи информации внеземных цивилизаций». Эта уникальная книга доказывает, что «контакт с внеземными цивилизациями уже давно состоялся. В течение тысячелетий они создали на Земле огромное количество объектов, образующих систему передачи информации». Авторами впервые создан словарь символов внеземных цивилизаций, который «позволит теперь каждому прочитать их послания». В книге дана интереснейшая информация о встречах летчиков с НЛО, и о том, что «НЛО подчас оказывали им помощь в критических ситуациях». Марина Лаврентьевна убеждена в том, что новые знания, изобретения и открытия по большей части человечеству дает иной высоко духовный космический разум! Она убеждена в том, что инопланетяне на своих «тарелках» «совершают маневры, то есть проявляют некие разумные поведенческие мотивы. Вот это главное — разумные!» Она говорит: «Каждый раз я словно чувствовала, что там находится разумное существо. В том, что их поведенческие мотивы разумны, я убеждена на 100%.».

Поистине героизм открывает высочайшие возможности познания Вселенной и самого человека.

На счету писательницы — Члена Союза писателей России — М. Л. Попович — полтора десятка книг, сборников стихов и киносценариев. Среди них такие книги как: «Жизнь — вечный взлет», «Прыжок в небо», «Сестры Икара», «Автограф в небе», «НЛО над планетой Земля», «УФО-гласность», «Система передачи информации внеземных цивилизаций» (в соавторстве с В.Поповой и Л.Андриановой), «Письма внеземных цивилизаций» (так же в соавторстве с В.Поповой и Л.Андриановой), «Магия неба», «Наедине с небесами», «Я — лётчик. Воспоминания и размышления» и др.. М. Л. Попович – так же автор киносценариев к фильмам «Букет фиалок» и «Небо со мной».
Марина Лаврентьевна ведет активную и общественную деятельность, включая ее международные проекты и участие в общественной деятельности разных стран. М. Л. Попович — активистка КПРФ, участница женского движения «Надежда России». С 2007 года по настоящее время М. Л. Попович является вице-президентом Международного Центра Рерихов. Марина Лаврентьевна — проректор НОУ ВПО «Институт управления» (Архангельск) по патриотическому воспитанию молодёжи.

Ее общественный статус подтвержден многими отечественными и иностранными наградами. Вот некоторые из них: Орден Трудового Красного Знамени, Орден «Знак Почёта», «Герой Социалистического Труда» , Обладательница «Большой Золотой медали ФАИ» за распространение аэронавтических знаний, Лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства, Заслуженный мастер спорта СССР и т.д..

На небе в созвездии Рака есть звезда — Марина Попович, названная именем великой женщины, чей человеческий, трудовой, летный, исследовательский, писательский, спортивный… и другие подвиги навсегда утвердили в сознании человечества мысль о том, что недоступного, недостижимого для женщины не существует.

Высокая духовность, героическое дерзновение и постоянное напряжение всех сил во имя служения Общему Благу и невероятное стремление к Свету, к Свободе, к Возвышенной Красоте, Любви и Радости — все это и много большее, сияющее конечной победой Сил Света в Сердце этой героической женщины – абсолютно убеждает, что именно такие женщины есть и будут спасителницами человечества и его ведущими в прекрасный Новый Мир.

Марина Попович: биография

Марина Попович — летчик-испытатель. Биография этой удивительной женщины будет поведана читателю в статье. Итак, начнем.

Дочь «летчицы»

Эта история случилась в конце 20-х годов прошлого века в одной из деревень Смоленщины. Весна, все цветет и пахнет, у молодых кровь бурлит. Потому, наверное, и заспорили парни с девчонками: «Кто прыгнет с большей высоты?».

Самой рисковой оказалась одна из девушек, Ксенья. Никто не поверил, а она действительно, соорудив нечто вроде парашюта, прыгнула со средней площадки 15-метровой каланчи. Все обошлось сравнительно благополучно, только руки ободрала, да ногу вывихнула. С тех пор Ксению и прозвали летчицей.

Спустя несколько лет в эту деревню, Самусенки, приехали сваты. Ксения Щербакова вышла замуж за Лаврентия Васильева. Прошло не так уж много времени, шла уборочная страда, когда в поле к сыну примчался, загоняя коня, отец. Обнял и поздравил с первым ребенком.

У Ксении и Лаврентия Васильевых родилась дочь. Назвали ее Мариной, и тогда никто не мог предположить, что она станет летчиком-испытателем 1 класса, одной из первых женщин, освоивших управление сверхзвуковым самолетом. Но до этого надо было еще пережить множество испытаний. Первым и самым страшным из них стала Великая Отечественная война.

Первая смерть

Биография Марины Попович была очень непростой. Что такое потеря близкого человека, она узнала рано. В реке утонула ее старшая сестра, Зоя. Старшей стала Марина. Конечно, у нее будут другие сестры, брат, но ту могилку, на которую она ходила тем летом с подружками, Марина Лаврентьевна запомнит на всю жизнь.

После смерти сестры она особо сблизилась с отцом. Именно он увлек ее музыкой. Он и сам играл, причем не на гармошке или гитаре, а на скрипке. А дочке подарил цимбалы, с которыми она первый раз выступила в деревенском клубе. Ощущения потом сравнивала с испытанными при своем первом прыжке с парашютом.

Страшные годы войны

В тот день они с отцом собирались выступить перед призывниками. Марина Лаврентьевна Попович первой услышала по радио объявление о начале войны. Отец почти сразу ушел на фронт. Она, десятилетняя, стала единственной помощницей беременной матери. Вале, младшей, шел четвертый год.

Немцы ворвались в их деревню ранним утром, и сразу началась охота на поросят, уток и кур колхозников. Вскоре прошел слух, что в концентрационном лагере за 50 километров от деревни видели многих местных мужиков. Мать с соседками отправились в путь, а вернулись с бежавшим из плена красноармейцем. Его обнаружили и деревню сожгли. К счастью, не вместе с жителями. Им все-таки удалось эвакуироваться. Все, что осталось – гриф от скрипки отца.

В ноябре 1941 года они оказались в городе Ояше Новосибирской области. С Ксенией Логиновной было пятеро детей, трое своих и двое – сестры. Выжили благодаря подаянию, которое собирали в окрестных селах. А перезимовав, переехали в деревню Пушкаревку.

Работать приходилось круглосуточно. Марине тоже. Полола лен, ухаживала за скотиной, пасла телят и овец. Учиться ходила в школу, куда надо было идти пять километров пешком. И это в сорокаградусный мороз.

Начало исполнения мечты

Уже тогда у Марины затеплилась мечта о небе. Любимой героиней, портрет которой она всегда носила с собой, стала знаменитая летчица Марина Раскова. В 1947 году, не дождавшись демобилизации отца, который навещал их в Пушкаревке, она поступает в авиационный техникум Новосибирска. Но специальности, которым там обучали, были связаны с созданием самолетов. О полетах речь не шла.

Упорная студентка добивается зачисления в местный аэроклуб. Взяли на парашютное отделение. Прыгали они со старенького ПО-2. Надо было выбраться на его крыло, а потом уже довериться парашюту. Но ей этого было мало.

Начала хлопотать о поступлении на летное отделение. Главным препятствием стал ее маленький рост. Не хватало трех сантиметров. Изнурительные тренировки продолжались три месяца. И она все-таки добилась своего. Учителя, Николая Николаевича Кунгурова, запомнила на всю жизнь, как и тот, первый полет на Ут-2.

Пришло время, и она взлетела самостоятельно, без инструктора. Освоила фигуры высшего пилотажа. После выпускных экзаменов Марину оставили в аэроклубе летчицей-спортсменкой. А на выпускном вечере произошла их первая встреча с военным курсантом Павлом Поповичем.

Несмотря на усмешки

Работая-инженером конструктором на заводе, Марина Попович продолжала мечтать о большой авиации. Небо уже покоряли первые реактивные самолеты. Летом 1952 года началось ее «хождение по мукам». Желание девушки, к тому же выглядящей такой хрупкой, попасть в большую авиацию, вызывало усмешки, непонимание.

В стремлении добиться своего, она поехала в Москву, на прием к К.Е. Ворошилову. Следующий этап – летная школа в Саранске, столице Мордовии. Курсант «метр с кепкой», как ее называли за глаза, выделялась среди всех, стала старшиной группы.

Чаще всего приходилось летать на самолетах ЯК-18. Но она и здесь показала характер, добилась разрешения пересесть на ЯК-11 истребительного типа. Впоследствии ее оставили в летной школе инструктором.

Жена космонавта

В 1954 году Марина Лаврентьевна приехала в отпуск, в село Барсуки, что недалеко от Великих Лук. Там жили ее родители, и туда же приехал навестить невесту Павел Попович. Через три дня они отправились в ЗАГС. Два года жили за тысячу километров друг от друга: он в Заполярье, она в Саранске. А в апреле 1956 года у них родилась дочь, Наташа. Главное, что угнетало ее мать во время жизни на севере, – неизвестность. Будет ли она летать? И когда муж был переведен в Подмосковье, сразу пошла в Центральный аэроклуб имени Чкалова. Все решилось очень быстро. В 1958 году М. Л. Попович зачислили в основной состав парадного расчета. Она стала летчиком звена, которым командовала прославленная Анна Ивановна Бодрягина.

Начались ежедневные, а зачастую и ночные полеты на Тушинском аэродроме. В том же году за выступление на воздушном параде их группу пригласили в Кремль, на прием. А через два года наступил новый этап и в жизни их семьи. Павел Попович был зачислен в первый отряд советских космонавтов. А его жена продолжала летать, одновременно учась в Академии гражданской авиации.

Легендарные рекорды

В 1964 году она установила свой мировой рекорд скорости. Первый реактивный самолет в жизни М.Л. Попович был чехословацким: Л-29 («Дельфин»). Надо было выжать из двигателя все возможное, выдерживая скорость на всем маршруте, при соблюдении многих других условий. Все это на высоте 5 километров.

Первые две попытки оказались неудачными, а во время третьей прежний мировой рекорд был превышен почти на 100 километров в час. Она получила звание мастера спорта. Но главное, был открыт путь к самой заветной мечте: стать летчиком-испытателем. Для этого старшему лейтенанту Попович опять пришлось пройти множество инстанций, вплоть до главнокомандующего ВВС. Но своего она опять добилась. После аварийного приземления во время первого полета командир части поздравил ее со вторым рождением. А сколько их предстояло впереди…

Рекорд, установленный на «Дельфине», казался теперь детской шалостью. Летчик-испытатель Марина Попович хотела побить мировой рекорд по высоте на сверхзвуковом самолете. И он был установлен.

При этом она оставалась женой и матерью. В октябре 1968 года семья Поповичей пополнилась дочерью Оксаной.

За штурвалом «Антея»

Мариной Лаврентьевной Попович было установлено 13 международных мировых рекордов! Всего же она установила более 100 достижений. Международная авиационная федерация присудила ей одну из высших наград. Это был диплом имени Поля Тиссандье.

В это же время училась на факультете аэродинамики, стала кандидатом наук. А вскоре и первой в мире женщиной, севшей за штурвал легендарного сверхтяжелого АН-22 («Антея»).


источники:

http://proza.ru/2015/06/30/811

http://www.syl.ru/article/365484/marina-popovich-biografiya